Все полеты космических кораблей "ВОСТОК"
 
Схема полёта кораблей серии "Восток"
 
Схема выведения КК на орбиту:
 
1 - отделение боковых блоков РН;
2 - отделение головного обтекателя;
3 - отделение третьей ступени;
 4 - отделение КК.
Схема спуска СА с орбиты
Схема приземления спускаемого аппарата КК «Восток» с
катапультированием космонавта и спуском его на парашюте:
 
1 - отделение тормозного и введение основного парашюта
      на высоте 2,5 км;
2 - отстрел люка и введение тормозного парашюта
     на высоте 4 км;
3 - отстрел люка и катапультирование космонавта
      на высоте 7 км;
4 - введение тормозного парашюта;
5 - отделение тормозного к введение основного парашюта,
      отделение космонавта от кресла на высоте 4 км;
6 - отделение наземного аварийного запаса и наддув лодки.
Все полеты кораблей серии "Восток" (1П, 1К, 3КА )
 
Наименование
Название
и ссылка
Тип
Дата
запуска
Дата
посадки
(срок
существования)
Индекс
NSSDC ID
Пилот
(позывной)
Запасные
пилоты
Корабль-спутник-1
15.05.60
05.09.62
1960-005A
Беспилотный
Беспилотный
Корабль-спутник-2
1К №2
19.08.60
20.08.60
1960-011A
Беспилотный
Беспилотный
Корабль-спутник-3
1К №5
01.12.60
02.12.60
1960-017A
Беспилотный
Беспилотный
Корабль-спутник-4
 
3КА №1
09.03.61
09.03.61
1961-008A
Беспилотный
Беспилотный
Корабль-спутник-5
 
3КА №2
25.03.61
25.03.61
1961-009A
Беспилотный
Беспилотный
Восток-1
 
3КА №3
12.04.61
12.04.61
1961-012A
Гагарин Ю.А.
(Кедр)
Титов Г.С.,
Нелюбов Г.Г.
Восток-2
 
3КА №4
06.08.61
07.08.61
1961-019A
Титов Г.С.
 (Орёл)
Николаев А.Г.
 
Восток-3
 
3КА №5
11.08.62
15.08.62
1962-036A
Николаев А.Г.
(Сокол)
Быковский В.Ф., Волынов Б.В.
Восток-4
 
3КА №6
12.08.62
15.08.62
1962-037A
Попович П.Р.
(Беркут)
Комаров В.М., Волынов Б.В.
Восток-5
 
3КА №7
14.06.63
19.06.63
1963-020A
Быковский В.Ф.
(Ястреб)
Волынов Б.В., Леонов А.А.
Восток-6
 
3КА №8
16.06.63
19.06.63
1963-023A
Терешкова  В.В.
(Чайка)
Соловьева И. Б., Пономарева В.Л.
 
Корабль-спутник 1 (Восток-1 №1)
Дата запуска - 15.05.1960 (00:00:00 UTC)
Космодром - Байконур (НИИП-5) LC1
Индекс - 1960-005A
Каталог КК США -  00034
Ракета-носитель - Восток (8K72)
Дата схода с орбиты - 05.09.1962
 
Ошибка в системе ориентации аппарата привела к тому, что спутник при начале торможения, вместо входа в атмосферу оказался выброшен на более высокую орбиту.
 
Корабль-спутник 2 (Восток-1К №2)
Дата запуска - 19.08.1960 (08:44:06 UTC)
Космодром - Байконур (НИИП-5) LC1
Индекс - 1960-011A (1960-l1)
Каталог КК США - 00055
Ракета-носитель - Восток (8K72) Л1-12
Дата схода с орбиты - 20.08.1960
 
Назначение: Основной задачей запуска корабля-спутника 2 (1К №2) являлась дальнейшая отработка систем, обеспечивающих жизнедеятельность человека, а также безопасность его полета и возвращения на Землю. При полете корабля-спутника предусматривалось проведение ряда медико-биологических экспериментов и осуществление программы научных исследований космического пространства.
 
