Кобры
вместо
 заклепок
АнтиКамчатка 
 
Часть 5
 Первая "Кобра".
 
Военные не долго переживали потерю 13 января RC-135S и потерю 5-го июня RC-135Е и 19-ти товарищей - уже 20 июля 1969 года вся Америка погрузилась в ликование по поводу первой высадки американцев на Луну ("Apollo-11"). Однако, потери "Rivet Ball" и "Rivet Amber" в 1969 году были катастрофичными для разведки. Серьезное затруднение для разведывательной сети и ее способности контролировать советские ракетные испытания вызвали срочную необходимость замены погибших самолетов новыми.
 
Были срочно построены два новых RC-135 названных "Cobra Ball I" (бортовой № 61-2663) и "Cobra Ball II" (бортовой № 61-2664) ("cobra ball" можно перевести как "свернувшаяся в клубок кобра"). Пока они строились, к разведке временно были привлечены "старые добрые" самолеты EA3B "Skywarrior".
 
Под переделку в RC-135S была использована модель C-135B "Stratolifter". 24 октября 1969 года первый из новых  RC-135S с  бортовым № 61-2663, сначала под именем "Rivet Ball II", был введен в эксплуатацию с оборудованием, спасенным после неудачного приземления своего предшественника "Rivet Ball" RC-135S № 59-1491. Самой ценной сохранившейся частью оборудования был гиростабилизированный баллистический фотохронограф, тот самый, что запечатлел одно из первый советских испытаний Р-36 (8К67П) с РГЧ.
 
C-135B "Stratolifter" № 61-2663
RC-135S № 61-2663 "Rivet Ball II" на авиабазе Шемья. Впоследствии этот самолет - № 61-2663 - неоднократно модернизировался, поспевая за модернизацией советских РВСН.
 
 
На верхней фотографии он стартует с заводского аэродрома после первой переделки. Видимо, после этого он и получил новое имя "Cobra Ball I".
 
У самолета появился разгерметезируемый в нужное время полета отсек, где устанавливались оптика инфракрасного диапазона. Люк этого отсека был организован на месте верхнего из трех диполей на дельтавидных пилонах. В хвостовой части фюзеляжа была оборудована фотолаборатория, позволявшая проявлять фотоматериалы непосредственно в полете. Кроме того,  самолет начинает приобретать новые иллюминаторы.
 
На левой фотографии самолет в ангаре на острове Шемья.Хорошо видно, что если раньше второй диполь был расположен под углом к продольной оси самолета, то теперь он параллелен ей.
 
Редкий кадр - RC-135S № 61-2663 "Cobra Ball I" с открытым люком "инфракрасного" отсека. На этой фото видно, что самолет лишился еще одного диполя (нижнего), на месте которого появился коробчатый обтекатель.
 
Тоже редкий кадр -  "Cobra Ball I" готов принять топливо,,,
 
Если фюзеляж предшественника - "Rivet Ball " - был некрашен, то этот самолет - "Cobra Ball I" имел серо-белую окраску, как и все последующие экземпляры "кобр".
 
Следующая ипостась RC-135S № 61-2663 "Cobra Ball I" - люка в разгерметизируемую камеру уже нет,
на её месте очередной иллюминатор, и камера, видимо, работает через прозрачное для инфракрасного диапазона стекло.
На этой фотографии, как и на предыдущей, на открытой двери левого борта виден диполь антенны.
Натянута волейбольная сетка...
 
 
Вторая "Кобра".
 
В конце 60-х, вслед за самолетом RC-135S № 61-2663 "Rivet Ball II", вскоре переименнованным в "Cobra Ball I", стал строится еще один самолет для применения с острова Шемья - "Cobra Ball II".
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Для переделки был использован C-135 с бортовым номером 61-2664. Самолет прибыл на остров в марте 1972 года.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Борт 61-2664 до переоборудования
в RC-135S...
 
 
 
 
 
 
... и после.
RC-135S № 61-2664 "Cobra Ball II" стартует с ВПП завода LTV.
 
Новенький RC-135S № 61-2664 "Cobra Ball II" прибыл для прохождения службы на остров Шемья.
Слева - заправщик и стартер. Март 1972 года.
 
 
 
Как и все разведывательные самолеты, "Cobra Ball II" переодически подвергалась модернизации.
 
На фото ниже: "Cobra Ball II" лишилась среднего диполя на пилоне (сам пилон остался) и приобрела четыре шлейфовые антенны с правого борта.
 
На этом фото "Cobra Ball II" уже лишилась и нижнего диполя на пилоне, на его месте появился коробчатый обтекатель других антенн. На открытой вверх двери левого борта виден диполь на пилоне.
 
В ангаре допуск на стояночное место самолетов был около 45 сантиметров, что связано с позиционированием для инерциальных систем 70-мм камер.
 
Положение самолета проверялоось с помощью теодолита по привязке к известной точке на полу ангара. Система единого времени самолета синхронизировалась по атомным часам, которые имели погрешность около 1/10000 доли секунды. Ежегодно часы летали в форт Коллинз, округ Колумбия (Ft. Collins, OC) для калибровки.
 
