Космические аппараты -
лунники серии Е-6
 
Серия Е-6 - мягкая посадка на Луну
 
Предварительные проработки по созданию аппарата, предназначенного для осуществления мягкой посадки на поверхность Луны с целью получения телепанорамы лунной поверхности и проведения научных исследований, начались в ОКБ-1 еще в 1958 году.
 
После завершения в 1959 году первого этапа исследований Луны С.П.Королевым были предложены уже два новых проекта исследований, темы разработок которых получили индексы «Е-6» и «Е-7». Аппарат «Е-6» должен был осуществить мягкую посадку на Луну. Аппарат «Е-7» предназначался для выхода на орбиту искусственного спутника Луны, откуда он мог бы транслировать телевизионные изображения поверхности. В декабре 1959 года эти предложения были утверждены постановлением ЦК КПСС.
 
Полноценная работа над проектом началась в ОКБ-1 в марте в 1960 года, и в том же году был подготовлен эскизный проект станции. Однако полностью конструкция аппарата, принципы управления и программа полета определились только к концу 1961 года. 23 марта 1962 года появилось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании станции для осуществления мягкой посадки на Луну, в котором устанавливался срок начала полётов — 1963 год.
 
Автоматическая станция «Е-6» состояла из корректирующей тормозной двигательной установки (КТДУ) со сферическим блоком баков, герметичного отсека системы управления, двух сбрасываемых перед торможением навесных отсеков системы астроориентации «Юпитер» весом 312 кг, радиовысотомера больших высот и собственно автоматической лунной станции (АЛС). На станции «Е-6» были установлены 5 групп датчиков: 2 датчика Солнца, 2 датчика Луны, 1 датчик Земли. В качестве источников питания использовались химические аккумуляторы. КТДУ была изготовлена в КБ Исаева и была предназначена для коррекции траектории и для торможения перед посадкой. Её вес составлял - 140 кг, вес топлива - 773 кг. Вес станции (без АЛС) перед падением на Луну был около 430 кг.
 
Главной полезной нагрузкой являлась автоматическая лунная станция, представшая собой герметичный контейнер сферической формы. Внутри приборного контейнера были размещены приборы радиокомплекса метрового диапазона КРС, угломерной системы дециметрового диапазона, телеметрической системы, программно-временное устройство, блоки автоматики и терморегулирования, химическая батарея и научные приборы. На вершине АЛС с внешней стороны были установлены оптико-механическая телекамера и прибор КС-17М для регистрации корпускулярного излучения как на трассе перелета, так и после посадки на лунную поверхность. Верхняя полусфера АЛС на перелете была закрыта четырьмя лепестковыми антеннами, которые раскрывались после посадки. Посадочное устройство АЛС было выполнено в виде двух резиновых надувных баллонов-амортизаторов, наддув которых осуществлялся одновременно с работой КТДУ. Они смягчали удар станции о лунную поверхность.
 
Основным элементом АЛС была оптико-механическая телевизионная камера весом 3,4 кг, разработанная в Институте космического приборостроения. Угол зрения телекамеры составлял 360° по горизонтали и 36° по вертикали, число строк по кадру - 6000, число элементов в строке - 500. Скорость передачи изображения - 1 строка в секунду. Время передачи одной панорамы - 100 минут. Высота АЛС на поверхности Луны со штыревыми антеннами - 112 см, а диаметр с раскрытыми лепестками - 160 см.
 
Для запуска станций использовалась 4-ступенчатая ракета-носитель «Молния» (8К78), которая выводила на опорную орбиту саму станцию вместе с разгонным блоком «Л» (4-я ступень). После совершения заданного числа витков включался разгонный блок, который выводил станцию на траекторию полёта к Луне. После набора скорости станция отделялась разгонного блока. Сам разгонный блок после достижения апогея возвращался к Земле и сгорал в атмосфере. На пути к Луне было предусмотрено 9 сеансов радиосвязи и одна коррекция траектории полёта. Во время 4-го сеанса производилась ориентация на Солнце, Луну и Землю и на борт станции передавались уставки для единственной коррекции траектории, которая проводилась на расстоянии около 250 тыс. км от Земли. После проведения коррекции отклонение от заданной точки посадки в Океане Бурь не должно было превышать 150 км. Чтобы избежать перегрева станции место посадки выбиралось в районе терминатора, сразу после восхода Солнца.
 
За 2 часа до посадки вновь производилась ориентация объекта по Солнцу, Луне и Земле, и на высоте 8700 км над поверхностью Луны продольная ось станции направлялась по лунной вертикали. В 75 км от поверхности Луны (примерно за 48 с до посадки) сбрасывались 2 блока астроориентации. На высоте 260 - 265 м скорость гасилась с 2630 м/с до нескольких м/с, и КТДУ переключалась на режим малой тяги. Затем выдвигался контактный щуп длиной 5 м, после касания которым грунта производился отстрел АЛС. Скорость посадки составляла от 4 до 24 м/сек.
 
После отстрела АЛС падала на поверхность Луны и некоторое время прыгала в своей надутой амортизационной оболочке. Так как центр тяжести АСЛ был сознательно смещён, она автоматически устанавливалась в нужное положение. Примерно через 4 мин после посадки амортизационная оболочка отбрасывалась, и раскрывались четыре лепестковые антенны, которые одновременно выравнивали АЛС на поверхности, нацеливая её на Землю. Кроме того, разворачивались четыре штыревые антенны, на которых были закреплены эталоны яркости, необходимые для оценки альбедо лунного грунта. После этого включалась телекамера кругового обзора, приборы и радиокомплекс.
 