Конструкция: В кабине, оборудованной всем необходимым для будущего полета человека, в катапультирующей установке в специальном контейнере, находились подопытные животные, в т. ч. две собаки с кличками
Стрелка и Белка.
 
Вот параметры первых четвероногих космонавтов: Белка - самка, светлой масти, короткошерстная, вес - 4.5 кг, высота - 30 см, длина - 47 см. Стрелка - самка светлой масти с темными пятнами, вес 5.5 кг, высота 32 см, длина 50 см.
 
В герметичном контейнере, расположенном в той же катапультирующей установке, находились две белые крысы и 12 белых и черных мышей, а также насекомые, растения и грибы. Вне катапультируемого контейнера помещались еще 28 мышей и две белые крысы. Кроме того, в СА были помещены семена различных сортов кукурузы, пшеницы, гороха, чтобы проверить воздействие космического полета на их урожайность.
 
Для наблюдения за животными на борту корабля была установлена радиотелевизионная система «Селигер» (НИИ-380, руководитель - И.А.Росселевич) с двумя телекамерами, снимавшими собак анфас и в профиль. Изображение фиксировалось и на кинопленку.
 
В рамках исследования космического пространства в СА установили тяжелые блоки с пластинами, покрытыми фотоэмульсией для регистрации космических лучей с возможностью их проявления на борту. Кроме того, были установлены приборы для исследования Солнца в рентгеновском и ультрафиолетовом спектре излучения.
 
Вес корабля без последней ступени ракеты-носителя - 4600 кг. На корабле-спутнике были установлены радиопередатчик «Сигнал», работающий на частоте 19,995 мегагерц, радиотелеметрическая аппаратура для передачи на Землю данных о состоянии подопытных животных и работе всех систем, установленных на борту спутника.
 
Корабль-спутник имел специальную тепловую защиту, которая позволяла пройти земную атмосферу.
 
Хроника полета: 19 августа 1960 г. в 11:44:07 ДМВ, был осуществлен запуск второго космического корабля на орбиту спутника Земли.
 
Корабль-спутник был выведен на орбиту, близкую к круговой (перигей- 306 км и апогей - 340 км). Период обращения корабля составлял 90,7 мин., наклонение его орбиты к плоскости экватора было равно 64°57'.
 
Через несколько часов после старта выяснилось, что на корабле вновь, как и на 1КП, отказал датчик инфракрасной вертикали. С.П.Королев дал команду использовать для предпосадочной ориентации резервную солнечную систему.
 
В полете регистрировалось артериальное давление, электрокардиограмма, тоны сердца, частота дыхания, температура тела, двигательная активность, подопытных животных.
 
20 августа в 10:32 ДМВ, на 18-м витке, по команде с Земли на корабле был запущен цикл спуска. В 10:38 была включена ТДУ, корабль сошел с орбиты, и его СА успешно приземлился в заданном районе, в треугольнике Орск-Кустанай-Амангельды всего в 10 км от расчетной точки. ТАСС сообщил: «Корабль-спутник и отделившаяся от него капсула с подопытными животными благополучно приземлились... Собаки Белка и Стрелка после полета и приземления чувствуют себя хорошо».
 
Таким образом, впервые в истории живые существа, совершив космический полет протяженностью свыше 700 тыс. км, благополучно возвратились на Землю.
 
Результат полета: Медико-биологические эксперименты, поставленные на корабле-спутнике, позволили узнать об особенностях жизнедеятельности живых организмов в невесомости, о воздействии на них радиации.
 
Благодаря телевизионной и киносъемке подопытных собак, а также расшифровке медицинских параметров выяснилось, что на 4-6-м витках Белка вела себя крайне неспокойно, билась, старалась освободиться от привязных ремней, лаяла. У нее была зафиксирована рвота. Именно этот факт повлиял на выбор длительности первого полета человека - 1 виток.
 
