О СОЗДАНИИ КОСМИЧЕСКИХ НАВИГАЦИОННЫХ
НИЗКООРБИТАЛЬНЫХ СИСТЕМ
 
НАЧАЛО ЭРЫ ЕДИНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ
НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «ГЛОНАСС»
 
Юрий Валерьянович Медведков - полковник в отставке, Лауреат Государственной премии СССР, Почетный академик Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского; Ю.В. Медведков был начальником отдела Главного управления космических средств (ГУКОС) МО СССР (ранее ЦУКОС МО СССР), курировавшим создание системы ГЛОНАСС, затем главным специалистом РКА.
 
Ю.В. Медведков
 
О СОЗДАНИИ КОСМИЧЕСКИХ НАВИГАЦИОННЫХ
НИЗКООРБИТАЛЬНЫХ СИСТЕМ
 
После запусков в 1957 - 1958 годах на орбиту первых спутников появилась возможность использовать их в качестве ориентиров в пространстве с известными в любой момент времени координатами и скоростью. Определяющийся объект производит измерения навигационных параметров спутников, которые функционально связаны с искомыми координатами. При распространении радиоволн в космосе изменение частоты колебаний зависит только от скорости и направления движения искусственного спутника Земли (ИСЗ) и приемника определяющегося объекта относительно друг друга. При сближении ИСЗ и объекта частота принимаемых со спутника колебаний возрастает, а при удалении убывает. Этот доплеровский метод изменения частоты и был использован для навигации кораблей.
 
В начале и середине 60-х годов появились научно-исследовательские работы (НИР) по созданию космических навигационных систем в интересах ВМФ и ВВС. В работах 9 НИИ ВМФ, 30 ЦНИИ ВВС, 4 ЦНИИ МО, Военно-морской академии и Ленинградской Краснознаменной военно-воздушной инженерной академии им. А.Ф. Можайского была показана возможность повышения эффективности применения кораблей и летательных аппаратов при использовании спутников. При этом для вывода спутников на орбиты можно было использовать ракеты-носители, разработанные на основе существующих баллистических ракет, которые запускались с имеющихся полигонов.
 
Измеренная потребителем информация со спутника должна обрабатываться с помощью специальных алгоритмов, в результате чего получались координаты наблюдателя. Для проведения навигационных расчетов потребителя в кадре принимаемого сигнала со спутника передавались эфемериды (прогнозируемое значение координат и скорости ИСЗ), "привязанные" к определенным моментам времени, что давало возможность потребителю определять свое местоположение.
 
В этих НИР отмечалось, что достоинством спутниковых доплеровских систем является их неограниченная пропускная способность и простота навигационной аппаратуры потребителя, так как не требуется иметь передатчик на определяющемся объекте. Отсутствие излучения с борта потребителя обеспечивало его скрытность. Исследования вопросов возможности и точности определения координат при применении доплеровского беззапросного метода выявили, что наиболее удобным для этой цели являлось использование спутников со средней высотой круговой орбиты около 1000 км. Спутники на такой высоте находятся в зоне видимости корабля около 15 минут, а сеанс наблюдения, необходимый для определения его местоположения, составляет около 5 мин.
 
Для точного определения местоположения морских судов в любой точке Мирового океана в любое время суток (и в любых погодных условиях) с необходимой дискретностью (частоты связи судна со спутником) достаточно на орбите иметь несколько спутников.
 
Эти проработки легли в основу предложений НИИ и КБ Государственного комитета по оборонной технике, которые в своих материалах подтвердили в 1963 году возможность реализации требуемых характеристик по точности навигации кораблей.
 
Аналогичные исследования проводились и в США, где использовали сигналы первых советских спутников. Исследования по проекту "Авангард" также предусматривали создание спутника с доплеровской аппаратурой. Заказчиком спутника были ВМС США, а головным разработчиком была Лаборатория прикладной физики Университета Джонса Гопкинса. Руководителем работ Лаборатории был Р. Кершнер (Navigation, Journal of the Institute of Navigation, 1978, N 2, p. 268). Спутники "Транзит" запускались на орбиты высотой около 1000 км с наклонением до 90 градусов. Масса спутника составляла около 80 кг.
 
Советский Союз в 60-х годах уже мог выполнять обширные работы с использованием космоса в связи с тем, что обладал более мощными ракетами-носителями, чем США. Это позволило СССР развернуть широкую программу "Космос", в рамках которой велось изучение структуры ионосферы радиометодами, отработка связной, навигационной, метеорологической и геодезической аппаратуры, создание методов управления ИСЗ.
 
Разработка космических систем навигации требовала координации усилий большой кооперации организаций-исполнителей, существенных экономических затрат, разработки технических средств, никогда ранее не создававшихся, а также решения ряда научно-технических проблем, в том числе по выбору структуры радиосигналов, навигационного диапазона частот, обоснованию точности и стабильности генераторов частот для сигналов времени, быстродействия и объема закладываемой наземным комплексом управления (НКУ) на борт спутника и получаемой с него информации.
 
