Аппараты для исследования Луны.
Материалы с сайта С.П. Хлынина
www.epizodsspace.testpilot.ru
 
Е-1
 
КА для попадания в Луну. Имел вымпелы СССР и научное оборудование. В 1958-1959 гг. выполнено 6 запусков. Удачным был один. 4 запуска закончились авариями РН, в одном тоже из-за РН в Луну не попали. Как говорят, вначале существовало 2 проекта: Е-1 (пролёт Луны) и Е-1А (попадание в Луну). Проекты разнились настройкой научной аппаратуры. Я сомневаюсь в варианте пролёта. Возможно, вариант пролёта предлагался только для объяснения промаха (при первых запусках вероятность попадания была ничтожной). Так или иначе первые 4 КА имели индекс Е-1, последние 2 - Е-1А.
 
Индекс "Е" лунные станции получили в порядке очередности за спутником (объект Д). Впрочем, возможно и другое объяснение: блок "Е" на "семёрке" как раз и был создан для лунных аппаратов.
 
Когда-то проект Е-1 был известен как "проект «Луна-А» (возможно, это название для открытой печати).
 
В некоторых источниках пишут, что сначала существовал проект Е-1, предусматривающий пролёт Луны и лишь затем появился проект Е-1А - попадания в Луну. Без сомнения, вариант пролёта существовал, но вряд ли он вышел за пределы бумаги. Учёным такой вариант полёта был бы предпочтительнее, но для конструкторов ракеты, баллистиков, политиков, (да вообще всего советского народа, всегда ценившего меткость, наглядность и широкий жест) желательно было отправить ракету на Луну. В Луну! Об Луну! Мы так давно об этом мечтали! Ученые пытались доказать, что само попадание в Луну, конечно, большое техническое достижение, но научных результатов оно принесёт мало. Кроме того, если на Луне есть жизнь, то наша станция принесёт туда земные микроорганизмы, после чего, если лунная жизнь и уцелеет, то будет уже не совсем лунной. Поэтому было объявлено, что контейнеры были стерелизованы. Ракетный блок, тоже попадавший на Луну, стерилизовать было невозможно, поэтому насчет него просто промолчали.
 
В 1958 году запускать станции с опорной орбиты ещё не умели. Не умели и корректировать траекторию. Поэтому применялся прямой старт, при котором точность такого полёта для того времени была фантастической. Время старта - с точностью до секунды, скорость - с точностью до нескольких метров в секунду, направление - до 0,1 градуса. Стартовавшая таким образом трёхступенчатая ракета выводила на траекторию полёта к Луне третью ступень ракеты, выключая двигатели по достижению заданной скорости интегратором скорости. В январе 1959 интегратор не сработал и вместо полёта на Луну получился Первый искусственный спутник Солнца, что, согласитесь, тоже неплохо.
 
Вес летящей к Луне ракеты был равен ~1,5 т (у "Луны-1" - 1472 кг, у "Луны-2" - 1511 кг). Без сомнения, там оставались ещё остатки топлива, но узнать их вес невозможно. Сразу же по отключению двигателей от ракеты пружинами отбрасывался герметичный контейнер с аппаратурой весом примерно 190 кг. Отделялся он, чтобы исключить перегрев аппаратуры от раскалённой камеры ракеты. На ракетной ступени тоже была научная аппаратура и радиопередатчики, а также "натриевая комета". Вес аппаратуры на обоих летящих рядом объектах был равен примерно 400 кг (для "Луны-1" - 361 кг., для "Луны-2" - 390 кг.) Это часто и считают за вес собственно КА, что в корне неверно. "Луна-2", кстати, отличалась от "Луны-1" составом аппаратуры. После того, как магнитного поля Луны не было обнаружено, был установлен более чувствительный магнитометр, добавлены научные приборы.
 
Название "Луна-1" появилось значительно позже. Оба летящие рядом объекта назывались просто "Космическая ракета". Потом появились "Вторая космическая ракета", "Третья космическая ракета" и даже "Четвёртая космическая ракета", которую, правда, сразу назвали "Венера-1". В 1963 году полёты к Луне возобновились (неудачи 1960 года в печати никак упомянуты не были), поэтому для порядка очередной аппарат был назван "Луна-4", а предыдущие ракеты стали называться "Луна-1, -2, -3", причём это название закрепилось именно за контейнерами, которые до этого никак не назывались. Название "Мечта" было придумано журналистами (да и означало оно всю первую ракету целиком после её улёта в межпланетные просторы), а контейнер раньше имел лишь обозначение (которое мне неизвестно). Этому способствовал и тот факт, что на фотографиях фигурировал исключительно контейнер, а как выглядит сама полуторатонная ракета, не сообщалось - военно-государственная тайна. Хотя макет ракеты с контейнером без особых подробностей уже в 1959 году показали на Советской выставке в Нью-Йорке (29.06-10.08.1959).
 
