ИП-6 (1956-1967), 59 ОИСИС, в/ч  14018
~ в 12-ти км от пос. Амангельды
Амангельдинского р-на Кустанайской обл.
 
В.В. Порошков
 
Измерительный пункт №:6
 
В 1873 году в этих краях, (тогда еще это был Тургайский уезд) родился Амангельды Удербайулы (Иманов) - руководитель народного восстания 1916 года против царизма и активный участник установления Советской власти в Казахстане. Позднее его имя стали носить 12 населенных пунктов Казахстана, а в 1956 году его малая родина стала еще и пунктом дислокации ИП-6 полигона "Тайга".
 
ИП-6 был самым большим трассовым ИПом, имеющим почти весь набор телеметрических и внешнетраекторных средств. Ниже приводится полный набор сооружений и средств, а также список офицерского состава ИП-6 по воспоминаниям и документам полковника Н.Н. Осьминина, служившего на этом ИПе в те годы.
 
 
Сооружения и техника ИП-1 в 1956-1957гг. г. (схема составлена Н.Н. Осьмининым)
 
1 - техническое здание №1 (ПП СЕВ), 2 - техническое здание №2 для станций РТС-5, но использовавшееся как казарма, 3 - техздание КТ-50, 4 - агрегатная для передвижных электростанций ПП СЕВ и «Трал», 5 - площадка для размещения 6-ти станций «Трал», 6 - площадка для размещения 4-х станций РТС-5, 7 - гараж для размещения 6-ти автомобилей и ремонтной мастерской, 8 - дизельная электростанция на 300 кВт, 9 - клуб-столовая на 100 посадочных мест, 10 - казарма на 100 коек, 11 - четырехквартирный сборно-щитовой домик для размещения санчасти и общежития, 12 - два сборно-щитовых домика для семей офицеров, 13 - дощатый склад ОВС и ПФС, 14 - одноквартирный сборно-щитовой домик-штаб, 15 - баня на 20 человек, 16 - хлебопекарня с суточной выпечкой хлеба 100 кг, 17 - два водоема для технической и питьевой воды до 10 кубических метров, 18 - обвалованное овощехранилище, 19 - склад ГСМ на 100 т. горючего, 20 - двухаппарельная позиция станции «Иртыш», 21 - калибровочная дорога для станции «Иртыш», 22 - позиция радиостанции Р-102, 23 - позиция радиостанции РАФ КВ-5, 24 - позиция авиационной радиостанции РАС-УКВ, 25 - позиция ремонтной машины ПАРМ, 26 - ВПП посадочной площадки ИПа для приема самолетов ЛИ-2, 27 - направленная приемная антенна ПП СЕВ, 28 - дровяной склад, 29 -  РЛС «Бинокль».
 
ИП-6, начало 60-х годов, кадр из кинохроники.
 
 
Все здания (кроме КТ-50, гаража и дизельной) были типовыми сборно-щитовыми и соединялись между собой системой кабелей связи и энергопитания. Территория ИПа ограждена колючей проволокой. В 200 м от нее оборудована ВПП для приема самолетов ЛИ-2. Таким образом, трассовый ИП отличался от аналогичного пристартового более развитой системой сооружений, обеспечивающей автономное существование ИПа. Его хозяйственное отделение имело: 2 тягача АТТ, 3 автомобиля ГАЗ-63, автомобиль ЗИС-150, автомобиль ГАЗ-69 легковой, автомобиль ГАЗ-69 пикап, водообмывочную машину ЗИЛ-151 для подвоза питьевой воды, трактор С-80. Вся эта техника была необходима для подвоза грузов (от топлива до продовольствия) на расстояние 140 км от ближайшей железнодорожной станции Державинская.
 
Штатная структура ИПа включала командование, лабораторию траекторных средств измерений, лабораторию телеметрических средств измерения медленноменяющихся параметров, лабораторию телеметрических средств измерений быстроменяющихся параметров, группу спецсвязи и СЕВ, хозяйственное отделение. Всего на ИПе было 38 офицеров, 5 сержантов и 86 солдат.
 