Читайте и смотрите
материалы к юбилею полета
 
Корабль-спутник 3 (Восток-1К № 5)
 
Дата запуска - 01.12.1960 (07:30:04 UTC)
Индекс - 1960-017A (1960-r1)
Каталог КК США - 00065
Космодром - Байконур (НИИП-5) LC1
Ракета-носитель - Восток (8K72) Л1-13
Дата гибели в атмосфере Земли - 02.12.1960
 
Назначение: КА был предназначен для отработки систем, обеспечивающих жизнедеятельность человека, а также безопасность его полета и возвращения на Землю. Так же на борту КА были выполнены медико-биологические исследования в условиях космического полета.
 
Конструкция: Для выполнения медико-биологических исследовании в условиях космического полета в кабине корабля-спутника находились собаки с кличками
Пчелка и Мушка. В кабине также находились другие животные, насекомые и растения. Наблюдение за подопытными животными производилось при помощи радиотелевизионной аппаратуры и телеметрических систем, передававшие на землю объективные физиологические показатели, характеризующие состояние животных. С помощью научно-измерительной аппаратуры, находившейся на корабле-спутнике, было предусмотрено проведение ряда научных исследований по физике космического пространства.
 
Вес третьего советского корабля-спутника без последней ступени ракеты-носителя составлял 4563 кг.
 
На корабле-спутнике был установлен радиопередатчик «Сигнал», работавший на частоте 19,995 мегагерца в режиме телеграфных посылок переменной длительности. Питание бортовой аппаратуры электроэнергией производилось от химических источников тока и солнечных батарей.
 
Хроника полета: 1 декабря 1960г. в СССР осуществлен запуск третьего космического корабля на орбиту спутника Земли. КА Был выведен на по эллиптическую орбиту с периодом обращения 88,47 мин., высотой орбиты 180х249 км соответственно и наклонением орбиты к плоскости экватора-65°58'.
 
2 декабря 1960 г. к 12 часам по московскому времени третий советский корабль-спутник продолжал свое движение вокруг земного шара.
 
К этому времени были полностью выполнены намеченные программой испытания конструкции корабля с установленными на нем системами, медико-биологические исследования, а также намеченный объем исследований космического пространства.
 
Радиотехнические средства, предназначенные для управления бортовой аппаратурой с Земли и контроля орбиты полета, уверенно работали на протяжении полета корабля-спутника. Телевизионная аппаратура обеспечила наблюдение за состоянием и поведением животных. Переданные на Землю результаты испытаний подтвердили, что в течение полета системы, рассчитанные на обеспечение в последующем необходимых условий для нормальной жизнедеятельности человека в полете: кондиционирования воздуха, терморегулирования, связи и другие, работали вполне устойчиво. Полученные сведения дали новые данные для осуществления в недалеком будущем полета в космос человека.
 
По получении необходимых данных была подана команда на спуск корабля-спутника на Землю. В связи со снижением по нерасчетной траектории корабль-спутник прекратил свое существование при входе в плотные слои атмосферы.
 
Должен был бы стать кораблем-спутником-4 (Восток-1К № 6)
 
Дата запуска - 22.12.1960 (07:45 UTC)
Космодром - Байконур (НИИП-5) LC1
Ракета-носитель - Восток (8К72К)
Корабль совершил суборбитальный полет.
 
Пуск ракеты-носителя "Восток 8К72К", которая должна была вывести на околоземную орбиту советский корабль-спутник "Восток-1", сер. 1К №6. Пуск произведен в рамках программы "Восток" по подготовке пилотируемого полета в космос.
 
На борту корабля находились собаки
Комета (она же Альфа) и Шутка (она же Жулька, она же Жемчужная, она же Снежинка). Из-за аварии третьей ступени ракеты-носителя (разрушение газогенератора ДУ блока Е на 425-й секунде полета) пуск закончился неудачей.
 
Спускаемый аппарат корабля аварийно отделился и, совершив суборбитальный полет, нормально приземлился в районе Туры (река Нижняя Тунгуска, Красноярский край). Собаки остались в спускаемом аппарате из-за отказа катапульты, что и спасло их жизни в суровых зимних условиях.
 