Оба объекта, летящие к Луне не имели никаких двигателей, не были ориентированы и имели запас энергии только в АКБ. Однако на ракетной ступени была ещё "натриевая комета". В 1959 г определение траектории КА только с помощью радио вызывало сомнения. Поэтому для подстраховки (и для наглядности всему миру) в космос был испарен натрий, который образовал облако размером в сотню километров, хорошо видимое в самый простой телескоп. Облако в виде тусклой звёздочки 6-й величины просуществовало всего несколько секунд, но сфотографировать его успели. На основе его положения баллистики подтвердили предсказанный ими ранее промах для "Луны-1", причем создатели ракетной техники им не верили и до последнего момента надеялись на попадание. "Натриевая комета" была создана на расстоянии трети расстояния до Луны - при этом обеспечивалась наилучшая видимость с территории СССР. Натрия заряжалось около 5 кг, хотя достаточно было и 1 кг. Общий вес системы испарения - 30-35 кг.
 
Радиокомплексы с АКБ имелись как в отделяемом контейнере, так и на 3-й ступени РН. Запаса энергии там хватало лишь до Луны с небольшим запасом. "Луна-1" невольно поставила рекорды: сигналы от неё принимались 62 часа, до немыслимого тогда расстояния в 597 000 км. И до сих пор ни одна ракета не добиралась до Луны так быстро - 34 часа! А вот радиокомплекс ступени "Луны-2" сплоховал: сигналы возле Луны ослабели так сильно, что не удалось зафиксировать ни точку падения ступени, ни момент падения. Кстати, Луна была тогда в 379 тыс. км от нас.
 
Что еще? Ах, вымпелы! Чуть ли не главное, из-за чего всё и затевалось (во всяком случае так казалось руководителям страны). Поистине звёздный час Хрущева настал 15 сентября 1959 года. Всего через сутки после попадания в Луну! Вручение счастливыми победителями - Хрущевым и Громыко - копии лунных вымпелов в Белом Доме выглядело как передача предложения о капитуляции. Во всяком случае, президент Эйзенхау и будующий президент Никсон были невеселы. Эти вымпелы требовалось непременно доставить до Луны целыми и осчастливить ими потомков. Поэтому над ними ломали головы конструкторы и устанавливались они и в ракетной ступени и в отделяемом контейнере. И были они скроены из маленьких значков, якобы обязанных уцелеть хоть частично и разлететься по необозримым лунным просторам. Вообще-то я в этом сомневаюсь. При ударе со скоростью 3.3 км в секунду аппарат превращается в лучшем случае в разлетающиеся брызги металла. Хотелось бы, чтоб был я неправ... Во всяком случае из пушки вымпелом стреляли, но подробностей я не знаю. Но зато неудачница "Луна-1" уж точно сохранится до лучших дней. И орбита её известна.
 
Советская пропаганда, конечно, не призналась ни в многочисленных авариях при старте, ни в промахе "Луны-1". Хотя каждому было ясно: "Луны-1" и "Луны-2" практически одинаковы. И вымпелы "удароустойчивые" точно такие же. И всё же попали со второго раза, после четырех осечек! Причем промах составил 630 км. Это примерно как стреляя с расстояния 100 м промахнуться на 5 см, причем стрелок стреляет с вращающейся карусели, а мишень летит со скоростью, немногим меньшей, чем пуля, по довольно замысловатой траектории, да и пуля, надо сказать, летит довольно криво и с быстро убывающей скоростью.
 
Е-2
 
КА для фотографирования обратной стороны Луны при её облёте. Изначально существовали проекты Е-2 и Е-2А со схожими задачами. Проект Е-2 выполняло ОКБ МЭИ (Богомолова), а проект Е-2А СКБ-567 и НИИ-885. Победила разработка Е-2А. В 1959 г. КА был запущен и отработал успешно.
 
