Кобры
вместо
 заклепок
АнтиКамчатка 
 
Часть 5
 Первая "Кобра".
 
Военные не долго переживали потерю 13 января RC-135S и потерю 5-го июня RC-135Е и 19-ти товарищей - уже 20 июля 1969 года вся Америка погрузилась в ликование по поводу первой высадки американцев на Луну ("Apollo-11"). Однако, потери "Rivet Ball" и "Rivet Amber" в 1969 году были катастрофичными для разведки. Серьезное затруднение для разведывательной сети и ее способности контролировать советские ракетные испытания вызвали срочную необходимость замены погибших самолетов новыми.
 
Были срочно построены два новых RC-135 названных "Cobra Ball I" (бортовой № 61-2663) и "Cobra Ball II" (бортовой № 61-2664) ("cobra ball" можно перевести как "свернувшаяся в клубок кобра"). Пока они строились, к разведке временно были привлечены "старые добрые" самолеты EA3B "Skywarrior".
 
Под переделку в RC-135S была использована модель C-135B "Stratolifter". 24 октября 1969 года первый из новых  RC-135S с  бортовым № 61-2663, сначала под именем "Rivet Ball II", был введен в эксплуатацию с оборудованием, спасенным после неудачного приземления своего предшественника "Rivet Ball" RC-135S № 59-1491. Самой ценной сохранившейся частью оборудования был гиростабилизированный баллистический фотохронограф, тот самый, что запечатлел одно из первый советских испытаний Р-36 (8К67П) с РГЧ.
 
C-135B "Stratolifter" № 61-2663
RC-135S № 61-2663 "Rivet Ball II" на авиабазе Шемья. Впоследствии этот самолет - № 61-2663 - неоднократно модернизировался, поспевая за модернизацией советских РВСН.
 
 
На верхней фотографии он стартует с заводского аэродрома после первой переделки. Видимо, после этого он и получил новое имя "Cobra Ball I".
 
У самолета появился разгерметезируемый в нужное время полета отсек, где устанавливались оптика инфракрасного диапазона. Люк этого отсека был организован на месте верхнего из трех диполей на дельтавидных пилонах. В хвостовой части фюзеляжа была оборудована фотолаборатория, позволявшая проявлять фотоматериалы непосредственно в полете. Кроме того,  самолет начинает приобретать новые иллюминаторы.
 
На левой фотографии самолет в ангаре на острове Шемья.Хорошо видно, что если раньше второй диполь был расположен под углом к продольной оси самолета, то теперь он параллелен ей.
 
Редкий кадр - RC-135S № 61-2663 "Cobra Ball I" с открытым люком "инфракрасного" отсека. На этой фото видно, что самолет лишился еще одного диполя (нижнего), на месте которого появился коробчатый обтекатель.
 
Тоже редкий кадр -  "Cobra Ball I" готов принять топливо,,,
 
Если фюзеляж предшественника - "Rivet Ball " - был некрашен, то этот самолет - "Cobra Ball I" имел серо-белую окраску, как и все последующие экземпляры "кобр".
 
Следующая ипостась RC-135S № 61-2663 "Cobra Ball I" - люка в разгерметизируемую камеру уже нет,
на её месте очередной иллюминатор, и камера, видимо, работает через прозрачное для инфракрасного диапазона стекло.
На этой фотографии, как и на предыдущей, на открытой двери левого борта виден диполь антенны.
Натянута волейбольная сетка...
 
 
Вторая "Кобра".
 
В конце 60-х, вслед за самолетом RC-135S № 61-2663 "Rivet Ball II", вскоре переименнованным в "Cobra Ball I", стал строится еще один самолет для применения с острова Шемья - "Cobra Ball II".
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Для переделки был использован C-135 с бортовым номером 61-2664. Самолет прибыл на остров в марте 1972 года.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Борт 61-2664 до переоборудования
в RC-135S...
 
 
 
 
 
 
... и после.
RC-135S № 61-2664 "Cobra Ball II" стартует с ВПП завода LTV.
 
Новенький RC-135S № 61-2664 "Cobra Ball II" прибыл для прохождения службы на остров Шемья.
Слева - заправщик и стартер. Март 1972 года.
 
 
 
Как и все разведывательные самолеты, "Cobra Ball II" переодически подвергалась модернизации.
 
На фото ниже: "Cobra Ball II" лишилась среднего диполя на пилоне (сам пилон остался) и приобрела четыре шлейфовые антенны с правого борта.
 
