АнтиКамчатка
Часть 2
 
"Нэнси", она же "Ванда"
 
"Летающий Голливуд"
 
В середине 50-х годов корпорация "Боинг", используя в качестве основы свою модель "707", разработала самолёт-заправщик KC-135 "Stratotanker" (а заодно и транспортный самолёт C-135 "Stratolifter"). Построив огромный флот таких танкеров (несколько сотен), США в недалеком будущем обеспечили безотказное функционирование воздушного моста между метрополией и Индокитаем в ходе вьетнамской войны. В разное время несколько танкеров KC-135 и транспортников C-135 были переоборудованы в разведывательные самолеты.
 
Первой "ласточкой" стал самолет с бортовым номером 59-1491. 1 октября 1960 года KC-135А № 59-1491 приземлился на авиабазе Райт-Паттерсон, а 31 декабря 1961 года этот самолет, переоборудованный в JKC-135A, был принят на вооружение под именем "Нэнси Рэй"("Nancy Rae").  JKC-135A стал первым самолетом-разведчиком из более чем 30 машин на основе KC-135, позже построеных для целей радиоэлектронной разведки и аэрофотосъёмки, сбора телеметрии при испытании ракет (своих и чужих), радиоразведки и сбора данных о работе иностранных радиоэлектронных средств, и т.п., и т.д.
 
Самолет № 59-1491 еще в статусе "летающей лаборатории" JKC-135A:
еще без характерного носа, без блистера и лишь с одной антенной - диполем на правом борту.
 
JKC-135A был перебазирован на остров Шемья и эксплуатировался в составе командования ВВС (AFSC). На правом "рабочем" борту самолета были размещены десять широких иллюминаторов для следящих камер различного типа с оптически плоским (не вносящим искажений) остеклением, которое для первых пяти иллюминаторов было изготовлено из кварца.
 
Этот уникальный самолет эксплуатировала команда из 41 человека, естественно, сразу же получившая прозвище "Али-Баба и сорок разбойников". На фото - "Али-Баба (полковник Webster Plourd - в центре в мундире) и сорок разбойников", 1962 год.
Я посчитал - на снимке 41 человек. В экипаж входили пилоты, штурманы, инженеры и техники, обслуживающие оптическую и электронную аппаратуру, а также переводчики с русского языка для оперативного акустического контроля переговоров пилотов советских истребителей ПВО.
 
На этой фотографии видно, что верхние части гондол и пилоны правых двигателей были окрашены в черный цвет сначала не целиком. Присутствующий на снимке "Soviet elint trawler" ("советский траулер электронной разведки"), - судно с бортовым номером Т-880 - на самом деле к разведке никакого отношения не имеет. Напуганные историями о "коварных русских кейджибимэнах", американцы в любом советском плавсредстве видели шпиона. Но они были правы лишь частично - разведывательные "soviet elint trawler" существовали на самом деле, но обыкновенных траулеров было большинство.
 
Самолет еще без блистера, без нового носа, но уже с тремя диполями на правом борту.
 
В 1963 году, примерно через год после начала эксплуатации, JKC-135A "Нэнси Рэй" был перегнан на завод корпорации "Ling-TEMCO-Vought" (LTV) в городе Гринвилл, штат Техас для ремонта и модификации.
 
После модернизации, завершенной 7 октября 1963 года, борт №59-1491 получил новый индекс модели - RC-135S. Это был самый первый самолет RC-135S в ВВС и SAC. (Может быть, что тогда же самолет был переименован из "Нэнси Рэй" в "Ванду Белл" - "Wanda Belle" - по имени Wanda Leigh O'Rear, дочери директора программы "Big Safari", в соответствии с которой самолеты проходили модернизацию и переоборудование. Есть сведения, что частые изменения имен, как думали американские военные, должны были помешать советской разведке в понимании таинственных рейсов с острова Шемья к берегам Камчатки)
 
RC-135S прибыл из Гринвилла на авиабазу Шемья после модернизации и ремонта - уже с блистером и новым носом...
 
 
За этими иллюминаторами диаметром около 70 см. были установлены кинофотоустановки различного формата - там были 16-ти, 35-ти, 70-ти  миллиметровые аппараты, высоскоростные, широкоугольные, с автоматическим сопровождением, инфракрасные, черно-белые, цветные, одним словом - весь оптический спектр был под контролем этих камер. Как шутит Kingdon R. Hawes, летавший на этом самолете, Голливуд мог только мечтать о таком оснащении.
На борту имелась специальная гиростабилизированая камера, производившая фотосъемку ГЧ на фоне звездного неба. Люк её оптической системы выглядит как черный квадрат между надписями на борту "AIR" и "FORCE".
 
