Космические
аппараты - лунники
серии Е-6С
Ровно 45 лет назад советская автоматическая межпланетная станция "Луна-10" вывела на орбиту Луны первый ее искусственный спутник. Он позволил людям увидеть обратную сторону естественного спутника Земли. О том, как это происходило, рассказал в интервью РИА "Новости" Самуил Крупкин.
 
Он в то время возглавлял один из отделов Машиностроительного завода имени Лавочкина (город Химки, ныне НПО имени Лавочкина), предприятия-разработчика "Луны-10", и непосредственно участвовал в этом проекте.
 
Третьего апреля 1966 года станция "Луна-10", запуск которой был осуществлен 31 марта с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя "Молния-М", первой в мире вышла на орбиту вокруг естественного спутника Земли.
 
"С самого начала я занимался на заводе электрооборудованием - источниками питания, электрическими схемами, соединением всех систем в единую рабочую систему. Наше подразделение занималось этим еще с 1940-х годов, а я был начальником научно-исследовательского электротехнического отдела", - рассказал собеседник агентства.
 
Крупкин, которому в 2011 году исполнилось 90 лет, и по сей день трудится в НПО имени Лавочкина.
 
ПРЕДЫСТОРИЯ ПРОЕКТА
 
"Нашему предприятию эта тематика (беспилотное исследование Луны) была передана Сергеем Павловичем Королевым. До того как передать эту тему нам, Королев предпринимал довольно много попыток достичь Луны, посадить космические аппараты на ее поверхность. Все эти попытки были неудачными: либо из-за ракеты, которая не выводила спутники на соответствующую трассу полета, либо из-за того, что посадка на Луну не удавалась", - рассказал Крупкин.
 
По его словам, когда химкинское предприятие получило этот проект, удалось в довольно короткий срок найти причины неудачных попыток, устранить их и изготовить новый автоматический аппарат - станцию "Луна-9", которая впервые мягко "села" на Луну и передала на Землю панораму этого небесного тела.
 
"Такой успех нас воодушевил, и мы поняли, что в состоянии делать эти вещи - и предложения посыпались одно за другим", - продолжает конструктор.
 
Он уточнил, что первое предложение касалось создания искусственного спутника Луны - впервые в истории человечества.
 
"Так родилась "Луна-10". Первая попытка запуска была сделана буквально через месяц после запуска "Луны-9" (старт "девятки" осуществлен 31 января 1966 года). Но она оказалась неудачной из-за ракеты, но ровно через месяц мы удачно запустили станцию "Луна-10", которая нормально вышла на орбиту. Это было в конце марта 1966 года, через два месяца после посадки "Луны-9", - вспоминает участник проекта.
 
"ОКОЛОЛУННЫЙ" ПАРТИЙНЫЙ ГИМН
 
По словам Крупкина, целью запуска "Луны-10" было "посмотреть нашу соседку с обратной стороны", потому что с Земли всегда видно только одну ее сторону.
 
"Основной задачей проекта было получение фотографий обратной стороны Луны. Кроме того, нужно было провести исследования гравитационного поля естественного спутника Земли, потому что оно переменное, не постоянное. Есть более плотные участки, есть менее плотные", - отметил он.
 
Собеседник также рассказал, что специалисты предприятия, которым руководил тогда главный конструктор радиосистем Михаил Рязанский (ныне РНИИ космического приборостроения), предложили передать сигнал с окололунной орбиты.
 
"Здесь произошло совпадение. В это время шел XXIII съезд КПСС. И мы решили в качестве сигнала со спутника исполнить мелодию "Интернационал". И вот, во время заседания в Кремлевском дворце съездов, вдруг объявили, что со спутника Луны сейчас будет передано сообщение, и все услышали "Интернационал". Зал встал, и все устроили овацию", - поделился впечатлениями Крупкин.
 
По его словам, в то время вообще было принято к таким событиям, как съезд КПСС, приурочивать достижения, которые демонстрировали бы советские успехи в той или иной области. "Поэтому сигнал, переданный с "Луны-10", был очень кстати", - добавил Крупкин.
 
