АнтиКамчатка
Часть 8/1
 
Скала в океане
Активное освоение русскими мореплавателями этих мест в 18 веке затронуло и Шемью - "В 1762 году у берегов острова потерпело крушение русское судно, исследовавшее Алеутские острова, большая часть экипажа выжила". До сих пор на острове сохраняются два русских захоронения - видимо тех моряков, что не выжили... Ценная пушнина привлекала в эти края авантюристов, промышленников и купцов. Методы, которые некоторые из них использовали, ярко описаны  тут - почитайте обязательно.  30 марта 1867 года Аляска и Алеутские острова стали американскими.
 
GRAVES OF
RUSSIAN SEAMANV
Могилы русских
моряков
 
 
Вторая мировая война в этих местах запомнилась тем, что несколько безлюдных островов Алеутской гряды были "окупированы" японскими войсками - и это была единственная территория США, которую "топтал сапог захватчика" в этой войне.
 
Аэрофотосъмка острова в начале 40-х годов. Пустынное место, которому суждено стать непотопляемым
авианосцем на границе Тихого океана и Берингового моря.
 
Часть Алеутских островов, окупированные японскими войсками
 
Армия США высадилась на остров Шемья 25 мая 1943 года без единого выстрела, не встретив ни одного врага, хотя японцы и предполагали когда-то защищать его силами батальона, о чем свидетельствует
японская карта-план обороны острова при наступлении американцев с юга при поддержке авиации с востока.
 
 
После освобождения от японцев, большинство островов остались необитаемыми, но некоторые острова были оборудованы аэродромами для бомбардировки флота японцев, а Шемья в силу относительной близости к Японии могла послужить и для базирования авиаподразделений, атакующих территорию японских островов.
 
К концу июня 1943 года на острове была построена грунтовая ВПП протяженностью 3 км., а чуть позже, к осени, - аэродром с твердым покрытием с ВВП протяженностью 1,4 км, которую могли использовать бомбардировщики B-25. Вскоре была построена еще одна ВПП  длиной 1,4 км.
 
 
1944 год - на острове идет строительство ВПП, видна  исскуственная дамба на восточной оконечности острова.
Трехкилометровая ВПП строилась для "летающих крепостей" B-29, но они так и не перебазировались на Шемью...
 
Две короткие ВПП (север - юг 18/00 и северо-запад - юго-восток 23/50) после войны постепенно были заброшены, а длинная 3-х километровая полоса жива и поныне, сыграв важную роль, впрочем, как и сам остров, уже не в противостоянии с Японией, а в холодной войне с СССР.
 
ВПП северо-запад - юго-восток 23/50 отмаркирована красной поперечной полосой и красным крестом для визуального запрета посадки на старую необслуживаемую полосу.
 
Трехкилометровая полоса 10/28 отмаркирована соответственно...  
 
 
 
 
 
 
1968
  год
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная ВПП 10/28 всегда готова:
 и зимой ,
и летом ...
 
 
 
 
 
 
Полоса 10/28, уже после того, как её покинули разведывательные RC-135S, несколько раз использовалась для вынужденных/аварийных посадок гражданских авиалайнеров.
 
6 апреля1993 г. на Шемье совершил вынужденную посадку китайский  авиалайнер McDonnell-Douglas MD-11 компании  "China Eastern Airlines", летевший в США. Экипаж самолета за час до вынужденной посадки объявил тревогу из-за сильной вибрации (по одной версии пилот случайно иницировал работу предкрылков, по другой - "предкрылки выпустились произвольно из-за неадекватной конструкции ручки выпуска предкрылков и закрылков") При отключившемся автопилоте капитан вручную пытался парировать несколько резких изменений пространственного положения самолета по тангажу, в результате которых воздушное судно потеряло 5000 футов высоты. Капитану удалось восстановить управление самолетом и получить разрешение на посадку в ближайшем аэропорту. Во время инцидента из 255 пассажиров и членов экипажа один человек погиб (позже в госпитале умер еще один) и около 50 были серьезно ранены (по другим источникам - ранения различной тяжести получили 149 пассажиров и 7 членов экипажа). Власти США направили на остров несколько самолетов с медицинским оборудованием и персоналом  с тем, чтобы оказать первую помощь раненым и переправить пассажиров в Анкоридж.
 
 
Самолет Boeing 777-200 компании "American Airlines", следовавший 12 июля 2010 г. из Техаса в Японию, совершил аварийную посадку на Шемье после срабатывания противопожарной сигнализации в грузовом отсеке. На борту "Боинга" находились 197 пассажиров и 15 членов экипажа. Пилоты и сотрудники местного аэропорта в поисках причины срабатывания сигнализации полностью вынули багаж из самолета, но не смогли обнаружить причину инцидента.
 