Увидить обратную сторону Луны невозможно! За прошедшие столения эта извечная истина приблизила к могиле немало астрономов. Разглядывать галактики на краю Вселенной - и не иметь возможность осмотреть самое ближайшее небесное тело! Настоящая насмешка над любознательностью человека! Зато фантасты вовсю порезвились, описывая возможные океаны и города на невидимых с Земли просторах.
 
Естественно, как только появилась космическая ракета, задача осмотреть Луну сзади стала стала первоочередной. Даже достижение Луны - лишь этап этой задачи.
 
Е-2 - такое название было у программы. Вообще разрабатывалось 3 проекта фотографирования обратной стороны Луны. Различались они в основном лишь фотоаппаратурой и радиокомплексом. Для Е2 их делали в КБ А.Ф. Богомолова (ОКБ МЭИ), а для Е2А - фотоаппаратуру - в КБ Е.С. Губенко (СКБ-567), а радиокомплекс - в НИИ-885. Приняли к производству вариант Е2А.
 
Запускалась ракета точно так же, как и первые советские ракеты к Луне: трехступенчатая Р-7 взлетала с 1-й площадки Байконура, при выходе из плотных слоев атмосферы отлетал в сторону ненужный уже головной обтекатель, 3-я ступень разгонялась до заданной скорости, отключала двигатели и выталкивала в космос... Нет, уже не "герметичный контейнер", как раньше, а "автоматическую межпланетную станцию". И это название будет она носить аж до 1963 года, когда назовут её - "Луна-3". Так и будем называть её и мы. 3-я ступень РН в этом полете натриевого облака не выбрасывала, вела себя бледно и скоро про неё все забыли. Между тем её масса была 1511 кг (без оставшегося топлива, но вместе со станцией). Масса самой станции - 278,5 кг и 156,5 кг - это АКБ и научно-измерительная аппаратура на 3-й ступени. Всего - 435 кг -это полезная нагрузка ракеты (данные по массам - Левантовский. Другие достоверные данные (ежегодник БСЭ): 1553 кг и 453 кг.). Про ракету со всей оставшейся на ней полезной нагрузкой известно мало. Разговор пойдёт именно про АМС.
 
Это был первый наш КА с системой ориентации (вспомним Раушенбаха, создавшего её буквально в общежитской комнате!). И впервые наш лунный КА имел солнечные батереи (хотя их хватало лишь на компенсацию истощавшихся мощных химических батарей).
 
Собственно это был ИСЗ с апогеем, лежащим на границе сферы действия Земли ~930 000 км. При незначительном превышении скорости АМС могла бы уйти вслед за "Луной-1". При незначительном недоборе скорости предстоял путь в перигей, который располагался под поверхностью Земли. Грубо говоря, АМС предстояло упасть в Южном полушарии Земли, не завершив и 1 витка. Но через два дня полёта сбоку на станцию налетела сфера действия Луны, следующей по своей орбите. Я не случайно расставляю акценты. "Луна-3" пролетела от поверхности Луны почти на таком же расстоянии, что и "Луна-1", но с меньшей скоростью. При старте она вылетела в космос со скоростью, всего на 350 м/с меньшей, чем у "Луны-1", у Луны же разница превысила 1 км/с. И вот результат: если "Луна-1" почти не изменила траектории, то траектория "Луны-3" исказилась очень сильно. Апогей уменьшился в полтора раза (до 480 000 км), перигей вырос раз в 10 (до 47 000 км), а плоскость орбиты стала почти перпендикулярной плоскости орбиты Луны. И возвращаться пришлось к Северному полушарию, где, собственно АМС уже и ждали.
 
Далее "Луна-3" пролетела над невидимым полушарием, постепенно удаляясь. Тут бы и фотографировать - но нет, не всё так просто. Ещё 14 часов удалялась от Луны АМС, пока не вышла на линию Солнце-Луна. Только тут АМС показала себя как аппарат нового качества! Включились двигатели ориентации, которые прекратили кувыркания станции. Затем оптические датчики нашли на небе Солнце и сориентировали на него аппарат. В противоположной стороне была Луна. Солнечные датчики отключились, а лунные установили направление более точно. И не случайно Земля оказалась далеко в стороне и никак не могла запутать аппарат! И не случайно Луна оказалась освещена Солнцем практически полностью!
 
Фотографирование началось в 65 200 км от центра Луны, длилось 40 мин и закончилось в 68 400 км, т.е уже за пределами сферы действия Луны. Известный вклад в этот процесс внесли и американцы: фотопленку взяли со сбитого шпионского шара-зонда.
 
