Радиотелеметрическая система «Трал»
 
Для телеметрических измерений на ракете Р-7 в ОКБ МЭИ во второй половине 50-х годов была разработана передовая для того времени многоканальная радиотелеметрическая система «Трал». В честной конкурентной борьбе с другими предприятиями была одержана победа, и система «Трал» была принята в качестве основной для отработки Р7 и её головных частей и успешно справилась с этой задачей. На носителе были установлены бортовые устройства «Трал-П1» на одном из блоков первой ступени («Трал-В»), на второй ступени («Трал-Ц») и на головной части («Трал-Г»). Для использования на ИПах и НИПах при отработке Р-7 станции системы "Трал" выпускались в подвижном варианте.
 
В.В. Порошков: Комплект подвижной станции включал в себя аппаратную и вспомогательную автомашины ЗИС и бензоэлектрический агрегат 8Н01 мощностью 12 квт, размещенный на двухколесном прицепе. В аппаратной машине размещался пульт станции «Трал» и 12 рабочих фотоблоков (в двух стойках по 6 и один резервный фотоблок).
 
Станция имела 3 рабочих частоты в диапазоне 60-80 МГц, модуляцию ВИМ-АМ, 48 измерительных каналов с частотой 125 опросов в секунду по каждому. Синхронизация обеспечивалась основным маркером из 4-х импульсов типа меандр и 3-х дополнительных маркеров из 3-х импульсов шириной 2,2 мкс. Длительность опорных и измерительных импульсов - 1 мкс.
 
Чувствительность приемника - 15 мкв. На задней стенке КУНГа слева от двери размещалась труба штанги разборной антенны с ручным азимутальным приводом. На этой штанге над КУНГом монтировался плоский перфорированный квадратный рефлектор со срезанными углами. На нем на короткой штанге с диэлектрическими распорками крепилась спираль квадратного сечения, собираемая из прямых трубок (что позволяло собирать спираль для приема круговой поляризации правого или левого направления вращения). Эффективная поверхность антенны 8-10 кв. м. Дальность работы до 10 тыс. км. Расчет обслуживания станции составляли: 1 инженер, 1 техник и 4 солдата.
 
Машины с кунгами "Трала" (и других станций) устанавливались на столбиках под мостами - чтоб не деформировались шины. Покрышки для красоты и защиты от солнца часто красили в белый цвет.
 
Штатная АФУ "Трала"
 
Промышленность по заказу МО сделала так много подвижных "Тралов", "Иртышей", "Биноклей", что многие из них, вместе с шасси, были списаны, так и не произведя ни одного сеанса измерения. Хорошо помню открытую площадку хранения такой техники близ Аральска. Примерно 50 машин с законсервированными специальной замазкой-герметиком кунгами на столбиках в "подвешенном" состоянии проспали в "анабиозе" под солнцем, снегом и песком треть века...
 
В.В. Порошков: Регистрация информации производилась на кинопленку в кассетах емкостью 20-25 м на скорости 20 мм/с с электронно-лучевой трубки фотоблока по 4 функциональных параметра на общем поле каждой пленки. Точность регистрации -1%. Резервный фотоблок использовался для замены неисправного или для рационализаторских и экспериментальных работ измеренцев полигона (запись сигнала АРУ приемника для исследования работы радиолиний, запись дополнительных сигнальных параметров и др.). Кроме записи функциональных и сигнальных параметров, а также параметров системы измерения температур (СИТ), использующей вторую ступень коммутации для передачи до 32 температурных параметров в одном функциональном канале, на поле пленки периодически появлялась бортовая калибровка масштаба каждого измерительного канала, маркировка регистрируемого канала (периодической последовательной модуляцией яркости точек) и метки: «Старт», пятиминутные, минутные, секундные и 0,1 секунды - отрезками жирной линии разной длительности внизу поля пленки. Пленка проявлялась в фотолаборатории МИКа или на площадке 10.
 
