Раскрытие Капьяра
http://swalker.org/blogs/1776-kanberry-nad-sssr.html
 
Через несколько месяцев после запрещения проекта ?Джиу-джитсу? самолет Королевских ВВС ?Канберра? совершил один из самых засекреченных полетов над СССР. Даже сегодня невозможно определить точную дату этого полета - британская разведка верна себе и ревниво оберегает свои тайны. Эту операцию британцы проводили практически самостоятельно - они привлекли к сотрудничеству ВВС США, но не ЦРУ. Но в отличие от предыдущих проектов, этот едва не закончился провалом.
 
Замысел полета родился примерно за год до того, как он состоялся. В 1952 году на Западе стало известно, что СССР производит испытания ракетного оружия на полигоне Капустин Яр, недалеко от Сталинграда (ныне Волгоград). В одном из сообщений разведки говорилось, что в эфире перехвачены переговоры о телеметрических данных запущенной ракеты. Это сообщение немного позже подтвердили наземные службы радиоперехвата, размещенные в Турции. Дополнительную информацию о советской ракетной программе удалось получить у немецких инженеров, которые были захвачены русскими в годы войны и участвовали в ее разработке, но затем вернулись в Германию.
 
Западной разведке требовались фотографии полигона Капустин Яр. Боб Эймори, тогда заместитель директора ЦРУ, настаивал на проведении разведывательного полета в этом районе. Он говорил: ?Мы не можем игнорировать эти факты. Эта ракетная программа - что-то новое, и мы должны знать о ней все с самого начала?. Но генерал Натан Твайнинг сказал Эймори, что ВВС США не могут выполнить такое задание. За дело решили взяться британцы.
 
Накануне американцы снабдили англичан камерами К-30 со
стодюймовыми ??? фокусными линзами. Условия поставки камер были очень просты: ?Делайте с ними все, что хотите, нас это не касается, но предоставьте нам копии всего, что снимете с их помощью?. К-30 установили на реактивный бомбардировщик ?Канберра?, где они использовались для аэрофотосъемок территории Восточной Европы из воздушного пространства дружественных государств. На испытаниях камера дала отличные снимки собора Святого Павла в Лондоне, причем съемка производилась с борта самолета, пролетевшего вдоль английского побережья в районе Дувра. Программа полетов на самолетах, оснащенных камерами К-30, получила название ?Проект "Робин"?.
 
?Канберра? с установленными на ней К-30 и должна была совершить полет к полигону Капустин Яр, и весной 1953 года для этого разработали план дальнего дневного разведывательного полета над югом европейской части СССР. Новому разведывательному самолету PR-3, который только начал поступать на вооружение, предпочли обычный бомбардировщик В-2 ?Канберра?. Камеру решили разместить в хвостовой части фюзеляжа так, чтобы ее объектив выглядывал по левому борту самолета. В бомбовом отсеке располагались дополнительные топливные баки, чтобы В-2 смог выполнить дальний полет. Для максимального увеличения высоты полета, чтобы сделать ?Канберру? недостижимой для советских МиГ-15, с бомбардировщика сняли все лишнее оборудование. ?Канберра? совершила два или три испытательных полета над Восточной Европой. Они прошли успешно, и премьер-министр У. Черчилль дал разрешение на полет к полигону Капустин Яр.
 
Полет состоялся в конце августа 1953 года. Самолет поднялся с аэродрома Гебельштадт в Западной Германии, недалеко от границы с ГДР, и сразу после взлета его засекли советские радары. ?Канберра? направлялась прямо на восток; постепенно самолет набрал начальную высоту - 14000 метров. Он проник в воздушное пространство над Прагой, затем пролетел над южной частью Польши и Краковом, пересек советскую границу и направился к Киеву. В течение всего полета самолет постепенно набирал все большую высоту.
 
Хотя советская ПВО имело дело всего с одним нарушителем, летящим по прямому курсу, истребители-перехватчики ничего не могли поделать с ?Канберрой?. Радарные установки следили за полетом В-2, но пилоты МиГов не могли осуществить перехват самолета, который шел уже на высоте боле 14500 метров. Русские явно растерялись: никто не знал, что делать. В одном округе ПВО диспетчер отдал приказ истребителям вылететь на запад, a не на восток. Когда ?Канберра? прошла над Харьковом, пилоты МиГов, вылетевшие на перехват, открыли огонь друг по другу.
 
На подлете к Капустину Яру один МиГ смог ненадолго приблизиться к ?Канберре? и дать очередь из пулемета. Полученные британским самолетом повреждения вызвали слабую вибрацию корпуса, но самолет сохранил высоту и продолжал полет. Британский пилот сделал снимки испытательного ракетного полигона, затем повернул на юг и полетел вдоль Волги; он вышел из воздушного пространства СССР над Каспийским морем и вскоре успешно приземлился в Иране, завершив свою миссию.
 
Поскольку ?Канберра? едва не погибла, британцы отказались от дальних дневных полетов над СССР. По воспоминаниям Эймори, они говорили, что никогда больше не пойдут на это. Неудачные попытки перехватить ?Канберру? привели к новым репрессиям в СССР. Несколько генералов и других офицеров были уволены в отставку. Одного советского генерала понизили в звании до подполковника, а позже сообщалось, что он покончил с собой. Некоторые попали в штрафные батальоны.
 
Американцы узнали о полете к Капустину Яру в феврале 1954 года; командование ВВС США и ЦРУ позже получили копии всех сделанных фотографий. Сам Эймори говорил, что среди них было ?несколько прекрасных снимков?; другие утверждали, что фотографии оказались низкого качества и почти не содержали информации о полигоне; возможно, это было следствием вибрации корпуса самолета.
 
Пекарь также возглавил следующую встречу Группы Разведки Силы Островка Систем в конце апреля 1954, но не мог сказать его участникам о британском перелете Kapustin Yai, потому что они не были очищены для этой информации, группа действительно, однако, обсуждала модификации для высотного полета, сделанного в американскую Канберру, B-57"'
Группа разведки систем и CL 282 __________
Следующее Совещание специалистов Разведки Систем имело место 24 и 25 мая в Бостонском университете, и Член комиссии Polaroid Corporation Аллен Ф Донован от Авиационной лаборатории Корнелла оценил изменения, внесенные в B-57 Авиакомпанией Мартина Даже без технических требований или рисунков Мартина, Донован был в состоянии оценить то, что могло быть сделано к B-57, удлиняя крылья и освещая фюзеляж, Он решил, что изменения к корпусу B-57 не будут решать потребности разведки, выраженные в Отчете БИКОН-ХИЛЛА Теоретически, он объяснил группе, любой самолет мультидвигателя, построенный согласно военным техническим требованиям, включая B-57, будет слишком тяжел, чтобы полететь выше 65,000 футов и следовательно был бы уязвим для советского перехвата, Чтобы быть безопасным, Донован объяснил, проникание через самолет должно будет полететь выше 70,000 футов для всей миссии ^
Разработка такого самолета шла уже полным ходом, Донован продолжал, поскольку Филип Стронг из ЦРУ сказал ему, что авиакорпорация Локхида проектировала легкий, честолюбивый самолет, председатель ISP Бейкер тогда убедил Донована поехать в южную Калифорнию, чтобы оценить дизайн Локхида и собрать идеи о высотном самолете от других производителей авиационной техники
Когда ему наконец удалось совершать эту поездку в конце лета, Донован нашел самолет, который он и другие участники ISP искали днем от 2 августа 1954, Донован встретился с Л Юджином Рутом, старое знакомство Воздушных сил, кто был теперь вице-президентом Локхида, и узнал о соревновании Воздушных сил за высотный самолет разведки, Келли Джонсон тогда показала Доновану планы относительно неудачного входа Локхида пожизненный любитель планеров,
Британский перелет Kapustin Yar
Британцы также работали над высотным самолетом разведки В 1952, ВВС Великобритании (RAF) начала Проект РОБИН, который был разработан, чтобы модифицировать Канберрский бомбардировщик для высотной разведки, Этот проект был, вероятно, вдохновлен сотрудничеством Ричарда Легорна с проектировщиками English Electric Company в 1951, когда они вычислили способы увеличить высоту Канберры. Королевские ВВС оборудовали новую Канберру PR7 Роллс-ройсом Эйвон 109 двигателей и давали его долго, заполненные топливом крылья. Диапазон этого варианта Канберры был теперь 4,300 миль, и, 29 августа 1955, это достигло высоты 65,880 футов"
Когда-то в течение первой половины 1953, Королевские ВВС использовали высотную Канберру на смелом перелете Советского Союза, чтобы сфотографировать диапазон испытания ракеты в Kapustin Yar. Из-за передового предупреждения или от радара или от агентов внутренняя британская разведка, перелет, не поймала Советский Союз врасплох советские поврежденные истребители и почти подстрелила Канберру" Слухи об этом полете, достигнутом, Вашингтон в течение лета 1953, но официальное подтверждение Соединенным Королевством не прибывал до февраля 1954. В то время как в шестинедельном туре по Европе, чтобы изучить воздушные проблемы разведки для Научного Консультативного совета ВВС США, Джеймс Бейкер был проинформирован сотрудниками разведки Королевских ВВС на Канберрском перелете Советского Союза 22 и 23 марта 1954, он сообщил относительно него к полному Научному Консультативному совету в Лэнгли о AFB, Вирджиния
 
19 Ван дер Аарта, Воздушный Шпионаж, p 18; Филип Г Стронг, Руководитель, Операционный Штат, OSI, Меморандум для Отчета, "Встреча Воздушных сил октябрь 1953 ScientjficAdvisor^Board^^-21," 26 октября 1953, OSI (OSWR) отчеты. пониженный к S)
*" Стюарт Атсоп, Центр, (Нью-Йорк Популярная Библиотека, 1968), p 194; Bcschloss, Первомай, стр 78-79 Обе из этих книг заявляют, что проект включал ЦРУ, но нет никаких доказательств, чтобы поддержать это утверждение
http://rocketpolk44.narod.ru/stran/vozdv.htm
http://www.lib.utexas.edu/maps/ams/eastern_europe/txu-oclc-6519747-nm38-11.jpg
http://www.lib.utexas.edu/maps/ams/eastern_europe/txu-oclc-6519747-nm38-12.jpg
 
 Привет Москве-400
Как Артур Кларк сдал Капустин Яр советской общественности
Алексей Песков
 
Практически непроницаемая завеса секретности, что окружала все наши ракетно-космические разработки, чаще вспоминается с юмором. Хотя строгости были драконовского уровня – об этом убедительно рассказывает Aнатолий Клесов, живший в свое время на полигоне Капустин Яр.
 
В Кап-Яре, военном городе за колючей проволокой, который также назывался Москва-400 (для внешней переписки) и 10-й площадкой (для своих), я прожил 10 лет. Окончил там школу № 231 (продолжение столичной нумерации), работал на третьей площадке в КФЛ (в/ч 74322) и оттуда поступил в университет.
 
Привет Москве-400
 
Мой отец в те времена был военным комендантом станции. Я бывал на ней довольно часто, наблюдая ее постепенное превращение в крупнейший военный узел, через который непрерывным потоком шла техника. Довольно обычной картиной на вечернем или утреннем небосклоне Капустина Яра были звездочки, плавно приближающиеся друг к другу и сходящиеся в одну, за чем следовала вспышка. Это не рождались новые или сверхновые, а шли испытания и запуски ракет. Со станции я наблюдал, как на зенитно-ракетном полигоне сбивали группу бомбардировщиков зенитной ракетой с ядерной боеголовкой…
 
Слова «Капустин Яр» в 50–60-х мы не произносили, когда находились за пределами полигона. Это было табу. Признаюсь, что до относительно недавнего времени, годов до 80-х, я физически не мог произнести эти слова при посторонних. При попытке произнести эти слова просто не выговаривались – работал психологический блок. В середине 60-х Особый отдел Кап-Яра сотрясло. Вышла книга Артура Кларка «Лунная пыль» у нас, в Союзе, на русском языке, перевод. Один из рассказов начинался так (привожу по памяти): «После запуска искусственного спутника Земли мы поехали из Капустина Яра праздновать в Сталинград, отстоящий на 100 километров». Представляете? Откуда было редакторам и корректорам знать... Понятно, что Особый отдел не волновало, что о Кап-Яре знают в США. Конечно, знают. Главное, чтобы не знали свои же граждане. Советский парадокс...
 
Лет двадцать спустя, в середине 80-х, приехав в США по научному обмену и явившись в National Research Council в Вашингтоне, я увидел в принимавшем меня офисе на стене карту Советского Союза. По выработанной с детства привычке автоматически перевел глаза чуть южнее Волгограда и увидел на карте, на знакомом до боли месте, красный силуэт ракеты. Рядом надпись: Kapustin Yar.
Алексей Песков,
ведущий рубрики
Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/30870
http://vpk-news.ru/articles/30870