В 1962 году в ОКБ-1 было начато строительство четырех станций. Станция
Е-6 №1 была макетно-отработочная, а остальные три были лётными экземплярами. Первая станция была изготовлена только в декабре 1962 года.
 
Станция
Е-6 №2 стартовала 4 января 1963 года и была успешно выведена на околоземную орбиту с параметрами: апогей - 189 км, перигей - 165 км, наклонение - 64 град. 60', период обращения - 88 минут. Однако двигатель разгонного блока «Л» не запустился, и старт в сторону Луны не состоялся. Станция вместе с РБ в течение суток оставалась на промежуточной орбите, после чего сгорела в атмосфере. Официальной информации о запуске станции для Луны не сообщалось.
 
Станция
Е-6 №3 стартовала 3 февраля 1963 года. По причине сильного отклонения траектории полёта на этапе работы третьей ступени из-за большой ошибки поплавкового гироскопа, станция на орбиту не вышла. Третья ступень вместе с блоком «Л» и станцией вошла в атмосферу в районе Гавайских островов.
 
Станция
Е-6 №4 стартовала 2 апреля 1963 года и была выведена на околоземную орбиту с параметрами: апогей - 182 км, перигей - 167 км, наклонение - 64 град. 70', период обращения - 87,98 минут. После успешной работы разгонного блока и вывода станции на траекторию полёта к Луне она получила название «Луна-4». Общий вес станции составлял 1422 кг. Из-за отказа системы астронавигации коррекция траектории не удалась, и 6 апреля 1963 в 4 часа 26 мин (мск) станция прошла на расстоянии 8 500 км от поверхности Луны. В результате станция осталась на барицентрической орбите и, облетев Луну, вернулась к Земле. По сообщению ТАСС, связь со станцией поддерживалась в течение нескольких дней.
По результатам работы Государственной комиссии, изучавшей причину промаха станции мимо Луны, в конструкцию станции были внесены некоторые изменения. В частности была установлена радиопеленгационная система «Маяк». Изготовление новых приборов и установка их на станцию заняла около года.
 
Станция
Е-6 №6 стартовала 21 марта 1964 года. Из-за аварии на этапе работы третьей ступени (не открылся главный кислородный клапан) станция не вышла на орбиту. Разгонный блок вместе со станцией разрушился в атмосфере.
 
Станция
Е-6 №5 стартовала 20 апреля 1964 года и была успешно выведена на околоземную орбиту. Однако двигатель разгонного блока «Л» не запустился, и старт в сторону Луны не состоялся. Станция вместе с РБ некоторое время оставалась на промежуточной орбите, после чего сгорела в атмосфере. Официальной информации о запуске станции для Луны не сообщалось.
 
По результатам аварии были предложены очередные модернизации системы обеспечения запуска блока «Л», в том числе гироскопической системы. Работа по внесению изменений вновь заняла около года.
 
Станция
Е-6 №9 стартовала 12 марта 1965 года и была успешно выведена на околоземную орбиту с параметрами: перигей - 201 км, апогей - 287 км, наклонение - 64 град. 70', период обращения - 88,90 минут. Из-за отказа разгонного блока «Л» старт в сторону Луны не состоялся, и станция вместе с РБ до 17 марта оставалась на орбите Земли, после чего они сгорели в атмосфере. Официально было объявлено о запуске спутника «Космос-60».
 
Станция
Е-6 №8 стартовала 10 апреля 1965 года. Из-за аварии третьей ступени (блока «И») по причине негерметичности системы наддува баков горючего и окислителя станция не вышла на орбиту. Разгонный блок вместе со станцией разрушился в атмосфере.
 
Станция
Е-6 №10 стартовала 9 мая 1965 года и была выведена на околоземную орбиту с параметрами: апогей - 219 км, перигей - 159 км, наклонение - 64 град. 80', период обращения - 88,27 минут. После успешной работы разгонного блока и вывода станции на траекторию полёта к Луне она получила название «Луна-5». Вес станции составлял 1474 кг. При посадке из-за проблем с прогревом поплавковых гироскопов не прошел режим торможения, и 12 мая в 22 часа 10 минут (ДМВ) станция разбилась о поверхность в районе Моря Облаков (Mare Nubium) в точке с селенографическими координатами 1 град. 6' ю.ш. и 25 град. 0' з.д. При этом отклонение от расчетной точки посадки составило около 700 километров (заданные координаты точки посадки - 31 град. ю.ш. и 8 град.  з.д.).
 
Станция
Е-6 №7 стартовала 8 июня 1965 года и была выведена на околоземную орбиту. После успешной работы разгонного блока и вывода станции на траекторию полёта к Луне она получила название «Луна-6». Общий вес станции составлял 1440 кг. 9 июня во время очередного сеанса связи при проведении последней коррекции для обеспечения точного выхода к району посадки двигатель КТДУ не выключился из-за ошибки при выдаче команды для фазирования счетчиков в системе командной радиолинии, а продолжал работать, пока не сжег весь запас топлива, включая предназначавшийся для торможения. Полученный станцией нерасчетный импульс увел её в сторону от намеченной траектории, станция прошла на расстоянии 159 613 км от поверхности Луны и вышла на гелиоцентрическую орбиту. Несмотря на неудачу с посадкой, на станции была дополнительно проверена работа системы ориентации, а для проверки готовности аппаратуры к мягкой посадке по команде с Земли было осуществлено отделение АЛС и наддув резиновых амортизаторов.
 
