АнтиКамчатка
Часть 7/1
 
Большие уши Алисы
 
Из-за невозможности протянуть на остров  радиорелейную линию, Шемью подключили к тропосферной системе связи Аляски, носящей оригинальное имя
"Белая Алиса".
 
На схеме ниже видно, что тропосферная станция на Шемье (SYA) - крайня в цепочке островов Алеутской гряды.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Карта расположения станций ТРРЛ "Белая Алиса" и связей между ними.
Голубые линии - участки обычной (УКВ) РРЛ в составе сети.
 
В начале 50-х, с началом  холодной войны, в результате явной переоценки возможностей дальней авиации СССР, паранойя в США на почве "советской военной угрозы" привела к строительству сети радиолокационных станций ВВС вдоль побережья и в глубине Аляски.
 
Существующие каналы связи не могли обеспечить достаточные коммуникации и по заявке ВВС, компании Western Electric была поставлена задача проектирования и строительства более совершенной сети связи - таким образом, родилась тропосферная радиорелейная линия (ТРРЛ) системы связи "Белая Алиса".
 
Первые станции были введены в действие в конце 1956 года, а заработала система в полном объеме 26 марта 1958 года. В начале 60-х годов, страх перед Советским Союзом из области авианалетов переместился в область ракетного нападения и "Белая Алиса" стала обслуживать элементы системы предупреждения о ракетном нападении, постепенно прирастая новыми станциями. К концу 60-х "Белая Алиса" пришла и на остров Шемья.
 
Наверное, единственные антенны на острове, обращенные не на запад, в сторону СССР, а на восток, в сторону США - это антенны "Алисы"... Одновременно с обслуживанием военных клиентов, линия обслуживала и гражданские потребности.
 
 
Интересно, что в СССР, в тоже самое время, существовала
ТРРЛ связи «Север», выполнявшая аналогичную функцию в северных и восточных областях СССР. ТРРЛ в нашей стране обслуживали военнослужащие.
 
Если внимательно посмотреть на обе карты, можно заметить, что между самой западной советской станцией на Чукотсом полуострове в районе бухты Провидения "Орел" и самой восточной американской станцией на Острове Святого Лаврентия "OHC" можно было организовать связь.
 
Известно, что Леонид Ильич Брежнев иногда разговаривал с одной своей знакомой из Индии (её звали Индира Ганди) по ТРРЛ (естественно, не по этой - по другой). Связывался он и с американскими президентами. Причем, если с Индирой Ганди он именно разговаривал по телефону (с участием переводчика, естестественно - ведь хинди и английского он не знал, а она не говорила по-русски), то с Америкой связь была телетайпная, кабель был проложен по маршруту Вашингтон - Лондон - Копенгаген - Хельсинки - Москва.
 
А вот если бы организовали всего один участок ТРРЛ между двумя точками на разных берегах Берингова моря - можно было бы именно поговорить из Москвы с Вашингтоном...
Между советским "Орлом" и американской "OHC" - менее 300 километров.
 
Вернемся на Шемью:
Хотя "Белая Алиса" была военной системой связи, в течение всей своей недолгой активной жизни (около 20 лет), её  обслуживал исключительно гражданский персонал: сначала Federal Electric Company, затем RCA Service Company и, наконец, ITT. Станцию и её ДЭС (от 120 до 180 кВт) обслуживала команда ~ 20 человек.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Появившиеся в конце 60-х годов системы спутниковой связи означали конец для "Белой Алисы".  Пока спутниковая технология не стала пермаментной, "Белая Алиса" была удобным избытком в качестве резерва, но к концу 70-х годов "Белая Алиса" стала историй, хотя один "отросток" действовал до начала 80-х.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Здание "Белой Алисы" на Шемье было отремонтировано и использовалось для других целей.
 
А советские ТРРЛ еще и в 90-е работали...
 
 
 
На фото ниже рядом с тропосферными антеннами заметна небольшая антенна, скорее всего - "обычной" УКВ РРЛ на остров Киска (?).
 
 
 
 
 
 
АнтиКамчатка
Часть 7/2
 
Космическая связь на Шемье
 
Появление в 60-х годах спутниковой связи позволили предоставить большое количество каналов связи всем операторам различных военных и гражданских структур на острове Шемья. Для организации такой связи на острове в разное время функционировали разные терминалы. На современных фотографиях мы можем разглядеть спутниковые антенны в различных частях острова. Они обеспечивали связь через спутники военной системы "Defense Satellite Communications System" DSCS.
 
Постоянно совершенствующаяся спутниковая система DSCS является основной системой глобальной связи МО США и отдельных правительственных учреждений. Основной задачей системы DSCS является предоставление телефонных и других каналов для военных и правительственных операций США за их пределами.
 
Элементы систем спутниковой связи на острове Шемья.
 
"RCA
Alaskcom" расположен на месте, где в прошлом располагалась станция "Большой Алисы"
 
 
В конце 60-х на острове был развернут мобильный спутниковый терминал AN/TSC-54, использовывшийся для трансляции по всему миру телерепортажей американских пилотируемых миссий с Луны.
 
Слева: статья в армейской газете, 1969 год:
 
 
Антенна терминала AN/TSC-54 очень похожа на нашу АФУ "Ромашка", но гораздо меньше по размеру.
 
Первым стационарным терминалом в 70-е стал AN/GSC-39 Иногда Шемье приписывают наличие терминала AN/FSC-78. Однако, AN/GSC-39 отличается от AN/FSC-78 только размерам антенны: "78" имеет антенну диаметром 60 футов (18,3 метра), такую большую полноповоротную антенну на этом острове с сильными ветрами эксплуатировать было бы крайне затруднительно. В викимапии до сих пор видны следы от двух защитных радиопрозрачных куполов - что под ним было раcположено - неясно, была ли AN/FSC-78 на острове - непонятно...
 
