Плесецк как космодром
 
для РН легкого класса
В конце 50-х годов в КБ «Южное» начались проектные работы по созданию ракеты-носителя для запуска спутников на базе своей боевой ракеты Р-12. Новая ракета получила индекс 63С1 и позже - имя «Космос». Пуски осуществлялись с космодрома Капустин Яр.  После двух первых неудачных попыток 27 октября и 21 декабря 1961 года, ракета 63С1 16 марта 1962 года вывела на расчётную орбиту КА ДС-2 №1, стартовав с комплекса ШПУ «Маяк-2». Выведенный на орбиту КА получил название «Космос-1», став первым представителем огромного семейства разнообразных космических аппаратов, запуски которых под этим названием продолжаются и в настоящее время. Через пару недель успех был повторен - на орбиту запущен КА "Космос-2".
 
Ракета 63С1 в тот момент была единственной отечественной РН, на которой был реализован «вертикальный» способ сборки ступеней ракеты непосредственно на шахтной пусковой установке. В других странах «вертикальная сборка ракеты» используется практически повсеместно. Следующим таким отечественным космическим РН стал только «Рокот» в конце 90-х годов… При такой технологии на установленную в шахту первую ступень с помощью установщика опускали вторую ступень с пристыкованной космической головной частью - спутником. Верхняя часть РН возвышалась над уровнем земли. Сложность была в том, что стыковка происходила на открытом воздухе и температура не всегда была благоприятной, а в зимнее время, естественно, совсем неприятной для монтажников. Осуществление космических запусков из ШПУ было вызвано тем, что конструкторы опасались ветровой нагрузки на "переделанную" из Р-12 новую высокую ракету небольшого диаметра.  Все пуски РН «Космос» 63С1 (37 пусков в 1961-1966 годах, запущено 22 КА, в основном серии «ДС») проводились из Капьяра, сначала с ШПУ "Маяк-2", потом с комплекса ШПУ "Двина" на пл.86.
 
На заседании военно-промышленной комиссии 9 июля 1962 года было принято решение №85 поручить Министерству Обороны СССР составить технические требования на разработку комплекса 63С1М (11К63) на базе 63С1 для запусков малых ИСЗ военного назначения. Комплекс имел шифр «Радуга», РН комплекса получила имя «Космос-2». В ноябре 1962 года принимается решение об организации серийного изготовления этой ракеты-носителя и создании для нее стационарного открытого старта с башней обслуживания, призванной в какой-то мере облегчить вертикальную сборку РН, которую в то время называли «совмещенный метод подготовки». В Капьяре, конечно же были морозы, но с длительными плесецкими зимами при температурах до минус 40°С сложностей при монтаже РН прибавилось.
 
Также в ОКБ «Южное» на базе еще одной своей ракеты - Р-14 - создавали другой космический РН - «Космос-1» (65С3) но с осени 1962 года эта разработка была передана в ОКБ-10 (позже - НПО ПМ, ныне - ОАО «ИСС») в Красноярск-26 (сейчас известном как город Железногорск Красноярского края). Малочисленные пуски РН «Космос-1» 65С3 (8 пусков в 1964-1965 годах с КА «Стрела-1, -2») проводились с Байконура.
 
Одновременно в ОКБ-10 на той же основе (Р-14 и 65С3) была выпущена документация на новое изделие - 11К65 получившее имя «Космос-3» (4 старта в 1966-1968 годах с Байконура). Параллельно В ОКБ-10 создавалась и РН 11К65М. ВПК своим Решением от 4.03.1965 г. «Об утверждении плана-графика работ по модернизации носителя «Космос-З» установила, что на всех изделиях, выделенных Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3.08.1964 г. для исследования космического пространства, будет проводиться доработка, связанная с введением системы одновременного опорожнения баков (СОБ). Сроком изготовления модернизированного изделия, получившего название «Космос-ЗМ», был установлен ноябрь 1965 года. В 1968 году документация и право на авторское сопровождение производства ракеты 11К65М были переданы из ОКБ-10 в омское ПО «Полет», где развернулось серийное производство ракеты.
 
Итак, к середине 60-х годов в СССР наряду с РН тяжелого класса на базе Р-7 (тяжелого - на то время, теперь, конечно, среднего класса) имелось два типа РН легкого класса:
- созревшая из РН «Космос» (которая сама «выросла» из Р-12 путем «приставления» 2-й ступени) ракета-носитель «Космос-2»
- и созревшая из РН «Космос-1» (которая, в свою очередь «выросла» из Р-14, опять же, путем «приставления» второй ступени) ракета-носитель «Космос-3», тут же усовершенствованная до РН «Космос-3М».
 
Вот для этих двух РН - «Космос-2» и «Космос-3М» в Плесецке на площадке Лесная близ железнодорожной станции Медвежье в начале 1964 года на основании Постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР началось строительство ракетно-космических комплексов «Радуга» и «Восход» (соответственно - СК 11П863 под РН «Космос-2» 11К63 и СК 11П865 под РН «Космос-3М» 11К65М) для осуществления запусков малых и средних ИСЗ. Это были первые в СССР открытые стартовые сооружения, непосредственно предназначенные для запуска КА в космос - все предыдущие СК были сооружены как испытательные или БСС.
 
Тогда же, в 1964 году, началось строительство площадки «Полярное» с МИКом и соответствующей инфраструктурой для технических позиций РН «Космос-2» и «Космос-ЗМ» и космических аппаратов.
 
Создание ракет и стартовых сооружений для них проходило трудно… В Решении ВПК от 20 мая 1964 года №116 отмечалось, что работы по созданию испытательной базы на 53 НИИП для запусков космических объектов военного назначения на полярные орбиты выполняются со значительным отставанием от установленных Правительством сроков.
 
При создании РКК на 53 НИИП предприятия промышленности не справлялись с установленными сроками изготовления и поставки оборудования из-за напряжённой одновременной работы по нескольким комплексам.
 
Создание модернизированного носителя «Космос-2» также шло с задержкой: как отмечалось в Решении ВПК от 28.07.1965 г., до 20.07.1965г. не был изготовлен ни один из восьми носителей «Космос-2», предусмотренных решением Правительства к поставке в IV квартале 1964 г.
 
