Некоторые подробности о разделении
первой и второй ступеней советских/российских
ракет пакетной схемы
 
Ракеты семейства Р-7
 
МБР типа Р-7 и ракеты-носители на её основе выполнены по схеме с параллельным отделением боковых ракетных блоков в конце работы первой ступени. На первом этапе полета работают двигатели четырех боковых и центрального блоков, на втором, после отделения боковых блоков, - только двигатель центрального блока.
 
Общая компоновка (слева)
и конструкция пакета (справа)
ракет семейства Р-7
 
 0 - бак окислителя 2-й ступени
 1 - межбаковый отсек 2-й ступени
 2 - бак горючего 2-й ступени
 3 - бак окислителя 1-й ступени
 4 - межбаковый отсек 1-й ступени
 5 - бак горючего 1-й ступени
 6 - бак перекиси водорода 2-й ступени
 7 - бак азота 1-й ступени
 8 - бак азота 1-й ступени
 9 - бак перекиси водорода 1-й ступени
10 - маршевый двигатель 1-й ступени
11 - воздушный руль
12 - рулевые агрегаты 2-й ступени
13 - маршевый двигатель 2-й ступени
 
 
Первая ступень РН включает четыре боковых блока.
 
Конструктивно-компоновочная схема бокового блока состоит из силового конуса, несущего конического бака окислителя, межбакового отсека, несущего конического бака горючего, отсека баков перекиси водорода и жидкого азота и цилиндрического хвостового отсека специальной формы.
 
В хвостовом отсеке каждого бокового блока размещается жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) однократного включения типа РД-107, работающий на жидком кислороде и керосине и оснащен­ный четырьмя маршевыми камерами и двумя рулевыми соплами.
 
Для управления полетом на каждом боковом блоке с внешней стороны, противоположной центральному блоку, на небольшом пилоне хвостового отсека установлен аэродинамический руль, выполненный в виде треугольного крыла малого удлинения. Для привода руля имеется электрическая рулевая машина.
 
Боковые блоки  закрепляются в   
 шаровых опорах    
центрального блока в
 верхнем узле связи блоков
 первой и второй ступеней и
скрепляются с центральным блоком посредством тяг в нижнем узле связи ступеней.
 
Сборка пакета РН "Союз-СТ"
Боковые блоки на слэнге монтажников - "морковки".
 
Расположение опор центрального блока - в месте   начала утончения корпуса второй ступени   >>>
На этой фотографии бокового блока на поле падения хорошо виден силовой конус и его окочание в виде шара. Ось, проходящая через шар, на начальном этапе разделения препятствует вращению ББ вокруг своей продольной оси.
 
Шар на конце силового
 конуса бокового блока
 вставлен в шаровую опору
на центральном блоке.
 
    Вертикальная подвеска макета РН в качестве                                                                          Технологическая скоба, позволяющая
                            памятника в Самаре                                                                                           перемещать собранный пакет в сухом виде.
 
Для подвески РН в стартовом сооружении в силовых конусах боковых блоков имеются специальные «карманы» с опорными плоскостями (напоминающие по виду игольное ушко) . В них входят кронштейны четырех силовых опор стартового сооружения и ракета-носитель на старте висит, прихваченная ими "под бока". Четыре силовых опоры на сленге стартовиков - "тюльпан".
 
 
 
При запуске двигателей нагрузка на кронштейны по мере нарастания тяги двигателей постепенно уменьшается и при снятии нагрузки силовые опоры, вращаясь под действием противовесов, выходят из «карманов» в верхней части боковых блоков и отклоняются в стороны, позволяя ракете покинуть стартовое сооружение - "тюпьпан" раскрывается.
 
Нет никаких механических приводов,  отводящих опоры при старте -  разведение обеспечивается силой земного притяжения.
 
