Вклад Российского НИИ Космического приборостроения
в развитие космического телевидения. исследования Марса.
 
Обзор отечественных программ исследования Марса - на основе публикаций
К. Лантратова в журнале "Новости космонавтики" 1996 г.    Часть 1.
Начиная с 1959 года в СССР было разработано шесть "марсианских" станций, дошедших до стадии летно-конструкторских испытаний:
- 1М (разработка 1959-60 гг.);
- 2MB (разработка 1961-62 гг.);
- 3МВ (разработка 1962-65 гг.);
- М-69 (разработка 1967-69 гг.);
- М-71 и М-73 (разработка 1969-73 гг.), которые представляли собой один тип АМС;
- 1Ф (разработка 1976-88 гг.).
- М-96 - седьмой тип таких аппаратов.
 Автоматические межпланетные станции серии 1М
 
В октябре 1959 г., после завершения первого этапа программы исследования Луны аппаратами Е-1 и Е-2А, советские ученые, окрыленные первыми космическими успехами, предложили перейти к исследованию планет Солнечной системы. В ОКБ-1, руководимом С.П.Королевым, такая задача обсуждалась уже давно.
 
В ноябре в ОКБ-1 были выполнены предварительные проработки компоновки межпланетных станций для исследования Марса и Венеры с определением потребных весов, изобретена схема ориентации для проведения коррекций, фотографирования планет и передачи информации на Землю через остронаправленную антенну, проработан вариант радиосистемы для осуществления связи с АМС на дальности 300 миллионов километров, предложено новое программно-временное устройство для аппаратов. 9-й отдел ОКБ-1 провел расчеты траекторий полета к Марсу и Венере. При условии, что масса станции будет порядка 500кг, ни один из существовавших тогда проектов трехступенчатой РН на базе МБР Р-7 (8К71) не позволял обеспечить перелет аппаратов к планетам. В связи с этим В.П.Мишин предложил установить на трехступенчатой РН еще одну (четвертую) ступень по схеме тандем. По результатам этих работ были сформулированы конкретные предложения, представленные руководителю ОКБ-1 С.П.Королеву.
В связи с этими предложениями специально для запуска АМС1М к Марсу и АМС1В (позже превратившейся в 1ВА) к Венере на базе ракеты 8К71 (Р-7) было решено разработать четырехступенчатую РН8К78. В качестве третьей ступени (блок И) была использована с соответствующими доработками вторая ступень ракеты Р-9 (8К75) с четырехкамерным двигателем РО-9 (8Д715) производства ОКБ-154 (ныне - КБХА), руководимым С.А.Косбергом. На четвертой ступени (блок Л) был установлен первый отечественный двигатель замкнутой схемы С1.5400 (11ДЗЗ) собственной разработки ОКБ-1.
 
В рамках работы над станцией 1М сотрудниками ОКБ-1 был впервые в космонавтике на практике решен ряд принципиальных вопросов. В частности: обеспечение радиосвязи на расстояниях до 300млнкм, создание солнечно-звездной прецизионной системы ориентации. Для обеспечения необходимых точностей ориентации (до нескольких угловых минут) было принято решение установить оптические датчики, гироскопы и двигательную установку на единой жесткой плите, вваренной в гермокорпус орбитального отсека станции. Для убыстрения работ по станции за прототип гермокорпуса был взят корпус "лунных фотографов" - станций Е-2А и Е-3. Снаружи на нем жестко крепились параболическая остронаправленная антенна системы связи, штанга всенаправленной антенны аварийной радиолинии, панель солнечной батареи, малонаправленная антенна, датчики научных приборов и служебных систем. 4 июня 1960г. было принято постановление ЦК КПСС и Правительства СССР №587-238 "О реализации плана освоения космического пространства на 1960 и 1-ю половину 1961г.". В нем предписывалось создать четырехступенчатую ракету-носитель для полета на Марс и Венеру. Пуски к Марсу назначались на август-сентябрь 1960г., к Венере - в оптимальные астрономические сроки.
 
Однако лишь 21 августа на Заводе №88 завершилась сборка технологического макета станции 1М. Задержка возникла прежде всего из-за сильного отставания от графика изготовления радиокомплекса аппарата в СКБ-567. Для решения этой проблемы комплексные испытания радиокомплекса были проведены в ОКБ-1. Испытания лишь отдельных блоков радиокомплекса выполнялись в СКБ-567.
 
Также на Заводе №88 не было еще закончено строительство помещения сборочного цеха для АМС №44 и контрольно-испытательной станции. Бытовые помещения, в которых размещались пультовые, остались без ремонта. В связи с этим на Заводе №88 были проведены со станциями 1М только промежуточные испытания и испытания отдельных систем. После этого аппараты в разобранном виде были помещены в контейнеры, специально разработанные для транспортировки АМС на полигон.
 
30 августа грузовым самолетом Ан-12 две полусобранные станции 1М №1 и 1М №2 были доставлены на полигон НИИП-5 (Байконур). Этим же рейсом на полигон была отправлена вся необходимая наземная контрольно-испытательная аппаратура, кабели, заводская оснастка и оборудование, необходимое для проведения сборки, монтажа, проверки на герметичность в барокамере. Станция 1М №1 была сразу отправлена на электрические испытания, станция 1М №2 - в барокамеру для проверки герметичности.
 
9 сентября при испытаниях радиоблок первой станции оказался неработоспособным. Блок был исправлен и установлен на штатные места в АМС. В дальнейшем при испытаниях не раз происходили отказы передатчика, преобразователя питания, миниатюрных переключателей, электроники командной радиолинии и пр.
15 сентября на полигон прибыла Государственная комиссия по пуску аппаратов 1М во главе с К.Н.Рудневым. В состав комиссии входил и главный конструктор станций С.П.Королев.
 
27 сентября были проведены комплексные испытания 1М №1 на соответствие программе управления в сеансах связи на трассе перелета. При этом было выявлена масса отклонений от расчетных параметров и отказов. Пуск в оптимальные сроки стал невозможным В конечном итоге удалось провести одно комплексное испытание на участке перелета и подхода к планете. 29 сентября проводилось комплексное испытание по фотографированию Марса. При этом вышло из строя фототелевизионное устройство
 
3 октября на полигоне прошло заседание Государственной комиссии. На нем было высказано множество нареканий в адрес разработчика радиосистемы СКБ-567 и предложено переподчинить бюро в будущем на правах филиала НИИ-885, руководимого М.С.Рязанским. В связи с уходом от оптимальной даты запуска и потребности снизить вес АМС принято решение снять со станций неработающие ФТУ и спектрорефлексометр профессора Лебединского для определения наличия жизни на Марсе. Также для сокращения срока предстартовой подготовки решено отказаться от проверки станции на герметичность в барокамере после окончательной сборки.
 
Задержки при изготовлении блока Л для РН 8К78, трудности при подготовке его к стендовым испытаниям привели к тому, что заключение по результатам огневых испытаний было получено лишь в начале октября 1960г. Положительные результаты стендовых испытаний блока Л позволили перейти к конкретной подготовке ракетно-космического комплекса 8К78/1М для осуществления запуска АМС к Марсу.
 
26 сентября 1960г. было завершено строительство под Евпаторией в Крыму НИП-16 для работ с межпланетными станциями. Представители НИП попросили на Госкомиссии расширить полосу приемников АМС с 25 до 300Гц в связи с выявившемся "плаванием" частоты бортовых передатчиков АМС [?].
 
6 октября после трех суток непрерывных испытаний аппарат 1М №1 был передан на сборку и стыковку с четвертой ступенью РН. Начались испытания аппарата 1М №2.
 