В кунге аппаратной машины "Трала".
 
 
Обработка пленки велась в 16-м отделе (РБ) на диаскопах-увеличителях и «Микрофот» вручную после ручной оцифровки меток времени. Недостатками «Трала» того времени являлись: недостаточная надежность работы радиолинии низких частот в условиях влияния факела двигателей ракеты и других плазменных образований, недостаточная надежность регистрации информации на кинопленку (обрывы, заедания, засвечивание и др.), ручная обработка информации, что устранялось последующими доработками и модернизациями.
 
<<< Аппарат «Микрофот-4»
Система «Трал» дожила до нашего времени и кое-где еще используется после многих модернизаций. Немалый вклад в модернизацию «Трала» внесли инженеры полигона (введение дополнительных 47-48 каналов передачи сигнальной информации в заканальном интервале функциональных каналов, разработка  автоматического дешифратора информации системы «Трал» (прообраза СЭВМ), разработка приставки АРУ для исследования радиолиний и др.). Особенно выделялись в этом отношении и/л-ты Н.В. Лаврентьев, В.Б. Краскин, мл. и/л-т В.Г. Борисов.
 
Система «Трал» была освоена в серийном производстве на Московском радиотехническим заводе (встречаются названия "Московский радиозавод", "Кунцевский радиозавод", позже - НПО "Темп", ранее - заводы №567 и 528) и  успешно обеспечила отработку Р-7 и её головных частей, в том числе при запуске первого ИСЗ, первых лунников, а также отработку ракет Р14 и Р16.
 
При этом сбор телеметрических данных на борту и их передача на приемную станцию происходили только на этапе активного участка траектории при пуске и на нисходящем участке ГЧ в районе квадрата прицеливания - это при испытаниях Р-7 в качестве МБР. При запуске ИСЗ , кроме контроля параметров РН на этапе активного участка выведения, возникает необходимость передачи телеметрических параметров со спутника на орбите.
 
Как известно, первый ИСЗ телеметрической аппаратуры не имел. Второй же ИСЗ - с собакой Лайкой на борту, имел систему сбора телеметрической информации, передача которой осуществлялась с помощью бортового передатчика "Трал-Ц", установленного на второй ступени РН. При запуске на орбиту - на активном участке выведения - "Трал-Ц" выполнял свою штатную функцию по передаче телеметрии от РН, а после выведения на орбиту переключался от датчиков на РН к датчикам на ПС-2 - как известно, ПС-2 был выполнен неотделимым от второй ступени Р-7. На спутнике также  были
становлены электрические часы и коммутационное устройство для включения научной и измерительной аппаратуры над территорией СССР и выключения при уходе за ее пределы.
 
Кроме переключения с датчиков ракеты на датчики спутника потребовалось исключить из системы находившийся до этого в её составе электромеханический преобразователь напряжения (умформер), который не мог длительное время работать в открытом космосе. Умформеры представляли собой пару "двигатель постоянного тока - генератор переменного тока" на одном валу и преобразовывали постоянный ток напряжением 24 вольта от бортовых батарей в переменный ток частотой 500 герц и напряжением 40 вольт для питания бортовых гироскопических приборов, а заодно - формирователи и передатчики бортовых телеметрических приборов. Необходимо было заменить этот электромеханический прибор на электронный, что и сделали в течение трех недель, работая практически непрерывно, конструкторы ОКБ МЭИ М.Е. Новиков, С.М. Попов, П.Ж. Крисс, В.И. Глухов. Они разработали полупроводниковые преобразователи питания и трехфазный формирователь опорного напряжения с частотой 500 Гц.
 
