Запуск европейских КА SMOS и "Proba-2" ракетой-носителем "Рокот"
с площадки 133 космодрома Плесецк 2 ноября 2009 года.
Часть 2.
 
 
31-е октября 2009 года, заседание Госкомиссии и делегации ЕКА. Подписывается решение о запуске КА SMOS и "Proba-2" ракетой-носителем "Рокот" 2-го ноября в 04.50.
 
Председатель Госкомиссии - заместитель начальника космодрома «Плесецк» по научно-исследовательской и испытательной работе полковник Шевкунов Александр Иванович. В августе 2002 г. А.И. Шевкунов сменил полковника Майдановича О.В. на должности начальника центра легких носителей (1-й центр, в/ч 75106). До этого командовал в/ч 71509, эксплуатанта стартовых комплексов на пл. 132 (два экс' СК РН "Космосмос-3М") и пл. 133 (экс' СК РН "Космосмос-3М", ныне - СК РН "Рокот") - площадка "Лесное". Ныне А.И. Шевкунов работает в питерском ФГУП «Конструкторское бюро «Арсенал» имени М.В. Фрунзе». Сын Игорь тоже служил (служит?) в Мирном.
 
 
 
 
 
 
 
 
      "Рокот" уходит в туман...
 
 
...
 
 
Полет
КА
SMOS
 
 
 
 
 
 
 
 
Эффектное
"извержение"
спутника
"Proba-2"
из недр
адаптера...
 
SMOS (Soil Moisture and Ocean Salinity)
является очередным космическим аппаратом из серии спутников Earth Explorer, задача которых – изучение важнейших параметров Земли в рамках проводимой Европейским космическим агентством (ЕКА) программы «Живая планета» (Living Planet). SMOS – первый спутник, предназначенный для глобальных измерений влажности почв на суше и солености Мирового океана.
 
Основа конструкции КА SMOS - космическая платформа "Протей" (Proteus), поставляемая французским космическим агентством CNES (Centre National d'Etudes Spatiales) и Alcatel Alenia Space.
 
Развертываемые солнечные панели платформы "Протей" имеют суммарную выходную мощность до 900 Вт.
 
Главный рабочий инструмент - 2-D интерференционный радиометр MIRAS (Microwave Imaging Radiometer using Aperture Synthesis), принимающий микроволновое излучение от поверхности Земли на частоте 1400-1427 МГц (L-диапазон). MIRAS поставляется испанской компанией EADS-CASA Espacio.
 
Планируемое максимальное энергопотребление бортовой аппаратуры - до 525 Вт.
 
Характеристики КА SMOS
 Назначение
 Исследование влажности почвы и солености Мирового океана.
 
 
Орбита
 Низкая околоземная, полярная, солнечно-синхронная, квазикруговая, на границе света и тени, 23-дневный цикл, 3-дневный подцикл. Наклонение 98,44°. Средняя высота орбиты 758 км. Период повторного посещения 72 ч.
 Эксплуатационный
ресурс
 Три года, включая 6-месячный этап ввода в эксплуатацию, с возможностью продления срока эксплуатации на два года.
 Масса
 658 кг (платформа Proteus - 275 кг; целевая аппаратура - 355 кг; топливо - 28 кг).
 
 
Особенности
конструкции
 Платформа КА (примерно 1 куб. м) с развертываемыми панелями солнечных батарей и интерфейсом в сторону ракеты-носителя.
 Модуль полезного груза (примерно 1 куб. м) устанавливается на верхнюю часть платформы.
 В пусковой компоновке устанавливается в цилиндр высотой 2,4 м и диаметром 2,3 м.
 
 
 
Целевая
аппаратура
 MIRAS (Microwave Imaging Radiometer using Aperture Synthesis) - первый двухмерный (2D) интерференционный радиометр L-диапазона, работающий в космосе на частоте 1,4 ГГц. Укомплектован 69 антенными приемниками, распределенными на Y-образной развертываемой антенной решетке, и центральным узлом. Горизонтальная и вертикальная поляризации измеряются последовательно. MIRAS выполняет глобальное зондирование микроволнового излучения от поверхности Земли практически в любых атмосферных условиях не реже одного раза в трое суток.
 Мощность
бортовой системы
 электроснабжения
 Максимальная энерговооруженность КА: 1065 Вт.
 Максимальное потребление целевой аппаратуры MIRAS: 511 Вт.
 Литий-ионная батарея платформы Proteus: емкость 78 A·ч (ампер в час).
 Тип двигательной
установки
 Двигательная установка на гидразине.
 Стабилизация
 По трем осям.
 Положение
на орбите
 Наклон в 32,5 град. по направлению движения, локальное направление вектора скорости, управление рысканьем.
 Управление
движением
 Астронавигационные датчики, гироскопы, магнетометры, GPS, солнечные датчики.
 Гиростабилизаторы, магнитные серводвигатели.
 
 
 
Каналы
связи
 Канал «борт-Земля» в Х-диапазоне для передачи научных данных в принадлежащий ЕКА Европейский центр космической астрономии (ESAC) в г. Виллафранка (Испания), дополняемый станцией Х-диапазона в г. Свалбард, Норвегия, для приема данных практически в реальном масштабе времени; канал «Земля-борт» в S-диапазоне (4 кб/с) и «борт-Земля» (722 кб/с) для передачи данных телеметрических измерений с КА и командной связи с центром приема данных, расположенный в г. Кируна, Швеция (стандартная наземная станция Proteus).
 Команды
и
управление
 Интегрированная обработка данных и управление ориентацией и орбитой с помощью системного компьютера, сопряженного с блоком управления и корреляции полезного груза через платформу 1553, и каналов последовательной передачи данных.
 Управление
полетом
 Центр управления CNES Proteus в Тулузе, Франция, через сеть наземных станций CNES в S-диапазоне (Кируна, Швеция; Осагель, Франция; Куру, Космический центр во Французской Гвиане).
 Обработка
данных
 Центр обработки данных в ESAC, архив долгосрочного хранения в г. Кируна, пользовательские сервисы с помощью Центра ЕКА по дистанционному зондированию Земли (ESRIN) в г. Фраскати, Италия.
 
