Окрестности ИП-1: МИК на 112 пл.
24 сентября 1964 года. Строительство большого МИКа идет полным ходом. Монтируются перекрытия "низкой" части МИКа.
 
1966 год. Уже 2 года идет строительство технической позиции на пл. 112 и ее главного сооружения - МИК ракеты-носителя Н1. Начата стройка (слева внизу) филиала куйбышевского завода «Прогресс», стоят склады и столовые (на снимке внизу). На территории от КПП до МИК разбит парк с причудливо изогнутыми дорожками.
 
1966 год, декабрь. Строительство закончено. МИК имеет длину 240 метров, ширину 190 метров, высоту 60 метров. Корпус состоит из пяти пролётов шириной по 48 и 40 метров. Контрольно-измерительная аппаратура размещается на восьми этажах. Под зданием МИКа расположено четыре этажа с оборудованием для гидросистем. Грузоподъёмность мостовых кранов МИКа превышает 200 тонн. Спустя два месяца, в феврале 1967 г., в Куйбышеве завод "Прогресс" изготовил компоненты первой партии летных экземпляров Н-1. Поскольку Н-1 обладала большими габаритами, её ступени поставлялись в виде транспортабельных фрагментов, из которых на космодроме  в этом МИКе производилась сварка баков и сборка ступеней ракеты. Первый технологический макет ракеты вывезли отсюда на стартовую позицию №1 25 ноября 1967 г.
 
Каманин Николай Петрович, "Скрытый космос", запись от 19 сентября 1968 года:
"Вчера на 112-й площадке космодрома министр Афанасьев провел заседание Государственной комиссии по лунному комплексу Н-1 - Л-3. Присутствовали Крылов, Пилюгин, Бармин, Карась, Курушин, Казаков и около сотни конструкторов, инженеров и строителей. Заседали пять часов, заслушали доклады Кириллова, Истомина, Дорофеева, Линькова, Ключарева, Пилюгина, Мозжорина и других товарищей. Отметили, что сроки готовности ракеты и стартовых сооружений к пускам, записанные в решениях ЦК и правительства, трижды сорваны. В данное время правый старт принят в эксплуатацию, левый старт будет готов в первом квартале 1969 года, ракета Н-1 проходит примерочные и заправочные испытания, команды обслуживания тренируются и получают практику подготовки и осуществления пусков. Отмечено большое число недостатков, недоделок и плохого качества выполняемых работ - в частности, имел место случай, когда основная магистраль энергосистемы старта была перерезана бульдозером (дублирующая магистраль расположена всего в 30 сантиметрах от основной, обе магистрали зарыты на небольшую глубину и плохо охраняются). Для завершения испытаний ракеты и на ее заправку потребуются еще около 50 суток. Приняли решение: первый пуск ракеты Н-1 готовить на вторую половину ноября 1968 года, а второй пуск - на февраль 1969 года. Маловероятно, что эти сроки будут выдержаны, - скорее всего, первый пуск Н-1 будет осуществлен только в первой половине будущего года.
Сегодня я ознакомился с планами полетов американских астронавтов на ближайшие месяцы. На октябрь 1968 года запланирован орбитальный полет "Аполлона-7" с тремя астронавтами на одиннадцать суток. В январе-марте 1969 года планируется выполнить облет Луны кораблем "Аполлон-8" с экипажем из трех человек. В мае-июне 1969 года предполагается осуществить высадку астронавтов на Луну.
Орбитальные полеты "Аполлонов" вокруг Земли и даже облет Луны вполне возможны в намеченные американцами сроки, хотя с последним они явно торопятся: нельзя посылать экипаж в облет Луны без осуществления хотя бы двух-трех технологических облетов.
Не верю я и в реальность экспедиции американцев на Луну в 1969 году."
 
1971 год. , в МИКе уже подготовлены к пуску и отправлены на старт три ракеты Н1. Справа на выезде из МИК стоят два установщика. Филиал завода "Прогресс" работает, ниже и правее него построены вспомогательные цеха.
 
 
После закрытия лунной программы на базе РН Н-1 МИК переоборудован для подготовки ракеты-носителя "Энергия". В 1987 году первая ракета отправлена отсюда на старт (с макетом платформы "Скиф-ДМ", старт - 15 мая 1987 года), а в 1988 году - вторая (с "Бураном" ОК №1, старт - 15 ноября 1989 года). После закрытия програмы "Энергия-Буран" МИК был более похож на музей.
 
 
 
<<< Работа с одним
из аналогов
"Бурана" в МИКе,
аппаратные ТМИ...
 
В 1990 году работы по программе "Энергия-Буран" были приостановлены, а в 1993 году программа окончательно закрыта. МИК был переведён в режим хранения; в его пяти залах размещались ступени РН "Энергия", пакет из технологического макета РН "Энергия" и летавшего "Бурана" (был собран на радость туристам), ракетные двигатели и монтажное оборудование. С началом реализации коммерческих программ, в МИКе были оборудованы чистовые камеры для работы специалистов Starsem со своими полезными нагрузками.
 
 
На фото ниже - пятый и четвертый пролет МИКа ровно за год до трагедии:
 
 
На последней фотографии видна конструкция перекрытий пролетов МИКа изнутри. Вместе с кровлей эта конструкция рухнула вниз на 3, 4 и 5 пролетах...
 
 
В первой половине дня 12 мая 2002 года, за три дня до 15-ти летия первого старта "Энергии" (с макетом "Скифа-ДМ"), у МИКа обрушились три пролета кровли, убив 7 человек - монтажников, проводивших ремонтные работы на крыше . В пятом (на фотографии - верхнем ) пролете погиб летавший корабль "Буран" №1 (принадлежавший на то время Казахстану). Комментарии излишни...
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Частичное восстановление
кровли МИКа
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
"Кузнечики" теперь -
лишь зрелище для туристов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Освещение трагедии
первым ТВ каналом.
 
Репортажи
12, 13, 14 мая 2002 года
На сегодняшний день третий пролет МИКа расчищен, над ним восстановлена кровля. Внутри целых "низких" пролетов проводят подготовку и общую сборку РН «Союз».
 
Причины обрушения
 
 - до сих пор внятно никто не объяснил.
Авторитетный источник утверждает, что "Правительственная комиссия, расследовавшая причины обрушения кровли в трех пролетах 112-го МИКа, установила точную причину аварии. Однако по личному указанию председателя комиссии Ильи Клебанова эта причина была засекречена и ни в один официальный документ не попала, поэтому точку во всей этой истории ставить пока рано."
 
С другой стороны, в иных источниках можно прочесть следующее:"18.06.2002 пресс-служба Российского авиационно-космического агентства распространила 17 юня релиз об итогах расследования причин и оценке последствий частичного разрушения монтажно-испытательного корпуса на площадке 112 космодрома "Байконур".
12 мая 2002 г. в 11.40 местного времени при проведении ремонта кровли монтажно-испытательного корпуса (МИК) на площадке 112 космодрома "Байконур" произошло обрушение покрытия (крыши) 3, 4 и 5 пролетов МИКа. В результате обрушения погибло 7 граждан Республики Казахстан, выполнявших ремонтные работы.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2002 г. № 627-р назначена комиссия по расследованию причин и оценке последствий частичного разрушения монтажно-испытательного корпуса на площадке 112 космодрома "Байконур" (далее Комиссия) под председательством Министра промышленности, науки и технологий РФ И.И. Клебанова.
 
Комиссия проделала следующую работу:
- организованы первоочередные аварийно-спасательные работы на объекте силами и средствами МЧС России;
- непосредственно на площадке 112 космодрома "Байконур" организована оперативная работа по анализу и оценке последствий происшествия;
- для участия в работе Комиссии непосредственно на объект привлечены руководители и специалисты предприятий и организаций Российского авиационно-космического агентства, Министерства обороны РФ, администрации города Байконур;
- организовано взаимодействие с комиссией Правительства Республики Казахстан;
- организовано взаимодействие с родственниками погибших, оказана материальная помощь семьям погибших по нормам российского законодательства;
- выявлены причины разрушения монтажно-испытательного корпуса на площадке 112.
 
Об итогах работы Комиссии 7 июня 2002г. представлен доклад в Правительство РФ.
 
К релизу приложены пояснительные материалы, ниже приводятся выдержки из этих материалов:
 
МИК представляет собой многопролетное промышленное здание, состоящее из двух частей. Высокая часть (пролеты 3, 4, 5) имеет габаритные размеры 240 х 120 х 56 м, а низкая часть (пролеты 1, 2) имеет габаритные размеры 240 х 70 х 30 м. МИК спроектирован и построен для подготовки ракеты-носителя (РH) сверхтяжелого класса H1 для реализации в СССР программы полетов на Луну и был принят в эксплуатацию в 1967 году.
После прекращения указанной программы была проведена реконструкция МИКа с целью создания технической позиции РH "Энергия". Работы по переоборудованию были завершены в 1985-86 годах.
 
Характер разрушений МИКа:
1. Покрытие со строительными конструкциями пролетов 3, 4, 5 полностью обрушилось внутрь сооружения.
2. Покрытие 2-го пролета имеет частичные разрушения в результате падения элементов конструкции стен высокой части здания.
3. Размещенные в 3, 4, 5 пролетах демонстрационный макет РH "Энергия" с ОК "Буран" и отдельные блоки (баки) РH "Энергия" разрушены от упавших строительных конструкций.
 
Причиной обрушения крыши МИКа является значительное (в 1,5 раза) превышение фактической нагрузки на покрытие по сравнению с принятой в проекте. Причинами превышения фактической нагрузки является комплексное сочетание факторов, один из которых следующий:
Отступление от проекта привели к значительному увеличению нагрузки на стропильные фермы. Значительное увлажнение керамзитового и минераловатного утеплителя кровли, вызванное повышенным уровнем выпадения осадков в зимне-весенний период 2002 г. в сочетании с существенным снижением прочности бетона железобетонных плит покрытия и частичной потерей сцепления бетона с арматурой за период длительной эксплуатации МИКа."
 
В журнале
"Новости космонавтики" №8 за 2002 год к этому добавлено, что "Обрушение металлоконструкций кровли, говорится в материалах комиссии, инициировала и дополнительная нагрузка на участки покрытия 3-го и 5-го пролетов, где хранились демонтированные элементы старой кровли и свыше 10 тонн нового изопласта."
 
На форуме "Новости космонавтики" упомянута также версия, в соответствии с которой обрушение стало следствием взрыва бака РН "Энергия", находившегося под сильным избыточным давлением, на что указывает разрыв бака по шву (что, правда, могло произойти, опять же, из-за падения элементов кровли...).
 
Также непонятна до сих пор ситуация с восьмым монтажником, гражданином Белоруссии, который должен был находиться на крыше МИКа вместе с погибшими при катастрофе семью рабочими - гражданами Казахстана и который исчез бесследно.