ИП-1, 44 ОИСИС, в/ч 13951, Байконур, пл. 18, УС "Осадка"
(тут же дислоцировался бывший НИП -1 КИКа - ИП-1Д, в/ч 13986)
 
В.В. Порошков.
 
Первый измерительный пункт - центральный измерительный пункт полигона
 
В ноябре 1956 года было завершено строительство ИП-1. ИП-1 представлял собой три отдельные площадки, расположенные по гребню господствующей над местностью высоты Килиншек в линию, перпендикулярную трассе полета изделия. Прямо от МИКа и железнодорожной станции, расположенных как бы на левом фланге ИПа, к ИПу вела гравийная дорога длиной 1,5 км. От старта ИП также был удален на 1,5 км в обратную сторону от трассы пуска (до кинотелескопа КТ-50, стоящего в створе с трассой полета изделия).
 
Первой от МИКа площадкой была позиция внешнетраекторной подвижной фазометрической радиоугломерной станции «Иртыш», смонтированной на шасси автомобиля ЗИС в КУНГе (кузов универсальный негерметизированный габаритный). Автомашины станции размещались в двух закрытых капонирах. Антенное поле станции состояло из 9-ти дециметровых рупорных антенн (центральная антенна, и два «креста» из антенн — большой и малый), размещенных стационарно на земле на подставках. Вокруг антенного поля шла грунтовая калибровочная круговая дорожка длиной 1 км для калибровки антенно-приемного тракта перед работой с помощью вспомогательного радиопередатчика, установленного на автомашине ГАЗ-69.
 
Следующей площадкой, расположенной в 500 м от «Иртыша», была площадка радиопередающих и оптических внешнетраекторных средств, а также СЕВ и связи, огороженная колючей проволокой на бетонных столбах. Удаление 500 м от радиоприемных станций «Иртыш» и телеметрии диктовалось необходимостью защиты от возможных помех мощных передатчиков РЛС. На этой площадке были расположены: одноэтажное кирпичное здание ЦУ СЕВ, узла связи и командного пункта ИПа, мачта антенны «наклонный луч» СЕВ, квадратная башня кинотеодолита КТh-41 с пристройкой. Здесь же располагались круглая башня с защитным брезентовым куполом и пристройкой кинотелескопа КТ-50, две подвижные радиодальномерные станции «Бинокль», смонтированные в кузовах четырехколесных прицепов на базе РЛС СОН с подвижной дизельной электростанцией 50 квт на четырехколесном прицепе. Около здания СЕВ находился закрытый пожарный водоем.
 
На третьей (телеметрической) площадке располагался двухквартирный сборно-щитовой финский домик, в северо-западной части которого размещался кабинет командира части и спальное помещение с солдатскими койками для офицеров команды внешнетраекторных измерений. В правой части домика размещались такие же, но двухэтажные койки для офицеров телеметрической команды. Справа от домика, чуть впереди, размещалась грунтовая линейка для 6-8 подвижных станций «Трал» (с таким же количеством вспомогательных машин сзади линейки) и для 4-6 подвижных станций РТС-5 с 2-3-мя вспомогательными машинами. В 50-ти метрах сзади от них располагалась грунтовая линейка для бензоэлектрических агрегатов 8Н01 на двухколесных прицепах (по числу машин). Все станции и оборудование вспомогательных машин были размещены в КУНГах на шасси автомобилей ЗИС. Перед линейкой станций на бетонных столбиках располагались боксы на 2 станции для подключения последних к линиям СЕВ и телефонной технологической и репортажной связи. На этой же площадке в тылу под прямым углом друг к другу были построены два кирпичных гаража, один для спецмашин (станций), другой использовался для транспортных автомашин: «ЗИС-150», «ГАЗ-63» (из войсковой части КТh-41), водовозная автоцистерна, бензовоз, легковой «ГАЗ-69» командира и «ГАЗ-69» пикап для калибровки «Иртыша».
 
 
Сооружения и техника ИП-1 в 1956-1957гг.
г. (схема составлена В.В.Порошковым)
 
Технические здания:
1- ЦУСЕВ и связи, 2- кинотеодолита КТh-41, З- кинотелескопа КТ-50. 4- агрегатная средств ВТИ, СЕВ и связи. 5- трансформаторная подстанция. 6- антенна ЦУ СЕВ. 7- закрытый пожарный водоём. 8- две подвижные РЛС «Бинокль». 9- боксы линий СЕВ и связи. 10- антенное поле и калибровочная дорога фазометрической станции «Иртыш». 11-   закрытая аппарель для двух автомашин станции «Иртыш». 12- ограждение из колючей проволоки. 13- двухквартирный сборно-щитовой финский домик. 14- гимнастическая площадка. 15- позиция телеметрических аппаратных машин «Трал». 16- линейка вспомогательных машин «Трал». 17- линейка бензоэлектрических агрегатов 8Н01 и ЛП-10.18- позиция телеметрических аппаратных машин РТС-5, РТС-5ИЕ (1959), РТС-8Е (1958), РТС-12Л (1959). 19- линейка вспомогательных машин станций РТС-5, РТС-8. 20- гараж транспортных машин. 21- позиция станции космического телевидения «Селигер» (1957), РЛС «Кама» (1961).
Сооружения ИП-1Д КИК (1957-1958 гг.).
22- две антенно-аппаратные кабины РЛС кругового обзора П-30 (1957). 23-РЛС наведения СОН-2Д (1957). 24- станция командной радиолинии МРВ-2М (1957). 25- Техздание «Кварц» (1958) для размещения преобразующего запоминающего и осредняющего устройства (ПОЗУ «Кварц»), работавшего с РЛС «Бинокль-Д». 26- сборно-щитовой домик санчасти ИП-1 Д (1958). 27- позиция РЛС «Бинокль-Д» ИП-1 при работе по 3-му ИСЗ. 28- позиция станции МРВ-2М при работе но 3-му ИСЗ. 29- площадка (позиция) для работы станций РТС-8 (1958), РТС-ПК (1962).
Сооружения и техника ИП-1 в 1958-61 гг.
30- две станции РТС-12Б (1958). 31- вспомогательная машина РТС-12Б с аппаратурой «Юнитер-1» (1958) и «Юпитер-2» (1959).
Антенны:
32- две АФУ-У-А-12БВ и две АФУ-У-А-12БГ (1958) станций РТС-12Б, 33- пять АФУ-Ю1 типа «Ромб» аппаратуры «Юпитер-1», 34- две АФУ-У-Ю2 аппаратуры «Юпитер-2», 35- две антенны «Ландыш» станций «Бинокль» и «Трал», 36- АФУ ТНА-100 (1961) станций «Ястреб» и «Трал».
Другие сооружения:
37- гараж спецмашин телеметрии (1958). 38- деревянный сарай для хранения агрегатов (1959). 39- казарма (1959). 40- наблюдательный пункт для гостей полигона (1961). 41- позиция МРВ-2М (1961)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Вид на ИП-1,
конец 50-х,
кадр из кинохроники.
 