В.В. Порошков:
"Перед самым вывозом ракеты со спутником на старт представитель промышленности Николаев в последний раз просматривал схемы спутника, сделанного, как говорится, «на коленках». И вдруг он с ужасом увидел, что электрические часы, отключая после первого витка бортовые приборы, отключают и себя от источника тока и после этого, разумеется, уже никогда ничего не смогут включить. Он срочно доложил Королеву. Вывоз был задержан, схема перепаяна. Так спешка едва не погубила спутник. ... После выведения на орбиту производилось переключение аппаратуры «Трал» с датчиков РН на измерение следующих параметров спутника: интенсивности солнечного излучения в различных областях спектра; вариаций интенсивности первичного космического излучения; характеристик жизнедеятельности животного - движения относительно лотка, дыхания (периметр грудной клетки), биотоков сердечной мышцы, давления воздуха в манжете, пульсовых колебаний стенки артерии. Измерялись также температуры в 12-ти точках спутника."
 
Телеметрическая информация со второго ПС, как и планировалось, принималась в течение недели, но самые важные результаты были получены в первые часы полета: при старте под действием перегрузок пульс Лайки  достигал 260 - превышал норму в три раза, частота дыхания превышала норму в 4-5 раз. Данные электрокардиограммы существенных нарушений не показали. В целом, вывод на орбиту Лайка перенесла удовлетворительно, но погибла на 4-м витке от высокой температуры внутри своей малоприспособленной для длительного полета кабины.
 
На третьем ИСЗ, - "Объекте Д", стоял специальный вариант радиотелеметрической системы «Трал», существенно отличающийся от "ракетных" образцов, устанавливавшихся на ступенях Р-7. Система содержала новинку - бортовое запоминающее устройство ТБЗ - магнитное ЗУ с тонкой стальной проволкой в качестве носителя. Таким образом, на третьем ИСЗ был реализован важнейший принцип - запоминание телеметрических параметров ИСЗ на участках орбиты, невидимой с наземных и/или морских пунктов управления и "сбрасывание" этой информации с большой скоростью на приемные пункты при пролете спутника над территорией СССР. Правда, в полете блок ТБЗ, по свидетельству В.В. Поршкова, отказал...
 
На первых лунниках "Трал" использовался только на двух ступенях ракетоносителя, на третьей ступени "Е" применялась система РТС-8Е, а на самих КА устанавливалась траекторно-телеметрическая система РТС-12Б.
 
Бортовые устройства радиотелеметрии "Трал-П" устанавливались на головных частях ракет Р7 в ходе их отработки и серийно изготовлялись Львовским радиотехническим заводом. Эти устройства были взяты за основу при разработке бортовых устройств для "Востоков", получивших обозначение "Трал-П1" Новые устройства были согласованы с новым бортовым записывающим устройствам ЗУ-О. Запоминающее устройство ЗУ-О, устанавливавшееся на КК "Восток" с серии 1К, имело 16 каналов с частотой опроса около 6 Гц и воспроизводилось по 12 каналам системы "Трал-П1".
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Формирователь
бортового
устройства
"Трал П-1",
 
справа -
коммутатор
датчиков.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Передатчик
бортового
устройства
"Трал П-1".
 
На основе передатчика системы
"Трал-П" в ОКБ МЭИ также была создана система "Трал-Т" для передачи сигналов телевизионной системы "Селигер" разработки ленинградского ВНИИТ. В этой системе видеосигнал, поступающий с камер, преобразовывался во временное положение измерительного импульса относительно опорного при количестве измерительных импульсов 6.000 в секунду и при синхронизации пачками импульсов, подобных маркерным сигналам системы «Трал». Система обладала очень хорошей помехоустойчивостью и была по существу прообразом современного цифрового телевидения. Однако, недостаточное число импульсов (по сравнению с современными возможностями) не позволяли обеспечить телевидение в принятом тогда стандарте. В системе «Трал-Т» число строк было ограничено величиной 100, а число кадров – 10 кадрами в секунду. В кооперации с ВНИИТом ОКБ МЭИ обеспечивало преобразование видеосигнала в импульсный сигнал, его измерение, приём на Земле и обратное преобразование в видеосигнал.
 