Но, во всяком случае, рядом с этим местом
до сих пор стоит без всякого купола АФУ,
очень похожая на антенну терминала AN/GSC-39  >>>
 
 
В Викимапии ясно видна АФУ диаметром
~ 11 метров - скорее всего -  AN/GSC-39,
и следы от двух радиопрозрачных куполов   >>>
 
Станция AN/GSC-39 оснащена антенной диаметром 38 футов (11,6 м) и является терминалом среднего класса. Система наведения обеспечивает точность по азимуту и углу места 0,03°. Диапазон частот: передача - 7.9 - 8.4 ГГц, прием -  7,25 - 7,75 ГГц. Станция имеет емкость до 60 телефонных каналов и обеспечивает связь по 15 несущим частотам на прием и по 9 - на передачу. 
 
В основном режиме станция работает на 10 несущих частотах, а оставшиеся 5 находятся в резерве. При этом суммарная скорость передачи составляет до 1 544 кбит/с.
 
Станция оснащена параметрическим малошумящим усилителем с криогенным охлаждением. Выходные каскады передатчиков собраны на двух ЛБВ мощностью по 5 кВт, которые могут включаться параллельно для увеличения выходной мощности до 10 кВт.
 
Терминал имеет в составе два резервных генератора мощностью по 500 кВт. На вооружении - с 1977 года.
 
 
 
Ниже: в начале 2000-х на острове введен в строй новый терминал - AN/GSC-52:
 
На фото: монтаж антенн терминала AN/GSC-52. АФУ были готовыми к эксплуатации 1 июня 2004 (первая) и 1 сентября 2004 (вторая). Две антенны позволии одновременно использовать для организации связи два разных спутника.
 
Антенны были укрыты радиопрозрачными куполами.
 
Станция AN/GSC-52 относится к терминалам среднего класса, имеет большую пропускную способность и защищена от воздействия ЭМИ при ядерном взрыве.
 
Станция оснащена антенной диаметром 11,6 м и обеспечивает связь по 18 несущим частотам на прием и передачу в режимах ручного, программного или автоматического поиска и сопровождения ИСЗ. Мощность передатчика - 8 кВт. Благодаря имеющейся компьютерной системе станция способна функционировать в обслуживаемом или автоматическом режиме.
 
 
 
 
В Викимапии рядом с двумя антеннами AN/GSC-52 видна  тарелка диаметром ~ 8 метров еще одного терминала - AN/TSC-
86D?
В настоящее время существует программа по замене порядка восьмидесяти AN/GSC-52, AN/GSC-39, AN/FSC-78 и других старых терминалов спутниковой связи по всему миру на новые терминалы, работающих одновременно в X- и Ka-диапазонах.
 
Терминалы будут способны взаимодействовать как с существующими спутниковыми системами, так и с новым созвездием глобальной спутниковой группировки в  широкополосном режиме. Новые терминалы также  будут поддерживать протоколы Интернета.
 
 
Справа, недалеко от двух антенн AN/GSC-52 виден небольшой "шарик" неизвестной этимологии...
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
... может это
просто
приемная
тарелка
спутникового
телевидения?
 
 
 
 
 
На Шемье можно найти и другие "шарики" с антеннами внутри -
 
 
аэродромный
радар
 
и
 
 комплекс
спутниковых
антенн "RCA
Alaskcom"
 
 
 
 
Ниже - две статьи из журнала "Зарубежное военное обозрение" середины 70-х годов...
 
Развитие спутниковых систем связи (1976 год)
 
Пентагон и военные ведомства других стран агрессивного блока НАТО, продолжая наращивать мощь своих вооружённых сил, уделяют большое внимание дальнейшему совершенствованию систем управления войсками, в том числе космических средств связи.
 
Среди космических программ, выполняемых министерством обороны США, особое место занимают те, которые предусматривают создание и использование спутниковых систем связи. Руководство вооружённых сил США считает, что спутниковая связь отличается от обычной глобальностью охвата, высокий неуязвимостью, достаточной скрытностью, гибкостью и универсальностью применения.
 
В настоящее время по заказам Пентагона разрабатываются новые, более совершенные спутниковые системы связи. Ответственность за их разработку и развертывание независимо от принадлежности виду вооружённых сил (ВВС, ВМС, сухопутные войска) несет управление космических и ракетных систем ВВС США (SAMSO), в распоряжении которого имеются ракеты для выведения спутников на орбиты и средства управления ими (командно-измерительный комплекс ВВС США).
 
В состав SAMSO входят четыре управления и несколько самостоятельных отделов (рис. 1), каждый из которых обычно отвечает за одну из конкретных программ создания систем спутниковой связи.
 
В состав SAMSO входят четыре управления и несколько самостоятельных отделов (рис. 1), каждый из которых обычно отвечает за одну из конкретных программ создания систем спутниковой связи.
 
 
Рис. 1. Схема некоторых органов управления космических и ракетных систем ВВС США, занимающихся системами спутниковой связи
 
 
По данным зарубежной печати, в настоящее время SAMSO официально выполняет четыре отдельные основные программы. По этим программам предусматривается создать систему стратегической спутниковом связи министерства обороны США DSCS-2 (Defence Satellite Communications System), систему связи ВВС «Афсатком», систему связи ВМС «Флитсатком» и системы связи для вооружённых сил Великобритании и объединённых вооружённых сил НАТО («Скайнет» 2 и «НАТО» 3 соответственно).
 
Система DSCS-2
 
Создание этой системы началось в конце 60-х годов, когда уже был накоплен некоторый опыт в области разработки спутниковых систем связи. По программе предусматривается развёртывание глобальной стратегической системы, обеспечивающей дальнюю многоканальную связь с использованием всех известных видов радиопередач. Организационно она должна входить в объединённую систему связи министерства обороны США и при полном развёртывании будет включать три-четыре спутника (два основных и один-два резервных), расположенных на стационарных орбитах, и несколько десятков наземных стационарных и мобильных станций. Первые два спутника были выведены на стационарные орбиты в конце 1971 года. Однако из-за ряда недоработок и конструктивных просчётов их аппаратура работала неустойчиво, и в первом полугодии 1973 года связь через оба спутника прекратилась.
 
