Космические фоторазведчики "ЗЕНИТ"
"Зенит-2" (11Ф61, 11Ф62)
 
26 апреля 1962 г. был выведен на орбиту первый отечественный разведывательный КА - "Зенит-2". Этот аппарат был разработан в ОКБ-1 С.П.Королева на базе конструкции пилотируемого космического корабля "Восток" (ЗКА).
 
Согласно исходному техническому заданию спутник должен был нести фотоаппаратуру с фокусным расстоянием не менее метра и дающую "высокое" разрешение. Кроме того, на спутнике должна была стоять фототелевизионная аппаратура, позволяющая передавать информацию по радиоканалу при пролете над территорией СССР, а также аппаратура для ведения радиоразведки, которая тоже обеспечивала запись информации и сброс ее в зоне видимости наземных пунктов приема.
 
Различие в целевом назначении предопределило и существенные отличия компоновки "Востока" и "Зенита".
Внешняя компоновка "Зенита" отличается от пилотируемого корабля "Восток" наличием дополнительной цилиндрической проставки посередине приборно-агрегатного отсека (ПАО) и отсутствием антенных устройств в передней части спускаемого аппарата (СА), вместо которых на боковой поверхности ПАО устанавливались антенны командной радиолинии и специальной аппаратуры.
 
Внутренние различия были гораздо более существенными. Вместо системы жизнеобеспечения, катапультируемого кресла и средств ручного управления была установлена разведывательная аппаратура, специальная телеметрическая система для передачи разведывательной информации, система управления бортовым комплексом и др.
 
Система управления корабля "Восток" обеспечивала его ориентацию только перед спуском. Для фотосъемки требовалась постоянная трехосная ориентация аппарата с довольно высокой точностью. Управление "Зенитом" осуществлялось не только по разовым командам, выдаваемых с наземных пунктов в зоне видимости, но и по суточной программе работы, закладываемой на борт с помощью командно-программной радиолинии с достаточно высокой пропускной способностью. Даже такие общие системы, как система терморегулирования, пришлось существенно дорабатывать, т.к. сложные оптические системы допускают более узкий диапазон колебания температуры и скорости ее изменения (допустимое отклонение менее 1 град. а скорость изменения температуры менее 0,1 град/час.), чем человеческий организм.
 
Для обеспечения секретности спецаппаратуры и информации была установлена система аварийного подрыва объекта АПО-2. В отличие от использовавшихся ранее средств подрыва она должна была обладать более сложной логикой, позволявшей определить, садится аппарат на своей или на чужой территории.
 
Внутри сферического СА устанавливалась вся специальная аппаратура (фотографическая, фототелевизионная, радиоразведывательная). Фотоаппараты устанавливались так, что их оптические оси были перпендикулярны продольной оси КА. Съемка осуществлялась через многостекольные иллюминаторы, прорезанные в крышке одного из двух технологических люков большого диаметра.
 
Первоначально "Зениты" были оснащены комплексом спецаппаратуры, состоявшим из одного фотоаппарата СА-20 с фокусным расстоянием 1 м, одного фотоаппарата СА-10 с фокусным расстоянием 0.2 м, фототелевизионной аппаратуры "Байкал" и аппаратуры "Куст-12М" для радиоразведки. Аппаратура "Байкал" была установлена на изделиях NN1,2,3.4,7,8 (см. таблицу). Однако после четырех успешных испытательных полетов (КА "Космос-4, -7, -9 и -15") стало ясно, что фототелевизионная аппаратура не подтверждает ожидавшихся характеристик и на последующих изделиях устанавливался комплект спецаппаратуры "Фтор-2Р" в составе трех аппаратов СА-20 и одного СА-10, а также спецаппаратура "Куст-12М". Таким образом, "Зенит-2" являлся спутником комплексной разведки.
 
Комплект из трех длиннофокусных фотоаппаратов обеспечивал ширину полосы съемки 180 км при высоте полета 200 км Запас пленки в длиннофокусных аппаратах обеспечивал получение 1500 кадров (т.о. суммарная снимаемая площадь за время попета составляет 1500 х (60 км х 60 км) = 5.4 млн кв. км).
 
Для расширения возможностей съемки заданных районов аппарат был рассчитан на фотографирование не только при направлении оптической оси фотоаппаратуры строго в надир. Система ориентации обеспечивала быстрые развороты аппарата на заданные углы для выполнения съемки районов, лежащих в стороне от трассы полета.
 
Помимо основной аппаратуры, на "Зенитах" иногда устанавливалась дополнительная полезная нагрузка (отдельные приборы) для проведения различных экспериментов (по метеорологии, регистрации космических частиц и т.п) Кроме того, на изделии N80 был установлен автономный спутник-контейнер серии "Наука", который функционировал в составе основного КА и отделился после завершения работы как ненужный балласт. Более 40 подобных автономных контейнеров было установлено на КА другой серии - "Зенит-2М". Они использовались для проведения различных экспериментов в научных и военно-прикладных целях.
 
Масса КА "Зенит-2" на-этапе летно-конструкторских испытаний (ЛКИ) составляла 4610 — 4760 кг. Серийные КА имели массу 4700 — 4740 кг.
 
ЛКИ "Зенита-2" начались пуском 11 декабря 1961 г. Однако запуск окончился аварией РН на участке работы третьей ступени. КА был ликвидирован системой АПО, которая тем самым была успешно проверена в натурных условиях.
 
26 апреля 1962 г. второй "Зенит-2" успешно вышел на орбиту, получив официальное наименование "Космос-4". В ходе полета из-за стравливания воздуха из баллонов через клапан дренажа произошел отказ основной системы ориентации и СА был возвращен по прошествии всего 3 суток. Хотя значительная часть полета "Космоса-4" проходила в неориентированном режиме, фотографирование все же проводилось и удалось получить таким образом определенный материал.
 
В рамках ЛКИ было проведено 13 запусков КА "Зенит-2", 3 из которых закончились аварией РН.
 
Начиная с изделия №14 осуществлялось серийное производство КА "Зенит-2", которое было организовано в г.Куйбышев (ныне г.Самара). Сюда, в филиал №3 ОКБ-1, возглавляемый Д.И.Козловым, были переданы все материалы по конструкторскому сопровождению и производству КА "Зенит-2", а также ракет-носителей, разработанных в ОКБ-1 на базе МБР Р-7. Впоследствии филиал №3 ОКБ-1 был переименован в Центральное специализированное конструкторское бюро (ЦСКБ), которое по сей день является ведущей организацией по созданию КА оптического наблюдения в интересах как военных, так и гражданских ведомств. Производство КА и РН, разрабатываемых ЦСКБ, ведется на самарском заводе "Прогресс".
 
Первые два "Зенита" были запущены РН 8К72К, которая выводила на орбиту все пилотируемые корабли "Восток". Последующие КА в 1962-1967 гг. запускались РН 8А92. В 1964 году Приказом МО СССР №0045 комплекс "Зенит-2" в составе КА 11Ф61 и РН 8А92 был принят на вооружение Советской Армии.
 
С 1967 г. для запусков КА "Зенит-2" используется РН 11А57. Приказом МО СССР 1967 года №0015 "Об изменении состава комплекса "Зенит-2", принятого на вооружение СА в 1964 году" в состав комплекса вошли РН 11А57 (вместо РН 8А92) и система аварийного подрыва спутника АПО-4Б (вместо системы АПО-2).
 
С 1968 г начался постепенный переход на модернизированные КА "Зенит-2М", а количество запусков "Зенита-2" стало сокращаться. Последний запуск состоялся 12 мая 1970 года. Всего в рамках ЛКИ и штатной эксплуатации пуск КА "Зенит-2" проводился 81 раз. 7 пусков из этого числа закончились аварией РН на активном участке.
 
