КИС «Фазан»
В соответствии с постановлением Совета Министров от 13 сентября 1979 г. о создании подвижных наземных командно-измерительных пунктов, научный коллектив 4 Управления 50 ЦНИИ КС (25 сентября 1972 года на базе НИИ-4 МО был создан ЦНИИ КС МО, в 1982 году переданый в ГУКОС и позднее получивший название  50 ЦНИИ КС МО) при поддержке ГУКОС развернул поисковые работы по созданию боевых средств управления космическим аппаратами военного назначения.
 
Прежде всего было обращено внимание на то, что структура существующего многопунктного наземного автоматизированного комплекса управления, рассредоточенного на территории страны, не позволила бы обеспечить устойчивое управление КА в особых условиях. Была выработана следующая идеология: наравне с действующим НАКУ создавать устойчивый в условиях ударного воздействия противника комплекс в составе:
- центрального позиционного района с защищенным ЦКП (ЗЦКП) и подвижными наземными КИПами (3-4 ед.)
- трех-четырех региональных позиционных района с подвижными наземными КИПами и региональными пунктами управления.
 
В основу технологии управления КА предусматривалось (как основное) однопунктное решение всех задач управления с минимальным взаимодействием между средствами комплекса.
 
На первом этапе реализации этих работ была проведена рекогносцировка по использованию имеющихся защищенных объектов МО в интересах создания ЗЦКП боевого НАКУ. Конкретного решения принято не было. Дальнейшие работы проводились с целью создания мобильного КП регионального уровня - (шифр «Варан») и мобильного КИПа - (шифр «Фазан»).
 
Командно-измерительная система «Фазан» призвана дополнить/заменить командно-измерительную систему «Тамань-База» для управления космическими аппаратами ближнего и среднего космоса, находящихся на эллиптических, круговых и геостационарных орбитах.
1. Cтационарная наземная станция.
 
Наземная командно-измерительная система 14Н90-05 представляет собой стационарную наземную станцию (НС), применяемую для работы в составе наземного командно-измерительного пункта (НКИП), либо отдельно, под управлением наземного комплекса управления космическими аппаратами (НКУ КА).
 
НС 14Н90-05 предназначена для управления  космическими аппаратами (КА), оснащенными бортовой аппаратурой (БА) типа 14Р35 существующих и перспективных модификаций.
 
КИС обеспечивает работу с КА в ориентированном режиме его полета при дальности от 140 до 56000 км (при коэффициенте усиления бортовой антенны 20 дБ), в неориентированном режиме полета КА при дальности до 40000 км (с БА КИС перспективных модификаций).
Решаемые задачи:
 
 - Передача на КА командно-программной информации (КПИ) - разовых команд, информационных массивов, в том числе разовых команд в транзитном режиме, и прием квитанций об их прохождении, включая закладку КПИ по частям с возможностью многократного повторения.
 - Прием с КА, запоминание и выдача потребителям в соответствии с п. 2.1.7 информации оперативного контроля (ИОК) о состоянии и функционировании бортовых систем.
 - Измерение текущих навигационных параметров (ИТНП) КА, предварительная обработка результатов ИТНП с целью отбраковки аномальных измерений и сжатия информации и выдачи их потребителям в соответствии с п.2.1.7.
 - Формирование местной шкалы времени (МШВ) изделия  с аппаратурной погрешностью не более 23 мкс, хранение ее с относительной погрешностью не более + 5 х 10 в степ. -11 и привязка ее по сигналам, принимаемым от внешних источников (СЕВ) или аппаратуры потребителя спутниковых навигационных систем «ГЛОНАСС» и «NAVSTAR».
 - Обеспечение сверки бортовой шкалы времени (БШВ) с наземной со средней инструментальной погрешностью  измерения положения маркера обратного канала БА КИС относительно секундной метки изделия не более 1 мкс.
 - Фазирование и коррекция БШВ в соответствии с требованиями, заданными в технологической информации на объект, по указаниям из ЦУП.
 - Вхождение в связь с КА как по инициативе БКУ, так и по инициативе НКУ по указаниям из ЦУП.
 - Расчет целеуказаний и программы компенсации доплеровского смещения частоты по начальным условиям, передаваемым из ЦУП.
 - Автоматизированный обмен информацией для проведения сеансов управления КА с информационно-вычислительными комплексами (ИВК) центров и пунктов управления.
 - Формирование, отображение и документирование отчетной информации, её выдача в каналы связи, как в реальном масштабе времени, так и после выполнения задач сеанса связи с КА.
 - Автоматизированная диагностика состояния аппаратуры изделия.
 - Автоматизированный прием из ЦУП, ввод и хранение исходной технологической информации при постановке КА на обслуживание, информации для проведения сеанса связи (НУ, список РК, массивы КПИ, оперативные указания и др.).
 - Коррекция сеансного массива (НУ, список РК, оперативные указания) при изменении времени старта в пределах суток по указанию ЦУП.
 - Хранение информации сеансов связи в объемах КПИ не менее 1,5 Гбит, ИОК - не менее 0,5 Гбит.
 