По мнению американских специалистов, одной из причин неудачи была плохая компоновка отдельных узлов спутников, и в частности направленных антенн, что привело к трудности стабилизации спутников на орбите и вызвало большой перерасход рабочего тела. Другой причиной отказа работы аппаратуры этих спутников они считают возникновение мощных электростатических разрядов, вызывавших электрический «пробой» некоторых электронных схем.
 
Вторая пара спутников системы DSCS-2 была выведена на орбиту в конце 1973 года. Запуск был произведен только после того, как фирма «Томпсон-Рамо-Вулдридж» (головной разработчик этих спутников) произвела доработку их конструкции с целью устранения указанных выше недостатков. Иностранная печать сообщает, что в настоящее время эти спутники находятся на стационарных орбитах: один — над Атлантическим и другой — над Тихим океанами. В работе их также отмечались неполадки, в частности в системах стабилизации и противовращения.
 
Конструктивно спутники DSCS-2 (рис. 2) выполнены в виде цилиндров высотой 3 м (с антеннами) и диаметром около 2,4 м. Вес одного спутника более 500 кг. В верхней его части находится антенная система, состоящая из двух рупоров и двух управляемых параболических антенн диаметром 1,12 м каждая, которые установлены на платформе противовращения. Параболические антенны могут по командам с Земли поворачиваться в пределах ±10°, что позволяет нацеливать их узкий луч (2°6') в заданную точку земного шара. Зона, в пределах которой на Земле можно вести приём и передачу через этот луч, имеет диаметр около 3200 км. Рупорные антенны (одна приёмная, другая передающая) имеют ширину диаграммы направленности около 18° и охватывают всю видимую со спутника поверхность Земли.
 
 
 
Стабилизация спутника осуществляется за счет его вращения со скоростью 60 об/мин. Ось вращения удерживается в заданном положении (с точностью ±14') специальной системой, состоящей из ИК датчиков, определяющих положение горизонта земного шара и реактивных сопел. Для перемещения спутника в заданную точку стационарной орбиты используется второй комплект реактивных сопел, который обеспечивает перемещение спутника со скоростью до 15° в сутки.
 
В качестве рабочего тела в обоих комплектах реактивных сопел используется гидразин. Система электропитания спутников состоит из нескольких панелей солнечных батарей общей площадью около 14,6 кв.м., размещённых на внешней цилиндрической поверхности корпуса, и трех никель-кадмиевых аккумуляторных батарей емкостью по 12 А.ч. В начале срока службы спутника мощность системы электропитания была более 500 Вт, а к концу времени его активного существования, которое, по расчётам американских специалистов, составит пять лет, мощность системы уменьшится до 300 Вт. Потребляемая мощность бортовой аппаратуры не превышает 240 Вт.
 
Аппаратура связи спутников DSCS-2 состоит из ретрансляторов, которые принимают сигналы наземных станций на одной частоте, преобразуют их, усиливают до необходимого уровня и переизлучают на другой частоте. Ретрансляторы перекрывают диапазон 7—8 тыс. МГц.
 
По данным зарубежной печати, технические возможности аппаратуры спутников и имеющихся типов наземных станций позволяют использовать практически все известные виды связи: телефон, телеграф, передачу данных в цифровой форме, передачу данных космической и авиационной разведки (снимки, карты) и т. д. К 1980 году эту систему предполагалось полностью перевести на использование цифровых методов связи.
 
Рис. 2. Спутник системы DSCS-2
 
Руководство министерства обороны США возлагает на систему DSCS-2 важные задачи, так как считается, что она способна обеспечить, кроме связи между высшими органами военного руководства, надежную и гибкую связь с войсками, расположенными на заморских ТВД. Систему DSCS-2 планируется использовать и для быстрого восстановления связи видов вооружённых сил при выходе из строя или уничтожении их основных средств связи, а также для наращивания возможностей и пропускной способности других систем. Особое внимание уделяется использованию системы для поддержания устойчивой связи со стратегическими ядерными силами ВВС и ВМС США и мобильными соединениями сухопутных войск.
 
Для решения указанных задач, кроме спутников DSCS-2, в США созданы самолетные, корабельные, наземные (стационарные и мобильные) радиостанции различного назначения. Всего к 1974 году в системе использовалось около 30 радиостанций. К 1978—1979 годам их число планировалось довести до 60—70. Как сообщалось в зарубежной печати, в настоящее время в США ведутся работы по совершенствованию существующих и созданию новых радиостанций, в том числе предназначенных для установки на борту самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления Е-3А «Сентри» и воздушных командных пунктов Е-4А «Найтвотч».
 
Несмотря на ряд существенных недостатков, выявившихся в ходе опытной эксплуатации спутников DSCS-2, развитие этой системы продолжается. В конце 1974 года Пентагон заключит контракт с фирмой «Томпсон-Рамо-Вулдридж» на изготовление ещё шести спутников этого типа. В мае 1975 года ВВС США предприняли попытку запустить
третью по счету пару спутников DSCS-2. Их предполагалось вывести на орбиты над Тихим и Индийским океанами, что позволило бы приступить к использованию системы в глобальном масштабе. Запуск оказался неудачным из-за неполадок в одной из ступеней ракеты-носителя «Титан» 3С.
 
