Борис Николаевич Осьминин
 
Испытатели  космических  навигаторов
 
Из истории испытаний и эксплуатации навигационно-связных низкоорбитальных систем «Циклон», «Парус», «Надежда»
Космическая система «Циклон»
 
Важным шагом в создании космических средств боевого обеспечения военно-морского флота явились работы по созданию навигационно-связной системы «Циклон». Создание такой системы должно было ликвидировать разрыв между потенциальными боевыми возможностями подводных средств ВМФ и характеристиками автономных средств управления их движением и подготовки данных для стрельбы ракетным оружием.
 
Разработка и испытания космической навигационно-связной системы (КНСС) и всего комплекса «Циклон», обеспечивающего выведение КА на орбиту и управления им проводились во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 11.09.1964 г.
 
Основными разработчиками комплекса являлись:
–    КБ прикладной механики Минобщемаша - головной по комплексу «Циклон» в целом и разработчик космического аппарата;
–    НИИ приборостроения Минобщемаша - головной по комплексу радиотехнических средств навигации и связи, а также разработчик командно-программно-траекторной телеметрической станции доплеровской навигационной системы.
 
Центр КИК являлся ответственным исполнителем по испытаниям и организации работы наземного командно-измерительного комплекса, баллистическому обеспечению и управлению в полете.
 
Искусственный спутник Земли «Циклон» в составе одноименного комплекса «Циклон» предназначался в качестве ретранслятора сигналов связи и выдачи навигационной информации для определения координат места и поправок курсоуказания подводными лодками (ПЛ) и надводными кораблями (НК) ВМФ.
 
При создании КА был использован спутник с герметичным контейнером для размещения бортовой аппаратуры. Общая его масса составляет около 850 кг.
 
На гермоконтейнере установлена мачта гравитационного устройства системы ориентации КА. К гермоконтейнеру крепится цилиндрическая панель солнечной батареи КА, состоящей из блоков кремниевых полупроводниковых фотопреобразователей.
Солнечная батарея не ориентирована на Солнце. На КА имеется буферная химическая батарея, которая обеспечивает бортовые системы электроэнергией на теневых участках орбиты.
 
Пространственное расположение плоскостей орбит КА и время старта определялось тем, что число КА в системе равно 4, а интервал между их восходящими узлами на экваторе равен 45 град.
 
Запуск КА «Циклон» производился ракетой-носителем «Космос-3М» с Плесецкого космодрома силами и средствами в/ч 13991. РН «Космос-3М» являлся двухступенчатой универсальной ракетой среднего класса, обеспечивающей созданиекосмических систем (КС) на базе искусственных спутников Земли, выводимых на круговые орбиты.
 
Бортовая аппаратура «Импульс-А» предназначалась для излучения с КА импульсных сигналов СМ-диапазона, модулированных кодами информации о параметрах движежния КА и бортовой шкалы времени. Бортовая аппаратура «Штырь-А» предназначалась для излучения 2-х когерентных частот 400 и 150 МГц, по одной из которых также передавалась информация о параметрах движения и бортовой шкале времени. Приемная часть корабельной доплеровской системы предназначалась для приема излученных с КА 2-х когерентных частот, измерения доплеровского смещения частоты и выделения информации о параметрах движения и метках бортового времени.
 
Летно-конструкторские испытания космического навигационно-связного комплекса «Циклон» проводились с 23.11.1967 г. по15.07.1970 г. под руководством Государственной Комиссии под руководством начальника связи ВМФ вице-адмирала Толстолуцкого Г.Г., назначенной Комиссией Президиума Совета Министров по военно-промышленным вопросам. Оперативное руководство по обеспечению выполнения программы испытаний и управлению комплексом «Циклон» осуществлялось Главной оперативной группой управления и оперативно-техническими группами, созданными Государственной Комиссией из представителей организаций, участвовавших в испытаниях, в том числе и Центра КИК.
 
Военным специалистам наряду с разработчиками принадлежит значительная роль в отработке этой системы, обеспечении высокого качества и надежности аппаратуры. В ходе ЛКИ была дополнительно создана отдельная Комиссия по проведению испытаний КПТТС «База».
 
В ходе ЛКИ на орбиту было выведено 4 КА «Циклон»:
 
 КА
Дата запуска
Общее время работы
Космос-192
23.11.67 г.
20 месяцев
Космос-220
07.05.68 г.
23 месяца
Космос-292
14.08.69 г.
10 месяцев
Космос-332
11.04.70 г.
18 месяцев
 
КА выводились на круговые орбиты с высотой 750 км и наклонением 74 градуса.
 
Наземный командно-измерительный комплекс КС «Циклон»
 
Наземный командно-измерительный комплекс КС «Циклон» предназначался для обеспечения управления работой аппаратуры КА «Циклон», получения траекторной и телеметрической информации, определения параметров орбит КА и их прогнозирования с необходимой точностью, расчёта и закладки эфемеридной информации (ЭИ) на борт КА для навигационных определений ПЛ и НА ВМФ.
 