Затем АМС прошла свой новоприобретенный апогей и начала приближаться к Земле. Плёнка была проявлена на борту, высушена и переведена в закодированный телесигнал. Перед самым перигеем началась передача снимков. Фото, конечно, были качества ужасного, но в год, когда редкий житель нашей страны вообще видел настоящий телевизор, это было чудом.
АМС должна была передать все данные вторично (включая дополнительные) в очередном сеансе, но ушла в южное полушарие, а через 4 дня на связь не вышла. Вину за это свалили на метеорит, но сейчас-то мы знаем, как маловероятно такое событие. И никто уже причины никогда не узнает: баллистики подсчитали, что Солнце так расшатает орбиту, что АМС через полгода войдёт в атмосферу Земли в районе Сахары. (причём несмотря на крейне неточную измерительную и вычислительную аппаратуру назывались довольно точные сроки, но всё время разные: март, 20 апреля, 29 апреля...
 
Е-3
 
КА должен был сфотографировать Луну "сбоку", с захватом видимой и невидимой сторон для привязки. Фотоаппаратура была несколько иная, чем на Е-2А. В 1960 г. были запущены 2 КА, оба запуска закончились авариями РН.
 
Нет фото аппарата, нет схемы, нет состава аппаратуры, запаса рабочего тела в системе ориентации и мощность АКБ неясна. Ничего толком не известно. Предположительно, КА похож на "Луну-3". Однако фотоаппаратура была другая и фотографировать Луну предполагалось "в профиль" при косых лучах Солнца, выявляющих рельеф и так, чтобы на кадре присутствовала часть видимой и часть невидимой стороны Луны. А вот траектория должна быть другой, потому что "осенняя" ("Луна-3") и "весенняя" траектории сильно отличаются.
 
И с названием путаница. Иногда называют и Е-2Ф (Черток), а открытое название - "Луна-В" (возможно)
Ещё известно, что Келдыш был очень расстроен двумя авариями подряд, а Королёв — не слишком. Можно было уже не отвлекаться на Луну, а готовить 1-й космический корабль. До его старта оставалось менее месяца.
 
Е-4
 
Проект Е-4 предусматривал организацию взрыва на Луне. Хотели вначале применить взрывчатку, но это не давало эффекта и тогда решили отправить на Луну атомную бомбу (предложение академика Зельдовича). Якобы поднятое облако можно спектрометрировать и выяснить состав грунта. А какая наглядная демонстрация силы! Была изготовлена модель КА, как морская мина, утыканная детонаторами. Однако выяснилось, что облако в вакууме не образуется, вспышку вряд ли заметят, не зная точного места, а политические последствия могут оказаться со знаком "минус". Проект свернули (предложение академика Зельдовича).
 
Ещё в 1907 году молодой Роберт Годдард написал работу о возможности заметить на Луне вспышку фунта магнеции (тогда это использовали вместо фотовспышки). И никто не обратил внимания. В двадцатых годах он производит расчеты о возможностях закинуть на Луну фунт массы. А что с этим фунтом делать? Предположим, это порох. Заметим ли мы его вспышку? Трудно сказать насчет пороха, но самого Годдарда заметили. Тут вышла знаменитая книга Оберта и журналисты обнаружили золотую жилу. Получалось так, что в 1924 г (конечно, в День независимости!) Годдард летит на Луну. То ли на многоместном корабле, то ли запускает беспилотную ракету с порохом. В корабль верили, энергичные вербовались в экипаж, беспилотную ракету до Луны считали фантастикой. Эх, золотые дни Первой Ракетной Лихорадки!
 
Ещё не запустили первый спутник, а к вспышкам на Луне вернулись на полном серьёзе. Очень уж заманчиво было столь наглядно продемонстрировать технические возможности страны. Речь шла уже не о фунте пороха, а о сотне килограммов самого ослепительного вещества (ракетчикам-то состав было знать необязательно). Неожиданно военных и политиков поддержали некоторые ученые. Поднявшееся облако можно спектрографировать и выяснить состав лунного грунта. На что другие ученые возражали, что увидим мы химический состав взрывчатки - и не более. Тут вмешались атомщики и предложили отправить на Луну атомную бомбу.
 