Очень интересный и подробный рассказ Александра Коваля о перепетиях по спасению собак из заснеженнорй эвенкийской тайги можно подробно прочесть
тут.
 
Корабль-спутник- 4 (Восток 3КА №1)
 
Дата запуска - 09.03.1961 (06:29:00 UTC)
Индекс - 1964-008A (1961-q1)
Каталог КК США - 00091
Космодром - Байконур (НИИП-5) LC1
Ракета-носитель - Восток (8K72K) E103-14
Дата посадки - 09.03.1961
 
Назначение: Основной целью запуска являлась дальнейшая отработка конструкции корабля-спутника и установленных на нем систем, обеспечивающих необходимые условия для полета человека.
 
Конструкция: Вес корабля-спутника без учета веса последней ступени ракеты-носителя - 4700 кг. В СА корабля-спутника была установлена кабина с подопытным животным - собакой
Чернушкой и другими биологическими объектами, а также телеметрическая и телевизионная системы, радиосистема для траекторных измерений и аппаратура радиосвязи.
 
Хроника полета: КА был выведен 9 марта 1961 года на орбиту с высотой 183,5х248,8 км, наклоном 64°56' и периодом 88,6 минут.
9 марта 1961 года через 1,92 ч полета спускаемый аппарат спутника совершил посадку. Во время спуска от него катапультировалось кресло космонавта с манекеном. А в СА приземлился контейнер с собакой (Чернушкой), который благополучно сел в заданном районе.
 
Результат полета: В результате запуска четвертого советского корабля-спутника и успешного спуска его с орбиты были получены ценные данные о работе конструкции корабля и его систем и о характере воздействия условий полета на живые организмы.
 
Корабль-спутник- 5 (Восток 3КА №2)
 
Дата запуска - 25.03.1961 (05:54:00 UTC)
Индекс - 1961-009A (1961-i1)
Каталог КК США - 00095
Космодром - Байконур (НИИП-5) LC1
Ракета-носитель - Восток (8K72K) E103-15
Дата посадки - 25.03.1961
 
Назначение: Основной целью запуска являлась дальнейшая отработка конструкций корабля-спутника и установленных на нем систем, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности человека при полете его в космическом пространстве и возвращении на Землю. А так же для исследования влияния условий космического полета живые организмы.
 
Конструкция: Вес корабля-спутника без учета веса последней ступени ракеты-носителя - 4 695 кг. На корабле-спутнике была установлена кабина с подопытным животным (собакой
Звездочкой) и другими биологическими объектами, а также телеметрическая и телевизионная системы, радиосистема для траекторпых измерений и аппаратура радиосвязи.
На борту КА находился контейнер с животным .
 
Хроника полета: КА был выведен 25 марта 1961 года на орбиту с высотой 178,1х247 км, наклоном 64°54' градус и периодом 88,42 минут. Бортовая аппаратура корабля работала в полете нормально.
 
Через 1,92 часа после старта КК сведен с орбиты, во время спуска от него катапультировалось кресло космонавта с манекеном. Контейнер с собакой (Звездочка) находился в СА, который благополучно приземлился в заданном районе.
 
Результат полета: В результате проведенного запуска пятого советского корабля-спутника и успешного спуска его с орбиты получено большое количество ценных данных о работе конструкции корабля и его систем и о характере воздействия условий полета на живые организмы.
 
Восток-1 (3КА №3)
 
Дата запуска - 12.04.1961 (06:07:00 UTC)
Индекс - 1961-012A (1961-m1)
Каталог КК США - 00103
Космодром - Тюратам (Байконур) (НИИП-5) Пл. № 1
Ракета-носитель - Восток (8K72K) E103-16
Посадка корабля - 12.04.1961 г. в 07:55 UTC (10:55 ДМВ) в районе деревни Смеловка Саратовской области
Дата посадки - 12.04.1961
 
Пилот - ГАГАРИН Юрий Алексеевич, позывной "Кедр".
 