"Самый надежный механизм - механизм, который отсутствует" -  такие слова приписываются  Владимиру Бармину, Генеральному конструктору стартовых устройств для Р-7. Семейство РН на базе Р-7 - единственные РН, подвешенные на старте таким образом. Другие РН банально стоят на стартовом столе.
 
 На верхнем конце силовой опоры - кронштейн, вставляемый в "карман" ББ.
 
 
Монтаж технологической скобы на горизонтальном пакете в МИКе (во французской Гвиане).
 
Видно, что к ЦБ присоединен только первый ББ.
 
Ниже - нижние силовые связи ББ с ЦБ, предназначенные для соединения ББ и ЦБ в "пакет" из первой и второй ступенй:
 
 
 
 
Монтаж нижних силовых связей ББ - ЦБ на горизонтальном пакете в МИКе (во французской Гвиане).
 
Сборка пакета (РН "Восток" или МБР Р-7 ?) В МИКе Байконура или в 39-м цехе завода № 88 в Подлипках или м.б.
в цехе п/я 208, ставшим вскоре Заводом „Прогресс", Куйбышев?
 
 
 
Двигатели боковых блоков работают около двух минут после старта, после чего отключаются. Выключение происходит по результатам сравнения текущего значения скорости с расчетным. После отключения двигателей боковые блоки отделяются от центрального блока и сбрасываются.
 
Разделение первой (боковых блоков - ББ) и второй ступеней ракет семейства Р-7 сводится к боковому отводу четырех отработавших ракетных блоков первой ступени от ракетного блока второй ступени, продолжающей работу, по схеме с разворотом относительно верхнего силового пояса связей.
 
Для обеспечения отделения и разворота ББ относительно верхнего узла связей важной конструктивной особенностью ракет типа Р-7 является несовпадение оси ББ и вектора тяги маршевых двигателей ББ на 3,5 градуса - оси двигателей первой ступени наклонены к верхнему узлу связей так, что его тяга создает момент относительно этого узла - на рисунке ниже слева.
 
Разделение начинается с перевода двигателей ББ на режим пониженной тяги (величина разная для разных типов РН на основе Р-7) и выключения рулевых двигателей боковых блоков. Разрываются нижние силовые связи (пиросредствами, в первых образцах конца 50-х годов - пневмоприводами). Тяга двигателей ББ направлена таким образом, что она создаст момент относительно верхних силовых опорных узлов и нижняя часть пакета раскрывается - на рисунке ниже справа -  "а").
 
Двигатели ББ выключаются. Двигатель центрального блока (вторая ступень), работающий в момент разделения, уводит центральную часть ракетного блока (вторая и следующие ступени - при их наличии) вперед после выключения двигателей ББ; ББ отстают.
 
Для полного отвода ББ используются газы наддува кислородных баков ДУ ББ, расположенных в верней части ББ: как только наконечники ББ выйдут из силовых гнезд, открываются сопловые крышки в верхней части ББ. Под действием небольшой реактивной силы исходящих газов наддува бака окислителя, придающей угловую скорость ББ относительно его центра масс, верхняя часть ББ уводятся от ракетного блока второй ступени (на рисунке - "б").
 
Отделяемый ББ разворачивается, и начинается его свободное движение (на рисунке - "в"), при котором соударение отделившихся четырех ББ невозможно.
 
 
 
 
Разорванные нижние силовые связи.
Тяги узла остаются на боковых блоках.
Изображение - Анатолий Зак.
 
На фотографии выше стрелкой показан закрытый клапан кислородного бака ББ, дополнительно защищенный технологической крышкой. В полете в нужный момент клапан открывается пирозамком во время разведения ступеней. На соседней фото видно, как заземляются пиросредства во время работы в МИКе.
 
В 50-х (и начале 60-х ?) годах на ракете применялись не пиросредства, а механизмы с  пневмоприводом.
 
