АнтиКамчатка 
Часть 4  
 
Судьба  двух  самолетов
 
Виновато
13-е число...
 
Посадка на полосу острова Шемья требуется специальной подготовки для всех пилотов из-за экстремальных погодных условий, зачастую тут царящих  Бывает, что за несколько минут погода портится радикально, заставляя пилотов в последнюю минуту выбирать рискованное приземление или уход на авиабазу Эллисон... 
 
12 января 1969 года, в ночь с субботы на воскресенье, "Rivet Ball" выполнил рутинную задачу в очередной миссии у берегов Камчатки и возвращался на авиабазу Шемья. Вскоре после полуночи самолет зашел на посадку.
 
Пилот получил сообщение, что ВПП обработана противообледенительным составом и её параметры соответствуют нормам. Совершив касание , самолет начал посадочный пробег... В точке, в которой обычно начиналось торможение, замедление планера не произошло... Хотя пилот и включил торможение шасси, самолет продолжал быстро двигаться по полосе из-за начавшегося "аквапланирования".
 
Тут необходимо отметить, что "Rivet Ball" не имел на двигателях реверса! Танкер, который был переделан в разведывательный самолет, имел двигатели "Pratt & Whitney" модели J-57-P-59Ws без реверса тяги и использовал систему впрыска спиртовой смеси для повышения их мощности во время взлета (без системы впрыска мощность составляла приблизительно 71% от мощности, развиваемой при инициализации системы вспрыска). Смесь воды и спирта хранилась в отдельных баках и распылялась в двигатели на взлете, чтобы мощность достигла необходимой.
 
Видимо, из-за этих баков и отсутствовала система реверса. В этой модели самолета торможение  зависит только от управления аэродинамическими поверхностями и от колесных тормозов. Чтобы остановить самолет в данной ситуации, их возможностей не хватило... (явная организационная ошибка - эксплуатировать такой самолет на полосе, хоть и длинной, но весьма часто покрытой снегом или слякотью.)
 
Пилот был не в состоянии вовремя остановить самолет и тот в конце концов вылетел со взлетно-посадочной полосы "28/10" и  угодил в  овраг. Командир воздушного судна майор Джон Ахор не смог затормозить машину, но смог в этой ситуации сделать главное - выключить генераторы и избежать столкновения со столбами вдоль полосы, на которых были подвешены провода электропитания посадочных огней ВПП. Если бы он потерпел неудачу, безусловно, "Rivet Ball" взорвался бы... Экипаж  чувствовал запах топлива и слышал шипение утечки из кислородной системы... Но искры не было и пожара, к счастью для команды, не произошло.
 
Вылетев с торца ВПП, самолет попал в пологий овраг на песчанный грунт, что стоит отнести к несомненному везению - если бы посадка происходила не в направлении 28-10, а в обратном, с востока на запад, самолет, скорее всего, свалился бы на прибрежные скалы, полностью разрушился бы и сгорел...
 
Интерьер самолета после приземления: часть аппаратуры покинула свои места
 
Был открыт задний люк, на землю была выброшена спасательная веревка и "вороны" стали покидать своё летающее "гнездо". Никто не погиб, а основная травма - ободранные веревкой ладони, кожа с которых осталась на этом спасательном средстве...
 
Доставленных в госпиталь срочно посетил местный священник, прихвативший с собой ящик пива и блок сигарет...
Следствие установило, что лед на взлетной полосе был опрыскан антиобледенителем, создавшем большую лужу на точке начала торможения и самолет "гидропланировал" до конца взлетно-посадочной полосы.
 
Днем 13-го (или 14-го?) января над островом бесцеремонно прошлась пара советских  Ту-16 (Ту-95?), зафиксировавших кинофотоаппаратурой результат неудачного приземления. Не исключено, что где-то в архивах ТФ или ДВО до сих пор пыляться крупноформатные отпечатки - вид с воздуха аппарата, ниже представленного на фото с земли:
 
Вид справа. Фюзеляж был разломан в нескольких местах.
 
Вид слева. Через разлом в середине планера выбрался один член экипажа.
 
Хотя три двигателя и их топливопроводы были сильно повреждены, пожара не возникло.
 
 
Как в СССР награждали орденами отдельные военные корабли, так же в США награждали не только корабли, но и отдельные самолеты специальными знаками за "выдающиеся" достижения.  Ленты этих наград рисовали на фюзеляжах.
 
На этой фотографии разбившегося "Rivet Ball" видна лента его награды над входным люком. Скорее всего, "Rivet Ball" был отмечен наградой за "ловлю" информации о РГЧ Р-36.
 
 
 
 
 
 
"Rivet Ball"
служил на Шемья
в течение семи
лет, пока не
развалился в результате неудачного
приземления.
 