Не отказываясь от использования спутников DSCS-2, руководство министерства обороны потребовало создания для этой системы новых спутников DSCS-3, которые будут построены с учётом новейших достижений космической и радиоэлектронной техники. На них намечается установить ретрансляторы двух диапазонов частот. Полагают, что спутники DSCS-3 будут иметь большую пропускную способность и обеспечат связь как в стратегическом, так и в тактическом звеньях вооружённых сил США. Срок службы ИСЗ DSCS-3 планируется довести до семи лет, а ввести их в строй намечено после 1980 года.
 
Система спутниковой связи «Афсатком» создается для ВВС США. Она предназначена для обеспечения надёжной связью в стандартном метровом диапазоне радиоволн (225 — 400 МГц) важнейших органов управления ВВС и министерства обороны США. По данным зарубежной печати, основными из них будут штабы и командные пункты частей и подразделений САК, ВТАК, высшие штабы и учреждения ВВС и министерства обороны. Радиостанции системы «Афсатком» планируется установить, кроме наземных органов управления, на стратегических бомбардировщиках (В-52 «Стратофортресс», FB-111 «Аардварк» и В-1 «Лансер»), воздушных командных пунктах и разведывательных самолетах. Эта система обеспечит прямую телетайпную связь между абонентами. В ней предполагается использовать стандартную скорость передачи данных 75 бит/с или 100 слов в минуту. По мнению американских специалистов, такую скорость передачи нельзя считать высокой, однако она вполне отвечает предъявляемым к системе «Афсатком» требованиям, в соответствии с которыми радиообмен между абонентами предполагается вести главным образом с использованием коротких формализованных сообщений.
 
В целом система «Афсатком». как и все существующие системы спутниковой связи, будет состоять из ретрансляторов, установленных на ИСЗ, и сети наземных и воздушных радиостанций. В качестве носителей ретрансляторов в ней предполагается использовать ИСЗ других систем, например «Флитсатком», которые будут выводиться на стационарные орбиты, спутники системы передачи данных, которые планируется выводить на орбиты, близкие к полярным, и другие ИСЗ министерства обороны США. Американские специалисты считают, что размещение аппаратуры системы «Афсатком» на нескольких ИСЗ, находящихся на разных орбитах, позволит обеспечить командование ВВС надёжной связью с соединениями, частями, подразделениями и отдельными самолетами, находящимися в любых районах земного шара.
 
Создаваемые радиостанции системы «Афсатком» в зависимости от предназначения подразделяются на три группы. В первую входят простейшие по конструкции радиостанции, обеспечивающие обыкновенную полудуплексную связь в интересах потребителей с низким уровнем приоритета (например, для самолетов военно-транспортной авиации). Для этих радиостанций выделяются спутниковые каналы связи с шириной полосы 5 кГц. Вторая группа включает более сложные по конструкции радиостанции, предназначенные для установки на стратегических бомбардировщиках. Они будут работать в режиме с многостанционным доступом при временном разделении, в котором несколько радиостанций могут одновременно использовать один канал спутниковой связи (ширина полосы 5 кГц) для приёма и передачи коротких формализованных сообщений. В третью группу входят сложные командные радиостанции. Они смогут обеспечивать связь одновременно через два спутника по нескольким каналам связи. Дли их работы будут использоваться широкополосные (500 кГц) каналы ретрансляторов ИСЗ, работающих в системе «Флитсатком».
 
По планам командования ВВС разработка системы «Афсатком» должна завершиться во второй половине 70-х годов.
 
Управление космических и ракетных систем ВВС США несет также ответственность за создание и запуск спутников системы космической связи для объединённых вооружённых сил агрессивного блока НАТО. ИСЗ для этой системы разрабатываются американской фирмой «Филко-Форд», которая должна изготовить один опытный (для наземных испытаний) и два лётных образца. Эти спутники получили наименование «НАТО» 3 (рис. 3). Наземные радиостанции для этой системы разрабатываются и изготавливаются самими европейскими странами — членами НАТО.
 
 
Рис. 3. Схема устройства спутника системы
«НАТО» 3:
1 — приёмная антенна ретранслятора;
2 — передающие антенны ретранслятора;
3 — механизм противовращения;
4 — датчики горизонта земли системы стабилизации;
5 — бак с рабочим телом (гидрозином);
6 — радиальные и осевые сопла системы стабилизации;
7 — двигатель для коррекции орбиты;
8 — солнечные батареи
 
Спутник «НАТО» 3 имеет вес около 700 кг и по своим характеристикам близок к спутникам DSCS-2. Однако в отличие от последних на спутниках «НАТО» 3 будут устанавливаться только рупорные антенны. Расчетный срок службы ИСЗ «НАТО» 3 около семи лет. Выходные каскады ретрансляторов имеют мощность около 23 Вт и для повышения надёжности дублируются. По данным иностранной печати, аппаратура спутников сконструирована таким образом, что через них могут поддерживать связь американские и английские наземные станции спутниковых систем связи DSCS-2 и «Скайнет» соответственно.
 
ВВС США принимали участие в разработке и запуске спутников английской системы связи «Скайнет». Для этой системы английской фирмой «Маркони» (при помощи фирмы «Филко-Форд») созданы новые спутники «Скайнет» 2. По основным тактико-техническим характеристикам они близки к спутникам DSCS-2 и «НАТО» 3 и поэтому могут в случае необходимости обеспечить работу американских станций спутниковой связи и станций объединённых вооружённых сил НАТО. Запуск первого ИСЗ «Скайнет» 2 оказался неудачным, а второй был выведен на стационарную орбиту над Индийским океаном и используется вооружёнными силами Великобритании.
 