 
На фото
 справа
видно 
открытое
  сопло
 кисло-
 родного
 бака
 отрабо-
 тавшего
 ББ.
>>>
 
 
 
 
 
 
 
 
 На фото
 слева
 виден
 элемент
 тяги
 нижней
 силой
 связи
 отрабо-
 тавшего
 ББ
 (при первом
 пуске с
 космодрома
 Восточный
<<<
 
Кадры киносъемочного телескопа   КСТ-80 конца 50-х годов
(слева) и современные иллюстрации (справа):
 
 
Начало разделения пакета. Разорваны нижние и верхние силовые связи.
 
 
Разделение ступеней Р-7. Боковые блоки отводятся от центрального блока.
 
 
Боковые блоки МБР Р-7 отделились от центрального блока.
 
 
Полет продолжает
центральный
блок Ц.
 
Киносъемка процесса разделения пакета - кадры КСТ-80, воспроизводиться замедленно.
 
Современная анимация процесса разделения пакета "Союза-У" 
(пуск с Байконура), предположительно производства "РКЦ-Прогресс"
 
 
Еще одна анимация - разделения ББ "Союза-СТ" (пуск с космодрома Куру)
 
Изготовители анимаций не учитывают момент времени, когда ББ расположены относительно блока Ц так, как показано на фото справа - верхние части ББ еще не уведены от блока второй ступени, в то время как нижние части уже разведены в стороны от него.
 
Фото - с соревнования моделистов.
 САС, видимо, у этого макета  не отстреливается - в жизни САС всегда отстреливается до разделения ступеней.
 
 
Пример
 
 <<< неправильной
 и
правильной >>> 
 
анимации
процессса
разделения
ступеней
 
Время начала и высота, на которой происходит разделение ступеней, сброс ГО, отстрел САС (при её наличии) определяются циклограммой конкретных пусков.
 
Впервые с близкого расстояния процесс отделения ББ РН семейства Р-7 широкая общественность могла увидеть в апреле 2014 года - ЕКА, заказчик пуска КА Sentinel-1A, установил на своей ПН "онбоард камеры"
 
Ниже еще раз отдельными кадрами бортовой телекамеры показан момент разделения и отвода ББ при этом пуске.
 
Еще ниже - вид разделения ступеней при этом пуске с Земли - крупно.
 
 
 
 
3  
 
 
 
На последнем кадре хорошо видно, как вспыхивают огнем верхушки ББ при их попадании в факел ДУ 2-й ступени -.выходящий под давлением кислород из клапанов окислителя поджигает остатки несгоревшего керосина в факеле.
 
Взгляд на момент разделения ступеней с земли:
Старт 3 апреля 2014 г. с космодрома в Куру в Французской Гвиане с КА "Страж-1" ("Sentinel-1")
 
 
Взгляд на момент разделения ступеней с земли:
Старт с Байконура  РН типа "Союз-2" с пилотируемыми КК
 
 
Время начала и высота, на которой происходит разделение ступеней, сброс ГО, отстрел САС (при её наличии) определяются циклограммой конкретных пусков. Ниже - пример циклограммы для непилотируемого пуска из Плесецка.
 
РН
САС
На этих кадрах видно, что при пусках РН типа "Союз" с пилотируемыми КК  САС отстреливается до начала разделения ступеней на 113-й сек. полета за  секунду - две до разделения ступеней, это наблюдается как небольшая вспышка.
 
 
Взгляд на момент
 разделения ступеней
 с земли, издалека
 
при пуске с Плесецка
РН «Союз-2.1а»
с КА «Меридиан»
4 мая 2011 года:
вид из Чусовой,
Сыктывкара, Перми.
 
 
 
Взгляд на момент
 разделения ступеней
 с земли, издалека
 
при пуске с Байконура
РН "Союз-ФГ"
с пилотируемым
КК "Союз ТМА-07М"
19 декабря 2012 года:
вид из Темиртау
и Балхаша.
 
 
Красивый эффект рассеивания ракетного  следа в просторечии получил название"медуза".
 