Для выполнения поставленных задач привлекались следующие элементы наземного комплекса управления (НКУ) Центра КИК:
 
1) Аппаратура «База-У», дислоцированная на НИП -12 (Колпашево), НИП-14 (Щелково), НИП-15 (Уссурийск) и обеспечивающая:
– управление бортовыми системами путем выдачи радиокоманд (РК);
– проведение измерений орбиты в закрытых и незакрытых режимах и выдачу в линию связи траекторной информации;
– расчет и закладку на борт КА эфемеридно-программной информации;
– прием и отработку телеметрической информации;
– сверку, фазирование и коррекцию бортового времени;
– расчет целеуказаний для наведения антенных систем аппаратуры «База-У» НКУ КИК и «Цунами» ПЛ и НК ВМФ.
 
Командно-программно-траекторно-телеметрическая система «База-У» предназначалась для выполнения ежесуточных основных задач:
– управления бортовой аппаратурой КА разовыми командами немедленного исполнения и временными программами;
– автоматического приема и передачи на борт КА эфемеридно-программной информации;
– проведения траекторных измерений и автоматической выдачи их в вычислительный центр по линиям связи;
– телеметрического контроля работоспособности бортовых систем КА;
– сверки и коррекции бортовой шкалы времени.
 
В системе «База» впервые в мировой практике были осуществлены передача, запоминание с последующей отработкой на борту КА больших массивов специнформации (объемом до 380000 дв. ед. за сеанс связи). Кроме того, впервые в СССР реализованы:
– шкала бортового времени, работающая с высокой точностью в системе единого времени страны;
– непосредственная стыковка системы с ЭВМ, обеспечивающая автоматическую передачу в систему суточных массивов эфемеридно-программной информации;
– телеметрический контроль работоспособности систем КА в цифровом коде.
 
2) Аппаратура СЕВ, вычислительные средства и аппаратура стыковки с линиями связи на вышеназавнных НИПах.
 
3) Командный пункт сектора управления в Центре КИК, который обеспечивал:
– координацию работы всех средств комплекса,
– составление программ работы бортовой аппаратуры КА,
– контроль за работой средств НКУ и контроль прохождения информации,
– оперативный контроль состояния систем КА.
 
4) Вычислительный Центр КИК, который обеспечивал:
– обработку и оценку измерительной информации,
– определение и прогнозирование параметров орбит КА,
– расчет и передачу на НИП-ы исходных данных для расчета ЭИ,
– апостериорную оценку точности определения и прогнозирования параметров орбит,
– расчет данных, необходимых для работы пункта управления КА НИПов,
– расчет и выдачу баллистических данных средствам навигации и связи комплекса «Циклон».
 
Полный комплект угломерно-дальномерно-доплеровской навигационной аппаратуры был установлен на корабле «Николай Зубов» и сокращенный - на НИП-14 (г. Щелково). Там же был установлен комплект доплеровской навигационной системы «Штырь-М».
Навигационная доплеровская аппаратура потребителя предназначалась для приема излучаемых с КА двух когерентных частот, измерения доплеровского смещения частоты и выделения информации о параметрах движения и метках бортового времени.
 
Летно-конструкторские испытания проводил 22 отдел войсковой части 32103 в составе:
– начальника отдела Сербина В.М.,
– заместителя начальника отдела Белогорцева Д.Ф.,
– офицеров отдела Мальгина В.В., Артемова Ю.Д., Ломова Л.С., Цветаева Е.Н., Николаева Н.А., Соколова Ю.С., Кропотов А.А., Музыка С.Н., Кравченко В.Г., Селиванова В.Ф., Мучинского В.Н., Родченко В.Н., Любимского Э.П., Карасева Н.М., Железняк Н.К., Михальцова М.Н., Низовцева Г.А., Иванова В.В., Пивоварова Б.Н., Хандрамай А.П.
 
Летно-конструкторские испытания навигационной системы проводились в соответствии с частными программой и методикой испытаний. За время летно-конструкторских испытаний проведено 645 навигационных сеансов по доплеровской системе и 501 сеанс по угломерно-дальномерной системе, произведено 1645 решений навигационной задачи в различных вариантах.
 
На основании анализа проведенных сеансов получены следующие результаты:
– экспериментально подтверждена возможность использования искусственного спутника Земли для навигационных определений подводных лодок и надводных кораблей,
– ошибки определения координат относительно искусственного спутника Земли, обусловленные инструментальными погрешностями, ошибками вычислений и др., не превышают 300 м,
– навигационные определения с заданной точностью возможны на удалении корабля от трассы искусственного спутника Земли от 200 до 2000 км; достаточная продолжительность навигационного сеанса составляет 4-6 минут.
 
Летно-конструкторские испытания позволили дать заключение, что боевая система, при 4 - 8 надежно функционирующих КА на орбитах, позволяет определить координаты места и истинное направление с вероятностью практически равной 100%, и таким образом является существенным элементом разрабатываемых средств коррекции, значительно повышающих эффективность использования оружия кораблями и подводными лодками ВМФ.
 
При этом впервые в мировой практике была экспериментально проверена и подтверждена возможность высокоточного измерения навигационных параметров пассивным (беззапросным) дальномером, который в сочетании с пространственной селекцией антенной системы и стробированием не приводит к существенным нарушениям скрытности подводных лодок при обсервации в перископном положении.
 
