Технический комплекс для РН легкого класса "Рокот" и его КА в Плесецке
 
 
 
Площадка 32Т "Большое Усово" - техническая позиция легких носителей "Рокот"
 
 
Вид на МИК "Рокот" - т/з 130
 
 
 
ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 14П46
 
Технический комплекс РН «Рокот» и разгонного блока «Бриз КМ» и КА был развернут на площадке 32Т. Рабочее место для подготовки РН оборудовано в конце 90-х годов вместо одного из двух рабочих мест РН 11К68 «Циклон-3».
 
Второе рабочее место «Циклона», находилось в момент подготовки ТК "Рокота" в эксплуатации и поддерживалось в рабочем состоянии. С запуском последнего РН "Циклон-3" в 2009 году, зданиие 130 полностью перешло под нужды ТК "Рокота".
Технический комплекс в составе строительных сооружений, технических систем, инженерных коммуникаций, наземного технологического оборудования, контрольно-проверочного оборудования предназначен для приёма, хранения, сборки и проверок БУ в ТПК, РБ и ГО, приёма КА, подготовки КА, сборки блока КА и сборки КГЧ. Головное предприятие?разработчик ТК 14П46 - филиал ФГУП «ЦЭНКИ» - «КБ ТМ». ТК расположен в сооружении 130 площадки 32Т
 
Зал 101 соор. 130 используется для выгрузки контейнера 154.9490-000 с КА и устройство отделения  (УО) из транспортировочного средства, распаковки (упаковки) контейнера, поочерёдной перегрузки КА и УО на тележку типа ТДКА-68Р с их перемещением в чистую камеру на рабочее место КА. В зале 101 также производится выгрузка из транспортировочных средств упаковок с комплектующими частями с их последующим перемещением в зал 101А чистой камеры.
В зале 101 соор. 130 располагается ра
бочая зона, где проводятся работы с РБ и ГО, а также электроиспытания собранной КГЧ, погрузка КГЧ на транспортный агрегат, установка термочехлов.
Площадь рабочей зоны зала 101 - 500 кв.м. Зал оборудован двумя мостовыми кранами для перегрузочных операций.
 
Чистая зона соор. 130 состоит из трёх отсеков:
- шлюз (зал 101В);
- помещение для сборки КГЧ (зал 101Б);
- помещение для подготовки КА к запуску (зал 101А).
 
Шлюз 101В площадью 54 кв. м располагается в начале чистой камеры и предназначен для очистки ввозимого в чистое помещение оборудования и контейнеров с КА и комплектующими. Шлюз оборудован краном г/п 2 т.
 
Помещение 101Б для сборки КГЧ площадью 146 кв. м располагается в центре чистой камеры и предназначено для стыковки КА с РБ и сборки КГЧ. Имеется 1 кран г/п 10 т.
 
Помещение 101А площадью 180 кв. м предназначено для проведения работ с КА и сборки блока КА. Оборудовано мостовым краном
 г/п 10 т.
 
План МИКа.
Размеры, конечно же, в миллиметрах.
На ТК обеспечиваются следующие условия для эксплуатации:
- температура воздуха от плюс 15 до плюс 35°С;
- относительная влажность не более 60% (при температуре плюс 20°С);
- давление от 900 гПа до 1100 гПа;
- чистота воздуха - класс 8 ИСО (заданные размеры частиц - 0,5 мкм (3520000 частиц/куб. м) ГОСТ ИСО 14644-1-2002)
 
В большой зал 101 техздания 130 прибыл контейнер с КА и др. техникой заказчика запуска.
Белая выгородка - чистовая зона 101А, Б, В.
 
Помещение 101А чистовой зоны.
 
ПОДГОТОВКА РН НА ТК 14П46
 
Подготовка РКН на ТК включает в себя автономную проверку (подготовку) составных частей РКН (БУ в ТПК, блока КА, РБ, ГО), их подготовку к сборке (стыковке), совместные электрические проверки БУ и РБ, сборку КГЧ, совместные проверки РБ и блока
КА в составе КГЧ. Основной объём по подготовке составных частей РКН на ТК проводится в МИК соор.130.
 