Наконец, В конце 1966 года было закончено строительство первой очереди комплексов.
 
В 1967 году начались ЛКИ РН «Космос-2» и стартового комплекса «Радуга»: 16 марта 1967 года был произведен первый запуск КА «Космос-148» - КА серии «ДС»
(командир части - полковник И.М. Кожемяко).
 
Через два месяца, 15 мая 1967 года и со стартового комплекса «Восход» (первым был построен правый - при взгляде на север - комплекс №2, то есть СК 132/2) состоялся первый пуск РН «Космос-ЗМ». В этом пуске на орбиту ИСЗ был выведен «Космос-158» - габаритно-весовой макет навигационного КА «Циклон»
(командир части тот же - полковник И.М. Кожемяко).
 
Второй (по сроку ввода в эксплуатацию) СК "Восход" №1, то есть СК 132/1 - включился в работу 21 октября 1969 года пуском РН "Космос-3М" с "Циклоном" №4 - "Космосом-304".
 
Юбилейные пуски:10 июля 1972 года ракетой-носителем «Космос-3М» с ПУ № 2 пл. 132 был запущен юбилейный космический аппарат «Космос-500» (командир части - подполковник А.А. Авсеевич); 19 июня 1976 года – первый запуск космического аппарата серии «АУОС» ракетой-носителем «Космос-3М» (с ПУ № 1 пл. 132, командир полковник Я.П. Савко);  31 марта 1978 года - юбилейный запуск космического аппарата «Космос-1000» ракетой-носителем «Космос-3М» (с ПУ № 1 пл. 132, командир части - полковник В.А. Захаров); 30 июня 1982 года - первый запуск космического аппарата серии «Надежда» ракетой-носителем «Космос-3М» (с ПУ № 1 пл. 132, командир части - полковник В.А. Хахулин); 28 июня 2000 года - первый запуск с космодрома Плесецк ракетой-носителем «Космос-3М» на солнечно-синхронную орбиту, запущены космические аппараты «Надежда», «SNAP-1» (Великобритания), «Tsinghua-1» (КНР) (с ПУ № 1 пл. 132, командир полковник А.И. Шевкунов); ракетой-носителем «Космос-3М»
 
Площадки 132 и 133 "Лесное" (пл. 121)
 
 
 
КПП в/ч 71509 -
эксплуатанта
СК "Космос" и
СК "Рокот"
 
Меняются эмблемы, объединяются и разъединяются площадки, сливаются, расформировываются и вновь сформировываются части и подразделния....Но суть не меняется.
 
В июле 1964 года была сформирована отдельная инженерно-испытательная часть  63551, занимавшейся подготовкой КА и их запуском ракетами-носителями 11К63 "Космос-2" и 11К65М "Космос-3М".
 
В 1972 году на базе в/ч 63551 сформировалась в/ч 25922 на пл. 32 для подготовки КА и их запуска ракетой-носителем 11К68 "Циклон-3".
 
В 1988 году из  в/ч 63551 выделили в/ч 71509 для запусков КА на РН 11К65М "Космос-3М" на пл. "Лесное", а подготовку КА оставили за  в/ч 63551 на пл. "Полярная".
 
Площадка 133
. Первоначально - для запусков КА с помощью РН "Космос-2"
 
 
 
На площадке РКК «Радуга» под РН «Космос-2» был построен один стартовый комплекс, ставший известным как 133/1.
 
В замечательной книге "Сандаловое дерево", посвященной Р-12 и РН на её основе, есть неточности, в частности по количеству СК "Радуга" и "Восход", а также по технологии работы с РН "Космос-2" на СК и ТП. В книге указано, что "Процедура подготовки к старту "Космоса" в Плесецке была несколько иной, чем в Капъяре. Для комплексной проверки носитель сначала собирался так же, как на ГЦП №4. Затем, с использованием штатного оборудования, которое применяется для установки Р-12 в шахту, вся собранная РН извлекалась из шахты и перегружалась на транспортную тележку первой ступени, которая перевозила ракету в МИК." Но в Плесецке шахт под эту РН не было. "Космос-2" собирался на стартовом столе с помощью оборудования подвижной башни из доставляемых из МИКа первой ступени и второй ступени в сборе с полезной нагрузкой. В Капьяре, кстати, также целиком извлечь РН из ШПУ было невозможно - только отдельно по ступеням...
 
 
 
В книгах, журналах и в интернете это фото содержит подпись  "Интеркосмос-1". Но КА "Интеркосмос-1" был запущен из Капьяра с ШПУ на пл. 86. Собрать РН в таком виде на открытом старте на ГЦП-4 не было возможности - в Капьяре "Космос-2" стартовал только из ШПУ. Скорее всего, на фото - первый и единственный РН 11К63 "Космос-2"  под КА "Интеркосмос", запущеный из Плесецка - РН с "Интеркосмосом-8".
 
Стартовый комплекс «Радуга» 11П863.
РН «Космос-2» стартовал с него в период с
16 марта 1967 по 18 июня 1977 года.
 
Надпись "Intercosmos" на ракете "Космос-2" была выполнена рукописным шрифтом.
 
Первыми КА, выведенными на орбиту с помощью РН «Космос-2», были спутники серии «ДС» - это аббревиатура названия «Днепропетровский спутник». Именно для их запуска изначально создавался комплекс «Радуга». Первый космический аппарат, выведенный на околоземную орбиту, имел наименование «ДС-П1-И» и предназначался для отработки и проверки точностных характеристик станции определения координат и передачи команд космическим системам «ИС» и «УС».
 
Первый «ДС-П1-И» был запущен из Капьяра 25.01.1966 г., остальные 17 штук - с этого комплекса в Плесецке (был еще один аварийный пуск).
 
«ДС-П1-Ю» был аппаратом военного назначения и использовался для юстировки РЛС ПВО и средств контроля космического пространства типа «Днестр». С 1964 г. по 1977 г. произведено 72 удачных и 7 аварийных пусков РН 63С1 и 11К63 с КА ДС-П1-Ю, в основном из Плесецка.
 
Всего с 53 НИИП запускались спутники серии «ДС» восьми типов. В конце 60-х годов началась отработка КА «Форпост» (космическая система специальной связи на основе КА  «Стрела-2М»). Первый запуск этого КА состоялся в 1970 году.
 