Космическая навигационная система, обеспечивающая высокоточное одновременное определение на корабле координат места и направления плоскости небесного меридиана по ИСЗ, как подвижному радионавигационному ориентиру на больших удалениях в сантиметровых и дециметровых диапазонах волн, является оригинальной, не имеющей аналога в зарубежной и отечественной практике проектирования технических систем.
 
Летно-конструкторские испытания аппаратуры связи «Цунами» впервые в мировой практике осуществляла связь подводных лодок с береговыми наземными пунктами управления через искусственный спутник Земли при работе подводных лодок из перископного и надводного положения на ненаправленную антенну. После успешных испытаний в 1971 году система была принята в опытную эксплуатацию.
 
Потребителями информации являлись:
- Центральное управление Космической связи ВМФ;
- Главное управление навигации и океанографии ВМФ.
 
Космическая система «Циклон-Б» («Парус»)
 
Опыт, полученный при создании и эксплуатации КНСС «Циклон», позволил еще в 1967 году приступить к разработке системы «Парус» с повышенными техническими и эксплуатационными характеристиками. Летные испытания этой системы проводились под руководством той же Государственной комиссии, которая руководила испытаниями системы «Циклон».
 
КНСС «Парус» предназначена для обеспечения глобальной, всепогодной, не зависящей от времени суток и времени года навигации и радиосвязи подводных лодок и надводных кораблей ВМФ.
 
Разработка и испытания КНСС «Циклон-Б» («Парус») проводились во исполнение Постановлений ЦК КПСС и СМ СССР от 21.07.1967 г., от 30.12.1971 г. и Решений Комиссии Президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам от 10.12.1970 г., от 21.02.1974 г. и от 06.12.1972 г.
 
Головными исполнителями системы были определены те же предприятия:
КБ прикладной механики Минобщемаша - головной по комплексу «Циклон-Б» («Парус») в целом и разработчик космического аппарата;
НИИ приборостроения Минобщемаша - головной по комплексу радиотехнических средств навигации и связи, а также разработчик командно-программно-траекторной телеметрической системы доплеровской навигационной системы;
 
Центр КИК являлся ответственным исполнителем по испытаниям и организации работ наземного Командно-измерительного комплекса, баллистическому обеспечению и управлению в полете.
 
Космический аппарат «Парус» предназначался в качестве радионавигационного ориентира для определения координат места и выдачи поправки курсоуказания подводных лодок и надводных кораблей ВМФ, а также в качестве активного ретранслятора радиотелеграфных сообщений в направлениях береговой пункт управления - пункт приема и передачи информации - подводные лодки (надводные корабли) и обратно в режиме непосредственной активной ретрансляции на дальностях до 5000 км и с запоминанием на время переноски сообщений на любые расстояния.
 
При создании КА в качестве базового варианта был использован спутник с герметичным контейнером для размещения бортовой аппаратуры. Такой принцип конструирования хорошо зарекомендовал себя многолетним опытом эксплуатации спутников на орбите. Общая масса КА «Парус» составляет около 850 кг, а его конструкция подобна конструкции КА «Циклон».
 
Пространственное расположение плоскостей орбит КА и время старта определялось тем, что число КА в системе равно 6, а интервал равномерного расположения их восходящих узлов равен 183 град.
 
Испытания системы проводились в период с 26.12.1974 г. по 20.08.1975 г. в соответствии с «Программой летно-конструкторских испытаний космической навигационной связной системы «Циклон-Б», разработанной КБ прикладной механики Минобщемаша.
 
В ходе летно-конструкторских испытаний на орбиту были выведены 3 КА:
 
КА
Дата запуска
Время старта
Космос-700
26.12.74
14ч 59м 59с
Космос-726
11.04.75
10ч 57м 14с
Космос-755
14.08.75
16ч 29м 21с
 
Особенностью технологии управления полётом КА являлось то, что расчет ЭИ, полученной баллистическим центром, закладывалась на борт КА ежесуточно. Поэтому потребовалась повышенная точность определения параметров орбиты КА. А для того, чтобы обеспечить непрерывное излучение навигационной информации с борта КА требовались очень жесткие требования к безотказной работе бортовой аппаратуры, которая контролировалась с помощью телеметрической информации передаваемой с КА. Для решения всех этих задач был создан НКУ КНСС «Парус».
 
Наземный комплекс управления КНС «Парус»
 
НКУ КНСС «Парус» решает следующие задачи:
определение и прогнозирование параметров движения КА, расчёт и выдача на КА ЭИ которая представляет собой спрогнозированные координаты данного КА в абсолютной системе координат (параметры движения в виде трех координат и трех составляющих вектора скорости на определенные моменты времени с дискретностью 3 минуты) и оскулирующие элементы всех основных КА системы на восходящий узел с указанием времени, даты и номера КА;
получение, обработку и анализ информации телеметрического контроля бортовых систем КА;
оперативное и долгосрочное планирование работы бортовой аппаратуры КА и средств КИК;
обмен оперативной информацией с полигоном вывода КА и командного пункта ВМФ в объёме, необходимом для обеспечения управления КА;
сбор, накопление и документирование информации о функционировании КА.
 