1. Подготовка БУ (15С300) в ТПК (14С80) осуществляется следующим образом.
- вагон с БУ в ТПК доставляется в зал 101 МИКа и после проведения внешнего осмотра вагона производится выкатывание рамы, и БУ в ТПК с рамы вагона перегружаются на опоры подставки-ложемента. Возможна доставка ТПК с БУ в МИК без вагона на тележке  ТУА-68Р;
- с ТПК снимается нижняя торцевая крышка и на нижний торец БУ устанавливается переходное кольцо - то, на которое будет поставлен БУ на стартовый стол;
- с ТПК снимается верхняя торцевая крышка;
- проводятся совместные электрические испытания БУ и РБ;
- на ТПК устанавливаются верхняя торцевая крышка и термочехол (ТЧ) ТПК-68Р;
- БУ в ТПК перегружается на агрегат ТУА-68Р и готовится к транспортированию на СК.
"Боевые" индексы закрашены. Читается индекс 15А30Д(?) - торцевая крышка ? Газовый клапан запечатан - БУ хранятся в атмосфере высушенного азота.
 
Надето переходное кольцо, проводятся совместные электрические испытания БУ и РБ.
 
2. Подготовка ГО
РКН «Рокот» 14С76 (стандартный - длиной 6735 мм) проводится в следующем порядке (при исходном состоянии - ГО прибыл в МИК и находится в вагоне на ложементах в транспортном положении; с ГО снят транспортировочный чехол и проведён входной контроль):
 
- выгрузка ГО из вагона и установка его на подставку-кантователь;
- кантование ГО в вертикальное положение и установка его на ферму,
установленную на стол передвижной монтажно-стыковочный (СПМС);
- перемещение ГО в чистую зону, очистка ГО;
- автономная проверка пиросредств ГО;
- установка корсетов ГО на СПМС, подвод и подстыковка корсетов к створкам ГО;
 - отстыковка технологической крышки от ГО и расстыковка продольного стыка;
- снятие корсета со створкой II-I-IV с СПМС и установка на подставку;
- взведение замков продольного стыка створки II-III-IV;
- снятие корсета со створкой  II-III-IV с СПМС и установка на подставку;
- автономные электрические проверки бортовй кабельной сети (БКС) и датчиков створки II-I-IV.
 
Из МИКа контейнер с БУ в ТПК (если пуск коммерческий - БУ выкуплен Роскосмосом у МО?) убывает на СК.
 
3. Подготовка РБ 14С45 "Бриз-КМ"  представляет собой следующую последовательность операций (при исходном состоянии - РБ прибыл в МИК и находится в вагоне на ложементах в транспортном положении):
 
- снятие транспортировочного чехла с РБ, входной контроль;
- отсоединение от РБ фильтро-осушительного устройства;
- выгрузка РБ из вагона с кантованием в вертикальное положение и установка на подставку 14С45-9920-0;
- отправка батарей на зарядно-аккумуляторную станцию (ЗАС). Заряд аккумуляторных батарей РБ. Батареи должны быть заряжены и доставлены на ТК к моменту начала сборки КГЧ. После окончания заряда бортовых батарей на ЗАС до пуска должно пройти не более 30 суток;
- пневмопроверки РБ, наддув ОПГ (отсек приборный герметичный) до рабочего давления, наддув бака «О» низкого давления до давления заправки. Работы проводятся с использованием двух пневмостендов;
- замена технических болтов стыка ОП (отсек промежуточный) с ОПГ на пирозамки;
- перегрузка РБ на поворотный стол рабочего места электрических проверок, сборка схемы и электрические проверки РБ в составе РКН, собранной в электропакет;
- разборка схемы.
 
Разгонный блок 14С45 "Бриз-КМ", "перевернут вверх дном". Вид на ШБ, сопло маршевого ЖРД 14Д30
(в центре, закрыто крышкой) и двигатели коррекции ЖРД 11Д45 - 4 штуки.
 