Во второй половине 1965 года к запуску готовились три носителя 8К78 и три станции «Е-6». При этом две станции были изготовлены в ОКБ-1, а станция Е-6 №13 достраивалась в ОКБ имени Лавочкина по технической документации ОКБ-1. В связи с этим ей присвоили в названии букву "М" и достраивалась она уже с новым, "Бабакинским", номером - 202.
 
Станция
Е-6 №11 должна была стартовать 4 сентября 1965 года, но старт не состоялся из-за отказа системы регулирования кажущейся скорости (РКС). Замена системы на заправленной ракеты была невозможна, и ракету пришлось снять со стартового стола. Вторая попытка запуска станции Е-6 №11 состоялась 4 октября 1965 года, и на этот раз она была выведена на переходную околоземную орбиту. После успешной работы разгонного блока и вывода станции на траекторию полёта к Луне она получила название «Луна-7». Вес станции составлял 1504 кг. Коррекция траектории была выполнена в расчетное время без замечаний. Однако на высоте 4000 км от Луны при начале операций торможения из-за неправильной настройки оптического датчика поиска Земли включение двигателя на торможение было заблокировано. 9 октября станция разбилась о поверхность Луны в районе Океана Бурь (Oceanus Procellarum) западнее кратера Кеплер (Crater Kepler) в точке с селенографическими координатами 9 град. 8' с.ш. и 47 град. 8' з.д.
 
Станция
Е-6 №12 стартовала 3 декабря 1965 года и была выведена на переходную околоземную орбиту. После успешной работы разгонного блока и вывода станции на траекторию полёта к Луне она получила название «Луна-8». Вес всей станции составлял 1550 кг, вес АЛС - 104,5 кг. 5 декабря была проведена корректировка траектории полёта станции. Посадочные операции начались нормально, но после открытия клапана шарового баллона высокого давления для наддува резиновых амортизаторов началась закрутка станции со скоростью около 12 градусов в секунду. В результате этого двигатель КТДУ выключился, проработав всего 9 секунд вместо 42. 7 декабря в 0 часов 51 минуту (мск) станция разбилась о поверхность в районе Океана Бурь (Oceanus Procellarum) южнее кратера Галилей в точке с селенографическими координатами 9 град. 6' с.ш. и 62 град.  з.д.
 
Серия Е-6М - мягкая посадка на Луну
 
В марте - апреле 1965 года начался перевод работ по созданию автоматических межпланетных и лунных станций из ОКБ-1 в Конструкторское бюро Машиностроительного завода имени С.А.Лавочкина (МЗЛ), возглавляемое Г.Н.Бабакиным. К концу 1965 года вся техническая документация и весь задел по различным проектам был передан в МЗЛ.
 
Для завершения работы по мягкой посадке на Луну в КБ Бабакина были изготовлены еще несколько станций типа «Е-6». Но так как проектантами МЗЛ до запуска станции были внесены некоторые изменения, в частности была усилена прочность оболочки амортизаторов и наддув амортизаторов начинался до запуска КТДУ на торможение, то станция получила индекс «Е-6М», и заводская нумерация началась с номера 201. Всего по проекту Е-6М были построены три станции.
 
Станция
Е-6М №201 была построена в середине 1965 года и предназначалась только для наземной отработки на полигоне.
 
Станция
Е-6М №202, та, которую еще начинали изготавливать в ОКБ-1 и закончили в ОКБ им. Лавочкина, была запущена 31 января 1966 года и выведена на переходную околоземную орбиту. После успешной работы разгонного блока и выхода на траекторию полёта к Луне она получила название «Луна-9». Общий вес станции составлял 1583,7 кг, вес АЛС, по одним данным 100 кг, по другим - 84 кг. Во время полёта была выполнена коррекция траектории станции для обеспечения посадки в заданном районе.
 
При подлёте к Луне по команде радиовысотомера был произведен наддув баллонов - амортизаторов и включена КТДУ. На высоте 260 - 265 метров основной двигатель КТДУ был отключен, и спуск происходил в режиме парашютирования при работающих управляющих соплах КТДУ. При соприкосновении датчика-щупа основного блока станции с лунной поверхностью была выдана команда на отстрел АЛС. 3 февраля 1966 года в 21 час 45 минут 30 секунд (мск) АЛС впервые в мире совершила мягкую посадку на поверхности Луны на западном крае Океана Бурь (Oceanus Procellarum), западнее кратеров Рейнер и Марий, в точке с селенографическими координатами 7 град. 13' с.ш. и 64 град. 37' з.д. Позднее район посадки станции получил название Равнина Прилунения (Planitia Descensus).
 