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ВЫКЛАДЫВАЛИСЬ "ПО ПОЛНОЙ"
 
Крупкин рассказал, что работы по "Луне-10" велись, как и все проекты машиностроительного завода имени Лавочкина, с огромным напряжением сил.
 
"Мы работали с полной отдачей и вкладывали все знания, которые были накоплены за многие годы существования нашего завода (к этому времени все мы уже прошли и хорошую авиационную школу, и ракетные проекты). Опыт у предприятия был большой, в частности опыт разработки новых направлений - мы привыкли менять направления деятельности в зависимости от потребностей страны. Задача по созданию искусственного спутника Луны была успешно решена", - вспоминает участник проекта.
 
Он отметил, что "Луна-10" - это полноценный спутник, который не просто "пролетом просвистел" мимо небесного тела, а работал достаточно устойчиво.
 
"На спутнике не было солнечных батарей, они появились потом, когда можно было очень длительное время работать в космосе. А здесь все было на аккумуляторе. Когда он выработал свой ресурс, то спутник оставался на орбите, но уже в нерабочем состоянии", - заметил Крупкин.
 
По его словам, станция "Луна-10" активно существовала 56 суток. За это время она совершила 460 оборотов вокруг Луны, было проведено 219 сеансов радиосвязи, получена обширная научная информация.
 
ДОРОГА К ОСВОЕНИЮ ДАЛЬНЕГО КОСМОСА
 
Крупкин вспоминает, что после "Луны-10" появилось много новых предложений и проектов, которые интересовали, в первую очередь, академическую науку и промышленность.
 
"Наш успех показал, что можно решать сложнейшие инженерные технические задачи, которые нужны и науке, а в последующем и "оборонке". Это были первые шаги по освоению дальнего космоса", - рассказал конструктор.
 
Он напомнил, что до реализации проекта "Луна-10" был запущен первый искусственный спутник Земли (1957), совершены первый полет живого существа - собаки Лайки (1957), полет Гагарина (1961).
 
"Но это все - околоземной космос. Мы же начали заниматься дальним космосом, планетами Солнечной системы. Начали с Луны, поскольку она ближе всего к нам. Потом уже были успешные проекты по освоению Венеры и так далее. Проект "Луна-10" явился толчком для дальнейшего освоения дальнего космоса", - заключил
 
 Крупкин.http://www.metronews.ru/onhold/1-j-sputnik-luny-zapustili-na-orbitu-45-let-nazad/XGRkdc---17912739/
Первая мягкая посадка на Луну и первый лунный искусственный спутник
 
    
 
 
"3 февраля 1966 года в 21 час 45 минут 30 секунд по московскому времени автоматическая станция "Луна-9", запущенная 31 января, осуществила мягкую посадку на поверхность Луны в районе океана Бурь... По команде с Земли 4 февраля в 4 часа 50 минут станция "Луна-9" начала обзор лунного ландшафта и передачу его изображения на Землю".
 
За этими скупыми строчками сообщения ТАСС - чудо, которое наконец-то открылось людям. Газеты всего мира на первой полосе поместили фотографию поверхности нашей небесной соседки. На переднем плане был отчетливо виден небольшой камень, ставший, наверное, самым знаменитым камнем в истории. Именно в этот день в космонавтике произошло то поворотное событие - веха, с которой и начался новый этап в развитии науки о Луне. Началось непосредственное изучение нашего естественного спутника.
 
Осуществление такой сложной задачи, как мягкая посадка, пусть на самую ближнюю, но не имеющую собственной атмосферы соседку Земли, потребовало тщательной и долгой отработки как на Земле, так и при полетах автоматических станций (АМС) к Луне, на которых проверялись различные системы.
 
Выведение АМС на траекторию полета к Луне производилось так же, как и у "Венеры-1", с промежуточной орбиты спутника Земли. Когда станция "легла на курс", вес ее составлял 1583 кг, большая часть приходилась на тормозную двигательную установку и системы ориентации и коррекции станции в пути. Скорость ее движения при подходе к Луне Составляла 2,6 км/с, и при подлете к поверхности ее предстояло полностью "погасить", иначе станция просто разбилась бы.
 