В этом же году начинаются работы по вводу в эксплуатацию нового комплекса «Тюльпан» с КА «Лира», который предназначался для решения военно-прикладных задач отработки, юстировки, калибровки и паспортизации специальных комплексов наземного и космического базирования Министерства обороны СССР - иначе говоря, был мишенью для отработки противоспутниковых систем.
 
 
Площадка 133. Второй этап - для запусков КА с помощью РН "Космос-3М".
 
Последний пуск РН «Космос-2» был произведен 18 июня 1977 года. Затем в течение нескольких лет этот СК «Радуга» был переоборудован под СК РН «Космос-3М» 11П865П «Восход» и 23 октября 1985 г. с него впервые был осуществлен пуск РН «Космос-3М»,но  очередной КА «Парус» на орбиту не вышел из-за аварии РН.
 
14 июля 1994 запуском РН «Космос-3М» с КА «Цикада» ("Надежда" №4) эксплуатация этого СК
«Восход» была завершена.
На фотографиях - период работы пл.133 с РН "Космос-3", середина 90-х годов:
- на прибыл ТА с зачехленным РН;
- расчехление РН перед башней обслуживания;
- РН подготавливают и поднимают в башню обслуживания с установкой на стартовый стол.
 
Старт ракеты-носителя "Космос-3М" в летнее и в зимнее время.
 
 
Площадка 133. Текущий момент - для запусков КА с помощью РН "Рокот".
 
В конце 90-х годов СК был переоборудован в СК 11П865ПР  под РН «Рокот», и стал известным как СК 133/3. Первый старт - 16 мая 2000 года с двумя ГВМ КА"Iridium" (командир части - полковник А.И. Шевкунов).
 
Постановлением Правительства РФ от 01.07.95 Центру Хруничева было разрешено проводить все работы по внедрению системы «Рокот» совместно с германским концерном DASA, для чего в марте 1995 года было создано СП "Eurockot Launch Services". В рамках проекта нового носителя было намечено создание разгонного блока, головного обтекателя, а также технического и стартового комплексов (ТК и СК) на космодроме Плесецк.
 
Распоряжением Правительства РФ № 824-р от 13.06.97 г. СК 11П865П на площадке 133 космодрома Плесецк был выведен из эксплуатации.
 
Заказчиком новых комплексов выступило МО РФ в лице РВСН. Исполнителем работ тем же Распоряжением был назначен ГКНПЦ им. М.В.Хруничева. Генподрядчиком по стартовому комплексу является КБ транспортного машиностроения (г.Москва), создавшее в свое время СК «Восход», а ранее и СК «Радуга».  Этим же КБ транспортного машиностроения (КБТМ) в 1995 г. был разработан проект стартового комплекса 11П865ПР для запусков РН «Рокот».
 
 
Распоряжение Правительства РФ от 13.06.1997 N 824-р
О выведении из эксплуатации стартового комплекса 11П865П ракеты-носителя "Космос" на космодроме Плесецк
 
1. Принять предложение Минобороны России и РКА о выведении из эксплуатации стартового комплекса 11П865П ракеты - носителя "Космос" на космодроме Плесецк.
 
2. Государственному космическому научно-производственному центру имени М.В. Хруничева по договору с Минобороны России провести переоборудование стартового комплекса 11П865П ракеты - носителя "Космос" и дооборудование наземной инфраструктуры космодрома Плесецк (с сохранением существующего порядка их использования) для подготовки и запуска ракеты - носителя "Рокот".
 
Согласиться с предложением Минобороны России об участии воинских частей на договорной основе в работах, связанных с оказанием услуг по запуску отечественных и зарубежных космических аппаратов с помощью ракеты - носителя "Рокот".
 
Председатель Правительства Российской Федерации В.ЧЕРНОМЫРДИН
 
 
Стартовый комплекс
11П865ПР
для запуска РН «Рокот»:
 
 1 – стартовый стол;
 2 – соединительная ферма;
 3 – секция наземной системы
        управления;
 4 – башня обслуживания;
 5 – мостовой кран;
 6 – головной блок;
 7 – надставка пускового
        контейнера;
 8 – блок ускорителей 1-й
        и 2-й ступеней в
        транспортно-пусковом
        контейнере;
 9 – стационарная опорная
        колонна;
10 – мобильная система
        кондиционирования..
Первые контейнеры с оборудованием поступили в начале 1998 г.: в частности, система наведения, заимствованная у РВСН (от МБР 15А35). Непосредственно к переоборудованию объектов старта и ТК на космодроме приступили весной 1998 г.
 
Комплекс создавался путем реконструкции имеющегося комплекса 11П865П для РН «Космос-3М» на площадке 133 и размещения технического комплекса 11П568Р для подготовки РН «Рокот» и КА на базе технической позиции ракетного комплекса «Циклон-3» (монтажно - испытательный комплекс на площадке 32Т).
 
При этом в максимальной степени были использованы основные сооружения и технологические системы реконструируемого комплекса без доработок или с минимальными доработками. Сохранена в своей основе принципиальная схема и технологию работ, принятых на комплексе РН «Космос-3М», а также функции его основных систем и агрегатов стартовой зоны.
 
Технический комплекс РН «Рокот» 11П568Р, разгонного блока «БризК/КМ» и КА развернут на площадке 32Т. Рабочее место для подготовки РН оборудовано вместо одного из двух рабочих мест РН 11К68 «Циклон-3».
 
Второе рабочее место «Циклона», так же как и остальное наземное оборудование технического комплекса (СК РН «Циклон-3» на 32-й пл., СК «Космос-3М» на 132 пл.), находилось в момент подготовки ТК "Рокота" в эксплуатации и поддерживалось в рабочем состоянии.
 
На техническом комплексе РН «Рокот» вновь создаваемым объектом являлась «чистовая» камера класса 100000 для интеграции космической головной части (КГЧ), состоящей из разгонного блока «Бриз-К/КМ», спутника со средствами отделения и головного обтекателя. Такое сооружение создано впервые на северном космодроме и является важнейшим объектом ТК.
 