8 октября ракетно-космический комплекс 8К78/1 М №1 был вывезен из МИК на стартовую установку 1-й площадки.
 
10 октября 1960г. состоялся первый пуск РН8К78 с АМС 1М №1. Станция не вышла на орбиту ИСЗ. При пуске на третьей ступени ракеты-носителя на 309-й секунде полета произошел отказ системы управления. Это случилось вследствие нарушения командной цепи по каналу тангажа и возникновения автоколебаний ступени: гирогоризонт дал заведомо ложную команду. Вероятная причина случившегося - обрыв цепи или нарушение контакта в командном потенциометре. Третья ступень при ложной команде отклонилась больше чем на 7°, при этом замкнулся концевой контакт гирогоризонта и была подан команда на выключение двигателя 8Д715. Третья и четвертая ступени РН вместе с АМС сгорели в атмосфере над Восточной Сибирью.
Расчетная дата пролета этой АМС около Марса - 13 мая 1961 г.
 
12 октября ракетно-космический комплекс 8К78/1М №2 был вывезен из МИК на пусковую установку 1-й площадки Станция 1М №2 в сильно облегченно варианте уже не могла выполнить целевую задачу по исследованию Марса и предназначалась только для отработки запуска АМС с помощью РН 8К78 и изучения условий радиосвязи на больших расстояниях при перелете к другим планетам.
 
14 октября 1960г. был выполнен второй пуск РН 8К78 с АМС 1М №2. Станция тоже не вышла на орбиту ИСЗ. При запуске РН произошел отказ двигательной установки 8Д715 третьей ступени (блока И) на 290сек полета из-за замерзания керосина в трубопроводе его подачи. Керосин замерз еще при подготовке ракеты-носителя к запуску вследствие негерметичности разделительного клапана на магистрали жидкого кислорода ступени. Связка из третьей и четвертой ступеней и АМС сгорела в атмосфере над Восточной Сибирью.
 
Расчетной датой пролета АМС 1М №2 около Марса было 15 мая 1961 г.
 
Итак, в 1960 году было произведено две попытки запуска марсианских пролётных (то есть таких, которые должны были пролететь мимо Марса, не оставаясь на орбите вокруг него) станций типа М-60 ("Марс-60A, -60Б") проекта 1М (проектировался в ОКБ-1). Обе попытки были неудачными из-за аварий ракет носителей.
 
На КА проекта 1М предполагалась установка фототелевизионного устройства, изготовленного по принципу ФТУ, применявшемуся в 1959 году на КА "Луна-3", то есть алгоритм действия которой состоял в фотографировании Марса на фотопленку, фотохимическая обработка пленки, сканирование изображения с пленки и передачу изображения по радиоканалу на Землю (радиоканал в ФТУ не входил и являлся самостоятельной системой КА).
 
 
 
 
"Конкурсное" ФТУ для "Луны-3", спроектированное в НИИ-885, в музее РНИИ КП.
 
Известно, что в конце 50-х годов, при выборе конструкции ФТУ для "Луны-3" в ОКБ-1 был применен состязательный принцип - работа была поручена двум организациям - ленинградскому НИИ-380 (Всесоюзный НИИ телевидения, ВНИИТ) и московскому НИИ-885 (позже известному как НИИ приборостроения, НИИП, Российский НИИ космического приборостроения, РНИИ КП и т.д.). 
 
Автоматическая межпланетная станция проекта 1М
(параболическая антенна снята)
 
Для установки на КА "Луна-3" в ОКБ-1 был выбрана конструкция НИИ-380, при этом радиоканал для КА проектировался в НИИ-885. "Луна-3", как известно, отработала в высшей степени феноменально, поддержав передовые позиции СССР в исследовании планет. В дальнейшем, при разработке фототелевизионных устройств и телевизионных устройств для установки на межпланетных КА ни ОКБ-1, ни ОКБ имени Лавочкина, куда ОКБ-1 передало тематику межпланетных КА, ленинградский НИИ-380 не привлекался.
 
Сделано это было, видимо, под предлогом повышения эффективности создания и надежности функционирования техники путем совмещения в одной организации - НИИ-885 - функции проектироровщика и радиоканала, и фототелевизионных и т.п. систем
 
Для проекта 1М в НИИ-885 было разработано ФТУ, сведения о котором в интернете очень скудны - известно, что оно было изготовлено, но ни на КА "Марс-60A", ни на  КА "Марс-60Б" установлено не было (Don P. Mitchell утверждает: "чтобы уменьшить вес, после того, как окно запуска было пропущено")
 
Скорее всего, для КА проекта 1М было изготовлено ФТУ, доработанное из предлагавшегося для "Луны-3". Передача изображения должна была осуществлятся на несущей 3,7 ГГц по аналогову каналу вместе с телеметрическими сигналами. Википедия сообщает, что "фото-телевизионная камера установлена в герметичном отсеке, делающая снимки через защитное зеркало".
 
ФТУ было установлено в "днище" герметичного отсека.
 
Автоматическая межпланетная станция проекта М-1,
венерианский вариант, мемориальный музей космонавтики в Москве.
 
Макет "Марса-1" в мемориальном музее космонавтики в Москве.
 
 
 
 
 
 
 
Автоматические межпланетные станции серии 2MB
 
После неудач со станциями 1М и 1ВА 0КБ-1 совместно с Академией наук СССР в первой половине февраля 1961г. принял и решение провести подробный и тщательных анализ основных параметров станций и их систем и приступить к разработке новой станции с более высокой надежностью. С.П.Королев предложил в качестве следующего этапа изучения планет Солнечной системы создать унифицированную станцию для запусков к Марсу и Венере, получившую обозначение 2MB. Исходя из энергетических возможностей ракеты-носителя 8К78 было решено разработать два типа станций: для фотографирования и радиозондирования планет с небольшого расстояния при пролете и для доставки на поверхности планет спускаемых аппаратов с радиосистемой и научными приборами. Предусматривались модификации таких станций для запуска к Венере и Марсу.
 
К 30 июля 1961г. были подготовлены исходные данные для разработки унифицированной станции 2MB. Уже к началу 1962 г. в ОКБ-1 были разработаны рабочие чертежи на четыре типа унифицированной станции:
- 2МВ-1 аппарат для посадки на Венеру;
- 2МВ-2 аппарат для фотографирования и изучения Венеры с пролетной траектории;
- 2МВ-3 аппарат для посадки на Марс;
- 2МВ-4 аппарат для фотографирования и изучения Марса с пролетной траектории.
 
Модификации были разработаны с максимальной унификацией бортовых систем, узлов и деталей. Все типы станций имели в своем составе герметичный орбитальный отсек, в котором размещались служебные системы (ориентации и коррекции, терморегулирования, управления научной аппаратурой, связи, энергопитания и пр.) и некоторые научные системы, работающие на трассе перелета к планете. Снаружи на отсеке жестко крепились две раскрывающиеся створки панелей солнечных батарей, остронаправленная параболическая антенна, грубые и точные датчики ориентации, баллоны со сжатым азотом и газовые двигатели системы ориентации, датчики научной аппаратуры, блоки аварийной радиолинии. К хвостовой части гермоотсека крепился негерметичный отсек корректирующей двигательной установки. В нем стояли корректирующий двигатель, баллоны с компонентами топлива и сисгемой подачи, сопла газовых двигателей ориентации. На концах створок панелей солнечных батарей были закреплены радиаторы системы терморегулирования, передающая и приемная антенны метрового диапазона, антенны для приземного участка полета.
 