После выполнения вышеприведённых работ, РБ перегружается на транспортный агрегат ТА-68Р в технологическое защитное устройство ТЗУ-68Р, к которому подключаются системы термостатирования и виброизмерений, и транспортируется на заправочно-нейтрализационную станцию (ЗНС). Заправка РБ производится при вертикальном положении РБ в технологическом защитном устройстве ТЗУ-68Р на транспортном агрегате ТА-68Р в следующей последовательности:
- зарядка шар-баллонов сжатым газом;
- заправка бака высокого давления (БВДГ) горючим (НДМГ);
- заправка бака низкого давления (БНДГ) горючим;
- заправка бака высокого давления (БВДО) окислителем (АТ);
- заправка бака низкого давления (БНДО) окислителем.
 
После заправки сжатыми газами и КРТ РБ возвращается на ТК, также с проведением термостатирования и замером виброускорений.
 
11Г143-2 - заправочно-нейтрализационная станция КА и РБ на пл. Осиновка.
 
4. Электрические проверки РБ в составе РКН
 
Объём работ на месте электрических проверок РБ в составе РКН заключаются в следующем:
 
- РБ устанавливается в вертикальном положении на поворотный стол и выставляется относительно оптической оси автоколлиматора;
- на РБ устанавливаются эквиваленты бортовых батарей, электрозаглушки-имитаторы блока КА, ГО, датчиков температуры ББ1 и ББ2;
- проводятся автономные проверки контрольно-проверочной аппаратуры (КПА) системы телеметрического контроля (СТК);
-  ТПК 14С80 и РБ 14С45 подключаются к наземной КПА с помощью технологических кабелей (собираются в «электрический пакет»);
- в приборы системы хранения данных (СХД) наземной аппаратуры система управления (СУ) технического комплекса (ТК) вводится информация для электрических проверок;
- приборы СХД с записанной информацией устанавливаются в наземную аппаратуру СУ ТК;
- проводятся автономные испытания 1-го этапа;
- осуществляется включение, управление, регистрация, обработка и анализ результатов проверок с использованием штатных средств приёма, регистрации и обработки ТМИ;
- проводятся электрические проверки бортовой аппаратуры РБ и 14С80 в режиме дистанционных периодических проверок (ДПП).
 
14С19 - основа КГЧ
 
5. Подготовка КА
 
к запуску  осуществляется в два этапа - на заводе-изготовителе (ЗИ) и на ТК космодрома. При этом основной объём работ по подготовке КА к запуску, включая электрические проверки бортовых систем, обычно выполняется на ЗИ на том же оборудовании, которое используется в процессе изготовления и испытаний КА. На ТК электрических испытаний бортовой аппаратуры КА обычно не проводиться.
 
На ТК запланирован минимальный объём работ в части окончательной установки комплектующих элементов на КА, заправки пневмосистемы КА газом, заключительных операций с КА, сборки блока КА, установки блока КА на РБ и проверки вновь образованных электрических связей после установки КА на УО и блока КА на РБ.
 
На ТК предполагается следующий объём электрических проверок:
- электрические проверки перед установкой КА на устройство отделения (УО) - проверяется целостность электрических цепей соединителей КА, стыкуемых на ТК; проводится проверка электрических характеристик блоков толкателей после установки последних на КА;
- электрические проверки УО (проводятся измерения сопротивления изоляции цепей пироэлементов УО относительно корпуса и между собой на соответствие требованиям ЭД, проводятся измерения сопротивлений цепей пиросредств УО с пироэлементами на соответствие требованиям ЭД);
- электрические проверки блока КА (проводятся контроль поджатия датчиков КО, исходного состояния аппаратуры КА, цепей рабочего заряда АБ КА и проверка цепей телеметрических датчиков КО);
- электрические проверки сборки «блок КА+РБ» (проводятся контроль цепей рабочего заряда АБ КА, набор готовностей КА, совместные проверки блока КА и РБ с оценкой телеметрических параметров участка выведения).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Подготовка
КА "Cryosat"
в помещении 101А чистовой зоны.
Фото: ESA
 
 
 
 
К сожалению,
КА "Cryosat-1"
рабочей орбиты не достиг и погиб во льдах Северного ледовитого океана, за которым и был призван следить...
 