В состав наземного комплекса управления входили:
командный пункт управления КА, расположенный в Голицино-2;
средства измерительных пунктов на НИП-3, -4, -9, -13, -18, -19;
баллистический центр, расположенный в Голицино-2;
центр сбора и обработки телеметрической информации, расположенный в Голицино-2.
 
Командный пункт управления КА располагался в секторе управления №6 (СУ-6) центрального комплекса АСУ «Скат» и был оборудован средствами управления, отображения и документирования управляющей информации. Он решал следующие задачи:
разработка технологических циклов управления по каждому КА;
директивное управление вычислительными средствами и средствами передачи данных с целью расчёта и обмена информацией между средствами наземного комплекса управления, а также контроль и коррекция этой информации;
анализ информации о состоянии бортовых систем и выработка решений по управлению КА;
поддержание КА и средств наземного комплекса управления в постоянной технической готовности;
сбор, накопление и документирование информации о функционировании КА.
 
По результатам работы этих групп оперативно-техническим руководством принимались решения и разрабатывались программы сеансов управления и временные программы работы бортовой аппаратуры.
 
В состав средств НКУ КИК на НИПах входила созданная для обеспечения управления КА «Парус» унифицированная командно-измерительная система «Тамань-База-ДМ», предназначенная для решения комплекса задач управления КА военного и народнохозяйственного назначения, испытания которой проводились одновременно с КА «Парус». В летно-конструкторских испытаниях КНСС «Парус» были представлены наземные средства «Тамань-База-ДМ» и вычислительные средства со специальным математическим обеспечением, установленные только на НИП-4 (Енисейск) и НИП-9 (Красное Село). В дальнейшем для штатной эксплуатации были развернуты средства «Тамань-База-ДМ» еще на четырех НИПах: НИП-3 (Сары-Шаган), НИП-13 (Улан-Удэ), НИП-18 (Воркута), НИП-19 (Дунаевцы).
 
В период летно-конструкторских испытаний эксплуатация наземной аппаратуры «Тамань-База-ДМ» осуществлялась специальными расчетами Центра КИК и представителями промышленности при техническом руководстве представителей предприятия п/я Г-4149 (НИИП, ныне "Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения").
 
Командно-измерительная система «Тамань-База-ДМ» решала следующие задачи:
передача на борт КА разовых команд и временных программ для управления системами КА;
измерение радиальной скорости КА запросным и беззапросным методом;
проведение сверки , фазирования и коррекции бортового времени;
передача на борт КА эфемеридной информации двух видов;
прием и регистрации информации телеметрического контроля.
 
В состав командно-измерительной системы «Тамань-База-ДМ» входили:
система передачи, приема и отработки данных ППС-ДМ;
система памяти и обмена;
аппаратура синхронизации;
аппаратура телеметрического контроля УРТС-2;
аппаратура сверки, фазирования и коррекции бортовой шкалы времени «Черемуха».
 
На НИПах в интересах НКУ КС «Циклон-Б» («Парус») также работали:
- аппаратура системы единого времени , которая обеспечивает сведение шкалы времени НИПа со шкалой системы единого времени страны;
- машинный комплекс ЭВМ М-220 (М-222), предназначенный для расчета эфемеридной информации и решения комплекса задач по обеспечению работы командно-измерительной системы «Тамань-База-ДМ»;
- комплекс СТИ-90М, сопряженный с ЭВМ М-220 (М-222) и предназначеный для решения задач обработки и передачи в Центр КИК телеметрической информации;
 
Зачетные испытания подтвердили высокий научно - технический уровень системы «Тамань-База-ДМ». В этой системе впервые в отечественной практике применены такие методы повышения помехозащищенности и скрытности работы радиолинии, как скачки частоты по случайным законам и широкополосные шумоподобные сигналы, что обеспечивает, согласно проведенным исследованиям, практически полную устойчивость в условиях радиоэлектронного противодействия, кроме того, командно-измерительная система «Тамань-База-ДМ» характеризуется высокой степенью автоматизации процессов управления.
 
Для организации управления системой из 6-8 КА было необходимо, чтобы средства наземного комплекса управления в Центре КИК и на НИПах были обеспечены 4-х сменными расчетами (всего 568 военнослужащих, из них 280 офицеров и 100 служащих СА).
 
Для решения задач баллистического обеспечения, планирования работ, обработки и анализа информации ТМИ по одному КА в течение суток требовалось выделение порядка 15 часов машинного времени ЭВМ типа М-220 (М-222).
 
На испытания также были привлечены :
аппаратура наземного радиосвязного комплекса «Цунами - ВМ», размещенные на пункте приема и передачи информации ВМФ;
угломерно-дальномерно-доплеровская аппаратура «Меркурий», установленная на подводных лодках;
комплексы доплеровской навигационной аппаратуры АДК-1 и «Штырь-2М», установленные на подводных лодках и надводных кораблях;
комплекты аппаратуры корабельного радиосвязного комплекса «Цунами-БМ», установленные на подводных лодках и надводных кораблях.
    