Все это потребовало на первом этапе создания экспериментальной системы космической навигации, которая получила шифр "Циклон". В разработке требований к этой системе принимали участие специалисты институтов ВМФ и Филиала 4 ЦНИИ МО. Техническое задание на разработку системы "Циклон" было выдано Центральным Управлением космических средств (ЦУКОС) Минобороны СССР и ВМФ СССР. В 1964 году Военно-промышленной комиссией Совета Министров СССР (ВПК СМ СССР) был утвержден план-график работ по созданию системы "Циклон". Предусматривался запуск 4-х спутников, создание наземного комплекса управления спутниками, навигационного комплекса и комплекса связи морских судов. Активное участие в разработке решения ВПК СМ СССР и выпуске плана-графика работ принимал специалист аппарата ВПК Лукьянюк Юрий Васильевич.
 
Решением ВПК СМ СССР были определены заказчики технических средств, головные исполнители работ, а также сроки выполнения основных этапов создания системы "Циклон". Головным исполнителем по созданию системы "Циклон" было определено ОКБ-10 (с 1967 г.- Научно-производственное объединение прикладной механики, НПО ПМ), начальником которого был главный конструктор предприятия Решетнев Михаил Федорович. О Михаиле Федоровиче написана 300-страничная книга его сотрудниками и коллегами, знавшими его в годы совместной работы. Академик и Герой Социалистического труда, он был всегда доступен для руководителей подразделений ОКБ и смежных организаций. Во время разработки и испытаний элементов системы, будучи техническим руководителем-заместителем председателя Госкомиссии, Михаил Федорович лично участвовал в заседаниях и глубоко вникал в проблемы других организаций, участвовавших в создании технических средств системы. На ОКБ возлагалась разработка, изготовление и испытания ракеты-носителя "Космос", спутника "Циклон", координация работ по комплексным испытаниям всей бортовой аппаратуры спутника.
 
Общее руководство работами на предприятии осуществлял первый заместитель главного конструктора член-корреспондент АН СССР Чернявский Григорий Маркелович, который не выпускал даже на время выходных дней за пределы г. Красноярска-26, где размещалось ОКБ, командированных представителей предприятий-смежников до тех пор, пока шли комплексные испытания спутников или имелись по их результатам замечания.
 
Испытаниями ракеты-носителя "Космос" руководил заместитель главного конструктора Ушаков Анатолий Иванович. Он же осуществлял техническое руководство при проведении работ на полигоне. Ведущим конструктором по системе "Циклон" и по спутнику был Григорьев Евгений Николаевич, ставший Лауреатом Государственной премии СССР за участие в создании системы.
 
Разработку спутника в ОКБ возглавлял начальник отдела Черемисин Владимир Филиппович, хорошо разбиравшийся в навигационной космической технике, обладавший красивым голосом, хорошо исполнявший в кругу друзей советские и народные песни. Впоследствии он стал Лауреатом Государственной премии за участие в создании спутниковой навигационной системы второго поколения ГЛОНАСС. Работами по созданию АСУ системы руководил заместитель главного конструктора Князькин Юрий Михайлович, энергичный и доброжелательный человек, осуществлявший взаимодействие с коллективами командно-измерительного комплекса (КИК) Минобороны и разработчиками командно-измерительных станций (КИС) системы "Циклон".
 
Комплексами космической связи занимался заместитель главного конструктора Пчеляков Леонид Сергеевич, впоследствии перешедший работать в организацию "Морсвязьспутник" Министерства морского флота СССР. Производство первых спутников "Циклон" велось на Механическом заводе НПО ПМ, директором которого был Митрофанов Анатолий Ефимович. Позже производство спутников было передано Производственному объединению (ПО) "Полет", главным конструктором на котором был доктор технических наук Клинышков Александр Семенович. На этом же объединении в дальнейшем велось изготовление ракеты-носителя "Космос-3М".
 
Разработка технических средств наземного и бортового комплексов управления спутниками и телеметрической системы была возложена на НИИ-885 (затем НПО "Радиоприбор", Российский НИИ космического приборостроения, РНИИ КП; в настоящее время входит в ОАО "Российские космические системы", ОАО "РКС"). Главным конструктором был Рязанский Михаил Сергеевич, член-корреспондент АН СССР, входивший в Совет главных конструкторов, который возглавлял С.П. Королев. Директором института был Герой Социалистического труда, Лауреат Ленинской и Государственной премий СССР Гусев Леонид Иванович. Заместителем главного конструктора предприятия был Борисенко Михаил Иванович, впоследствии руководивший Московским научно-исследовательским радиотехническим институтом Минпромсвязи СССР.
 
Главным конструктором направления, в котором велась непосредственная разработка технических средств бортовой аппаратуры управления и доплеровского метода навигации, был Лауреат Ленинской премии, доктор технических наук Иванов Николай Емельянович. Наземную аппаратуру НКУ разрабатывали специалисты отдела Карпова Анатолия Михайловича, обеспечивающие ее ввод на пунктах КИК.
 