Также самолет был оборудован системами радиотехнической разведки, для чего на его борту размещались дипольные штыревые антенны на пилонах.
 
<<< На правом борту самолета расположены три антенны
На левом борту имелась одна  антенна >>>
 
 
 
Самые заметные изменения касались носовой части - была установлена приемная антенна S-диапазона в удлиненном носовом обтекателе.
 
S-диапазон - диапазон частот от 2 до 4 ГГц дециметровых и сантиметровых длин волн от 15 до 7,5 см, используемых для наземной и спутниковой радиосвязи и для передачи телеметрической информации.
 
Перехваченная телеметрия имеет большой потенциал для ответа на многие вопросы о параметрах полета РН и ГЧ. 
 
На ранних стадиях разведывательных полетов перехват был информативен. С некоторых пор наши испытатели стали кодировать телеметрию...
 
 
 
Рабочее место
№3 по управлению
работой носовой
приемной антенной
S-диапазона.
"Нэнси Рэй" JKC-135A                                                    "Ванда Белл" RC-135S
Борт 59-1491 до и после модернизации 1963 года
 
 
В середине фюзеляжа сверху был установлен плексигласовый куполообразный обтекатель (бывший блистер бортстрелка с бомбардировщика В-29), служивший позицией для ручного сопровождения цели.
 
Оператор на этом рабочем месте ("Manual Tracker"), увидев свечение падающей ГЧ, дает команду по внутренней трансляции на запуск регистрирующей аппаратуры.
 
Оператор на рабочем месте "Signal Monitor" активирует все камеры, вкключая два тумблера - один для отслеживающих камер и один для баллистического фотохронографа  ("ballistic streak camera", BSC).
 
Все камеры остаются в работе до удара ГЧ в землю, как правило, работа камер после запуска продолжалась около 30 секунд.
 
Все фазы полета ГЧ выявлялись, анализировались и записывались.
 
Все  важные электронные сигналы, относящиеся к событию, также обрабатывались и фиксировались.
 
Пилоты в это время вели самолет прямолинейно с постоянной скоростью.
 
<<< Рабочее место №1
 
В «LTV Electrosystems inc» (позднее «E-Systems») из корпорации LTV также обучали персонал для работы с оборудованием самолетов RC-135
 
<<< Обшивка вокруг блистера была выкрашена в черный цвет для уменьшения бликов как возможных помех оптической аппаратуре
>>>
 
Такого же цвета были верхняя поверхность правой плоскости крыла, а также обращенные к фюзеляжу поверхности гондол и пилонов третьего и четвертого двигателей.
 
Фото внизу: вид из блистера во время взлета с авиабазы Шемья и во врема полета.
 
Экипаж RC-135S состоял из пилотов,  штурманов, операторов.. На борту RC-135S находился также персонал службы безопасности ВВС (USAFSS) - переводчики, чьей задачей было следить за радиотелефонными переговорами в советских сетях ПВО и ВВС. Эти слухачи на слэнге ВВС назывались "Секретные Бурундуки" ("Secret Squirrels"). Они, кстати, напрямую работали на АНБ.
 
Важно было не слишком приближаться к предмету исследования, чтобы не спровоцировать конфликт и не попасть под возможный огонь истребителей или зенитных средств. В то время у всех в памяти еще были свежи воспоминания о событиях 1 мая 1960 года в небе под Свердловском...
 
Сотрудники радиолектронной разведки. в ВВС США (AFUS) имели профессиональное прозвище "Вороны" ("Ravens", на русском - естественно, с ударением на первом слоге...)
 
Экипаж самолета, находясь на отдаленном острове в суровых климатических условиях, периодически выполняя многочасовые полеты, испытывал сильное моральное и физическое истощение.
 
Такие перегрузки в конечном счете стали проблемой и позже привели к разделу команды на две части.
 
В 1967 году  самолет подвергся второму ремонту и модификация на заводе LTV.
 
В январе 1967 года очередной раз сменилось и имя самолета.  Теперь это было обычное для самолетов- разведчиков "заклепочное" имя  "Rivet Ball" (в буквальном переводе "заклепка шариковая" или "шаровая заклепка" ???)
 
 
Ниже: взлет с авиабазы и полет к берегам Камчатки RC-135S
          Эмблема                  Стратегического
авиационного              командования
Кадры взлета с полосы 10/28 сделаны из кабинки оператора заправки танкера KC-135, сохраненной при переделке самолета в JKC/RC-135A
 
 
Эмблема 6-го крыла стратегической разведки получена путем "сложения" эмблемы 6-го Аэромобильного крыла и пирата из 6-го Бомбардировочного крыла.
RC-135S "Rivet Ball" стартует из Гринвилла после второго ремонта и модернизации.
 