Через 4 минуты 10 секунд после посадки произошел сброс амортизационных баллонов и раскрытие лепестковых антенн. По команде с Земли была включена телевизионная камера. При первой съемке не удалось получить качественных снимков из-за низкой высоты Солнца над горизонтом (около 3 град.). Связь со станцией поддерживалась до 6 февраля. За это время было проведено 7 сеансов связи общей продолжительностью более 8 часов. В процессе работы станция неожиданно испытала некоторое смещение, очевидно съехав по склону кратера. Это позволило провести съемку одного и того же участка под другим углом, получив стереоскопическое изображение поверхности с близкого расстояния. На Землю были переданы панорамы лунной поверхности, полученные при различных высотах Солнца над горизонтом (7 град. , 14 град. , 27 град.  и 41 градус), на которых были различимы детали размером до 1 мм.
 
При изготовлении последней станции этой серии в её конструкцию были внесены некоторые изменения. В частности, на АЛС были установлен грунтомер - пенетратор, позволявший проводить научные эксперименты по определению механических свойств и плотности наружного слоя лунного грунта, а также еще одна оптико-механическая телекамера. Грунтомер - пенетрометр состоял из пластмассового корпуса, нижняя часть которого образовывала кольцевой штамп с максимальным диаметром 120 мм, и титанового индентора с конической нижней частью. Индентор внедрялся в грунт с помощью ракетного двигателя, команда на запуск которого подавалась после опускания прибора на грунт выносным механизмом - штангой длиной 1,5 метра. Продолжительность действия двигателя в лунных условиях составляла 0,8 сек., сила тяги - 65 Н. За счет установки новых приборов вес АЛС увеличился, по некоторым данным, до 116 кг.
 
Станция
Е-6М №205 была запущена 21 декабря 1966 года и выведена на переходную околоземную орбиту. После успешной работы разгонного блока и выхода на траекторию полёта к Луне она получила название «Луна-13». Общий вес станции составлял 1620 кг, вес АЛС, по некоторым данным 116 кг, по другим - 110 кг. Во время полёта 22 декабря была выполнена коррекция траектории станции для обеспечения посадки в заданном районе.
 
24 декабря 1966 года в 21 час 01 минуту (мск) АЛС совершила мягкую посадку на поверхности Луны в районе Океана Бурь (Oceanus Procellarum) на равнине около кратера Селевк, в точке с селенографическими координатами 18 град. 52' с.ш. и 62 град. 04' з.д. (на расстоянии около 400 км от места посадки станции «Луна-9»).
 Через 4 минуты после посадки произошел сброс амортизационных баллонов и раскрытие лепестковых антенн. По команде с Земли была включена телевизионная камера (вторая телевизионной камеры вышла из строя еще на этапе полёта к Луне). Со станцией было проведено 8 сеансов, во время которых были получены 3 панорамных изображения местности вокруг станции, на которых было заметно как меняется вид поверхности при разной высоте Солнца над лунным горизонтом (6, 19 и 32 градусов). Связь со станцией поддерживалась до 28 декабря 1966 года.
 
В результате двух удачно проведенных мягких посадок были решены следующие задачи: получены первые телевизионные панорамы лунной поверхности; по полученным снимкам определены особенности микрорельефа поверхности; установлено отсутствие заметного магнитного поля Луны и лунных радиационных поясов; уточнено расположение внешнего радиационного пояса вокруг Земли.
 
 
 
 
Конструкция Е-6М
 
                         КА - автоматическая станция                                                        Автоматическая лунная станция (АЛС)
 
 
Автоматическая станция состояла из корректирующе-тормозной двигательной установки ( тяга основной камеры двигателя до 4,6 тонны ) и сферического блока баков, герметичного отсека системы управления, двух сбрасываемых навесных отсеков системы астроориентации "Юпитер" и радиовысотомера больших высот, а также главной полезной нагрузки - автоматической лунной станции. Масса КА: 1583,7 кг
 
Автоматическая лунная станция (АЛС) представляла собой герметичный контейнер сферической формы. Внутри приборного контейнера размещены приборы радиокомплекса метрового диапазона КРС, угломерной системы дециметрового диапазона "Маяк-6", телеметрической системы, программно-временное устройство, блоки автоматики и терморегулирования, химическая батарея и научные приборы. На вершине АЛС с внешней стороны установлены оптико-механическая телекамера и счетчики радиации прибора КС-17М. Верхняя полусфера АЛС на перелете закрыта четырьмя лепестковыми антеннами, которые после посадки раскрываются. Масса АЛС: 100 кг
 
В ходе перелета в составе космического аппарата лунная станция со всех сторон была закрыта амортизаторами посадочного устройства из эластичного материала. Посадочное устройство АЛС было выполнено в виде двух надувных баллонов-амортизаторов. Они смягчали удар станции о лунную поверхность.
Высота АЛС на поверхности Луны со штыревыми антеннами - 112 см, а диаметр с раскрытыми лепестками - 160 см.
 
Состав научной аппаратуры:
 
- гамма-спектрометр для исследования интенсивности и спектрального состава гамма-излучения лунной поверхности, характеризующего тип лунных пород;
- КС-17М - прибор для регистрации корпускулярного излучения, как на трассе перелета, так и после посадки на лунную поверхность.
 
Из двух научных приборов (на Е-6М №202 - "Луна-9") один из них - гамма-спектрометр - в результате поломки был отключен еще до старта.
 
Основным научным прибором автоматической лунной станции была оптико-механическая телевизионная камера с цилиндрическим иллюминатором. Угол зрения телекамеры составлял 360° по горизонтали и 36° по вертикали, число строк по кадру - 6000, число элементов в строке - 500. Скорость передачи изображения - 1 строка в секунду. Время передачи одной панорамы - 100 минут.
Источник: www.laspace.ru
 
 
Макет КА "Луна-9" в Калужском музее космонавтики и в других музеях.
 
