ТРАУРНАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИИ АВИАЦИИ КАМЧАТСКОГО РАКЕТНОГО ПОЛИГОНА
 
Рассказ очевидца, рядового в/ч 13641, май 1981 - 1983.
Рассказываю, как это помню. 6 мая 1983 года я был в наряде по полку. 
 
Должны были прилететь два борта из Магадана (ред.: по другим данным один борт шел из Читы), с разницей в 10 минут.  Один с оборудованием , второй с пополнением - 27 новобранцев из учебки, экипаж и сопровождающие. Казарма полка в то время была на аэродроме,  я стоял у окна в ТЭЧ (технико-эксплуатационная часть, подразделение полка для ремонта и обслуживания приборов авиатехники),  в помещении, где спали ребята, это с правой стороны казармы. С левой стороны казармы были места 1, 2 и 3 эскадрильи.
 
Май на Камчатке - зачастую это еще зима. Снежные заряды - не выйдешь покурить. Около полуночи зажглись прожектора, которые стояли в начале полосы и включались при посадке - освещали полосу. Слышу звук моторов - самолет заходит на посадку. Вдруг моторы переходят на рев и тут же удар в землю. Удар почувствовал ногами - грохота и звука взрыва не было. Мне кажется, я сказал тихо - "Борт упал..." Но ребята рядом проснулись, - я стоял у окна между кроватями. Колька Фомин поднял голову - "Скажи еще - КП  сбил!"
 
Сам не поверил,  но вдруг погасли прожектора - полоса в темноте. В голове - "Кто ? Пополнение или оборудование? Где второй борт?" Выбегаю в коридор , в комнату дежурного по полку. Не знаю, какое у меня было лицо, но когда сказал, что борт упал и надо поднимать полк, он выбежал, заорал "Полк, подъем!" и сразу побежал на улицу. Я за ним.
 
Метрах в 200, слева от казармы - яркое зарево.  И запах..., наверное никогда его не забуду.  Вбежали в казарму, полк не строился - сразу одевались и бегом к борту. Когда подбежали - кабина всмятку, она и горела, но не сильно. Одного крыла нет, потом выяснили , что крыло срезало об сарай "пузырей" (так называли подразделение, которое запускало метеозонды).
 
Ребята из ОБАТО рубят в хвостовой части топором фюзеляж. Прорубили  приличную дыру.  Внутри дым.  Голоса, крики... Начали вытаскивать. Один парень сильно кричал, ноги были вывернуты, потом его комиссовали. Еще трое - живы. Все дослуживали в нашем полку. Один призывался из Узбекистана,  Андрес Пяхну (если не путаю) из Прибалтики, третьего не помню (вскоре был мой дембель - в тот же месяц).
 
Экипаж из кабины вытаскивали - каша в комбинезонах.  И прощание - весь клуб в гробах. Когда начали выносить - красная ткань, сверху фуражка. Выносят, идут по улице, народу - весь городок, бабы ревут, а их все выносят и выносят, и кажется это никогда не кончится...
 
Слышал запись с черного ящика - переговоры экипажа. Помню как Горбачев (штурман отлично играл в футбол и коллеги прилепили ему кличку - Марадона) перед  падением кричал  - "Командир!!! Вверх!!! Вверх!!!"
 
Летчики говорили - сильный попутный ветер, облединение хвостового оперения, борт увалился влево, потерял высоту. Экипаж пытался вернуться вправо на полосу и потеряв высоту, левым двигателем зацепил деревья. Двигатель зафлюгировал (дал обратную тягу - может я чего не понимаю, но  пишу как помню) и борт развернуло правым крылом вниз. Это крыло они и потеряли в сарае пузырей. Далее оставшееся левое крыло начало вращать его против часовой , за "пузырями" - овраг , пролетев его столкнулись с землей. А второй борт - с оборудованием - ушел на Елизово.
 
 
 
Штурман Ан-26
Горбачев Г.А.
В свое время
учился в ХВВАУЛ,
был переведен
в ВВВАУШ.
 
Приблизительная схема расположения места катастрофы