Посадка началась еще за пять часов до того, как станция достигла цели. Прежде чем начать торможение, ее развернули двигателем к поверхности планеты, и не просто развернули, а сделали это так, что его ось точно нацелили на центр Луны - по лунной вертикали. Построение подобной прямой - процесс сложный, в нем участвует целый комплекс специальной аппаратуры, которая в полете использовалась также и для проведения коррекции.
 
Одновременно начали измерять расстояние до поверхности Луны с помощью радиовысотомера. Когда до Селены оставалось всего 75 км, включился ракетный двигатель, погасивший скорость падения. Величина тяги по мере снижения регулировалась. Станция была сконструирована так, что аппаратура, отработавшая на траектории и не потребовавшаяся при торможении, отделилась от АМС. На Луну должна была сесть только автоматическая лунная станция (АЛС) с комплексом необходимой аппаратуры (весом 100 кг) для проведения исследований на планете.
 
Двигатель выключился в непосредственной близости от поверхности. В этот момент станция отделилась от тормозной установки. Тут же включился наддув амортизирующего устройства, которое, как кокон, укрыло всю АЛС, оберегая ее от удара о поверхность. Затем отделился и амортизатор, и на поверхности Луны раскрылся этакий "цветок" - лунная лаборатория, по форме действительно похожая на цветок с распустившимися лепестками. Эти "лепестки" несут двойную нагрузку: придают станции устойчивость и в то же время действуют как антенны. Когда "лепестки" раскрылись, спрятанная под ними телевизионная аппаратура "увидела" и передала на Землю первые в истории кадры лунной панорамы. В герметичном, овальной формы корпусе станции размещались радиоаппаратура, система терморегулирования, источники энергопитания.
 
Полет "Луны-9" имел принципиальное значение. Он не только позволил нам рассмотреть вблизи поверхность Луны, но и доказал, что посадка на нее вполне возможна, что никакая лунная пыль этому не помешает. Правы оказались сторонники "твердой Луны", в том числе и С. П. Королев. К сожалению, он ушел из жизни всего за три недели до этого триумфа советской космонавтики...
 
А ровно через два месяца, 3 апреля 1966 года, в 21 час 44 минуты по московскому времени была выведена на селеноцентрическую (окололунную) орбиту автоматическая станция "Луна-10". Она стала первым в мире искусственным спутником Луны. Началось .детальное исследование Луны. Параллельно с орбиты спутника изучалось окололунное пространство. Ученые давно мечтали о "маленькой Луне", необходимой им для получения более полной информации о массе, геометрической конфигурации и аномалиях гравитационного поля этой планеты. В дальнейшем искусственные спутники Селены исследовали температурный режим и магнитное поле, собственное излучение, отражающую способность, концентрацию метеоров в окружающем небесное тело пространстве. С помощью таких спутников в последующие годы было проведено картографирование поверхности Луны.
 
Конструктивно автоматическая станция "Луна-10" состояла из двух основных частей: собственно "лаборатории" весом 245 кг и двигательной установки с приборными отсеками. При полете спутника по окололунной орбите удалось провести целый комплекс научных исследований. Так, было установлено, что магнитное поле Луны имеет скорее всего солнечное происхождение. Выяснилось, что возмущение ее движения за счет нецентральности поля тяготения в 5-6 раз больше, чем возмущения, вызванные гравитационными влияниями Земли и Солнца. Измерения показали, что на орбите станции плотность метеоров выше, чем в межпланетном пространстве. Искусственный спутник выполнял научную программу в течение месяца, совершив к концу активного существования 450 витков.
 
Исследования, начатые "Луной-9" и 10, продолжали автоматические станции того же класса - "Луна-13" (мягкая посадка на Луну в 1966 г.) и "Луна-11", 12 и 14 (спутники Селены в 1966, 1968 гг.).
 
После первых экспериментов по непосредственному исследованию этой планеты начались работы по созданию аппаратов следующего поколения.
 