Бортовой приборный контейнер автономной системы управления. Разработан и изготовлен в НИИ АП под руководством академика Н.А. Пилюгина в начале 60-х годов. Замечательно видна элементная база того времени.
 
                        АЛС "Луна-13"  ,
                                                АЛС "Луна-9"
в музее НПО им. Лавочкина
 
 
 
 
 
Ниже -
 
лабораторные
 
 макеты АМС и АЛС Е6М
 
на кафедре №601 МАИ
 
"Космические системы
 
и ракетостроение"
 
 
Найдено у
Russos
<<<  Слева направо:
 спускаемый аппарат
марсианской программы,
спускаемый аппарат Луны-9
и часть АМС Луны-9
 
 
 
Серия Е-6С - простейший спутник Луны
 
Разработка станции, получившей затем индекс Е-6С, началась ещё в ОКБ-1. После передачи в 1965 году всех работ по лунной тематике в КБ Машиностроительного завода имени С.А.Лавочкина (МЗЛ), там было принято решение не разрабатывать отдельный проект искусственного спутника Луны (ИСЛ), а использовать платформу станции Е-6 в качестве унифицированного блока.
 
Создание ИСЛ заключалось в том, что вместо отстреливаемого спускаемого аппарата с амортизаторами и телеаппаратурой на станции был установлен отделяемый герметичный контейнер с приборами. Внутри контейнера ИСЛ были установлены телеметрическая аппаратура для сбора служебной и научной информации, программно-временное устройство, радиосистема КРС метрового диапазона и приемоответчик дециметрового диапазона РКТ-1, электронные блоки научных приборов и химические источники тока. В состав системы терморегулирования герметичного контейнера входил вентилятор, сброс тепла осуществлялся непосредственно через стенки контейнера.
 
Среди научных приборов ИСЛ были гамма-спектрометр для получения данных о химическом составе лунной поверхности, радиометр для изучения радиационной обстановки вблизи Луны, аппаратура для изучения солнечной плазмы, приборы для регистрации ИК-излучения поверхности Луны, регистратор метеорных частиц, трехкомпонентный магнитометр на штанге длиной 1,5 метра для исследования межпланетного магнитного поля, прибор для обнаружения рентгеновского излучения Луны. Система ориентации на ИСЛ отсутствовала, поэтому аппарат совершал неориентируемый полет. На внешней стороне ИСЛ были размещены спиральные антенны радиокомплексов и датчики научных приборов.
 
Станция выводилась с помощью РН «Молния-М» 8К78М на промежуточную орбиту, после чего запускался разгонный блок «Л», и станция направялась на траекторию полёта к Луне. На пути к Луне выполнялась коррекция траектории полёта. При приближении к ней проводилась ориентация станции по лунной вертикали с помощью блоков астроориентации, и двигатель КТДУ включался на торможение. Двигательная установка (ДУ) работала менее минуты, и переводила станцию на окололунную орбиту. Через 20 с после выключения ДУ отделялся герметичный контейнер, который и назвался искусственным спутником Луны (ИСЛ). Основной блок станции с КТДУ также выходил на селеноцентрическую орбиту.
Общий вес станции достигал 1585 кг, вес основного блока станции вместе с КТДУ после отделения ИСЛ составлял около 850 кг (без топлива), вес самого ИСЛ - около 248 кг.
 
Станция
Е-6С № 204 была запущена 1 марта 1966 года и успешно выведена на промежуточную околоземную орбиту с параметрами: апогей - 189 км, перигей - 168 км, наклонение - 51 град. 80', период обращения - 88 мин. Однако из-за отказа системы управления разгонного блока и потери стабилизации старт в сторону Луны не состоялся, и станция с РБ осталась на околоземной орбите, получив название «Космос-111». 3 марта станция вошла в плотные слои атмосферы и разрушилась.
 
Станция
Е-6С № 206 была запущена 31 марта 1966 года и успешно выведена на промежуточную околоземную орбиту. После срабатывания разгонного блока и выхода станции на траекторию полёта к Луне станция получила название «Луна-10». Вес станции во время полета к Луне составлял 1583,7 кг. На пути к Луне была проведена коррекция траектории полёта. 3 апреля при приближении к Луне двигатель КТДУ был включен на торможение, и, проработав 57 секунд, перевел станцию на селеноцентрическую орбиту с начальными параметрами: переселений - 352 км, апоселений - 1016 км, наклонение к плоскости лунного экватора - 71 град. 54', период обращения 2 часа 58 минут 15 секунд. Через 20 секунд после выхода на орбиту было проведено отделение герметичного контейнера ИСЛ весом 248,5 кг от остальной части станции с КТДУ.
 
Связь с ИСЛ поддерживалась до 30 мая 1966 года. В течение 56 суток работы было проведено 219 сеансов радиосвязи. К моменту завершения работ со станцией ИСЛ сделал 460 витков вокруг Луны. Затем он упал на поверхность Луны, но не дата, ни координаты точки падения неизвестны, так как падение, в отличие от американских станций, проходило не по командам с Земли, а в результате в результате снижения высоты орбиты станции. Неизвестны также дата и координаты точки падения остальной части станции с КТДУ.
 