Множество замечательных фотографий на эту тему есть
на Астрофоруме в топике
"Наблюдения запусков..."
 
Система отделения отработавших ступеней РН типа "Союз"
 
Система отделения боковых блоков РН состоит из следующих элементов:
 
1. Верхний узел связи каждого ББ с центральным блоком (ЦБ), представляющий собой шаровую опору, передающую усилие на ЦБ от ББ. При отделении (после разрыва нижних силовых связей) ББ разворачивается на верхнем узле связи. На начальном этапе его движения верхний узел связи препятствует также вращению ББ вокруг собственной продольной оси.
 
2. Датчик начала отрыва шарнира. На шаровой опоре каждого ББ для повышения надежности расположено по три датчика, каждый из которых фиксирует перемещение шаровой опоры на величину 5 мм. При перемещении опоры более, чем на 5 мм, в систему управления и систему измерения подается соответствующий сигнал. Датчик вводит обратную связь в систему управления процессом отделения ББ.
 
3. Реактивное сопло бака окислителя, расположенное в верхней части бака окислителя ББ, при открытии которого происходит стравливание газа наддува бака, что приводит к возникновению реактивной силы Fo, которая отводит носовую часть ББ от ЦБ.
 
4. Реактивное сопло бака горючего, расположенное в верхней части бака горючего ББ и предназначенное для создания дополнительной реактивной тяги Fг за счет истечения газов наддува бака горючего.
 
5. Нижние силовые связи ББ с ЦБ, предназначенные для соединения ББ и ЦБ в “пакет” и разделения “пакета”. Замок нижних силовых связей по команде от системы управления позволяет разорвать эту связь для отделения отработавших блоков.
 
 
Система отделения ББ функционирует следующим образом. При достижении РН заданной скорости (1600…1900 м/с), определяемой программой управления, от системы управления подается команда на снижение тяги основного двигателя ББ до 75% от номинального значения, также переводятся в нейтральное положение и выключаются рулевые камеры двигательной установки каждого ББ.
 
После команды на снижение тяги подается команда на замки нижних силовых связей, которые освобождают хвостовую часть ББ. Из-за наличия эксцентриситета тяги P основного двигателя ББ относительно верхнего узла связи создается момент, разворачивающий ББ.
 
Через некоторое время подается команда на отключение основного двигателя, в результате чего прекращается подача окислителя в камеру сгорания двигательной установки ББ.
 
По мере закрытия клапана подачи топлива и выгорания остатков топлива происходит снижение тяги. В некоторый момент времени тяга падает до такого уровня, при котором ББ начинает "отставать" от ЦБ, носовая часть ББ выходит из верхнего узла связи скользит по поверхности ЦБ до срабатывания датчика начала отрыва шарнира.
 
При срабатывании датчика система управления подает команду на открытие реактивного сопла бака окислителя и сила тяги реактивного сопла бака окислителя  создает момент, разворачивающий ББ и отводящий его носовую часть от ЦБ.
 
После команды выключения основного двигателя ББ также подается команда на открытие сопла бака горючего, которое создает дополнительную силу, тормозящую и разворачивающую ББ.
 
 
Случаи аварийного отделения боковых блоков.
 
Пакет из первой ступени в составе четырех боковых блоков и второй ступени - центрального блока не разрушается:
 
- в сухом виде на земле при горизонтальном положении при сборке в МИКах, при транспортировке и при переводе из горизонтального положения во время вертикализации в стартовое сооружение - за счет стяжки блоков нижними силовыми связями и блокировки технологическими скобами возможности выскальзывания шарообразного наконечника ББ из шаровой опоры на ЦБ;
 
- в сухом и заправленном состоянии на стартовом сооружении - за счет удержания четырех ББ кронштейнами четырех силовых опор стартового сооружения, в свою очередь, шарообразные наконечники силовых конусов ББ удерживают ЦБ, висящий своими шаровыми опорами на четырех ББ;
 
- в полете - за счет тяги ДУ ББ, "подталкивающих" ЦБ, передавая усилие через шаровые опоры.
Скоба-блокиратор на соединении ББ/ЦБ
 
При уменьшении тяги ДУ какого-либо ББ до уровня 75%, (при условии сохранения 100% тяги ДУ других ББ) боковой блок начинает "отставать" от ЦБ, носовая часть ББ выйдет из шаровой опоры ЦБ и пакет разрушится. Известны несколько таких случаев.
 
