АнтиКамчатка
Часть 1
     
Два "Солнца" там, где нет солнца.
Северная часть Тихого океана, восточная оконечность Алеутских островов. Территория США.
Остров Шемья - форпост авиа-радиолектронной разведки.
 
Армия США прибыла на остров Шемья
* в десантных баржах 25 мая 1943 года в ходе операций против японских войск на Тихом океане. На острове их встретили остатки лагеря японской геодезической партии и две могилы русских моряков (скорее всего, от экспедиции 1762 года). Более никаких свидетельств жизни на острове не было. В борьбе с погодными условиями более, чем с японскими войсками, к концу июня на острове была построена грунтовая ВПП протяженностью 3 км., а чуть позже, к осени, - аэродром с твердым покрытием с двумя ВВП протяженностью по 1,4 км.
 
Размещенные на острове бомбардировщики B-25 наносили ощутимый урон флоту и территории Японии, причем для японцев факт базирования самолетов на острове Шемья оставался нераскрытым - они понимали, что их бомбят с базы где-то на Алеутских островах, но не могли знать конкретно про аэродром на Шемье. До конца войны они считали, что американцы основались на соседнем острове Агатту. Интересно, что базировавшаяся на острове авиация в боях потеряла 23 бомбардировщика и при этом не произошло ни одного происшествия, ни одно несчастного случая собственно на авибазе. При этом надо добавить, что длинная ВПП строилась для бомбардировщики B-29, но они массово так и не появились на этом острове.
 
Во время корейской войны авиабаза также сыграла некоторую роль, связанную с транспортными перевозками. С 1956 года авиакомпания "Northwest Airlines" использовала аэродром для дозаправки на своих транстихоокеанских маршрутах.
 
 
ВВП "С" и "В" использовались во второй мировой войне и с её окончанием постепенно были заброшены.
 
ВВП "А", сооруженная первой, впоследствии неоднократно совершенствовалась и стала известна как полоса "10/28" (азимут захода на посадку  100 градусов - при заходе с востока, или 280 градусов - при заходе с запада)
 
Функционирует в настоящее время.
С
В
А
*В рунете встречаются и другие варианты написания по-русски названия острова Shemya: Шемя, Шемия, Симия. Я думаю, что лучше подходит Шемья (с ударением на "я"?)
 
Холодный остров для холодной войны: непотопляемый авианосец
 
Начало испытательных пусков советских МБР из района Тюра-Тама и чуть позже, из района Плесецка заставило разведслужбы США организовать масштабные мероприятия по организации сбора информации о ракетах и, конечно, о их ГЧ.
 
Наиболее близким и удобным местом к советскому полигону "Кура" на Камчатке оказалась авиабаза на острове Шемья. Когда в СССР начались пуски на предельную дальность в район Маршаловых островов, когда последовали пуски по Куре не только МБР, но и БРСД, пуски БР ВМФ, американские специалисты поняли, что место они выбрали самое удачное.
 
Сафари у берегов Камчатки или охота на падающих с небес
 
По полигону "Кама", позже переименованому в "Куру", в Советском Союзе начали стрелять в 1957 году, когда запущенные из Тюра-Тама ракеты Р-7 21 августа и 7 сентября достигли Камчатки.  В 1958 году до полигона "Кама" с полигона "Тайга" (название Байконур тогда еще не было широко известно) долетели четыре МБР Р-7: 30 января, 30 марта, 5 апреля и 24 мая.
 
С 1957 года МБР
на Камчатку летали  из Тюра-Тама,
с 1960 года -
из Плесецка.
 
В
1959 году полигон принял из Тюра-Тама одиннадцать ракет Р-7 (в том числе первые пуски плесецкими расчетами 42-й БСС 30 июля и 48-й БСС 21 ноября) , а в 1960 году - три (пуск плесецким расчетом 70-й БСС 4 июня из Тюра-Тама и два пуска  - впервые из Плесецка - 42-й БСС с площадки № 41 16 июля - впервые два УБП в один день с одной БСС!).
 