Всего в рамках ЛКИ и штатной эксплуатации пуск КА «Зенит-2» проводился 81 раз. 58 миссий были успешными и 11 — частично успешными. 12 миссий были признаны неудачными: 5 из-за неисправности спутникового оборудования и 7 из-за сбоя в РН
 
Первый полет — Космос-4,  26 - 29 апреля1962 года.
Последний полет — Космос-344, 12 - 20 мая 1970 года.
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
 
фотоаппаратура;
антенна специальной радиоаппаратуры;
система электропитания;
приборный отсек;
антенна программной радиопинии;
аппаратура системы управления радиотехнических и других систем;
"Инфракрасная вертикаль";
тормозная двигательная установка;
спускаемый аппарат;
разрывной заряд системы аварийного подрыва (ликвидации) объекта;
аппаратура системы управления, приземления, радиотехнических и других систем;
баллоны системы ориентации;
датчик ориентации на Солнце;
жалюзи системы терморегулирования;
антенна телеметрических систем;
антенны системы "Сигнал".
 
 
Различия в конструкции КК "Восток" (слева) и КА "Зенит-2" (справа)
 
КА "Зенит-2" в МИКе (предположительно -  Плесецкого полигона) перед стыковкой с РН   >>>
 
 
Хронологический перечень запусков КА “Зенит-2”
 
По
ря
дк
ов
ый
 
 
пу
ск
а
Межд
унаро
дное
 
обоз
наче
ние
 
КА
Офици
альное
 
наиме
нова
ние
 
КА 
Дата
 
запу
ска
 
КА
Вре
мя
 
запу
ска,
 
ДМВ
По
ли
го
н
Пл
ощ
ад
ка
Тип
 
РН
Номер
 
изделия
Пр
од
ол
жи
те
ль
но
ст
ь
 
по
ле
та,
 
сут
Параметры
 
орбиты
 
выведения,
 
объявленные
 
ТАСС
(максим,
высота, миним.
высота,
наклонение и
период
соответственно)
Дата,
 
время
 
и место
 
посадки
 
СА
 
Краткий комментарий
1
11.12.1961
12:39
Б
1
8К72К
11Ф61 №1
 
 
 
 
 
 
Авария РН (Блок “Е”). КА ликвидирован системой АПО на 407-й секунде. Остатки РН и КА упали в 100 км севернее г.Вилюйска.
2
1962-014А
Космос-4
26.04.1962
13:02
Б
1
8К72К
11Ф61 №2
3
330
298
65
90.6
29.04.1962
Программа выполнена частично. Отказ основной системы ориентации.
3
01.06.1962
12:38
Б
1
8А92
11Ф61 №3
 
 
 
 
 
 
Авария РН. Выключение ДУ блока “Б” на 1.8 секунде. РН упала в 300 м от ПУ. ПУ повреждена.
4
1962-033А
Космос-7
28.07.1962
12:19
Б
1
8А92
11Ф61 №4
4
369
210
65
90.1
01.08.1962
130 км 3 г.Уральск
Программа выполнена.
5
1962-048А
Космос-9
27.09.1962
12:40
Б
1
8А92
11Ф61 №7
4
358
301
65
90.9
01.10.1962 12:23 ДМВ
95 км С г.Кустанай
Программа выполнена.
6
1962-054А
Космос-10
17.10.1962
12:00
Б
1
8А92
11Ф61 №5
4
380
210
65
90.2
21.10.1962 10:50 ДМВ 150 км ЮЗ г.Акмолинск
Программа выполнена.
7
1962-072А
Космос-12
22.12.1962
12:33
Б
1
8А92
11Ф61 №6
8
405
211
65
90.5
30.12.1962 550 км СЗ г.Новосибирск
Программа выполнена. Первый полностью успешный по качеству материалов и длительности.
8
1963-006А
Космос-13
21.03.1963
 
Б
1
8А92
11Ф61 №4
8
337
205
65.0
89.8
29.03.1963
Программа выполнена.
9
1963-011А
Космос-15
22.04.1963
 
Б
1
8А92
11Ф61 №8
5
371
173
65.0
89.8
27.04.1963
Программа выполнена.
10
1963-012А
Космос-16
28.04.1963
 
Б
1
8А92
11Ф61 №10
10
401
207
65
90.4
08.05.1963
Программа выполнена частично. Отказ блока двигателей управления стабилизацией в канале тангажа. Часть информации потеряна.
11
1963-018А
Космос-18
24.05.1963
 
Б
1
8А92
11Ф61 №11
9
301
209
65
89.4
02.06.1963
40 км Ю г.Целиноград
Программа выполнена.
12
10.07.1963
 
Б
1
8А92
11Ф61 №12
 
 
 
 
 
 
Авария РН. Выключение ДУ блока “В” на 1.9 сек до выхода на режим. ПУ повреждена.
13
1963-040А
Космос-20
18.10.1963
12:30
Б
1
8А92
11Ф61 №13
8
311
206
65
89.6
26.10.1963
Программа выполнена.
14
28.11.1963
 
Б
1
8А92
11Ф61 №14
 
 
 
 
 
 
Авария РН. Отказ ДУ блока “Е”. КА ликвидирован системой АПО.
15
1963-052А
Космос-24
19.12.1963
12:29
Б
1
8А92
11Ф61 №15
9
408
211
65
90.5
28.12.1963
Программа выполнена.
16
1964-017А
Космос-28
04.04.1964
 
Б
31
8А92
11Ф61 №16
8
395
209
65
90.4
12.04.1964
Программа выполнена.
17
1964-021А
Космос-29
25.04.1964
 
Б
31
8А92
11Ф61 №19
8
309
204
65.1
89.5
03.05.1964
Программа выполнена.
18
1964-029А
Космос-32
10.06.1964
 
Б
31
8А92
11Ф61 №18
8
333
209
51.3
89.8
18.06.1964
Программа выполнена.
19
1964-033А
Космос-33
23.06.1964
 
Б
31
8А92
11Ф61 №20
8
293
209
65
89.4
01.07.1964
Программа выполнена.
20
1964-039А
Космос-35
15.07.1964
 
Б
31
8А92
11Ф61 №21
8
268
217
51.3
89.2
23.07.1964
Программа выполнена.
21
1964-044А
Космос-37
14.08.1964
 
Б
31
8А92
11Ф61 №22
8
300
205
65
89.5
22.08.1964
Программа выполнена частично. Обрыв фотопленки в (фотоаппарате СА-10. Расфокусировка аппарата CA-20 системы “Фтор-2Р”
22
1964-059А
Космос-46
24.09.1964
 
Б
31
8А92
11Ф61 №23
8
271
215
51.3
89.2
02.10 1964
Программа выполнена.
23
1964-066А
Космос-48
14.10.1964
 
Б
31
8А92
11Ф61 №24
6
295
203
65.1
89.4
20.10.1964
Программа выполнена частично. СА посажен досрочно (на 1-м витке 7-х суток, вместо 10 суток полета) из-за ненормальной работы системы терморегулирования и повышения температуры в СА до +43С.
24
1964-070А
Космос-50
20.10.1964
 
Б
31
8А92
11Ф61 №25
8
241
196
51.3
88.7
05.11.1964
Программа не выполнена. Ненормальное функционирование системы управления тормозной ДУ. КА ликвидирован системой АПО.
25
1965-001А
Космос-52
11.01.1965
 
Б
31
8А92
11Ф61 №26
8
304
205
65.0
89.5
19.01.1965
Программа выполнена.
26
1965-025А
Космос-64
25.03.1965
 
Б
31
8А92
11Ф61 №17
8
271
206
65
89.2
02.04.1965
Программа выполнена.
27
1965-035А
Космос-66
07.05.1965
 