Бортовым комплексом управления занимался отдел Шиловского Александра Петровича, никогда не унывавшего, несмотря на сложную, порой, ситуацию при разработке и испытаниях аппаратуры. Александр Петрович лично участвовал во всех комплексных испытаниях бортовой аппаратуры на предприятии, головном заводе - НПО ПМ, на полигоне и в полете.
 
Разработкой системы телеметрии и средств отображения руководил заместитель главного конструктора Чуркин Анатолий Васильевич. Тесную связь с заказчиками корабельной аппаратуры навигации и ее разработку обеспечивал начальник отдела, доктор технических наук Лауреат Ленинской премии Салищев Вадим Александрович, который преподавал также в Московском институте инженеров землеустройства, писал учебные пособия для студентов и окончил, будучи начальником отдела РНИИ КП, полный курс Сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева.
 
Разработка и изготовление технических средств системы единого времени и угломерно-дальномерной аппаратуры велась в Ленинградском научно-исследовательском радиотехническом институте (ЛНИРТИ, позже Российский институт радионавигации и времени, РИРВ). Директором института был Лауреат Ленинской премии Дмитриев Павел Павлович, награжденный медалью Ушакова за боевые действия на Северном флоте во время Великой Отечественной войны. Высокоточные генераторы частоты системы единого времени разрабатывались в ЛНИРТИ под руководством Гужвы Юрия Григорьевича, который впоследствии стал директором этого института.
 
Координацию работ предприятий-разработчиков и изготовителей технических средств системы "Циклон" осуществляли промышленные министерства, образованные в 1965 году: Министерство общего машиностроения (министр Афанасьев Сергей Александрович) - по системе в целом, ракете-носителю, спутнику, системе управления и телеметрии, доплеровской аппаратуре; Министерство радиопромышленности (министр Плешаков Петр Сергеевич) - по системе единого времени, угломерно-дальномерной аппаратуре; Министерство промышленности средств связи (министр Первышин Эрлен Кирикович) - по системе связи; Министерство судостроительной промышленности (министр - Бутома Борис Евстафьевич) - по внедрению корабельных средств.
 
Координация работ по созданию системы со стороны Министерства обороны СССР была возложена на Центральное управление космических средств (ЦУКОС), образованное в начале 60-х годов, и ВМФ.
 
На предприятиях промышленности эта работа велась через специальные военные представительства. Начальником управления ЦУКОС, координировавшим ход работ, был полковник Кравцов Юрий Федорович (впоследствии генерал-лейтенант, лауреат Ленинской премии), участник Великой Отечественной войны. Юрий Федорович умело организовал работу между организациями Минобороны и промышленности, что позволило на протяжении всей разработки системы избежать многих неприятностей, несмотря на имевшие место отказы аппаратуры спутников в период испытаний. Начальником отдела, в котором были подчиненные ему офицеры - ведущие по системам навигации, состоял Поглазов Михаил Иванович. До работы в ЦУКОС он служил в Военно-морском флоте, был участником Великой Отечественной войны, награжден орденом Красной Звезды. По результатам работы стал Лауреатом Государственной премии.
 
Создание технических средств командно-измерительного комплекса и системы единого времени курировало управление ЦУКОС МО генерал-лейтенанта, Лауреата Государственной премии Панченко Евгений Ивановича. Начальником отдела по системам управления был полковник Андронов Дмитрий Григорьевич, а по системам времени - полковник Кучеров Виктор Иванович, очень профессиональный специалист.
 
Создание ракеты-носителя "Космос" и изготовление её в ПО "Полет" курировал отдел полковника Заворотнюка Федора Васильевича, имевшего также тесное взаимодействие с полигоном.
 
В 7-ой пятилетке на предприятиях промышленности, разрабатывавших и изготовлявших космическую технику, были созданы специальные военные представительства, которые контролировали выполнение положений о порядке создания и серийного производства космических аппаратов и бортовой аппаратуры для них.
 
В НПО ПМ военным представительством руководил районный инженер, полковник Лысенко Виктор Кириллович - высококвалифицированный специалист. В НИИ-885 долгое время Военным представительством руководил районный инженер, полковник Соловьев Константин Николаевич, имевший тесные связи с руководством института.
 
Пожалуй, самым известным районным инженером кооперации системы "Циклон" был полковник Макаров Павел Михайлович, руководивший военным представительством в Московском НИИ радиосвязи (МНИИРС), работавший ранее в ЦУКОС начальником отдела.
 
Создание средств системы единого времени контролировал районный инженер полковник Мельников Геннадий Михайлович, тесно взаимодействовавший с руководством своего института. Возросшее значение стало придаваться работе военных представительств после выхода 16 февраля 1961 года постановления ЦК КПСС и СМ СССР "О мерах по улучшению качества военной техники". Поэтому вопросы повышения качества и надежности техники при разработке и изготовлении аппаратуры космических аппаратов (КА) были под постоянным вниманием ЦУКОС МО и его военных представительств.
 