Запасные пилоты - Титов Герман Степанович, Нелюбов Григорий Григорьевич
Длительность полета - 1 час 48 мин. Точные времена катапультирования и приземления космонавта неизвестны
 
Назначение: Первый пилотируемый полёт.
 
Конструкция: Вес космического корабля-спутника с пилотом-космонавтом без учета веса конечной ступени ракеты-носителя составил 4725 кг.
 
Научная программа: Первый полет человека в космос. Исследования влияния факторов космического полета на человека.
 
Хроника полета: 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут мск с космодрома Баконур стартовала РН Восток (8K72K) с первым в мире пилотируемым космическим кораблем «Восток». Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» являлся гражданин СССР летчик майор Ю. А. Гагарин.
 
После набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли.
Корабль был выведен на орбиту высотой 181,4Ч327,7 км, наклонением 64°57' и периодом 89,34 минут.
 
Корабль вышел на более высокую орбиту чем расчитывалось в начале. Причиной этого оказалось то что во время выведения на 156-й секунде отказал блок питания антенн системы радиоуправления центрального блока А. Команда не прошла, двигатель блока А отключился позже расчетного времени, и апогей оказался намного выше запланированного. Если бы тормозная двигательная установка на «Востоке» не сработала, то корабль затормозился бы не на 5-7 сутки, как предусматривалось резервной системой посадки, а на 15-20 сутки. Естественно, космонавта к этому времени уже не было бы в живых.
 
Состояние невесомости наступило в 9 ч 21 мин по московскому времени. На короткий миг у Ю.А.Гагарина появилось ощущение полета в перевернутом положении, но почти моментально это ощущение пропало. С космонавтом была установлена и поддерживалась двухсторонняя радиосвязь. Частоты бортовых коротковолновых передатчиков составляли 9,019 мегагерца и 20,006 мегагерца, а в диапазоне ультракоротких волн 143,625 мегагерца. С помощью радиотелеметрической и телевизионной систем производилось наблюдение за состоянием космонавта в полете.
 
После выведения на орбиту корабль медленно вращался. Это было нормально: гашение возмущений корабля после разделения со ступенью не предусматривалось. Сибирские измерительные пункты слышали голос Гагарина: «Объект несколько вращается вправо. Хорошо! Красота! Самочувствие хорошее. Продолжаю полет. Все отлично проходит».
 
 
Карточки "стреляющего"
Анатолия Семеновича Кириллова.
 
После выхода на орбиту Ю.А.Гагарин, осторожно приоткрыл прозрачное забрало своего гермошлема. Параметры атмосферы в кабине нормальные. На всем протяжении полета температура автоматически поддерживалась в пределах 19-22°С, давление - 750-770 мм рт.ст., относительная влажность - 62-71%. При взгляде в иллюминатор Земля поражала невиданным доселе голубым ореолом, а небо - по космически темным цветом с очень яркими звездами.
 
Сразу после отделения корабля была включена циклограмма посадки. В 09:51 мск включилась автоматическая система ориентации, и в 09:55:10 «Восток» был сориентирован для схода с орбиты.
 
В соответствии с программой полета Ю.А.Гагарин поддерживал телефонную и телеграфную радиосвязь с Землей, вел наблюдения в иллюминаторы, контролировал работу систем корабля, в том числе системы ориентации (пользуясь оптическим устройством "Взор"). Свои наблюдения космонавт записывал в бортжурнал (а ведь это было непросто в состоянии невесомости), а также на магнитофон, таким же образом регистрировал результаты некоторых медицинских тестов.
 
В какой-то момент полета Ю.А.Гагарин решил, что настало время подкрепиться "космической" пищей. Он отведал специально изготовленное щавелевое пюре с мясом, мясной паштет и шоколадный соус, а затем с помощью мундштука запил обед консервированной водой. Этот эксперимент имел решающее значение для будущих, более продолжительных полетов в космос. Впервые все убедились, что в космическом полете можно принимать пищу и пить воду.
 