На этом фото "Cobra Ball II" уже лишилась и нижнего диполя на пилоне, на его месте появился коробчатый обтекатель других антенн. На открытой вверх двери левого борта виден диполь на пилоне.
 
В ангаре допуск на стояночное место самолетов был около 45 сантиметров, что связано с позиционированием для инерциальных систем 70-мм камер.
 
Положение самолета проверялоось с помощью теодолита по привязке к известной точке на полу ангара. Система единого времени самолета синхронизировалась по атомным часам, которые имели погрешность около 1/10000 доли секунды. Ежегодно часы летали в форт Коллинз, округ Колумбия (Ft. Collins, OC) для калибровки.
 
 
 
 
 
 
"Cobra Ball II": полеты с авиабазы острова Шемья.
 
 
 
 
Во время подлета к острову, самолет должен был иметь достаточно топлива, чтобы:
 - пойти на второй круг на Шемья,
 - лететь на авиабазу Эллисон,
 - пойти на второй круг на Эллисон,
 - летать на авиабазу в штате Вашингтон.
 
В необходимых случаях самолет сбрасывал запас топлива до уровня максимального разрешенного посадочного веса.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Обе "Кобры" -
с бортовым № 61-2664
и бортовым № 61-2663
на ВПП завода LTE.
 
Вид левого борта и ...
 
... вид правого борта "Cobra Ball II".
 
Конец второй "Кобры"
 
Через девять лет службы по перехвату советских МБР и БРСД при их испытательных пусках по полигону "Кура", 15 марта 1981 года, самолет "Cobra Ball II" № 61-2664 разбился при заходе на посадку на ВПП острова Шемья, имея на борту экипаж из 24 человек. Пятеро из них погибли непосредственно при аварии, один скончался в госпитале - то есть "Кобре" повезло меньше, чем "Риверт Болу"...
 
 
 
 
 
"Cobra Ball II" № 61-2664 1-го ноября 1979 года - за полтора года до катастрофы.
 
На горизонте - три антенны РЛС
AN/FPS-17 и шарик AN/FPS-80.
 
1-го мая 1980 года, Гонолулу. До катастрофы  - менее года.
 
15-го сентября 1980 года, Шемья. За полгода до катастрофы.
 
 
15 марта 1981 года  самолет вылетел с авиабазы Эллисон, преодолел 2500 километров над Беринговым морем и при подлете к ВПП на острове Шемья, в условиях снежной бури и из-за недостаточной квалификации пилота, шел по более низкой глиссаде, чем следовало, в результате чего коснулся земли до полосы.
 
Эта катастрофа очень похожа на
катастрофу, за 20 лет до этого произошедшую на этом же месте с самолетом DC-6
 
 
 
 
Оба двигателя с правой стороны были сорваны при ударе, оба левых двигателя и инерция ненадолго подбросили самолет снова в воздух, после чего он окончательно рухнул. Фюзеляж разломился на несколько частей.
 
Начался пожар, но пожарная техника к горящему самолету подобраться не сумела, так как не смогла преодолеть бездорожье в районе падения.
 
 
Обломки "Кобры" некоторое время служили фоном для фотосессий служащих гарнизона...
 
 
У ВПП был установлен небольшой момумент в память о произошедшем и погибших членах экипажа.
 
 
Мимо памятного камня еще долго взлетали и садились другие самолеты, в том числе и "кобры".
 
Спустя какое-то время к камню приделали панель с вмонтированным (подлинным, видимо) куском обшивки фюзеляжа с бортовым номером разбившегося самолета.
<<<
 
Точно такой же камень был установлен и на новой базе "кобр" - на авиабазе Оффут, штат Небраска (Offutt AFB, Sarpy County, Nebraska)
>>>
На авиабазе регулярно вспоминают своих погибших товарищей.
 
Также, как и "летающему суперлокатору" RS-135Е, в мемориальном комплексе завода LTV в Гринвилле разбившемуся
15 марта 1981 года на острове Шемья "кобре" RS-135S № 61-2664 посвящен камень.
 
 
Пополнение "Кобр"
 
Вместо разбившейся "Кобры" № 61-2664 в новую "Кобру" был срочно переделан самолет-лаборатория JC-135B № 61-2662. Внешний вид и состав оборудования "Cobra Ball III" примерно соответствовал тем, которые вскоре приобрела и первая "Кобра".
 