В составе орбитальной группировки системы "Циклон" должно было одновременно функционировать до 6-ти космических аппаратов, поэтому вопросы повышения их сроков активного существования были постоянно в поле зрения разработчиков и участников испытаний системы.
 
Большое внимание этим вопросам уделялось в работе Государственной комиссии по летным испытаниям системы "Циклон", созданной по решению ВПК СМ СССР. Председателем Госкомиссии был назначен начальник связи ВМФ вице-адмирал Толстолуцкий Григорий Григорьевич, техническим руководителем-заместителем Председателя Госкомиссии был Решетнев Михаил Федорович. Заместителями Председателя Госкомиссии были контр-адмирал Максюта Юрий Иванович и Кравцов Юрий Федорович. Членом Госкомиссии от ЦУКОС МО был Поглазов Михаил Иванович.
 
В процессе работы технического руководства во время летных испытаний системы постоянно обсуждались вопросы повышения качества и надежности поставляемой аппаратуры.
 
Члены Госкомиссии выезжали в НПО ПМ, ПО "Полет", НПО "Радиоприбор", ЛНИРТИ, МНИИРС для рассмотрения вопросов надежности бортовой аппаратуры космических аппаратов и сроков поставок комплектующих приборов, и по их предложениям Госкомиссией принимались решения, направленные на ускорение сроков поставок технических средств системы и повышение сроков активного существования спутника "Циклон". К началу летных испытаний системы 4 наземных пункта КИК были укомплектованы КИС "База", средствами телеметрии и точного времени.
 
В центре управления системой была установлена аппаратура связи и отображения, на пункты передачи и приема информации была поставлена аппаратура связи "Цунами", на кораблях, участвовавших в испытаниях, была установлена навигационная и связная аппаратура. Было также образовано оперативно-техническое руководство во главе с полковником Краковским Юрием Евгеньевичем, начальником управления центра КИК, обеспечивающего взаимодействие элементов системы. Начальником отдела центра КИК, обеспечивающего управление космическими аппаратами, был полковник Кузьминский Анатолий Иванович. Баллистико-навигационным обеспечением занимался начальник отдела полковник Ястребов Владимир Дмитриевич, участник Великой Отечественной войны.
 
Подготовка космического аппарата "Циклон", ракеты-носителя "Космос-3М" к запуску, запуск ракеты-носителя и вывод на орбиту КА проводились на полигоне "Плесецк". Начальником полигона в то время был генерал-лейтенант Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны Алпаидзе Галактион Елисеевич. Работами в монтажно-исследовательском корпусе и стартовой позиции руководил начальник управления полигона полковник Зудин Борис Григорьевич.
 
Первый космический аппарат экспериментальной системы "Циклон" был выведен на орбиту 27 ноября 1967 года ("Космос-192") с высотой 750 км и наклонением 74
° ракетой-носителем "Космос-3М". За время летных испытаний экспериментальной системы "Циклон" и ее опытной эксплуатации не было ни одного аварийного запуска ракеты-носителя, что свидетельствовало о её высокой надежности и высочайшей квалификации личного состава полигона, участвовавшего в подготовке ракеты.
 
В отличие от американского спутника "Транзит" на борту отечественного космического аппарата было две комплектации навигационной аппаратуры с излучением на частотах 150 и 400 МГц. Кроме того, отечественный КА обеспечивал оперативную двухстороннюю связь с кораблями ВМФ. В 1970 году спутники стали выводиться на орбиту высотой 1000 км. Было запущено З КА, что позволило в 1971 году создать систему, обеспечивающую дискретность сеансов связи для определения координат с перерывами до 1,2 часа в зависимости от широты места определяющегося объекта. В судовой аппаратуре имелись запоминающие устройства, позволяющие сохранить информацию, полученную с КА, до следующего сеанса связи и при необходимости вносить поправки для определения координат объекта.
 
В таком составе система была принята в опытную эксплуатацию под шифром "Залив". В 1972 году космические аппараты стали выводиться на орбиты с наклонением 83 град. и высотой 1000 км. В этот период было выведено на орбиты еще 7 КА, что позволило перейти к созданию системы с улучшенными тактико-техническими характеристиками.
 
В 1972 году вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР о создании системы "Циклон-Б" с теми же заказчиками и кооперацией исполнителей, что и в системе "Циклон". В 1974 году на орбиту был выведен КА "Циклон-Б" ("Космос-700") с увеличенным сроком активного существования.
 
В период 1975 - 1976 годов было выведено на орбиты еще 5 спутников, и система была принята на вооружение под шифром "Парус". Создание этой системы практически ликвидировало разрыв между средствами боевого обеспечения Военно-морского флота СССР и ВМС США. Всего за период эксплуатации было выведено на орбиту 24 спутника. По результатам испытаний участники работ по созданию системы были отмечены Ленинской и Государственной премиями и высокими наградами.
 