К передней части герметичного орбитального отсека крепился специальный отсек. На станциях 2МВ-1 и 2МВ-3 этот отсек представлял собой герметичный корпус с фототелевизионным устройством и научной аппаратурой для дистанционного изучения планеты (например, аппаратура радиоэондирования поверхности планеты для определения температуры, влажности, характеристик поверхности на ней и т.п.). На станциях 2МВ-2 и 2МВ-4 крепились спускаемые аппараты (СА), рассчитанные на посадку на поверхности планет. Внутри СА размещались парашютная установка, радиосистема и научные приборы. Снаружи СА покрывался теплозащитным покрытием. На всех вариантах станций 2MB на их специальном отсеке крепилась всенаправленная антенна аварийной радиолинии.
 
Для отработки систем станций 2MB и их взаимодействия в отличии от аппаратов 1М было предусмотрено изготовление технологических макетов, укомплектованных всеми электрически действующими приборами, а также экспериментальных макетов для отработки теплового режима АМС, процессов ее отделения от разгонного блока и разделения спускаемого аппарата и орбитального отсека.
 
В сентябре 1962 г. специальными авиарейсами на полигон были доставлены три АМС серии 2MB, предназначенные для исследования Марса: 2МВ-4 №3 и 2МВ-4 №4 для фотографирования с пролетной траектории и 2МВ-3 №1 для посадки на планету. В связи с тремя неудачными запусками в августе-сентябре 1962 г. станций 2MB к Венере и недостатком телеметрической информации, поступающей при этих авариях с борта, было решено установить при первом запуске к Марсу в октябре 1962 г. на четвертой ступени РН8К78 (блокеЛ) дополнительные средства контроля и измерений. В связи с этим пришлось облегчить саму АМС, сняв с нее научную аппаратуру. Таким образом терялась вся научная ценность ее полета.
 
24 октября 1962 г. состоялся пуск ракеты 8К78 с автоматической межпланетной станцией 2МВ-4 №3. АМС вышла на опорную орбиту искусственного спутника Земли. Однако при запуске двигателя С1.5400.А1 блока Л в его топливно-насосном агрегате из-за неучета сухого трения в вакууме заклинило разогревшуюся рессору. Это привело к взрыву турбонасосного агрегата двигателя через 17 сек. после запуска ДУ разгонного блока. 24 обломка станции и блока остались на орбите ИСЗ с наклонением 64.8°, высотой орбиты 485х180 км, периодом обращения 91.8 мин. 29 октября 1962 г. основная часть обломков вошла в плотные слои земной атмосферы.
 
Расчетная дата пролета станции 2МВ-4 №3 около Марса - 17 июня 1963г.
 
30 октября состоялся вывоз ракеты 8К78 со станцией 2МВ-4 №4 на стартовую установку 1-й площадки. На следующий день при комплексных испытаниях станции 2МВ-3 №1 было обнаружено, что по метровой аварийной радиолинии не проходят сигналы в спускаемый аппарат. В тот же день причина отказа была выявлена, дефект в радиосистеме устранен и станция отправлена в барокамеру для испытаний на герметичность.
 
1 ноября 1962 г. в 14:15 ДМВ северо-восточное полигона НИИП-5 (над боевым полем "Аральск"?) был проведен высотный ядерный взрыв (на высоте 60 км) с целью проверки возможности прекращения всех видов радиосвязи. Заряд на высоту был доставлен МБР Р-12 (8К63) (откуда стартовала?). Эксперимент прошел успешно, на всех диапазонах радиоволн на полигоне стояла полная тишина.
 
В тот же день 1 ноября в 19:14 ДМВ был осуществлен запуск станции 2МВ-4 №4, которая в сообщении ТАСС была названа "Марс-1". Атмосфера к этому моменту после ядерного взрыва пришла в норму, телеметрический контроль по всем станциям шел без замечаний. Блок Л на этот раз сработал успешно и перевел станцию на траекторию полета к Марсу. Однако сразу после окончания работы разгонного блока стала поступать информация о падении давления в газовых баллонах с азотом системы ориентации аппарата. До полного падения давления по командам с Земли на остатках запаса газа удалось закрутить станцию вокруг оси, направленной на Солнце и перпендикулярной плоскости солнечных батарей АМС. Это обеспечило аппарату режим гироскопической стабилизации и подзарядку буферных батарей системы энергопитания. Благодаря этому связь со станцией продолжалась еще 4 месяца, хотя коррекции траектории полета АМС и связь через остронаправленную антенну были невозможны. Связь велась через малонаправленные антенны метрового диапазона. Контакт со станцией был потерян 21 марта 1963 г. на расстоянии 106 млн. км. За время полета с АМС проведен 61 сеанс связи. По баллистическим расчетам аппарат пролетел в 197 тыс. км от Марса 19 июня 1963 г., однако получить фотографий планеты при этом, естественно, не удалось.
 
Как выяснила специальная комиссия, причиной потери азота системы ориентации на станции 2МВ-4 №4 было не полное закрытие клапана азота, изготавливаемого по заказу ОКБ-1 одним из заводов Министерства авиационной промышленности. Расследование показало, что при пайке обмотки электромагнита клапана на седло клапана попадала канифоль. Она-то и мешала полному закрытию клапана. При проверке нескольких подобных клапанов из той же серии канифоль была обнаружена и на их седлах. Вывод комиссии был подтвержден натурными испытаниями клапанов данной серии на заводе-изготовителе.
 
Последняя станция серии 2MB - 2МВ-3 №1, оснащенная спускаемым аппаратом, - была запущена 4 ноября 1962 г. На этапе работы второй ступени ракеты-носителя 8К78 были зафиксированы отклонения в работе двигательной установки и насоса керосина. Однако к аварии носителя это не привело, и АМС вместе с разгонным блоком Л вышла на опорную орбиту искусственного спутника Земли. Однако при работе разгонного блока Л вследствие преждевременного выпадения штатива программного запоминающего устройства ПЗУ на 33-й секунде работы произошло преждевременное отключение двигателя С1.5400.А1. Причиной этого стала недостаточная вибропрочность штатива при сильных вибрациях второй ступени РН. Станция осталась на орбите ИСЗ с наклонением 64.7°, высотой 200х226км и периодом обращения 88.7 мин. 5 ноября 1962 г. она вошла в плотные слои земной атмосферы и сгорела.
 
Расчетная дата посадки на Марс была 21 июня 1963г.
 
Итак, краткое резюме: проект М-62 (разработки ОКБ-1) представлял собой проект унифицированных марсианско - венерианских автоматических межпланетных станций (АМС) типа 2МВ.:
 - АМС "Марс-62A" типа 2МВ-3, имевшая посадочный модуль, и первая пролётная АМС "Марс-62Б" типа 2МВ-4 не были выведены на межпланетные траектории из-за аварий ракет носителей (
разгонного блока Л).
 - вторая пролётная АМС "Марс-1" типа 2МВ-4 была запущена к Марсу 1 ноября 1962 года. Это был первый в истории космический аппарат, выведенный на траекторию полёта к Марсу. КА "Марс-1" нес на борту ФТУ для фотографирования Марса, но из-за неисправности системы ориентации КА, ФТУ не включалась.
 
 
Маленькое отступление... Вот ссылка на заметочку с сайта "Труженики космоса" от "Союза ветеранов Космических войск", посвященную первому пролёту Марса АМС "Марс-1"  - в информации из трех строк перепутаны даты старта и пролета (в трех строчках заблудились...) Многие неисправности на КА случались из-за таких же досадных "перепутов", допущенных теми же ветеранами, когда они еще не были ветеранами...
 
 
ФТУ весом 32 кг имело камеру с двумя объективами с фокусными расстояниями  35 мм с углом обзора 63 град. и 750 мм с углом обзора 5,33град. и использовало фотопленку шириной 70 мм. (Скорее всего, камера была разработана и изготовлена на красногорском оптико-механическом заводе.) Через 35 мм объектив экспонировались квадратные изображения, через 750 мм объектив - прямоугольные изображения с соотношением сторон 3:1.
 