Подготовка к решению радиотехнических задач, связанных с созданием и пуском первых обитаемых космических аппаратов началась в ОКБ МЭИ почти одновременно с началом разработки будущего корабля "Восток" в ОКБ-1. Проработка технических решений в области траекторных, телеметрических измерений и телевизионной передачи с корабля "Восток" была развернута в ОКБ МЭИ намного раньше выхода соответствующего Постановления Правительства СССР. Постановление Правительства по этому вопросу было подписано 22 мая
1959 года и дошло до ОКБ МЭИ по бюрократическим каналам только в середине июня. А ещё 16 мая А.Ф. Богомолов подписал распоряжение № 40 об открытии темы "Восток" и назначил П.Ж. Крисса её руководителем. В Постановлении Правительства ОКБ МЭИ было определено "головной организацией по траекторным и телеметрическим измерениям и созданию радиолинии передачи изображения объекта "Восток".
 
<<<
Компоновочные
решения "Востока"
Работы по созданию и вводу в эксплуатацию радиотехнического комплекса КК "Восток" распределились в ОКБ МЭИ следующим образом:
 
  • По системе «Трал» – С.М. Попов, Б.М. Мальков, Ю.П. Бычков;
  • По бортовой системе «Трал П1» – Э.А. Цвелев, Э.Л. Лабазов;
  • По бортовому комплексу «Трал-Т» – Ю.И. Лебедев, Н.И. Розов,
  • Г.П.Хабаров, Д.Н.Герасимов, В.А. Попов, Э.В. Павлов;
  • По наземному комплексу «Трал-Т» – Б.М. Мальков, В.С. Денисов;
  • По бортовым антеннам комплекса – С.М. Верёвкин, В.И. Гусевский, К.К. Белостоцкая;
  • По наземным антеннам комплекса – И.Ф. Соколов, Г.А. Симакин, О.Л. Клюев, Н.М. Фейзулла;
  • По запоминающим бортовым устройствам ЗУ-О – М.Е. Новиков, В.И. Чихачёва, П.А. Кожин, А.А. Гиппиус;
  • По всему комплексу аппаратуры на корабле «Восток» – П.Ж. Крисс, Н.А. Терлецкий, М.Е. Новиков, К.А. Победоносцев;
 
Конструирование аппаратуры «Трал», «Трал-П1», «Трал-Т» было выполнено в конструкторском отделе ОКБ МЭИ, руководителем которого был первый заместитель Главного конструктора К.К. Морозов. В этой работе принимала участие большая группа инженеров-конструкторов – Г.Н. Попов, Г.Н. Важенцев, И.Л. Клейнзингер, С.В. Гармонщиков, Н.А. Правиков, М.Ф. Данилов, Е.И. Носова, Н.Л. Русаков, В.С. Трушанов, Р.С. Вачьян, Л.А. Гончарова, С.Л. Устинов, В.А. Чулков, А.В. Машкова (Быстрякова), З.Д. Короткова и другие.
 
В процессе подготовки кораблей «Восток» в цехе Опытного завода ОКБ-1 в Подлипках, на технической и стартовой позиции полигона Тюра-Там, работы по установке приборов и систем на корабли, по заводским автономным и комплексным испытаниям, испытаниям на ТП и предполётным испытаниям на старте проводила небольшая по численности группа разработчиков и испытателей из состава ОКБ МЭИ. Работами этой группы поочерёдно руководили П.Ж. Крисс, М.Е. Новиков, К.А. Победоносцев и Н.А. Терлецкий. Обычно, руководитель испытаний в цехе уезжал с этим кораблём на полигон, другой заменял его в цеху на испытаниях следующего корабля, и далее по циклу. Иногда подменяли друг друга по разным причинам служебного или личного характера. Кроме этих руководителей в испытаниях участвовали по одному-двум специалистам-разработчикам соответствующих систем, в частности по «Тралу-П1» - Э.А. Цвелев, Д.Н. Герасимов, Э.А. Лабазов, В.А. Попов.
 