Уже в те годы процветало "ленивое проектирование". В США рождалась очередная бредовая идея, о которой журналисты немедленно рассказывали всему миру. Если идею удавалось засекретить от журналистов, то она становилась добычей советской разведки. Непременно следовала аналогичная разработка, а также разработка средств противодействия. Если же наши специалисты заявляли, что это полный бред, им резонно отвечали: "А американцы, что, глупее вас, что ли? Они делают!" Непременно нужно добавить, что и у нас в стране были светлые головы, способные родить бредовые идеи. На что руководство сразу: "А американцы, что, глупее вас, что ли? Они не делают!". В конце-концов в США после потраченных первых миллионов выяснялось, что это полный бред и, чтобы не потратить миллиарды, которые налогоплательщики не простят, проект как можно незаметнее хоронили. В СССР же по инерции дело шло и иногда удавалось даже достичь успехов.
Так что трудно сказать, откуда академик Зельдович принес идею атомной бомбардировки Луны в высшие инстанции. Возможно даже, что и сам придумал. Но у американцев был точно такой же проект! И бог весть, как бы повернулось ещё дело, да только у американцев ракет, способных закинуть атомную бомбу на Луну, тогда не было. А у нас - были! Поэтому Королёв, получив указание, начал разрабатывать в своём КБ проект "Луна-Г" (название для открытой печати). Очень может быть, что индекс "Г" был присвоен не случайно. Ибо ничего хорошего тут выйти не могло. Но дело шло и шар в виде морской мины, утыканный детонаторами, был изготовлен. К счастью, ученые сообщили (с сожалением), что вспышку на Луну зафиксировать практически невозможно, грибовидное облако образоваться не могло, да и вообще вся радиация выбрасывалась в космос, по направлению к Земле. Так что проект похоронили. А хотелось бы узнать подробности, ну хоть что-то. Ну, хоть массу "полезной нагрузки".
 
Кстати, Черток называет этот проект "Е-3", добавляя, что проект "Е-4" куда-то в номенклатуре провалился. Я думаю, он ошибается.
 
Е-5
 
Простейший спутник Луны. Е-2А, только вместо телекамеры - тормозные ракеты. Проект делался на опережение программы США «Пионер Р-3». Но опередить не смогли, а т.к. американцы угробили свои аппараты и решили проект не возобновлять, то и нам было не резон торопиться.
 
Нет никаких фото, нет никаких данных. И задачи неясны совершенно.
 
Откровенно загадочный проект. Черток пишет, что КА был предназначен для фотографирования Луны с большим разрешением (неясно: видимой стороны по схеме КА "Рейнджер" или обратной стороны при близком пролёте?). В иных же местах сообщается, что это простейший спутник Луны. Чтобы перехватить приоритет у американцев, решено снять фотоаппаратуру с КА типа Е-2, а на её место установить тормозные ракеты. Однако выяснилось, что вначале мы не могли опередить американцев при их пусках первых "Пионеров", а после бесславных "пионерских" полётов американцы не планировали спутников аж до "Лунар Орбитер" и спешить было некуда. Потом мы их спокойно обогнали, застолбив приоритет. Но это другая история...
 
Е-6
 
Вначале предназначалась для мягкой посадки на Луну. Потом появились орбитальные модификаций КА. В 1963-1965 гг. было выполнено 11 запусков Е-6. Все они закончились неудачей. 6 — по вине РН, 5 — из-за отказов в управлении КА.
Е-6М
После этого весь задел был передан на фирму им. Лавочкина в КБ Бабакина. Там несколько модифицировали КА (вариант Е-6М). В 1966 было выполнено 2 запуска, оба успешно.
Е-6С
Заменив лунный контейнер на спутник Луны, получили модификацию Е-6С. В 1966 было выполнено 2 запуска, 1 успешно (выход на селеноцентрическую орбиту), другой закончился неудачей по вине РН.
Е-6ЛФ
Модификация для съёмки Луны с селеноцентрической орбиты. В 1966 г. были выполнены 2 запуска. Оба КА вышли на селеноцентрич. орбиту, но снимки передала только один.
Е-6ЛС
Модификация для изучения гравитационной обстановки на селеноц. орбите, проверки систем радиосвязи. В 1967-1968 гг. выполнено 2 запуска. Успешным был 1, а 1 закончился неудачей из-за аварии РН.
 
Сразу после первых лунников, даже точнее - одновременно с ними - Королёв главнейшей задачей считал посадку на Луну. Причём посадку нормальную, с последующей фотосъёмкой. Собственно, термин "мягкая посадка" и возник лишь потому, что американцы начали с посадки "жесткой", не имея мощных РН. Как известно, и жесткой посадки на Луну у американцев не получилось. Но и у нас не ладилось долго. Разработка над Е-6 шла уже в 1958 г. В 1959 г старт намечался на 1961 г.
 
Станцию Е-6 выводила на низкую геоц. орбиту (опорная орбита) РН "Молния" (она же 8К78). Три ступени отбрасывались последовательно. Затем 4-я ступень РН совершала нужное число витков (~1,5) и стартовала к Луне. Сразу после набора скорости КА отделялся от РН. Масса пустой РН была около тонны: 1076 кг (Луна-4), ~1 085 (Луна-9). Судьба удачно отработавших РН неизвестна. Не было на них никаких приборов и АКБ скоро истощились. Вероятно, они достигали своего апогея ~ в 1 млн. км, а затем возвращались к Земле и сгорали, не завершив витка.
 
Сразу после отделения КА ориентировался на Солнце (у него было 5 групп датчиков: 2 - Солнца, 2 - Луны, 1 - Земли) и закручивался с единственной целью - чтоб был равномерный нагрев. Никаких сонечных батарей на нем не было - только химические.
 
ДУ (КТДУ-5А КБ Исаева) была рассчитана на 2 включения: коррекцию и торможение. Тяга 45,5 кН (4500 ±500 кг - регулир.), уд.имп - 2725 м/с, суммарное время работы - 43 с. Вытеснительная подача. Вес ДУ - 140 кг.
 
На пути к Луне предусмотрено 9 сеансов радиосвязи. Во время 4-го сеанса производилась ориентация на на Солнце, Луну и Землю. Результаты обрабатывались на Земле и на борт КА передавались уставки для коррекции. На расстоянии ~250 тыс км от Земли КА осуществлял коррекцию траектории. (У "Луны-9" изменение скорости - 71,2 м/с.).
 
В сеансе коррекции осуществляется ориентация объекта на Солнце и Луну для обеспечения необходимого направления выдачи корректирующего импульса. По команде временного устройства объект ориентируется на Солнце с помощью оптических датчиков. Затем осуществляется ориентация объекта на Луну с помощью лунного датчика. После этого выдается команда на разворот объекта на задаваемый с Земли угол, в результате чего он занимает положение, необходимое для проведения коррекции. Максимальная величина корректирующего импульса составляет 130 м/сек. ("Творческое наследие акад. С.П. Королёва")
 
При потере Луны или Солнца включение ДУ блокируется и сеанс коррекции повторяется.
 
Посадка изначально планировалась в Океане Бурь, на линии терминатора. После коррекции ошибка при приземлении не должна была превышать 150 км.
 
За 2 часа до посадки вновь производится ориентация объекта по Солнцу, Луне и Земле. На высоте 8700 км над поверхностью Луны продольная ось объекта направляется по лунной вертикали, которая соответствует направлению вектора скорости при посадке
. ("Творческое наследие акад. С.П. Королёва")
 
Радиовысотомер сообщал данные в бортовую ЭВМ. На высоте 75 км над Луной (за 48 с до посадки) сбрасывались ставшие ненужными 2 блока астроориентации . На высоте 260-265 м скорость гасилась с 2630 м/с до нескольких м/с и ДУ переключался на режим малой тяги (245 н, рулевые сопла). Здесь выдвигался контактный щуп длиной 5 м. При его контакте с грунтом происходил отстрел АЛС - лунной станции. Старались отбросить её подальше от упавшей тормозной установки. Скорость посадки 4 - 24 м/сек. Перегрузка не более 200 g.
 
АЛС, имеющая форму яйца, падала достаточно далеко (насколько?) от места падения основной части КА (в кадр он не попадал) и некоторое время прыгала, как мяч в своей надутой амортизационной оболочке. Посколько центр тяжести у неё был смещён, АЛС непременно устанавливалась в нужное положение. После чего (через 4 мин после посадки) амортизационные баллоны отбрасывались и раскрывались 4 защитные лепестка. Они же служили антеннами. Они же и вырвнивали АЛС на поверхности, нацеливая на Землю, которая была в зените. И ещё 4 штыревые антенны были, с них свисали на ниточках такие грузики. Это эталоны яркости, чтоб оценить альбедо лунного грунта.
 