Основной задачей станции серии Е-6С было выведение ее на орбиту спутника Луны. При этом основным было не получение каких-либо научных данных, а лишь возможность вновь опередить США в исследованиях Луны, «застолбив» очередной приоритет.
 
Со второй попытки эта задача была успешно выполнена. Кроме того, по характеру гамма-излучения ее поверхности были получены косвенные данные об общем химическом составе Луны, а также данные о гравитационном и магнитном полях Луны и о магнитном шлейфе Земли.
 
Серия Е-6ЛФ - фотографирование Луны с орбиты искусственного спутника
 
Следующей модификацией базового блока аппарата Е-6 стала станция Е-6ЛФ, предназначенная для фотографирования Луны с орбиты искусственного спутника (индекс ЛФ, по-видимому, может быть расшифрован как «лунный фотограф»). Как и остальные станции этой серии, для запуска использовалась ракета-носитель «Молния-М» с разгонным блоком «Л».
 
Так как станции Е-6ЛФ должны были вести съемку поверхности Луны, их основным конструктивным отличием от проекта Е-6С стала установка на базовый блок вместо отделяемого герметичного отсека «стационарного» приборного контейнера, в котором размещались служебные и научные приборы. Благодаря этому появилась возможность использовать корректирующую тормозную двигательную установку (КТДУ) во время полета станции по орбите для ориентации и стабилизации аппарата и точного наведения камер на поверхность. В связи с тем, что блок управления, сбрасываемый ранее вместе с КТДУ, должен был работать и после выхода на орбиту Луны, для отвода избытка тепла в космос был разработан радиатор-охладитель в виде усеченного конуса, расположенного вокруг приборного отсека. Для проведения съемки лунной поверхности прибор управления КТДУ был модифицирован и обеспечивал стабилизацию аппарата после выхода на орбиту вокруг Луны в течение 3 часов, во время которых проводилась фотографирование. По окончании съемки аппарат переводился в режим «закрутки» и продолжал исследования. В научную программу полёта входило изучение химического состава лунной поверхности с помощью спектрофотометра, исследование гравитационного поля Луны, изучение микрометеоритной и радиационной обстановки в окололунном пространстве.
 
В одном из навесных отсеков КА были установлены две фототелевизионные установки (ФТУ): ФТУ-Б высокого разрешения с фокусным расстоянием объектива 500 мм, и ФТУ-М низкого разрешения с фокусным расстоянием объектива 110 мм. ФТУ низкого разрешения использовалось для «привязки» к местности детальных изображений участков лунной поверхности, полученных от ФТУ высокого разрешения. Съемка велась в течении 64 минут обоими ФТУ, запас пленки (42 кадра) в каждом ФТУ был рассчитан только на один сеанс съемки. Максимальное разрешение снимков составляло 14.9 - 19.8 метров. Каждый снимок раскладывался в телевизионном изображении на 1100 строк.
 
На станции был установлен радиокомплекс дециметрового диапазона РК-Д, который обеспечивал прием команд и передачу телеметрической информации на Землю. Передача информации могла вестись как в режиме непосредственной передачи, так и в записи на магнитофон с последующим воспроизведением. Время передачи на Землю одного кадра составляло около 17 минут. В качестве источника питания на станции были установлены аккумуляторные батареи. Вес станции на траектории полёта к Луне составлял около 1630 кг (вместе с запасом топлива), после выхода на селеноцентрическую орбиту вес станции он достигал 1140 кг.
 
Станция
Е-6 ЛФ №101 была запущена 24 августа 1966 года и выведена на опорную околоземную орбиту с параметрами: апогей — 190 км, перигей — 177 км, наклонение орбиты — 51.86 град, период обращения — 88.12 мин. После успешного перевода станции на траекторию полёта к Луне станция получила название «Луна-11». 26 августа на трассе перелета к Луне была проведена коррекция траектории. 28 августа при подлете к Луне была построена лунная вертикаль, и включена КТДУ на торможение. В связи с тем, что включение КТДУ произошло примерно на 5 минут раньше расчетного времени, после выхода на лунную орбиту станция заняла нерасчетное положение. Параметры орбиты станции после выхода на орбиту составили (в скобках - расчетные значения): апоселений - 1193,6 км (1512 км), периселений - 163,5 км (100 км), наклонение - 10,7 град. , период обращения - 2 часа 58 минут.
 
Примерно через 2 часа после выхода на орбиту Луны были включены обе ФТУ, однако из-за нерасчетного положения станции в объективы фотокамер вместо Луны попало космическое пространство, и основная задача полёта осталась невыполненной. Тем не менее со станцией было проведено 137 сеансов радиосвязи, были получены результаты исследования гравитационного поля, сняты параметры гамма- и рентгеновского излучения Луны, изучена метеоритная и радиационная обстановка окололунного пространства. Связь со станцией была потеряна 1 октября, вероятно из-за разрядки аккумуляторных батарей. За это время станция успела сделать 277 оборотов вокруг Луны. Позднее станция сошла с орбиты и упала на лунную поверхность. Дата и координаты точки падения неизвестны.
 
Станция
Е-6 ЛФ №102 была запущена 22 октября 1966 года и успешно выведена на промежуточную околоземную орбиту. После перевода станции на траекторию полёта к Луне станция получила название «Луна-12». 23 октября на трассе перелета к Луне была проведена коррекция траектории. 25 октября при подлете к Луне была построена лунная вертикаль, и включена КТДУ на торможение. По окончании торможения станция вышла на орбиту искусственного спутника Луны со следующими параметрами: апоселений - 1742 км, периселений - 103 км, наклонение - 36,6  град. , период обращения - 3 часа 25 минут.
 
