КА для полетов к Луне и на Луну
серии Е
Серия космических аппаратов для исследования Луны "Е"
 
Четыре первых представителя этой серии станций начали разрабатываться Королевским ОКБ-1 в конце 1957 года. В декабре того же года в ОКБ-1 был уже готов эскизный проект аппаратов Е-1, Е-2, Е-З и Е-4. О них Сергей Павлович Королев рассказал в докладе "О программе исследования Луны" в самом начале 1958 года. Все четыре типа лунных аппаратов должны были запускаться ракетой 8К72 (Восток). Для достижения второй космической скорости ракета была снабжена третьей ступенью (блок Е), с двигателем РД-0105, созданным в Воронеже на предприятии «Конструкторского бюро химавтоматики» (КБХА), гл. конструктор - С.А.Косберг, ведущий конструктор -Кошельников В.П.
 
Обозначение серия лунных станций Е получила по алфавитному порядку, в котором именовались разработки в ОКБ-1. Предшественником ее был аппарат Д-1, ставший Третьим советским искусственным спутником Земли. Есть, правда, еще одна версия, что серия получила свое название от ракетного блока Е ракеты 8К72. 
 
Аппарат Е-1 предназначался для исследований на трассе Земля-Луна при полете по траектории прямого попадания. Неориентируемый аппарат выполнялся в виде небольшого приборного контейнера массой 170 кг, который отделялся от блока Е после выхода на траекторию полета к Луне. Из 5 запущенных аппаратов серии Е-1 с сентября 1958 года по июль 1959 года лишь один частично выполнил свою задачу, пролетев на расстояние порядка 6000 км от поверхности Луны (Е-1 №4, официальное название - "Космическая ракета", позже переименован в Луну-1).
 
В дальнейшем, на основании данных, полученных при полете Е-1 №4 и американских станций серии Pioner, была произведена незначительная модификация приборного состава аппарата. Это сказалось и на изменении обозначения аппарата, который стал называться Е-1А. В сентябре 1959 станция Е-1А ("Вторая космическая ракета", позже - Луна-2) с первой попытки попала в Луну.
 
Аппарат Е-2 предназначался для получения глобальных фотографий обратной стороны Луны с облетной траектории и последующей радиопередачи их на Землю. При проработке проекта облетная траектория была несколько изменена, так как первоначальный ее вариант требовал размещения приемных радиостанций около южного полярного круга. Вследствие этих баллистических изменений окончательный вариант станции получил обозначение Е-2А (масса 278.5 кг). Один аппарат этой серии был запущен в октябре 1959 года "(Автоматическая межпланетная станция", позже переименованная в - Луну-З) и полностью выполнил задачу.
 
Аппарат Е-2Ф разрабатывался для более детальной, чем Е-2А, фотосъемки Луны с облетной траектории. Вместо фотокамер станции Е-2А с фокусным расстоянием 200 и 500 мм на Е-2ф ставился фотоаппарат с одним объективом, фокусное расстояние которого было 750 мм. Также изменилась фототелевизионная система передачи полученных фотографий на Землю. В процессе работы над проектом Е-2Ф его индекс изменился на Е-3. В отличии от Е-2А станция Е-З была неориентируемой. Корпус приборного контейнера аппарата были позаимствованы у станции Е-2А. В апреле 1960 года были предприняты две попытки запуска этих станций, обе неудачные.
 
 
Аппарат Е-3 (по другим данным - Е-4, однако Б.Е. Черток в своей книге пишет, что индекс Е-4 "куда-то пропал") предназначался для проведения мощного взрыва на Луне, Это было нужно для достоверного фиксирования факта попадания аппарат в Луну и для проведения с Земли спектрометрического анализа поднятых взрывом с поверхности частиц грунта. Так Королев предполагал узнать химический состав лунного грунта. Правда, вскоре после начала проработки этого проекта Королеву объяснили, что мерить он будет с Земли спектр отнюдь не лунных пород, а составных частей взрывчатки. Фиксацию же факта попадания, как выяснилось, можно было провести и более простым методом траекторных измерений. Проект Е-3 для взрыва на Луне был закрыт в начале 1958 года еще на стадии выработки техзадания, а его индекс позаимствовали для обозначения аппарата для фотографирования обратной стороны Луны с другой орбиты и при другом освещении поверхности планеты по сравнению с проектом Е-2.
 
 
Аппарат Е-5 : чуть позже началась проработка пятого аппарата серии Е, предназначенного для выхода на орбиту искусственного спутника Луны. Для этого предполагалось использовать ракету 8К73, на третьей ступени которой должен был стоять двигатель РД-109 разработки ОКБ-456 В.П.Глушко. Однако из-за запаздывания работ по РД-109 в 1959 году была прекращена как разработка ракеты 8К73, так и аппарата Е-5.
 
После первых исследований Луны в 1959 году Сергей Павлович Королев предложил два новых проекта исследования естественного спутника Земли. Они должны были выводиться на орбиту четырехступенчатой ракетой-носителем 8К78 (Молния), которая могла доставить к Луне 1.5-тонные станции.
 