Уйдя из зоны связи камчатского пункта, «Восток» вскоре прошел над Гавайскими островами, пересек Тихий океан, обогнул с юга мыс Горн и приблизился к Африке. Самочувствие космонавта оставалось хорошим. Юрий Гагарин наблюдал Землю, звезды и космическое пространство, регистрировал показатели приборов и все это надиктовывал на бортовой магнитофон и записывал в бортжурнал. В невесомости от него «уплыл» карандаш - и писать стало нечем. В бортовом магнитофоне задолго до окончания полета закончилась пленка. Гагарин вручную перемотал ее на середину и продолжил запись, поэтому информация о середине полета (с 09:27 до 10:03 ДМВ) на пленке отсутствует.
 
В 10 ч 15 мин по московскому времени от автоматического программного устройства прошли команды на подготовку бортовой аппаратуры к включению тормозной двигательной установки.
 
В 10:25:34 прошло включение тормозной ДУ, но она выключилась за 0.5-1.0 сек до расчетного времени из-за окончания горючего (причина - залипание клапана, из-за чего часть горючего попала в полость разделительного мешка, а не в камеру сгорания). После окончания горючего магистрали наддува двигателя остались открытыми, и в них, а также в рулевые сопла по тангажу и рысканью под давлением около 60 атм стал поступать азот. Это привело к закрутке корабля со скоростью 30 °/с.
 
Вот как об этом рассказывал сам Ю.А.Гагарин:
«Получился «кордебалет»: голова-ноги, голова-ноги с очень большой скоростью вращения. Все кружилось. То вижу Африку, то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от Солнца, чтобы свет не падал в глаза. Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрывал шторки. Мне было интересно самому, что происходит. Я ждал момент разделения. Разделения нет...»
 
Досрочное отключение ТДУ нарушило штатную циклограмму спуска, и команда на автоматическое разделение СА и ПО не прошла. Они разделились по резервному варианту от термодатчиков на высоте 130 км (с задержкой от штатной циклограммы на 10 мин).
Катапультирование прошло на высоте около 7 км. На спуске в дополнение к основному по неизвестной причине вышел и раскрылся запасной парашют, а Юра несколько минут не мог открыть клапан дыхания. В остальном посадка в районе деревни Смеловка Саратовской области, недалеко от берега Волги, была нормальной. Расчетное место посадки было в 110 км южнее Сталинграда, но «Восток» сел с большим перелетом - и в хорошо знакомых Гагарину местах: в Саратове он учился, в Энгельсе проходил парашютную подготовку. «...В 10 часов 55 минут московского времени советский корабль «Восток» совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза», - сообщил ТАСС.
 
Лишь совсем недавно в историческом альбоме «Страницы истории: Покровск -Энгельс» появились данные, позволяющие уточнить обстоятельства посадки Гагарина. «В 10:48 ДМВ обзорный радиолокатор радиотехнического пункта наведения Энгельсско-го аэродрома зафиксировал цель в юго-западном направлении на высоте 8 км и удалении 33 км. Цели отслеживались локатором до земли... В 11:00 Гагарин приземлился недалеко от деревни Смеловка...».
 
Следовательно, катапультирование произошло чуть позднее 10:48, когда СА опустился до 7 км. Спуск на парашюте с этой высоты действительно должен занимать около 12 минут. По докладу Гагарина, СА приземлился раньше и ближе к берегу Волги - на 2-4 км. Время посадки СА должно быть близко к объявленному ТАСС-10:55 ДМВ.
 
Первыми встретили Гагарина на Земле жена лесника Анна Акимовна Тахта-рова с внучкой Ритой, следом с полевого стана прибежали механизаторы колхоза имени Шевченко из деревни Узмо-рье. На ЗиЛ-151 прибыл майор Ахмед Гасиев, который доставил космонавта в ракетный дивизион в д.Подгорье. После доклада командиру дивизии ПВО Ю.Вовку Гагарин поехал к кораблю. На пути его обнаружил вертолет Ми-4 поисковой группы. На нем Гагарин был доставлен в Энгельс, а оттуда в Куйбышев.
Так полетом Ю.А.Гагарина на корабле-спутнике «Восток» началась эра полетов человека в космос.
Полная продолжительность полета составила 108 мин.
 