 
 
 
 
 
"Cobra Ball II": полеты с авиабазы острова Шемья.
 
 
 
 
Во время подлета к острову, самолет должен был иметь достаточно топлива, чтобы:
 - пойти на второй круг на Шемья,
 - лететь на авиабазу Эллисон,
 - пойти на второй круг на Эллисон,
 - летать на авиабазу в штате Вашингтон.
 
В необходимых случаях самолет сбрасывал запас топлива до уровня максимального разрешенного посадочного веса.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Обе "Кобры" -
с бортовым № 61-2664
и бортовым № 61-2663
на ВПП завода LTE.
 
Вид левого борта и ...
 
... вид правого борта "Cobra Ball II".
 
Конец второй "Кобры"
 
Через девять лет службы по перехвату советских МБР и БРСД при их испытательных пусках по полигону "Кура", 15 марта 1981 года, самолет "Cobra Ball II" № 61-2664 разбился при заходе на посадку на ВПП острова Шемья, имея на борту экипаж из 24 человек. Пятеро из них погибли непосредственно при аварии, один скончался в госпитале - то есть "Кобре" повезло меньше, чем "Риверт Болу"...
 
 
 
 
 
"Cobra Ball II" № 61-2664 1-го ноября 1979 года - за полтора года до катастрофы.
 
На горизонте - три антенны РЛС
AN/FPS-17 и шарик AN/FPS-80.
 
1-го мая 1980 года, Гонолулу. До катастрофы  - менее года.
 
15-го сентября 1980 года, Шемья. За полгода до катастрофы.
 
 
15 марта 1981 года  самолет вылетел с авиабазы Эллисон, преодолел 2500 километров над Беринговым морем и при подлете к ВПП на острове Шемья, в условиях снежной бури и из-за недостаточной квалификации пилота, шел по более низкой глиссаде, чем следовало, в результате чего коснулся земли до полосы.
 
Эта катастрофа очень похожа на
катастрофу, за 20 лет до этого произошедшую на этом же месте с самолетом DC-6
 
 
 
 
Оба двигателя с правой стороны были сорваны при ударе, оба левых двигателя и инерция ненадолго подбросили самолет снова в воздух, после чего он окончательно рухнул. Фюзеляж разломился на несколько частей.
 
Начался пожар, но пожарная техника к горящему самолету подобраться не сумела, так как не смогла преодолеть бездорожье в районе падения.
 
 
Обломки "Кобры" некоторое время служили фоном для фотосессий служащих гарнизона...
 
 
У ВПП был установлен небольшой момумент в память о произошедшем и погибших членах экипажа.
 
 
Мимо памятного камня еще долго взлетали и садились другие самолеты, в том числе и "кобры".
 
Спустя какое-то время к камню приделали панель с вмонтированным (подлинным, видимо) куском обшивки фюзеляжа с бортовым номером разбившегося самолета.
<<<
 
Точно такой же камень был установлен и на новой базе "кобр" - на авиабазе Оффут, штат Небраска (Offutt AFB, Sarpy County, Nebraska)
>>>
На авиабазе регулярно вспоминают своих погибших товарищей.
 
Также, как и "летающему суперлокатору" RS-135Е, в мемориальном комплексе завода LTV в Гринвилле разбившемуся
15 марта 1981 года на острове Шемья "кобре" RS-135S № 61-2664 посвящен камень.
 
 
Пополнение "Кобр"
 
Вместо разбившейся "Кобры" № 61-2664 в новую "Кобру" был срочно переделан самолет-лаборатория JC-135B № 61-2662. Внешний вид и состав оборудования "Cobra Ball III" примерно соответствовал тем, которые вскоре приобрела и первая "Кобра".
 
В первой половине 80-х был разгар холодной войны, страх остаться без информации об испытаниях новой советской ракетной техники (ведь в наличии был всего один самолет - мало ли что с ним могло произойти...) у американцев был так велик, что программа "Бернинг Стар" по переделке в новый RC-135S самолета JC-135B № 61-2662 была подготовлена всего через две недели после крушения  "Cobra Ball II" № 61-2664 15 марта 1981 года и была дана на подпись президенту Рональду Рейгану, несмотря на то, что президент лежал в то время в больнице (с ранением после покушения на него 30 марта 1981 года).
 
 
 
 
 
 
 
 
"Горбатый"
исследовательский JC-135B ASD
№ 61-2662.
Июль 1979 года
 
RC-135S "Cobra Ball III" № 61-2662. Август 1988 года.
 
"Глаз Кобры"
 
С июля 1989 г. до февраля 1992 г. в составе ВВС США существовал (в единственном экземпляре) самолет RC-135X "Cobra Eye" № 62-4128, построенный по "Программе Самолетных Оптических Измерений" (Optical Aircraft Measurement Program - OAMP). Известно, что самолет использовался  для обеспечения летных испытаний американских баллистических ракет, но, скорее всего, все-таки побывал на Шемье, чтобы посмотреть своим "хитрыи глазом" и на советские ракеты.
 