Б
31
8А92
11Ф61 №27
8
291
197
65
89.3
15.05.1965
Программа не выполнена. СА разбился. Отказ системы торможения (не произошла отцепка тормозного парашюта) из-за непрохождения информации о параметрах спуска.
28
1965-046А
Космос-68
15.06.1965
 
Б
31
8А92
11Ф61 №29
8
334
205
65
89.8
23.06.1965
 
29
13.07.1965
 
Б
31
8А92
11Ф61 №28
 
 
 
 
 
 
Авария РН. Неправильная отработка системой управления второй ступени программы по каналу тангажа.
30
1965-066А
Космос-78
14.08.1965
 
Б
31
8А92
11Ф61 №30
8
329
206
69
89.8
22.08.1965
Программа выполнена.
31
1965-097А
Космос-98
27.11.1965
 
Б
31
8А92
11Ф61 №31
8
570
216
65
92
05.12.1965
Программа выполнена.
32
1965-103А
Космос-99
10.12.1965
 
Б
31
8А92
11Ф61 №32
8
320
199
65
89.6
18.12.1965
Программа выполнена.
33
1966-001А
Космос-104
07.01.1966
 
Б
31
8А92
11Ф61 №36
8
401
204
65
90.2
15.01.1966
Программа выполнена не полностью. КА выведен на нерасчетную орбиту. Ненормальная работа систем 2-й и 3-й ступеней РН.
34
1966-003А
Космос-105
22.01.1966
 
Б
31
8А92
11Ф61 №38
8
324
204
65
89.7
30.01.1966
Программа выполнена.
35
1966-010А
Космос-107
10.02.1966
 
Б
31
8А92
11Ф61 №34
8
322
204
65
89.7
18.02.1966
Программа выполнена.
36
1966-021А
Космос-112
17.03.1966
13:28
Пл
41/1
8А92
11Ф61 №37
8
565
214
72
92.1
25.03.1966
Программа выполнена.
37
1966-033А
Космос-115
20.04.1966
 
Б
31
8А92
11Ф61 №35
8
294
190
65
89.3
28.04.1966
Программа выполнена частично. Ненормальная работа фотоаппаратов СА-10.
38
1966-037А
Космос-117
06.05.1966
 
Б
31
8А92
11Ф61 №39
8
308
207
65
89.5
14.05.1966
Программа выполнена.
39
1966-050А
Космос-120
08.06.1966
 
Б
31
11А57
11Ф61 №41
8
300
200
51.8
89.4
16.06.1966
Программа выполнена.
40
1966-064А
Космос-124
14.07.1966
 
Б
31
11А57
11Ф61 №42
8
303
208
51.8
89.4
22.07.1966
Программа выполнена.
41
16.09.1966
 
Б
31
8А92
11Ф61 №40
 
 
 
 
 
 
Авария РН. Ненормальная работа ДУ блока “Д”
42
1966-091А
Космос-129
14.10.1966
15:13
Пл
41/1
8А92
11Ф61 №33
7
307
202
65
89.4
21.10.1966
Программа выполнена.
43
1966-106А
Космос-132
19.11.1966
 
Б
31
8А92
11Ф61 №46
8
280
207
65
89.3
27.11.1966
Программа выполнена.
44
1966-115А
Космос-136
19.12.1966
15:00
Пл
41/1
8А92
11Ф61 №47
8
305
198
64.6
89.4
27.12.1966 09:10 ДМВ
Программа выполнена.
45
1967-004А
Космос-138
19.01.1967
15:40
Пл
41/1
8А92
11Ф61 №43
8
293
191
65
89.2
27.01.1967 15:40 ДМВ
220 км СЗ г.Целиноград
Программа выполнена.
46
1967-017А
Космос-143
27.02.1967
11:45
Б
1
8А92
11Ф61 №45
8
302
204
65
89.5
07.03.1967 09:05 ДМВ
220 км СВ г.Целиноград
Выведен на орбиту с большой ошибкой (~22.8 с) по периоду обращения.
47
1967-022А
Космос-147
13.03.1967
15:10
Пл
41/1
8А92
11Ф61 №44
8
317
198
65
89.5
21.03.1967 09:33 ДМВ
Программа выполнена частично.
48
1967-030А
Космос-153
04.04.1967
17:00
Пл
41/1
8А92
11Ф61 №48
8
291
202
64.6
89.3
12.04.1967 10:55 ДМВ 240 км ЮВ г.Кустанай
Программа выполнена частично. Отказ 1-го фотоаппарата СА-20.
49
1967-044А
Космос-157
12.05.1967
13:30
Б
1
8А92
11Ф61 №49
8
296
202
51.3
89.4
20.05.1967 12:15 ДМВ 80 км ЮВ г.Уральск
Программа выполнена частично. Плохое качество изображения на пленке фотоаппарата СА-20.
50
1967-057А
Космос-164
08.06.1967
16:00
Пл
41/1
11А57
11Ф61 №50
6
320
202
65.7
89.5
14.06 1967 10:52 ДМВ 260 км СЗ г. Целиноград
Программа выполнена.
51
1967-067А
Космос-168
04.07.1967
09:00
Б
31
11А57
11Ф61 №52
8
268
199
51.8
89.1
12.07.1967 08:39 ДМВ 150 км Ю г.Куйбышев
Программа выполнена.
52
01.09.1967
13:30
Пл
41/1
11А57
11Ф61 №51
 
 
 