Примерно через 2 часа после выхода на орбиту Луны были включены обе ФТУ, которые проработали запланированные 64 минуты. По результатам съемки на Землю было передано 28 снимков с ФТУ-Б и 14 снимков с ФТУ-М нормального качества. Станция активно проработала на окололунной орбите 86 суток. За это время со станцией было проведено 302 сеанса радиосвязи, в ходе которых были получены сделанные фотографии и результаты различных исследований. Связь со станцией была прервана 19 января 1967 года, вероятно из-за разрядки аккумуляторных батарей. За это время станция успела сделать 602 оборотов вокруг Луны. Позднее станция сошла с орбиты и упала на лунную поверхность. Дата и координаты точки падения неизвестны.
 
Из двух запущенных станций обе успешно вышли на лунную орбиту и провели серию исследований её поверхности и окололунного пространства. Однако основную задачу программы - получение снимков хорошего разрешения - удалось выполнить только во время полета станции Е6ЛФ №102, когда было получено 42 снимка лунной поверхности. Помимо этого по результатам обоих полётов были получены уточненные данные об общем химическом составе Луны по характеру гамма-излучения ее поверхности. Методом гамма-спектрометрии было измерено содержание естественных радиоактивных элементов и определен тип пород, залегающих на поверхности Луны.
 
Искусственный спутник Луны «Луна-12»
 
Параметры орбиты: периселений около 100 км, апоселений 1740 км.
 
Масса АМС на орбите ИСЛ 1148 кг.
 
На борту ИСЛ, кроме научной аппаратуры, находилась фототелевизионная система с высоким разрешением (1100 строк); с её помощью получены и переданы на Землю крупномасштабные изображения участков лунной поверхности в районе Моря Дождей, кратера Аристарх и других (различаются кратеры размером до 15—20 м, а отдельные объекты размером до 5 м).
 
 1 — баллоны с газом для исполнит. органов системы
          астроориентации;
 2 — фототелевизионное устройство;
 3 — радиатор системы терморегулирования;
 4 — радиометр;
 5 — приборный отсек;
 6 — химическая батарея;
 7 — оптикомеханический блок системы астроориентации;
 8 — антенна;
 9 — электронный блок системы астроориентации;
10 — управляющие двигатели;
11 — корректирующая тормозная двигательная установка.
 
,
Серия Е-6ЛС - отработка средств командно-измерительного комплекса
 
Последней модификацией Е-6 был аппарат Е-6ЛС, предназначенный для отработки средств командно-измерительного комплекса и линий связи «земля-борт» с использованием перспективного радиокомплекса ДРК, предназначенного для последующей установки на лунных пилотируемых космических кораблях Л1 и Л3. Конструктивно станция была выполнена на базе станции Е6-ЛФ. Для размещения аппаратуры приемо-передающего устройства приборный контейнер станции Е-6ЛС был удлинен на 15 см по сравнению со станцией Е6ЛФ за счет цилиндрической вставки. Вес станции на траектории полёта к Луне составлял около 1700 кг. Для запуска станции использовалась РН «Молния-М» с разгонным блоком «Л».
 
Помимо испытания нового радиокомплекса и линий связи предполагалось отработать методику вывода искусственного спутника Луны на селеноцентрическую орбиту с наклонениями ~45 градусов и ~0 градусов, а также испытать различные материалы в парах трения на работоспособность в космических условиях. Для этого на борту станции был установлен экспериментальный редуктор Р-1 («трущиеся пары») с зубчатыми зацеплениями, изготовленными из разных материалов с разными покрытиями и разными смазками. Для оценки эффективности и работоспособности редуктора на станции был установлен прибор М-1. Результаты этих исследований предполагалось использовать при создании ходовой части «Лунохода» и привода бура для забора лунного грунта.
 
Станция
Е-6 ЛС №111 была запущена 16 мая 1967 года. Из-за преждевременного выключения разгонного блока «Л» станция не долетела да Луны, перейдя на вытянутую эллиптическую околоземную орбиту с параметрами: апогей - 60637 км, перигей - 380 км, наклонение - 51,6 градуса, период обращения - 19 часов 33 минуты, и получила после этого название «Космос-159». Несмотря на нештатную траекторию в течение 9 суток полета проводились испытания бортовых систем, в ходе которых, в частности было установлено, что энергетический потенциал дециметровой радиолинии «борт-земля» на 1 - 2 порядка ниже расчетного значения. Это потребовало внесения изменений в бортовую аппаратуру следующих станций.
 
Станция
Е-6 ЛС №112 была запущена 7 февраля 1968 года. На участке работы третьей ступени произошел отказ стабилизатора, что явилось причиной повышенного более чем в 2 раза расхода горючего, в результате чего на 524-й секунде преждевременно отключился двигатель 3-й ступени. Запуск окончился неудачей.
 