Министерство обороны США одновременно с разработкой уже рассмотренных выше средств спутниковой связи уделяет большое внимание проведению научно-исследовательских работ в этой области. Эти работы направлены на улучшение важнейших тактико-технических характеристик ИСЗ и наземных радиостанций. Особое внимание уделяется повышению живучести ИСЗ, увеличению сроков их активной работы на орбите, повышению мощности и надёжности ретрансляторов. Характерным примером исследовательских работ является создание ИСЗ типа LFS-8 и LES-9, запуск которых планировалось осуществить в конце 1975 года. В качестве источников электропитания на них предполагалось использовать радиоизотопные термоэлектрические генераторы, а в качестве датчиков ориентации в пространстве — гироскопы. По мнению американских специалистов, применение радиоизотопных термоэлектрических генераторов позволит повысить надёжность новых ИСЗ по сравнению с существующими, использующими для электропитания солнечные батареи, а гироскопы значительно повысят надёжность и точность работы систем ориентации. Кроме того, по данным иностранной печати, аппарату на ИСЗ LES-8 и LES-9 позволит проверить новые принципы формирования диаграмм направленности антенн ретрансляторов, новые методы организации связи. Впервые на этих ИСЗ будет установлена система связи между самими спутниками.
 
Иностранная печать сообщает, что министерство обороны США, кроме специальных военных спутниковых систем связи, участвует в создании некоторых коммерческих спутниковых систем связи с условием частичного их использования в интересах вооружённых сил. Например, ВВС и центральные органы министерства обороны США уже эксплуатируют часть каналов связи коммерческих спутников «Интелсат», «Аник» и спутников национальной системы связи США «Уэстар», а ВМС США с таким же условием внесли значительные средства в создание системы спутниковой связи «Марисат» (создается фирмой «Комсат» в интересах морского судоходства).
 
"Зарубежное военное обозрение", 1976, №2, с. 60-65 
 
 
Спутниковая система связи «Флитсатком»
 
Милитаристские круги США в своих агрессивных планах, направленных против Советского Союза и стран социалистического содружества, важную роль отводят военно-морским силам, эффективное управление которыми невозможно без использования современных средств связи, обладающих высокой пропускной способностью, надежностью и скрытностью работы. Поэтому командование ВМС США уделяет значительное внимание совершенствованию различных средств радиосвязи, в том числе спутниковых.
 
В последние годы в США разрабатывались спутниковые системы тактической связи по четырем взаимосвязанным между собой программам: LES, «Таксатком», «Марисат» и «Флитсатком». По своей целевой направленности эти программы в той или иной степени отражали интересы всех видов вооруженных сил США. Ведущим ведомством и основным будущим «потребителем» создаваемых по программам «Марисат» и «Флитсатком» систем связи является министерство ВМС.
 
В ходе выполнения в 1967—1972 годах программ LES (ИСЗ LES-5 и LES-6) и «Таксатком» (ИСЗ «Таксат» 1) была проведена серия экспериментов по связи с подвижными объектами различных типов (кораблями, подводными лотами, самолетами, подразделениями сухопутных войск) и получены данные, послужившие основой для дальнейших разработок. На базе спутников LES-6 и «Таксат» 1 создали опытную систему тактической связи для проведения исследований и решения в ограниченной степени отдельных оперативных задач в интересах всех видов вооруженных сил США. В 1972 году спутник связи «Таксат» 1, израсходовав ресурс бортовых систем, прекратил свою работу, а LES-6 в 1974 году еще продолжал функционировать с ухудшенными параметрами.
 
Система «Марисат», создаваемая с 1973 года (другие названия «Гэпфиллер» и «Гэпсатком»), будет обеспечивать ВМС тактической связью в период между прекращением работы экспериментальной системы (спутники LES-6 и «Таксат» 1) и началом оперативного использования системы «Флитсатком» (1975—1977 годы). Командование ВМС не исключает возможности продления срока оперативного использования системы «Марисат» еще на три года из-за задержки по техническим причинам создания системы «Флитсатком».
 
Зарубежные военные обозреватели считают, что решение командования ВМС США использовать космические системы тактической связи вызвано рядом причин, среди которых моральное устаревание состоящих на вооружении традиционных средств дальней связи, несоответствие их тактико-технических характеристик современным требованиям и подверженность используемых каналов дальней связи КВ диапазона воздействию естественных и преднамеренных помех.
 
Эксплуатационная система тактической связи «Флитсатком» создается с 1972 года главным образом в интересах ВМС, а также ВВС и армии. Она призвана обеспечивать циркулярные передачи по флоту, а также двустороннюю связь кораблей, подводных лодок и самолетов на расстояниях, превышающих дальность прямой радиовидимости. Американские специалисты считают, что это позволит им отказаться от использования средств КВ диапазона и повысить надежность дальней связи.
 
Общее руководство программой «Флитсатком» возложено на ВМС США, ВВС занимаются разработкой только спутника связи. Командования видов вооруженных сил приобретают оконечные станции в соответствии со своими потребностями. Финансируют закупки спутников связи для системы «Флитсатком» военно морские силы, запускать их планируют с полигона космического центра НАСА на мысе Канаверал (ракета-носитель НАСА «Атлас-Центавр»).
 
По данным зарубежной печати, первоначально расходы на всю программу «Флитсатком» (от начала разработки до конца 10 летнего срока оперативного использования системы при девяти запланированных к закупке ИСЗ) оценивались в 500 млн. долларов. Однако в 1974 году расходы уже оценивались в 822,4 млн. долларов (в ценах 1973 года), из них 405 млн. долларов приходится на космические аппараты и ракеты-носители. Увеличение расходов по программе обусловлено главным образом возрастанием стоимости спутников, которые получились более сложными и тяжелыми, чем предполагалось ранее, а также другими причинами, в числе которых организационные, технические и финансовые затруднения.
 
Фирма TRW является головным подрядчиком по разработке и производству космических аппаратов для системы «Флитсатком», а субподрядчиком по бортовому ретранслятору — фирма «Электроник коммуникейшнз». Оконечные станции для ВМС и ВВС создают фирмы «Колинз рэдио» (для кораблей основных классов и самолетов ВМС), «Электроник коммуникейшнз» (для подводных лодок и самолетов ВВС), «Моторола» (приёмные устройства для кораблей различных классов), RCA (для самолетом ВВС) и другие.
 