В летно-конструкторских испытаниях участвовали:
- начальник отдела Буйнов В.А.,
- офицеры отдела Железняк Н.К., Николаев Н.А., Вериго Б.Н., Хандрамай А.П., Иванов В.В., Родченко В.Н., Васк А.В., Любинский Э.П., Арефин В.И., Журов В.В., Пивоваров Б.Н., Емельянов Г.И., Ковригин Б.А., Болдырев А.П., Шеин В., Петроченков Ю.И.
 
По результатам испытаний система «Циклон-Б» («Парус») была принята на вооружение в 1976 году.
 
Космическая система «Цикада»
 
Результаты, полученные в ходе эксплуатации КНСС  «Циклон», а также достижения в области космического навигационного обеспечения в США, вызвали широкий интерес к космическим системам навигации как со стороны различных видов и родов ВС, так и со стороны Министерства Морского флота, Министерства Рыбного хозяйства и других ведомств.
 
Это объяснялось тем, что использование средств методов космической навигации позволяет:
существенно сократить затраты на перевозку грузов и пассажиров за счет точного выдерживания графиков и маршрутов движения;
повысить безопасность движения;
решать принципиально новые задачи, связанные с освоением, изучением и эксплуатацией новых районов Земли и Мирового океана.
 
Если к моменту создания и вода в эксплуатацию системы «Циклон» рассматривался лишь один класс потребителей космического навигационного обеспечения - ПЛ и НК океанского класса ВМФ численного порядка нескольких десятков единиц, то к середине 70-х годов было уже около 10 классов потребителей, нуждающихся в космическом навигационном обеспечении, общей численностью до нескольких десятков тысяч единиц.
 
Космические системы «Циклон» и «Парус» не могли решить задачу глобальности массового потребителя, так как имели существенные ограничения непрерывной работы (использовался заявочный принцип навигационного обеспечения) и ресурса бортовой аппаратуры (БА) КА.
 
Поэтому в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12.05.1974 г. на базе КНСС «Парус» началась разработка космической навигационной системы «Цикада», которая явилась этапом создания единой навигацинно-геодезической системы.
 
Система предназначалась для определения координат места кораблей ВМФ и судов гражданских министерств и ведомств, и обеспечивала беззаявочное и беззапросное определение координат места кораблей и судов в любых районах Мирового океана.
 
В состав системы «Цикада» входят 4 КА, орбиты которых равномерно распределены относительно плоскости с интервалом 45 градусов.
 
Внешне КА «Цикада» практически не отличается от КА «Цикада» и «Парус». Отличие было в составе и комплектации БА, дополнительным резервированием систем, что привело к увеличению гарантийного срока активного существования с 1 года до 2 лет.
 
Летные испытания проводились с 12.11.1976 года по октябрь 1978 года под руководством Государственной Комиссии, назначенной решением комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам от 7 июня 1975 года.
 
В ходе летно-конструкторских испытаний на орбиту были выведены 3 КА :
 
КА
Дата запуска
Время старта
Космос-883
15.12.76 г.
17ч 00 м
Космос-926
15.07.77 г.
20ч 30 м
Космос-1000
31.03.78 г.
17ч 01 м
 
Испытания системы «Цикада» проводились под руководством Государственной комиссии, исполнительным органом которого являлось оперативно техническое - руководство (ОТР). Рабочим органом ОТР являлись оперативно - технические группы, обеспечивающие проведение испытаний отдельных элементов системы.
 
Председателем Государственной комиссии по летным испытаниям являлся начальник Главного управления навигации и океанографии МО адмирал А. Рассохо, а техническим руководителем ЛИ - М. Решетнев. В летно-конструкторских испытаниях участвовали Железняк Н.К., Музыка С.Н, Родченко В.Н, Соколов Ю.С, Баранов В.Е, Артемов Ю.Д, Курский М.Н, Михальцов М.Н, Хандромай А.П., Омельченко В.Ф, Васк А.В, Ким В.Н, Береговой А.Н.
 
Для управления КА «Цикада» был использован НКУ КНСС «Парус», так же как и принятое в эксплуатацию математическое обеспечение. Вновь были разработаны комплексы программ планирования и формирования командно - программной информации, а также программно - математического обеспечения обработки и анализа ТМИ.
 
Было осуществлено внедрение баллистического обеспечения на основе аналитических методов, что позволило обеспечить повышение точности навигационных определений до 100м.
 
Космическая навигационная система «Цикада» была принята в эксплуатацию Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20.11.1979 года.
 
Космическая система поиска и спасения «Надежда»
 
Среди основных направлений мирного использования космической техники видное место занимает программа создания космической системы обнаружения судов и самолетов, терпящих бедствие. Важность создания систем поиска аварийных объектов подчеркивается тем фактом, что аварийность морского флота продолжает оставаться сравнительно высокой: ежегодно в результате кораблекрушений, столкновений и пожаров гибнут сотни судов и тысячи людей. Спасение терпящих бедствие на морях и океанах, в воздушной среде и на континентах становится интернациональной, межгосударственной задачей.
 