81.2
 
 
Авария РН. Аварийное выключение ДУ блока “И” на 296-й секунде. Остатки КА и блока “И” по расчетным данным упали в р-не п-ва Адмиралтейства (СЗ часть о-вов Новая Земля).
53
1967-088А
Космос-177
16.09.1967
09:06
Б
1
11А57
11Ф61 №53
8
292
202
51.8
89.3
24.09.1967 09:04 ДМВ
175 км ЮЗ г.Куйбышев
51°53 с.ш. 48°18'в.д.
Программа выполнена.
54
1967-093А
Космос-180
26.09.1967
13:20
Пл
41/1
11А57
11Ф61 №54
8
370
212
72.9
90.1
04.10.1967 09:00 ДМВ
240 км СЗ г.Целиноград
51°37'с.ш., 68°08'в.д.
Программа выполнена.
55
1967-097А
Космос-181
11.10.1967
14:30
Пл
41/1
11А57
11Ф61 №55
8
344
200
65.6
89.7
19.10.1967 09:30 ДМВ
100 км Ю г.Челябинск
54°17'с.ш., 60°59'в.д.
Программа выполнена.
56
1967-117А
Космос-193
25.10.1967
14:30
Пл
41/1
11А57
11Ф61 №58
8
354
203
65.7
89.9
03.12.1967 08:17 ДМВ
150 км ЮЗ г.Павлодар
51°16'с.ш., 75°14'в.д.
Программа выполнена.
57
1967-124А
Космос-195
16.12.1967
15:01
Пл
41/1
11А57
11Ф61 №57
8
375
211
65.7
90.1
24.12.1967 09:15 ДМВ
240 км З г.Целиноград
51°17'с.ш., 67°50'в.д.
Программа выполнена.
58
1968-003А
Космос-199
16.01.1968
15:00
Пл
41/1
11А57
11Ф61 №59
8
386
204
65.7
90.2
24.01.1968
Программа не выполнена. КА не отделился от блока “И” до 38-42 витков из-за отказа пирозамка. В результате было израсходовано все рабочее тело системы ориентации. Полет проходил в неориентированном состоянии. При посадке СА на расчетную траекторию не вышел и ликвидирован системой АПО над Охотским морем в 11:02 ДМВ 24.01 на витке 126. Работа с приборным отсеком прекращена 25.01.1968.
59
1968-016А
Космос-205
05.03.1968
15:30
Пл
41/1
11А57
11Ф61 №56
8
310
201
65.7
89.4
13.03.1968 09:45 ДМВ
300 км З г. Целиноград
50°58'с.ш., 67°09'в.д.
Программа выполнена.
60
1968-024А
Космос-210
03.04.1968
14:00
Пл
41/1
11А57
11Ф61 №60
8
395
217
81.2
90.3
11.04.1968 10:11 ДМВ
70 км В г.Павлодар
52°12'с.ш., 78°02'в.д.
Программа выполнена.
61
1968-034А
Космос-216
20.04.1968
13:30
Б
31
11А57
11Ф61 №62
8
277
199
51.8
89.1
28.04.1968 13:10 ДМВ
175 км ЮЗ г.Куйбышев
52°15'с.ш.,48°03'в.д.
62
1968-045А
Космос-223
01.06.1968
13:50
Пл
41/1
11А57
11Ф61 №63
8
374
212
72.9
90.1
09.06.1968 09:27 ДМВ
65 км СЗ г Целиноград
51°40'с.ш.,70°26'в.д.
Программа выполнена.
63
1968-058А
Космос-231
10.07.1968
22:50
Б
31
11А57
11Ф61 №64
8
330
211
65
89.7
18.07.1968 20:52 ДМВ
300 км ЮВ г.Кустанай
50°41'с.ш., 65°35'в.д.
Программа выполнена.
64
1968-067А
Космос-235
09.08.1968
10:00
Б
31
11А57
11Ф61 №61
8
303
207
51.8
89.4
17.08.1968 08:44 ДМВ
65 км Ю г.Оренбург
51°03'с.ш., 55°44'в.д.
Программа выполнена частично. СА частично разрушился при спуске из-за отказа парашютной системы. Потеряно 30% пленки.
65
1968-075А
Космос-240
14.09.1968
09:50
Б
31
11А57
11Ф61 №66
7
293
197
51.8
89.3
21.09.1968 10:08 ДМВ
130 км СЗ г.Уральск
51°55'с.ш., 50°05'в.д.
Программа выполнена.
66
1968-088А
Космос-247
11.10.1968
15:05
Пл
41/1
11А57
11Ф61 №65
8
362
205
65.4
89.9
19.10.1968 09:02 ДМВ
50 км С г.Целиноград
51°14'с.ш., 71°17'в.д.
Программа выполнена.
67
1968-102А
Космос-253
13.11.1968
15:00
Пл
41/1
11А57
11Ф61 №67
5
355
206
65.4
89.9
18.11.1968 10:27 ДМВ
110 км В г.Кустанай
53°29'с.ш., 65°20'в.д.
Программа не выполнена. На 13-м витке не выполнена команда на выключение фотоаппарата СА-20-1. В результате повышенного расхода электроэнергии посадка СА произведена на 3-е суток раньше. Суммарная потеря информации — 53%.
68
1968-105А
Космос-255
29.11.1968
15:41
Пл
41/1
11А57
11Ф61 №68
8
336
201
65.4
89.7
07.12.1968 10:30 ДМВ
130 км СЗ г.Кустанай
53°44'с.ш., 62°11'в.д.
Программа выполнена.
69
1968-111А
Космос-258
10.12.1968
11:25
Б
31
11А57
11Ф61 №69
8
325
210
65
89.6
18.12.1968 09:14 ДМВ 70 км
СЗ г.Целиноград
51°45'с.ш., 71 °02'в.д.
Программа выполнена.
70
1969-003А
Космос-263
12.01.1969
15:10
Пл
41/1
11А57
11Ф61 №70
8
346
205
65.4
89.8
20.01.1969 08:42 ДМВ
130 км Ю г.Павлодар
51°05'с.ш. 76°55'в.д.
Программа выполнена.
71
1969-015А
Космос-266
25.02.1969
13:20
Пл
41/1
11А57
11Ф61 №71
8
358
208
72.9
89.9
05.03.1969 08:45 ДМВ
35 км С г.Целиноград
51°32'с.ш., 71°29'в.д.
Программа выполнена.
72
1969-027А
Космос-273
22.03.1969
15:15
Пл
41/1
11А57
11Ф61 №77
8
356
205
65.4
89.9
30.03.1969 08:56 ДМВ
240 км В г.Целиноград
51°20'с.ш., 75°00'в.д.
Программа выполнена.
73
1969-034А
Космос-278
09.04.1969
16:00
Пл
41/1
11А57
11Ф61 №78
8
338
203
65
89.7
17.04.1969 10:50 ДМВ
100 км ЮВ г.Оренбург
51°27'с. ш. 56°20'в.д.
Программа выполнена.
74
1969-042А
Космос-281
13.05.1969
12:15
Пл
41/1
11А57
11Ф61 №72
8
317
194
65.4
89.4
21.05.1969 06:30 ДМВ
260 км ЮВ г.Кустанай
51°58'с.ш., 66°50'в.д.
Программа выполнена.
75
1969-054А
Космос-287
24.06.1969
09:50
Б
31
11А57
11Ф61 №76
8
268
190
51.8
89
02.07.1969 09:11 ДМВ
60 км СЗ г.Уральск
51°28'с.ш., 51°01'в.д.
Программа выполнена.
76
1969-060А
Космос-290
22.07.1969
15:30
Пл
41/1
11А57
11Ф61 №75
8
352
200
65
89.8
30.07.1969 10:34 ДМВ
75 км ЮВ г.Уральск
51°00'с.ш., 52°30'в.д.
Программа выполнена.
77
1969-081А
Космос-301
24.09.1969
15:15
Пл
41/1
11А57
11Ф61 №79
8
307
197
65
89.4
02.10.1969 09:21ДМВ
180 км СЗ г.Целиноград
51°57'с.ш., 69°12'в.д.
Программа выполнена.
78
1969-098А
Космос-309
12.11.1969
14:30
Пл
41/1
11А57
11Ф61 №80
8
384
203
65.4
90.1
20.11.1969 08:37 ДМВ
150 км СЗ г.Целиноград
53°23'с.ш., 70°09'в.д.
Была установлена дополнительная полезная нагрузка автономный спутник (контейнер) ЗКС “Наука”.
79
1970-015А
Космос-325
04.03.1970
15:15
Пл
43/4
11А57
11Ф61 №73
8
348
207
65.4
89.8
12.03.1970
10.20 ДМВ 40 км СЗ г.Оренбург
52°05'с.ш., 54°52'в.д.
Программа выполнена.
80
1970-018А
Космос-326
13.03.1970
11:00
Пл
43/4
11А57
11Ф61 №74
8
393
212
81.4
90.2
21.03.1970 08:29 ДМВ
45 км ЮЗ г.Актюбинск
49°56'с.ш., 56°57'в.д
Программа выполнена.
81
1970-038А
Космос-344
12.05.1970
13:10
Пл
41/1
11А57
11Ф61 №81
8
347
206
72.9
89.8
20.05.1970
09:50 ДМВ 170 км З г.Оренбург
51°26'с.ш., 52°37'в.д.
Программа выполнена частично. Не выполнены задачи картографирования. Отказ фотоаппарата
Источники: В.Агапов, www.novosti-kosmonavtiki.ru
 
 
 
 
КА "Зенит-2" и его приемник 
 
 
<<< Спускаемй отсек КА "Зенит-2".
В люке расположены несколько
иллюминаторов для фотоаппаратов
 
 
“МНЕ СВЕРХУ ВИДНО ВСЕ…”
 
Свидетелями приземления советских военных спутников, если таковое предусматривалось программой полета, становились, как правило, лишь члены поисково-спасательных отрядов, да обитатели оренбургских и казахстанских степей. Но иногда увидеть это достаточно редкое и, поверьте, незабываемое зрелище могли жители других регионов нашей необъятной страны.
 