КИС обеспечивает:
 
 - Вхождение в связь и информационный обмен с КА при изменении азимута от 0  до 360 градусов, угла места от 5 до 85 градусов, при этом при прохождении области «мертвого конуса» антенной установкой  (при углах места от 85 до 90 градусов) допускается перерыв связи не более 30 с.
 
 - Максимальную скорость движения антенны 5 град/с по углу места и 18 град/с по азимуту.
 
 - Скорость передачи полезной информации в прямом канале - «земля - борт»: при использовании существующей БА - не менее 230 бод; при использовании перспективной БА - не менее 1000 бод.
 
 - Скорость передачи полезной информации в обратном канале - «борт - земля»: при использовании существующей БА - не менее 375 бод; при использовании перспективной БА - не менее 1500 бод.
 
 - Возможность (при воздействии помех) понижения скорости передачи в прямом и обратном каналах до 0,1 Кбод при использовании перспективной БА.
 
 - Время поиска сигналов и вхождения в связь с КА (при погрешности априорной информации в целеуказаниях по времени не более 30 с, по угловым координатам - не более 1,5 градусов) - не более 50 с.
 
 - Время вхождения в связь с КА, находящимся в диаграмме направленности антенны - не более 5 с с вероятностью не менее 0,95.
 
 - Режимы программного и автоматического сопровождения КА с возможностью автоматического перехода с одного режима на другой.
 
 - Время перехода от обслуживания одного КА к обслуживанию другого однотипного КА - не более 20 с (без учета неточности в целеуказаниях по времени, при заранее подготовленной технологической информации на сеанс связи). Для разнотипных КА время перехода - не более 5 мин.
 
 - Программно-вычислительные средства изделия обеспечивают расчет программы для проведения не менее 40 плановых сеансов управления КА при среднем времени расчета на один сеанс не более 1 мин. Для проведения одного внепланового сеанса управления это время составляет не более 10 мин, при этом начальные условия для расчета орбиты должны отстоять от внепланового сеанса не более чем на 7 сут, а для сеанса после коррекции орбиты - не более чем на сутки.
 
 -  Непрерывный режим работы аппаратуры в течение 24 ч.
 
Аппаратура наземных станций "Фазан" разрабатывалась в НИИ ТП.
 
Cтационарные наземные станции "Фазан" первых версий в конце 80-х годов были построены и введены в эксплуатацию на НИП-19 в Дунаецах, НИП-3 в Сары-Шагане и НИП-20 в Солнечном.
 
С распадом СССР стационарные "Фазаны" в Дунаевцах и в Сары-Шагане для КИКа были утеряны. Судя по объявленным тендерам, в 2009 году планировался ввод станции
"Фазан-МКК" 14Н90-05 в Щелково-7 на НИП-14, в 2013 - 2014 годах планируется ввод на НИП-18 в Воркуте.
 
Техздание "Фазана" на НИП-3 в Сыры-Шагане
 "Фазан" на НИП-3 в Сыры-Шагане сегодня
Здание "Фазана" на НИП-19 в Дунаевцах
 
Техздание "Фазана" на НИП-20 в Солнечном под Комсомольском-на-Амуре
 
Техздания наземной модификации "Фазана" служат также гаражом и базой для подвижных комплексов КИС "Фазан". Располагаясь под радиопрозрачным куполом, мобильная антенная установка на шасси а/м МАЗ-543 способна развернуть свое АФУ СМ-118 в подкупольном пространстве в рабочее положение и вести сеанс управления, находясь под шарообразной защитой.
 
2. Подвижная наземная станция.
 