 
Кассета вмещала фотопленку на 112 фотографий (поровну на два типа ?).
 
Изображения могли быть отсканированы с разрешением в 1440х1440, 720х720 или 68х68 элементов (в некоторых источниках - 88х88). Подразумевалось быстрое сканирование (68 линий) всех отснятых кадров и повторное сканирование с более высоким разрешением наиболее интересных снимков.
 
Don P. Mitchell высказывает предположение, что в проектировании камеры, возможно, участвовал П.Ф. Брацлавец из ВНИИТа, но ветеран ВНИИТа, участник многих пионерских работ по космическому телевидению Виктор Арсеньевич Ефимов в личном разговоре всегда отрицал это...
 
Камера содержала ультрафиолетовый спектрограф. УФ-спектр проецировался на пленке рядом с изображением в видимом диапазоне (как разворачивался спектр?).  Инфракрасный спектрометр на длину волны 3-4 микрон также был расположен на борту КА и ориентирован параллельно оси камеры. УФ и ИК спектрометры были разработаны
Александром Игнатьевичем Лебединским.
 
ФТУ имела собственный (!) радиопередатчик на 6 ГГц, использовавший импульсную модуляцию сигнала от сканера. Передатчик потребляемой мощностью 50 Вт работал, излучая импульсы 25 кВт . До изобретения избыточных систем кодирования передача сообщений мощными импульсами была гениальным способом увеличения пропускной способности радиоканала на дальностях порядка 300 миллионов километров.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Судя по внешнему виду камеры - сверху широкоугольный короткофокусный объектив, снизу - узкоугольный длиннофокусный, на который установлена туба с оранжевым светофильтром.
 
Что касается посадочного модуля АМС "Марс-62A" типа 2МВ-3: видимо это был посадочный модуль типа лунного Е-6, приспособленный для Марса. Скорее всего ТВ-оборудование представляло собой одну или две "экспериментальные панорамные камеры" (есть в музее РНИИ КП) - прообраз позже широко применявшихся камер типа Я-198 разработки 1963 года.
 
Пролетная АМС "Марс-1" типа 2МВ-4 - рисунок из журнала "Техника молодежи" и фотография в (ОКБ-1?)
 
ФТУ в пролетных аппаратах типа 2МВ-1 "Марс-62Б" и "Марс-1" устанавливалось в "днище" герметичного специального отсека ("планетного отсека"). (Посмотреть/снять в мемориальном музее космонавтики на модели1:3 аппарата "Марс-1").
 
Автоматическая межпланетная станция проекта М-62 типа 2МВ-4 (пролётная) "Марс-62Б" для фотографирования Марса.
1. Герметичный орбитальный отсек
2. Герметичный специальный отсек (фотоотсек)
3. Корректирующая двигательная установка
4. Солнечные батареи
5. Радиаторы системы терморегулирования
6. Остронаправленная параболическая антенна
7. Малонаправленные антенны
8. Малонаправленная антенна    9. Передающая антенна метрового диапазона
10. Всенаправленная антенна аварийной радиолинии
11. Иллюминаторы фототелевизионного устройства и датчики ориентации на планету
 
12. Датчики научной аппаратуры
13. Приемная антенна метрового диапазона
14. Датчик точной солнечной и звездной ориентации
15. Аварийная радиолиния    16. Датчик постоянной солнечной ориентации
17. Датчик ориентации параболической антенны на Землю
18. Сопловые аппараты системы ориентации
19. Баллоны со сжатым газом системы ориентации
20. Шторки датчиков ориентации
21. Датчик грубой ориентации на Солнце
22. Датчик контроля солнечной ориентации
 
 
 
 
АМС "Марс-62A" типа 2МВ-3 имевшая посадочный модуль, изображения которой найти не удалось, вместо герметичного специального отсека ("планетного отсека") имела посадочный спускаемый аппарат, установлен-
ный  таким же образом, что и спускаемый венерианский аппарат на АМС типа 2МВ-1, летавшей к Венере (см. ниже).
 
1. Герметичный орбитальный отсек
2. Спускаемый аппарат
3. Корректирующая двигательная установка
4. Солнечные батареи
5. Радиаторы системы терморегулирования
6. Остронаправленная параболическая антенна
7. Малонаправленные антенны
8. Антенна проверки спускаемого аппарата
9. Передающая антенна метрового диапазона
10. Приемная антенна метрового диапазона
11. Всенаправленная антенна аварийной радиолинии
12. Антенны для приземного участка
13. Датчик ориентации на Землю
14. Датчики научной аппаратуры
15. Датчик точной солнечной и звездной ориентации с защитной крышкой
16. Блоки аварийной радиолинии
17. Датчик постоянной солнечной ориентации
18. Сопловые аппараты
19. Баллоны со сжатым азотом для системы ориентации
20. Датчики контроля солнечной ориентации
 
Автоматическая межпланетная станция типа 2МВ-1 со спускаемым аппаратом для посадки на поверхность планеты Венера, однотипная с АМС "Марс-62A" типа 2МВ-3 со спускаемым аппаратом для посадки на поверхность планеты Марс. Из-за отсутствия герметичного специального отсека ("планетного отсека"), ФТУ не несла. Посадочный модуль, выполненный по образцу лунных АМС серии Е-6, видимо, содержал "экспериментальную панорамную камеру"  - прообраз позже широко применявшихся камеры типа Я-198 разработки 1963 года.
 
Надо отметить, что спускаемый аппарат марсианской серии 2МВ-3 расчитывался на предполагаемое тогда марсианское атмосферное давление 80-300 мбар, но американский зонд "Mariner-4" в 1965 году установил, что давление атмосферы Марса не превышает 10 мбар. Скорее всего, спускаемый аппарат проекта М-62, долети он до Марса, разбился бы о поверхность...
Автоматические межпланетные станции серии 3МВ.
 
Учитывая опыт работ со станциями 2MB в конце 1962 г. были начаты работы над унифицированной АМС следующего поколения, получившей обозначение 3МВ. По аналогии с серией 2MB разрабатывалось четыре модификации станции 3МВ:
- 3МВ-1 аппарат для посадки на Венеру;
- 3МВ-2 аппарат для фотографирования и изучения Венеры с пролетной траектории;
- 3МВ-3 аппарат для посадки на Марс;
- 3МВ-4 аппарат для фотографирования и изучения Марса с пролетной траектории.
 
Основные мероприятия по повышению надежности станции 3МВ по сравнению с ее прототипом 2MB заключались в дублировании исполнительных органов системы ориентации. На корректирующей двигательной установке станции был смонтирован специальный защитный кожух для улучшения теплового режима хранения компонентов топлива КДУ.
 
Пуски АМС серии 3МВ было решено начать с проверки всего комплекса в режиме межпланетного зонда с попутным высококачественным фотографированием обратной стороны Луны с пролетной траектории. Первый пуск такого зонда был осуществлен, правда, неудачно, 11 ноября 1963 г. (спутник "Космос-21"-аппарат 3МВ-1 №1)
 
Первый за пуск станции серии 3МВ к Марсу состоялся в конце ноября 1964 г. Первоначально готовились к исследованиям "Красной планеты" пять аппаратов серии: одна посадочная станция 3МВ-3 (№1) и четыре пролетных "фотографа" 3МВ-4 (№№2, 3, 4 и 6). Однако вовремя подготовить все АМС на полигоне не успели. В самом конце астрономического окна 30 ноября 1964 г. был выполнен пуск лишь станции 3МВ-4 №2, получившей официальное обозначение "Зонд-2". Но после выхода станции на траекторию полета к Марсу на ней не полностью раскрылись солнечные батареи, из-за чего нарушился нормальный режим работы системы электропитания (официальная версия РКК "Энергия" приведенная в книге, посвященной 50-летию предприятия). В сообщении ТАСС указывалось, что "по данным телеметрии, полученным в первых сеансах связи, энергоснабжение на борту станции приблизительно вдвое меньше ожидаемого".
 