В ходе испытаний низкоорбитальных навигационных систем "Циклон" и "Циклон-Б" было установлено, что большую погрешность в навигационные определения вносят эфемериды. Поэтому с помощью спутников, запущенных на навигационные орбиты по программе геодезических исследований "Космос-842" (21.07.76 г.) и "Космос-911" (25. 05. 77 г.), проводились измерения, позволившие уточнить коэффициенты согласующей модели геопотенциала, предназначенной для определения и прогнозирования параметров орбит спутников, а также были уточнены координаты наземных измерительных средств. В результате точность эфемерид была повышена в несколько раз, что позволило уменьшить ошибку определения местоположения потребителя. Для обеспечения необходимой точности прогноза положения спутников и расчета эфемерид траекторные измерения проводились несколько раз в сутки с разнесенных по территории Советского Союза пунктов от Ленинграда до Камчатки.
 
Для определения орбиты спутника с высокой точностью, необходимой для навигационной системы, в наземных станциях управления использовалось накопление данных доплеровских смещений частоты радиосигналов со спутников с привязкой их к точной временной шкале. Для этого на спутнике и на наземных станциях устанавливались высокостабильные генераторы частоты. Так как на корабле используются простые менее стабильные генераторы частоты, то в системах производилась сверка и коррекция бортовых часов по наземным часам, а наземных - по государственной службе времени.
 
Квантовые генераторы позволили повысить точность системы единого времени, чувствительность приемников и стабильность частот передатчиков. Наземные генераторы частоты, использованные в системах, имели относительную нестабильность 10-13Е -14 за сутки.
 
Разработка беззапросной навигационной аппаратуры пользователя, использующей доплеровский метод навигации, и повышение точности определений создали предпосылки для построения космической навигационной системы, которая могла быть использована неограниченным числом различных потребителей. Для этих целей в 1972 году была начата разработка доплеровской космической навигационной системы "Цикада" военного и гражданского назначения. Для этой системы была сохранена кооперация разработчиков системы "Циклон". Председателем Госкомиссии по системе "Цикада" был назначен начальник Главного управления навигации и океанографии Минобороны адмирал Рассохо Анатолий Иванович, в состав Госкомиссии от Морфлота СССР введен руководитель организаций "Морсвязьспутник" Ацеров Юрий Сергеевич, а от Минобороны - начальник 50 ЦНИИ МО, генерал-лейтенант, Герой Социалистического Труда Мещеряков Иван Васильевич.
 
Запуск первого спутника системы "Цикада" состоялся 15 декабря 1976 года ("Космос-883"), а уже в 1979 году на орбите было 4 спутника, имевших срок активного существования в два раза больший, чем этот показатель спутников "Циклон-Б". Судовые приемники "Шхуна" и "Чёлн" работали также и по сигналам спутников "Транзит". Эффективность навигационной аппаратуры "Шхуна" разработки РНИИКП была продемонстрирована во время похода атомохода "Арктика" на Северный полюс.
 
Система "Цикада" была принята в эксплуатацию в 1979 году, а в 1981 году создание системы было отмечено Государственной премией СССР.
 
Разработанная техника, технологии и опыт построения и эксплуатации низкоорбитальных спутниковых навигационных систем затем были использованы и продолжают использоваться при создании и эксплуатации спутниковых навигационных систем последующих поколений (ГЛОНАСС и др.).
 
Прочитано в журнале "Новости навигации", № 1, 2011 г.
 
 
2 октября 1982 года  ракетой-носителем «Протон» осуществлен успешный запуск с космодрома Байконур принципиально нового отечественного навигационного космического аппарата «Глонасс» (Космос № 1413) и двух его габаритно-весовых макетов. Этот запуск положил началу летных испытаний Единой космической навигационной системы (ЕКНС) «Глонасс». О об участии в этой работе ветеранов Космических войск рассказывает полковник Исаев В.А.
 
Полковник В.А. Исаев окончил с отличием в 1959 году Тамбовское военное радиотехническое училище, служил  в ракетном полку, оснащенному баллистическими ракетами Р-5М, и заступившему  на боевом дежурстве с 1 октября 1960 года,  является ветераном первого ракетного соединения ВС страны – Бригады особого назначения РВГК 24 ракетной дивизии.В 1967 году В.А Исаев с отличием окончил ЛВИКА им. А.Ф. Можайского и был назначен инженером-испытателем Центрального измерительного комплекса ИСЗ и КО (в настоящее время – Главный испытательный центр им. Г.С. Титова), в 1974 году был переведен в первое  управление  ГУКОС. Без отрыва от службы В.А. Исаев в 1974  году окончил адъюнктуру в Военной инженерной академии им. Ф.Э. Дзержинского (ныне–Военная академия РВСН им. Петра Великого). В ГУКОС В.А. Исаев прошел путь от ведущего офицера до начальника отдела-заместителя начальника первого управления.
 