 
 
Кроме казарм барачного типа, во время войны на острове были построены несколько больших ангаров и множество складов для боеприпасов, которые существуют сейчас как большие ямы. На протяжении многих лет единственное капитальное послевоенной постройки  административное здание выполняло множество функций - штаба, узла связи, почты, столовой, казармы, гостиницы, госпиталя и пр.
 
 
Ангар №2 - 50-е годы, на переднем плане 4-х моторный  PB4Y-2 "Privateer"
 
Ангар №4 (?), 60-е годы - парковка для RC-135S. Сравнивая эти два фото, можно заметить,
как старые ангары переделывались под самолеты RC-135 - чтобы в ангар помещался высокий киль самолета,
ангар несколько удлиняли, передняя часть крыши приподнималась и увеличивалась высота раздвижных дверей,
это видно и на фотографиях внутри ангара ниже:
 
 
"Внимание!  Не открывать двери при ветре 50 узлов и более" иначе ангар сдует...
 
Ракеты на Шемье ?
 
 
В конце 90-х годов в США всерьёз рассматривался проект установки на острове противоракет, связанный с успехами КНДР в области ракетостроения. Американцы заподозрили, что Ким Чен Ир скоро сможет располагать оружием (ракета "Тэпходон-2") с дальностью действия 2500-3700 миль и Аляска будет попадать в зону поражения такого оружия.
 
После нескольких неудачных испытаний ракет-перехватчиков президент Клинтон не стал инициировать процесс, оставив решение за президентом Бушем.
 
Буш рассматривал вопрос о строительстве первой части системы - радара X-диапазона с высоким разрешением на острове, но отказался. Однако, в рамках подготовки к строительству второй части, видимо, поручил проверить возможность устройства шахт для противоракет на Шемье в рамках исследования возможных мест их размещения.
 
Президент Обама считает маловероятным обстрел территории США и оставил остров Шемья в покое, тем более, что в последнее время МО США сделало акцент на морского базирования "мобильный позиционный район ПРО".
 
 
Этот "мобильный позиционный район ПРО" представляет собой оружейный комплекс на борту корабля, состоящий из радара x-диапазона (подобному тому, что описан на предыдущей странице - AN/TPY-2) и противоракет.
 
Но, во всяком случае, на Шемье присутствует мобильный на рельсовом ходу "домик", весьма похожий на башню, обычно применяемую при строительстве шахт...
 
 
 
 
 
Есть вероятность также,что шахта используется  разведорганами США для контроля за  российскими, китайскими и корейскими ядерными полигонами, проще говоря - в шахте возможно размещение барографов, которые могли бы фиксировать ядерные
  взрывы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Вид на
остров
с воздуха,
1968 год.
 
 
 
 
 
 
Shemya - обозначения:
 
1943 - Shemya Army Air Force Base
1948 - Shemya Air Base
1954 - Shemya Airport
1959 - Shemya Air Force Station
1968 - Shemya Air Force Base
1993 - Eareckson Air Force Station
1994 - Eareckson Air Station
 
 
 
Ниже:
40 лет спустя -
вид на
остров
с воздуха,
2008 год.
 
 
 
 
 
 
АнтиКамчатка
Часть 8/2
 
Люди на скале
 
Что можно ожидать от многочисленной мужской компании, не отягощенной марксистско - ленинской подготовкой, вдали от семей, Макдональдсов, бейсбола и иных благ американской цивилизации? Правильно - ничего хорошего...
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Служившие на острове пилоты - летчики - штурманы - техники,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
электронщики - радиотехники - программисты - эвээмщики - радарщики,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
связисты - радисты - дизелисты,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
а также повара (в столовой - 450 мест), водители, администраторы,  охранники, парикмахеры медики (в 60-е - один врач, два стоматолога и 12 фельдшеров и медбратьев), прочая и прочая - кто они и чем занимались - кроме службы?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Иногда они играли в волейбол в ангаре около самолета;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
особо смелые рисковали заполучить инфлюэнцу, купаясь в холодном штормящем океане;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
иногда посещали самодеятельный театр (500 мест),
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
и даже ставили спектакли (идеологически выдержанные - на тему "большой брат", то есть СССР, - следит за тобой!);
 
 
 
 
 
 
местная телевизионная станция вещала 12 часов в сутки, транслируя по кабелю в помещения базы видеозаписи программ, присылаемые с материка и в режиме прямого эфира - рекламу стирального порошка...
 
 
 
А еще там был большой тренажерный зал и четырехдорожечный  боулинг ...
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
... но любимыми развлечениями на острове, видимо, были карточные игры.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Игра в кости - на втором месте.
 
 
 
Представьте реакцию своего замполита, вошедшего с "деловым визитом" в вашу комнату офицерского общежития и увидевшего такую картину, вернее, такие картины на стене...
 
Трое суток ареста - самое малое, что вам бы грозило.
 