Как рассказывал В.П. Долгополов, на "Зонде-2" не произошла расчековка одной из панелей солнечных батарей. Конструкция зачековки панели была очень простой: металлическая чека в виде стержня соединяла подпружиненную панель в сложенном состоянии у гермокорпуса аппарата. Чека была соединена веревочным тонким фалом с блоком Л. После отделения станции от блока Л, блок за веревочку выдергивал чеку и под действием пружин панель разворачивалась в нормальное рабочее положение. На 3МВ-4 №2 этого не произошло. Чека, судя по всему, не вышла до конца или оборвалась веревка.
 
По информации РКК "Энергия", солнечные батареи удалось открыть только 15 декабря 1964 г. в результате ряда динамических операций. Но проблемы со станцией это уже решить не могло. Прошли все возможные сроки первой коррекции траектории перелета АМС к Марсу. Нескорректированная траектория полета сильно отличалась от расчетной. Вернуть аппарат на "путь истинный" было уже невозможно. Поэтому выполнить основную целевую задачу - фотографирование с близкого расстояния Марса - станция уже не могла. В ходе ее дальнейшего полета произошли еще целая серия отказов, в результате которых радиоконтакт со станцией был потерян.
 
Однако по другой версии, высказанной Т. Варфоломеевым в статье "Долгий путь к Красной планете", на станции "Зонд-2" остались в нераскрытом положении радиаторы системы терморегулирования на концах солнечных батарей. В результате, нарушился температурный режим в гермоотсеке станции. Также радиаторы затенили почти 50% площади солнечных батарей. В условиях пониженного электроснабжения не обеспечивалась требуемая мощность сигнала со станции.
 
19 декабря 1964 г. газета "Правда" со ссылкой на сообщение ТАСС официально объявила, что на станции "Зонд-2" успешно проведено испытание электрических реактивных плазменных двигателей. Тем самым это сообщение служило косвенным подтверждением того, что электропитание на АМС наладилось и возможно было провести такой энергоемкий эксперимент. На станции "Зонд-2" было установлено 6 плазменных двигателей, которые и обеспечили ориентацию аппарата во время сеанса 18 декабря.
 
По западным данным, связь со станцией "Зонд-2" поддерживалась до 4-5 мая 1965 г., хотя это кажется маловероятным. Расчетная дата пролета Марса и его фотографирования - 6 августа 1965 г.
 
Остальные три аппарата серии 3МВ, предназначавшиеся для исследования Марса, были доработаны и не использовались по первоначальному назначению. Один провел фотографирование обратной стороны Луны (3МВ-4 №3, "Зонд-3", старт 18 июля 1965 года, пролет Луны 20 июля 1965 г.). Три других исследовали Венеру:
 
- 3МВ-4 №4; "Венера-2", старт 12 ноября 1965 г., пролет Венеры 27 февраля 1966 г. без связи с Землей;
- 3МВ-3 №1, "Венера-3", старт 16 ноября 1965 г., попадание в Венеру 1 марта 1966 г. без связи с Землей;
- 3МВ-4 №6, "Космос-96", запуск 23 ноября 1965 г., остался на орбите ИСЗ из-за аварии третьей ступени (блок И).
 
Три последние станции официально уже считались аппаратами, подготовленными к запуску в НПО имени С.А. Лавочкина. Туда в апреле-мае 1965 года была передана межпланетная тематика из ОКБ-1.
 
В самом начале 1965 г. в ОКБ-1 началась разработка проекта станций 3МВ-5 и 3МВ-6 Первая из них предназначалась для доставки на "Красную планету" спускаемого аппарата, вторая - для фотографирования поверхности планеты с орбиты искусственного спутника Марса. АМС этих серий планировалось запустить в следующее астрономическое окно для старта к Марсу в январе 1967 г.
 
Однако этим планам было не суждено осуществиться, такие станции созданы не были.
 
Работы над аппаратами для исследования Марса продолжились уже в НПО им.С.А.Лавочкина. Все остальные отечественные марсианские автоматические межпланетные станции были разработаны там.
 
Итак, пролётная станция  М-64, типа 3МВ-4A, получившая имя "Зонд-2" (проектировалась в ОКБ-1) была запущена к Марсу 30 октября 1964 года. Однако, по причине не полного раскрытия солнечных батарей или радиаторов системы терморегулирования на концах солнечных батарей, миссия провалилась.
 
ФТУ, установленное на КА "Зонд-2", видимо, было аналогом того, что летало на "Зонде-3" в следующем году и успешно фотографировало области обратной стороны Луны, не попавшие в объектив КА "Луна-3". Ширина фотопленки - 22,4 мм, в кассете пленки на 40 снимков, сканер разрешением 1100х550 элементов.
 
ФТУ традиционно устанавливолась в "днище" специального отсека ("планетного отсека"). Схему ФТУ и подробности о камере читайте в описании миссии
"Зонда-3".
 
Поразительно, но даже в таком грандиозном, государственных масштабов, деле, как запуски космических аппаратов к планетам, нет полной ясности в истории реализации планов таких полетов... На форуме "Новостей космонавтики" (
ссылка 1 и ссылка 2) предпринималась попытка разобраться в хронологии и подробностях запуска КА в сторону Марса в первой половине 60-х годов:
 
Из сообщения со ссылкой на график полетов объектов 3МВ, утвержденный М.В. Келдышем в 1963 г.: "... 3МВ-4А ... 4. Задачи полета ... Проверка дальней радиосвязи (?), проверка (?) фотографического устройства при фотографировании Земли с расстояния 40 тыс – 200 тыс км от Земли и передача изображений. "
 
Из сообщения со ссылкой на сборник рассекреченных документов «Советский космос», который вышел в 2011 году к 50-летию полета Гагарина: "...в  сборнике «Советский космос» опубликован документ, из которого можно сделать новые выводы о полете "Зонда-2" :
1) АМС была предназначена для попадания на Марс, а не для пролета (как раньше предполагалось)
2) АМС скорее всего была бы объявлена как "Зонд-2", даже если бы все системы на борту функционировали штатно сразу после запуска.
 
Макет (?) 3МВ "Зонд-2" (?)
на ВДНХ.
В записке Л. Смирнова, Г. Тюлина, В. Калмыкова и других в ЦК КПСС от 28 ноября 1964 г. (за два дня до запуска "Зонда-2") говорится, что первоначально в ноябре 1964 г. планировалось запустить четыре объекта 3МВ, в том числе двух в варианте «попадания в планету с доставкой на ее поверхность спускаемого аппарата с научными приборами» и двух в пролетном варианте.
 