В 1971 году фирма TRW завершила создание образца спутника связи для наземных испытаний. Изготовление летных образцов спутников (серия из пяти единиц) планировалось начать в 1975 году. Последующие закупки ИСЗ (по два в год) запланированы на 1975/76 и 1977/78 финансовые годы. Первый запуск спутника связи намечен на 1976 год. Создаются и устанавливаются эксплуатационные береговые и корабельные оконечные станции, испытываются прототипы самолетных станций для ВМС. Разработку прототипов оконечных станций для армии предполагают закончить в 1975 году. Основные работы по развертыванию наземных и корабельных элементов системы для ВМС планируется завершить в 1976 году.
 
В основу построения системы «Флитсатком» положены следующие баллистические и технические принципы.
 
Баллистическое построение системы «Флитсатком»
 
В системе будут использоваться космические аппараты на стационарных орбитах. Глобальная зона обслуживания ло долготе образуется с помощью трех спутников. Зона обслуживания по широте (от 70—75° с.ш. до 70—75° ю.ш.) определяется границей радиовидимости ИСЗ из районов высоких широт или так называемым радиогоризонтом. В состав группы космических аппаратов на стационарной орбите будет входить и четвертый спутник — резервный (на случай выхода из строя одного из работающих). Кроме того, еще один спутник будет находиться на полигоне в состоянии готовности к запуску. Такой метод обеспечения постоянной боеготовности системы (резервный спутник на орбите и резервный на полигоне) принят и в других космических системах связи, например в системе стратегической связи министерства обороны (DSCS-2). Поэтому необходимое количество космических аппаратов для развертывания системы «Флитсатком»» определено в пять единиц.
 
Диапазон рабочих частот системы «Флитсатком»
 
Для радиолиний системы «Флитсатком» выбран участок 240-320 МГц дециметрового диапазона, исходя из факторов временного, экономического и технического характера. Оконечные станции дециметрового диапазона, по оценке специалистов США, более совершенны и лучше отработаны, чем станции сантиметрового диапазона. Кроме того, они в 5—10 раз дешевле станций сантиметрового диапазона. Поэтому считается, что можно значительно быстрее решить вопросы их разработки и серийного производства для оснащения подвижных объектов ВМС, ВВС и армии. В станциях дециметрового диапазона используются относительно простые нестабилизированные антенны, что значительно облегчает задачу их размещения на самолетах, подводных лодках и малых надводных кораблях. Они значительно меньше по габаритам антенн станций сантиметрового диапазона.
 
Радиоэлектронную аппаратуру космических аппаратов и оконечных станций дециметрового диапазона можно создать полностью на твердотельных элементах, а это, как считают за рубежом, в свою очередь способствует достижению высокой надежности и относительно низкого уровня потребляемой мощности. Меньшая пропускная способность радиоканала, получаемая в рассматриваемом диапазоне, по сравнению с диапазоном сантиметровых волн признана приемлемой для большинства подвижных средств ВМС, ВВС и армии.
 
Радиолинии этого диапазона, хотя и значительно меньше коротковолнового, все же подвержены влиянию ионосферы, проявляющемуся в мерцании сигнала. Однако это влияние является серьезной проблемой только вблизи геомагнитного экватора и полюсов, при нахождении Земли в точках равноденствия и в ночное время. Ионосферные помехи, по мнению американских специалистов, считаются допустимыми для оконечных станций, установленных на малых кораблях и самолетах, ибо на них редко находятся командиры тактического звена. В этом случае нарушение связи сможет повлиять только на действия корабля или самолета, а не соединения флота или авиации в целом. Штабы же командиров имеют в своем распоряжении и другие средства связи.
 
Учитывая все эти факторы, специалисты министерства обороны США решили, что космическая связь в дециметровом диапазоне будет более дешевым и быстро реализуемым видом связи для подвижных объектов. Однако выбор этого диапазона в качестве основного для системы «Флитсатком» не означает отказа командования ВМС от диапазона сантиметровых волн, который может быть использован в космических системах в будущем для специальных целей, например обеспечения более скрытной связи с применением широкополосных методов модуляции или передачи разведывательной информации.
 
Каналы связи системы «Флитсатком»
 
 
1 - космический аппарат;
2 - канал №1 (сантиметровый диапазон) - направление «земля - спутник»;
3 - канал №1 (дециметровый диапазон) - направление «спутник - земля»;
4 - канал №1 (циркулярные передачи по флоту);
5 - канал маяка (сантиметровый диапазон);
6 - широкополосный канал ВВС №23 (дециметровый диапазон);
7 - узкополосные каналы ВВС № 11-22 (дециметровый диапазон);
8 - канал управления радиотрантом ретранслятора;
9 - береговые, корабельные и самолетные станции ВМС;
10 - каналы ВМС № 2-10 (дециметровый диапазон);
11 - станции ВКП;
12 - каналы траекторных и телеметрических измерений, передача команд управления спутником (S-диапазон);
13 - измерительный пункт;
14 - станции ВВС
Рис. 1. Состав абонентов системы «Флитсатком» и предполагаемые типы каналов связи.
 
Опыт работы ИСЗ LES-6 и «Таксат» 1 показал недостатки использования слишком широкой полосы для связи с подвижными обьектами. Поэтому ширина полосы типового канала в системе «Флитсатком» выбрана 25 кГц при разносе центральных частот каналов также на 25 кГц. Такой вариант разноса частот канала более выгоден, чем ранее принятый на 50 кГц, ибо позволяет получить в диапазоне 225—400 МГц большее число частот для космических каналов связи (240—270 МГц — «спутник — земля», 290-320 МГц — «земля — спутник»). Планируемое в перспективе увеличение скорости передачи данных до 9,0 кбит/с с использованием методов фазовой манипуляции требует обеспечения линейной фазовой характеристики в полосе частот около 20 кГц.
 