В
1961 году в квадрате прицеливания упали 22 ГЧ: от Р-7 - семь, от Р-16 - десять, от Р-9А - пять. Далее: 1962 г. - 30 приемов; 1963 г. - 28 приемов МБР, в том числе впервые - Р-36, впервые также были приняты БРСД. И так далее...
 
17 декабря 1959 года Ракетные войска стратегического назначения были образованы в качестве вида Вооружённых сил СССР. 20 января 1960 года были произведены первые испытания МБР Р-7 на предельную дальность. В 1962 году в ходе операции «Анадырь» 36 единиц БРСД Р-12 были скрытно размещены на Кубе, что вызвало Карибский кризис.
 
Такие события  были катализатором создания специализированных "ракетных" разведывательных средств в США для получения достоверных сведений о характеристиках ракет в результате их практического применения при стрельбе по полигону на Камчатке.
 
В США Армия пыталась было наладить по этому вопросу взаимодействие с ВВС, но реальное сотрудничество получилось с авиацией ВМФ. Для сбора сведений о Камчатском полигоне на остров Шемья были перебазированы самолеты из подразделений VQ-1 из Японии и VQ-2 из Турции.
 
Несколько самолетов EA3 "Skywarrior", изначально строившихся как носитель ядерного оружия, базирующийся на авианосцах, было приспособлено для перехвата телеметрических сигналов и оптической фиксации картины входа в атмосферу головных частей МБР.
 
Два самолета были привлечены от VQ-1 с авиабазы 
Йокота в Ацуги, Япония  и два - от VQ-2 с авиабазы Инкирлик в Адане, Турция. Самолеты действовали попеременно: базировавшись по нескольку недель на острове Шемья, два самолета вылетали к Камчатке, в то время как другие два самолета проходили обслуживание на авиабазе VQ-1 в Ацуги, Япония.
 
Краткая история некоторых разведорганов США
и их наименование.
 
Во время Второй мировой войны было создано Signal Security Agency - SSA (Агентство безопасности Войск Связи?) для перехвата и расшифровки сообщений в сетях связи. Когда война закончилась, SSA было реорганизован в Army Security Agency - ASA (Агенство безопасности Армии), и было подчинено Военной разведке (Director of Military Intelligence).
 
В 1949 году было создано Armed Forces Security Agency - AFSA (Агентство безапосности сил армии?). Эта организация была основана внутри Министерстве обороны США под командой Объединенного комитета начальников штабов (Joint Chiefs of Staff).
 
AFSA должно было управлять электронной разведывательной деятельностью Министерства обороны. Однако из-за отсутствия координации с гражданскими разведывательными агентствами - ЦРУ (CIA) и ФБР (FBI) в 1952 году президент Гарри Трумэн переобразовал его в  National Security Agency - NSA (Агентство национальной безопасности - АНБ) (В то время.  существование NSA не было известно общественности.  В знак этой "ультратайны" NSA шутливо было известно в американском разведывательном ведомстве как "Никакое Такое Агентство" ("No Such Agency") Времена изменились - каждый школьник теперь знает, что такое АНБ и что оно может "сидеть" в его смартфоне.)
 
ASA продолжало существовать и было подчинено NSA. ASA перехватывало и интерпретировало сообщения в военных сетях связи Советского Союза, Китайской Народной Республики и их союзников и государств во всем мире. Подлежали перехвату также сигналы радаров, сигналы телеметрии ракет и спутников... Все, излучаемое в эфир и из чего можно было выудить хоть какую-нибудь информацию, подлежало отслеживанию и анализу. ASA всегда было "на переднем крае" в идущей "холодной войне".
 