Однако, по нескольким причинам не удалось их подготовить к запуску до конца стартового окна. Проведенные в 1963 г. и в начале 1964 г. спектрографические исследования Марса показали, что плотность его атмосферы в 3-4 раза ниже, чем раньше предполагалось, что повлекло за собой коренную переработку ряда систем посадочного варианта. Значительные изменения в целях повышения надежности пришлось внести и в объекты 3МВ пролетного варианта. Кроме того, разработчки были заняты и подготовкой пусков "Восходов". Все это привело к тому, что «укомплектование и изготовление объектов 3МВ не были обеспечены в требуемые сроки и качественная подготовка их к пускам в ноябре стала невозможна». Дальше говорится, цитата:
 
Учитывая вышеизложенное, нами разработана следующая программа работ :
 - в ноябре-начале декабря с.г. обеспечить запуск в направлении к планете Марс одного космического объекта-зонда, подготовка которого в настоящее время заканчивается. При этом запуске будут отрабатываться в реальных условиях космического полета система и аппаратура объектов «МВ» и проводиться научное исследование космического пространства. При правильном функционировании всех систем будет предпринята попытка проведения коррекции траектории полета объекта с целью обеспечения попадания его на планету Марс и доставки на нее вымпела.
 
Короче, было решено отказаться от мягкой посадки в пользу «твердой» посадки с доставкой вымпела без выполнения научных исследований на поверхности.
 
Автоматические межпланетные станции серии М-69
 
Разработка станции для исследования Марса началась в НПО имени С.А. Лавочкина под руководством Г.Н. Бабакина сразу же после передачи сюда межпланетной тематики из ОКБ-1 в апреле 1965 года. Это станция, получившая в НПО имени С.А. Лавочкина (НПОЛ) обозначение 1 М (не путать со станцией 1М разработки ОКБ-1), предназначалась для исследования "Красной планеты" с пролетной траектории. Она принципиально отличалась от аппаратов серии 3МВ, разработанных в "королевском" ОКБ-1. Станция была рассчитана на запуск ракетой 8К78М и весила порядка 1000 кг. Запустить эту АМС должны были во время очередного астрономического окна в январе 1967 года. По проекту 1М было разработано техническое предложение и началось эскизное проектирование.
 
Тем временем, на момент передачи межпланетной тематики в середине 1965 года в ОКБ-1, оставались еще три уже изготовленных и испытанных, но не запущенных аппарата серии 3МВ. Это были одна станция 3МВ-3 со спускаемым аппаратом и две 3МВ-4 для фотосъемки с пролетной траектории. Они создавались для исследований Марса в расчете на запуск в ноябре 1964 года, но так и остались на Земле. Имеющийся задел было решено использовать для пусков к Венере, естественно, с соответствующей доработкой. Две станции ушли к "Утренней Звезде" в ноябре 1965 г., одна осталась на орбите ИСЗ. Однако из-за повышения температуры радиосистемы вследствие нарушения теплового баланса еще до подлете двух успешно "ушедших" станций к Венере с ними была потеряна связь. Сам факт пролета Венеры и входа в ее атмосферу спускаемого аппарата не мог удовлетворить ни руководство СССР, а главное - ученых. Поэтому в НПОЛ было поручено срочно сделать очередные АМС для исследования Венеры "по образу и подобию" аппаратов 3МВ с соответствующей доработкой. Марсианские дела на предприятии пришлось отложить "на потом". Проект 1 М был закрыт.
 
Итак, в 1967 году стартовое окно на Марс было пропущено по причине недостатка времени и мощностей у нового "подрядчика" по межпланетным КА - НПО им. С.А. Лавочкина, все силы были брошены на Венеру.
 
12 июня 1967 с помощью РН 8К78М была запущена первая "лавочкинская" "Венера" (аппарат В-67 №310), получившая в открытой печати номер 4. 18 октября того же года ее спускаемый аппарат вошел в атмосферу "Утренней звезды" и передал первые данные о ней. При запуске второго аппарата (В-67 №311) 17 июня из-за незахолаживания перед стартом ТНА в очередной раз произошел отказ разгонного блока Л и АМС осталась на орбите искусственного спутника Земли как "Космос-167". В дальнейшем станции на базе 3МВ запускались до марта 1972 года.
 
В НПОЛ после старта В-67 появилась передышка в "венерианских делах", которая была использована для продолжения работ по марсианской тематике. Но теперь уже приходилось ориентироваться на астрономическое окно конца марта 1969 года. С осени 1967 года развернулись работы по проекту М-69 (конструкторское обозначение 2М). Два года перерыва между 1 М и 2М оказались к лучшему: теперь конструкторы могли делать аппарат массой уже 5 тонн для запуска с помощью новой РН 8К82К (УР-500К, "Протон-К") Эта ракета проходила тогда летно-конструкторские испытания. ОКБ-1 использовать этот челомеевский носитель не планировало, опираясь лишь на ракеты собственной разработки. Бабакин же выбирал то, что ему казалось лучше. Запустить 5-тонный аппарат к Марсу было лучше, чем однотонный. Впоследствии все аппараты НПОЛ выводились на орбиты только РН 8К82К с разгонными блоками серии Д разработки ОКБ-1.
 
В проекте М-69 рассматривались три варианта исследования Марса: прямое попадание, пролетно-посадочная схема и выход на орбиту искусственного спутника Марса со сбросом на планету спускаемого аппарата.
 
Первый вариант предполагал прямой перелет, когда станция достигает планеты Марс, входит в атмосферу и совершает посадку на ее поверхность. В этом случае передача на Землю научной информации о планете, ее атмосфере производится непосредственно при снижении и с поверхности Марса после посадки. Однако в этом случае на спускаемом аппарате должен быть установлен очень мощный передатчик, чтобы сигналы от него можно было бы принимать на Земле. Это был бы повтор проектов 2МВ-3 и 3МВ-3.
 
Второй вариант - пролетно-посадочный - предполагал, что в момент пролета мимо Марса от станции отделяется посадочный аппарат. Он совершит мягкую посадку на планету и передаст научную информацию на пролетный отсек станции для последующей ретрансляции на Землю. (Такой вариант был реализован позже в программе М-73).
 
По третьему варианту станция после подлета к планете должна была отделить спускаемый аппарат, а орбитальный отсек перешел бы на орбиту искусственного спутника Марса. Находясь на орбите, станция ретранслировала бы научную информацию от спускаемого аппарата и проводила дистанционные исследования планеты. Конечно, последний вариант был наиболее привлекательным. На нем в НПОЛ и остановились.
 
Конструктивно станция М-69 состояла из орбитального отсека (ОО) и спускаемого аппарата (СА).
 
Спускаемый аппарат М-69 был сильно похож на посадочный аппарат станций Е-6 для первой мягкой посадки на Луну. Сфера с раскрывающимися лепестками размещалась между двух надувных амортизационных баллонов. СА имел тормозную парашютную систему. Спереди спускаемого аппарата устанавливался аэродинамический конус.
 
Схема посадки СА была следующая. За несколько часов до подлета к "Красной планете" станция ориентировалась и от нее отделялся СА. Он должен был войти в атмосферу Марса, погасить скорость сначала с помощью аэродинамического экрана, а затем - парашютной системы и совершить мягкую посадку. При посадке амортизирующие баллоны смягчали удар СА о поверхность. После отстрела баллонов и раскрытия лепестков спускаемый аппарат приступал к работе на поверхности.
Но в ходе работ над станцией, как это часто бывает, ее масса сильно выросла по сравнению с планировавшейся и уже не отвечала требованиям по грузоподъемности РН8 К82К. Приходилось чем-то жертвовать. Пожертвовали спускаемым аппаратом. Он со временем был доработан и установлен на АМС М-71, а станция М-69 в начале 1968 года была переориентирована на исследования лишь с орбиты Марса. На месте исчезнувшего СА сверху М-69 появился дополнительный (третий) герметичный приборный отсек.
 
После отказа от спуска на Марс изменилась и схема полета станции М-69. Она отличалась от всех предыдущих схем полетов советских АМС к "Красной планете" тем, что станция доразгонялась на конечном этапе запуска за счет собственной двигательной установки. Также впервые управление работой разгонным блоком (блок Д, 11С824) должно было вестись с помощью системы управления самой станции.
 