По телеметрической системе "Трал" полигонные службы имели большой опыт работы и фактически полностью их на полигоне обеспечивали, - представителям ОКБ МЭИ оставались функции контроля. Другое дело - система «Трал-Т». Здесь у полигона своих специалистов не было. Поэтому аппаратуру «Трал-Т», особенно на первых кораблях, обслуживала бригада специалистов ОКБ МЭИ и ВНИИТа. И те, и другие в ходе этих работ не без труда обзаводились навыками телевизионных операторов. У работников ОКБ МЭИ такого опыта не было, а опыт работников ВНИИТ относился к студийным и нестудийным передачам и в условиях небольшого замкнутого пространства СА КК не годился. Правильная установка освещения в условиях многочисленных отражений было мучительной и долгой операцией. От ВНИИТа этой работой занимались И.Л. Валик и П.Ф. Браславец, от ОКБ МЭИ - Ю.И. Лебедев, Г.П. Хабаров, В.П. Виноградов, Н.В. Розов.
 
Большую работу выполнили антенщики. Настройка коллективных антенн для передатчиков «Трал-Т» и «Трал-П1» с учётом требований взаимной развязки и электромагнитной совместимости с КРЛ и системой связи была сложной задачей, требовавшей не только опыта и знаний, но и незаурядной технической интуиции. С этой работой успешно справлялись С.М. Верёвкин, В.Д. Стариков, В.И. Гусевский, А.С. Корчагин и, особенно, К.К. Белостоцкая, заслужившая своей самоотверженной работой признание и уважение самого С.П. Королёва
 
Подготовку запоминающих устройств, также мало знакомых персоналу полигона, на Байконуре вели лично М.Е. Новиков, В.С. Баринов, А.А. Гиппиус, Б.М. Летунов, П.А. Кожин, В.А. Чихачева.
 
Большую школу в ходе подготовки последних кораблей отработочной серии прошли молодые испытатели Э.М. Мамыкин, Д.М. Солодов, В.В. Черноусов.
 
А.Ф.Богомолов очень серьёзно относился к подбору участников подготовки первого корабля 3КВ с космонавтом на борту. Предполагалось, что руководить работой командой ОКБ МЭИ при испытаниях этого корабля будет Н.А. Терлецкий. Но в результате его болезни эти обязанности А.Ф. Богомолов возложил на самого молодого в группе руководителей - на К.А. Победоносцева. Руководимая им команда испытателей ОКБ МЭИ имела следующий состав в части, относящейся к телеметрии: К.А. Победоносцев - руководитель; В.И. Гусевский - ответственный за антенный комплекс; Н.В. Розов - ответственный за систему «Трал-Т»; В.А.Попов - ответственный за систему «Трал-П1».
 
Руководство ОКБ МЭИ на пуске первого корабля 3КВ было представлено А.Ф. Богомоловым и С.М. Поповым. На станции измерительного комплекса были направлены лучшие специалисты - Н.В. .Жерихин, А.Г. Головкин, Ю.А. Дубровин, В.С. Денисов, И.Ф. Шмельков, Б.М. Мальков и другие.
 
После бортовых устройств "Трал-П1", были разработаны и другие варианты аппаратуры для различных КА: "Трал-П2", "Трал-ИОК", "Трал-П1МА", "Трал-П1МБ", "Трал-П1МВ1", "Трал-П1МВ2", "Трал-Яхонт".
 
Наземные и морские приемные станции "Трал" также были усовершенствованы, для регистрации параметров в состав аппаратуры был включен магнитофон. Усовершенствованные станции именовались "Трал-К", "Трал-К2Н".
 