В ВМФ США (Navy) в послевоенное время существовали специальные авиационные подразделения воздушной электронной разведки (Fleet Air Reconnaissance Squadron), обозначавшиеся как "VQ", главная задача которых в то время была определена как сбор информации о советской и китайской ПВО - местах дислокации, режимах работы РЛС, методах наведения истребительной авиации и пр. (Самолет PB4Y именно такого подразделения пал
первой жертвой "холодной войны" 8 апреля 1950 года в Балтийском море.) Подразделение VQ-2 действовало в европейском регионе, VQ-1 - в тихоокеанском.
 
24 самолета радиолектронной разведки на базе A3D (A-3) "Skywarrior" имели обозначение EA-3B (EA3D-2Q). В скобках - обозначение самолетов после упорядочивания их обозначений в 1962 году
 
Часто встречаются и обозначения без "тире".
 
 
 
 
 
ЕА3B бортовой №144854 
PR-10 имел прозвище
"Солнце-2"  ("Sun-2")
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЕА3B бортовой
№146449
PR-9 имел
прозвище
"Солнце-1"
("Sun-1")
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
После
переоборудования
по программе
"Seabrine"
в середине
1965 года
самолет
получил
обозначение
PR-16
(много позже
- PR-18)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЕА3B
бортовой
№142673
(PR/13, PR/17 "Floorspace")
 
 
Специфическая хвостовая антенна
 на PR-13/-17
 
 
 
 
 
 Антенна MFR
 на PR-10
 
Электронное разведывательное оборудование в самолетах было установленно фирмой "Electronic Defense Labs" (EDL) оптическое - фирмой "Bendix". Оптическое оборудование представляло собой ручную высокочувствительную телекамеру, сигнал с которой транслировался на экран, изображение с которого снималось кинокамерой.
 
Вместо штатной РЛС (вверху) на самолетах были установлены две фазированных решетки антенны S-диапазона (справа) - правая и левая. Они имели одну систему управления и работать одновременно не могли.
Система была разработана EDL и размещалась за удлиненным стекловолоконным обтекателем. Каждая антенна имела 30 фиксированных положений по азимуту (механическое управление), а по углу места имела электронное управление - три фиксированных направления.луча.
 
 
Экипаж самолета состоял из семерых человек: трех летчиков ВМФ из состава VQ-1/2 и четырех человек из специально сформированных в ASA команд, получивших обозначение "Special Activities Detachment" - SAD-1, действующая на самолетах VQ-1 и SAD-2, действующая на самолетах VQ-2.
 
Вверху: Интерьер PR-10 "Sun-2" - четыре армейских оператора SAD располагались в отсеке, где в штатном варианте A3D размещалась атомная бомба...
 
Перед ними была смонтирована аппаратура управления элементами радиоэлектронной разведки.
 
 
Справа: три летчика ВМФ располагались в передней части самолета, причем, оператор с телевизионной камерой сидел спиной к командиру экипажа (на фото справа немного заснул). На верхних фото в тылу салона видны круглые кассеты с кинопленкой на аппаратуре кинозаписи телевизионного изображения с его камеры.
 
 
 
 
 
Взгляд с рабочего места
№4 SAD к хвосту самолета.
 
Рабочие  места:
 
№3 - оператор радиоперехвата,
УКВ-пост,
 
№2 - оператор радиоперехвата,
СВЧ-пост,
 
№1 - кординатор/вычислитель/навигатор, также принимал шифросообщения с авиабазы.
 
Рабочее место №4 - аналитика телевизионного изображения и записи на видемагнитофон "Ampex"  (был установлен в ногах оператора на рабочем месте №1 в процессе доработки вместо аппаратуры кинодокументирования)
 
Скорость протяжки ленты видеомагнитофона
достигла 60 дюймов
(~ полтора метра)
в секунду.
 
 
 
 
 
 
 
 
Кресла операторов
разворачивались к
панелям аппаратуры
во время работы
и лицом к носу
самолета при
взлете/посадке.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рабочие места №1 и №2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рабочие места №1 и №2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рабочее
место
№2
 
Рабочие места №№ 1, 2, 3.
 