Первая мягкая посадка на Луну и первый лунный искусственный спутник
 
 
 
Конструкция Е-6С
 
Серия Е-6С - простейший спутник Луны
 
Разработка станции, получившей затем индекс Е-6С, началась ещё в ОКБ-1. После передачи в 1965 году всех работ по лунной тематике в КБ Машиностроительного завода имени С.А.Лавочкина (МЗЛ), там было принято решение не разрабатывать отдельный проект искусственного спутника Луны (ИСЛ), а использовать платформу станции Е-6 в качестве унифицированного блока.
 
Создание ИСЛ заключалось в том, что вместо отстреливаемого спускаемого аппарата с амортизаторами и телеаппаратурой на станции был установлен отделяемый герметичный контейнер с приборами. Внутри контейнера ИСЛ были установлены телеметрическая аппаратура для сбора служебной и научной информации, программно-временное устройство, радиосистема КРС метрового диапазона и приемоответчик дециметрового диапазона РКТ-1, электронные блоки научных приборов и химические источники тока. В состав системы терморегулирования герметичного контейнера входил вентилятор, сброс тепла осуществлялся непосредственно через стенки контейнера.
 
Среди научных приборов ИСЛ были гамма-спектрометр для получения данных о химическом составе лунной поверхности, радиометр для изучения радиационной обстановки вблизи Луны, аппаратура для изучения солнечной плазмы, приборы для регистрации ИК-излучения поверхности Луны, регистратор метеорных частиц, трехкомпонентный магнитометр на штанге длиной 1,5 метра для исследования межпланетного магнитного поля, прибор для обнаружения рентгеновского излучения Луны. Система ориентации на ИСЛ отсутствовала, поэтому аппарат совершал неориентируемый полет. На внешней стороне ИСЛ были размещены спиральные антенны радиокомплексов и датчики научных приборов.
 
Станция выводилась с помощью РН «Молния-М» 8К78М на промежуточную орбиту, после чего запускался разгонный блок «Л», и станция направялась на траекторию полёта к Луне. На пути к Луне выполнялась коррекция траектории полёта. При приближении к ней проводилась ориентация станции по лунной вертикали с помощью блоков астроориентации, и двигатель КТДУ включался на торможение. Двигательная установка (ДУ) работала менее минуты, и переводила станцию на окололунную орбиту. Через 20 с после выключения ДУ отделялся герметичный контейнер, который и назвался искусственным спутником Луны (ИСЛ). Основной блок станции с КТДУ также выходил на селеноцентрическую орбиту.
Общий вес станции достигал 1585 кг, вес основного блока станции вместе с КТДУ после отделения ИСЛ составлял около 850 кг (без топлива), вес самого ИСЛ - около 248 кг.
 
Станция
Е-6С № 204 была запущена 1 марта 1966 года и успешно выведена на промежуточную околоземную орбиту с параметрами: апогей - 189 км, перигей - 168 км, наклонение - 51 град. 80', период обращения - 88 мин. Однако из-за отказа системы управления разгонного блока и потери стабилизации старт в сторону Луны не состоялся, и станция с РБ осталась на околоземной орбите, получив название «Космос-111». 3 марта станция вошла в плотные слои атмосферы и разрушилась.
 
Станция
Е-6С № 206 была запущена 31 марта 1966 года и успешно выведена на промежуточную околоземную орбиту. После срабатывания разгонного блока и выхода станции на траекторию полёта к Луне станция получила название «Луна-10». Вес станции во время полета к Луне составлял 1583,7 кг. На пути к Луне была проведена коррекция траектории полёта. 3 апреля при приближении к Луне двигатель КТДУ был включен на торможение, и, проработав 57 секунд, перевел станцию на селеноцентрическую орбиту с начальными параметрами: переселений - 352 км, апоселений - 1016 км, наклонение к плоскости лунного экватора - 71 град. 54', период обращения 2 часа 58 минут 15 секунд. Через 20 секунд после выхода на орбиту было проведено отделение герметичного контейнера ИСЛ весом 248,5 кг от остальной части станции с КТДУ.
 