“БАЛАКОВСКИЙ СПУТНИК”
 
Об этой истории часто вспоминают старожилы небольшого городка Балаково, что в Вольском районе Саратовской области. Более двадцати лет события того апрельского дня принадлежали городскому фольклору, обросли неправдоподобными подробностями, стали походить на легенду, чем на реальный факт, а потом неожиданно выплеснулись на страницы газет, как еще одна неизвестная страница того, что ныне известно как “советский военный космос”. Правда, первые опубликованные в прессе статьи мало что проясняли в этом деле, и скорее смахивали на дешевую сенсацию, чем на имевший место в действительности случай. Но потом в дело вмешались специалисты-историки и буквально по крупицам смогли более или менее детально восстановить все, что тогда произошло.
 
А случилось следующее…
 
28 апреля 1968 года жизнь в городе Балаково текла как обычно. Разве что приближались майские праздники, и многие жители активно к ним готовились, не забывая между тем и о повседневных делах. Неожиданно в 13 часов 10 минут по московскому времени в небе над городом появился странный объект, который с большой скоростью приближался к земле. Спустя минуту он упал в Волгу между селом Широкий Буерак и нынешней дамбой пруда-охладителя Балаковской атомной электростанции, которой тогда не было и в помине. Для тех, кого интересуют детали, уточню, что произошло это в одном километре от берега, в точке с географическими координатами 52 градуса 15 минут северной широты и 42 градуса 3 минуты восточной долготы.
Ровно сорок две минуты спутник качался на волнах, а потом скрылся под водой. Видели все это многие местные жители, которые собрались на берегу, чтобы понаблюдать за “пришельцем с небес”. Хорошо еще, что среди них не нашлось излишне любопытных, которые бы на лодках отправились к месту приводнения. Иначе мог бы сработать находившийся внутри аппарата тротиловый заряд, и тогда рассказ о “балаковском спутнике” шел бы совершенно в другом ключе. Впрочем, скорее всего, пыл энтузиастов охладил военный вертолет, круживший неподалеку. С его борта пристально наблюдали за аппаратом.
 
Вскоре на берегу Волги появились представители местных властей, милиционеры, ну а через пару часов подтянулись и военные, которые прибыли, чтобы подобрать то, что им принадлежало. Но сделать это оказалось не так-то просто. Глубина в том месте, где спутник затонул, была приличной, поэтому пришлось вызывать водолазов. Поисками таинственного объекта занялись моряки-каспийцы.
 
“КОСМОС-216”
 
А теперь пришла пора рассказать о том, какой именно спутник упал в Волгу. В конце 1960-х сделать это было сложно, но ныне процесс “вычисления” трудностей уже не содержит.
 
Как известно, тщательное наблюдение за тем, что происходит в околоземном космическом пространстве, ведут многие страны. Была такая служба и в Советском Союзе, есть она и в России, но полученными данными наши военспецы предпочитают ни с кем не делиться. Зато американцы никогда не скрывали такую информацию (за некоторым исключением, что касается их военной программы освоения космоса), а после появления интернета сделали ее доступной для всех пользователей всемирной сети.
 
Так вот, в каталоге Стратегического командования зарегистрировано прекращение существования 28 апреля 1968 года трех космических объектов: американского спутника TTS-1, запущенного 13 декабря 1967 года, фрагмента американского космического корабля “Аполлон-6”, стартовавшего в беспилотном режиме 4 апреля 1968 года, и советского спутника “Космос-216”, выведенного на орбиту 20 апреля 1968 года. Причем, для первых двух указывается, что они сгорели в земной атмосфере, а для советского аппарата – что он совершил посадку. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы прийти к определенным выводам.
 
“Космос-216” и был тем самым загадочным “балаковским спутником”. Но это было только открытое наименование космического аппарата. “Посвященные” знали его под другим названием – “Зенит-2” или “изделие 11Ф61” № 62. И был это не аппарат для мирного исследования космического пространства, в чем нас уверяло ТАСС, а разведывательный спутник.
 
Разработка таких аппаратов началась в Советском Союзе одновременно с созданием пилотируемого космического корабля “Восток”. Можно сказать, что делали их одни и те же люди из числа сотрудников королевского ОКБ-1 (ныне РКК «Энергия»).
 
Внешне они были очень похожи, разве что антенны у “Зенита” помещались не в передней части, а на боковой поверхности, да в середине приборно-агрегатного отсека находился дополнительный отсек цилиндрической формы. Внутренние различия были более существенными. Вместо системы жизнеобеспечения, катапультируемого кресла и средств ручного управления была установлена разведывательная аппаратура, специальная телеметрическая система для передачи разведывательной информации, система управления бортовым комплексом и другие служебные системы. Весил спутник более 4700 килограммов.
 
В сферическом спускаемом аппарате устанавливалась вся специальная аппаратура (фотографическая, фототелевизионная, радиоразведывательная). Фотоаппараты устанавливались так, что их оптические оси были перпендикулярны продольной оси спутника. Съемка осуществлялась через многостекольные иллюминаторы, прорезанные в крышке одного из двух технологических люков большого диаметра.
 
Первоначально "Зениты" были оснащены комплексом спецаппаратуры, состоявшим из одного фотоаппарата СА-20 с фокусным расстоянием 1 метр, одного фотоаппарата СА-10 с фокусным расстоянием 20 сантиметров, фототелевизионной аппаратуры "Байкал" и аппаратуры "Куст-12М" для радиоразведки. За свою миссию "Зенит" мог сфотографировать 5, 4 миллиона квадратных километров земной поверхности.
 
Запуски “Зенитов” начались в 1961 году с космодрома Байконур, а с 1967 года их запускали и с космодрома Плесецк. Первый блин оказался комом, но второй спутник, обозначенный как “Космос-4”, смог добраться до орбиты. Правда, из-за выхода из строя системы ориентации его пришлось сажать через трое суток после старта. Но, лиха беда начало.
 
После четырех успешных испытательных полетов стало ясно, что фототелевизионная аппаратура не дает ожидаемых от нее результатов. Неэффективной оказалась и система телевизионной разведки. Поэтому на последующих спутниках устанавливался комплект спецаппаратуры "Фтор-2Р" в составе трех аппаратов СА-20, одного СА-10 и аппаратуры “Куст-12М”.
 
В рамках летно-конструкторских испытаний состоялись 13 запусков “Зенитов”, из которых три были аварийными. В 1964 году “Зенит-2” был принят на вооружение и началось серийное производство космических аппаратов. Его вели на заводе в Куйбышеве (ныне Самара). Может быть поэтому “Космосу-216” и захотелось вернуться туда, где он “родился”?
 
Как я уже написал, упавший спутник имел серийный номер 62. А всего было изготовлено и запущено 81 космический аппарат. Потом им на смену пришли “Зениты-2М”, “Зениты-4”, “Зениты-6”, “Янтари”, “Кобальты”, и так далее, и тому подобное.
 
ДОСТАЛИ ИЛИ НЕТ?
 
До сегодняшнего дня нет достоверной информации о том, удалось ли водолазам советского Военно-морского Флота выполнить поставленную перед ними задачу. Официальные источники в Министерстве обороны по-прежнему молчат, а местные жители уверяют, что после того, как спутник ушел под воду, раздался приглушенный взрыв. Не исключено, что сработал тротиловый заряд системы аварийного подрыва объекта и аппарат был полностью разрушен. Это похоже на правду, так как западные источники, а на них, как это не прискорбно, нам до сих пор приходится ссылаться, утверждают, что было потеряно 85 % доставленной на Землю фотопленки. Но это может также означать, что какие-то фрагменты водолазам удалось найти. Иначе откуда взялись бы 15 % сохраненных данных?
 