Личный состав ИП-1 на момент сформирования 27 сентября 1956 г. насчитывал 18 офицеров, 4 сержанта и 45 рядовых, к началу пусков - около 38 офицеров (из них 18 инженеров и 19 техников) и 77 солдат и сержантов.
1 декабря 1956 г. ИП-1 был подготовлен к работе. Развернуты аппаратура СЕВ «Бамбук», фазометрическая радиоугломерная станция «Иртыш», два радиодальномера «Бинокль», кинотеодолитная система КТh-41, кинотелескоп КТ-50, 8 радиотелеметрических станций измерения медленноменяющихся параметров «Трал», 6 радиотелеметрических станций быстроменяющихся параметров РТС-5.
 
ЦУ СЕВ полигона размещался на ИП-1 и кроме чисто СЕВовских функций выполнял функции командного пункта ИП-1, ПИК и полигона при пуске. С его пульта выдавались команды готовностей при подготовке и проведении пуска, получаемые из бункера стартовой позиции (начиная с восьмичасовой готовности). На станции ИП-1, 2 и 3 они выдавались по проводным телефонным линиям связи, а на дальние ИПы по проводной телефонной линии связи на радиопередающий центр полигона (ПДРЦ) и через него на радиоприемные пункты (ПРЦ) ИПов. Кроме того, выдавалась команда «Протяжка-1» (для средств, начинающих регистрацию всех предпусковых операций) и «Протяжка-2» для измерительных средств, начинающих регистрацию незадолго до старта. Метка «Старт» выдавалась на ЦУ СЕВ (и далее через ПДРЦ на ИПы) с отрывного разъема хвостовой части ракеты, размыкающегося при ее отрыве от стола - «контакт подъема» (КП). Измерялись и учитывались задержки сигнала в кабеле от старта до ИПа. Привязка измерительной информации производилась по метке «Старт», а также по смеси герцовых (секундных), минутных и пятиминутных меток («код времени»), фиксируемых на фотопленке и бумажной ленте с информацией средств измерений. Сверка шкалы времени СЕВ производилась по КВ, ДВ и СДВ радиостанциям, с точностью до 2-5 миллисекунд, в лучших случаях до 0,5-0,1 мс.
 
Основная аппаратура СЕВ - «Бамбук» разработана Ленинградским НИИ-33 МРП, главный конструктор Н.А. Бегун. Относительная нестабильность частоты этой аппаратуры (1...10)х10 в степ. минус 8 за каждый час работы. Для поддержания точности шкал времени 5 мс синхронизация проводилась 3-4 раза в сутки, а для надежности еще и за час до пуска. Кроме аппаратуры «Бамбук», на пунктах СЕВ ИПов использовались стойки размножения сигналов СЕВ «Бук» на измерительные средства, приемники привязки шкалы времени к шкале радиостанций службы времени, пульты управления станциями ИП и кроссировочные щитки и боксы для подсоединения линий СЕВ и связи. Аппаратура СЕВ размещалась на всех ИПах, кроме оптических ИПов 2 и 3. СЕВ обслуживали 1 инженер, 1 техник и 6 солдат и сержантов. Отделение СЕВ совмещалось со связью. На ИПе имелось 2 телеграфных аппарата СТ-35 и полевые телефоны ТАИ-43.
 
РЛС «Бинокль» была разработана на основе станции орудийной наводки сантиметрового диапазона в ОКБ МЭИ под руководством академика В. А. Котельникова, позже А.Ф. Богомолова. Станция предназначалась для работы в активном режиме по приемоответчику «Факел», установленному на ГЧ ракеты Р-7, что увеличивало дальность работы до 10000 км.
Станция позволяла измерять дальность с точностью 100-200 м и углы с точностью 1-5 угл. сек. и использовалась в основном для работы в режиме радиодальномера. Регистрация информации велась на кинопленку, а открытая регистрация - самописцем на масштабную бумажную ленту. Расчет станции: 1 инженер, 2 техника, 4 солдата и 1 сержант. РЛС «Бинокль» размещались на всех ИПах, кроме ИПов 2, 3, 15, 16 и 17 и были основным средством внешнетраекторных измерений. Недостатки станции: ненадежная система автосопровождения, малая эффективная площадь антенны, ручная обработка информации. Недостатки системы - громоздкость бортового устройства «Факел» (масса до 40 кг), малая его суммарная пропускная способность по запросам наземных станций, что требовало тщательной координации запросов РЛС разных ИПов. Большинство недостатков устранено в станции «Кама», заменившей «Бинокль» и «Бинокль-Д» в 1960-1961 г. г.
 
Фазовый пеленгатор «Иртыш» (разработки ОКБ МЭИ) работал в диапазоне 50 см в непрерывном режиме по бортовому устройству «Факел-Д». Наиболее точно определял направляющие косинусы углов. Расчет -1 инженер, 1 техник, 6 солдат и 1 сержант. Трудно устранялась неоднозначность из-за малых размеров антенного поля. Значительной роли в измерениях не сыграл, так же как и «Иртыш-Д», и был снят с измерений.
 
Кинотеодолиты КТh-41 сильно зависели от погоды, как по условиям видимости, так и по условиям регистрации (зимой пленка рвалась от мороза, летом от пересыхания на жаре). Тем не менее, система оставалась единственной для определения траектории начального участка, когда РЛС не работают из-за перегрузки радиоприемников мощным сигналом передающих устройств на близком расстоянии. Расчет -1 техник и 4 солдата. Вся система из 3-х КТh-41 - 4 техника, сержант и 12 солдат.
 
Кинотелескоп КТ-50 (диаметр 50 см, фокусное расстояние 3 м, вес 3 тонны) предназначался для съемки изделия в полете на кинопленку с привязкой по счетчику кадров и по горизонтальному и вертикальному кругам. Устанавливался на монолитном основании в башне, как в астрономической обсерватории. Два оператора наводили телескоп, находясь в креслах на вращающейся части. Использовался также прибор программного наведения с кулачковым механизмом - ППН-ДД (расчет 1 инженер). Особую ценность имела съемка при нештатной ситуации. КТ-50 размещались на всех ИПах, кроме ИПов 2 и 3. КТ-50 разработан Красногорским механическим заводом, главный конструктор Соболев П.Ф.
 
Кинотелескоп КСТ-80 (диаметр 80 см, фокусное расстояние 10 м) разработан ЛОМО, главный конструктор Нилушков. Предназначался для съемки процессов отделения боковых блоков от центрального. КСТ-80 стояли на ИПах 4 и 5 для съемки разделения справа и слева. Расчет КТ-50 и КСТ-80 по 1 инженеру и 3 солдата.
 
Подвижная телеметрическая станция «Трал» создана в 1955 году в ОКБ МЭИ (Главные конструкторы В.А. Котельников, затем А.Ф. Богомолов). Комплект станции включал аппаратную и вспомогательную автомашины ЗИС и бензоэлектрический агрегат 8Н01 мощностью 12 квт, размещенный на двухколесном прицепе. В аппаратной машине размещался пульт станции «Трал» и 12 рабочих фотоблоков (в двух стойках по 6 плюс резервный фотоблок). Станция имела 3 рабочих частоты в диапазоне 60-80 МГц, модуляцию ВИМ-АМ, 48 измерительных каналов, по 125 опросов в секунду по каждому. Синхронизация обеспечивалась основным маркером из 4-х импульсов типа меандр и 3-х дополнительных маркеров из 3-х импульсов шириной 2,2 мкс. Длительность опорных и измерительных импульсов 1 мкс. Чувствительность приемника 15 мкв. На задней стенке КУНГа слева от двери размещалась труба штанги разборной антенны с ручным азимутальным приводом. На этой штанге над КУНГом монтировался плоский перфорированный квадратный рефлектор со срезанными углами. На нем на короткой штанге с диэлектрическими распорками крепилась спираль квадратного сечения, собираемая из прямых трубок (что позволяло собирать спираль для приема круговой поляризации правого или левого направления вращения). Эффективная поверхность антенны 8-10 кв. м. Дальность работы до 10 тыс. км. Расчет обслуживания станции составляли: 1 инженер, 1 техник и 4 солдата.
 
Регистрация информации производилась на кинопленку в кассетах емкостью 20-25 м на скорости 20 мм/с с электронно-лучевой трубки фотоблока по 4 функциональных параметра на общем поле каждой пленки. Точность регистрации -1%. Резервный фотоблок использовался для замены неисправного или для рационализаторских и экспериментальных работ измеренцев полигона (запись сигнала АРУ приемника для исследования работы радиолиний, запись дополнительных сигнальных параметров и др.). Кроме записи функциональных и сигнальных параметров, а также параметров системы измерения температур (СИТ), использующей вторую ступень коммутации для передачи до 32 температурных параметров в одном функциональном канале, на поле пленки периодически появлялась бортовая калибровка масштаба каждого измерительного канала, маркировка регистрируемого канала (периодической последовательной модуляцией яркости точек) и метки: «Старт», пятиминутные, минутные, секундные и 0,1 секунды - отрезками жирной линии разной длительности внизу поля пленки. Пленка проявлялась в фотолаборатории МИКа или на площадке 10.
 
Обработка пленки велась в 16-м отделе (РБ) на диаскопах-увеличителях и «Микрофот» вручную после ручной оцифровки меток времени. Недостатками «Трала» того времени являлись: недостаточная надежность работы радиолинии низких частот в условиях влияния факела двигателей ракеты и других плазменных образований, недостаточная надежность регистрации информации на кинопленку (обрывы, заедания, засвечивание и др.), ручная обработка информации, что устранялось последующими доработками и модернизациями. Система «Трал» дожила до нашего времени и кое-где еще используется после многих модернизаций. Немалый вклад в модернизацию «Трала» внесли инженеры полигона (введение дополнительных 47-48 каналов передачи сигнальной информации в заканальном интервале функциональных каналов, разработка  автоматического дешифратора информации системы «Трал» (прообраза СЭВМ), разработка приставки АРУ для исследования радиолиний и др.). Особенно выделялись в этом отношении и/л-ты Н.В. Лаврентьев, В.Б. Краскин, мл. и/л-т В.Г. Борисов.
 
Радиотелеметрическая станция измерения быстроменяющихся параметров РТС-5 создана в 1956 г. в НИИ-885 (главный конструктор Е.С. Губенко). В комплект станции РТС-5 входили: две аппаратные и одна вспомогательная машины с КУНГами на шасси автомобиля «ЗИС» и два бензоагрегата 8Н01. В аппаратной машине размещался пульт станции у передней стенки и два фотоблока для регистрации информации справа от входа. Слева размещался монтажный стол с выдвижными ящиками для ЗИП. Станция РТС-5 имела 2 рабочих частоты в диапазоне 40-60 МГц, при модуляции ШИМ-ЧМН, 8 измерительных каналов по 6250 опросов каждый. Регистрация велась с электронно-лучевой трубки фотоблока на кинопленку типа А-2, заправленную в стандартную приемо-подающую кассету КИНАП емкостью 300 м на скорости 200 мм/с. На кинопленке записывались 4 измерительных канала на «своей» части ширины пленки каждый, калибровка масштаба канала в 5 уровней, передаваемая периодически, метки времени в секундах, десятых и сотых долях секунды штрихами разной длительности и оцифровка секунд, регистрируемая от электромеханического счетчика, работающего на просвет при вспышках специальной неоновой лампы. Точность измерения параметров 5%. Станция была выполнена на пальчиковых лампах и имела высокую надежность (исключая лентопротяжный механизм).
 
Опорно-поворотное устройство разборной антенны станции размещалось на задней стенке КУНГа слева и имело червячный механизм подъема вверх из трнспортного положения и редукторы ручного механического привода по азимуту и углу места. Антенна представляла собой директорную антенну круговой поляризации со взаимно перпендикулярными вибраторами из трубок, запитанными в турникет, и такими же рефлектором и 2-мя директорами. Эффективная поверхность антенны 20 м., чувствительность приемника 10 мкв., дальность до 2000 км. Антенны аппаратных машин комплекта имели противоположные направления вращения круговой поляризации. Станция была оборудована вентиляторами-калориферами, щитками подключения электропитания, кабелей СЕВ и связи, катушками с кабелем. Во вспомогательной машине был расположен темный отсек (типа купе в передней части КУНГа) для зарядки кассет с пленкой. В нем же располагалось технологическое бортовое устройство РТС-5 (передатчик, электромеханический (ламельный) коммутатор, умформер, штыревая антенна). Остальную часть КУНГа занимали лабораторные столы с выдвижными ящиками для ЗИПа и набором измерительных приборов, позволяющих проверить все основные характеристики станции. Недостатками системы были: использование непрерывного излучения, что уменьшало дальность, низкие частоты, что увеличивало влияние плазменных образований на радиолинию. Запись на кинопленку и ручная обработка также были ахиллесовой пятой станции. Расчет станции: один инженер, один техник, три солдата.
 
Такова была основная измерительная техника наземного полигонного измерительного комплекса в начале испытаний ракеты Р-7 (изделие 8К71).
 
5 декабря 1956 года проведен первый самолетный облет с бортовыми устройствами измерительных средств, и проверка работы станций и расчетов ИП-1 по реальным сигналам, проверка комплекса, включая СЕВ и связь, тренировка расчетов в наведении антенн, приеме и регистрации информации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Подготовка к работе кинотелескопа КТ-50 на ИП-1. КТ-50 установлен в 1956 году.
 
1965 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Башня кинотеодолита КТh-41 (1956 г.), с 1962 г. - КТС.
 
Слева: наблюдательный пункт на ИП-1 с 1961 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Подготовка к работе станции СЕВ "Бамбук"
 
1956г.
 
 
 
 
 
 
АФУ станции ВТИ "Кама"
 
1960г.
АФУ «Ландыш» станций «Бинокль», «Кама», «Трал» на траекторией площадке ИП-1. Развёрнуто в 1958 г. Рядом станция «Трал» со штатной антенной ТНА-10. В левом углу виден финский домик, построенный в 1956 г. За «Ландышем» - дизельная траекторных средств.
 
1965г.
Антенны лунной программы на телеметрической площадке ИП-1. Слева направо: по две АФУ-У-А-12БГ, АФУ-У-А-12БВ
станций РТС-12Б, РТС-8Е, РТС-12А (1958 г.), две АФУ-У-Ю2 аппаратуры «Юпитер-2» (1959), АФУ станции «Заря»,
АФУ «Ландыш»станции «Трал», штатная антенна станции «Трал». Антенны передвинуты после выполнения программы.
АФУ станций РТС-12Б сняты с машин и установлены на бетонные фундаменты. 1965 г.
 
Антенна станции космической связи «Заря». 
Станция КРЛ МРВ-2М. Первая работа по 3-му ИСЗ в 1958 г. на ИП-1Д
 
 
 
 
 
Слева направо: антенны ТНА-100 (1961 г.) первого и ТНА-103 (1965 г.) первого и второго метрового диапазонов телеметрической системы «Трал», космического телевидения «Ястреб» и «Топаз-25» на ИП-1.
 
1965 г.
Ниже приводится состав средств ИП-1 и боевых расчетов их обслуживающих в 1957 году. ИП-1 состоял из управления части, двух команд, и группы транспортных средств. Управление ИПа: начальник — подполковник Г.М. Колеганов, старшина, писарь. (Не было ни замполита, ни хозяйственных подразделений, так как считалось, что по этим вопросам часть может обеспечиваться полигоном с пл. 10.)
 
Первая команда (внешнетраекторных измерений) - начальник инженер-капитан А.А. Марков, кроме того, исполнял обязанности нештатного зам. начальника ИПа. В команду входили: 2 радиодальномера «Бинокль» и 2 расчета: 1-й - инженер-лейтенант Н.В. Сачко, техник-лейтенанты М.И. Дунаев, И.П. Пономаренко; 2-й - старший инженер-лейтенант В.М. Бородин, техник-лейтенанты В.Ф. Дороговцев (позже С.Н. Музыка), Ю.Ф. Зайцев. В расчет каждого «Бинокля» входили 1 сержант и 4 солдата. Расчет фазового радиоугломера «Иртыш»: инж/капитан А.А. Марков, техн/ лейтенант В.С. Пантюхов, 1 сержант, 1 ефрейтор и 5 солдат. Расчет кинотелескопа КТ-50 инж/лейте-нант П.И. Соколик и 3 солдата. Прибор программного наведения ППН-ДД обслуживал техник-лейтенант Ю.Ф. Зайцев.
 
Кинотеодолитная станция КТh-41 состояла из центрального кинотеодолитного пункта КТh-41 (начальник лейтенант В.А. Сивов), и кинотеодолитных пунктов №1 (ст. лейтенант В.И. Муриков), №2 (лейтенант (Г.И. Шашко) и №3 (лейтенант А.А. Соколов). В расчет станции входили 1 сержант и 12 солдат. ЦУ СЕВ штатно не входил в 1-ю команду, но по работе был подчинен ей. Здесь работали ст. инж/лейтенанты Г.М. Головченко (начальник ЦУ СЕВ), Л.Б. Зимин, В.А. Антонов, инж/лейт. В.Н. Кузнецов, техник-лейтенант Г.М. Шамеев.
 
Во 2-ю команду (начальник инж/капитан А.П. Затона, с конца 1957г. - ст. инж/лейтенант Д.И. Анисимов) входили 9 станций «Трал» (6 расчетов — ст. инж/лейтенант Д.И. Анисимов, инж/ лейтенанты В.В. Гуц, С.А. Вовченко, техник-лейтенанты В.А. Алексеев, В.И. Бычков, В.И. Леонен-ко, М.А. Романовский, В.А. Солнышков, Ю.А. Удалов) и 3 комплекта или 6 станций РТС-5 (2 расчета - инж/лейтенанты А.М. Нечаев, В.В. Порошков, техник-лейтенанты Г.Н. Воронин, В.И. Коче-товский, В.П. Мрыхин, Э.К. Павлов). В телеметрии фактически начальниками станций работали техники, которые имели отличную теоретическую и практическую подготовку. Инженеры (начальники станций) решали организационные и испытательные задачи, работали на нештатных станциях, заменяли техников при убытии в отпуск, в командировки и на учебу. В расчет каждой аппаратной машины «Трал» входили четыре, а в РТС-5 - три солдата. При недостатке офицеров на станциях работали инженеры 14-го отдела.
 
Работали исключительно дружно, не считаясь со временем, оказывая друг другу помощь, скрупулезно изучая станции по описаниям до лампы и сопротивления, а теорию импульсной и измерительной техники по отечественной и переводной американской литературе.
 
 
Траекторная площадка ИП-1. На переднем плане: подвижный «Бинокль», КТ-50, КТh-41. Позади: агрегатная, трансформаторная, здание СЕВ. Весна 1957 г.
 
 
Площадка телеметрии ИП-1. Слева: подвижные станции «Трал», справа: РТС-5. Перед первым пуском МБР Р-7. Кадр из фильма. Апрель-май 1957 г. Аппаратные стоят на «чурочках».
 
 
Коллеганов Г.М. - 1-й нач.ИП-1 в 1956-62 гг.
 
 
Стунаков И.И. - начальник ИП-1 в 1962-64 гг.
 
Пономаренко И.П. и Дунаев М.И. на станции «Бинокль»
 
 
ЛФУ РЛС «Бинокль». Сзади: башня КТ-50 с покрытым брезентом куполом.
 
Порошков В.В.
 
Темнов В.А.
 
Лычков А.С, Завалишин А.П. 1965 г.
 
Солдаты ИП-1 в гостях на ИП-5
 
 
Радиодальномеры «Бинокль». Перед первым пуском Р-7. Весна 1957 г.
 
 
Операторы углов РЛС «Бинокль» тех./л-ты Пономаренко И.П. и Дунаев М.И.
 
 
Антенна РЛС «Бинокль» и башня кинотелескопа КТ-50
 
 
Сергеев А.С. - начальник ИП-1 в 1965-1976 гг
 
 
Марков А.А. - зам. нач. ИП-1 в 1956-1962 гг.
 
 
Сивов В. А. - начальник ЦКТП КТh-41 (в/ч 25632)
 
 
Соколов А.А. - начальник ИП-3 (в/ч 25619). 1957 г.
 
 
Анисимов Д.И. - нач. лаб. «Трал» в 1957- 1959 гг
.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Кунг
станции
«Трал»
 
1-й ряд: Бородин В.М., Сачко Н.В., Соколик П.И. 2-й ряд - Пономаренко И.П., Зайцев Ю.Ф. ВТИ ИП-1. 1957 г
 
 
Станции «Трал» на боевой позиции ИП-1 со штатными антеннами,   направленными на ПУ МБР Р-7. 1957 г.
 
 
Пульт в центре и фотоблоки по бокам кунга станции «Трал». За пультом техник-лейтенант Л еоненко В.И. 1957 г.
 
 
Вовченко СА. - инженер лаборатории «Трал»  в 1957-1959 гг.
 
 
Гуц В.В.  ст. инженер, с 1959 г.-нач. лаборатории «Трап» ИП-1
 
Штатные антенны станций «Трал» - ТНА со спиралью квадратного сечения, ручным наведением по азимуту и фиксированной установкой по углу места.
Телеметристы лаборатории РТС, следившие за полётом первых лунников от Земли до Луны на станциях РТС-12Б и «Юпитер». Слева направо сидят: Порошков В.В., Солтосец-кий О.Б., Нечаев А.М, стоят: Кочетовский В.И., Воронин Г.Н., Павлов Э.К. Май 1959 г.
 
Техздание системы единого времени и узел связи ИП-1. Весна 1957 г.
 
 
Головченко Г.М - 1-й начальник ЦП СЕВ
 
 
Макаренко В.Ф. - нач. СЕВ ИП-1, 1Д с 1957 г.
 
 
За пультами раздачи меток времени офицеры ЦП СЕВ. ИП-1. Весна 1957 г.
 
 
Техник-лейтенант Шамеев Г.М. проверяет аппаратуру центрального пункта СЕВ ИП-1
 
 
Станция СЕВ «Бамбук» и аппаратура БУК (усиления, коммутации, контроля меток)
 
В августе 1957 года приняты в эксплуатацию сооружения оптических ИПов 2 и 3. ИПы имели по одному двухэтажному кирпичному зданию - башни, на плоской крыше которого размещался кинотеодолит КТh-41, не защищенный ничем от ветра. Внутри здания находился бензоагрегат электропитания и полевой телефон для связи с ИП-1. Для синхронного срабатывания фотозатворов с ИП-1 по полевым линиям связи на ИПы 2 и 3 передавались метки СЕВ. Задачей расчетов было наводить кинотеодолит на ракету по азимуту и углу места и и удерживать ее в перекрестии при движении.
 
На кинопленке фиксировалось изображение ракеты, лимбы азимута и угла места, а также показания счетчика кадров. ИПы образовывали треугольник с вершиной на кинотеодолите КТh ИП-1, который находился в створе с трассой сзади стартовой позиции в 1,5 км от нее. Дальность экспонирования достигала 60-80 км. Угломерная система из 3-х ИПов была отдельной войсковой частью 25632, начальник т/л-т В.А. Сивов, но фактически была подчинена ИПу-1. Виду удаленности на 35 км отдельной в/ч 25619 был ИП-3 этой системы, начальник т/л-т А.И. Соколов. В расчет входили 4 офицера, 1 сержант и 10 солдат.
 
В конце 1957 года установившийся порядок работы был закреплен штатно переходом к лабораториям вместо команд. В телеметрии техники стали начальниками станций, а инженеры стали начальниками, старшими инженерами и инженерами лаборатории.
 
На ИП-1 были образованы 3 лаборатории: внешнетраекторных измерений и СЕВ, станций «Трал», станций РТС. Всего на ИП-1 на 15 мая 1957 г. было 28 офицеров 5 сержантов и 47 солдат (без ЦУ СЕВ). К первому пуску техника была обеспечена штатными расчетами на 60%.
 
Часть станций ИП-1 использовалась для работы с других пунктов. 3 станции «Трал» и 2 станции РТС-5 (позже РТС-5ИЕ, РТС-8Е, РТС-12Б) выезжали на МИК-2 для испытаний изделий на ТП до 1960 г., когда на МИК-2 появились свои стационарные станции «Трал», РТС-5ИЕ и РТС-8Е. Эти же станции по окончании работ на МИКе выдвигались на выносной измерительный пункт, где участвовали в предстартовой подготовке изделия и пуске (до сентября 1957 г. РТС-5, до октября 1957 г. «Трал»). Станции «Трал» и РТС-5 выдвигались на каждый из двух пунктов ИП-4 (Гуц, Романовский, Воронин) и ИП-5 (Затона, Удалов, Солнышков, Кочетовский) до октября 1957 г. По одной станции «Трал» были отправлены для работы по 2-му и 3-му спутнику на организующийся НИП в районе Улан-Удэ (Солнышков) и в район Хабаровска (Алексеев, Удалов) с сентября 1957 по май 1958 г. С ИП-1 и позже отправлялись станции «Трал» в район залива Кара-Богаз-Гол, в район Новой Земли, в район Алексеевки в Казахстане и т.д., работали по изделиям своего полигона и полигона Капустин Яр. Станция РТС-5ИЕ в 1959-1960 гг. выдвигалась на МИК-2а для работы. Таким образом, подвижность телеметрических станций ИПов широко использовалась для латания дыр и оперативного решения срочных задач. Впоследствии, когда ИПы стали стационарными, жизнь заставила возродить подвижные станции и подвижные ИПы для решения многочисленных кратковременных и срочных задач, возникающих в необорудованных измерительными средствами районах.
 
В конце июля 1957 года на территории НИИП-5 началось создание ИП-1Д, предназначенного для работы по спутнику в составе КИК страны. ИП-1Д (НИП-1) создавался рядом с ИП-1, практически на одной территории с использованием зданий ИП-1. Он разместился между траекторией и телеметрической площадками ИП-1. Его территория состояла из двух площадок. Основная площадка была образована соединением ограждения из колючей проволоки траекторией и телеметрической площадок ИП-1. Вторая, тыловая площадка располагалась от основной через гравийную дорогу, идущую от МИК-2 к телеметрической площадке ИП-1. Часть тогда все называли ИП-1Д (названия НИП появились позже). Индекс Д подчеркивал назначение части — для работы по спутникам, первый из которых должен был называться "объектом Д". Основная часть техники ИП-1Д размещалась между траекторной и телеметрической площадками ИП-1. СЕВ и телеграфная станция ЗАС расположились в здании СЕВ ИП-1, штаб и жилые комнаты в западной половине финского домика ИП-1. Передающий и приемный центры ИП-1Д разместились в соответствующих центрах полигона.
 
Начальник ИП-1Д - полковник Болдин Николай Александрович, замполит подполковник А.Н. Бурлаков, зам. по измерениям подполковник В.Т. Гаребян, начальник узла связи подполковник М.П. Красильников. Офицеры ИП-1Д: майор Ю.А. Краснов, капитаны А.П. Кирюхин, Романов, старший техник-лейтенант В.П. Бондаренко, ст. лейтенант Сергеев, лейтенанты Ю.Е. Баринов, И.А. Глушанков, А.П. Завали-шин, Б.И. Климов, В.В. Котов, А.Б. Кретов, А. Кривоногое, Ю.К. Ксенофонтов, В.Ф. Макаренко, Ю.И. Рябинин, И.И. Северюхин, Б.А. Семенов, Л. Чернов, техник-лейтенанты В. Вербовецкий, А. Калягин, Н. Кулибаба, Г.А. Семеновых.
 
По третьему ИСЗ впервые совместно работали средства ИП-1 и ИП-1Д, станции и расчеты «Трал» ИП-1 на НИП в Улан-Удэ (техник-лейтенант В. А. Солнышков) и в Хабаровске (техник-лейтенант Ю.А. Удалов), так как НИПы не имели станций «Трал».
 
На КИС ОКБ-1 3-й спутник отрабатывался с телеметрической системой РТС-8 (там работали станции РТС-8 и расчеты с ИП-1Д — и/лейтенант Б.И. Климов и техник-лейтенант Г.А. Семеновых). Только в феврале 1958 г. было принято решение о замене системы РТС-8 на 3-м спутнике на «Трал». (Система РТС-8 в последующем работала на некоторых спутниках серии «Космос», но также была заменена на «Трал»). Впервые по спутнику работала система «Бинокль-Д» с преобразующим осредняющим и запоминающим устройством (ПОЗУ) «Кварц» (и/лейтенант Северюхин И.И.).
ПОЗУ разработало ОКБ ЛПИ, главный конструктор Т.Н. Соколов. ПОЗУ производило съём с РЛС значений дальности и углов, их осреднение, привязку с большой точностью ко времени СЕВ, введение кода Хемминга, позволяющего найти ошибку при передаче по линиям связи. Информация ПОЗУ передавалась по телеграфным линиям связи автоматически в темпе текущего времени со скоростью 45 бод двумя 60-разрядными кодограммами: дальность — время и два угла — время. Параллельно производилось запоминание этой информации на магнитных сердечниках, что позволяло сохранять информацию даже при выключении электропитания для возможного повторения на случай пропадания связи.
 
Наличие ПОЗУ «Кварц» на НИПах-1, 2, 3, 4, 5, 6, 10 позволило автоматизировать сбор траекторией информации станций «Бинокль-Д» с этих НИПов и обеспечить ее централизованную обработку на КВЦ в Москве. Для ПОЗУ на ИП-1 Д было построено специальное одноэтажное кирпичное техздание «Кварц» (сейчас в нем штаб ИП-1). Также для ИП-1Д была построена одноэтажная кирпичная казарма-столовая (введена уже для ИП-1) и сборно-щитовой домик медпункта.
 
Впервые по 3-му ИСЗ работала и командная радиолиния - подвижная станция МРВ-2М (минный радиовзрыватель). Начальник станции лейтенант А.П. Завалишин вспоминает: «
Станция МРВ-2М размещалась в КУНГе на шасси автомашины ЗИС (ЗИЛ), имела подвижный автономный источник питания и стационарно разворачиваемую антенну. Расчёт станции состоял из 6-ти человек (начальник станции, два оператора, два моториста и один водитель-механик). Станция по прибытии в заданное место разворачивалась и через 30 минут была готова к работе. В эфир станция посылала кодированные двумя частотами импульсные посылки. Каждая команда имела свою комбинацию частот. Время посылки, комбинация частот и сами посылки документировались на фотопленку...
Во время подготовки 3-го ИСЗ к полёту в МИКе, одновременно в системе КИКа проводилась тренировка. Станция выдавала в эфир предписанные команды. ИСЗ, находящийся в МИКе, послушно выполнял принимаемые по эфиру команды станции МРВ-2М. В какой ужас пришли испытатели и конструкторы ИСЗ, когда сначала по транспарантам на пультах, а затем по плёнкам регистрации телеметрических параметров ИСЗ, увидели сумбурную работу систем спутника. Когда, наконец, установили приход команд из эфира, то некоторые специальные службы космодрома предположили происки диверсантов-шпионов... Но некоторые товарищи-конструкторы вспомнили, что должна быть где-то станция МРВ-2М. Сразу к станции бросились спецслужбы, и дело чуть было не дошло до арестов. Сказалась нестыковка двух служб испытаний (космодрома и будущего КИКа)
».
 
 Во время полёта третьего спутника станция МРВ-2М на определённых витках выдавала на борт серию заданных команд и корректировала работу бортового программного устройства. Таким образом, это был первый опыт управления спутником на орбите.
 
После запуска 3-го ИСЗ стало ясно, что содержание на одном месте двух ИПов нецелесообразно, и ИП-1Д был расформирован, передав часть своей техники, пригодной для использования, на ИП-1. На ИП-1 были переданы: «Бамбук-Д», РТС-8, «Бинокль-Д», ПОЗУ, МРВ-2М, станция ЗАС и все построенные сооружения. Вместе с техникой были переданы расчеты во главе с лейтенантами В.Ф. Макаренко, Б.И. Климовым, И.И. Северюхиным, А.П. Завалишиным. Переданы были и солдаты — выпускники Лианозовского радиотехникума, что сильно укрепило расчеты ИП-1. Полигону были переданы радиопередающие и радиоприемные средства, расположенные в радиоцентрах полигона с частью офицеров (А.П. Кирюхин, Ю.Е. Баринов, И.А. Глушанков, В.В. Котов, Ю.К. Ксе-нофонтов, Ю.И. Рябинин), а также хутор Болдиновка, построенный хозспособом у реки вблизи нынешнего телецентра. С тех пор функции НИП-1 стал выполнять ИП-1. Его порой и называли НИП-1. Здесь ставились и все новые средства КИК, кроме комплекса «Сатурн», который по условию безопасности удален от старта на 3-тий подъем.
 
В 1964 году на ИП-1 вводится станция программно-командно-траекторных радиолиний (ПКТРЛ) «Подснежник», разработанная НИИ-10 ГКРЭ. Первым начальником станции стал ст. инж.-лейт. С.С. Жирнов.
 
Станция при предстартовых испытаниях обеспечивает: а) измерение значений несущей частоты сигнала; б) замер времени ретрансляции сигнала в бортовой аппаратуре (БА); в) определение наличия помех в диапазоне БА; г) возможность выдачи разовых команд (РК) на стартовом комплексе и активном участке полета (АУП), управление резервируемыми объёмами; д) автоматическое сопровождение (АС) КА на АУП с измерением дальности, азимута и угла места. По измерениям ПКТРЛ на СК делается заключение о работоспособности бортовых передатчиков, приёмников и ЦВМ. В контуре управления КИК ПКТРЛ обеспечивает выдачу РК, сверку бортовой шкалы времени (БШВ), траекторные измерения дальности, азимута и угла места.
 
ПКТРЛ включает в себя: а) приемопередающую аппаратуру «Подснежник»; б) аппаратуру КРЛ «Ветер-ЗН»; в) аппаратуру программного наведения антенны; г) аппаратуру сверки времени «Черёмуха».
 
Также в 1964 г. на ИП-1 введена в строй стационарная станция КРЛ «Пост-Д». Первым начальником станции стал
ст. т / лейтенант А.И. Андрюхин.
 
КТ-50
КТ-50 спроектирован и изготовлен на Красногорском механическом заводе, Главный конструктор - П.Ф. Соболев.
 
КТ-50 устанавливался на скоростной альт-азимутальной монтировке, представляющей собой опорно-поворотное устройство (станок) разработки КБ-4 в КБСМ. Главный конструктор -
- А.А. Флоренский, основные разработчики станков - В.И. Киселев, Б.А. Медведев, Н.Н. Осиновских, Г.П. Петров, О.С. Тарасова, А.Ф. Уткин (будущий Главный конструктор КБСМ).
 
Станки СМ-56, СМ-57 (130 шт.), СМ-66 (38 шт.) и СМ-89 (120 шт.) для оптических средств ракетных, авиационных, морских и др. полигонов и научных учреждений изготавливались на ленинградском ПО "Завод Большевик".
 
 
 
Фото КТ-50 - с форума  www.shmas.forum2
4.ru
 
ТТХ кинотеодолита КТ-50:
диаметр зеркала - 50 см
фокусное расстояние - 150 см
Угловая скорость слежения - до 1°/сек
Диапазон по углу места - 20...80°
Среднеквадратическая ошибка определения направления - не хуже 20"
Вес кинотеодолита ~ 4000 кг.
(В других источниках указаны диаметр зеркала - 60 см, фокусное расстояние - 300 см, вес - 3000 кг.)
В главном фокусе объекти установливалась фотокинокамера с кассетой ёмкостью 120 метров пленки.
 
By dimusya2005
Вид с ИП-1 на Гагаринскийстарт
 
В.А. Кудряшов
 
ИП-1 (в/ч 13951)
 
Наименование: 44 отдельная испытательная станция измерительных средств.
Сформирован 27 сентября 1956 г.
Место дислокации:
- пл. 18 НИИП-5
- высота Калиншек
- 1,5 км южней ПУ-1 в створе с трассой полета МБР 8К71.
Примечание:
В состав ИП-1 с некоторого времени входили оптические ИП-2 и ИП-3, размещавшиеся в 20…35 км от ИП-1 справа и слева от трассы полета МБР 8К71. Они были оснащены трофейными немецкими кинотеодолитами KTh-41. В 1962 г. эти ИПы были расформированы, а их номера передали вновь построенным ИПам на пл. 44 (ИП-2) и пл. 97 (ИП-3).
 
…ИП-1 был построен в феврале-октябре 1956 г. Контрольный облет измерительных средств провели 5 декабря 1956 г.
Первоначальная численность - 82 человека (28 офицеров и 54 сержантов и солдат).
Боевое крещение ИП-1 прошел 15 мая 1957 г. при 1 пуске МБР 8К71.
 
Состав боевого расчета ИП-1 (первопроходцы):
1. Колеганов Г.М. - начальник ИП-1;
2. Марков А.А.:
 - зам. начальника ИП-1 по измерениям (нештатный);
 - начальник 1 команды (траекторных измерений).
3. Затона А.П. - начальник 2 команды (ТМИ);
4. Команда траекторных измерений (офицеры):
4.1. Сачко Н.В., Дунаев М.И., Пономаренко И.П. (РЛС "Бинокль" №1);
4.2. Бородин В.М., Дороговцев В.Ф., Зайцев Ю.Ф. (РЛС "Бинокль №2);
4.3. Марков А.А., Пантюхов В.С. (ФП "Иртыш");
4.4. Соколик П.И. (КТ-50);
4.5. Сивов В.А., Муриков В.И., Шашко Г.И., Соколов А.А. (KTh-41 ИП-1, ИП-2 и ИП-3);
4.6. Антонов В.А., Брюшинин В.М., Глушаев Ю.А., Головченко Г.М. (ЦУСЕВ).
5. Команда ТМИ (офицеры):
5.1. Анисимов Д.И., Алексеев В.А.. Бычков В.И, Коршунов В.Е., Леоненков В.И., Солнышков В.А., Удалов В.И. (ст. "Трал");
5.2. Воронин Г.А., Кочетовский В.И., Мрыкин В.П., Нечаев А.М., Павлов Э.К., Романовский М.А. (ст. РТС-5).
Примечание: Часть телеметрических станций ИП-1 под руководством А.П. Затоны работала с территории ИП-5:
- две ст. "Трал" (Солнышков В.А., Удалов В.И.);
- две ст. РТС-5 (Воронин Г.А., Кочетовский В.И.).
 
…В августе 1957 г. на территории ИП-1 был развернут НИП-1 (в/ч 13961) КИК, но после работ по ИСЗ-3 (1958) он был расформирован, а его функции, часть техники и персонала передали ИП-1, который в структуре КИК стал именоваться НИП-1 (ТюраТам). С появлением на ИП-1 ст. МРВ-2М (1957) начал формироваться комплекс КРЛ, а с появлением станции космического телевидения "Ястреб" (1959) начал формироваться и телевизионный комплекс.
 
В траекторный комплекс ИП-1 входили РЛС "Бинокль" (1956-1959), ФП "Иртыш" (1956-1963), КТ-50 (с 1956 г.), КТh-41 (1956-1964), КТС-1 (с 1964 г.), ЦУСЕВ (ЦПСЕВ-1), ИЦМ "Кварц" (1958-1961), РЛС "Кама" (с 1960 г.), ИЦМ "Темп-1" (с 1961 г.), РЛС "КамаН" (1990), КОС "Сажень"(2000).
 
В составе телеметрического комплекса ИП-1 были приемные станции "Трал" и РТС-5 (с 1956 г.), РТС-8 и РТС-12 (с 1958 г.), РТС-5ИБ, РТС-12Д, "Трал-Д" (с 1959 г.), БРС-1, МА-9 (с 1960 г.), "Трал-К2Н" (с 1963 г.), БРС-4 (с 1968 г.), МА-9 МКТМ1 (с 1971г.), МА-9 МКТМ4 (с 1977 г.), аппаратура системы БРС-4МК (с 1984 г.).
 
В составе комплекса КРЛ работали ст. МРВ-2М (с 1957 г.), "Пост-Д1" (с 1963 г.), "Заря" (с 1961 г.), "Пост-2Д" (с 1964 г.), МКИС "Подснежник" (с 1964 г.), ИЦМ "Темп-1" (1964-1967), МКИС "Куб-У", ст. "Краб", "Коралл", ИЦМ "Темп-1К" (с 1967 г.), "Луч" (с 1967 г.), ст. "Аврора" (с 1974 г.), МКИС "Куб-Контур" (с 1976 г.), ИЦМ "Буфер-ИМ" (с 1980 г.), "Вектор-Ц".
Облик телевизионного комплекса составляли ст. "Ястреб" (с 1959 г.), "Топаз-10" (1961-1962), "Топаз-25" (с 1962 г.), "Кречет" (с 1965 г.), Р-323, Р-406 (с 1968 г.), "Фобос-Кречет" (с 1975 г.), "Кораб-5", система К-1920 (с 1975 г.) и др. Аппаратурный состав ИП-1 свидетельствует о том, что он являлся центральным и многофункциональным ИПом ПИК НИИП-5.
 
…С возрастанием аппаратурного состава совершенствовлась и организационно-штатная структура ИП-1 - на смену командам пришли отделения, которые объединили в отделы.
 
ИП-1 - самый многочисленный в составе ПИК. Например, в 1973 г. в его штате было 130 офицеров(!!!). Всех их вспомнить просто невозможно, но некоторых упомянуть добрым словом необходимо.
ИП-1 последовательно возглавляли:
1. Колеганов Г.М. (1955-1962);
2. Ступаков И.И. (1962-1964);
3. Сергеев А.С. (1964-1976);
4. Гришко И.Н. (1976-1978);
5. Евстигнеев И.А. (1978-1985);
6. Дмитриенко Г.Д. (1985-1989);
7. Агренин И.М. (1989-1990);
8. Липкан Е.П. (1990-1992);
9. Антропов О.В. (1992-1995);
10. Воблый В.А. (1995-1999);
11. Кудряшов В.В. (1999-2007).
Из этого списка видно, что дольше всех (целых 12 лет) ИПом умело руководил всеми уважаемый А.С. Сергеев.
 
Заместителями начальников ИП-1 по измерениям были: Марков А.А. (1956-1960), Зайцев Ю.Ф., Рогов К.А., Хощенко А.П., Лапидус Б.Г. (1973-1978), Сасковец П.Ф. (с 1978г.) и др.
 
Отделы ИП-1 возглавляли: Иголкин В.Н. (ТМИ), Мартемьянов Н.Х. (ТРИ), Сасковец П.Ф. (ТРИ), Волков А.В. (ТРИ), Пантюхов В.С. (КРЛ), Рудой Е.М., Якшин А.А. и др.
 
Работу ст. "Пост-2Д" обеспечивали Андрюхин А.И., Петров В.С., ст. "Пост-Д1" - В.Н. Кузнецов, ст. "Заря" - О.Д. Самус и Мартемьянов Н.А.
 