Связь с ИСЛ поддерживалась до 30 мая 1966 года. В течение 56 суток работы было проведено 219 сеансов радиосвязи. К моменту завершения работ со станцией ИСЛ сделал 460 витков вокруг Луны. Затем он упал на поверхность Луны, но не дата, ни координаты точки падения неизвестны, так как падение, в отличие от американских станций, проходило не по командам с Земли, а в результате в результате снижения высоты орбиты станции. Неизвестны также дата и координаты точки падения остальной части станции с КТДУ.
 
Основной задачей станции серии Е-6С было выведение ее на орбиту спутника Луны. При этом основным было не получение каких-либо научных данных, а лишь возможность вновь опередить США в исследованиях Луны, «застолбив» очередной приоритет.
 
Со второй попытки эта задача была успешно выполнена. Кроме того, по характеру гамма-излучения ее поверхности были получены косвенные данные об общем химическом составе Луны, а также данные о гравитационном и магнитном полях Луны и о магнитном шлейфе Земли.
 
 
Серия Е-6ЛФ - фотографирование Луны с орбиты искусственного спутника
 
Следующей модификацией базового блока аппарата Е-6 стала станция Е-6ЛФ, предназначенная для фотографирования Луны с орбиты искусственного спутника (индекс ЛФ, по-видимому, может быть расшифрован как «лунный фотограф»). Как и остальные станции этой серии, для запуска использовалась ракета-носитель «Молния-М» с разгонным блоком «Л».
 
Так как станции Е-6ЛФ должны были вести съемку поверхности Луны, их основным конструктивным отличием от проекта Е-6С стала установка на базовый блок вместо отделяемого герметичного отсека «стационарного» приборного контейнера, в котором размещались служебные и научные приборы. Благодаря этому появилась возможность использовать корректирующую тормозную двигательную установку (КТДУ) во время полета станции по орбите для ориентации и стабилизации аппарата и точного наведения камер на поверхность. В связи с тем, что блок управления, сбрасываемый ранее вместе с КТДУ, должен был работать и после выхода на орбиту Луны, для отвода избытка тепла в космос был разработан радиатор-охладитель в виде усеченного конуса, расположенного вокруг приборного отсека. Для проведения съемки лунной поверхности прибор управления КТДУ был модифицирован и обеспечивал стабилизацию аппарата после выхода на орбиту вокруг Луны в течение 3 часов, во время которых проводилась фотографирование. По окончании съемки аппарат переводился в режим «закрутки» и продолжал исследования. В научную программу полёта входило изучение химического состава лунной поверхности с помощью спектрофотометра, исследование гравитационного поля Луны, изучение микрометеоритной и радиационной обстановки в окололунном пространстве.
 
В одном из навесных отсеков КА были установлены две фототелевизионные установки (ФТУ): ФТУ-Б высокого разрешения с фокусным расстоянием объектива 500 мм, и ФТУ-М низкого разрешения с фокусным расстоянием объектива 110 мм. ФТУ низкого разрешения использовалось для «привязки» к местности детальных изображений участков лунной поверхности, полученных от ФТУ высокого разрешения. Съемка велась в течении 64 минут обоими ФТУ, запас пленки (42 кадра) в каждом ФТУ был рассчитан только на один сеанс съемки. Максимальное разрешение снимков составляло 14.9 - 19.8 метров. Каждый снимок раскладывался в телевизионном изображении на 1100 строк.
 
На станции был установлен радиокомплекс дециметрового диапазона РК-Д, который обеспечивал прием команд и передачу телеметрической информации на Землю. Передача информации могла вестись как в режиме непосредственной передачи, так и в записи на магнитофон с последующим воспроизведением. Время передачи на Землю одного кадра составляло около 17 минут. В качестве источника питания на станции были установлены аккумуляторные батареи. Вес станции на траектории полёта к Луне составлял около 1630 кг (вместе с запасом топлива), после выхода на селеноцентрическую орбиту вес станции он достигал 1140 кг.
 