Структура сигнала "Трал-П2"
 
Кадр передачи информации состоит из 48 канальных интервалов. Каждый канальный интервал отделен друг от друга опорными импульсами следующими с частотой 6 кГц. В каждом канальном интервале передаётся информация функциональных каналов, кроме первого, который является служебным. Он служит для передачи информации о положениях щеток ПКУ, работающих совместно с системой "Трал-П2".
 
Вместе с 47-ю функциональными каналами в канальных интервалах передаётся информация 44 контактных каналов (контактные каналы не передаются в 12-м, 24-м, 36-м и 48-м канальном интервале) и один служебный канал в 1-м канальном интервале. Служебный канал предназначен для передачи уровней 0% и 100% необходимых при калибровки каналов.
 
Частота опроса по каждому каналу - 125 Гц. Возможно, путем запараллеливания соответствующих каналов, увеличение частоты опроса до 500 Гц. Перед началом каждого измерения в 48-м канальном интервале передаётся маркерная группа, состоящая из 4-х импульсов (маркерная группа М125). Каждый цикл измерения разбит на 4 равные части (группы), состоящие из 12-ти канальных интервалов. Для этого в 12-м, 24-м и 36-м канальных интервалах передаётся маркерная группа, состоящая из 3 импульсов (маркерная группа  М500). Маркерные группы М500 и М125 размещены в "защитном интервале" (интервал между измерительным импульсом в положении уровня 100% и следующим опорным импульсом). При этом первый импульс маркерных групп опережает следующий опорный на 48 мксек.
 
Информация от функциональных каналов определяется положением измерительных импульсов внутри канального интервала и в зависимости от величины измеряемого параметра занимает положение между уровнем 0% и уровнем 100%.
 
Импульсы контактных датчиков (КД) расположены в "защитном интервале" каналов, кроме каналов, где расположены маркерные группы М500 и М125. Наличие импульса контактного датчика на расстоянии 137 мксек от опорного свидетельствует о замыкании контактов, при разомкнутых контактах импульс КД отсутствует.
 
Часть функциональных каналов может быть использовано для передачи информации о контактных датчиках (по 4 контактных датчика на канал). В этом случае информация функциональных каналов не передается.
 
Совместно с системой "Трал-П2" может работать несколько ПКУ и СИТ. Информация о положении щеток передаётся по любым контактным каналам. При этом должна выполняться последовательность передачи:
- N - маркерная ламель;
- N+1 - нечетная ламель;
- N+2 - четная ламель;
где N - номер контактного канала.
 
Бортовая аппаратура "Трал-П2" может работать с бортовым ЗУ. Для привязки информации ЗУ к бортовому времени передаётся метка времени МВ, которая присутствует только в каналах с 1-ого по 12-й. Наряду с калибровкой, передаваемой по первому каналу, передаются калибровочные уровни в виде импульсов, соответствующих 0% и 100% шкалы сразу по всем каналам, которые сопровождаются импульсом маркера калибровки МК, присутствующим сразу во всех каналах. Время калибровки 12±3 мсек.
 
Станция «Трал-К»
 
Новая бортовая аппаратура системы «Трал» - типа "Трал-П" (Ю.И. Лебедев, Э.А. Цвелев, Н.А. Терлецкий, Д.Н. Герасимов), обладая более высокими техническими характеристиками по сравнению с телеметрическими системами того времени, обеспечивала возможность автоматизированной обработки данных телеизмерений. Для решения этой же задачи ОКБ МЭИ приступило к созданию наземной телеметрической станции "Трал-К" с преобразованием принимаемого время-импульсного кода в цифровой форме и записью его на магнитную ленту (А. С. Альтман, В. Н. Курский, Г. Н. Важенцев).
 
Головные образцы станции «Трал-К» были изготовлены на ОПЗ МЭИ. Первым применением новой системы «Трал-К» явились пуски ракет Р14, при которых полная информация была получена уже через 2 часа после пуска ракеты. В 1963 г. был разработан специальный малогабаритный вариант станции «Трал-К» для использования ее на атомных подводных лодках. В дальнейшем в 1968 г. была разработана модернизированная станция «Трал-К 2Н».
 