15 мая 1957 г.
, первый пуск МБР Р-7. Ракета ушла со старта нормально, полёт продолжался до 98-й секунды. Затем тяга ДУ блока «Д» резко упала, и последний без команды отделился от ракеты. На 103-й секунде из-за превышения допустимого коридора отклонения углов от программных прошла команда аварийного выключения двигателей. Ракета упала, пролетев около 300 км.
 
2 июля 1957 г. состоялся второй пуск ракеты Р-7. В полёте ракета стала вращаться вокруг продольной оси, превысив разрешенный допуск в 7°. Автоматика произвела аварийное выключение двигателей. На 32,9 сек «пакет» разрушился. Блоки упали примерно в 7 км от старта и взорвались.
 
10 июля 1958 г. был аварийный пуск МБР 8К71 (серийный №Б1-4), когда при старте от пакета оторвался боковой блок Д, который остался в стартовом сооружении. Остальная часть ракетного пакета со стартовой позиции улетела. На НПУ-1.произошел взрыв и пожар, в результате которого была разрушена единственное на то время в СССР стартовое сооружение для Р-7.
 
 
 
 
 
 
Разрушение пакета
РН "Восток" вечером
19 апреля 1960 года,
Тюратам.
 
 
 
19 апреля 1960 г.
в момент запуска отвалился один из боковых блоков ракеты-носителя "Восток-Л" 8К72 (серийный № Л-1-9А), которая должна была вывести на околоземную орбиту третью автоматическую межпланетную станцию Е-3 для фотографирования обратной стороны Луны. В результате происшедшего больших разрушений не произошло. (Можно напомнить, что незадолго до этого, вечером 13 апреля к Луне стартовала ракета со вторым Е-3, но двигатель третьей ступени отключился за три секунды до расчетного времени, Е-3 недобрала 130 м/с скорости и не долетела до Луны. Причина неудачи - недолив керосина в бак третьей ступени. А за полгода до этого, первая Е-3, стартовав 4 октября 1959 г., свою задачу успешно выполнила).
 
Вот описание этой аварии из воспоминаний п/п-ка И.А. Пругло:
"...ракета-носитель, стартовав и идя со стартового устройства, рассыпалась поблочно. Блоки ракеты, с работающими двигателями, ушли в разные стороны. Помню, одна из боковушек упала у КПП площадки 52 (РУПа). У въездных ворот на площадку стояли служебные автомашины. Взрыв этой боковушки для нашего РУПа, как и для всех, по счастливой случайности обошелся без жертв. Он произошел от служебного здания РУПа в 30-40 метрах. Мы с открытой двери командной станции (415), находящейся в 50-60 метрах, увидели этот взрыв. Мне почему-то показалось, что произошел взрыв склада ГСМ нашей части, находящийся в углу площадки. Объявили тревогу и нацелили личный состав на тушение пожара на складе ГСМ, скомандовав: "Всем тушить пожар!". Как оказалось-то, склад ГСМ здесь был не при чем. Все окна и двери служебного здания были выбиты взрывной волной. А в нем находилась оперативная группа части, несущая боевое дежурство.
 