Станция
Е-6 ЛФ №101 была запущена 24 августа 1966 года и выведена на опорную околоземную орбиту с параметрами: апогей — 190 км, перигей — 177 км, наклонение орбиты — 51.86 град, период обращения — 88.12 мин. После успешного перевода станции на траекторию полёта к Луне станция получила название «Луна-11». 26 августа на трассе перелета к Луне была проведена коррекция траектории. 28 августа при подлете к Луне была построена лунная вертикаль, и включена КТДУ на торможение. В связи с тем, что включение КТДУ произошло примерно на 5 минут раньше расчетного времени, после выхода на лунную орбиту станция заняла нерасчетное положение. Параметры орбиты станции после выхода на орбиту составили (в скобках - расчетные значения): апоселений - 1193,6 км (1512 км), периселений - 163,5 км (100 км), наклонение - 10,7 град. , период обращения - 2 часа 58 минут.
 
Примерно через 2 часа после выхода на орбиту Луны были включены обе ФТУ, однако из-за нерасчетного положения станции в объективы фотокамер вместо Луны попало космическое пространство, и основная задача полёта осталась невыполненной. Тем не менее со станцией было проведено 137 сеансов радиосвязи, были получены результаты исследования гравитационного поля, снятыпараметры гамма- и рентгеновского излучения Луны, изучена метеоритная и радиационная обстановка окололунного пространства. Связь со станцией была потеряна 1 октября, вероятно из-за разрядки аккумуляторных батарей. За это время станция успела сделать 277 оборотов вокруг Луны. Позднее станция сошла с орбиты и упала на лунную поверхность. Дата и координаты точки падения неизвестны.
 
Станция
Е-6 ЛФ №102 была запущена 22 октября 1966 года и успешно выведена на промежуточную околоземную орбиту. После перевода станции на траекторию полёта к Луне станция получила название «Луна-12». 23 октября на трассе перелета к Луне была проведена коррекция траектории. 25 октября при подлете к Луне была построена лунная вертикаль, и включена КТДУ на торможение. По окончании торможения станция вышла на орбиту искусственного спутника Луны со следующими параметрами: апоселений - 1742 км, периселений - 103 км, наклонение - 36,6  град. , период обращения - 3 часа 25 минут.
 
Примерно через 2 часа после выхода на орбиту Луны были включены обе ФТУ, которые проработали запланированные 64 минуты. По результатам съемки на Землю было передано 28 снимков с ФТУ-Б и 14 снимков с ФТУ-М нормального качества. Станция активно проработала на окололунной орбите 86 суток. За это время со станцией было проведено 302 сеанса радиосвязи, в ходе которых были получены сделанные фотографии и результаты различных исследований. Связь со станцией была прервана 19 января 1967 года, вероятно из-за разрядки аккумуляторных батарей. За это время станция успела сделать 602 оборотов вокруг Луны. Позднее станция сошла с орбиты и упала на лунную поверхность. Дата и координаты точки падения неизвестны.
 
Из двух запущенных станций обе успешно вышли на лунную орбиту и провели серию исследований её поверхности и окололунного пространства. Однако основную задачу программы - получение снимков хорошего разрешения - удалось выполнить только во время полета станции Е6ЛФ №102, когда было получено 42 снимка лунной поверхности. Помимо этого по результатам обоих полётов были получены уточненные данные об общем химическом составе Луны по характеру гамма-излучения ее поверхности. Методом гамма-спектрометрии было измерено содержание естественных радиоактивных элементов и определен тип пород, залегающих на поверхности Луны.
 
 
Серия Е-6ЛС - отработка средств командно-измерительного комплекса
 
Последней модификацией Е-6 был аппарат Е-6ЛС, предназначенный для отработки средств командно-измерительного комплекса и линий связи «земля-борт» с использованием перспективного радиокомплекса ДРК, предназначенного для последующей установки на лунных пилотируемых космических кораблях Л1 и Л3. Конструктивно станция была выполнена на базе станции Е6-ЛФ. Для размещения аппаратуры приемо-передающего устройства приборный контейнер станции Е-6ЛС был удлинен на 15 см по сравнению со станцией Е6ЛФ за счет цилиндрической вставки. Вес станции на траектории полёта к Луне составлял около 1700 кг. Для запуска станции использовалась РН «Молния-М» с разгонным блоком «Л».
 