Станция
Е-6 ЛС №113 была запущена 7 апреля 1968 года и выведена на промежуточную околоземную орбиту. После успешного перевода станции на траекторию полёта к Луне станция получила название «Луна-14». На трассе перелета к Луне 8 апреля была проведена коррекция траектории. В результате торможения при подлете к Луне 10 апреля 1968 года скорость станции уменьшилась с 2 190 м/сек до 1 279 м/сек и в 22 часа 25 минуты (мск) станция вышла на орбиту искусственного спутника Луны со следующими параметрами: апоселений - 870 км, периселений - 160 км, наклонение - 42 град.  и период орбиты 2 часа 40 минут.
 
Работа станции была рассчитана на 30 суток, но она активно проработала на орбите Луны в два раза больше - 75 суток, за время которых был проведен 271 сеанс связи. Во время нахождения станции на орбите Луны исследовалось гравитационное поле Луны, солнечный ветер, космические лучи и либрационные колебания Луны, проводилась юстировка наземных средств радиосвязи и проверялась работоспособность редуктора («трущиеся пары»). Связь со станцией была прекращена 24 июня 1968 года. Позднее станция сошла с орбиты и упала на лунную поверхность. Дата и координаты точки падения неизвестны.
 
Из трех станций лишь одной удалось полностью выполнить программу исследований. Проверка приборов экспериментального редуктора Р-1 и прибора М-1 показала их высокую работоспособность в условиях космического вакуума. При изучении гравитационного поля Луны под лунной поверхностью были обнаружены тяжелые локальные гравитационные аномалии (масконы), а также локальные магнитные аномалии. На основе полученных данных стало возможным уверенное прогнозирование движения космического аппарата по окололунной орбите Луны, а также управления маневрами схода с орбиты и посадки на Луну.
 
Источник: www.astronaut.ru
 
Сводная таблица всех полётов станций «Е-6»
 
 
Полёты станций «Е-6» и «Е-6М
»
 
КА
Название
Дата и время старта
Дата посадки на Луну
Координаты точки посадки
1
Е-6№2
 
1963.01.04
08:49:00
Из-за отказа разгонного блока осталась на промежуточной орбите
 
2
Е-6№3
 
1963.02.03
09:29:14
Из-за аварии РН станция не вышла на орбиту
 
3
Е-6№4
 
«Луна-4»
1963.04.02
08:16:37
Прошла на расстоянии 8500 км от поверхности Луны.
 
4
Е-6№6
 
1964.03.21
08:15:35
Из-за аварии РН станция не вышла на орбиту
 
5
Е-6№5
 
1964.04.20
08:08:28
Из-за отказа разгонного блока осталась на промежуточной орбите
 
6
Е-6№9
 
«Космос-60»
1965.03.12
09:30:00
Из-за отказа разгонного блока осталась на промежуточной орбите
 
7
Е-6№8
 
1965.04.10
Из-за аварии РН станция не вышла на орбиту
 
8
Е-6№10
 
«Луна-5»
1965.05.09
07:49:37
1965.05.12
19:10:00
1°6'ю.ш., 25°0'з.д.
Mare Nubium
9
Е-6№7
 
«Луна-6»
1965.06.08
07:40:00
Прошла на расстоянии 159613 км от поверхности Луны.
 
10
Е-6№11
 
«Луна-7»
1965.10.04
07:56:40
1965.10.07
22:08:00
9°8'ю.ш., 47°8'з.д.
Oceanus Procellarum
11
Е-6№12
 
«Луна-8»
1965.12.03
10:46:14
1965.12.06
21:51:29
9°6'ю.ш., 62°з.д.
Oceanus Procellarum
12
Е-6М
№202
 
«Луна-9»
1966.01.31
11:41:37
1966.02.03
18:45:30
7°13'с.ш., 64°37'з.д.
Oceanus Procellarum
13
Е-6М
№205
 
«Луна-13»
1966.12.21
10:17:00
1966.12.24
18:01:00
18°52'с.ш., 62°04'з.д.
Oceanus Procellarum
 
Полёты станций станций «Е-6С»
 
КА
Название
Дата и время
старта
Дата выхода на
орбиту Луны
Дата падения
на Луну
Координаты точки падения
1
Е-6С
№204
 
«Космос-111»
1966.03.01
11:03:49
Из-за отказа разгонного блока осталась на промежуточной орбите
2
Е-6С
№206
 
«Луна-10»
1966.03.31
10:47:00
1966.04.03
18:44:00
29 мая 1966*
?
 
Полёты  станций «Е-6ЛФ»
 
КА
Название
Дата и время
старта
Дата выхода на
орбиту Луны
Дата падения
на Луну
Координаты точки падения
1
Е-6ЛФ
№101
 
«Луна-11»
1966.08.24
08:03:00
1966.08.28
27 августа 1966 *
4 октября 1966 *
?
2
Е-6ЛФ
№102
 
«Луна-12»
1966.10.22
08:42:00
1966.10.26
09:00:00
18 января 1967 *
?
 
Полёты станций станций «Е-6ЛС»
 
КА
Название
Дата и время
старта
Дата выхода на
орбиту Луны
Дата падения
на Луну
Координаты точки падения
1
Е-6ЛС
№111
«Космос-159»
1967.05.17
21:43:00
Из-за отключения блока «Л» осталась на околоземной орбите
2
Е-6ЛС
№112
 
1968.02.07
10:44:53
Преждевременное отключение двигателей 3-й ступени
3
Е-6ЛС
№113
«Луна-14»
1968.04.07
10:09:32
1968.04.10
19:25:00
?
?
* - по материалам из Википедии.