"Вега" - южная трасса
"Веги" - часть 4
В 1972 году СССР и США заключили договор (ОСВ-I) об ограничении стратегических вооружений. Этот договор ограничивал количество баллистических ракет и пусковых установок обеих сторон на том уровне, на котором они находились в тот момент. Договор также предусматривал принятие на вооружение новых баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках строго в том количестве, в котором были ранее списаны устаревшие баллистические ракеты наземного базирования. Переговоры по подписанию договора ОСВ-II с целью ограничить производство ядерного оружия продолжались с 1972 по 1979 гг. По сути это являлось продолжением переговоров по ОСВ-I.
 
В свете грядущего подписания ОСВ-II, 9 декабря 1976 года вышло Постановление СМ СССР о разработке не попадающей под договоры ОСВ не баллистической ракеты - универсальной по носителям стратегической сверхзвуковой крылатой ракеты 3М25 в составе комплекса "Метеорит". Ракета имела скорость полета 3500 км/ч и дальность стрельбы около 5000 км, высота полета составляла 22 -24 км.. Ракета должна была запускаться с наземных пусковых установок ("Метеорит-Н"), атомных подводных лодок ("Метеорит-М") и стратегических бомбардировщиков ("Метеорит-А"). Головным разработчиком являлось ОКБ-52 (НПО "Машиностроения", г. Реутов, главный конструктор - В.Н. Челомей).
 
Отработка ракет морского базирования пусками с наземного стенда и ракет авиационного базирования со стратегического бомбардировщика производилась на полигоне Капустин Яр. Ракеты должны были проходить летные испытания на трассе Капустин Яр (Ахтубинск) - ГНИИП-10 (Сары-Шаган) в полете над центральными и южными районами Казахстана. Для обеспечения испытаний измерениями с необходимым качеством, было принято решение построить на этой испытательной трассе несколько новых станций "Вега", получивших название "Вега-Т".
 
принципиально новый класс морских стратегических вооружений
 
"Вега-Т" - сокращенный вариант "Веги-АП", приспособленный под измерения по
низколетящей (по сравнению с баллистической) цели со скоростью порядка трех Махов. Испытательную трассу оборудовали пятью станциями "Вега-Т", их строительство  продолжалось 4 года (1981-1985 гг.) и с 1986 г. они обеспечивали ЛКИ КР 3М25.
 
 
Первый пуск "Метеорита" состоялся 20 мая 1980 года. Ракета не вышла из контейнера и частично его разрушила. (Последующие три пуска были также неудачными. Лишь 16 декабря 1981 года ракета пролетела около 50 км.)
 
Для отработки комплекса авиационного базирования на Таганрогском авиазаводе на базе серийного ракетоносца Ту-95МС №04 был подготовлен специальный самолет-носитель, получивший обозначение Ту-95МА. Две КР "Метеорит-А" размещались на специальных пилонах под крылом. Испытания на полигоне начались в 1983 году. Ту-95МА с КР из Подмосковья вылетал в р-н Ахтубинска и производил пуск по трассе Капустин Яр - Сары-Шаган. В процессе летных испытаний было проведено 20 пусков с самолета Ту-95МА. Первый пуск с Ту-95МА 11 января 1984 был неудачен. Ракета полетела совсем «не в ту степь» и на 61-й секунде была самоликвидирована. В последующем большая программа летных испытаний позволила практически довести ракету.
 
Интересно, что для полетов на большую дальность на траектории от Волги до Балхаша (около 2000 км) пришлось проводить весьма экзотический (для ракеты с такой скоростью) маневр разворота на 180° в районе 10 ГНИИП (полигон "Сары-Шаган") с целью поражения мишени на полях падения 11 ГНИИП (полигон "Эмба").
 
Новая Казанка
Спутниковый снимок 1984 года - хорошо видны кабельно-волноводные трассы к выносным пунктам.
 
На современном снимке все также хорошо видна топология "Веги-Т"
 
 
 
 
 
Центральная
часть:
территория
огорожена,
хорошо
сохранились
техздания
и антенные
посты.
Кабельные
трассы
вскрыты.
Ныне тут
в/ч РК
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Северный
выносной
пункт.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Южный
выносной
пункт.
 
 
 
Эксплуатант - 20 ОИС в/ч 31926, изначально - ИП на удаленном на 300 км от стартовых позиций полигона Капустин Яр поле падения для раннее пускавшихся на полную дальность трофейных «Фау-2» и отечественных Р-1.
 
Макат  -  Жамансор
Спутниковый снимок 1984 года.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Центральная
часть:
остатки
техздания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Северный
выносной
пункт.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Южный
выносной
пункт.
 
 
Эксплуатант - в/ч 41182, изначально - полевой ИП ГЦП-4 и в течение короткого времени - НИП-2 КИК.
 
 
 
Эмба
Спутниковый снимок, декабрь 1984 года.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Центральная
часть:
техздания
используются
нефтедобытчиками,
сохранились
некоторые
антенные
посты.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Восточный
выносной
пункт.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Западный
выносной
пункт.
 
 
Эмба-5, Пл. 22, территория 11 ГНИИП.
 
Эксплуатант -  в/ч 03021 ГЦП-4
 
 
Аральск
Спутниковый снимок, декабрь 1984 года.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Центральная
часть.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Северный
выносной
пункт.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Южный
выносной
пункт.
 
 
Эксплуатант -  в/ч 41167, изначально - ИП и поиск на боевом поле "Аральск", позднее и НИР по радиозаметности ГЧ.
 
 
 
Джезказган
Спутниковый снимок 1984 года.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Центральная
часть.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Западный
выносной
пункт.
 
 
 
 
Ниже:
 
 
 
 
 
 
 
Западный
выносной
пункт.
 
Ниже:
 
 
 
 
 
 
Эксплуатант -   в/ч 33857, 107 ОИС НИИП-5, изначально - база в р-не падения боковушек первой ст. Р-7, затем ИП-7Д ПИК Байконра.