     Награжден орденом Красная звезда, государственными и ведомственными медалями, медалями Федерации космонавтики СССР и РФ, избран академиком Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, Заслуженный испытатель космической техники, Почетный радист СССР.
 
Исаев В.А. продолжает трудиться советником в ЗАО «Авиационно-космические технологии».
 
 
В.А.Исаев
 
НАЧАЛО ЭРЫ ЕДИНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ
НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «ГЛОНАСС»   
 
В сравнении с уже действующими космическими навигационными системами («Цикада», «Циклон», «Надежда») в новой системе "Глонасс" были заданы характеристики, удовлетворяющие перспективные потребности любых потребителей: ВМФ, Минморфлота, ВВС, Гражданской авиации, РВСН, Сухопутных войск, Космических войск, автомобильного транспорта и т.п. Учитывая  перспективность новой космической навигационной системы, данный запуск положил начало эры  ЕКНС «Глонасс».
Работы по системе были начаты в начале 70-х годов на базе положительных результатов применения систем первого поколения, а также научных исследований по космической навигации, полученных еще до запуска в СССР первого ИСЗ. Запуск первого ИСЗ в СССР  4 октября 1957 года активизировал работы по космическим навигационным системам как в нашей стране, так и в США.
 
Признанным лидером самых первых и последующих научных исследований в области космической навигации был доктор т.н., профессор третьего факультета ЛВИКА им А.Ф. Можайского  полковник В.С.  Шебшаевич. Официально работы по  созданию системы «Глонасс» были начаты по постановлению правительства ещё в декабре 1976 года. В сентябре 1978 года материалы эскизного проектирования одобрены межведомственной комиссией  (председатель – генерал-лейтенант Мещеряков И.В.).  В этом же году Министром обороны СССР было утверждено ТТЗ, согласованное со всеми видами Вооружённых Сил и министерствами: Минобщемашем, Минрадиопромом, Минавиапромом, Миноборонпромом, Минморфлотом и другими (всего восемь ведомств).
 
В августе 1979 и июле 1981 годов были уточнены порядок и сроки работ:
- начало летных испытаний и создание системы из 4-6 КА для проверки принципов работы и основных технических  характеристик –1981 год;
- создание системы из 10-12 КА и сдача ее на вооружение в составе и с ТТХ по согласованию между Минобороны, Минобщемашем и Минрадиопромом – 1984 год;
- дооснащение системы до 24 КА– 1987 год.
 
Постановлениями правительства были определены основные разработчики:
- НПО «Прикладная механика» Минобщемаша (главный конструктор М.Ф. Решетнев) –по системе в целом;
- ПО «Радиоприбор» Минобщемаша – по наземному комплексу управления, бортовому радиотехническому комплексу, аппаратуре потребителей (главный конструктор – Н.Е. Иванов);
- ЛНИРТИ Минрадиопрома – по навигационно-временному комплексу (главный конструктор – Ю.Г. Гужва).
 
На ГУКОС МО (генерал-полковник Максимов А.А.) традиционно были возложены задачи: организация и проведение летных испытаний, подготовка ракет-носителей «Протон» и космических аппаратов на техническом и стартовом комплексах космодрома Байконур, руководство запусками космических аппаратов,  управление  системой в целом  и космическими аппаратами на орбитах, баллистическое обеспечение. Ответственными за организацию и контроль работ по созданию системы «Глонасс» в ГУКОС МО в соответствии с их общими функциональными обязанностями были управления:
- первое управление  – по системе в целом, космическим аппаратам, за организацию работы государственной комиссии по испытаниям и контролю выполнения ее решений;
- второе управление – по РН «Протон» с разгонным блоком, техническому и стартовому комплексам;
- третье управление – по наземному командно-измерительному комплексу.
 
Общее руководство работами по системе «Глонасс» в ГУКОС МО осуществляли Заместитель начальника по вооружению, а позже – начальник Главного управления по вооружению генерал-лейтенант В.В.Фаворский и  начальник 1-го управления генерал-лейтенант Ю.Ф. Кравцов.
 
Непосредственное руководство по всем системам космической навигации, в том числе по системе «Глонасс», были сосредоточены в первом отделе первого управления (начальник отдела полковник С.Ф.Виноградов, начальник отдела – заместитель начальника 1-го управления полковник В.А.Исаев).
В первом отделе управления выросла группа опытных ведущих специалистов по космическим навигационным системам и космическим аппаратам: полковники Ю.В. Медведков (заместитель начальника отдела), В.В. Горев, О.С. Григоренко, А.Г. Митерев, И.И. Комаров.
 