 
Самолет  "Cobra Eye" имел оптическую систему траекторных измерений с одним окном по правому борту, закрытым большой сдвижной крышкой по типу "Cobra Ball I" № 61-2663 в её "второй ипостаси". Верхняя плоскость правого крыла и левая поверхность мотогондол правых двигателей - черные по традиции (оптика на самолете была невосприимчива к солнечным бликам).
 
 
 
Сенсор OAMP
анализировал спектр объекта и определял его четыре параметра: пространственный (местонахождение объекта); тепловой (температура объекта); радиометрический (яркость объекта в ИК диапазоне); спектральный (цвет объекта в ИК диапазоне).
 
 
С 1992 по 1998 года самолет был на консервации. В 1998 г. (?) самолет был переоборудован в еще одну "Cobra Ball"
 
 
"Кобра" и корейский "Боинг"
 
 
Во время инцидента с южнокорейским Боингом рейса Korean Air 007 (KAL-007) 1-го сентября 1983 года (недавно минуло уж 30 лет...) советскими средствами ПВО в районе пролета Боинга-747 над водами близ Камчатки был замечен и  самолет RC-135 "Cobra Ball I".
 
 
 
На фото и в ролике: начальник Генштаба ВС СССР Маршал Советского Союза Н.В. Огарков озвучивает версию развития событий на пресс-конференции в Москве 9 сентября 1983 г.
 
Впрочем, считается, что "Кобра", скорее всего, тогда была занята мониторингом испытаний новейшей ракеты 15Ж58 «Тополь». Врядли этим же занимался рейс 007...
 
 
 
 
С тех пор произошло несколько инцендентов, когда гражданские лайнеры стали жертвами военных, разбор последнего случая происходит у нас на глазах,
вот тут весьма компетентное исследование "Как и почему погиб рейс МН17"
 
На смену маршалу пришли многочисленные телеведущие и даже представители "союза инженеров"! (мне почему-то вспоминается "Союз рыжих") несущих с экрана откровенную чушь...
 
Маршалу досталось незавидное поручение признания факта уничтожения самолета.
 
 
Конец АнтиКамчатки как авианосца
 
"Cobra Ball" (и RC-135X "Cobra Eye") еще полетали с острова Шемья, но недолго - вскоре резко сократилось количество поводов для разведывательных полетов.
 
 
 
В конце 80-х - начале 90-х годов проводилось "разоружение", иницированное генсеком
М.С. Горбачевым.
 
После этого периода интенсивность испытаний новой техники сильно сократилась.
 
Кроме того, усовершенствовались другие методы - радиолектронные - наблюдения за испытательными работами на Камчатке.
 
Все это привело к тому, что авиабаза на острове Шемья была закрыта - американцы стараются рационально использовать деньги налогоплательщиков.
 
 
"Cobra Ball I" : "Прощай, Шемья!"
 
Самолет улетел на очередную модернизацию, на остров возвращался эпизодически.
 
Авиабаза закрыта в 90-е годы.
 
 
На ролике - посадка "Кобры" на острове,
1992 год.
На фото слева - "Cobra Ball I" покидает аэродром завода после очередной переделки, в результате которой последний диполь на пилоне с правого борта тоже сняли, а вместо него  был установлен большой квадратный радиопрозрачный короб с антеннами. От короба тянутся три большие шлейфовые антенны для перехвата сигналов телеметрии.
 
 
 
 
 
 
 
 
В настоящее время существует три "Кобры": "Cobra Ball" № 61-2663, № 61-2662, № 62-4128. Все они базируются (как и другие разведывательные самолеты и самолеты РЭБ RC-135...) на авиабазе Оффут в штате Небраска (Offutt AFB, Sarpy County, Nebraska)
 
Самолеты относятся к 55-му авиакрылу и используются в различных местах по всему миру в соответствии с оперативной обстановкой. Применялись, в частности, на "иракских войнах". 
 
Авиакатастрофы в районе Берингового моря
 
Счет катастрофам военных самолетов на Шемье в мирное время был открыт в 1946 году - "Туман был густой, как гороховый суп".
 
Кроме инцидентов с самолетами RC-135 №№ 59-1491 (
"Rivet Ball" 13 января 1969 года), 62-4137 ("Rivet Amber" 5 июня 1969 года), 62-2664 ("Cobra Ball II" 15 марта 1981 года), связанными с островом Шемья, еще один RC-135 - самолет типа RC-135T № 55-3121 ("Rivet Dandy" 25 февраля 1985 года) разбился с тремя членами экипажа в тренировочном полете над южным побережьем Аляски, врезавшись в гору, причем до обломков самолета и тел погибших пилотов военные смогли добраться лишь спустя полгода (!).
 
В последней строчке газетной страницы ошибка, однако. RC-135T разбился не 5-го, а 25-го февраля.
 
Кроме инцидента, когда советским истребителем был сбит южнокорейский Боинг рейса
KAL-007 1-го сентября 1983 года, интересна история катастрофы самолета "Орион" P-3C бортовой №159892 ВМС США, (позывные "Альфа Фокстрот 586"), в спасении экипажа которого участвовали советские моряки.
 
 
По материалам www.rc135.com (by Kingdon R. Hawes)