Проект камеры - помещения класса 8 ИСО (ISO) площадью 425 кв. м.  для подготовки и заправки космических аппаратов был выполнен ООО «ЭкоПроект» совместно с 31 ГПИ .  Этойже фирмой были выполнены монтаж и пуско-наладочные работы по вентиляции и АСКУ параметров микроклимата и чистоты и сдача в эксплуатацию в 2000 г.
 
Проведены ремонтно-восстановительные работы и доработка мостовых кранов. Въездные ворота МИК ТК также подверглись модернизации: заменен их привод и увеличены размеры, т.к. в старый проем не помещалась транспортная тележка с вертикально расположенной на ней космической ГЧ "Рокота". Необходимые доработки проведены на узле энергоснабжения МИКа. Система газоснабжения корпуса – 11Г1106 – будет использоваться для обоих типов ракет («Рокот», «Циклон-3»).
 
Реконструкия ворот МИКа на пл. 32Т.
 
Наиболее значимым и технически сложным объектом стартового комплекса является башня обслуживания. Она была смонтирована на 133 пл. в 1966 г. в составе комплекса «Радуга» (под РН 11К63 «Космос-2»), подверглась модернизации в 1976 г. для работы с РН 11К65М («Космос-3М»). В составе оборудования башни остались без изменений грузопассажирский лифт, механизм передвижения башни, ряд технических систем. Подверглись доработке площадки обслуживания для обеспечения работы с КГЧ. Привод и механизмы полиспастной системы прошли ревизию и доработку на предприятии-изготовителе "Ленподъемтрансмаш" в Санкт-Петербурге. Конструкторское сопровождение работ по башне обслуживания осуществляет ГУП КБТМ, С.-Пб. Основной подрядчик – «Спецтрест-2», С.-Пб.
 
Система газоснабжения стартового комплекса – 11Г714Р – создана КБ Тяжелого химического машиностроения (КБТХМ) путем ревизии и модернизации старой системы. КБТХМ – также разработчик и изготовитель систем заправки. При проектировании было учтено реальное техническое состояние и состав эксплуатировавшегося заправочного оборудования РН «Космос-3М». 75-м авиаремонтным заводом (АРЗ, г.Бологое), по заданию КБТХМ была проведена ревизия и восстановление остающихся в эксплуатации узлов и коммуникаций. Новое оборудование для систем заправки поставлено и монтируется. Всему комплекту заправки КБТХМ присваивает новый индекс и выпускает новую эксплуатационную документацию. Данная система по-своему уникальна, так как создана в единственном экземпляре – «по месту». Поставщик – "Пензхиммаш".
 
Работы по заправочному оборудованию были осложнены выявленными дефектами в строительных конструкциях, в частности в прогибах кровли в хранилищах горючего. Было решено удалить обваловку сооружения и установить дополнительные металлические балки снаружи сооружения для дополнительного крепления плит перекрытий. Генподрядчиком по строительной части комплекса является военно-строительное управление ГУСС МО РФ.
 
Особые проблемы возникли с выбором и привязкой системы термостатирования на стартовом комплексе. К системе предъявляются высокие требования по обеспечению теплового режима как космического аппарата, так и РН в ТПК. На старте подготовлены помещения для размещения оборудования. Самостоятельной проблемой стало энергоснабжение системы, в результате чего потребовалось включить в проект СК дополнительную дизельную электростанцию.
 
Начало монтажа башни для удержания ТПК РН "Рокота" перед стартовым столом РН "Космос-3М".
 
Доставка на стартовый комплекс 11П865ПР проверенной РН без головного блока осуществляется в ТПК - транспортно-пусковом контейнере. Установка этого контейнера на пусковое устройство проводится через переходное кольцо, которое имитирует опорные элементы «Космоса-3М».
 
Вместо демонтированной кабель-мачты на комплексе 11П865ПР смонтирована стационарная опорная колонна с захватами для удержания контейнера с «Рокотом» в вертикальном положении. Эта колонна используется для подвода к местам стыковки технологических коммуникаций наземных систем, а также для размещения аппаратуры систем управления и прицеливания РН.
После установки на колонне контейнера с первыми двумя ступенями «Рокота» (блок ускорителей МБР 15А35) на стартовый комплекс доставляется подготовленный головной блок и надставка контейнера. Их стыковка соответственно с РН и пусковым контейнером проходят в вертикальном положении, как и когда-то это происходило со второй ступенью РН "Космос-2". Перед стартом РН с КА из пускового контейнера, в который превращается ТПК после присоединения надставки, башня обслуживания отводится на безопасное расстояние.
 
Подготовка ракеты-носителя и головного блока к вывозу на старт проводиться на техническом комплексе 11П568Р с использованием вновь разработанного наземного технологического оборудования и технических средств базовой стартовой позиции 11П568. В МИКе на площадке 32Т организовано одно рабочее место для работ с РН «Рокот» и создана зона со специальными условиями, отвечающими особым требованиям и специфике работ с разгонным блоком, его составными частями и космическими аппаратами. Заправка двигательной установки разгонного блока компонентами топлива проводиться на центральной заправочно-нейтрализационной станции космодрома Плесецк.
 
В общей сложности для стартового и технического комплексов РН «Рокот» в КБТМ было разработано почти  40  проектов на создание новых и доработку существующих агрегатов и систем наземного оборудования.
Работы по созданию комплексов 11П865ПР и 11П568Р в основном были завершены к концу 1999 г.
"Рокот" к старту готов!
 
 
 
Несбышееся
прогнозы
 
В апреле 2000 года агентство ПРАЙМ-ТАСС писало: «... По расчетам экспертов СП "Eurokot", для рентабельности компании потребуется до 2010 года осуществить не менее 45 запусков "Рокота". Заявки на первые 26 уже имеются.
 
Причем поступление заявок, согласно этим расчетам, должно год от года увеличиваться, поскольку существующие на орбитах спутники нужно заменять. Пик "старения" уже запущенных российских и зарубежных спутников приходится на 2005 год, и на этот период СП "Eurokot" планирует получение основного дохода.
 
... Запуск ракеты класса "Рокот" обходится в сумму около 10 млн долл/
 
... Для осуществления коммерческих проектов ГКНПЦ приобрел в собственность 45 ракет СС-19, которые будут доработаны в носители "Рокот".»
 