Рабочие места №№ 2, 3.
 
Рабочие места №№ 3, 4.
 
Антенный коммутатор.
 
 Рабочие место
 №4.
Справа и слева от ЕА3 по краям ВПП можно различить цепи, применявшиеся при посадке с сильным боковым ветром.
 
Эксплуатация самолетов типа EA3 на острове Шемья была сильно затруднена погодными условиями вообще и сильными боковыми ветрами при посадке самолетов в частности. Созданый для посадки на палубу авианосца, который мог развернуться так, чтобы посадка всегда проводилась против ветра, самолет при посадке на ВПП острова Шемья (которая не могла развернуться, как корабль), требовал от пилотов большого мастерства. Для уменьшения риска при посадке, на ВПП были даже приспособлены цепи, выполняющие роль тросов аэрофинишёра на авианосцах.
 
Взлет при сильном боком ветре также был не простым делом. Один раз самолеты чудом избежали катастрофы, когда в условиях сильного тумана умудрились выполнять взлет с противоположных концов ВПП одновременно.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЕА3B "Skywarrior"
на авиабазе
Шемья.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Два самолета - заправщика KA-3B из подразделения VAH-6 (бортовые номера 147455 и 147456) поочередно базировались на острове для обеспечения самолетовVQ-1, -2 дозаправкой в необходимых случаях.
 
 
 
 
 
 
Часто происходящие задержки запуска МБР требовали дозаправки в полете с одной стороны;
 с другой стороны, взлетный вес самолета превосходил максимально допустимый посадочный вес (это был вес топлива приблизительно на час полета), поэтому иногда приходилось сливать топливо при "отбое тревоги"
 
 
Дозаправка PR-10, фото с борта PR-9. На горизонте - Камчатка.
 
 
Пилоты и операторы летали в "летних морских костюмах".
 
В тяжелых зимних погодных условиях на острове Шемья полеты "Skywarrior" не проводились. В это время самолеты участвовали в "охоте" при пусках МБР на максимальную дальность в акваторию Тихого океана, базируясь в
Barber's Point NAS на Гавайях или на острове Мидуэй.
 
Второй пилот/навигатор осуществлял фактическую навигацию по самолетным приборам, чего было недостаточно для привязки результатов измерений. На борту находилась 35-мм фотокамера "Никон" с электроприводом, делающая снимки звездного неба  во время "вылазки", Военно-морская Обсерватория позже выяснила фактическое местонахождение самолета.
 
Зимой 1964 года на самолетах были установлены одни из первых авиационных бортовых навигационных приемников
LORAN, которые могли бы быть установлены в самолете (приемники LORAN в то время использовался только на судах, и до применения на разведывательных EA3B, на самолетах не использовались из-за своей громоздкости). Прибор устанавливался на рабочем месте №1.
 
 
 
Как-то в 1966 году при возвращении на авиабазу "Skywarrior" повредил законцовку правого крыла о взлетно-посадочную полосу при потере покрышки. Искры летели как от наждачного круга и была опасность взрыва, так как топливные баки были полны паров, однако пилот удержал самолет на взлетно-посадочной полосе... C-130 срочно доставил запчасти с материка.
 
Компоновочная схема EA3B "Skywarrior", Douglas Aircraft Company.
 
Сведения о предстоящем запуске собирались радиосредствами АНБ в Норвегии, Иране, Турции, Пакистане. "Вычислив" время пуска, аналитики  передавали на Шемью необходимые данные. Использовались также сведения со спутников (Rhyolite).
 
Перехваченная телеметрия ракет позволяла получить данные о старте ракеты, а также сведения о том, как функционировали её системы и другие факты - ускорение, параметры разделения ступеней, расход топлива, вибрация и т.п.
 