Аппарат Е-6 должен был осуществить мягкую посадку на Луну.
Аппарат Е-7 предназначался для выхода на орбиту искусственного спутника Луны. Разработка аппарата, предназначенного для фотографирования поверхности с большим разрешением с низкой орбиты спутника Луны, началась в ОКБ-1 еще в 1958 году. Однако до момента передачи в 1965 году всех работ по межпланетной тематике в КБ Машиностроительного завода имени С.А.Лавочкина (МЗЛ) до изготовления станции дело так и не дошло. Возможно причиной были неудачи первого этапа лунной программы - осуществления мягкой посадки на Луну.  Кроме того, выяснилось, что проще создать одну унифицированную платформу и для осуществления мягкой посадки, и для вывода станции на орбиту искусственного спутника Луны. Позднее работы по тематике Е-7 были реализованы в виде создания модификации универсальной платформы Е-6, получившей обозначение Е-6ЛФ.
 
Аппарат Е-6.
Собственно станция Е-6 не совершила ни одной успешной мягкой посадки на Луну. Все одиннадцать ее запусков с января 1963 года по декабрь 1965 года (среди них были Луна-4, Космос-60, Луна-5, -б, -7 и -8) закончились неудачами: то отказывал носитель, то - блок И (четвертая ступень), то - система управления станции. Последние две неудачи при попытке прилунения станций (Луна-7 и Луна-8) произошли вследствие нерасчетной работы системы ориентации станций на этапе работы тормозной двигательной установки. Это происходило из-за слишком больших возмущений, вызванных наддувом амортизирующих баллонов лунной станции одновременно с работой ТДУ.
 
Справиться с этим смогли уже в КБ Машиностроительного завода (позже - НПО) имени С.А.Лавочкина (МЗЛ), куда была передана межпланетная тематика из ОКБ-1 в апреле-мае 1965 года. Наднув амортизирующих баллонов производился теперь до запуска ТДУ. Такая модификация аппарата получила обозначение Е-6М. Две станции этой серии были запущены в январе и декабре 1966 года (Луна-9 и Луна-13), успешно выполнили поставленную задачу, совершив мягкую посадку на Луну и выполнив исследования и съемку.
 
Аппарат Е-6С разрабатывался взамен аппарата Е-5 и предназначался для исследования Луны с орбиты ее искусственного спутника. Из двух запущенных в марте 1966 года аппаратов этой серии один остался на околоземной орбите (Космос-111), а второй выполнил задачу (Луна-10).
 
Следующей модификацией базового аппарата стала станция Е-6ЛФ. Она предназначалась для фотографирования Луны с орбиты ее искусственного спутника. В августе и октябре 1966 года были запущены две станции этой серии (Луна-11 и -12).
 
Последней модификацией Е-6 был аппарат Е-6ЛС, предназначенный для отработки элементов советской программы высадки космонавта на Луну Л-З. На станциях этого типа проводились также детальные исследования Луны с орбиты ее искусственного спутника. Из трех аппаратов этой серии в мае 1967 года, феврале и апреле 1968 года лишь последний (Луна-14) выполнил задачу.
 
Все эти модификации аппарата Е-6 начинали разрабатываться еще в ОКБ-1 и на разной стадии готовности в 1965 году были переданы в КБ Машиностроительного завода имени С.А.Лавочкина.
 
Последнюю станцию серии Е начали разрабатываться в ОКБ-1 в 1960 году. Станция Е-8 предназначалась для доставки на Луну подвижного исследовательского аппарата, управляемого с Земли. Самоходный аппарат быстро окрестили луноходом, как он в дальнейшем и назывался. Так как ракета 8К78 могла доставить на Луну максимум 100 кг, а в такую массу лунохода "вписать" было тяжело. Поэтому в конце 1960 года было решено, что станция Е-8 будет запускаться с помощью ракеты серии Н (конкретно - Н-2), разработка которой началась в ОКБ-1 в том же году.
 
В заключении обзора станций серии Е стоит добавить, что на базе посадочной ступени КТ, созданной для аппарата Е-8, были разработаны еще две модификации:
·    - тяжелый искусственный спутник Луны Е-8ЛС, запускавшийся дважды в сентябре 1971 года (Луна-19) и в мае 1974 года (Луна-22);
·    - аппарат для доставки на Землю лунного грунта E-8-5, из восьми запусков которого с июня 1969 по февраль 1972 года лишь две выполнили поставленную задачу (Луна-16 и -30). В начале 70-х годов была проведена модификация этого аппарата, получившего Обозначение Е-8-5М. С октября 1974 по август 1976 года было запущено три станции E-8-5М, одна из которых (Луна-24) выполнила поставленную задачу.
 
Станции Е-8-5 и Е-8-5М были полностью разработаны в КБ МЗЛ под руководством Георгия Николаевича Бабакина, но получили старое, "королевское" обозначение.
 
Источник: www.space.hobby.ru
Все полеты КА
серии Е-8
Читайте также: