ИП-2 (бывш. ИП-1Б), 25 ОИС, в/ч 34005
Тюратам
Байконур, пл. 44
В.В. Порошков.
 
Второй измерительный пункт полигона
 
15 мая 1960 года на полигоне "Байконур" был сформирован новый стационарный измерительный пункт ИП-1Б (начальник - подполковник В.Я. Сизоненко).
 
Он формировался на базе ИП-1. ИП-1Б размещался на пл. 43 в 1 км от МИК-42, 800 м от старта пл. 41 для Р-16 и в 8 км от старта пл.31 (Р-7А), и предназначался для обеспечения предстартовой подготовки изделий на этих площадках и работы на АУТ. Позже, после переноса кинотеодолита КТС с оптического ИП-2 на ИП-1 Б, последний был переименован в ИП-2.
 
ИП-1 Б располагался на небольшом холме, примыкая к складам и жилому городку пл.43. ИП-1 Б имел два кирпичных одноэтажных технических здания (одно ВТИ и СЕВ, второе телеметрии), железобетонный пилон для новой антенны повышенной эффективности ТНА-100 (разработки ОКБ-МЭИ) и две агрегатные для бензоагрегатов и дизелей станций. В километре впереди и левее ИП- 1Б развертывалась подвижная фазометрическая однопунктная система ВТИ «Орион», призванная заменить «Иртыши».
 
Состав ИП-1 Б: замполит майор Н.И. Обидовский, нач. 1-й лаборатории (1 к-т «Кама-Темп») майор Е.М. Густов, офицеры лейтенант Ю.П. Колобынин, лейтенант А. Горбачёв, техник-лейтенанты В.П. Герман, Гуцал, В.С. Бабенко; начальник 2-й лаборатории (5 «Тралов», 2 БРС, 2 «Трал-К», ТНА-100) ст. лейтенант Б.И. Климов, офицеры капитан т/с А.Н. Клещунов, ст. техник-лейтенанты А.П. Добрынин, Г.Н. Пустобаев, А. Репринцев, техник-лейтенанты В. Лавров, В. Мас-лов, Писарев, Е.Н. Южалин, Ю.П. Аксёнов, Московченко; нач. системы «Орион» майор В.И. Смирнов, офицеры техник-лейтенанты В.Н. Харьков, Чернявский, Борискин, Э.Ф. Белевич, В. Волков; нач СЕВ ст. лейтенант В.В. Коваленко, техник-лейтенант Черевко; нач. связи капитан Н.П. Волков, нач. тыла капитан Н. Лобан.
 
В 1-м техздании располагались СЕВ, узел связи ИПа, «Кама», «Темп» и одна станция «Трал», работавшая от станции «Кама» в СМ диапазоне по передатчикам «Рубин-СМ». Во 2-м техздании располагались 4 станции «Трал», 2 станции БРС-1 и пульт антенны ТНА-100. Поскольку большая часть техники была новой, она поступала постепенно по мере изготовления. ИП-1Б был первым ИПом на полигоне испытывавшим эту новую технику.
 
Частью командовали:
 
Сизоненко В.Я.
 (1960 - 1967)
Горбунов В.А.
(1967 - 1973)
Рудой Е.М.
(1973 - 1974)
Фатхутдинов Р.Х.
(1974 - 1979)
Иголкин В.Н.
(1979 - 1983)
Мирный Ю.В.
(1983 - 1985)
 
Шабанов Ю.В.
(1985 - 1993)
Шахтарин В.И.
(1994 - 19960
Кудряшов В.В.
(1996 - 1999)
Ищук В.В.
(1999 - 2001)
Пушкарь Ф.Н.
(2001 - 2002)
 
Станция БРС-1 (быстро регистрирующая станция) разрабатывалась коллективом Ивана Ивановича Уткина, который входил вначале в НИИ-88. а затем выделился в самостоятельный НИИ измерительной техники НИИ ИТ. До этого коллектив занимался датчиками и автономными регистраторами. БРС была первой радиосистемой разработанной коллективом. Поэтому станция имела много недостатков, была капризной, нестабильной, сложной в эксплуатации. Она потребляла много электроэнергии, многочисленные усилители постоянного тока «плыли» и требовали постоянной подстройки. Были даже такие ошибки, как неправильный расчет сечения проводов и пониженное напряжение накала ламп. Следует сказать, что конструирование этой системы было сложной задачей и Е.С. Губенко, когда ему предложили разработать такую станцию, отказался это сделать. БРС-1 имела 16 функциональных каналов, с частотой опроса каждого 8 кГц. Общая информативность 160 кГц, полезная 128 кГц, точность 6%. Длительность измерительных импульсов 3,1 мкс, кадрового импульса 9,3 мкс. Модуляция АИМ-ЧМИ.
 
Впервые в стране был создан многодорожечный телеметрический магнитофон, который использовался и на станции «Трал-К». Штатная двухспиральная антенна ИС-1788 с сетчатым прямоугольным с закругленными углами рефлектором имела эффективную поверхность в середине метрового диапазона более 3 кв. м. Чувствительность приемника 10 мкв, мощность бортового передатчика 15 Вт, дальность работы 800 км. Регистрация информации осуществлялась на широкую магнитную ленту 32 мм многодорожечным магнитофоном. Обработка информации проводилась аппаратурой «Анализатор спектра», которая придавалась каждой станции и оказалась строго индивидуальной, что вызвало большие нарекания обработчиков после передачи этой аппаратуры в отдел обработки на пл. 10.
 
Антенна ТНА-100 разработки ОКБ МЭИ (установлена в начале 1961 г.) имела 4 спирали длиной 6 м. с отдельными сетчатыми квадратными рефлекторами. Она наводилась приводом зенитной корабельной установки с ручным местным и электрическим дистанционным приводом по углу и по скорости от небольшого пульта, устанавливаемого на столе со скоростью до 6 градусов/с. Ширина диаграммы направленности более 20°, эффективная поверхность в нижней части метрового диапазона 80-100 кв. м. Эта антенна удовлетворяла всем требованиям испытаний и обеспечила улучшение приема на участках воздействия плазменных образований, как на АУТ, так и на НАПУТ.
 
Станции «Трал-К» были поставлены на ИП-1Б и проходили испытания в 1961-1962 гг. в подвижном варианте: 2 аппаратные машины и антенна ТНА-27 на четырехколесном прицепе из-под подвижной зенитной установки. Антенна поверхностной волны длиной 6 м. имела 5 направляющих дисков, два взаимно ортогональных петлевых вибратора линейной поляризации и квадратный сетчатый рефлектор. Станции «Трал-К» обеспечивали возможность автоматической обработки магнитной ленты на специализированной ЭВМ (СЭВМ) «Старт» разработки коллектива Уткина И.И. Станция «Трал-К» была предназначена для работы с новыми бортовыми устройствами «Трал-К», «Трал-Ш-28» которые имели расширенные возможности по передаче сигнальных параметров и параметров второй ступени коммутации, (до 11250 опросов/с полезной информативности). Станция регистрировала информацию на магнитную ленту шириной 32 мм. Эта пленка доставлялась на пл. 10 для обработки на СЭВМ «Старт», размещенную первоначально в подвале здания штаба полигона. Там же до постройки здания ВЦ размещалась аппаратура «Анализатор спектра». Подвижные станции «Трал-К» были макетными. С 1963 г. поставлялись стационарные станции.
 
Станция «Кама-Е» представляла собой дальнейшее развитие станции «Бинокль», «Бинокль-Д» с улучшенной радиолинией и системой захвата и автосопровождения цели антенной (диаметр 3 м), с улучшенной системой запоминания, осреднения и ввода информации в линии связи с помощью ИЦМ «Темп» на вычислительный центр. Первая подвижная станция «Кама» развернута на ИП-1. Первая стационарная станция «Кама» развернута в июне 1960 г. на ИП-1 Б, на остальных ИПах района «Тундра» - до апреля 1961 г. Первый «Темп» так же развернут на ИП-1Б 7 декабря 1960 г., на остальных ИПах до декабря 1961 г.
 
Система «Орион» — однопунктная фазометрическая система опаздывала к началу испытаний, с ней было много возни, но существенного положительного результата не получили.
 
В 1964 году на ИП-2 проведены успешные испытания новой системы измерения быстроменяющихся параметров БРС-4, разработки НИИ-88 (Главный конструктор И.И. Уткин). Система БРС-4, предназначенная для измерений быстроменяющихся параметров, имела вдвое большую информативность, чем БРС-2. Общая информативность - 320000, полезная - 304000 измерений в секунду.
 
 
<<<
Майор Обидовский Н.И.
(2-й слева в 1-м ряду)
с личным составом
лаборатории ВТИ ИП-2
у входа в техзда-ние №1.
1962 г.
>>>
Начальник станции «Кама»
ИП-2 ст. лейтенант
Колобынин Ю.П. в форме,
которую называли
«мобутовка».
1962 г.
Телеметрические антенны около техздания №2 (слева за обрезом). В левом углу штатная двухспиральная антенна ИС-1788 станции БРС-1. В середине - антенна ТНА-103 станций «Трал». Правая - четырёхспиральная антенна ИС-1823 на башне ИС-1919 (высотой 15 м) станции БРС-1. Посажены молодые деревца. 1965 г.
 