На ИП-6 в то время служили следующие офицеры: подполковник В.Д. Ветласенин, майор А.Д. Разводов, капитан В.С. Кадыков, капитан м/с И.М. Коновалов, инж/капитаны Н.М. Житенко, Л.Е. Исаев, А.Г. Скрыльник, ст. инж/лейтенанты Г.Д. Лескин, В.А. Лунькин, И.М. Сизов, инж/лейтенанты И.И. Васильев, В.Г. Медников, В.Е. Логунов, Н.Н. Осьминин, Ю.Б. Савенков, Ю.В. Сентюрин, Ю.Н. Устенко, Ю.А. Чупахин, мл. инж/лейтенанты А.С. Лычков, Б.И. Тарасов, Б.В. Тихомиров, ст. техн/лейтенант Н.В. Барладин, техн/лейтенанты В.В. Батраков, Ю.П. Деянов, В. А. Ефимов, А.А. Карельский, В.П. Коношенков, В.Н. Кузнецов, В.А. Морякин, А.М. Найко, К.С. Петров, Г.И. Потапов, В.Г. Швалёв, Е.М. Шмелёв, лейтенанты В. Короп, И.П. Костров, Н.П. Мельников, В.В. Сован, Р. Сушин.
 
25 января 1967 года ИП-6 был расформирован из-за плохих условий обитания и снабжения, а также необходимости высвобождения личного состава и техники для формирования нового ИП-10 и ПИП под Барнаулом.
 
Автопарк, КТП, склад.
Укладка кирпичиков -любимая работа в армии
Солдаты ИП 6 на отдыхе на реке Тургай
Дизельная ИП-6
Тынянский А.,  Бычков Р.В. у здания СЕВ и ТМ.
 
 
 
 
 
 
Верблюды
у дома
офицерского
состава
 
 
 
 
 
 
Справа налево:
Скрыльник А.Г.
 Осьминин Н.Н.
Костров Н.А.
Коношенко Н.П.
 
 
 
 
 
 
 
 
 Лескин Г.Д.
 Осьминин Н.Н.
 
Скрыльник А.Г.
1957г.
Тарасов Б.И.
Тихомиров Б.В.
Борис Солод у дома
офицерского состава
Аренс Ю.П.
 1958г
Васильев И И  и
Васильева С Б
Дети офицеров ИП-6
Офицеры-холостяки (слева направо) Кузнецов В.Н., Гущин В.,
Деянов Ю.П., Морякин В.А., Музыка С.Н., Найко А.М.,
Костров И.П., Конашенков Н.П., одетые по последней
целинной моде, готовы к празднику 23 февраля 1957г.
Слева направо: Осьминина Л.Г., Ветласенина Е., Исаева А.,
Исаев Л.Е., Лескина Ю., Ветласенин В.Д. (начальник ИП-6)
 
А.А. Соколов с солдатами на старице реки Тургай
 
 
В.А. Кудряшов
 
ИП-6 (в/ч 14018)
 
Наименование: 59 отдельная испытательная станция измерительных средств.
Тип: траекторно-телеметрический.
Сформирован 27 сентября 1956 г.
Место дислокации:
- в 500 км северо-восточнее ИП-1;
- в 12 км от р.ц. Амангельды Кустанайской обл.
- 300 км от ближайшей ж/д ст. Аманкарагай.
Примечание: позже построили ж/д ст. Державинская, до которой было 140 км.
 
…Это был, пожалуй, самый трудный ИП по бытовым условиям:
- все грузы доставлялись от ж/д станции по грунтовым дорогам автотранспортом, а зимой - только на тяжелых тягачах АТТ с прицепными санями;
- питьевую воду брали из реки Жолдому (18 км от ИП-6) и доставляли водовозками;
- в середине первой зимы (1956-1957 гг.) в силу ряда причин закончились свежие продукты и дрова, питались консервами, сушеными овощами и сухарями, дрова доставляли с НИИП-5 самолетами, но норма их выдачи была столь малой, что на них можно было только подогреть несколько банок тушенки;
- жилья для семейных офицеров еще не было, им приходилось снимать углы в р.ц. Амангельды у местного населения, которое проживало в примитивных мазанках…
 
Первоначальная численность ИП-6 - 177 человек (38 офицеров, 139 сержантов и солдат).
ИП-6 - самый многочисленный из трассовых (дальних) ИПов.
 