На этих офицеров отдела легла вся текущая работа и ответственность в ГУКОС МО по организационно-техническим вопросам создания навигационных космических систем, в том числе по системе «Глонасс». Это - организация подготовки и согласование ТТЗ на систему «Глонасс», контроль  своевременности изготовления КА, контроль качества и надежности КА, выполнения планов-графиков наземной отработки, проведения ЛКИ, организация проведения заседаний госкомиссии и т.п. Важнейшей задачей было обеспечение контроля качества и надежности космических аппаратов, точности навигационных определений.
 
Достижение высочайших оперативно – технических характеристик в системе «Глонасс» при навигационных определениях (глобальность, непрерывность,  точность определений и т.п.) привело к сложной структуре системы.  «Глонасс»–большая техническая система, подчиняющаяся специфическим законам системного развития.  Всё это  наложило особые требования как к разработке системы, так и к проведению  летных испытаний и штатного ее применения.
По своей структуре система включает в себя космический и наземный сегменты. Космический сегмент- это орбитальная группировка  из 24-х и более космических аппаратов, расположенных равномерно на трех орбитах, разнесенных по широте на 45 градусов, на высотах порядка 20 тысяч километров.
 
Космические аппараты системы «Глонасс»  (КА 11Ф654 – «Ураган») с гарантийным сроком 3 года обладали массой 1415 (1450) кг. В наземном сегменте боевыми расчетами войсковых частей ГУКОС МО выполнялись функции:
- траекторных измерений для непрерывного уточнения параметров орбит всех космических аппаратов;
- определение расхождения бортовых шкал времени (БШВ)  всех КА системы с системной шкалой времени, синхронизация БШВ  каждого КА с временной шкалой ЦС  и службой единого времени (СЕВ)  путем фазирования и коррекции БШВ;
- формирования массива служебной информации  (навигационных сообщений), содержащего спрогнозированные эфемериды, альманах и поправки к БШВ  каждого КА и другие данные, необходимые для формирования навигационных кадров;
- передачи массива служебной информации в память бортовой ЭВМ каждого КА и контроля за её  прохождением;
- телеметрического контроля работы бортовых систем всех КА и диагностика их состояния;
- контроля информации в навигационных сообщениях КА, приёма сигнала вызова НКУ;
- управления полетом КА и работой их бортовых систем путем выдачи команд управления и передачи на борт временных команд, контроля прохождения этих данных;
- контроля характеристик навигационного поля;
- определения сдвига фазы дальномерного навигационного сигнала КА по отношению к фазе сигнала ЦС;
- планирования работы всех технических средств НСС, автоматизированной обработки и передачи данных между его элементами.
 
Средства НСС «Глонасс» размещены по всей территории России, в городах: Краснознаменске, Санкт-Петербурге, Щелкове, Воркуте, Енисейске, Якутске, Улан-Уде, Комсомольске - на Амуре, Петропавловске - Камчатском.Подготовка к запуску и запуск космических аппаратов ракетой-носителем «Протон» осуществляется на техническом и стартовом комплексах боевыми расчетами космодрома Байконур с участием представителей головных организаций-исполнителей промышленности. При этом контроль полета ракеты-носителя с космическими аппаратами осуществляется средствами полигона и командно-измерительного комплекса.
 
Незаменимый вклад по непосредственному руководству работами на полигоне внес заместитель начальника полигона по НИОКР генерал-майор А.П. Завалишин. В любое время суток он лично контролировал на стартовом комплексе процессы подготовки запуска КА «Глонасс».
 
Исключительно важную роль при создании системы сыграло участие научных сотрудников  50 ЦНИИ КС во главе с генерал-лейтенантом Мещерякова И.В. в НИР  совместно с НИУ видов ВС,  ВИКИ им. А.Ф. Можайского по  определению структуры построения ее отдельных элементов и принципов применения, решению фундаментальных проблем привязки пунктов слежения наземного сегмента, геодинамики и технологии управления космическим сегментом.
 
Сложная по структуре и уникальная по своему техническому уровню, прецизионно высоким оперативно - техническим характеристикам навигационная космическая система «Глонасс» объективно нуждалась в особом подходе к изготовлению космических аппаратов, обеспечению их надежности, управлению орбитальной группировкой и проведению летно-конструкторских испытаний. Все это наложило повышенную ответственность на специалистов ГУКОС МО и офицеров боевых расчетов космических частей по запуску и управлению космическими аппаратами.Техническую политику при проектировании, изготовлении космических аппаратов и подготовке КА на космодроме к запуску отдел осуществлял через аккредитованные на предприятиях военные представительства (руководители – полковники Лысенко В.К., Меланин М.М. и многие другие).
 