На ЦУСЕВ (ЦПСЕВ-1) служили Антонов В.А., Брюшинин В.М., Глушаев Ю.А., Головченко Г.М., Кузнецов В.Н., Коноплев И.В., Макаренко В.Ф., Медведев Ю.Н., Попов В.В., Саенко А.Д., Сторчак В.И., Субботин В.А. и др.
Работу аппаратуры узла связи обеспечивали Баринов Ю.Е., Белоконь М.Ф., Ксенофонтов Ю.К. и др.
 
На МКИС "Подснежник" служили Бородин В.М., Босенко А.Б., Жирнов В.С., Скачков В.
 
На МКИС "Куб-У" - Андрюхин А.И., Новиков В.Н. и др.
 
Начальниками ИЦМ "Темп-1" и "Темп-1К" были Гладков И.А., Еременко В.А., Кузнецов Л.М., Мандреев Н.О., Роменский В.И., Соснин В.М. и др.
 
Первым начальником ст. МРВ-2М был А.П. Завалишин, а ст. "Куб-У" - Камышев П.И.
 
На ИЦМ "Кварц" служили Кобзарь М.Т., Северюхин И.И. и Цыбрин В.Г. (1958-1959).
 
Работу РЛС "Бинокль" ("Кама") обеспечивали Н.А. Коновальцев, Музыка С.П., Чупик Ю.И., Лычков А.С., Дороговцев В.Ф., Демидов Г.А., С.А. Филиппенок, Ю.А. Тертышник, Н.И. Ржанников и др.
 
Долгие годы начальником КП ИП-1 был Э.К. Павлов, а оперативными дежурными - В. Рыбальченко и Г.Г. Шкорина.
 
Работу телеметрического комплекса обеспечивали Глущенко В.Т., Гуц В.В., Климов Б.И., Литвинов В.В., Павленко П.Н., Пистрик А.И., Погудин Л.Г., Полуян В.И., Порошков В.В., Стегарев Г.Т., Фонталин А.И., Леоненко В.И. и др.
 
Работу ст. "Аврора" обеспечивали С.Н. Анохин, С. Родин и др.
 
Телевизионный комплекс ИП-1 эксплуатировали Мартемьянов Н.С. (начальник 1 отделения), Зайцев Н.М. (Р-406), Митас А.Г. (начальник 12 отделения), Працюк В.А. (КР200М), Кулаков В.В. ("Фобос"), Латышев Б.К. (К-1920) и др.
На ИП-1 в должности начальника ст. РТС-5 начал свою 30-летнюю службу в ПИК НИИП-5 (1957-1987) один из патриархов ПИК В.В. Порошков.
 
На ИП-1 начинали офицерскую службу:
- генералы Анисимов Д.И., Завалишин А.П., Субботин В.А.;
- начальники отделов Кочетовский В.И. (ОНИС-43), Глушаев Ю.А., Коновальцев Н.А., Порошков В.В. (ПИК НИИП-5);
- зам. начальника связи РВСН Ксенофонтов Ю.К.
 
Годам службы на ИП-1 В.В. Порошков в своей поэме "Космодром" (1976-1985) посвятил следующие строки:
 
                                                                       "Вспоминаю я ИП на вершине большого холма,
                                                                        Домик финский  всё наше жилье,
                                                                        Станций жиденький ряд и кирпичные наши дома
                                                                        СЕВ и оптики башни,  крещенье мое.
                                                                        Жизнерадостный был коллектив,
                                                                        Все ребята  душа нараспашку.
                                                                        Если надо бы было решать, что отдать, чтоб ты жил,
                                                                        Всё отдали бы: сердце, не только рубашку.
                                                                        Марков Алик, Анисимов Дима, Соколик,
                                                                        Соколов, Эдик Павлов, Володя Бычков...
                                                                        Мы умели смеяться все вместе до колик
                                                                        И работать, и жить без заноз и сучков.
                                                                        Нас не звали от дела ни жены, ни дети, ни хаты,
                                                                        Даже писем нам некогда было писать.
                                                                        Всё работе мы здесь отдавали, как фронту солдаты,
                                                                        Только схемы и комплексы, и испытанья опять!
                                                                        Мы любили поспорить свободной минутой
                                                                        Каждый, как на ладони, у всех до нутра на виду
                                                                        О ракетных вопросах, об Америке, рвущейся круто,
                                                                        О любви, о стихах и о том, что нас ждет на роду.
                                                                        Как любили мы жизнь! Как мы Родину нашу любили!
                                                                        Как хотелось нам сделать всё лучше, быстрей и дружней!
                                                                        Мы учили ракету и станции, двигатель, автомобили,
                                                                        Мы хотели познать и предвидеть, суметь и успеть поточней.
                                                                        Говорили мы много о первых делах Королёва,
                                                                        О капьярских работах по запуску первых ракет,
                                                                        О работе заводов, где технику приняли новой,
                                                                        И о том, что мы первыми здесь удивим белый свет."
 
Окрестности ИП-1. взгляд с высоты времени.
 
1960 год
 
"This is a 1960 Corona image of a Soviet launch complex, the Baikonur Cosmodrome" -
"Это снимок советского стартового комплекса на космодроме Байконур с КА "Корона" 1960 года"
 
Один из самых первых (известных) космических снимков площадки 18 - ИП-1 и площадки 1 - стартовых сооружений для Р-7
с сайта американского музея (там фото почему-то вывернуто "наизнанку"...)
 
Первый спутник уже запущен, но Гагарин еще только тренируется...
 
Заметно весьма скромное колличество сооружений на ИП-1, нет еще и дороги от ИП-1 в сторону площадки 141, как и самой площадки.
1964 год
Сентябрь, 1964 год. Вверху слева - строительство "большого" МИКа на пл.112. Видны частично установленные межпролетные колонны и начало монтажа кровли. Эта кровля "громко, на всю страну" рухнет в мае 2002 года, обрушившись на последнюю гордость советской космонавтики - летавший "Буран".
В центре снимка: на пл.2 виден только МИК2-1, МИК2-Б не существует даже в проекте.
Вверху справа: космичеческая колыбель человечества - пл.1 - "гагаринский старт", с которого ушла в свой первый, пусть и аварийный, полет первая МБР Р-7 8К71 15 мая 1957 года, стартовал РН 8К71 ПС с первым спутником 4 октября 1957 года, поднялся на орбиту Юрий Гагарин на РН 8К72К "Восток" 12 апреля 1961 года и с которого выполняются почти все пилотируемые старты. Котлован старта еще не облицован плитами - это сделают позже.
 
 
Севернее пл. 1 построен старт для ракеты Р-9. Внизу справа: ИП-1. Перед ИПом круг радиусом около 150 метров - это калибровочная дорога вокруг позиции фазового пеленгатора "Иртыш", использовавшегося в конце 50-х годов для траекторных измерений при первых пусках Р-7. Между этой калибровочной дорогой и ИПом появилась дорога к строительству на пл. 141 шахты для испытаний Р-36.
 
1980 год
Та же местность, август 1980 года.Фото 1964 и 1980 гг. - с форума "Мы служили Байконуру" (www.slusili-baikonuru.ru)
 
 
Антенна ТНА-100 ИП-1 для работы со станциями «ТРАЛ» и
«ЯСТРЕБ», 60-е года...
 
 
 
Антенна "Ромашка" на ИП-1 в составе станции «МА9-МКТ-М4», наше время.
Пуск РКН «Союз-У» с ТГК «Прогресс М-19М» 24.04.2013