Другая из боковушек взорвалась на железнодорожном полотне между МИКом и жилым деревянным городком №2а. В этом городке располагалась жилая зона личного состава нашей части и двух подразделений полигона (рота охраны и эксплуатационно-техническая рота капитана Сизова). Поближе к взрыву располагался штаб нашей части, в одном из отделов этого барака (ДЩ) находился медпункт с врачом части старшим лейтенантом Вдовиным и больными. Взрывом боковушки на железной дороге был вырван кусок рельса метровой величины. Этот кусок прошил три стены ДЩ и влетел в палату между койками с больными солдатами. Двери и окна во всех зданиях были вышиблены взрывной волной. Основной, центральный, блок ракеты упал в районе тира и подсобного хозяйства части полковника О.И. Майского. Район тира был основным районом эвакуации личного состава наших частей. Хотя взрыв был огромной силы, - Бог миловал. Никто из людей не получил увечий. Запомнился этот пуск и тем, что в солдатской столовой к этому времени был заготовлен ужин для личного состава. Столы обеденного зала были полностью сервированы для принятия пищи. Столовая располагалась в дальнем углу городка №2а, между площадкой 52 и МИКом. Примечательно то, что ударными волнами от взрывов все щиты обеденного зала были деформированы в гармошку. На стенах между щитами с обеих сторон образовались большие зияющие щели. Стекла в окнах раздробились, засыпав осколками тарелки с хлебом, сахаром и жареной рыбой с картофельным пюре."
 
Описание этой же аварии из книги Сергея Хрущева "Никита Хрущев. Рождение сверхдержавы": "...я впервые приехал в Тюра-Там (Байконур) пускать «Полет-1» - спутник-антиспутник, разработанный в конструкторском бюро Челомея. В свободный день сержант-сверхсрочник, водитель закрепленной за нами старенькой «Победы», повез меня показывать местные достопримечательности, в том числе и знаменитый королёвский старт, вторую площадку. Там он мне рассказал: «Посмотреть на первый старт «семерки» наехало множество московских генералов. О том, чтобы разместить их всех в командном бункере, не приходилось и мечтать. Королев распорядился в километре от старта соорудить для гостей деревянную трибуну с дощатым реечным навесом, защищавшим от припекавшего майского солнца. Поодаль отрыли блиндаж-щель. На всякий случай.
 
На глазах у генералов ракета завиляла в воздухе, четыре боковушки отцепились от центрального материнского тела и огненным фейерверком разлетелись в разные стороны. Одна ушла в сторону монтажно-испытательного корпуса, в нем собирали следующую ракету. Другая, как показалось наблюдателям, летела прямо на них. С неба на их головы падал огненный шар. От такого и закаленным войной генералам стало не по себе. Отталкивая друг друга, они кинулись в блиндаж. В узком проеме дверей возникла пробка, вспыхнула короткая потасовка. К счастью, все закончилось благополучно, ракета пролетела над трибуной и взорвалась в нескольких сотнях метров. Над степью заколыхался грязно-черный дымный гриб. Увидев, что опасность миновала, генералы обрели приличествующую их чинам степенность и, делая вид, что ничего не произошло, потянулись назад под навес. В последующие за аварией дни солдаты собирали там на сувениры оторванные в давке от мундиров блестящие генеральские пуговицы с гербами».
 
На самом деле первая авария Р-7 прошла более буднично - ракета развалилась на части не на старте, а почти через сто секунд полета. Ее обломки упали далеко в пустыне. Описанный же сержантом фейерверк случился значительно позднее, в 1960 году, тоже весной, 19 апреля, при запуске очередного «лунника». И генералов там не было, максимум пара полковников, к тому времени старты Р-7 стали рутиной. Тем не менее я решил воспроизвести его рассказ без всяких изменений. Ведь именно так рождаются легенды, которые порой становятся историей."
 