После этого включалась телекамера кругового обзора, приборы и радиокомплекс. Во избежание перегрева посадка "Луны-9" была выполнена на терминаторе. Солнце поднялось лишь на 3 град. и первые снимки были очень плохие. Но затем было проведено еще 3 сеанса и качество оказалось вполне хорошим. А первые снимки с Луны напечатали англичане. Они тоже вели приём сигналов и правильно разобрались, что они означают. Правда, они ошиблись в масштабе и все кратеры на Луне стали вытянутыми. Добиться разрешения из Москвы сразу не удалось и англичане поступили, как настоящие пираты. И я их понимаю.
 
Теперь о названиях. В открытой печати серия называлась "Луна-Е", причем зачастую путали с индексом "Е" и тогда появлялись вообще странные названия.
 
"Луна-9" из-за своего переезда в другую фирму имела двойной номер: №13 в ОКБ-1 и №202 в КБ Лавочкина. Под командой Бабакина в конструкцию было внесено множество изменений, поэтому 3 бабакинские Е-6 идут под индексои Е-6М (№201 служил для наземной отработки и никуда не летал). Вероятно КА "Луна-13" не очень отличался от КА "Луна-9" в целом, но на СА были добавлены приборы: плотномер и грунтомер. "Луна-9" подтвердила утверждение Королёва "Луна - твёрдая!", а "тринадцатая" определяла, насколько твёрдая.
 
Во всех видах СМИ "Луной-9" называли и сам КА весом 1,5 т и АЛС весом 100 кг. Ничего уж тут не поделать. Уже привыкли, что "Луна-9" - это такой цветочек в лунной пыли. Хотя, если, разобраться, это хоть и главная часть, но всего только СА, зонд, просто контейнер с аппаратурой, куда его положили, там он и будет лежать. Чтоб как-то различать, называли его и АЛС (автоматическая лунная станция). Короче, путаницы много.
 
Масса КА примерно 1470 кг (1442 - 1620 кг.) Масса АЛС - 100 ("Луна-9") -112 ("Луна-13") кг. А иногда всплывают другие цифры: 79,5 кг, например. Откуда? Без амортизаторов? На АЛС телекамера - 3,4 кг, науч. приборы - 5 кг.
Вес сбрасываемых астроотсеков - 312 кг. Вес перед посадкой - 430 кг. Вес топлива - 773 кг.
 
Е-7
 
Проектировалась как спутник Луны с теле - и фотосъёмкой. Однако затем началась унификация аппаратов и этот проект закрыли - его вполне заменила Е-6 модифицированая.
 
Спутник Луны, запускаемый РН "Молния". Ориентируемый, с фотоаппаратурой и научными приборами. Разрабатывался в ОКБ-1 в 1958-1965 гг. И больше нет данных.
 
В открытой печати серия называлась "Луна-Ж" ("Творческое наследие акад. С.П. Королёва")
 
Далее мои предположения. Работа по теме Е-6 (мягкая посадка) была намного важнее. И эта работа шла трудно. 11 неудачных полётов! Все силы брошены на главные направления. Не связано ли с этим открытие темы "Селен" в КБ "Южное"? Там работы по лунным КА, как нагрузки для РН Р-56 велись как раз в 1965-1967 гг.
 
В конце 1965 все работы по лунным и межпланетным автоматам передали в КБ Лавочкина. Перешел туда и проект Е-7. Но там в дело он не пошёл. Дело в том, что Бабакин был сторонником многоцелевых аппаратов. Посчитали, что проще модифицировать Е-6, чем делать отдельный проект. И в этом был резон: 9/10 массы аппарата составляют системы, доставляющие СА в нужную точку Луны или ИСЛ на орбиту вокруг неё. Их нужно делать почти одинаковыми.. Вероятно, Е-7 больше всего был похож на Е-6ЛФ.
 
Е-8
 
Это был аппарат по доставке на Луну самоходной тележки, которая сама была частью огромной лунной программы. На ней космонавт, в одиночку высадившийся на Луне, мог бы добраться до запасного корабля. Затем визит космонавта на Луну отменили, а тележка осталась и превратилась со временем в известный "Луноход". Он сам и представлял собой лунную станцию, а остальные 5 тонн "умного железа" были всего лишь ракетной ступенью. В 1969-1973 было выполнено 3 запуска. Один "Луноход" разбился вместе с РН, два прекрасно отработали. "Луноход-3" который должен был полететь в 1976 году, не полетел из-за дефицита "Протонов" и остался памятником на фирме.
 