На сегодняшний день (начало 2013 года) из Плесецка "Рокот" с РБ "Бриз-КМ" стартовал
17 раз, в том числе с коммерчискими грузами СП "Eurokot" -  всего 10 раз. Два пуска из 16 были аварийными.
 
Стартовый комплекс 11П865ПР для РН "Рокот", переоборудованный из СК 11П865П РН "Космос-3М", в свою очередь перестроенный из СК 11П863 РН "Космос-2". После окончательной модернизации под РН "Рокот" удостоен собственного наименования 14П25.
 
Площадка 132 во время перестройки под стартовый комплекс 11П865ПР...
 
... начало монтажа башни удержания ТПК, видны спутники любого строительства в стране - вагончики строителей-монтажников...
Площадка после окончания её реконструкции, башня обслуживания накачена на башню удержания ТПК.
 С приемом в эксплуатацию СК получил индекс 14П25.
 
РН "Рокот" на пусковом столе в ТПК,  ГБ не  пристыкован.
Башня обслуживания накачена на РН.
 
РН "Рокот" на пусковом столе в ТПК с пристыкованным ГБ.
Башня обслуживания откачена.
 
Старт РН "Рокот". Момент выхода ракеты-носителя из ТПК.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Башня
обслуживания
в ожидании
новых
ракет
 
 
 
 
 
Площадка 132
 
На площадке РКК «Восход» под РН «Космос-3М» было построено два старта, ныне известным как СК 132/1 и СК 132/2.
 
СК 132/2 успешно эксплуатировался с 15 мая1967 года по 25 апреля 1990 года. Что же касается СК 132/1, эксплуатация которого началась в конце 1969 года, то, как уже упоминалось, он стал местом первой плесецской катастрофы 26 июня 1973 г.
 
Ровно год СК восстанавливали и 27 июня 1974 года пуски «Космоса-3М» с него возобновились - на орбиту был отправлен очередной «Циклон». Последний пуск последнего РН «Космос-3М» с последним КА «Парус» был произведен с этого СК 132/1  27 апреля 2010 года.
 
В планах пусков в последние пару лет мелькает пуск "Космос-3М" с КА "Канопус", все время отодвигась на более позднее время. Состоится ли еще когда-либо пуск РН «Космос-3М»?
 
     Наземный комплекс "Космос-3М" в Плесецке.
 
И. Черный. «Новости космонавтики»
 
Наземный технологический комплекс, входящий в состав стационарного наземного ракетно-космического комплекса «Космос-3М» на космодроме Плесецк, предназначен для подготовки и пуска РН 11К65М с космическими аппаратами.
РН и КА прибывают на технический комплекс (ТК) космодрома, где проходит выполнение операций по приему, сборке, различного рода испытаниям и подготовке изделий к пуску.
 
Основное сооружение ТК – монтажно-испытательный корпус (МИК) для сборки и испытаний РН и КА, погрузки полностью собранного носителя для дальнейшей транспортировки на стартовый комплекс. На ТК ступени РН «Космос-3М» перегружаются из ж/д вагонов на монтажно-стыковочные тележки, а далее собираются в электрический пакет для электроиспытаний.
 
 
 
 Работы со ступенями и их кратковременное хранение проводятся на стыковочно-испытательных тележках с использованием переносных опор. Пристыковка (отстыковка) головного
обтекателя (ГО) на вторую ступень РН ведется на унифицированной монтажно-стыковочной тележке. Механизмы перемещения и подъема ложементов обеспечивают совмещение продольных осей и торцов ГО и второй ступени.
 
Собранная РН перегружается на транспортно-установочную тележку, которая в составе специального поезда с термостатированием КА в пути прибывает по железной дороге на стартовый комплекс (СК).
 
Транспортно-установочная тележка служит не только для транспортировки РН с КА от технического на стартовый комплекс, но и для установки ракеты в вертикальное положение и съема РН с пускового устройства (ПУ) при несостоявшемся пуске.
 
 
В состав СК входят ПУ, кабель-мачта, агрегат обслуживания, система заправки РН окислителем и горючим, система газоснабжения, система дистанционного управления заправкой (СДУЗ), система пожаротушения.
 
ПУ, предназначенное для вертикализации РН, разворота ее по заданному азимуту, проведения предстартовых проверок, пуска носителя и отвода газовых струй двигателей, состоит из рамы и рассекателя на опорно-поворотном основании, укрепленных на фундаментной плите. ПУ оснащено комплектом трубопроводов для подвода к первой ступени РН компонентов топлива и сжатых газов.
 
Носитель с подстыкованными заправочными коммуникациями может поворачиваться на основании на требуемый угол. Привод устройства обеспечивает грубую и точную наводку ракеты.
 
Кабель-мачта связывает «борт» КА с наземной проверочной аппаратурой и источниками питания при проведении предстартовых проверок, а также отводит отстыкованные разъемы на безопасное расстояние перед пуском РН.
 
Откидная кабель-мачта – сборная металлическая ферма, шарнирно соединенная с основанием. Кабельный разъем подводится к РН с помощью поворотной стрелы, установленной в верхней телескопической части фермы, а отводится автоматически по команде со стойки системы дистанционного управления (СДУ).
 
Агрегат обслуживания (АО) осуществляет подъем РН в вертикальное положение, обслуживание ракеты и аппарата (вплоть до замены КА на ПУ), прицеливание и заправку.
 
АО представляет собой решетчатую башню, оснащенную специальными механизмами, приспособлениями и системами для передвижения и удержания агрегата под напором ветра; управляется из кабины управления или с пульта СДУ из командного пункта.
 
Для установки ракеты на ПУ применена оригинальная и внешне весьма эффектная схема: тросовая система подъемного механизма башни соединяется с кинематическим механизмом рамы транспортно-установочной тележки и последняя вместе с ракетой переводится в вертикальное положение, оставляя на рельсах ходовые тележки. Тарели ПУ подводятся под опорные пяты ракеты, и она открепляется от транспортных опор. После обратного перевода рамы в горизонтальное положение с посадкой на ходовую часть, транспортно-установочная тележка вывозится с СП.
 