В первой половине 80-х был разгар холодной войны, страх остаться без информации об испытаниях новой советской ракетной техники (ведь в наличии был всего один самолет - мало ли что с ним могло произойти...) у американцев был так велик, что программа "Бернинг Стар" по переделке в новый RC-135S самолета JC-135B № 61-2662 была подготовлена всего через две недели после крушения  "Cobra Ball II" № 61-2664 15 марта 1981 года и была дана на подпись президенту Рональду Рейгану, несмотря на то, что президент лежал в то время в больнице (с ранением после покушения на него 30 марта 1981 года).
 
 
 
 
 
 
 
 
"Горбатый"
исследовательский JC-135B ASD
№ 61-2662.
Июль 1979 года
 
RC-135S "Cobra Ball III" № 61-2662. Август 1988 года.
 
"Глаз Кобры"
 
С июля 1989 г. до февраля 1992 г. в составе ВВС США существовал (в единственном экземпляре) самолет RC-135X "Cobra Eye" № 62-4128, построенный по "Программе Самолетных Оптических Измерений" (Optical Aircraft Measurement Program - OAMP). Известно, что самолет использовался  для обеспечения летных испытаний американских баллистических ракет, но, скорее всего, все-таки побывал на Шемье, чтобы посмотреть своим "хитрыи глазом" и на советские ракеты.
 
 
Самолет  "Cobra Eye" имел оптическую систему траекторных измерений с одним окном по правому борту, закрытым большой сдвижной крышкой по типу "Cobra Ball I" № 61-2663 в её "второй ипостаси". Верхняя плоскость правого крыла и левая поверхность мотогондол правых двигателей - черные по традиции (оптика на самолете была невосприимчива к солнечным бликам).
 
 
 
Сенсор OAMP
анализировал спектр объекта и определял его четыре параметра: пространственный (местонахождение объекта); тепловой (температура объекта); радиометрический (яркость объекта в ИК диапазоне); спектральный (цвет объекта в ИК диапазоне).
 
 
С 1992 по 1998 года самолет был на консервации. В 1998 г. (?) самолет был переоборудован в еще одну "Cobra Ball"
 
                   
                                                                                        "Кобра" и корейский "Боинг"
 
 
Во время инцидента с южнокорейским Боингом рейса Korean Air 007 (KAL-007) 1-го сентября 1983 года (недавно минуло уж 30 лет...) советскими средствами ПВО в районе пролета Боинга-747 над водами близ Камчатки был замечен и  самолет RC-135 "Cobra Ball I".
 
 
 
На фото и в роликах: начальник Генштаба ВС СССР Маршал Советского Союза Н.В. Огарков озвучивает версию СССР на пресс-конференции в Москве 9 сентября 1983 г. Впрочем, "Кобра", скорее всего, тогда была занята мониторингом испытаний новейшей ракеты 15Ж58 «Тополь». Врядли этим же занимался рейс 007...
 
 
 
 
Маршалу досталось незавидное поручение признания факта уничтожения самолета рейса KAL-007.
 
С тех пор произошло несколько инцидентов, когда гражданские лайнеры стали жертвами военных, разбор последнего случая происходит у нас на глазах,
вот тут компетентное исследование "Как и почему погиб рейс МН17"
 
На смену маршалу пришли многочисленные телеведущие и даже представители некоего "союза инженеров"! (мне почему-то вспоминается "Союз рыжих") несущих с экрана откровенную чушь... (Кстати, это позорище до сих пор висит на сайте Первого канала)
 
Надо отметить, что власти СССР, признавших свою ошибку (хотя и обвинив США в её причине) спустя несколько дней после трагедии, поступили гороздо честнее, чем те, кто свою ошибку в небе под Донецком не признает даже спустя много лет.
 
 Конец АнтиКамчатки как авианосца
 
"Cobra Ball" (и RC-135X "Cobra Eye") еще полетали с острова Шемья, но недолго - вскоре резко сократилось количество поводов для разведывательных полетов.
 
 
 
В конце 80-х - начале 90-х годов проводилось "разоружение", иницированное генсеком
М.С. Горбачевым.
 
После этого периода интенсивность испытаний новой техники сильно сократилась.
 
Кроме того, усовершенствовались другие методы - радиолектронные - наблюдения за испытательными работами на Камчатке.
 
Все это привело к тому, что авиабаза на острове Шемья была закрыта - американцы стараются рационально использовать деньги налогоплательщиков.
 