Ходили в свое время в Балакове и разговоры о радиоактивном заражении Волги. Но это все лишь обывательские домыслы. На борту “Космоса-216” не было и не могло быть никаких источников радиации. Ядерные реакторы проектировали и запускали на аппаратах других типов. Ну а о “космических Чернобылях”, которые все-таки случались, правда, в другое время и в другом месте, наша газета уже писала.
 
Давно ушли в историю разведывательные спутники типа “Зенит-2”. Последний из них отправился в полет еще в 1970 году. Но это не означает, что военное использование космоса прекратилось. Сегодня на орбите работает новое поколение “разведчиков” и такие запуски будут продолжаться еще очень долго.
 
Другие случаи отклонения спускаемых аппаратов спутников типа “Зенит-2” от запланированных районов посадки:
 
 - 30 декабря 1962 года. Спускаемый аппарат спутника “Космос-12” (“Зенит-2” № 8) приземлился в 550 километрах северо-западнее города Новосибирск.
 
 - 12 июля 1967 года. Спускаемый аппарат спутника “Космос-168” (“Зенит-2” № 52) приземлился в 150 километрах южнее города Куйбышев.
 
 - 24 сентября 1967 года. Спускаемый аппарат спутника “Космос-177” (“Зенит-2” № 53) приземлился в 175 километрах юго-западнее города Куйбышев (географические координаты места посадки – 51 градус 53 минуты северной широты и 48 градусов 18 минут восточной долготы).
 
  - 19 октября 1967 года. Спускаемый аппарат спутника “Космос-181” (“Зенит-2” № 55) приземлился в 100 километрах южнее города Челябинск (географические координаты места посадки – 54 градуса 17 минут северной широты и 60 градусов 59 минут восточной долготы).
 
А. Железняков
 
Источник: газета "Секретные материалы", № 25 2004 г.
 
Ссылки:
 
Конструктор "Зенитов"
Павел Владимирович Цыбин
(1905-1992)
 
Конструктор "Зенитов"
Дмитрий Ильич Козлов
(1919 - 2009)
 
 
Спутники против танков
 
Но выпуском в Куйбышеве одних лишь ракет правительство СССР решило не ограничиваться. Почти сразу же после начала серийного выпуска «семерки» при заводе № 1 был создан филиал «королевского» ОКБ, который сейчас известен под именем Центрального специализированного конструкторского бюро (ЦСКБ). Основной продукцией предприятия по сей день являются спутники наблюдения, первый из которых «Зенит-2» был успешно запущен еще 26 апреля 1962 года.
 
Дмитрий Козлов оставался бессменным руководителем ЦСКБ с момента его основания и вплоть до своего ухода на заслуженный отдых в 2003 году. Примечательно, что еще во времена перестройки, когда имя Козлова впервые появилось в открытой печати, его и у нас, и на Западе стали называть человеком, отменившим третью мировую войну. Ведь с момента появления на околоземной орбите разведывательных спутников ни одно государство мира уже не могло более держать в секрете подготовку своих военных операций.
 
Но мало кто знает, что в начале 60-х годов главным противником их производства в Куйбышеве был… сам руководитель предприятия Дмитрий Козлов. Об этом он впоследствии рассказывал так:
 
- В мае 1961 года правительство СССР решило передать нам весь цикл изготовления фоторазведчиков «Зенит-2». Но я категорически заявил, что не хочу заниматься разработкой этих объектов, объяснив, что по специальности я - инженер-ракетчик, а не конструктор спутников. В начале лета 1961 года я уже подготовил соответствующую записку в ЦК КПСС и Минобороны СССР, где обосновал свой отказ. Но тут вдруг к нам на завод приехал ответственный представитель министерства обороны генерал-майор Петр Трофимович Костин. В течение нескольких дней он не отходил от меня буквально ни на шаг, уговаривая не отказываться от важнейшего правительственного задания. Я был вынужден согласиться на разработку новых типов объектов наблюдения в стенах нашего филиала с их последующим серийным выпуском на заводе «Прогресс». Сейчас, с высоты прошедших десятилетий, я должен признать, что это было правильное решение.
 
…В 1979 году за разработку и организацию серийного выпуска на ЦСКБ наблюдательных спутников, с помощью которых Советский Союз стал получать точную информацию о войсках и технике НАТО, Дмитрию Козлову было присвоено звание дважды Героя Социалистического Труда с вручением ему ордена Ленина и Золотой Звезды «Серп и Молот».
 
Источник: Валерий Ерофеев, 
www.vkonline.ru
 
Космический аппарат "Зенит". Глава из книги "РКК ЭНЕРГИЯ"
 
"Зенит-2" — автоматический спутник-разведчик, оснащенный фотоаппаратурой и специальной разведывательной радиоаппаратурой. По завершении орбитального полета фотоаппараты с пленкой доставлялись в спускаемом аппарате на Землю. Информация, полученная в результате работы радиоаппаратуры, передавалась по радиотракту на средства наземного комплекса управления полетом. Работы велись в соответствии с Постановлением от 25 мая 1959 года, определившим сроки и задачи создания ориентированного спутника для разведки. Полеты космических аппаратов "Зенит-2" в средствах массовой информации объявлялись как полеты аппаратов серии "Космос". Первая страница истории спутника-разведчика была написана в ОКБ-1 (С.П. Королев), последующая — совместно ОКБ-1 и филиалом 3 ОКБ-1. Дальнейшие работы по этой теме проводились предприятием ЦСКБ (Д.И. Козлов), которое было образовано на базе филиала 3.
 
Активные исследования и проектная разработка спутника начались в отделе 9 (М.К. Тихонравов), в секторе Е.Ф. Рязанова в 1957 году. Первоначальные варианты компоновочной схемы строились на базе приборного отсека и капсулы. В приборном отсеке размещались фотоаппаратура, специальная радиоаппаратура и основные служебные системы, обеспечивающие функционирование космического аппарата в орбитальном полете. Капсула имела коническую форму, в ней находились кассеты с фотопленкой и оборудование, необходимое для ее работы при спуске и поиске после посадки. Капсула была снабжена тормозной двигательной установкой и выполняла роль спускаемого аппарата, доставлявшего с орбиты фотопленку.
 
В процессе проектной разработки рассматривались варианты космического аппарата различной размерности, массой от 1,5 до 4,5 т, при этом уже на начальном этапе работ в состав фотоаппаратуры был включен длиннофокусный фотоаппарат (фокусное расстояние объектива около 1 м).
 
 
 
Спутник "Зенит-2". Первый
специализированный беспилотный
спутник, с которого проводилось
фотографирование земной
поверхности
 
1. Фотоаппаратура
2. Спускаемый аппарат
3. Баллоны системы ориентации
4. Приборный отсек
5. Антенны телеметрических систем
6. Тормозная двигательная установка
7. Датчик ориентации по Солнцу
8. Построитель вертикали
9. Антенна программной радиолинии
10. Антенна системы радиоразведки
 
 
 
 
 
В 1959 году С.П. Королев предложил отказаться от выбранной схемы и принять за основу построения спутника-разведчика компоновочную схему разрабатываемого пилотируемого космического корабля, получившего наименование "Восток". По результатам обсуждений подробных проработок состоялось решение главного конструктора, по которому была принята единая компоновочная схема для пилотируемого корабля и спутника-разведчика.
 
В 1961 году из состава проектного отдела 9 выделился специализированный отдел 29, начальником отдела был назначен Е.Ф. Рязанов, его заместителем И.В. Лавров. В то же время заместителем главного конструктора по направлению работ отдела был назначен П.В. Цыбин.
 