Следующий такой КА - "Cryosat-2", был удачно запущен РН "Днепр" с Байконура.
 
Фото: ESA
Процесс работы в камерах чистовой зоны и в большом зале МИКа
отслеживается телекамерами системы охраны и может документироваться.
 
Подготовка КА KOMPSAT-2 , 2006 год
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Подготовка
КА SERVIS-1,
2003 год
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Подготовка
КА GRACE,
2002 год
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заправка
ДУ КА гептилом
 
 
 
<<< Космический
        аппарат
        стыкуется с
        адаптером.
^
^
^
 
5. Сборка КГЧ
осуществляется при следующих условиях:
 
- блок КА прошёл автономную подготовку и находится на тележке ТДКА-68Р в зале 101а;
 
- ГО установлен в корсетах в зале 101б, очищен, продольный стык взведён;
 
- РБ заправлен сжатыми газами и КРТ, установлен на СПМС в зале 101б и готов к стыковке с блоком КА.
 
- бортовые батареи РБ заряжены и доставлены с зарядно-аккумуляторной станции (ЗАС) на ТК;
 
- переходная проставка (ПП) подготовлена к стыковке с РБ и находится на стенде обслуживания 14С19-ГОЧ-9956-0 в зале 101б.
 
Сборка КГЧ выполняется в следующей последовательности:
 
- стыковка ПП с РБ;
 
- установка бортовых батарей на РБ;
 
- электрические проверки транзитных цепей сборки «ПП+РБ»;
 
- перемещение блока КА на тележке в зал 101б;
 
- стыковка блока КА со сборкой «ПП+РБ»;
 
- установка теплоизоляции на РБ;
 
- проверка транзитных цепей сборки
«Блок КА+ПП+РБ»;
 
- установка створок ГО в корсетах на СПМС;
 
- сведение створок и стыковка продольного стыка ГО;
 
- стыковка поперечного стыка ГО на технологические болты;
 
- установка носка ГО;
V
V
V
КА SERVIS-1 в сборе с адаптером перемещается для стыковочных операций с РБ "Бриз-КМ" (виден на заднем плане), 2003 год.
- замена технологических болтов поперечного стыка ГО на пирозамки;
 
- установка толкателей и узлов разворота ГО;
 
- стыковка отрывных плат;
 
- контрольное фотографирование узлов и агрегатов ГО;
 
- закрытие люков ГО, окончательная герметизация стыков.
 
V
V
V
<<< КА GOCE в сборе с адаптером
        стыкуется  с РБ "Бриз-КМ",
        2009 год.
 
Стыковка КА SERVIS-1 с  РБ "Бриз-КМ", 2003 год.
V
V
V
 
Ниже: серия фотографий установки ГО на сборку «Блок КА+ПП+РБ» :
 
 Присоединение ГО - GRACE, 2002 год и SERVIS-1, 2003 год.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключительные
операции
перед
надеванием
термочехла.
 
Последовательность работы с КА. РБ и ГО по интеграции их в КГЧ в залах чистовой зоны 101А, Б, В.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Конструкция
КГЧ
 
Торжественное фотографирование и автогграфы на ГО подразумеваются после окончательной сборки КГЧ.
 
После сборки КГЧ перемещается на место проведения электрических проверок, к КГЧ подключается система термостатирования, проводятся электрические проверки КГЧ. На КГЧ устанавливается стыковочное приспособление и термочехол.
 
КГЧ транспортируется по железной дороге от ТК до СК со скоростью:
- до10 км/ч на прямолинейных участках;
- до 5 км/ч на криволинейных участках и на стрелках.
При температуре окружающего воздуха ниже плюс 15 и выше плюс 25 градусов обеспечиваеться термостатирование КА.
 
 
 
 
 
Иногда
термочехол
не нужен...
 
Дальше КГЧ и блок ускорителей ждет:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- путь на СК блока ускорителея
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- путь на СК   КГЧ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- прибытие КГЧ на СК
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- вертикалиция блока ускорителей в башню обслуживания
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- подъем КГЧ и её монтаж на блок ускорителей