 
Владелец и
оператор
 КА SMOS принадлежит ЕКА и относится к проекту исследования Земли. Свой вклад в проект внесли национальные космические агентства Франции и Испании - CNES и CDTI. На этапе эксплуатации ЕКА отвечает за общую координацию миссии и работу наземного сегмента, а CNES - за управление спутником.
 Подрядчик по
пусковым услугам
 Еurockot Launch Services («Еврокот»), Бремен, Германия.
 Изготовители
космического
аппарата
 В проектировании и изготовлении КА SMOS участвовали более 20 европейских компаний под общим руководством EADS CASA Espacio (Испания) - по целевой аппаратуре, а также Thales Alenia Space Industries (Франция) - по КА (платформа Proteus, адаптированная к задачам КА SMOS).
 
Proba расшифровывается как PRoject for OnBoard Autonomy (т.е. Проект автономных космических аппаратов). Малые космические аппараты серии Proba относятся к классу сверхлегких, однако оказывают немалое влияние на развитие космических технологий.
 
Аппараты серии Proba запускаются ЕКА по Программе демонстрации технологий и предназначены для того, чтобы показать работоспособность новых технологий. Испытания на орбите являются завершающим этапом процесса создания новой космической технологии. Такая демонстрация может быть организована путем проведения экспериментов на борту (например, Международной космической станции, создающей соответствующие возможности), а также и с помощью целевых малых космических аппаратов (например, из серии Proba, задача которых – выступать в качестве платформы для летных испытаний). Proba-1, первый технологический демонстратор из этой серии, был запущен 8 лет назад и продолжает успешно выполнять свою миссию на орбите.
 
КА Proba-2 – второй аппарат серии малых космических аппаратов Proba.
 
  Характеристики КА Proba-2
Назначение
Миссия по демонстрации технологий, включая испытания 17 технологических разработок и проведение 4 научных экспериментов (по исследованию Солнца и погоды).
Тип орбиты
Околокруговая, солнечно-синхронная на границе света и тени.
Наклонение орбиты
98,298 град.
Высота орбиты
700 - 800 км.
Расчетный срок эксплуатации
2 года.
Масса
Приблизительно 130 кг.
Особенности конструкции
Габариты: 0,6x0,7x0,85 м, конструкция в форме параллелепипеда с двумя выдвигаемыми панелями солнечных батарей.
 
 
 
Управление ориентацией и движением
Стабилизация: полная трехосная. 4 маховика Dynacon 30 мН-м (которые могут быть разгружены при помощи магнитных серводвигателей) создают крутящие моменты
Определение положения с использованием высокоточного (5 угловых секунд за 10 секунд) автономного звездного датчика, модуля GPS, трехосного магнетометра. Планируется обеспечить точность прицеливания на Солнце до 100 угловых секунд. Автономная навигация обеспечивается определением позиции с помощью приемника GPS. Все необходимые расчеты по навигации и динамическим операциям выполняются на борту. Коррекция орбиты: один двигатель малой тяги (20 мН). Рабочее топливо двигательной установки: ксенон. Вытеснительная система питания на основе газогенератора (азот).
 
 
Система энергоснабжения
Энергоснабжение: трехкаскадные солнечные элементы на арсениде галлия, размещенные на двух развертываемых и одной фиксированной панелях солнечных батарей.
В конце 2-летнего срока эксплуатации выходная мощность батарей - до 110 Вт.
Дополнительное электропитание: буферная батарея литиево-ионных аккумуляторов емкостью 16,5 А·ч.
Энергопотребление бортовой аппаратуры - от 53 до 110 Вт, в зависимости от режима работы КА.
Тип двигательной установки
Ксеноновая двигательная установка с омическим двигателем малой тяги
 
 
Каналы
связи
В обычном режиме КА Proba-2 осуществляет связь через канал S-диапазона с центром ЕКА в г. Реду (Бельгия), где установлена параболическая антенна диаметром 2,4 м.
Канал S-диапазона обеспечивает командную связь «Земля-борт» в пакетном режиме со скоростью 64 Кбит/с и сброс телеметрии со спутника со скоростью 1 Мбит/с.
Наземная станция в г. Свабард (Норвегия) используется во время пуска и начального этапа выведения, а также для обеспечения расширенного сброса научных данных в режиме эксплуатации.
Управление полетом, обработкой и архивированием данных
Целевая наземная станция ЕКА в г. Реду, Бельгия. Научные данные распространяются через сетевой сервер.
Изготовители космического аппарата
Головной подрядчик проекта Proba-2 - Verhaert Design and Development NV (Бельгия), дочернее предприятие фирмы QinetiQ (Великобритания), обеспечивает руководство общеевропейской группой индустриальных партнеров, отвечающих за конструирование и изготовление КА.
Владелец и оператор
Европейское космическое агентство (ЕКА).
Подрядчик по пусковым услугам
Eurockot Launch Services, Бремен, Германия.
 
Источник: материалы Европейского Космического Агентства ЕКА/ESA и др.