Начало международного сотрудничества между Министерством морского флота СССР и НАСА (США) по созданию спутниковой системы для определения местоположения судов и самолетов, потерпевших аварию, было заложено на двусторонней встрече, состоявшейся в Вашингтоне в марте 1977 года. На ней был подписан протокол, отражающий желание обеих сторон провести совместный международный эксперимент с применением американских и советских искусственных спутников Земли в интересах оценки эффективности их использования для приема аварийных радиосигналов, подаваемых с потерпевших бедствие судов и самолетов, и возможности достаточно точного определения по этим сигналам места их подачи и, следовательно, координат аварии.
 
Правовой основой проведения совместной программы работ по созданию спутниковой поисково-спасательной системы явилось советско-американское межправительственное соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, подписанное в Москве 24 мая 1977 года. К этому времени желание участвовать в совместных работах по созданию экспериментальной системы выразили также Канада и Франция, которые договорились с США о разработке трехстороннего проекта САРСАТ.
Основанием для разработки и создания системы «Надежда» явились Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 26.01.1977 г. и Постановление Совета Министров СССР от 12.01.1978 г.
 
Система «Надежда» предназначена для поиска и спасения терпящих бедствие судов и самолетов. Обслуживаемые системой суда и самолеты оснащаются автоматическими радиобуями (АРБ), которые в случае катастрофы посылают сигналы бедствия, принимающиеся специальной аппаратурой, входящей в состав КА.
 
Головными исполнителями были определены :
НИИ Приборостроения Министерства общего приборостроения - по системе в целом, бортовой аппаратуре, наземному пункту приема и обработки сигналов, поступающих с судов и самолетов, потерпевших аварию и наземному комплексу управления КА.
Московский НИИ радиосвязи Министерства промышленности средств связи - по экспериментальным аварийным судовым и самолетным радиобуям.
ПО «Полет» ( Минобщемаш. ) - по КА.
НПО Прикладной механики - по автоматизированному управлению КА
 
В соответствии с порядком, определенным решением Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам от 06.08.79 г. разработка и изготовление КА системы «Надежда» осуществлены на базе КА КНС «Цикада».
 
В ходе летно-конструкторских испытаний на орбиту были выведены 3 КА:
 
КА
Дата запуска
Срок существования
 Космос-1383
 30.06.82 г.
 5 лет
 Космос-1447
 24.03.83 г.
 6 лет
 Космос-1574
 21.06.84 г.
 6,5 лет
 
 
В Центре КИК ЛИ КС «Надежда» занимались 71 и 74 отделы ГИЦ. Начальники отделов: Бондаренко А.И., Сукачев А.Д., Баранов В.Е. , Отвиновский Е.А.; офицеры отделов: Музыка С.И., Иккерт Ю.А., Петраченков Ю.И., Гоголушко А.А., Цыганенко А.Н., Глебов А.И., Мосин А.Н., Бабаянц В.Е., Нуянзин В.И., Бондарь И.В., Миколенко А.Н., Кочнев В.Н., Миронов В.А., Шашин Ю.В., Шеин В., Бирюков Д.В., Осьминин Б.Н., Якушков И. В., Федоренко И.И., Филатов А.М., Кашапов Т.Ш., Арефин В.И., Калимулин В.В., Макаров А.В., Вишневский В.Г., Мельник В.С., Абраров А.А., Ахрем Н.Л., Якушин В.И.
 
Наземный комплекс управления КА «Цикада» и «Парус» доработок для управления КА «Надежда» не требовал.
 
При проведении испытаний были установлены АРМ на судах ВМФ «Адмирал Владимирский», экспедиционно-океанографическом судне «Павел Корчагин», а также на астрогеодезическом пункте Астросовета АН СССР в районе г. Звенигород.
 
Принятые при разработке системы «Надежда» технические решения обеспечили возможность запуска советского КА «Космос-1383» более чем на 9 месяцев раньше запуска американского КА системы «САРСАТ», чем обеспечен приоритет СССР в этой области космической техники.
 
За время функционирования на орбите КА «Надежда» было спасено более 10000 человеческих жизней, а суммарная экономия, полученная от применения космической системы поиска и спасения «Надежда», в пять раз превысила расходы за весь период жизненного цикла развития системы КОСПАС - САРСАТ.
 
Отделы по управлению низкоорбитальными навигационно-связными  КА в Центре КИК
 
Прообраз  отдела  с  назначением  управления  КА   низкоорбитальной  навигации  был создан  после  запуска первого  навигационного спутника 11Ф617  «Залив» системы «Циклон» в конце 1968 г.
 
Управление данным КА тогда осуществлял 22-й отдел, входящий во второе управление войсковой части 32103 - Центра КИК (начальник управления - полковник Бачурин Аркадий Петрович, начальник отдела - подполковник Сербин Виктор Мефодиевич).  В 1971 году было создано 7-е управление (начальник управления - полковник Краковский Юрий Евгеньевич), куда вошел 22-й отдел, преобразованный в 41-й отдел.
 
В 1974 году, в связи с запуском КА системы «Циклон-Б» («Парус») было проведено слияние 40-го (“геодезического”) и 41-го (“навигационного”)  отделов с образованием нового 71-го отдела.
 