Компоновка RC-135S "Rivet Ball". На рисунке не показана антибликовая черная окраска верхней части правого крыла
и левых боковых поверхностей гондол правых двигателей
 
 
Персонал самолета был разделен на две команды - экипажа. Каждая команда самолета теперь включала по два пилота и штурмана, по семь-восемь операторов, осуществлявших сбор информации, и двух техников, в чьи задачи входило обслуживание камер.
 
Команды поочередно, в режиме две недели через две недели, выполняли оперативные задачи на авиабазе Шемья и отдыхали на авиабазе Эллисон в центре Аляски. На этой же авиабазе Эллисон RC-135S проходил периодическое техническое обслуживание, которое самолет не мог получать на Шемья.
 
С  1962 года "Нэнси Рэй" летал к берегам СССР. Получив сигнал о планируемом испытательном пуске советской ракеты в сторону полигона "Кура", с авиабазы Шемья самолет направлялся в сторону Камчатки.
 
 RC-135S, преодолев над океаном около 800 километров примерно за час, осуществлял из зоны своего патрулирования мониторинг испытаний с момента вхождения ГЧ в атмосферу в районе квадрата прицеливания.
 
Зачастую, конкретное время подлета ракеты экипаж получал в воздухе уже недалеко от Камчатки, эта информация поступала в реальном или близком к реальному времени. Сообщения были очень информативны: был ли запуск, его время, есть ли задержка и насколько… В ходе миссии информация передавать кодом Морзе в зашифрованном виде. Экипаж расшифровывал данные с помощью шифроблокнота. Однажды ночью в конце месяца "Ванда Бэлл" взлетела по тревоге. Примерно через час была получена шифрограмма азбукой Морзе. Офицер-секретчик открыл сейф, достал блокнот из своего портфеля и вскоре понял, что полученное сообщение вообще не имело никакого смысла... После некоторого замешательства экипаж догадался, что он летит уже в следующем месяце относительно времени взлета, поэтому - дешифратор устарел и бесполезен для дальнейшего использования, а новый актуальный шифроблокнот остался в сейфе на базе! Пришлось возвращатся, заправляться, хватать нужный шифроблокнот и возвращатся к Камчатке…
 
 
После возвращения на авиабазу данные мониторинга передавались для анализа в компетенные разведорганы, а самолет проходил обслуживание в ангаре.
 
Такая шутка была сделана во время визита полковника Stanley Nicholas Ratto, начальника отделения (Detachment-1) 6-го Стратегического Крыла (6th Strategic Wing, 6-th SW) Стратегического Авиационного Командования (Strategic Air Command, SAC). Два члена экипажа вырезали из старых навигационных карт и наклеили на нос самолета глаза и зубы акулы.
 
Ниже представлен рассказ об одном эпизоде охоты этой акулы...
 
В середине 60-х гг. в США начались работы по созданию нового класса ракет - с разделяющимися головными частями (РГЧ). Первой ракетой с РГЧ стала баллистическая ракета подводных лодок (БРПЛ) "Поларис". Она стала оснащаться РГЧ из трех неуправляемых боевых блоков (неуправляемых в том смысле, что боевые блоки не имели индивидуального наведения). Следующей американской разработкой стала межконтинентальная ракета "Минитмен-3" с прицельным разведением трех боевых блоков (ББ). Это существенно повышало эффективность применения МБР и отставание в области разработки РГЧ для СССР было черевато потерей темпа в движении к ракетно-ядерному паритету с США.
 
Приказом министра МОМ С.А.  Афанасьева № 484 от 8 декабря 1967 г. перед ОКБ "Южное" была поставлена задача срочно разработать, изготовить и испытать разделяющуюся головную часть для Р-36. В ОКБ "Южное" к этому времени уже проводились проработки РГЧ для Р-16. Опираясь на этот задел, менее чем через год задача была выполнена: первый пуск ракеты 8К67 с опытной конструкцией РГЧ (индекс ОК-6500) был успешно проведен 23 августа 1968 г., всего неделю спустя после испытания американцами своей первой РГЧ для МБР "Минитмен-3" Мк-12.
 
Описание события словами очевидца, промышленника КБ "Южное": "Принимающие боевые блоки подразделения на Камчатке привыкли к приему обычных боеголовок ракет стратегического назначения и знали, как это обычно выглядит. В небе появляется яркая светящаяся точка, "звездочка", стремительно несущаяся к Земле, затем падение блока. 23 августа все было совсем по-другому. Такого обширного фейерверка никто не ожидал увидеть, и то, что предстало перед глазами, превзошло все ожидания. Это было незабываемое зрелище как для специалистов КБ "Южное", так и для военнослужащих - хозяев приемных полей падения".
 