Отдел вел проектные разработки спутников-разведчиков (начальник сектора С.М. Фрумкин), спутников связи (начальник сектора Ц.В. Соловьев) и ряда других аппаратов, обеспечивал проектное сопровождение на всех стадиях создания этих аппаратов, непосредственно участвовал в подготовке к пуску и в управлении полетом. Разработка проекта спутника-разведчика, получившего наименование "Зенит-2", завершилась в июле 1961 года. К этому времени первый КА "Зенит-2" прошел значительную часть программы наземной экспериментальной отработки и был подготовлен к отправке на полигон. Ведущим конструктором по спутнику "Зенит-2" был Б.В. Рублев.
 
Программа летных испытаний спутника-разведчика "Зенит-2" предусматривала 10 пусков. В дальнейшем программу скорректировали и дополнили до 13 пусков, так как при летных испытаниях три КА не были выведены на орбиты ИСЗ из-за аварии ракеты-носителя, Несмотря на сходство внешнего облика, космический аппарат "Зенит-2" и космический корабль "Восток" существенно отличались по составу средств и принципам управления полетом.
 
Со многими принципиальными проблемами разработчики встретились в процессе разработки этого аппарата, в том числе с проблемами, связанными с созданием новых бортовых систем, элементов конструкции, выбором принципов программного управления процессами фотографирования, создания комплекса этих средств и методики управления с учетом взаимодействия бортовых и наземных средств управления полетом.
 
Очень сложной была начальная стадия создания проекта спутника, на которой определялась возможность получения в космическом полете фотоинформации высокого качества с распознаванием образований и объектов, имеющих размеры порядка 10-15 м. На этом этапе разработки решалась главная задача — определить характеристики фотоаппаратуры как средства получения информации и проверить принципиальную возможность создания на борту космического аппарата условий, необходимых для функционирования этой аппаратуры.
 
Задача получения фотоизображения высокой разрешающей способности с летательного аппарата, движущегося со скоростью порядка 8000 м/с на высотах 200-400 км, потребовала разработки теоретических основ создания космической фотоаппаратуры, в том числе: принципов построения и расчета оптической системы с длиннофокусными объективами и большими по размерам нагруженными многослойными иллюминаторами, систем компенсации сдвига изображения и влияния внешних факторов.
 
Необходимо особо отметить проблемы создания комплекса бортовых систем космического аппарата, обеспечивающих управление его движением и программное управление фотоаппаратурой. Эти системы не имели аналогов в предшествующих разработках. Система ориентации должна была поддерживать в течение всего орбитального полета трехосную ориентацию в орбитальной системе координат. При такой ориентации одна из осей направлена на Землю, другая — по направлению полета. К системе ориентации предъявлялись очень высокие требования по точности ориентации аппарата, так как нескомпенсированная ошибка ориентации, выходящая за предел одного градуса, пагубно влияет на качество получаемого изображения. Впервые в системе ориентации применили схему, включающую особые гироскопические датчики, инфракрасный построитель вертикали и ряд других элементов.
 
Монтаж и
проверка
спутника
типа "Зенит"
предположительно, в МИКе Плесецкого космодрома.
 
Система управления была разработана как многофункциональная система управления движением с широкими возможностями по ориентации, проведению программных разворотов, обеспечению высоких точностей и оперативности изменения режимов. Созданию сложной и по своим характеристикам принципиально новой системы управления способствовало то обстоятельство, что в ОКБ-1, по инициативе С.П. Королева, из НИИ-1 был переведен коллектив, возглавляемый Б.В. Раушенбахом. Достаточно непростой оказалась проблема управления комплексом фотоаппаратуры, реализуемого из наземного Центра управления полетом. На борт космического аппарата требовалось передавать сложные объемные программы настройки каждого сеанса фотографирования.
 
Для спутника "Зенит" впервые была разработана программная радиолиния и сопряженное с ней бортовое программно-логическое устройство. Это был один из первых образцов космических радиосистем оперативного обмена значительными объемами командно-программной информации между космическим аппаратом и комплексом средств Центра управления полетом, опыт очень широко используемый сегодня для управления различными космическими аппаратами. Для получения снимков необходимой разрешающей способности температура объектива и самого фотоаппарата должна была поддерживаться с отклонением от заданного значения менее чем на 1°С, а скорость изменения температуры — в пределах порядка 0,1 °/ч. При этом необходимо учитывать, что в процессе полета космический аппарат по-разному ориентирован по отношению к Солнцу, а это означает, что внешние тепловые потоки существенно изменяются, особенно с учетом "захода" космического аппарата в тень Земли.
 
Комплекс этих вопросов решался ОКБ-1 с участием заказчика и широкой кооперации с августа 1956 года по декабрь 1960 года и был оформлен в виде эскизного проекта КА "Зенит-2" в июле 1961 года, а также в виде многочисленных документов всей кооперации, участвовавшей в создании комплекса.
 
В процессе разработки корабля "Зенит-2" был создан ряд принципиально новых систем. Конструкция отсеков корабля "Восток", принятая за основу построения компоновочной схемы, и часть его бортовых систем (система электропитания, радиотелеметрические системы, система аварийного подрыва объекта и др.) были существенно модернизированы применительно к задачам нового космического аппарата. И только тормозную двигательную установку и незначительную часть систем заимствовали для аппарата "Зенит-2" из состава корабля "Восток". Проверка принципиальной возможности проведения фотографирования в целях разведки осуществлялась при отработочных полетах кораблей серии "Восток".
 
Первый старт РН 8А92 (модификация 8К72) со спутником-разведчиком "Зенит-2" был произведен 11 декабря 1961 года. Пуск оказался аварийным: из-за отказа III ступени РН космический аппарат не вышел на орбиту.
 
Следующий старт состоялся 26 апреля 1962 года. Спутник был выведен на орбиту и получил официальное наименование "Космос-4". В процессе полета проводилась проверка функционирования всех систем в различных режимах работы, отрабатывались программы и методика управления полетом с Земли. К сожалению, в этом полете произошли сбои в работе фотоаппаратуры, имелись серьезные замечания по системе ориентации.
 
После трех суток полета, как и было запланировано, спускаемый аппарат приземлился в заданном районе. Этот полет положил начало летно-конструкторским испытаниям спутника-разведчика "Зенит". За полтора месяца после завершения первого полета провели необходимые доработки в системах спутника, и 28 июля 1962 года состоялся следующий пуск. Программа полета была выполнена полностью, все бортовые системы — работали хорошо.
 
Всего в программе летно-конструкторских испытаний было реализовано 10 полетов. Летно-конструкторские испытания "Зенит-2" завершили 30 октября 1963 года ("Космос-20"). В каждом из полетов предусматривались: отработка новых режимов, методические исследования, наращивание продолжительности полета, отработка методик управления, отработка средств поиска и эвакуации спускаемых аппаратов. Каждый полет давал огромный объем фактического материала по фотографированию различных участков поверхности Земли.
 
В процессе летных испытаний была проведена модернизация КА, которая позволила за счет изменения состава разведывательной аппаратуры, совершенствования бортовых систем и методики управления полетом значительно повысить эффективность КА как спутника-разведчика и получить значительный объем данных, необходимых заказчику.
 
Начиная с четвертого полета ("Космос-10") комплектация разведывательной аппаратуры существенно изменилась: была исключена малоэффективная фототелевизионная система, вместо нее установлены дополнительно два фотоаппарата с длиннофокусными объективами (F = 1 м), при этом фотоаппараты модернизировали (в несколько раз увеличен запас фотопленки и доведен до 1500 кадров на каждом аппарате, существенно улучшены также качество пленки и надежность функционирования аппаратов и др.).
 