В 1976 году был запущен первый КА 11Ф643 системы «Цикада», и в начале 1977 года 71-й отдел был преобразован в два отдела:
- 71 отдел (“геодезии”) , начальник отдела Бондаренко Анатолий Иванович;
- 74 отдел (“навигации”), начальник отдела полковник Кузьминский Анатолий Иванович.
 
В 1980 году из состава 74 отдела была выведена испытательная лаборатория, занимавшаяся подготовкой к испытаниям системы ГЛОНАСС.
 
С 1982 года 7-е управление входит в состав образовавшегося 2 НИИЦ (ИЦ с 1990 года) как 1-е управление в/ч 57237, а 74 отдел преобразовывается в 14 отдел этого управления. Таким образом, 16 лет - с 1982 по 1998 года, управлением КА навигационно-связного назначения занимались офицеры 14-го испытательного отдела 2-го Испытательного Центра
 
В мае  1998  года в связи с организационно-штатными мероприятиями  14, 11 и 13 отделы  были объединены в новый  11-й  отдел с сохранением тематики старых отделов.
 
Особенностью работы НКУ КНСС на рубеже веков являлось то, что среднее время работы на орбите КА «Парус» составляло три года и четыре месяца, что превышает гарантийный срок активного существования в 3,3 раза, а среднее время работы КА «Цикада» и «Надежда» превышает гарантийный срок активного существования почти в 4 раза. Почти все КА имеют ограничения по применению по целевому назначению и управлению и множество неисправностей.
 
Дежурные расчеты пункта управления КА прилагали все усилия, чтобы продлить сроки службы КА на орбите, разрабатывали «решения по управлению» при возникновении нештатных ситуаций и рекомендации по работе с КА. Особенно надо отметить работу в этом направлении следующих офицеров:
–    начальников управления: Отвиновского Е.А., Рысева В.И., Кравцова В.Г.;
–    начальников отдела: Бугаенко В.Н., Юшко В.И., Осьминина Б.Н.;
–    инженеров Мельника В.С., Кашапова Т.Ш., Якушкова И.В., Бушина И.В., Федотьева В.С., Антонова Е.В., Глушко И.Н., Филатова А.М., Обетковского А.Е., Стрекаловского Г.Н., Касьянова А.В., Ковалева А.В., Иноземцева В.С., Семененко А.Н., Вороновского В.В., Парушева П.И., Бадалова Р.Р., Молодчикова Д.Е., Проскурина О.И., Вялова К.Г., Махновского С.Н., Федоренко И.И., Калачева С.В., Гавенко О.А., Капустина М. Г., Болдова И.Ю., Бажина А.Ю., Ходенева М.Ю., Костина К.В., Артамонова А.А., Кривощекова С.А., Яркового В.В., Черного В.И., Бирюкова Д.В.
 
Показательной является в этом отношении работа с КА «Надежда-403» (другие названия - «Надежда-1», «Коспас-4»), запущенном 4.07.1989 г. В мае 1990 г. КА потерял ориентацию в связи с отказом магнитно-гравитационной системы ориентации. Была создана межведомственная комиссия, членами которой являлись: начальник 74-го отдела Бугаенко В.Н., начальник лаборатории ЦыганенкоА.Н., старший инженер-испытатель Воловиков А.В.
 
Была разработана программа восстановления работоспособности системы ориентации, которая не привела к положительному результату. КА удалось ориентировать только по магнитному полю Земли. Потребители - ВМФ и всесоюзное объединение «Морсвязьспутник» считали, что после запуска нового КА работы с КА «Надежда-403» следует прекратить.
 
Офицеры 74-го отдела Воловиков А.В., Осьминин Б.Н., Филатов А.М., Бирюков Д.В. смогли доказать, что КА можно использовать в системе поиска и спасения даже с существующими ограничениями по ориентации почти без потери специальной информации. В итоге этот КА использовался по целевому назначению длительное время (наработка составила около 17 лет при гарантийном сроке существования 2 года!), а для работы с ним офицерами отдела была разработана специальная программа. Благодаря этой инициативе офицеров 74-го отдела были спасены сотни человеческих жизней.
 
Следует отметить, что в отделе есть свои офицерские династии. На смену старшему инженеру-испытателю Молодчикову Е.В., уволенному в запас, пришел его сын - инженер-испытатель Молодчиков Д.Е. , который достойно продолжал дело отца.
 
Офицеры отдела  по управлению низкоорбитальными навигационно-связными КА были награждены правительственными  наградами:
-  НО-14  полковник Юшко Валерий Иванович: орденом «Знак почёта» (Указ Презид. ВС СССР от 23.11.1979 г.) и медалью «За боевые заслуги» (Указ Презид. ВС СССР от 20.02.1991 г.);
-  НО-14  полковник Баранов Василий Емельянович: орденом «За службу Родине в ВС» 3-й степени (Указ Презид. ВС СССР от 17.02.1984 г.);
- НЛ подполковник Гоголушко Александр Александрович: медалью «За трудовую доблесть» (Указ Презид. ВС СССР от !5.01.1976 г.) и  орденом «За службу Родине в ВС» 3-й степени (Указ Презид. ВС СССР от 22.02.1990 г.).
 