Запуск станции М-69 планировалось осуществить с помощью трехступенчатой РН 8К82К (УР-500К) и разгонного блока 11С824 (блок Д). АМС должна была выйти на промежуточную орбиту искусственного спутника Земли, по которой она сделала бы неполный виток. Затем производилось повторное включение блока Д. После выработки топлива в баках блока он отделялся и производился запуск основной двигательной установки самой станции.
 
За счет ошибок начального вывода станция могла пролететь мимо Марса на расстоянии 400-500 тыс км с большим отклонением по времени прилета. Поэтому в ходе 6-месячного перелета к планете были запланированы две коррекции. Первая должна была проводиться на 40 сутки полета. Коррекция уменьшала рассеивание до 10 тыс км, а ошибку по времени прилета - до 2 часов. За 10-15 суток до подлета станции к Марсу планировалась вторая коррекция. Она снижала ошибку в высоте пролета до 1000 км, а по времени - до 10 минут.
 
В районе перицентра траектории планировалось третье включение двигателя для перехода станции на эллиптическую орбиту искусственного спутника Марса (ИСМ) Предполагалось, что ее параметры составят: наклонение 40°, высота над поверхностью Марса в апоцентре 34000 км, в перицентре - 1700 км, период обращения 24 часа. Однако в конце 60-х годов гравитационные параметры Марса были известны с недостаточной точностью. В связи с этим, а также из-за ошибок в прогнозе траектории и неточности при проведении коррекций высота в апоцентре орбиты могла составить от 15000 до 75000 км, а в перицентре - от 700 до 2700 км.
 
Но коррекций сразу же после выхода на ИСМ проводить не планировалось. После точного определения параметров орбиты станция должна была приступить к главной своей задаче: фотографированию поверхности Марса. Одновременно с этим планировалось исследовать характеристики атмосферы Марса и уточнить его радиус путем радиозондирования. Для этого при заходе станции за Марс должна была использоваться остронаправпенная параболическая антенна. Сделав первую серию снимков, планировалось снизить высоту перицентра до 500-700 км. На этой орбите должна была проводиться вторая серия фотографирования и сбор других научных данных о Марсе. Вся программа научных исследований на ареоцентрической орбите была рассчитана на 3 месяца
 
В трех герметичных отсеках разместилась основная часть бортовой аппаратуры. В верхнем отсеке находились электронные блоки научной аппаратуры. На крышке астроотсека монтировались оптические приборы ориентации. Внутри астроотсека была установлена аппаратура системы управления и радиокомплекс. В другом отсеке размещались фототелевизионные установки с тремя фотоаппаратами, химическая буферная батарея, телеметрические и коммутационные блоки.
 
Снаружи к станции крепились панели солнечных батарей, параболическая антенна, две конические антенны и датчики научных приборов.
 
Вес автоматической станции М-69 при запуске составлял 4850 кг.
 
Бортовая радиотехническая аппаратура работала в двух диапазонах: в сантиметровом и дециметровом. Этим достигалась устойчивая радиосвязь на всех участках полета В сантиметровом диапазоне работали два передатчика, в дециметровом диапазоне - три приемника и два передатчика. Один приемник дециметрового диапазона. С175 всегда был включен и мог принимать в любое время сигналы с Земли с помощью малонаправленной конической антенны
 
Надежная работа радиокомплекса обеспечивалась дублированием по схеме с холодным резервом. При этом к работе попеременно каждые 7 суток подключались бы один из двух приемников дециметрового диапазона. Переключение происходило по командам программно-временного устройства. По такой же логике работали и передатчики. Их переключение происходило через каждые 14 суток.
 
Приемники и передатчики дециметрового диапазона подключались при помощи антенного переключателя как к малонаправленным коническим антеннам, так и к остронаправленной параболической.
 
Диаграмма направленности конической малонаправленной антенны была заключена в телесном угле 84°. Ее излучение имело максимум смещения от оси антенны на угол 40° При этом диаграмма направленности имела вид так называемого "бублика". Конические антенны были расположены таким образом, что при ориентации станции панелями солнечных батарей на Солнце их диаграмма всегда была бы направлена на Землю. В течение первых 40 суток полета к Марсу связь с Землей планировалось осуществлять через малонаправленную антенну.
 
В дальнейшем, для обеспечения качественной связи, дециметровые и сантиметровые передатчики должны были быть подключены к параболической антенне. Диаграмма направленности параболической антенны имела ширину 8.5°. Это позволяло значительно повысить информативность радиолинии. Передача на Землю фотокадров поверхности Марса и научной информации планировалось осуществлять сантиметровыми передатчиками, которые подключались бы к параболической антенне. Диаграмма направленности в этом случае имела бы ширину 1°. Надежная передача информации в этом режиме осуществлялась бы в пределах не менее 250 миллионов километров от Земли.
 
Сроки запуска станций М-69 к Марсу определялись астрономическим окном. Максимально благоприятной была дата 22 марта 1969 г. На нее и ориентировались в баллистических расчетах, Для большей вероятности выполнения поставленной задачи было решено готовить к запуску два аппарата М-69. 
 
Работа над первой полностью собственной станцией в НПОЛ шла с большими сложностями и малыми средствами. Большая часть коллектива КБ в то время решала параллельно проблемы доставки на Луну лунохода и возвращения на Землю лунного грунта. Это были более приоритетные задачи, чем исследование "Красной планеты". Этому направлению отдавало предпочтение и руководство СССР, подстегиваемое американскими лунными планами. Но если к Луне пуски возможны каждый месяц, то следующего окна для старта к Марсу пришлось бы ждать более двух лет. Поэтому приходилось спешить, чтобы уложиться в астрономическое окно. Разработка и изготовление станций М-69 велись в постоянном цейтноте.
 
В связи с задержкой отработки и испытаний М-69 в самом НПОЛ было решено не до конца готовые аппараты отправить на полигон и там завершить все работы. Ситуация напоминала историю с "королевской" станцией 1М. В конце 1968 г., перед самым Новым годом две летных М-69 на самолете были доставлены на Байконур и заняли места в МИКе 92-й площадки рядом с прибывшим туда ранее первым луноходом.
 
Зима 1968-69 гг. выдалась на космодроме очень суровой. В Ленинске и на многих площадках замерзли и лопнули трубы отопления. Работать приходилось в неотапливаемых корпусах. Причем повторялись те же "детские" болезни, что и у первой советской марсианской станции 1М. У испытателей было очень много нареканий к электронике системы управления и телеметрии АМС. Они были изготовлены на старой элементной базе начала 60-х годов и во время электрических испытаний постоянно отказывали.
 
Тут же сказалась и неудачная конструкция цилиндрических герметичных приборных отсеков М-69. При отказах в электронике специалистам было очень тяжело добраться до неисправного блока. Приходилось вынимать всю "начинку" из гермоотсека, потрошить ее, добираясь до неисправности, а потом заново все монтировать в гермоотсеке. Из-за этих проблем график полигонных испытаний постоянно срывался и потому проводился по сильно урезанной программе. Испытателям никак не удавалось полностью пройти все участки экспедиции. Всегда где-то случался отказ. Потому у создателей станции не было уверенности в успехе миссии. Сами разработчики М-69 спустя годы признавались, что в разговорах между собой оценивали вероятность долететь до Марса меньше 50%. Уже доразгон при старте с орбиты ИСЗ мог стать непреодолимым препятствием. "М-69 - это был пример того, как не надо делать космический аппарат", - сказал в разговоре с автором статьи В.П. Долгополов.
 
Несмотря на неутешительные прогнозы успеха экспедиции к Марсу, ВПК приняла решение провести пуски станций в намеченные сроки. Однако дело до станций так и не дошло, что по мнению создателей AMС спасло их от неминуемого провала. "Спасли" отказы носителей.
 
Первый запуск станции М-69 №521 с помощью РН 8К82К состоялся уже после оптимальной даты старта - 27 марта 1969 г. Через 438,66сек после контакта подъема на РН самопроизвольно выключился основной блок 8Д48 двигателя 8Д49 третьей ступени ракеты. Это произошло из-за дисбаланса и раздуплексации подшипников ротора турбонасосного агрегата, в результате чего был полностью выбран зазор в гаэоуплотнительном элементе турбины ТНА. Это привело к возгоранию турбонасосного агрегата.
Расчетная дата выхода на орбиту ИСМ для этой станции была 11 сентября 1969 г.
 
Вторая попытка запустить станцию М-69 состоялась 2 апреля 1969 г. На РН был установлен аппарат М-69 №522. Он должен был выйти на орбиту ИСМ 15 сентября 1969 г. Но уже через 0.02сек после запуска произошел взрыв одного из шести двигателей 11Д43 первой ступени РН. Носитель, покачиваясь, медленно поднялся на пяти двигателях над стартовой площадкой. За шестым 11Д43 тянулся черный шлейф. Практически сразу после отрыва от стартового стола ракету повело в сторону взорвавшегося движка. Система управления справлялась с этим возмущающим моментом, но, видимо, произошло перерегулирование. Примерно через 25 сек полета на высоте около километра носитель стал заваливаться на противоположный от аварийного двигателя бок, лег горизонтально. Остальные пять 11Д43 заглохли, но взрыва при этом не произошло, баки всех ступеней выдерживали нерасчетную нагрузку и не прорвались. Носитель продолжал заваливаться, развернувшись уже носом к земле. Развязка наступила на 41сек. полета. Под углом примерно 30° к горизонту ракета врезалась носом в землю примерно в 3 километрах от стартовой установки. Тут же на месте падения вспыхнул огненный шар: топливо ракеты 8К82К самовоспламенилось. Стартовый комплекс к счастью практически не пострадал, хотя в близлежащем МИКе вылетели стекла.
 
Итак, два КА серии М-69 "Марс 1969А, -69Б" (разработанны уже в НПО им. С.А. Лавочкина) и предназначенные для исследования Марса с орбиты искусственного спутника планеты, в 1969 г. не были выведены из-за аварии РН "Протон" (тогда это была еще очень "сырая" ракета-носитель: 27.03.1969 - М-69 № 521 - авария РН на участке работы 3-й ступени; 02.04.1969 - М-69 № 522 - авария РН на участке работы 1-й ступени).
 
 
Интернет сообщает, что каждый КА был оснащен тремя телевизионными устройствами, предназначенными для получения снимков поверхности Марса. По имеющемуся в интернете описанию, две камеры представляли собой раннюю версию двух ФТУ проекта М-73: широкоугольное ФТУ с короткофокусным объективом 50-мм - для снимков поверхности Марса размерами 1500 х 1500 км (видимо, эта камера, судя по последующим ФТУ, оснащалась револьверным механизмом с цветными фильтрами) и узкоугольное ФТУ с длиннофокусным объективом 350-мм (по некоторым источникам - 250 мм) - для фотографирования участков размером 100 х 100 км. Третья камера имела объектив с фокусным расстоянием 35 мм.
 
Изображения сканировались с разрешением 1024 x 1024 пикселей (по некоторым источникам - 1200x1200), что обеспечивало максимальное разрешение на местности от 200 до 500 метров. Кассета вмещала пленку на 160 снимков (в каждом ФТУ?)
 
Однако, если судить по известной фотографии фрагмента КА серии М-69, то явственно видно, что на КА установлена ФТУ, подобная той, что устанавливалась на КА "Зонд-3" (серия 3МВ), летавшей к Луне, и, видимо, на "Зонд-2" (серия 3МВ), неудачно запускавшаяся к Марсу. Та ФТУ, обозначавшаяся 15П52, имела объектив 106 мм. Получается, что на КА типа М-69 по крайней мере одна камера была не из серии, применявшейся позже на КА типа М-71 и на М-73, а из серии, устанавливавшихся на КА типа 3МВ; кроме того - на ФТУ 15П52, установленных на КА серии М-69 "Марс-1969А, -69Б", объектив 106 мм заменили на объектив 50 мм...
 
15П52
За этими иллюминаторами, надо полагать, - две камеры с объективами 350 (250) мм и 35 мм, или, может быть, "сдвоенная" камера по подобию устанавливавшейся на пролетную АМС типа 2МВ-4 проекта М-62?
 
<<< По расположению этих двух разъемов легко идентифициро-
вать камеру на борту
КА типа М-69 - это ФТУ
 15П52, такое же, что было на "Зонде-3" -
КА типа 3МВ
разработки ОКБ-1.>>>
 
АМС серии М-69 имели три герметичных отсека для размещения бортовой аппаратуры и фототелевизионных установок.
 
По первоначальному замыслу, АМС серии М-69 должны были иметь еще и спускаемый аппарат под защитным куполом. СА был разработан, но устанавливать его не стали из-за невозможности уложиться в ограничения по массе.
 
Спускаемый аппарат на АМС М-69, как и предыдущий на АМС типа 2МВ-3 проекта М-62 и последующий на АМС проекта М-71, был  похож на лунные автоматические станции проекта Е-6, недавно успешно отработавшие на Луне - "Луна-9" и "Луна-13" в 1966 году. Адаптированный под Марс СА проекта  Е-6 полетел позже.
 
Неудача с запуском аппаратов к Марсу в 1969 году, скорее всего, не очень огорчила специалистов НПО им. Лавочкина (а может и обрадовала, так как АМС была очень "сырой", готовилась в спешке, так как отвлекала от работ по лунной программе проетов Е-8 - "луноходной" и "грунтовой" ...)
 
Примечательно, что в интернете есть видео с гибелью АМС М-69 при аварии "Протона" 2-го апреля 1969 года, но нет фильма об испытаниях станции в НПО им. Лавочкина. Кто-то когда-то видел этот фильм - он стал легендой на форуме "Новостей космонавтики"... Из того фильма и  вырезаны эти три кадра, приведенные выше, - вырезаны по просьбе Дона Митчела...
02.04.1969 года. Два двигателя первой ступени не запустились, РН взлетела на высоту окола ста метров, отклонилась в горизонтальное положение и упала, взорвавшись в паре километров от стартовых сооружений.
 
Интересно, что этот носитель был своего рода "секонд-хэндом": 14 июля 1968 года при подготовке к пуску космического корабля "Л-1" для облета Луны с манекеном на борту произошла катастрофа. Неисправность технологического оборудования привела к нерасчетной величине наддува сжатыми газами сухого бака окислителя четвертой ступени (разгонный блок) носителя 8К82К - блока Д, что привело к взрыву названого бака. При взрыве погиб инженер-испытатель капитан Хридин Иван Финогенович и тяжело были ранены еще два испытателя. Космический корабль и блок Д накренились и повисли, поддерживаемые лишь фермой обслуживания. В течение 15 суток испытатели, постоянно рискуя жизнью, практически вручную отстыковывали и эвакуировали космический корабль и блок Д, заправленные горючим и перекисью водорода. Далее сняли со старта РН, к счастью еще не заправленную. Эта РН с серийным номером 233-01 и РБ 11С824 и были использованы при запуске 2.04.1969 года АМС "Марс-1969В". Результат пуска: отказ двигателя 11Д43 блока N2 первой ступени на 0.02 сек. и падение РН.