 
 
Последующая подготовка ракеты проводится внутри АО, обеспечивающего полную защиту от ветра и осадков и доступ боевого расчета к местам обслуживания с поэтажно расположенных площадок.
 
В башне проложены заправочные, дренажные, кабельные и другие коммуникации наземных систем, подводимые к РН, размещены кабельные сети и системы термостатирования, освещения, вентиляции, установлены ретрансляционные устройства радиосистем ракеты и т.п.
 
Башня оборудована гидроприводными воротами, лифтом, мостовым краном на случай замены КА в вертикальном положении, ходовой частью для перемещения по специальному ширококолейному рельсовому пути и др. механизмами.
 
В соответствии с принятой технологией, после ручной стыковки связей «борт-земля» дистанционно проводятся заправка РН компонентами топлива и сжатыми газами, термостатирование КА, проверки бортовых систем и т.д.
 
Для повышения надежности на СК применено дублирование заправки методом «креста»: оборудование одной ПУ может обеспечивать заправку ракеты на другой.
 
Стартовый комплекс 11П865 для РН 11К65М "Космос-3М"
 
Система заправки предназначена для хранения (в т.ч. длительного) компонентов топлива, заправки РН и, в случае необходимости, слива компонентов из баков ракеты в емкости системы. Система включает помещения -  хранилища окислителя и горючего, в которых смонтированы рабочие емкости с комплектом запорной арматуры и контрольно-измерительными приборами, центробежные насосы для перекачивания топлива из рабочих емкостей в баки РН, литромеры для отсчета заправляемой дозы, теплообменники для термостатирования топлива и сливные емкости.
 
Трубопроводы системы проложены по проходным каналам, сооружениям СК и агрегату обслуживания. Система стыкуется с РН при помощи наполнительных (НС) и дренажных (ДС) соединений.
 
Отстыковка НС от заправочной горловины первой ступени ракеты производится ходом РН при старте, остальные НС и ДС после окончания заправки отводятся от горловин РН механизмами отвода, смонтированными на АО.
 
СДУЗ, предназначенная для автоматического или ручного дистанционного управления заправкой топливом и сжатыми газами, обеспечивает контроль температуры, давления и уровней компонентов в емкостях хранилищ и автоматический контроль за прохождением основных операций при проведении заправки РН.
 
Заключительные операции – отстыковка и отвод от ракеты топливных коммуникаций, их расстыковка на участке «земля-башня», подготовка к отводу и отвод АО от ракеты на безопасное расстояние, разворот ракеты в плоскость стрельбы, отстрел электроразъемов и отвод кабель-мачты, наконец, пуск РН – осуществляются дистанционно.
 
Решение о создании на полигоне Плесецк стартовых комплексов РН легкого класса для запуска КА широкой номенклатуры было принято в 1961–1963 гг. Головной организацией стало ГСКБ – Государственное специальное конструкторское бюро (ныне – КБ транспортного машиностроения).
 
 
История строительства комплексов 11П863 и 11П865
 
Предполагалось построить сразу два комплекса: 11П863 «Радуга» для РН «Космос-2» (11К63) главного конструктора М.К.Янгеля и 11П865 «Восход» для РН «Космос-3» (11К65) главного конструктора М.Ф.Решетнева.
 
В отличие от ранее построенных, это были первые штатные СК, специально созданные для ракет космического назначения. Эскизный проект обоих
 
СК разрабатывался по единому тактико-техническому заданию.
 
Комплексы создавались практически одновременно, поскольку общим для обеих легких РН являлось использование базовых боевых ракет без существенных доработок по связям с «землей», что обусловило наличие ручных операций при эксплуатации, в т.ч. на заправленных носителях.
 
К СК предъявлялись особые требования:
 
   • универсальность (различные КА должны запускаться без доработки комплексов);
   • высокая производительность (порядка 100 пусков в год);
   • максимальная унификация наземного технологического оборудования обоих комплексов;
   • обеспечение эксплуатации СК обслуживающим персоналом в жестких северных условиях;
   • защита РН, обладающих в незаправленном состоянии низкой ветровой устойчивостью.
 
Предполагалось, что схема построения и планировка СК будут идентичны: позиция с двумя стартовыми площадками; каждая с двумя ПУ и сооружениями, в которых размещаются технологические системы, командный пункт и другие средства.
 
 Сооружения соединены между собой каналами (потернами) с проложенными в них коммуникациями. Обе стартовые позиции связаны автомобильными и железными дорогами с общей технической позицией (ТП).
Однако, несмотря на подобие СК, конструктивные различия ракет 11К63 и 11К65М ограничили возможность оптимизации их подготовки и унификации наземного оборудования.
 
Одновременное создание двух комплексов стало для ГСКБ наиболее масштабной по тем временам задачей, решенной при широчайшей кооперации участников работ.
 
Для СК разработано в общей сложности 73 агрегата и системы, из них 10 – унифицированных.
 
По проектам ГСКБ создано 11 агрегатов: ПУ, кабель-мачты, система обогрева, термочехлы четырех наименований и др. оборудование. В работе приняли участие 17 конструкторских и проектных организаций и десятки заводов-изготовителей.
 
СК вводились в эксплуатацию поочередно, с интервалом в два месяца. Первому пуску РН 11К63, состоявшемуся 16 марта 1967 г. (ИСЗ «Космос-148»), предшествовали комплексные испытания с макетом ракеты и генеральной тренировкой боевого расчета в 150 человек, осложненные многооперационной технологией подготовки носителя с большими объемами ручных работ.
 
Первый пуск стал во многих отношениях знаменательным событием: для полигона – ввод в строй первого специализированного СК; для Министерства обороны – начало реализации широкой программы запуска КА; для ГСКБ и смежников – успешное завершение многотрудной работы.
 
По воспоминаниям очевидцев, поздно вечером, практически в полной темноте, дождавшись «окна» между пролетами американских разведывательных спутников, РН 11К63, озарив окрестности фантастическим оранжевым светом, с гулом стремительно ушла вверх, пробив низкую сплошную облачность, отражавшую еще некоторое время необычные блики.
 
