Эволюция "Веги" - повышение точности и канальности
"Веги" - часть 2
Со времени появления ядерного оружия в 40-х годах, шла непрерывная работа не только по увеличению его мощности, но и по уменьшению габаритов и веса боеприпасов. Это привело к тому, что к 70-м годам появилась возможность устанавливать на ракеты не один, а несколько зарядов. Сначала это были три боевых блока рассеивающего типа - после вывода на межконтинентальную траекторию разделяющаяся головная часть (РГЧ) "рассеивала" простейшим методом боевые блоки для поражения площадной цели. Прогресс в создании систем управления, приведший к значительному увеличению точности наведения и дальнейшее уменьшение габаритов и веса ядерных зарядов позволил создать РГЧ с боевыми блоками (ББ) индивидуального наведения (РГЧ ИН).
 
Эти новации потребовали модернизаци траекторных средств для качественных испытаний нового ракетного вооружения, так как
средства траекторных измерений на базе РЛС «Кама» не обеспечивали необходимую точность определения параметров траектории РГЧ и ББ.
 
Был разработан сверхвысокоточный канал траекторных измерений, получивший название "Вега-Атлас". Система получила название "Вега-А" и обеспечивала измерения с предельными погрешностями: по дальности - 5 м; по направляющим косинусам - 3"; по радиальной скорости - 0,5 см./сек.; по скоростям изменения направляющих косинусов - 0,05"/сек. Для реализации этих параметров было добавлено два приемных пункта на удалении 6 километров (дальние выносные пункты - ДВП) от основного антенного поля. Таким образом были сформированы два интерферометра с взаимно перпендикулярными длинными базами, позволившими повысить точность измерения скорости. Вдвое увеличенные модуляционные частоты обеспечили повышение точности измерения расстояний.  Была также реконструирована система юстировочних антенн и автоматизирован процесс юстировки. Канал "Вега-А" обеспечивал траекторные измерения на активном участке траектории и участке работы платформы разведения ББ РГЧ.
 
Для решения задачи измерения траектории каждого ББ была разработана 4-х канальная модификация системы "Вега", получившая название "Вега-Плеяды". Вместо ЭВМ "Раздан-2" была применена ЭВМ "Наири". Система с частотным разделением каналов получила название "Вега-П" и обеспечивала прогнозирование точки падения 4-х ББ за 45 минут.
 
В истории разработки аппаратуры "Вега-Плеяды" хорошо видна неорганизованность нескольких ведомств (разработчика - "Украинского филиала НИИ ИТ", НИИ-4, КБЮ, ГУРВО, ВПК при СМ СССР), и  даже, видимо, некомпетенность отдельных чинов. (Впрочем, ГК системы "Вега" Г.А.  Барановский объясняет это излишней секретностью) Дело в том, что принцип работы РГЧ ИН позволял измерить траекторию каждоо ББ одним каналом с разделением по времени. Платформа разведения имеет собственный двигатель и ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО отделяет от себя каждый ББ. Как автобус, она "развозит" ББ, "высаживая" их по одному - каждого на своей индивидуальной траектории. Имея траекторию "автобуса" и зная время покидания "автобуса" конкретным ББ (по данным телеметрии), можно получить траектории каждого ББ, используя один и тот же канал.
 
Как бы то ни было, ради одновременности измерений в состав системы были введены четыре комплекта приемной аппаратуры на разные рабочие частоты и разработаны четыре варианта бортового ретранслятора на эти же частоты для радиолинии земля - ББ - земля.
 
Кроме модернизации трех существующих систем "Вега" до уровня "Вега-Атлас-Плеяды" ("Вега-АП") было решено построить еще две системы "Вега-АП" для гарантированного точного расчета траекторий при разведении ББ РГЧ ИН, так как процесс разведения происходил на границе дальности действия систем "Вега", дислоцированных в районах пуска ракет. Места для строительства новых систем были выбраны в районе г. Воркуты и в районе ст. Джаксы Целиноградской области - для пусков с северного и южного полигонов соответственно
 
В начале 70-х годов началось производство аппаратуры "Вега-Плеяды" и "Вега-Атлас", которая должна была поставлятся, монтироваться и вводиться в строй на объектах по специально разработанному графику. Предполагалось, что системы различных объектов будут оснащаться дополнительной аппаратурой по-разному - где сначала будет монтироваться аппаратура "Вега-Плеяды", где "Вега-Атлас", а где монтаж будет выполнятся параллельно. Однако, различные обстоятельства, изменившие приоритетность, сроки, этапность в программах испытаний нового ракетного оружия, привели к тому, что на всех объектах оба комплекта были введены в эксплуатацию примерно одновременно во второй половине 70-х годов. "Вега-АП" обеспечила работу одновременно по 5-ти объектам, в том числе по одному - с повышенной точностью.
 
К середине 80-х годов "Веги-АП" в Капьяре, Тюра-Таме, Мирном, Воркуте, Джаксы,  были дополнены новой аппаратурой "Вега-Н", которая использовала существующие антенные поля систем "Веги-АП", дооборудованные несколькими новыми приемными пунктами и новой системой юстировочных башен. Также были добавлены еще два дальних выносных пункта, т.о. длина измерительных базисов для измерения скорости изменения направляющих косинусов была доведена до 12 километров. Для размещения новой аппаратуры были построены новые техздания. За счет новаций в системе "Вега-Н" по сравнению с "Вегой-АП" были достигнуты еще более высокие точности по всем 5-ти каналам, а также увеличена дальность измерений до 2500 км. Некоторое время аппаратура "АП" работала одновременно с аппаратурой "Н", таким образом, некоторое время существовала нештатная система "Вега-АПН" с канальностью 10.
 
Плесецк
Воркута
Капустин
Яр
Джаксы
Байконур
Воркутинская "Вега"
 
Топология "Веги"
Воркутинская "Вега-АП", заработавшая во второй половине 70-х годов, эксплуатировалась 6-м отделом в/ч 97692 (НИП-18 КИК) до конца 1981 года. В 1982 году система была передана в ведение 53 НИИП, где для её эксплуатации специально сформировали в/ч 49568.
 
В 1998 году воркутинская уже "Вега-Н" вернулась в родные пенаты к НИП-18 - стала отделом в в/ч 97692.
 
Джаксинская "Вега"
СМОТРЕТЬ   В   ВИКИМАПИИ   ИП-16,   ЕСЛИ   ОН   НЕ   ЗАКРЫТ   ОБЛАКАМИ ..
СМОТРЕТЬ   В   ВИКИМАПИИ   ИП-16,   ЕСЛИ   ОН   НЕ   ЗАКРЫТ   ОБЛАКАМИ ..
СМОТРЕТЬ   В   ВИКИМАПИИ   ИП-16,   ЕСЛИ   ОН   НЕ   ЗАКРЫТ   ОБЛАКАМИ ..
СМОТРЕТЬ   В   ВИКИМАПИИ   ИП-16,   ЕСЛИ   ОН   НЕ   ЗАКРЫТ   ОБЛАКАМИ ..
 
СМОТРЕТЬ   В   ВИКИМАПИИ   ИП-16,   ЕСЛИ   ОН   НЕ   ЗАКРЫТ   ОБЛАКАМИ ..
 
 
 
 
 
 
Эксплуатант джаксинской "Веги"
- в/ч 25589,
первоначально - траекторно-телеметрический
ИП-8 в составе ПИК НИИП-5