За один полет по прогрмме летных испытаний фотографировались районы площадью более 10 млн. км2, при этом благодаря высокой разрешающей способности снимков можно, например, определить количество автомобилей на стоянке. Комплекс средств спутника "Зенит-2" позволял производить съемку малыми сериями кадров и съемку протяженных трасс, обеспечивал высокую точность привязки фотографируемых объектов, позволял решить ряд задач картографирования, осуществить привязку континентов и получить пространственное изображение местности. "Зенит-2" — первый космический аппарат — был сдан в эксплуатацию, на вооружение, 10 марта 1964 года. В штатную эксплуатацию Министерством обороны был принят не только спутник, а целый комплекс, обеспечивающий его подготовку к запуску, выведение с помощью ракеты-носителя на орбиту ИСЗ, управление полетом, поиск и обслуживание спускаемого аппарата после приземления.
 
 
«Зенит-2М» ("Гектор" 11Ф690)
 
В 1964г. в Куйбышевском филиале №3 начались проектные работы по модернизации КА «Зенит-2». Новый аппарат получил обозначение «Зенит-2М» (11Ф690) а после принятия на вооружение в 1970г. имя - «Гектор». Фотоаппаратура «Фтор-2Р» была заменена на более совершенную систему «Фтор-2РЗ».
 
С 1968 года начался постепенный переход на модернизированные КА «Зенит-2М». Кроме новой улучшенной системы камер были установлены и новые солнечные батареи. Масса корабля была увеличена до 6300 кг, и поэтому ракета «Восток» был заменена на ракеты «Восход» и «Союз».
 
Первый пуск состоялся 21 марта 1968г. с космодрома Байконур РН «Восход» (11А57) которая вывела КА на орбиту с параметрами:  
   наклонение - 65 град.
   период обращения - 89мин.
   минимальное расстояние от поверхности Земли (перигей) - 207 км.
   максимальное расстояние от поверхности Земли (апогей) - 305 км.
 
За период с 1968 по 1979г. произведено 69 успешных пусков КА «Зенит-2М» лишь один пуск закончился аварией РН. В период 1970-1978гг. производилось по 8-11 пусков ежегодно.
 
Первый полет — Космос-208, 21 марта - 2 апреля 1968 года. Последний полет — Космос-1044, 5 - 18 мая 1978 года.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Зениты».в музее - аудитории военной академии РВСН (бывш. им. Джержинского, ныне - им. Петра Великого)
 
 
 
 
 
 
Источники: www.antares-610.livejournal.com,
                    www.mmet.livejournal.com
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Собственно фотокамера                 v
                                                               v
                                                               v
 
 
>>>
Сверху фотокамера СА-20 Красногорского завода с фокусным расстоянием 1000 мм.
Более "мощные" камеры имели ФР 3000 мм (спецаппаратура Фтор-4)
 
Газовые рули и сопло тормозного двигателя    ^^^
 
Крупно: шестеренки - привод шторок
системы терморегулирования
 
 
Некоторые сведения об аппаратуре радиотехнической разведки "Куст-12" на спутниках "Зенит-2"
 
 
В 1958 г. в ЦНИИ-108 (далее - ЦНИИРТИ им. акад.А.И. Берга) было начато, а в 1961 г. - закончено изготовление первого опытного образца аппаратуры «Куст-12».  (главный конструктор - кандидат
технических наук А. В. Загорянский, заместители - Е. Е. Фридберг и Л. М. Табачников). Главный конструктор - Андрей Васильевич Загорянский вскоре защитил по результатам выполненных исследований свою докторскую диссертацию и стал не к.т.н., а д.т.н.
 
"Крестным отцом" аппаратуры, оценив её перспективность и перспективность этого направления (радиотехнического наблюдения) в целом, сразу, еще до появления результатов, стал директор ЦНИРТИ Петр Степанович Плешаков (который вскоре стал заместителем, а затем и собственно министром радиопромышленности СССР)
 
Аппаратура «Куст-12» представляла собой 12-каналыюе приемно-анализирующее устройство, в каждом канале имелся приемник прямого усиления.
О разработке аппаратуры "Куст-12" для КА "Зенит"
в ЦНИРТИ имени академика А.И. Берга
 
 
В аппаратуре были применены передовые для того времени схемные и технологические решения, широко использовались полупроводниковые диоды и триоды, двухдиапазонная антенная система, импульсный блок питания.
 
Уже в первом космическом аппарате «Зенит» имелась аппаратура "Куст-12". Запуск состоялся в декабре 1961 г. но из-за аварии РН был неудачным, но в апреле 1962 г. был осуществлен второй запуск, на этот раз успешный. "Куст-12" "пышно расцветал" в космосе около 80-ти раз. Результаты работы аппаратуры "Куст-12" подтвердили эффективность и целесообразность космического радиотехнического наблюдения. Многие требующие экспериментальной проверки вопросы - влияние ионосферы, воздействие атмосферных помех естественного происхождения - получили положительные решения.
 
В 1961г. началась разработка следующего варианта аппаратуры радиотехнического наблюдения  «Куст-40» (главный конструктор д.т.н. Лев Юльевич Блюмберг). Эта аппаратура была задумана с большей информативностью по сравнению с аппаратурой «Куст-12»: она имела большее количество каналов (24), каждый из которых обладал более высокой чувствительностью.
 
Для передачи с космического аппарата информации с радиолокатора в ОКБ МЭИ была разработана радиолиния «Трал-К», при этом полученная информация обрабатывалась ЭВМ «Минск-16». В том же 1961 г. в составе днепропетровского КБ «Южное», возглавляемого М.К. Янгелем, было организовано КБ-3 под руководством В.М. Ковтуненко, и его задачей стала разработка малоразмерных космических аппаратов долговременного существования. Аппаратуру «Куст-40» предполагалось разместить на таких аппаратах. Но вначале, для исследовательских целей, была изготовлена аппаратура "Куст-8", с помощью которой должны были эксперементально отработать методы и средства измерений параметров сигналов радиолокационных станций.
 
Аппаратура "Куст-8", прототипом которой скорее всего, являлась аппаратура "Куст-12", была установлена на борту одного из самых первых спутников серии ДС - ДС-К8. Под именем "Космос-8" этот КА был запущен с Капьярской ШПУ "Маяк-2" 18 августа 1962 на РН 63С1 ("Космос-2"). Тут надо отметить, что пуски космических аппаратов разработки КБ «Южное» серии "ДС" производились не на РН семейства Р-7, (как КА "Зенит-2"), а из шахтных установок Капьяра на РН собственной разработки КБ «Южное» - "Космос-2".
 
КА ДС-К8
 
Следующие пуски КА по теме радиотехнического наблюдения - уже с аппаратурой  "Куст-40" (как и предыдущем случае, спутники получили свое имя по типу КА и типу ПН - "ДС-К40" - "ДС" - "днепровский спутник" и "К40" - "Куст-40") - оказались, к сожалению, неудачными. 8.12.1965 г. и 21.02.1966 г. стартовавшие с ШПУ №1 на Капьярской пл.86 РН "Космос-2" потерпели аварию и КА на орбиту выведены не были. Таким образом, "Куст-40" в космосе так и не побывал... Тем не менее, руководство отделения ЦНИРТИ главного конструктора Л.Ю. Блюмберга  заменило, и с 1966 года это направление работы возглавляли М.Х. Заславский и А.Г. Рапопорт.
 
Следующим этапом было создание аппаратуры «Кортик» (главный конструктор к.т.н. А.Г. Рапопорт) для системы морского космического наблюдения и целеуказания "Легенда", космические аппараты которой должны были обеспечивать обнаружение и пеленгование кораблей на океанских и морских акваториях. Тему «Кортик» передали в протвинский филиал ЦНИРТИ и завершили ее там. Завершение этой работы было отмечено Ленинской премией (главный конструктор В.Л. Гречко) и Государственной премией СССР (зам. главного конструктора В.М. Баланин). Работу на орбите «Кортик» начал в 1974 г., а с 1977 г. началась его штатная эксплуатация.
 
Очередная тема  - система обзорного и детального радиотехнического наблюдения «Целина».