Комплекс 11П863 был создан на площадке 133 не с двумя, а с одной пусковой «ниткой», прошел все виды испытаний, был принят на вооружение в январе 1968 г. и обеспечил проведение 90 космических запусков.
 
Последний пуск ракеты-ноителя 11К63 с ИСЗ «Космос-919» состоялся 18 июля 1977 г., после чего комплекс был перестроен под более совершенную РН 11К65М и получил индекс 11П865П.
 
В настоящее время СК 11П865П переоборудован еще раз, уже под РН «Рокот» и получил индекс 14П25.
 
Комплекс 11П865, построенный в полном объеме (с двумя ПУ) на площадке 132, после ввода в эксплуатацию в 1967 году был принят на вооружение в январе 1971 г. и обеспечил проведение более 370 космических запусков.
 
Первый пуск с ИСЗ «Космос-158» осуществлен 15 мая 1967 г. За время эксплуатации срок службы комплекса перекрыт почти втрое.
 
Источник: журнал "Новости космонавтики"
 
Площадка 132 с двумя стартовыми комплексами 11П865
 
Площадка "Лесное". Вид на площадку СК 133.
 
 
Площадка 32 -
для запусков КА с помощью РН "Циклон-3".
 
 
 
 
11П868 - стартовый комплекс РН 11К68 на площадке 32 "Большое Усово" экплуатировала (как и ТК РН "Циклон") в/ч 25922.
 
Циклоны стартовали отсюда с 24 июня 1977 по 30 января 2009 года. В 2005 году , когда "Циклоны" еще летали, существовало предложение ГКНПЦ им. М.В. Хруничева по реконструкции стартового комплекса РН «Циклон» для запуска РН «Ангара» легкого класса. Но не срослось...
 
 
 
По Постановлению СМ СССР от 24 августа 1965 г. в 1966 году в КБ «Южное» была начата разработка ракеты-носителя на базе ракеты Р-36 орб для запуска космических аппаратов системы раннего предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Эскизный проект РН «Циклон-3» был разработан в 1967 году. Первая и вторая ступени были аналогичны ступеням ракеты «Циклон-2», а третья разгонная ступень С5М была выполнена на базе орбитальной головной части ракеты Р-36 орб.
 
Но после разработки ракетного комплекса последовала почти десятилетняя вынужденная пауза, связанная с тем, что космический аппарат СПРН УС-К, для которого РН в первую очередь предназначалась, «ушёл» на более мощный носитель «Молния-М».
 
В 1974-1976 годах, после многолетних переговоров с США, в соответствии с Протоколом «О процедурах...» к Договору о ОСВ-1 в РВСН были сняты с боевого дежурства и ликвидированы 210 пусковых установок МБР Р-16У и Р-9А с оборудованием и сооружениями стартовых позиций. Поэтому в середине 70-х годов на 53 НИИП закончилось боевое дежурство на ракетных комплексах Р-9А на площадках «Большое Усово» и «Малое Усово». В соответствии с выводами НИР «Поиск-П» в 1969 году на 53 НИИП был сделан вывод о возможности создания для новой РН лёгкого класса «Циклон-3» стартового комплекса на основе боевой стартовой позиции МБР Р-9А на площадке «Большое Усово».
 
Постановлением ЦК КПСС и СовМина СССР от 20 июля 1970 года задавалось создание ракеты-носителя «Циклон-3» для запусков космических объектов. Решением ВПК от 25 ноября 1970 года утверждался план  график разработки, изготовления и поставки комплектующих элементов, систем, агрегатов и приборов ракеты-носителя «Циклон-3», задавалась разработка программы лётных испытаний новой РН.
 
Решением ВПК от 9 октября 1970 года предусматривалось строительство на НИИП-53 МО СССР стартовой и технической позиций, предназначенных для обеспечения запусков ИСЗ ракетой «Циклон-3». Предполагалось при этом использовать существующие ТП и СП снимаемой с вооружения ракеты Р-9А. Устанавливались сроки ввода в эксплуатацию: ТП - ноябрь 1972 года, первого старта - декабрь 1972 года, второго старта - май 1973 года. В 1971 году на площадке «Большое Усово» начались строительные, а в дальнейшем и монтажные работы, которые были успешно завершены к декабрю 1976 года.
 
КА «Целина-Д» был переведён с носителя «Восток-2М» на РН «Циклон-3». Первый запуск РКН «Циклон-3» состоялся 24 июня 1977 года в 14 часов 30 минут с ПУ № 2 пл. 32 (командир части - полковник В.А. Остапенко). Одновременно с отработкой РН начались лётные испытания КА «Целина-Д». ЛКИ предусматривали запуск одиннадцати РН «Циклон-3». Однако, в связи с положительными результатами первых запусков и эксплуатации систем технического и стартового комплексов, было решено ограничить ЛКИ 6 пусками РН. В январе 1980 года РН «Циклон3» с КА «Целина-Д» были приняты на вооружение.
 
В 1978 году было начато серийное производство космических аппаратов «Метеор-2». Перевод запусков этих спутников с ракеты-носителя «Восток-2М» на РН «Циклон-3» позволил ускорить завершение лётных испытаний КА.12 февраля 1979 года был произведен первый запуск космического аппарата серии «Океан» ракетой-носителем «Циклон-3» с ПУ № 2 пл. 32 (командир части - полковник В.А. Остапенко). 21 июня 1982 года метеорологическая космическая система была принята в эксплуатацию.
 
Запуском 28.09.1983 г. с помощью РН «Циклон-3» (с ПУ № 1 пл. 32, командир части - подполковник В.А. Графинин) КА «Космос1500» типа «Океан-О» начался новый этап в развитии океанографических исследований. В период до 1995 года произведено несколько  запусков океанографических КА, что обеспечило полный обзор Арктики и других районов Мирового океана, передачу информации об условиях плавания в Арктике и Антарктике.
 
В дальнейшем РКК «Циклон-3» принимался в эксплуатацию в составе систем «Муссон» (1985 г.), «Стрела» (1990 г.).
 