Схема полёта: РН «Протон» выводит КА на опорную орбиту (очень низкую геоцентрическую орбиту). Затем 4-я ступень РН выводит КА на траекторию полёта к Луне. В пути намечены 2 плановые коррекции орбиты: 1-я коррекция (максим. возможный импульс) - 29,6 м/с, 2-я коррекция - 2,2 м/с. Расчетные импульсы коррекций на перелете: 1-я коррекция - 10,4 м/с (Л-21), 2-я коррекция - 0,7 м/с (Л-21). Затем КА с помощью собственной ДУ переводился на селецентрическую орбиту. Импульс торможения для выхода на ОИСЛ - 848,1 м/с (Л-17), 877,6 м/с (Л-21) . Для формирования селец. орбиты с целью посадки в нужном районе выполнялись 2 коррекции: Расчетные импульсы (1-я коррекция) - 20,7 м/с (Л-17), 21 м/с (Л-21), 2-я коррекция - 19,2 м/с (Л-17), 20 м/с (Л-21). Затем КА шёл на посадку. После приземления активизировались системы ровера, он сходил по откинувшийся аппарели и начинал работу.
 
Масса КА при выходе на траекторию к Луне 5660 кг (Л-17), 5711 кг (Л-21). Масса на селец. орбите - 4200 кг (Л-17), 4249 кг (Л-21). Масса "Лунохода-2" - 836 кг. "Луна-17" Е8 203. Масса КА 5660 кг. "Луна-18" Е8-5 407. Масса КА 5720 кг. Раньше было 5778 кг. А вот здесь я затрудняюсь определить, какая цифра ближе к истине "Луна-20" Е8-5 408. Масса КА 5789 кг. "Луна-22" Е8-ЛС 220. Масса КА 5665 кг.
 
Е-8-5
Конструкторы РКТ спустя время придумали, чтобы на посадочной ступени вместо "Лунохода" была помещена бурильная установка и ракета для доставки на Землю взятого керна. Причем достаточно было точно "запомнить" лунную вертикаль при посадке, выбрать нужное время и очень точно набрать скорость - контейнер с лунным грунтом попадёт не только в Землю, но и точно в байконуровскую степь! В 1969-1971 гг. было запущено 8 таких "луночерпалок". Лишь 2 привезли лунный грунт. 4 погибли в авариях РН, и 2 получили повреждения при посадке на Луну.
 
Е-8-5М
Усовершенствованная лунная станция доставки грунта с Луны. Отличалась от Е-8-5 в основном буром длиной 3 м, который наматывал керн на барабан. В 1974-1976 гг. произведено 3 запуска. Лишь 1 был успешный. 1 АМС разбилась при посадке и 1 - при аварии РН.
 
Е-8ЛС (СССР)
Лунная тяжёлая орбитальная АМС, имеющая возможность маневра и фотографирования для комплексных исследований Луны с орбиты. В 1969-1971 гг. запущены 2 АМС, обе успешно.
 
«Зонд-3»
 
АМС серии 3 МВ-4 для исследования с пролетной траектории Венеры и Марса. Была отправлена в 1965 г. для съёмки обратной стороны Луны, чтобы убить двух зайцев: отснять неотснятую часть Фарсайда, укрепив наш приоритет и отработать оборудование планетных АМС вблизи Земли. Полёт полностью успешен. После пролёта Луны удалилась в сторону Марса, передав прекрасные фото.
 
«Зонд», он же Л-1 (11Ф91)
 
Беспилотный КК для облёта Луны. В 1967-1970 гг. было выполнено 10 пусков с целью отработки КК перед пилотируемым полётом. 5 КК было потеряно при авариях РН, 4 выполнили облёт Луны, но только 2 из них совершили штатную посадку, а 2 выполнили программу частично (1 сел в незапланированном районе, а другой при посадке разбился).
 
Ещё 2 были запущены не к Луне, а на геоорбиту с большим апогеем. Оба выполнили программу только частично. И ещё 1 КК сгорел на Земле при испытаниях.
 
Л-1С (11Ф92)
 
Орбитальный лунный КК. Тут история тёмная. В 1969-1972 гг. было выполнено 4 запуска РН Н-1, на каждой из которых присутствовал этот КК в разном состоянии - от модели до почти штатного исполнения. Но мне пока точно не известна программа полёта Н-1: наиболее вероятно, что лишь 2 из них должны были вывести КК к Луне. Все 4 запуска окончились авариями РН.