Плюс в вашу характеристику - "потеря бдительности", "вода на мельницу врага", "аморальное поведение", "политическая близорукость", "влияние тлетворного Запада" (для Камчатки - "тлетворного Востока"), "отсутствие нравственности", "предательство идеалов коммунизма", "наплевательское отношение к товарищам по службе", "грубейшее нарушение норм социалистического общежития", "попрание морального кодекса строителя коммунизма" и т.д. и т.п. - нужное подчеркнуть!
 
А вот "строителям капитализма" все сходило с рук, ...
 
 
... даже пьянство.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Злачные заведения тоже присутствовали на острове, как и магазин, где всегда были пиво, водка и виски, если судить по фото ниже.
 
 
 
 
Такой "ёлочки" хватило бы на целый полк, а то и дивизию...
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Все фотографии в этом разделе сняты в разное время на острове Шемья.
 
 
Живой достопримечательностью на острове Шемья некоторое время был пес по кличке Бузер (boozer - пьяница).
 
Американские военнослужащие любили подкармливать его хлебом, смоченном в пиве. В результате они втянули в пьянство бедное  животное, которое пришлось усыпить под новый 1969 год.
 
Похороны собаки были обставлены по всей форме, предусмотренной для похорон военных, погибших на своем посту - с оркестром, речами, отданием чести и оружейными залпами - недостаток развлечений на острове привел к неоходимости устроить такое шоу...
 
 
 
Памятная табличка у главного входа в штаб авиабазы и надгробный камень собаки Бузер
 
 
Остров обмана
 
Или люди плыли за бобрами
 
Не знаю, почему уже давно хочу написать об этом месте. Оно не одно из тех, куда бы хотелось возвратиться, чтобы съесть глазами буйство красок, как на Гаваях, вдохнуть душою красивую и щемящую боль, вплетенную в венок, брошенный в Цусиму, или услышать сердцем горловое пение камчатских вулканов. Это место лишь немногим лучше грязно-серого булыжника в Беринге, острова Святого Лаврентия, на котором, по преданию алеутов и юитов, находится Ад. Оно - тоже камень в вододерже Северной Тихоокеании, который сами поселенцы зовут просто - «Скалой». И скрашивают скалу лишь озорно звучащие острова Атту и Киска, сжимающие ее в алеутском ожерелье слева и справа, да островок Агатту, подобно подушечке из ягельного бархата подложенный с юга под сию черную жемчужину.
 
Когда-то сюда пришли те, кто говорил на очень странном языке, блаженно окая: «Люди исполать исповедати, китовраси истовы в сим глухомории корабельщиков кощеют, кудеса крычати, еже находник пороздный околот ристати!» Это они, вологодцы, ведомые Витусом Берингом, и их последователи, купцы с нанятыми козаками, плывшие за золотым руном, подобно Язону, во времена «изыскания неизвестных мест» нанизали в алеутское ожерелье бусинки с названиями мыс Судак, Крыска, Круглый, острова Боброва, Давыдова, Горелый. Благодаря им морской бобер стал золотым руном. Из-за шкуры да хвоста своего, называемых «мягкой рухлядью», был бобер бит, гоним по всей длине «ящерова хвоста» Алеутии вплоть до Аляксы, где, удрученный сим несчастным приключением, утомленный борьбою с обезумевшими от царской прибыли козаками и пролитой кровью зверей и людей, направил свой усатый нос на юг, в Калифорнию, и там нашел покой. На время, конечно - вскоре его погнали обратно, но уже другие, те, кто картавил, произнося букву «р» и шипел межзубными звуками подобно змее. А пока все новые находники пороздные, прельщаясь успехами товарищей своих, оставляли настоящие занятия и плыли-плыли за бобрами да песцами разными, лисами красными да чернобурыми, росомахами да кашалотами...
 
Но необитаемость и серость этих мест не давали пищи воображению путешественников, отчаявшихся найти «китоврасей истовых» вместо моржей и тюленей, кошлаков, медведков и, конечно же, их, вожделенных, но быстро исчезающих бобров. Поэтому, оставив на «Скале» разбитый о камни корабль «Петр и Павел» да могилы соплеменников, лишенных жизни руками алеутов, возмущенных вторжением в свой вековой уклад, они проследовали дальше, позволив острову и впредь носить тайну, соответствующую его самобытному самоедскому названию.
 
Зря - теперь здесь обитают чуждые славянскому сказанию летающие коровы, на которых путешествуют Али-Баба и сорок разбойников, гоняющиеся за газовыми лампами в небе. Тут, на берегу залива Алкан, когда-то бегала собака по кличке «Пьянь» и стояла, изогнувшись в спине, Большая Алиса. А одноглазая кобра до сих пор шипит в серое небо, отпугивая все пролетающее и проплывающее мимо. Они и есть «китовраси истовы»...
 