Ещё несколько успешных экспериментальных пуска Р-36 с ГЧ типа ОК-6500 были проведены до конца 1968 г. и 18 декабря 1968 г. было принято постановление Правительства о создании по образцу ОК-6500 штатной РГЧ, получившей индекс 8Ф676. СЛИ Р-36 со штатной РГЧ 8Ф676 с ББ 8Ф677 начались в 1969 г. и завершились в 1970 г., включая пуски на максимальную дальность в район «Акватория».
 
РГЧ 8Ф676 для ракеты 8К67П.
 
Кроме сугубо технологических задач, надо было решить и другую задачу - говоря современным языком, - пропиарить на международной арене наличие у ВС СССР МБР с РГЧ. Главная политическая цель состояла в том, чтобы "ненавязчиво" продемонстрировать наличие такой РГЧ на вооружении РВСН на фоне создания новой американской ракеты с РГЧ - "Минитмен-3".
 
Малоизвестный юбилей
 
Эта задача - задача донесения до компетентных органов США советским военно-промышленным комплексом информации о реальном наличии РГЧ - была успешно решена в 11-ю годовщину запуска первого искусственного спутника Земли - 4 октября 1968 года. Ключевую роль в этом спектакле, которому нынче (2013 год) исполнилось 50 лет, сыграл разведывательный самолет RC-135S "Rivet Ball" бортовой номер 59-1491.
 
Фотографическое доказательство "советской ракетной угрозы с РГЧ" было
 получено баллистическим фотохронографом  ("ballistic streak camera", BSC). >>>
 
Анализ фотографии в "Отделе иностранных технологий главнокомандования  ВВС США" ("Foreign Technology Division of Air Force Systems Command") не оставил сомнений в том, что на снимке запечатлен момент испытаний трехголовой ГЧ в завершающей стадии. Три тонких линии в центре снимка - три ББ, остальные полосы - другие части ГЧ и РН. 18 декабря успех был повторен, еще одно испытание РГЧ было заснято на этапе входа в атмосферу после разведения ББ.
 
 В 1970 г.  напечатанная крупным форматом фотография была представлена в Когрессе, послужив аргументом увеличения военного бюджета США. Вскоре и американские СМИ проинформировали своих читателей об успехах советских ракетчиков:
 
 
 
Эскизный проект ракеты 8К67 с РГЧ 8Ф676, получившей индекс 8К67П, был разработан в марте 1969 г. В конструкцию разделяющейся головной части по результатам экспериментальных пусков были внесены некоторые улучшения. В частности, коническая форма головного обтекателя была заменена трехволновым обводом с поверхностями двойной кривизны. Боевой блок 8Ф673 был упрочнен к воздействию механического импульса ядерного взрыва, получив новый индекс 8Ф677. В дополнение к штатной системе "Лист" в состав самой РГЧ были введены элементы комплекса средств преодоления ПРО, а установочные кольца под боевые блоки были превращены в дополнительные ложные цели. Отработка улучшенной конструкции РГЧ проводилась на площадках Павлоградского механического завода.
 
Надо отметить, ракета Р-36 (8К67П) с первой в стране РГЧ, состоящей из трёх боевых блоков мощностью по 2,3 Мт и комплекса средств преодоления ПРО, еще не обеспечивала индивидуального наведения на цель каждого из трех блоков. Прицелить можно было или один из блоков, или центр их группировки.
 
Тем не менее, применение такой РГЧ в условиях противодействия системы противоракетной обороны повысило боевую эффективность ракеты 8К67П по сравнению с ракетой 8К67 примерно вдвое. Новая разделяющаяся головная часть состояла из трёх боевых блоков мощностью по 2,3 Мт и комплекса средств преодоления ПРО.
 
Надо помнить и о том, что 19 ноября 1968 г. была принята на вооружение Р-36орб (8К69) с ОГЧ 8Ф021 (ББ 8Ф673, 2,3 Мт)
 
В.С. Будник (слева) и М.К. Янгель (справа) слушают доклад инженера ОКБ "Южное"
о компоновке орбитальной головной части (ОГЧ), середина 60-х.
 
ОГЧ 8Ф021 из состава
 глобальной ракеты 8К69
 
 Герой "разоблачения" советских РВСН и его команда.
 
 
По материалам www.rc135.com (by Kingdon R. Hawes)
и книги "Призваны временем. Ракеты и космические аппараты конструкторского бюро «Южное»"