 
 
Работа по пуску со старта площадки 31 в 8-ми км (возвышенность на горизонте справа). Ракета стартовала. На пуске работает комплекс МА-9МКТМ-4 с антенной Б-529 «Ромашка» (вторая справа антенна па здании) и станции МА-9МКТМ-1, расположенные в дальнем техздании по центру снимка, с антенной «Изумруд» (правая антенна на пилоне вдали). На снимке слева направо: одноэтажное техздание «Орбита» со станциями МА-9МКТМ-1 и антеннами «Кедр» и «Дельта» перед зданием. За ним антенна ТНА-103 и одноэтажное техздание №2 со станциями «Трал-К2Н». За ним дизельная и здание оптики с двумя куполами башен КСТ-80 и КТС. Правее- двухэтажное здание под комплекс станций ПРА-М с обвязкой по проекту 11К77 «Зенит». На переднем плане по центру - антенна ТНА-57У. За ней на дальнем плане - одноэтажное здание ПРА-М и МА-9МКТМ-1. Правее- два одноэтажных здания МА-9МКТМ-4. На одном - антенна ещё не смонтирована. Белеют пилоны К-529А и «Изумруд». 1987 г.
 
Начальник мобильного ИП В.В. Попов
 
В.А. Кудряшов
 
ИП-2 (в/ч 34005)
 
Наименование:
- 25 опытно-испытательная станция измерительных средств (1960);
- отдельный измерительный пункт (1962).
Сформирован в 1959-1960 гг.
Место дислокации:
Пл. 44 НИИП-5;
- 1 км от МИК-42;
- 943 м. от ПУ пл.41.
Тип: пристартовый комбинированный.
Первоначальное назначение - обеспечение ЛКИ МБР 8К64.
 
В 1960-1962 гг. в структуре ПИК он назывался ИП-1Б.
 
В 1962 г. (после ликвидации оптических ИПов) он стал называться ИП-2. Он был построен в периоде с февраля 1959 г. по май 1960 г. Боевое крещение он прошел 23 и 24 октября 1961 г. при катастрофе МБР 8К64.
 
В 1968-1974 гг. на территории ИП-2 дислоцировался мобильный (автомобильный) телеметрический ИП  (начальник - В.В. Попов), который в 1969-1972 гг. проводил ТМИ по РН 11А52 (Н-1) из района дислокации ИП-4.
 
В 1986 г. ИП-2 обеспечил испытания мобильного телеметрического ИПа "Пурга", изготовленного промышленностью по заказу ГУРВО для обеспечения УБП МБР с боевых позиций РВСН.
 
МИП "Пурга" был развернут в районе стационарного выносного ИП пл.64 и был подвергнут тщательным и всесторонним испытаниям, после успешного окончания которых МИП "Пурга" был передан НИИП-53.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Комиссия по испытаниям подвижного ИП «Пурга» и разработчики НПО ИТ. 1986 г.
 
В состав траекторного комплекса ИП-2 входили 2 комплекта РЛС "Кама" (1960), 2 комплекта ИЦМ "Темп-1" (1960, 1961), ЦПСЕВ (1960), станция измерения вектора скорости "Орион" (1961-1962), КТС-1 (1964), ИЦМ "Буфер" (1977).
 
В состав телеметрического комплекса ИП-2 входили станции БРС-1 (1960), "Трал" (1960), "Трал-К" (1961, 1962), БРС-4 (1964, 1968), МА-9МК (1970), "Орбита" (1971), МА9МКТМ4 (1987) и аппаратура системы БРС-4МК (1981…1987).
 
В 1991 г. в штате ИП-2 было 10 отделений - траекторное, оптическое, аэрологическое, телеметрическое (2), антенное, ЦПСЕВ, обработки ТМИ и отделение технических систем.
 
ИП-2 расформировали 1 июля 2002 г., а его инфраструктутру передали НПО ИТ, которое организовало там Центр эксплуатации измерительных средств (ЦЭИС-44). На этом военная летопись ИП-2 завершилась.
 
За 42 года (1960-2002) ИП-2 последовательно возглавляли: Сизоненко В.Я. (1960-1967), Горбунов Н.А. (1967-1973), Рудой Е.М. (1973-1974), Фатхудинов Р.Х. (1974-1979), Иголкин В.И. (1979-1983), Мирный Ю.В. (1983-1985), Шабанов Ю.В. (1985-1993), Шахтарин В.И. (1993-1996), Кудряшов В.В. (1996-1999), Ищук Ю.В. (1999-2001), Пушкарь Ф.Н. (2001-2002).
 
Их заместителями по измерениям в разные годы были Герасимов М.А., Коваленко В.В., Лапидус Б.Г., Рябошапко В.И. и др.
Траекторное отделение возглавляли Густов Е.М., Колобынин Ю.П., Михайлов Е.Ф., Черников И.К., Пономаренко И.П. и др.
Инженерами траекторного отделения были Лапидус Б.Г., Нуриев М.А., Олексенко В.И., Порхунов В.В.
 