Выпускается в подвижном варианте, расположенном н
 автомобильном 4-х осном шасси Маз 543 "Ураган".
Головной разработчик - ФГУП «РНИИ КП».
Тактико-технические данные:
Дальность управления КА: 150 - 40000 км;
Диапазон частот: C - D IV;
Выходная мощность передатчика: 5,0 кВт
Диаметр зеркала антенн: 5,0 м.
МАУ в подкупольном пространстве и стационарная часть КИС "Фазан"
на НИП-20
В состав подвижного комплекса входят
 
унифицированные машины и агрегаты подвижных комплексов ВС (ракетных, артиллеристских и др.):
 
- мобильная дизельэлектростанция (МДЭС) 15Н1061М (2 штуки ?) с 4-мя дизельгенераторами по 30 кВт (каждая);
 
 
- машина-столовая-кухня МС-543.1 - агрегат 15Т117 для приготовления пищи и питания личного состава при несении дежурства в полевых условиях, хранения запасов продовольствия и обеспечения жизнедеятельности и отдыха личного состава, рассчитана для одновременного питания 16 человек;
- машина-общежитие МО-543.1 - агрегат 15Т118 для обеспечения жизнедеятельности и отдыха личного состава в полевых условиях, рассчитана на размещение 24 человек (6 купе по 4 человека) с личными вещами и оружием;
- машина боевого поста15Я56М машина боевого поста на базе бронетранспортера с системой наземной навигации и башенно-пулеметной установкой «Гром» с пулеметом "Утёс";
- машина дежурной смены охраны (МДСО) 15Я55 или машина обеспечения боевого дежурства (МОБД) 15В148 (или 15В231);
- машины подвижного узла связи (кросс, прм., прд., ЗАС - аппаратные, КШМ, ЗИПы и проч.) в составе:
а) аппаратная «Кристалл АБ» - станция специальной телефонной связи Н13 и станция спутниковой связи Р-439 (-440 ?) - размещены на шасси автомобиля  "Урал-375А";
б) аппаратная «Экватор-ЗМ» - КВ и УКВ радиостанции - размещены на шасси автомобиля ЗИЛ-131;
в) аппаратная (К9 ?) - станция телеграфной связи - на шасси автомобиля "Урал-43203".
 
 
 
и специализированные машины подвижного комплекса "Фазан" на шасси модификаций МАЗ-543 "Ураган":
 
- аппаратная приемо-передащей системы 17Н972 (высокочастотный фургон) со складывающейся антенной СМ-318;
- аппаратная информационно-измерительной системы 17Н974 (низко-частотный фургон).
 
 
Мобильная антенная установка (МАУ) СМ-318 на шасси МАЗ-543 "Ураган" была спроектирована в КБСМ и изготовлялась  на ленинградском ПО "Завод "Большевик" (в 1992 году заводу вернули имя Обухова и он стал именоваться "Государственный Обуховский завод".  В 1984–1993 годах завод изготовил 7 таких МАУ, диаметр зеркала антенны - 5 метров.
 
Также в состав подвижного комплекса могут входить другие специализированные машины:
- машины системы магистральной спутниковой связи "Приморка" для передачи данных в формате ЕЦП через космические аппараты;
- машина - аппаратная АСУ «Варан».
 
 
 
 
 
 
 
Аппаратная «Кристалл»
 
Подвижные КИС "Фазан" эксплуатировались в опытном режиме на НИП-19 в Дунаевцах, НИП-3 в Сары-Шагане и НИП-20 в Солнечном, начиная с середины 80-х годов. После ликвидации НИП-3 и НИП-19 КИС "Фазан" были переданы Казахстану и Украине соответственно. Если остатки Дунаевецкого "Фазана" до сих пор иногда мелькают в
объявлениях о продажах автотехники, то следы Сары-Шаганского "Фазана" утеряны - похоже, что он был разгромлен вскоре после передачи...
 
Подвижная КИС "Фазан" дислоцировалась также на Ейском НИП-2 и Улан-Удинском НИП-13.
 
В начале 2000-х годов "Фазаны" дислоцировались в Краснознаменске. Есть предположение, что именно эти машины были перебазированы в Краснознаменск из-под Ейска после ликвидации там ОИПа в 1998 году и из Краснознаменска под Армавир в 2005 году.
 
В 2005 году году под Армавиром и в 2009 под Калининградом сформирован ОИП, имеющие на вооружении подвижные КИС "Фазан". Также продолжается их эксплуатация на НИП-20 в Солнечном и НИП-8 под Малоярославцем. На НИП-8
 
Главным специалистом в КИКе по введению в эксплуатацию подвижных КИС "Фазан" долгое время являлся полковник Фирсов Алексей Валентинович - в период становления Ейского пункта он был начальником штаба, а в период открытия ОИПов под Армавиром и Калининградом - командовал новыми воинскими частями.
 
В состав ОИПов в перспективе будет также введена мобильная техника для траекторных и телеметрических отделений, усовершенствованные подвижные УС.