28 июля 1960 г. осуществлен пуск ракеты-носителя "Восток" 8К72 (серийный № Л1-10), которая должна была вывести на орбиту второй корабль-спутник (первый корабль-спутник, напомню, запущенный 15 мая 1960 г., при попытке посадки 19 мая был неправильно ориентирован и вместо приземления был заброшен на более высокую орбиту). Не прошло и полминуты полета, как от РН отвалился боковой блок. Ракета потерпела аварию и взорвалась. Во время катастрофы погибли находившиеся на борту собаки Чайка и Лисичка.
 
Вот что писал Б.И. Черток о двух последних авариях, которые он наблюдал лично (приведено с купюрами):
"19 апреля к пуску была готова следующая ракета с лунником Е-3. На этот раз, пользуясь сумерками, я решил по пятнадцатиминутной готовности отойти от измерительного пункта ИП-1, на котором скопилось много болельщиков, в степь по направлению к старту …
 
С ИПа слышен усиленный динамиками доклад "минутная готовность"…
 
Ракета оглушила ревом всех двигателей главной ступени…
 
Но что такое? Вижу или догадываюсь, что ближний ко мне боковой блок не уходит вместе со всем пакетом, а, изрыгая пламя, заваливается вниз. Остальные блоки нехотя идут вверх и, кажется, прямо надо мной, рассыпаются. Я плохо соображаю, что куда летит, но чувствую, что один из блоков с ревущим двигателем в ближайшие секунды меня накроет…
 
Бежать!..
 
Позади раздается взрью, и меня обдает горячим воздухом. Рядом падают комья поднятой взрывом земли...
 
Преодолевая боль в колене, ковыляю в сторону ИПа, подальше от огромного жаркого костра, который пылает рядом с тем местом, откуда я бежал!..
 
Авария причинила много бед, но, по совершенно счастливой случайности, не было ни единой жертвы…
 
Центральный блок упал и взорвался у самого МИКа - стекла в окнах и двери были выбиты, внутри осыпалась штукатурка. Получил ушибы один офицер, которого взрывной волной ударило о стену…
 
У следующего корабля-спутника спускаемый аппарат был защищен теплоизоляцией. Он впервые в мировой истории должен был вернуться на Землю из космоса с живыми собаками Лисичкой и Чайкой...
 
28 июля стартовала ракета за индексом 8К72. Корабль-спутник 1К № 1 с Лисичкой и Чайкой на борту был оснащен и подготовлен гораздо лучше, чем предшествовавший 1-КП. На этот раз мы тщательно проработали все возможные ситуации, чтобы не допустить ошибки при выборе системы ориентации и выдаче команды на спуск с орбиты.
 
Однако Лисичке и Чайке не суждено было побывать в космосе. Корабль разбился совсем недалеко от старта при аварии первой ступени носителя.
 
Аварийная комиссия пришла к выводу, что наиболее вероятной причиной гибели носителя и корабля следует считать разрушение камеры сгорания бокового блока вследствие высокочастотных колебаний. Почему они вдруг появились, ясного объяснения Глушко не представил. Списали на отступления в технологии куйбышевского завода, «где директором товарищ Чеченя».
 
На этот раз, наблюдая взрыв и пожар носителя, я больше не рисковал своим еще не зажившим коленом и заранее спрыгнул в окоп. Пакет развалился на 23-й секунде, и ракетные блоки разлетелись по степи, не причинив никакого вреда. Кто-то в окопе проворчал: «Нельзя было сажать на ракету рыжую собачонку».
 
Эта авария показала, насколько актуальна разработка системы спасения спускаемого аппарата непосредственно со старта. Гибель Лисички и Чайки оказала стимулирующее воздействие на разработку такой системы. Никаких сообщений ТАСС по результатам аварийного пуска 28 июля не появилось."
 
 
 
 
 
Авария РН "Восток" с кораблем-спутником 1К - отрыв бокового блока от пакета, 28 июля 1960 года, Тюратам.
 
В Плесецке происходило довольно много случаев рассыпания пакетов...
 