ИП-6, как и другие, прошел боевое крещение 15 мая 1957 г.
 
Боевое крещение прошли первопроходцы ИП-6:
- Ветласенин В.Д. - начальник ИП-6;
Траекторная лаборатория:
- Скрыльник А.Г. - начальник траекторной лаборатории;
- Васильев И.И. - ст. инженер по оптическим средствам;
- Тарасов Б.И. - ст. инженер по радиосредствам;
- Тихомиров Б.В., Канашенков В.П. (ФП "Иртыш");
- Чупахин Ю.А., Деянов Ю.П., Найко А.М. (РЛС "Бинокль");
- Устенко Ю.Н. (КТ-50);
- Лескин Г.Д. (ППН);
- Осьминин Н.Н., Марякин В.А. (ППСЕВ);
- Костров И.П. (Р-102).
Лаборатория ТМИ:
- Житенко Н.М. - начальник лаборатории;
- Лунькин В.А., Мельников Н.П. (ст. "Трал" №1)
- Ефимов В.А. (ст. "Трал" №2);
- Савенков Ю.Б., Потапов Г.И. (ст. Трал" №3);
- Исаев Л.Г., Шмелев Е.М. (ст. Трал" №4);
- Сентюрин Ю.В., Батраков В.В. (ст. Трал" №5);
- Сизов И.М., Карельский А.А. (ст. РТС-5 №1);
- Логунов В.Е., Барландин Н.В. (ст. РТС-5 №2);
- Петров К.С. (ст. РТС-5 №3);
- Лычков А.С., Швалев В.Г. (ст. РТС-5 №4).
 
…Траекторный комплекс ИП-6 составляли РЛС "Бинокль", ППСЕВ, ФП "Иртыш", КТ-50, ППН (1956), РЛС "Кама" (1960), ИЦМ "Темп-1" (1961).
 
В телеметрический комплекс ИП-6 входили ст. "Трал", РТС-5 (1956), РТС-8 (1958), РТС-5ИЕ, РТС-12А (1959), БРС-1 (1960, 1963), МА-9 (1963).
 
ИП-6 возглавляли Ветласенин В.Д., Рыбаков А.Б. и Кузьмин К.М.
 
В составе офицеров траекторной лаборатории были:
- начальник лаборатории - Скрыльник А.Г. и др.
- старший инженер по оптическим средствам - Васильев И.И. и др.
- старшие инженеры по РТС - Тарасов Б.И., Аренс Ю.П. и др.
- Тихомиров Б.В., Канашенков В.А. (ФП "Иртыш");
- Чупахин А.А., Деянов Ю.П., Найко А.М., Бычков Р.В., (РЛС "Бинокль", "Кама");
- Аренс Ю.П., Баканов А.Б., Кротов В.Н., Назаров С.В. (ИЦМ "Темп-1");
- Устенко Ю.Н. (КТ-50);
- Лескин Г.Д. (ППН);
- Осьминин Н.Н., Марякин В.А. (ППСЕВ);
Кузнецов В.Н., Музыка С.Н. и др.
 
Кроме вышеперечисленных первопроходцев на ИП-6 служили Гривачев В.М., Гребенкин А.Г., Гущин В.Г., Климов Б.И.,
Солод Б.Г., Соколов А.А., Тынянский А.Б. и др.
 
ИП-6 был расформирован в начале 1967 г. к вящей радости его персонала и всего ПИК.
 
На ИП-6 начинали службу офицеры, которые в будущем стали:
- Васильев И.И. и Тарасов Б.И. - сотрудниками ГУРВО;
- Тарасов Б.И. - лауреатом Государственной премии СССР (1983);
- Чупахин А.А. - сотрудником ГУКОС;
- Осьминин Н.Н. - зам. начальника ПИК НИИП-53;
- Сентюрин Ю.В. - зам. начальника ПИК НИИП-5, а позднее - Районным инженером ГУКОС;
- Сизов И.М., Кротов В.Н., Климов Б.И. - начальниками отделов ПИК НИИП-5;
- Аренс Ю.П. - начальником отдела ОНИС-43;
- Назаров С.В. - д.т.н., зав. кафедрой ЭВМ ВА им. Ф.Э. Дзержинского.