 
Руководители и инженеры ОКБ МЭИ,
разрабатывавшие, испытывавшие, сопровождающие в эксплуатации
 бортовую и приемную аппаратуру системы "Трал"
 
Алексей Фёдорович
Богомолов -
Главный конструктор
ОКБ МЭИ
 
 
К.К. Морозов - первый заместитель
Главного конструктора
ОКБ МЭИ. Руководил
конструированием по
всем системам.
 
С.М. Попов - заместитель
Главного конструктора
ОКБ МЭИ по телеметрическому и телевизионным направлениям.
Руководил разработкой
систем «Трал», «Трал-Т».
 
М.Е. Новиков - руководитель
разработки бортовой
аппаратуры систем
«Трал» и «ЗУ-О».
Ответственный представитель при пусках КК серии 1К.
 
 
П..Ж. Крисс - руководитель
разработки систем
«Рубин » и «Факел».
Ответственный пред-
ставитель ОКБ МЭИ
при пусках кораблей 1К
Ю.И. Лебедев -
руководитель
разработки
 бортовой
аппаратуры
системы «Трал-Т»
 
Э.А. Цвелев -
руководитель
разработки
систем
«Трал П1»
Н.А. Терлецкий - руководитель
разработки передатчиков
систем «Трал П1», «Трал Т» и
Ответственный
представитель ОКБ МЭИ при пусках КК типа 1КП, 1К и 3К
 
 
 
 
 
 
 
Бортовые
антенны
передатчиков
"Трала",
благодаря
своей
экзотической
форме,
легко
узнаваемы
на КА,
в частности -
 на
"Объекте -Д".
С.М. Верёвкин
 - руководитель
разработки бортовых
антенн на кораблях
«Восток» и «Восход»
 
И.Ф. Соколов
- руководитель
разработки наземных
антенн  «Трал»
 
 
И
сточник:
Монграфия  Ж.П. Крисса "ОКБ МЭИ и «Восток»"
 
 
Здание ИВЦ,  Байконур, 60-е года. На крыше установлены две АФУ "Трала"  (приемные станции, естественно, смонтированы во внутренних помещениях ИВЦ) в попытке получить телеметрическую информацию при старте РН, минуя ИПы...
 
Две АФУ "Трала" в одном кадре на фото И.Маринина, Байконур. Слева - стационарный вариант, справа - мобильный (спираль демонтирована)
 
В нынешнее время антенны "Трала" можно увидеть только в качестве памятника...
 
 
Возимый
вариант
антенны
ТНА-100
на
НИП-13
    
 
 
 
 
 
Телеметрические антенны
на ИП-2
НИИП-5.
 
В середине
- антенна
ТНА-103
станции
«Трал»
(наклонена
в сторону
старта)
ТНА-100
ИП-1    НИИП-5
ТНА-103
 
НПО ИТ разработало измерительную аппаратуру для первого полета человека в космос
 
Предшественник АО «НПО ИТ» (входит в интегрированную структуру РКС) – 5-й научно-исследовательский комплекс НИИ-88 (сегодня – ЦНИИмаш) – в 1950–60-х годах разрабатывал датчиковую аппаратуру и аппаратуру сбора и регистрации измерительной информации, получаемой при стендовых и летных испытаниях ракет.
 
Датчиковая аппаратура, разработанная в 5-м комплексе НИИ-88, использовалась в том числе и при стендовых и летных испытаниях ракеты-носителя, выведшей на орбиту корабль-спутник «Восток» с Юрием Гагариным.
 
В 1958 году коллектив 5-го научно-исследовательского комплекса НИИ-88 создал первую отечественную специализированную вычислительную систему автоматизированной обработки телеметрической информации «Старт».
 