 
"Cobra Ball I" : "Прощай, Шемья!"
 
Самолет улетел на очередную модернизацию, на остров возвращался эпизодически.
 
Авиабаза закрыта в 90-е годы.
 
 
В ролике - посадка "Кобры" на острове,
1992 год.
 
 
 
 
 
 
 
На фото слева - "Cobra Ball I" покидает аэродром завода после очередной переделки, в результате которой последний диполь на пилоне с правого борта тоже сняли, а вместо него  был установлен большой квадратный радиопрозрачный короб с антеннами. От короба тянутся три большие шлейфовые антенны для перехвата сигналов телеметрии.
 
В настоящее время существует три "Кобры": "Cobra Ball" № 61-2663, № 61-2662, № 62-4128. Все они базируются (как и другие разведывательные самолеты и самолеты РЭБ RC-135...) на авиабазе Оффут в штате Небраска (Offutt AFB, Sarpy County, Nebraska)
 
Самолеты относятся к 55-му авиакрылу и используются в различных местах по всему миру в соответствии с оперативной обстановкой. Применялись, в частности, на "иракских войнах". 
 
"Вспомнил !"
 
Бывший пилот ВВС США Роберт Хопкинс, летавший на 135-х Боингах многих модификаций (в том числе на уникальном RC-135X "Cobra Eye" № 62-4128) издал в 1997 году книжку "Stratotanker Boeing KC-135: больше, чем просто танкер", где проследил судьбу всех (!) 135-х машин. В 2017 году Хопкинс переиздал её, а нынче, на волне интереса к ДРСМД (вернее, к его "кончине"), решил, видимо, поднять продажи своего труда, привлекая к книге внимание с помощью рассказа о некоем  "куполе света" в малоизвестном "всеядном" журнале "The Drive". Публикация весьма похожа на телевизионные опусы авторства Прокопенко на РенТВ ("а Земля-то - плоская!"). Наблюдаемый оптический эффект необоснованно квалифицируют как оружие...
 
Единственная правда в очередной фейковой конспиралогической истории про "купол" то, что действительно, в 1988 году, спустя 3 месяца после подписания ДРСМД, по полигону "Кура" на Камчатке начали отстрел "Пионерских" ракет 15Ж45 и 15Ж53. С конца августа по конец декабря 1988 года из позиционного района близ н.п. Дровяная в Читинской обл. расчетами 4 РД были запущены 36 ракет, из позиционного района близ г. Канска Красноярского края расчетами 23 РД были запущены 30 ракет, другими подразделениями РВСН - еще 6 ракет. 71 ракета попали, как говорят ракетчики, «в кол», то есть с минимальным отклонением от расчетных точек падения, что вызвало восхищение у американских наблюдателей. Один пуск получился аварийным – над позиционным районом бушевала гроза, и в стартовавшую ракету попала молния. Наверное, какая-нибудь "молния" попала и  в мозги некоторым пилотам/писателям, приняв форму "купола". (Кстати, я почти уверен, что на РенТВ вскоре появится на эту тему очередная бредятина...)
 
Авиакатастрофы в районе Берингового моря
 
Счет катастрофам военных самолетов на Шемье в мирное время был открыт в 1946 году - "Туман был густой, как гороховый суп".
 
Кроме инцидентов с самолетами RC-135 №№ 59-1491 (
"Rivet Ball" 13 января 1969 года), 62-4137 ("Rivet Amber" 5 июня 1969 года), 62-2664 ("Cobra Ball II" 15 марта 1981 года), связанными с островом Шемья, еще один RC-135 - самолет типа RC-135T № 55-3121 ("Rivet Dandy" 25 февраля 1985 года) разбился с тремя членами экипажа в тренировочном полете над южным побережьем Аляски, врезавшись в гору, причем до обломков самолета и тел погибших пилотов военные смогли добраться лишь спустя полгода (!).
 
В последней строчке газетной страницы ошибка, однако. RC-135T разбился не 5-го, а 25-го февраля.
 
Кроме инцидента, когда советским истребителем был сбит южнокорейский Боинг рейса
KAL-007 1-го сентября 1983 года, интересна история катастрофы самолета "Орион" P-3C бортовой №159892 ВМС США, (позывные "Альфа Фокстрот 586"), в спасении экипажа которого участвовали советские моряки.
 
 
По материалам www.rc135.com (by Kingdon R. Hawes)