Помимо испытания нового радиокомплекса и линий связи предполагалось отработать методику вывода искусственного спутника Луны на селеноцентрическую орбиту с наклонениями ~45 градусов и ~0 градусов, а также испытать различные материалы в парах трения на работоспособность в космических условиях. Для этого на борту станции был установлен экспериментальный редуктор Р-1 («трущиеся пары») с зубчатыми зацеплениями, изготовленными из разных материалов с разными покрытиями и разными смазками. Для оценки эффективности и работоспособности редуктора на станции был установлен прибор М-1. Результаты этих исследований предполагалось использовать при создании ходовой части «Лунохода» и привода бура для забора лунного грунта.
 
Станция
Е-6 ЛС №111 была запущена 16 мая 1967 года. Из-за преждевременного выключения разгонного блока «Л» станция не долетела да Луны, перейдя на вытянутую эллиптическую околоземную орбиту с параметрами: апогей - 60637 км, перигей - 380 км, наклонение - 51,6 градуса, период обращения - 19 часов 33 минуты, и получила после этого название «Космос-159». Несмотря на нештатную траекторию в течение 9 суток полета проводились испытания бортовых систем, в ходе которых, в частности было установлено, что энергетический потенциал дециметровой радиолинии «борт-земля» на 1 - 2 порядка ниже расчетного значения. Это потребовало внесения изменений в бортовую аппаратуру следующих станций.
 
Станция
Е-6 ЛС №112 была запущена 7 февраля 1968 года. На участке работы третьей ступени произошел отказ стабилизатора, что явилось причиной повышенного более чем в 2 раза расхода горючего, в результате чего на 524-й секунде преждевременно отключился двигатель 3-й ступени. Запуск окончился неудачей.
 
Станция
Е-6 ЛС №113 была запущена 7 апреля 1968 года и выведена на промежуточную околоземную орбиту. После успешного перевода станции на траекторию полёта к Луне станция получила название «Луна-14». На трассе перелета к Луне 8 апреля была проведена коррекция траектории. В результате торможения при подлете к Луне 10 апреля 1968 года скорость станции уменьшилась с 2 190 м/сек до 1 279 м/сек и в 22 часа 25 минуты (мск) станция вышла на орбиту искусственного спутника Луны со следующими параметрами: апоселений - 870 км, периселений - 160 км, наклонение - 42 град.  и период орбиты 2 часа 40 минут.
 
Работа станции была рассчитана на 30 суток, но она активно проработала на орбите Луны в два раза больше - 75 суток, за время которых был проведен 271 сеанс связи. Во время нахождения станции на орбите Луны исследовалось гравитационное поле Луны, солнечный ветер, космические лучи и либрационные колебания Луны, проводилась юстировка наземных средств радиосвязи и проверялась работоспособность редуктора («трущиеся пары»). Связь со станцией была прекращена 24 июня 1968 года. Позднее станция сошла с орбиты и упала на лунную поверхность. Дата и координаты точки падения неизвестны.
 
Из трех станций лишь одной удалось полностью выполнить программу исследований. Проверка приборов экспериментального редуктора Р-1 и прибора М-1 показала их высокую работоспособность в условиях космического вакуума. При изучении гравитационного поля Луны под лунной поверхностью были обнаружены тяжелые локальные гравитационные аномалии (масконы), а также локальные магнитные аномалии. На основе полученных данных стало возможным уверенное прогнозирование движения космического аппарата по окололунной орбите Луны, а также управления маневрами схода с орбиты и посадки на Луну.
 
Источник: www.astronaut.ru
Полёты станций станций «Е-6С»
 
КА
Название
Дата и время
старта
Дата выхода на
орбиту Луны
Дата падения
на Луну
Координаты точки падения
1
Е-6С
№204
 
«Космос-111»
1966.03.01
11:03:49
Из-за отказа разгонного блока осталась на промежуточной орбите
2
Е-6С
№206
 
«Луна-10»
1966.03.31
10:47:00
1966.04.03
18:44:00
?
?