3 декабря 1971 г. была низкая облачность, расчет после пуска РН "Восход" №7801421-137 с КА "Зенит-2М" уже вышел из укрытия, но тут по громкой объявили снова эвакуацию. Пакет за облаками рассыпался, одна боковушка упала близ старта СК 43/4 метрах в 200, а остальное ушло за реку, ЦБ долетел до деревни Караси, взрывом посрывало крыши, но никто не погиб.
 
15 мая 1982 г. ,"Союз-У" №77049 -431, СК 41/1, выключение ДУ блока А из-за формирования ложных команд вследствие попадания посторонней металлической частицы в кулачковый механизм программно-временного прибора системы управления. СК 41/1 не пострадал. (Кстати, до конца десятилетия площадку 41 перестали эксплуатировать - последний пуск был 15.09.1989)
 
18 июня 1987 г. произошла авария РН 11А511У №77015105 с КА 14Ф40 «Ресурс-Ф1»: при подъеме на высоте менее 100 м над СК 43/3 началось взрывное разрушение ракеты. Взрыв ЦБ состоялся на нулевой отметке. В бетонном козырьке двухметровой толщины образовалась обширная пробоина, на старте возник пожар. От светового импульса пожелтели деревья на удалении до 300 м от старта. Стартовый комплекс был поставлен на капитальный ремонт. Причиной аварии стало попадание постороннего предмета в кислородный насос ТНА одного из боковых блоков.
 
27 июля 1988 г. авария на (ставшем к тому времени печально известном гибелью 44 человек 18 марта 1980 года во второй плесецкой катострофе) СК 43/4 :
 
 
 
 
 
Авария РН "Союз-У" с КА "Ресурс-Ф1", рассыпание пакета, 27 июля 1988 года, Плесецк, СК 43/4
 
При этом пуске РН 11А511У №78039130 с КА 14Ф43 «Ресурс-Ф1» произошла авария на активном участке полета из-за производственного брака в системе управления РН - на высоте около 200 м разом отключились все двигатели. Ракета, чадя и раскрываясь в воздухе, вернулась на старт: под СК 43/4 появилось еще одно озеро, а сам старт встал на ремонт, продолжавшийся почти год.
 
20 июня 1996 г., вечер. Со стартового комплекса 16/2 осуществлен пуск ракеты-носителя "Союз У" 11А511У №ПВБ 77044 -843, которая должна была вывести на околоземную орбиту спутник-фоторазведчик типа "Кобальт". Из-за разрушения головного обтекателя на 49-й секунде полета РН взорвалась. (Кстати, последний пуск отсюда был 17.05.2012).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Разрушение
пакета
РН "Союз У"
из-за срыва ГО
 
 
 
 
 
 
50-я секунда, РН разрушилась, голос ведущего репортаж:
- Полет нормальный, давление в камерах сгорания устойчивое
- Алё, Кириллов! - голос генерал-полковника В.Л. Иванова...
 
Уже полминуты, как по небу летят обломки:
- Восемдесят. Полет нормальный.
- Кончай ты! Аварийный пуск!
- Девяносто. Траектория близка к расчетной.
- Алё! Пуск аварийный, кончайте отчет!
 
 
15 октября 2002 г.
, последний известный серьезный аварийный случай клона Р-7 - пуск с СК. 43/3 РН "Союз-У" №ПВБ A15000-066 с КА "Фотон-М1". На 20-й секунде полета - АВД, полет аварийно прекращен (из-за падения тяги/выключения ДУ одного из ББ?). При падении пакет начал рассыпаться. РН упала близко к СК 43/3. Сильно поврежденный старт восстанавливать не стали. Авария жутко испугала многочисленных иностранцев...
 
 
По материалам www.kosmonavtika.com (Nicolas PILLET), www.novosti-kosmonavtiki.ru и др. 
Видео разделения ступеней с бортовой камеры на первой ракете («Союз-2.1а»), стартовавшей с космодрома «Восточный» 28.04.2016 г.