Опыт работы ИСЗ LES-6 и «Таксат» 1 показал недостатки использования слишком широкой полосы для связи с подвижными обьектами. Поэтому ширина полосы типового канала в системе «Флитсатком» выбрана 25 кГц при разносе центральных частот каналов также на 25 кГц. Такой вариант разноса частот канала более выгоден, чем ранее принятый на 50 кГц, ибо позволяет получить в диапазоне 225—400 МГц большее число частот для космических каналов связи (240—270 МГц — «спутник — земля», 290-320 МГц — «земля — спутник»). Планируемое в перспективе увеличение скорости передачи данных до 9,0 кбит/с с использованием методов фазовой манипуляции требует обеспечения линейной фазовой характеристики в полосе частот около 20 кГц.
 
Американские специалисты считают, что необходимость иметь удовлетворительные энергетические характеристики радиолиний «абонент — спутник» и «спутник — абонент» в условиях ограниченной излучаемой мощности передатчиков абонента и спутника требует использовать достаточно узкую полосу бортового ретранслятора. Однако уровни легко обеспечиваемой в настоящее время эффективной излучаемой мощности в корабельных и самолетных оконечных станциях все же таковы, что сужение полосы канала до значений менее 10 — 20 кГц уже не даст дальнейшего выигрыша. И наконец, более узкая полоса, по-видимому, потребовала бы введения в схему ретранслятора дополнительной частотно-преобразующей ступени для обеспечения надлежащей фильтрации полосы.
 
Космический аппарат системы «Флитсатком»
 
Корпус космического аппарата состоит из двух пристыкованных друг к другу модулей (рис. 2), имеющих форму шестигранной призмы (общая высота около 1,3 м., расстояние между двумя противоположными гранями около 2,5 м.). В одном из них размещено связное оборудование (ретранслятор, антенно-фидерные устройства), в другом (служебном) смонтированы РДТТ, аппаратура управления полетом и работой космического аппарата, система электропитания, бортовые устройства для траекторных и радиотелеметрических измерений, приёма команд и другие. Электронная аппаратура обоих модулей размещается на 12 приборных панелях, группируется она с учетом выполняемых функции, с тем чтобы при каких-либо изменениях в одной функциональной группе аппаратуры не затрагивать компоновку других групп. Модульный принцип конструирования спутника, по мнению иностранных специалистов, позволяет осуществлять в будущем модернизацию или полную замену связной аппаратуры без изменения служебных систем космического аппарата, а также использовать служебный модуль в качестве унифицированной платформы для создания ИСЗ другого целевого назначения.
 
 
 
 
 
 
Рис 2. Общий вид космического аппарата «Флитсатком»:
 
1 — командно-телеметрическая антенна;
2 — параболический отражатель антенны;
3 — облучатель антенны;
4 — панель солнечной батареи;
5 — солнечный датчик;
6 — звездный датчик;
7 — служебный модуль;
8 — сопло реактивного двигателя
 
 
Стартовый вес спутника 1725 — 1770 кг, вес на орбите после выгорания топлива апогейного двигателя 880 — 910 кг. Расчетный срок работы — пять лет. В ИСЗ широко применено резервирование узлов, блоков и агрегатов основных бортовых подсистем.
 
На борту спутника будет находиться ретранслятор, обеспечивающий различные каналы связи раздельными радиотрактами преобразования и усиления сигналов. Выбор такого ретранслятора обусловлен тем, что борьба с перекрестными помехами и потерями мощности, как показали эксперименты по запуску спутников с ретрансляторами с общей широкой полосой, оказалась трудно разрешаемой проблемой в подвижных станциях тактической связи. В системе «Флитсатком» эта проблема решена путём использования в ретрансляторе спутника отдельного радиотракта для одного радиоканала в период сеанса связи.
 
Ретранслятор космического аппарата имеет 12 раздельных радиотрактов усиления (10 предназначены для обслуживания каналов связи ВМС и два — ВВС, рис 3). Один из 10 радиотрактов ВМС предназначен для канала циркулярных передач по флоту, осуществляемых в направлении «земля — спутник» в сантиметровом диапазоне волн. В направлении «спутник — земля» используется принятый для системы дециметровый диапазон. Остальные девять радиотрактов усиления (выходная мощность каждого 40 Вт) обслуживают каналы двусторонней связи ВМС, работающие в полудуплексном режиме в дециметровом диапазоне в обоих направлениях. Каждый из радиотрактов по времени использования распределен между многими абонентами.
 
Рис. 3 Блок-схема ретранслятора
 
Из двух радиотрактов ВВС один предназначен для 12 узкополосных (телетайпных) каналов, ретранслируемых в общей полосе частот с уплотнением, а другой для широкополосного. Таким образом, общее количество каналов, обслуживаемых каждым спутником связи, составит 23. При этом на долю ВМС придется 75% излучаемой мощности, на долю ВВС — 25%.
 
Для армии, возможно, будет выделен канал или время работы в одном из них.
 
Выходные сигналы от 12 усилителей мощности ретранслятора через многоканальный ответвитель, выполняющий одновременно и функцию антенного разделительного фильтра для принимаемых и передаваемых сигналов, подаются на антенну. Многоканальный ответвитель, применяемый вместо суммирующих усилителей для нескольких несущих, должен иметь малые потери и хорошую фильтрацию сигналов.
 
На спутнике для связи установлено две антенны. Сигналы в дециметровом диапазоне принимаются и передаются с помощью параболической антенны, развертываемой после выведения спутника на орбиту. Центральная часть ее отражателя диаметром 2 м. — жёсткая, а периферийная диаметром 4,9 м. — сетчатая (поддерживается 12 раскрывающимися шпангоутами). Облучатель антенны образован двумя взаимно перпендикулярными дипольными элементами, смонтированными на алюминиевом держателе. Рефлектор для дипольного облучателя выполнен из крупноячеистой сетки.
 