Остров сей в гряде, которую Витус Беринг именовал «Островами Обмана», зовется Шемией. Покрытый с северной стороны плюшем ягеля, цепляющегося за невысокий обрыв, и ограненный белоснежными бурунами морозной воды, разбивающейся о клыки прибрежных подводных камней, он лежит, вытянувшись на четыре мили, подставив почти плоскую спину вялому приполярному солнцу.
 
Шемия - один из островов-авианосцев, которые так любят американские военные. Его ближайший брат-близнец лежит в тысячах миль к югу, отделенный от единокровного сородича вулканического происхождения Гавайскими островами. Они, Шемия и Джонстон, - две половинки паззла, когда-то разъединенные разъезжающейся корой Земли. И оба когда-то пережили вторжение японцев, от чего их современные карты испещрены местами захоронения кораблей и неразорвавшихся бомб. Тогда, в сороковые годы, спину Шемии обезобразил первый шрам - взлетная полоса для самолетов полковника Эриксона, летавших бомбить интервентов, установивших флаг с красным солнцем на острове Атту. От тех времен сохранились лишь останки разбитых «Лайтнингов», да название современной авиабазы ВВС США Эриксон, новая трехкилометровая полоса которой разрезала этот плавающий авианосец надвое с юго-востока на северо-запад в направлении залива Алкан, на обрывистом берегу которого и стоит шипящая РЛС «Кобра Дейн».
 
Когда-то мы приплыли сюда исключительно ради нее, чтобы увидеть и сфотографировать этот огромный квадратный «капюшон вставшей в боевую стойку кобры», в центре которого зияет двадцатиметровый черный глаз станции слежения за космосом и предупреждения о советских ракетных пусках. Он настолько зряч, что способен увидеть теннисный мяч, пролетающий в двадцати тысячах километров от Земли. Но главная цель «Кобры Дейн» - следить за всеми испытательными пусками русских баллистических ракет, запущенных из любой точки СССР - от Плесецка до Байконура. Поэтому и шипит она непрерывно своими полутора тысяч мегагерц с огромной мощностью, заставляя нас чувствовать себя неуютно даже в ее боковом лепестке.
 
Я слышал ее «голос», похожий на гудение высоковольтной линии, для чего приходилось максимально загрублять чувствительность аппаратуры. Когда-то ее работой занималась другая станция - «Большая Алиса», две тридцатиметровые ажурные параболы которой до сих пор являются частью серого пейзажа Шемии, делая его немного футуристическим. «Алиса» тоже смотрела на нас в два глаза, в случае необходимости посылая к Камчатке ревущих коров с Али-Бабой и сорока разбойниками на борту. Именно так называли себя экипажи этих самолетов. Они взлетали на своих разведывательных RC-135 и мчались к Карагинскому заливу Камчатки, включив аппаратуру радио и оптической разведки. И когда боеголовка советской МБР входила в плотные слои атмосферы, один из сорока «разбойников», сидящий в стеклянной турели на спине самолета, кричал «Газовая лампа!» и включал мощную кинокамеру, которой позавидовал бы Голливуд. «Gas lamp!» - такой была команда об обнаружении падающих головок. А потом Али-Баба, командир самолета, разворачивал его и вел обратно к Шемии, чтобы совершить всегда трудную и опасную из-за сложных метеоусловий посадку.
 
Здесь разбилось много самолетов. Три из них - разведчики RC-135. Чаще всего они скользили по обледеневшей полосе, не имея возможности затормозить, влетая в овраг у залива Алкан. Остовы двух из них до сих пор там. Третий пропал без вести, упав в воду после взлета. Но когда посадка происходила успешно, в ангаре сорок разбойников всегда ждал лохматый пес Пьянь, любимец и талисман всей авиабазы Эриксон. Этот веселый кобель был настолько любим здесь, что, когда он умер, его хоронили с военными почестями. А памятник ему до сих пор стоит у штабного здания в центре острова.
 
Иногда же ревущие коровы летели на юг, к острову-авианосцу Джонстон, где в раю тропиков отогревались перед возвращением в тундру, попутно следя за советскими головками, падающими южнее Гавайев.
 
Я не знаю, почему написал о Шемии. Наверное потому, что он так и остался для меня непонятым островом обмана, заселенным «китоврасями истовыми, в глухомории корабельщиков кощеющими» и влекущим своей неземной суровостью, ждущими, когда с него наконец уйдут приносящие войну и страдания белые люди и возвратятся долгожданные морские бобры. И тогда воцарятся тишина и покой...
 
 Историю рассказал Navalbro, www.bigler.ru         
 
Хоть и с некоторыми фактологическими ошибками, этот текст хорошо передает отношение советских моряков (да и всех советских военнослужащих) к этому острову - АнтиКамчатке...