Офицерский состав траекторного отделения составляли:
а) Барденков В.В., Дьяченко В.А., Колобынин Ю.П., Пономаренко И.П., ПрозоровВ.Г., Ремесленников М.С., Семикин А.И., Советов Г.У., Солдатов Р.Н. (РЛС "Кама");
б) Андронов А.Г., Бабенко В.С., Герман В.П., Горбачев А.В., Кезик Я.Я., ЛапидусБ.Г., Лютиков Н.А., Михайлов Е.Ф., Попов В.В., Черников И.К. (ИЦМ "Темп-1");
в) Коваленко В.В., Моргун Н.И., Пустобаев Г.Н., Половнев В.М., Тяпушкин А.Б., Черевко А.А., Шахрай В.И. (ЦПСЕВ);
г) Борискин В.Г., Белевич Э.Ф., Белый В.И., Волков В.Г., Волков В.И., Гуцал А.Б., Добрынин А.П., Симичев А.Б., Смирнов В.И., Харьков В.Н., Чернявский В.И., ШляховМ.И. ("Орион");
д) Петрещук В.Ф. (КТС-1) и многие другие.
 
Первым начальником телеметрического отделения был Климов Б.И.
 
Офицерский состав телеметрического отделения представляли Аксенов Ю.П., Клещунов А.Н., Лавров В.Г., Корнеев А.С., Маслов В.Г., Московченко Н.О., ПустобаевГ.Н., Писарев Р.С., Репринцев А.Б., Самозванцев А.П., Южалин Е.Н. и многие другие.
 
На ИП-2 начинали службу будущие начальники отделов ПИК Коваленко В.В., Кезик Я.Я., Лапидус Б.Г., ЮжалинЕ.Н., начальник мобильного ИПа Попов В.В..
 
Работу телевизионных средств обеспечивали офицеры 3 отделения во главе с Мартынюком В.К.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Вид на
площадку 44 со
стороны пл.41.
 
Фото из
 
Байконур, площадки 41 - 45. Взгляд скозь время с высоты орбиты.
 
1960 год
 
7 декабря 1960 года.
На площадке 41 (вверх от дороги крайняя справа) построены две пусковые установки для наземных пусков ракет Р-16. Левый старт на фото - черный, поскольку полтора месяца назад, 24 октября 1960 года здесь на заправленной ракете произошел пожар, топливо разлилось в радиусе 50 метров и горело, погибли 77 человек.
На площадке 42 (вниз от дороги) виден МИК для ракеты Р-16, справа от него на большом удалении - склады для пороховых двигателей, бетонная дорога от МИК до стартов пл. 41.
В жилой зоне на пл. 43 (вверх от дороги слева) в левой ее части построено шесть гостиниц для гражданских специалистов, правее - четыре казармы, за ними склады, пожарная команда, баня, столовая. Еще севернее - первые строения тогда еще ИП-1Б. Южнее дороги - городок для военных строителей.
 
1967 год
 
23 сентября 1967 года
. На пл. 41 к двум стартам Р-16 справа пристроен еще один,  для РН 11К65. Справа от въездной дороги на старт создана пл. 41А с заглубленными сооружениями и метровой толщины воротами для работ с головными частями. На пл. 42 в правом нижнем углу площадки из ж.б. полуколец построен защищенный МИК для подготовки ракет Р-36 орбитальная.
Южнее пл. 43 городок военных строителей расширился. Севернее пл. 43 создана пл. 44 - ИП-2, около него южнее построен бассейн.
Крайняя правая площадка - 62: техническая позиция для горизонтальной подготовки ракет, в 80-е гг. - автомобильный парк военных строителей.
 
 
2006 год
 
2006 год.
Хорошо видны три разграбленных старта пл. 41. Заглубленные сооружения мародерами вычищены изнутри от металла полностью, наземные здания разнесли по кирпичику, на ж/д путях даже рельсы сняли. На левом старте, который внешне поддерживается в приличном состоянии, как место гибели испытателей, установлен памятник.
На пл. 42 еще в 1971 году появился новый МИК, к 1983 году - сооружения для обеспечения подготовки ракет-носителей "Зенит".
В 1980 году пл. 43 обзавелась новым зданием - соор. 210 узла связи "Мыслитель".
На пл. 45 к 1985 году построен стартовый комплекс с двумя пусковыми для РН типа "Зенит".
Фотографии - с форума "Мы служили Байконуру" (
www.slusili-baikonuru.ru)
 
Начало 80-х. В центре - КЧ п/п-к Иголкин В.Н. На заднем плане ТНА-57У.