Сигналы канала циркулярных передач по флоту, передаваемые в сантиметровом диапазоне волн, принимаются рупорной антенной, смонтированной на корпусе спутника.
 
Для траекторных измерений радиотелеметрии и приема команд, используется отдельная спиральная антенна закрепленная на конце держателя облучателя параболической антенны и работающая на частотах S-диапазона (1,55—5,2 ГГц).
 
Система управления ИСЗ ориентирует его по трем осям и корректирует орбиту. Ориентирование спутника относительно оси тангажа производится с помощью электромаховичной системы. Для гашения кинетического момента маховика при его насыщении применяется газореактивная система, работающая на продуктах разложения гидразина. С ее же помощью спутник ориентируется относительно оси крена. Газореактивная система используется также в качестве исполнительного органа при коррекции орбиты. Источником опорной информации по углам тангажа и крена является датчик направления на Землю. Управление космическим аппаратом по углу рыскания производится гироскипической подсистемой. Запас гидразина для газореактивной системы достаточен для семи лет функционирования спутники связи.
 
Переход космического аппарата с эллиптическом орбиты на стационарную осуществляется с помощью твердотопливного апогейного двигателя (вес пустого двигателя 77 кг., длина 152 см., диаметр 95 см., вес выгорающего топлива около 850 кг).
 
Система электропитания ИСЗ включает солнечные батареи с двумя ориентируемыми панелями (размер каждой 2,14х3,97 м), содержащие в общей сложности 19000 солнечных элементов (размер 2х1 см) и имеющие суммарную мощность 1200 Вт, а также три никель-кадмиевые батареи с подзарядом от солнечных батарей, обеспечивающие работу спутника на затенённом участке орбиты.
 
Оконечные станции системы «Флитсатком»
 
Командование ВМС США предполагает использовать несколько типов береговых и корабельных станций спутниковой связи.
 
Береговые станции по назначению и техническому исполнению будут подразделяться на станции для односторонней связи берега со всеми кораблями; станции для двусторонней связи берега с надводными кораблями основных классов, подводными лодками (в том числе с ПЛАРБ) и базовыми патрульными и корабельными противолодочными самолетами. Их планируют развернуть для поддержания связи в акваториях Тихого и Атлантического океанов, а также Средиземного моря.
 
Согласно установленным требованиям корабельные оконечные станции должны работать на любой из 7000 частот (разнос между ними 25 кГц) в диапазоне 225-400 МГц, иметь выходную мощность передатчика не менее 100 Вт в режиме космической связи и обеспечивать традиционную связь на дальностях прямой радиовидимости. При этом будут использоваться: частотная модуляция для узкополосной телефонной связи, амплитудная — для телефонной связи в пределах прямой радиовидимости и фазовая манипуляция для телеграфной или телефонной связи с использованием вокодера.
 
Для односторонней связи берега с кораблями различных классов фирмой «Моторола» создана приемная станция AN/SRR-l. Стоимость одного комплекта 25000 долларов.
 
По данным зарубежной печати, корабельные оконечные станции обеспечивают устойчивую связь при волнении моря до пяти баллов. С увеличением волнения моря вероятность связи уменьшается, особенно для малых кораблей. Поставка станции AN/SRR-l флоту планировалась на два года и должна завершиться в конце 1975 года. Антенно-фидерное устройство этой станции состоит из четырех ненаправленных антенн. Поступающие от них сигналы синфазно суммируются по промежуточной частоте для обеспечения некоторого эквивалентного усиления и пространственной селекции. Зарубежные специалисты считают, что ненаправленные антенны в сочетании с предтетекторным суммированием сигнала позволяют при сохранении приемлемых эквивалентных характеристик по усилению и направленности отказаться от более дорогих и сложных в изготовлении и обслуживании направленных антенн с механическим наведением.
 
Приёмопередающие оконечные станции AN/WSC-3 и AN/WSC-5 разработаны для двусторонней связи. Станция AN/WSC-3 создана фирмами «Электроник коммуннкейшнз» (аппаратура связи) и «Коллинз рэдио» (антенно-фидерное устройство). Антенна выполнена в виде решетки из четырех пар взаимно перпендикулярных дипольных элементов, смонтированных на плоском рефлекторе, и не имеет гидростабилизированной платформы. Она оборудована сервоприводом с гироскопическим управлением для поддержания нужного азимута, а также ручным дистанционным управлением для наведения по углу места. Станции AN'/WSC-З в течение нескольких месяцев испытывались на двух подводных лодках, эскадренном миноносце и на берегу. Среднее время наработки на отказ одной оконечной станции по результатам испытаний составило более 2000 ч. В 1974 году фирма «Электроник коммуникейшнз» получила контракт ВМС на производство станций. Срок реализации контракта — четыре года.
 
Станция спутниковой связи AN/WSC-5 создана для кораблей основных классов фирмой «Коллинз рэдио» на основе AN/WSC-l, разработанной для экспериментов с ПСЗ «Таксат» 1. Станция AN/WSC-5 поставляется промышленностью (стоимость одного комплекта 200 000 долларов). Оба типа оконечных станций устанавливаются на кораблях.
 
Фирма «Коллинз рэдио» на основе станции RT-1017/ARC (связь на дальности прямой радиовидимости), уже находящейся в производстве, для базовых патрульных и корабельных противолодочных самолетов ВМС создала модифицированный вариант, имеющий также режим космической связи. Она выполнена на твердотельных элементах и обеспечивает работу на любой из 7000 частот диапазона 225—400 МГц.
 
"Зарубежное военное обозрение" №7 1975 С. 75-83