Начальники управления по управлению КА спутниковых навигационных, юстировочных и геодезических систем
полковник
Краковский Юрий Евгеньевич
1969 - 1976 гг.
полковник
Терешин Михаил Иванович
1976 - 1978 гг.
полковник
Котов Леонид Федорович
1978 - 1981 гг.
полковник
Лапшин Юрий Иванович
1981 - 1982 гг.
полковник
Лавриненко Фридрих Федорович
1982 - 1985 гг.
полковник
Литвинов Виктор Иванович
1985 - 1988 гг.
полковник
Кузьминский Анатолий Иванович
1988 - 1990 гг.
полковник
Отвиновский Евгений Александрович
1991 - 1996 гг.
полковник
Рысев Владимир Иванович
с 1996 г.
 
Руководители 74-го (1977 - 1982 гг.), 14-го (1982 - 1998 гг.) и 11-го (с 1998 г.) отделов
 
Начальники отдела
полковник
Кузьминский Анатолий Иванович
1977-1980 гг.
полковник
Сукачёв Анатолий Дмитриевич
1980-1984 гг.
полковник
Баранов Василий Емельянович
1984-1988 гг.
полковник
Степанов Юрий Николаевич        
1988-1989 гг.
полковник
Бугаенко Валерий Николаевич     
1989-1992 гг.
полковник
Юшко Валерий Иванович
1992-1996 гг.
полковник
Осьминин Борис Николаевич
1996-2005 гг.
 
Заместители начальника отдела
подполковник
Музыка Сергей Николаевич
1980-1985 гг.
подполковник
Родченко Владимир  Николаевич 
1985-1988 гг.
подполковник
Кадученко Борис Мефодиевич
1988-1991 гг.
подполковник
Якушин Владимир Иванович
1991-1993 гг.
подполковник
Осьминин Борис Николаевич
1993-1996 гг.
подполковник
Федоренко Игорь Иванович          
1996-1998 гг.
подполковник
Бакунов Николай Валерьевич       
1998-1998 гг.
подполковник
Мельник Виталий Сергеевич
с 1998 г.
 
Начальники лаборатории управления КА
подполковник
Баранов Василий Емельянович
1980-1984 гг.
подполковник
Гоголушко Александр Александрович
1984-1991 гг.
подполковник
Воловиков Александр Сергеевич
1991-1993 гг.
подполковник
Бояршинов Юрий Николаевич
1993-1996 гг.
подполковник
Кашапов Талгать Шакирович
с 1996 г.
 
Начальники лаборатории планирования КА
подполковник
Петроченков Юрий Иванович
1980-1985 гг.
подполковник
Глебов Александр Петрович             
1985-1987 гг.
подполковник
Мосин Анатолий Кузьмич                 
1987-1991 гг.
подполковник
Бирюков Дмитрий Васильевич          
1991-1995 гг.
подполковник
Родионов Алексей Александрович
1995-1998 гг.
подполковник
Якушков Игорь Владимирович          
с 1998 г.
 
Начальники лаборатории анализа БА КА
подполковник
Иккерт Юрий Андреевич                 
1983-1986 гг.
подполковник
Цыганенко Александр Николаевич 
1986-1990 гг.
подполковник
Осьминин Борис Николаевич           
1990-1993 гг.
подполковник
Бушин Илья Васильевич                   
с 1993 г.
 
 
 
 
 
 
Полковник Бугаенко Валерий Николаевич с 1992 года продолжил службу в Центральном аппарате Министерства обороны Российской Федерации (заместитель Начальника управления, первый заместитель Начальника управления, Начальник управления).
 
С1997 года - Государственный инспектор Совета безопасности Российской Федерации, советник Управления экономической безопасности Совета безопасности.
 
В1999 году Валерий Николаевич Бугаенко был уволен из Вооружённых сил в запас в звании "генерал-лейтенант Военно-космических сил".
 
С 2000 г. – в Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации (заместитель руководителя, руководитель Департамента по надзору за связью и информатизацией).
 
С 2004 г. – руководитель Федеральной службы по надзору в сфере связи.
 
Распоряжением Правительства Российской Федерации N 795-р от 20 июня 2007 г. назначен руководителем Федерального агентства связи
(Россвязь). Являлся одним из разработчиков Закона "О связи".
 
Скончался 29 июня 2011 г.
похоронен на Троекуровском кладбище.
 
 
Ветераны и служащие отдела, Краснознаменск.
 
Стенд в музее КИК в Краснознаменске
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Отец и сын Осьминины:
ветеран Байконура
(3-е управление)
Николай Николаевич Осьминин и
Ветеран КИК
Борис Николаевич Осьминин,
2014 год, Краснознаменск.
 
 
Наземный сегмент КНСС
 
 
 
 
 
 
"Тамань-База-ДМ"
(для сеансов с КА "Парус", "Цикада", "Надежда", "Циклон", "Эридан", "Муссон")
на НИП-9.
 
 
 
 
 
 
"Тамань-База-М"
(для сеансов с КА "Ураган")
на НИП-4, конец 80-х.