«Мы разработали специальный магнитофон, на который регистрировались одновременно несколько параметров, – вспоминает ветеран отрасли, главный специалист НПО ИТ, а в то время инженер 5-го центра Вячеслав Иванович Савин. – Обрабатывая эту информацию, мы получали физические значения параметров. В 1959-м году опытный образец системы «Старт» был внедрен в эксплуатацию, что существенно сократило время получения результатов летных испытаний».
 
12 апреля 1961 года сразу после запуска космического корабля «Восток», пилотируемого Юрием Гагариным, система «Старт» обработала телеметрические данные, зарегистрированные на магнитную ленту телеметрической системой Трал-К (разработка АО «ОКБ МЭИ», которое сегодня также входит в интегрированную структуру РКС), и выдала информацию о физиологическом состоянии первого космонавта во время полета.
 
5-й комплекс НИИ-88 также создал автономную систему регистрации параметров корабля «Восток» и физиологических параметров космонавта Юрия Гагарина «Мир-В-1» – так называемый «черный ящик» или бортовой самописец.
 
«Небольшой магнитофон был размещен в бронированной кассете, которая выдерживала большие ударные нагрузки и температурные значения, – рассказывает Вячеслав Савин. – Эта система дала возможность сохранять для последующего анализа информацию об обстановке на корабле во время полета».
 
Сегодня АО «НПО ИТ» продолжает создавать и модернизировать датчико-преобразующую аппаратуру и бортовые системы сбора и передачи измерительной информации. Продолжается совершенствование автономной системы запоминания информации «СЗИ», прототипом которой была «Мир-В-1» на борту корабля «Восток-1». Этой современной системой оснащаются пилотируемые корабли «Союз».
 
Аппаратура ОКБ МЭИ обеспечивала полет первого космонавта
 
Разработанный в ОКБ МЭИ измерительный комплекс «Восток» позволил решить задачи радиотелеметрии, контроля траектории и телевизионной передачи изображения космонавта во время полета Юрия Гагарина в космос.
 
В состав радиоизмерительного комплекса космического корабля «Восток» входила радиотелеметрическая система «Трал» с бортовым устройством «Трал-П1»; комплекс радиотехнических средств траекторных измерений, включавший радиолокационные станции «Бинокль-Д», работающие по бортовым ответчикам «Рубин-Д», и прецизионные угломерные станции фазовой пеленгации «Иртыш», работающие по бортовым передатчикам-маякам «Факел-М»; телевизионная система «Трал-Т».
 
Бортовая аппаратура этого комплекса размещалась в приборном отсеке корабля, а наземная – на стартовой позиции и измерительных пунктах командно-измерительного комплекса.
 
Бортовые устройства «Трал-П1» были установлены на одном из блоков первой ступени и на третьей ступени ракеты-носителя. На корабле-спутнике «Восток» было размещено бортовое устройство «Трал-П1» с орбитальным запоминающим устройством ЗУ-О.
 
Радиотелеметрическая система «Трал» обеспечивала телеметрическую информацию о состоянии физических параметров космонавта, работе систем жизнеобеспечения, состоянии и работе всех систем и агрегатов, о ходе полета, ориентации и других параметрах и характеристиках систем корабля, а также о состоянии и работе систем первой, второй и третьей ступени ракеты-носителя.
 
Станции приема телевидения были расположены в Медвежьих озерах (Московская область), в Красном Селе (Ленинградская область) и в районе старта.
 
Во время запуска и полета Юрия Гагарина все средства ОКБ МЭИ работали безупречно. Радиотелеметрия подтвердила нормальное функционирование всех систем ракеты-носителя и корабля, если не считать незначительной ошибки в системе управления носителя. Телевизионная система «Трал-Т» выполнила возложенные на нее задачи телевизионного мониторинга состояния самочувствия Юрия Гагарина и всего происходящего на борту корабля.
 
Первоисточник: http://russianspacesystems.ru/2016/04/01/gagarin-55/ 
 
Бортовой передатчик «Трал-П1»