После каждой миссии перехваченные сведения подвергались оперативному анализу в форпосте АНБ на Шемье - в AAFJOG (Army-Air Force Joint Operations Group - совместная армейско-ВВСовская опергруппа). Результаты предварительного анализа, а также оригиналы всех пленок, лент и т.п. переправлялись самолетом в АНБ на материк.
 
Со временем в Советском Союзе для сокрытия действительных характеристик испытывавшегося оружия применяли различные методы, вплоть до полета над Камчаткой специальных самолетов радиоэлектронной борьбы с целью трансляции  специальных маскирующих сигналов или зашумляющего сигнала, которые предотвращают возможность перехвата истинных сигналов американской разведкой. Для постановки таких помех использовались также специальные корабли и вдали от берегов Камчатки.
 
С какого-то времени также применялось кодирование электронных сигналов телеметрии, излучаемые МБР (и КА).
 
Видимо, в целях маскировки точностных харектеристик, могли применятся и более простые методы - закапывание настоящих воронок от ГЧ и рытье (с помощью взрывчатки?) ложных воронок...
 
(Маленькое отступление. Ключевые характеристики советских МБР, такие как точность и забрасываемый вес, довольно тяжело маскировать как вследствие относительно легкой засечки времени старта и времени отсечки ДУ ступений, так и сильного оптического эффекта, производимого ГЧ при попадании в атмосферу - при условии знания точки прицеливания, для чего существует комплекс как технических, так и агентурных разведывательных мероприятий. Прицеливание сильно зависело не только от технических характеристик ракеты (в основном от гироблока) и стартовых сооружений, но и от состояния Государственной геодезической сети и ориентирной сети боевой стартовой позиции. Если первые ракеты прицеливались исключительно поворотом пускового устройства (ПУ), то с появлением в 60-х годах ракет, "донацеливаемых" в полете по заложенной программе полетного задания (ПЗ) путем разворота самой ракеты (а не её ПУ) вокруг гиростабилизированной платформы (ГСП), задача разведывания точки прицеливания превратилась в агентурную задачу добывания ПЗ. Для сведения: ошибка в прицеливании на одну угловую минуту в плоскости стрельбы, на дальности 10000 километров даёт отклонение от точки прицеливания на 1852 метра. Позже, с применением методов "переприцеливания в темпе лёта" как по ранее заложенным ПЗ, так и по оперативным данным от датчиков ракеты, а ныне - по данным от системы ГЛОНАСС, разведывательная задача точки прицеливания еще более усложнилась...
 
С другой стороны, когда точность ракетного оружия возросла до величины порядка размеров самой ракеты, сама по себе "точность наведения" уже не интересна - при стрельбе по площадным целям это понятие весьма утрировано, а при стрельбе, допустим, по ПУ МБР противника - неважно, в центральную или боковую область крышки ШПУ попадет ядерный ББ. Теперь важно просто знать, куда при боевом пуске полетит ракета. Впрочем, возникает множество нюансов при атаке на мобильные ПУ - грунтовые, железнодорожные. Помнится, Б.Н. Ельцин "активно руководил" РВСН - то "снимал боеголовки", то "перенацеливал ракеты"... Ну, а ситуация с ПЛАРБ и самолетными носителями - совсем отдельная тема...)
 
Разведывательные самолеты EA3B с разной степенью регулярности и успешности выполняли свою миссию на авиабазе Шемья с 1959 по 1969 года. Они были первыми в американских разведмиссиях у Камчатки, но так вышло, что и по времени, и по добытым результатам, они, в основном, были лишь "подспорьем" для более серьезных разведывательных самолетов, первый из которых появился на Шемье в самом начале 1961-го года
 
                                  PR-9, EA-3B, 146449                                                          Matthew A. Nelson из экипажа EA-3B, 1968 г.
 
По материалам www.rc135.com (by Kingdon R. Hawes), www.1-sad.org,
www.coldwar.org и др.