Но он послужил
и после этого -
много аппаратуры
с него было снято,
отремонтировано
и установлено на
других
разведывательных
самолетах.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Постепенно
останки
самолета по
возможности
были
утилизированы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В 1970 году (из соображений секретности?) останки "Rivet Ball" были облиты бензином и подожжены местной пожарной частью.
Оставшиеся посля огня мелкие части были захоронены, крупные переместили на свалку, имеющую говорящее название "свалка на миллион долларов". Уходя с острова, американские военные основательно его почистили и вряд ли нынче на Шемья есть обломки  "Rivet Ball".
 
P.S. В следующем после этой аварии году,
13 апреля, при полете "Аполлона-13" на Луну, тоже произошла авария, которая, впрочем, как и вышеописанная, также обошлась без жертв...
 
P.S.-2: Надгробие самолету - виртуальное.
 
Не прошло и полгода ...
 
В отличие от "Rivet Ball", "Rivet Amber" имел на двигателях реверс - модель С-135, которая была переделана в этот разведывательный самолет, имела турбореактивные двигатели "Pratt & Whitney" модели TF-33-P-5s. Но реверс тут не при чем. Самолет бесследно пропал летом того же 1969 года...
 
Утром 5 июня 1969 "Rivet Amber" (позывной - "Ирен 92") отправился с авиабазы Шемья на авиабазу Эллисон на Аляске. На борту находился экипаж и несколько "пассажиров", всего 19 человек. Приблизительно через 40 минут после вылета, в 17.36 пилот сообщил на Эллисон о том, что самолет "испытывает вибрацию в полете", но "самолет под контролем". Это было единственное внятное сообщение... Через минуту последовало сообщение, предназначавшееся экипажу, но выданное почему-то в эфир, это была команда экипажу "Crew, go to oxygen." - о переходе к дыханию через кислородные маски (тут можно вспомнить, что таких масок на борту было только 16). В последующие приблизительно 40 минут, до 18.22, радиосредства авиабазы Эллисон принимали только щелчки включения/выключения тангенты (позже экспертиза установила, что это были сигналы именно "Rivet Amber", а не какого-либо друго источника).
 
Была инициирована поисково-спасательная операция, оповещена береговая охрана.
 
Район поиска был разделен на квадраты и каждый был отпатрулирован. Сообщалось, что поисковые самолеты большую часть времени летали низко и медленно, исследуя каждый квадратный метр воды между островом Шемья и Аляской. Полеты над водой на низкой высоте не помогли обнаружить ничего, что напоминало бы тела членов экипажа, детали самолета, пятна керосина, спасательные плоты, парашюты... Абсолютно ничего не было найдено в течение почти двух недель...
 
Было много различных теорий, слухов и предположений о том, что же произошло с "Rivet Amber". Были даже предположения, что самолет сбили советские ВМФ и захватили его команду в плен - американцы не забывали о том, что год назад, в начале марта1968 года, в Тихом океане бесследно исчезла советская подводная лодка К-129 и у некоторых специалистов в СССР была версия, что лодка погибла из-за столкновения с американской подводной лодкой (SSN-579. Эта версия столкновения двух подлодок существует до сих пор...)
 
Большинство специалистов убеждены в том, что катастрофа "Rivet Amber" произошла из-за разрушения крепления вертикального стабилизатора в результате усталости металла, то есть, проще говоря, самолет потерял хвост. У этого типа самолетов (C-135) в свое время была выявлена такая проблема этого крепления и существовала программа последовательной модернизации всех самолетов типа C-135. "Rivet Amber" тоже стоял в очереди на модернизацию, но так как это был самолет относительно новый, с совсем небольшим количеством часов налета, очередь его должна была подойти несколько позже.
 
Потеря хвостового оперения, судя по картине катастрофы, происходила не мгновенно. Отпадающий хвост, скорее всего, и оборвал КВ-антенну, может быть поэтому на авиабазе Эллисон и слышали лишь щелчки включения передатчика...
 
Поврежденный хвост мог и изменить курс полета. За 40 минут после вылета с острова, "Rivet Amber" до начала проблем пролетел по направлению к Аляске около 600 километров. После начала развития катастрофы до прекращения щелчков тангенты прошло еще 40 минут борьбы экипажа за жизнь. За эти 40 минут самолет мог лететь в каком угодно направлении, хоть к Аляске, хоть назад к острову Шемья, хоть вправо или влево... Скорость его могла упасть, а могла и оставаться крейсерской, поэтому, по большому счету, область поиска самолета должна была быть гораздо шире, чем "между островом Шемья и Аляской".
 
Где-то внутри этого круга диаметром около 600 километров лежат останки летающего суперлокатора RS-135Е "Rivet Amber".
 
Судьба играет человеком...
 
Один из сержантов службы безопасности ВВС, спасшийся в аварии на "Rivet Ball" 13 сентября, был на борту "Rivet Amber", пропавшего 5 июня...
 
В городе Гринвилле, штат Техас в 1998 году был создан мемориальный комплекс, посвященный разведывательным самолетам и кораблям, в оборудовании которых специальными системами значительную роль играл завод LTV. Есть там и надпись, посвященная погибшему RS-135Е.
 
 
По материалам www.rc135.com (by Kingdon R. Hawes)