Система связи на основе КА «Стрела-3» обладала большой эффективностью и превосходила аналогичные комплексы США. В состав РКК «Стрела-3» входили: космический ракетный комплекс РН «Циклон-3», космическая головная часть (КГЧ) с КА «Стрела-3» и технический комплекс КГЧ. В 1983 - 1984 годах была проведена реконструкция сооружения 1 на площадке «Полярное» в/части 63551, монтаж, наладка, автономные и комплексные испытания наземного испытательного и технологического оборудования для КГЧ «Стрелы». С декабря 1984 года приступили непосредственно к испытаниям КА. В декабре 1990 года космический комплекс «Стрела-3» был принят на вооружение Советской Армии, начала функционирование орбитальная группировка КА космического комплекса связи системы «Рассвет».
 
В 1983 году Постановлением Совета Министров СССР было принято решение о создании нового поколения КА для системы гидрометеорологического обеспечения страны - «Метеор-3». В 1988 году проведён первый запуск КА «Метеор-3» с помощью РН «Циклон-3». Большая работа была проведена на ТК КА (сооружение 1 в/ч 63551 пл. «Полярное») и ТК РН (сооружение 130 в/ч 25922 пл. «Большое Усово») с целью создания необходимых условий для испытаний К%А и РН. Всего за 5 лет было запущено четыре КА «Метеор-3» и один КА «Метеор-3/TOMS», созданный совместно с США для выяснения причин критических изменений озонного слоя атмосферы (запуск - 15 августа 1991 года).
 
В 1988 году проведён первый запуск КА «Кольцо», а за период до 1990 года запущено 3 КА. Лётные испытания шли достаточно успешно, программа испытаний выполнялась, замечания, выявленные в ходе работ, устранялись, но в связи с развалом СССР, приобретением Украиной статуса независимого государства, потерей интереса у руководства страны к развиваемой теме, запуски КА «Кольцо» были приостановлены, и тема дальнейшего развития не получила.
 
В 1988 году начались лётные испытания нового КК «Тайфун-3», предназначенного для отработки специальных средств ПРО и ККП.
 
 
Стартовый комплекс «Циклон-3» был выполнен высокоавтоматизированным, с полным исключением необходимости нахождения личного состава у ПУ с момента доставки к ней ракеты и до момента старта. Последнее обстоятельство сделало СК одним из самых безопасных для обслуживающего персонала, поскольку такие опасные операции, как стыковка и отстыковка разъемов и наполнительных соединений, заправка и слив ядовитых компонентов топлива выполняются автоматически с дистанционным контролем.
 
Работа по проектированию на космодроме Плесецк на площадке 32 стартового комплекса 11П868, предназначенного для обеспечения запуска КА научного, народно-хозяйственного и оборонного назначения трехступенчатыми ракетами «Циклон-3» началась в КБТМ в 1970 г. Основные требования к СК, в значительной степени схожие с требованиями к только что созданному на Байконуре комплексу 11П869Э для РН "Циклон-2", сводились к обеспечению высокой готовности к пуску и проведению нескольких пусков за ограниченное время, в т.ч. с одного и того же ПУ. Поэтому идеология СК, схема старта и технология подготовки РН были приняты схожими с апробированными на комплексе 11П869Э. Одновременно решалась задача технического совершенствования и снижения стоимости создания СК с учетом имевшегося опыта эксплуатации комплекса 11П869Э на Байконуре с выходом в конечном итоге на новое качество.
 
 
Основным средством автоматизации операций предстартовой подготовки уже традиционно явился более совершенный ТУА с расположенными на нем отводной кабель-мачтой, опорным кольцом, воспринимающим вес ракеты при установке на ПУ, и разводными захватами, удерживающими ее при ветровом воздействии. ТУА оборудован тремя раздельными блоками усовершенствованного агрегата автоматической стыковки коммуникаций горючего, окислителя, электрических и газовых коммуникаций.
 
Как и на байконурском СК 11П869Э, выведенные из блоков автостыка коммуникации вручную присоединяются к ракете и КА на технической позиции. Ответные блоки автостыка, к которым подведены коммуникации соответствующих наземных систем стартовой позиции, расположены на стреле подъемно-установочного агрегата (ПУА), стационарно расположенного у ПУ. После доставки электровозом на стартовую позицию ТУА с ракетой автоматически соединяется с гидрокареткой установщика и уже с ее помощью на микроскорости продолжает движение к пусковому устройству. В процессе этого движения в считанные минуты и без участия людей происходит автоматическое, с предварительным раскрытием защитных шторок, соединение расположенных на ТУА и ПУА блоков автостыка с одновременной стыковкой почти 5000 электроцепей и других коммуникаций и последующей дистанционной проверкой качества стыковки. Единственный человек – машинист электровоза – покидает стартовую площадку еще до установки РН на пусковое устройство.
 
 
 
Усовершенствованный процесс подготовки РН на СП проводится в автоматическом режиме по циклограмме и не требует присутствия персонала у ракеты и в опасных зонах у технологического оборудования. При этом предусмотрена возможность перехода на дистанционно управляемый пооперационный режим предстартовой подготовки.
 
Была создана и внедрена система централизованного контроля, предоставившая командиру старта возможность постоянного наблюдения за состоянием оборудования, действиями операторов дистанционного управления и прохождением операций по циклограмме и, при необходимости, координации техпроцесса, а также система ТВ-наблюдения с автоматической видеозаписью хода подготовки на СП.
 
 
В состав СК 11П868 и ТП 11П568 вошли 52 новых агрегата и системы, в т.ч. 16 - разработки КБТМ: пусковое устройство 11У221, транспортно-установочный агрегат 11Т145, агрегаты автоматической стыковки и контроля соединений (11У31, 11У33, 11У32), оборудование стыковки и хранения и др. 36 агрегатов и систем разработаны смежниками (по ТЗ КБТМ). В их числе ГПИ «Проектмонтажавтоматика» (8 систем дистанционного управления), КБ «Арматура» (7 видов оборудования сжатых газов), ЖЗТМ (системы заправки и нейтрализации), ЦКБТМ и НКМЗ (подъемно-установочный агрегат 11У222) и ряд других предприятий.
 
Пройдя испытания, СК 11П868 11 января 1980 г. был принят на вооружение и обеспечил в период с 24 июня 1977 г. (дата первого пуска) до 29 января 2009 г.(дата последнего пуска) более сотни запусков РН «Циклон-3» с двух стартовых сооружений.