Для руководства летно-конструкторскими испытаниями решением ВПК при СМ СССР была назначена Государственная комиссия. До 1987 года ее председателем был генерал-полковник Максимов А.А. Длительное время заместителем председателя комиссии был генерал-лейтенант Кравцов Ю.Ф., которые были признанными авторитетами при принятии решений комиссии по проблемам испытаний. По каждому запуску КА «Глонасс» отделом организовывалось минимум два заседания госкомиссии: о дате и задачах очередного запуска, о готовности к запуску – обязательно на полигоне. Наряду с этим периодически организовывались заседания с детальным анализом результатов ЛКИ. На таких заседаниях госкомиссии присутствовали представители всей кооперации организаций – исполнителей и министерств. При подготовке заседаний госкомиссий от отдела требовалась кропотливая работа по подготовке материалов: согласованных повесток заседаний, согласование докладчиков, аналитических записок, проектов выступлений, проектов решений, которые ложились в основу дальнейшей работы. Для автора настоящей публикации и офицеров отдела такая работа была хорошей школой.
 
На начальном этапе испытаний и развертывании космического сегмента системы после 1987 года председателями госкомиссии были генерал-лейтенант Мещеряков И.В. и генерал-полковник Титов Г.С. Председатель комиссии И.В. Мещеряков отличался  глубочайшими знаниями как теории космической навигации, технологии производства, так и подготовки космической техники на космодроме, всей идеологии управления сложнейшей космической системой.
К Г.С. Титову постоянно обращались как технические руководители, так и руководство космодрома по наиболее проблемным вопросам, решение которых находилось в компетенции руководства Минобороны, правительственных органов, руководителей министерств. По таким просьбам, как правило, офицерами первого отдела  оперативно готовились письменные обращениями о конкретной помощи и за подписью председателя госкомиссии Г.С. Титова направлялись в соответствующие инстанции. Без внимания такие обращения не оставались.
 
Членами госкомиссии от первого управления были полковники Исаев В.А. и Медведков Ю.В. Секретарями госкомиссии были офицеры: Медведков Ю.В.,  Григоренко О.С., Горев В.В., Митерев А.Г. Благодаря их компетентности, трудолюбию, внимательному отношению к любым обращениям к ним за помощью, они пользовались заслуженным авторитетом в управлениях ГУКОС МО, подчиненных ему войсковых частей, в видах ВС, у головных исполнителей – НПО ПМ, ПО «Радиоприбор» Минобщемаша, ЛНИРТИ Минрадиопрома, в военных представительствах и научных  организациях. Они были известны и в правительственных инстанциях. В последующие периоды все названные офицеры отдела заслуженно продвигались по службе,  а после увольнения из рядов ВС они в полной мере реализовали свой опыт, знания  и организаторские способности в новых условиях гражданской деятельности.
 
К сожалению, установленные сроки  летных испытаний системы «Глонасс» не были выполнены в основном из-за недостаточной надежности бортовой аппаратуры КА,  что затруднило своевременное создание орбитальной группировки. Так, если для летных испытаний было выделено 22 КА (9-10 запусков), то до1989 года были запущены 31 КА. Наряду с этим были случаи неудачного выведения КА на штатную орбиту из-за разгонного блока. Летные испытания были продолжены. В 1991 году в составе системы стало 12 работоспособных КА.  В сентябре 1993 года с задержкой на 9 лет от установленного срока система была принята на вооружение, а в конце 1995 года (вместо 1987 года) орбитальная группировка была доведена до штатного состава.
 
В книге авторов генералов-лейтенантов В.В. Фаворского и И.В. Мещерякова «Военно-космические силы» справедливо отмечено, что создание системы явилось сложнейшей технической задачей, прежде всего в части достижения высочайшей точности навигационных определений с учетом объективно существующих влияющих факторов, создание бортовой аппаратуры единого времени высокой точности, достижение высочайшей надежности КА, создание малогабаритной абонентской навигационной аппаратуры. Решать эти фундаментальные трудности пришлось, конечно, в первую очередь всем названным выше основным разработчикам в рамках требований ТТЗ Минобороны на систему.
 
В создании системы «ГЛОНАСС», наряду с названными лицами от управлений ГУКОС МО, непосредственное участие принимали:
- от 50 ЦНИИ КС  во главе с Мещеряковым И.В.: Неволько М.П., Чаплинский В.С., Соловьев Г.М.,  Танк В.А., Сергеев Н.К., Силантьев Ю.Н., Шишигин В.А., Хоменко Б.Б., Смашный В.В., Огороднийчук В.Д.
- от ВИКИ им А.Ф. Можайского: Романов Л.М., Юрков Ю.А., Лукьянов Д.П.,  Олянюк П.В., Астафьев Г.П.;
- от ГНИЦ МО: Кузьминский А.И., Мальгин В.В., Левенец И.М. и многие другие.
 
Таким образом, возникающие проблемы преодолевались совместными усилиями головных исполнителей  и напряженным трудом офицеров головного  первого, а также второго и третьего  управлений, подчиненных войсковых частей и НИУ ГУКОС МО.
 
Итак, 12 октября 1982 года началась эра ЕКНС «Глонасс», работы по которой продолжаются в новых условиях и при новом руководстве как в Минобороны РФ, так и  ракетно-космической отрасли уже в рамках национальной программы по единой навигационной космической системе.
 
Прочитано на www.cosmosinter.ru