Отрывки отчета Гагарина о полёте:
 
- Последняя предстартовая подготовка проходила утром. Она началась с проверки моего здоровья, После этого штатной командой боевого расчета производилось одевание скафандра. Скафандр надели правильно, подогнали, спрессовали. Затем положили меня на технологическое кресло, пробовали, как на скафандре лежит подвесная система, проверили вентиляцию скафандра, связь. Все действовало хорошо.
Затем состоялся выезд на стартовую позицию в автобусе. Мы вместе с моими друзьями-космонавтами (моим заместителем был Титов Герман Степанович) и начальниками поехали на старт...
- ...Надел гермоперчатки. Закрыл шлем. Минутная готовность - и старт. До этого было слышно, как разводили фермы. Ракета как бы немножечко покачивалась... Затем был произведен запуск, Шум приблизительно такой, как в самолете. Затем ракета мягко, плавно снялась со своего места. Я даже не заметил, как она пошла...
- Сижу, наблюдаю процесс подъема. Перегрузка плавно растет, но она вполне переносимая, как на обычных самолетах - примерно пять "же. При этой перегрузке я вел все время репортаж и связь со стартом. Было несколько трудно разговаривать, так как стягивало все мышцы лица. Несколько поднапрягся. Затем почувствовал резкий спад перегрузки.
Когда идет ракета, то "по взору" можно наблюдать, что она немножко колеблется вокруг продольной оси по крену, но колебания незначительные. Ракета как бы живет...
- Я вошел в тень Земли. Вход в тень очень резкий. До этого времени наблюдал сильное освещение через иллюминаторы. Приходилось оборачиваться от него, чтобы свет не попал в глаза. Затем посмотрел в один иллюминатор на горизонте ничего не видно, томно. В другой "взор" - тоже темно. Думаю, что же это такое? Но тут сообразил, что иллюминатор, очевидно, попал на Землю.
Когда я примерно проходил мыс Горн, в апогее мне сообщили, что корабль идет правильно, что все системы работают хорошо.
Воду и пищу я принял нормально. Принимать можно, никаких физиологических затруднений я при этом не ощутил. Чувство невесомости непривычное, по сравнению с той, которую испытываешь в земных условиях. Здесь возникает такое ощущение, как будто висишь в горизонтальном положении на ремнях.
Производил записи в бортжурнал. Пустил планшет, и он с карандашом плавал передо мною. Затем, когда мне надо было записать очередной доклад, и я взял планшет, то карандаша на месте не оказалось. Улетел куда то. Ушко было привернуто к карандашу шурупчиком. Но его, видимо, надо было или на клей посадить, или потуже завернуть. Этот шуруп вывернулся, и карандаш улетел. Свернул бортжурнал и вложил в карман, все равно не пригодится, писать же нечем...
Время работы тормозной двигательной установки составило точно 40 секунд. Как только включилась ТДУ, корабль начал вращаться вокруг своих осей с очень большой скоростью. Получился "кордебалет": голова-ноги, голова-ноги. То вижу Африку (над Африкой произошло всё это), то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от Солнца, чтобы свет не попадал в глаза. Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрыл шторки. Мне было интересно узнать самому, что происходит.
Я жду разделения. Разделения нет. По телефону доложил, что разделение не произошло. Прикинул, что все-таки сяду нормально, ток как тысяч шесть есть до Советского Союза, да Советский Союз тысяч восемь будет... Значит, до Дольнего Востока где-нибудь сяду. Шум поэтому не стал поднимать... Я рассудил, что обстановка не аварийная. Разделение произошло только в 10 часов 35 минут, а не в 10 часов 25 минут, как я ожидал.
- Начался плавный рост перегрузок. Колебания шара все время продолжались по всем осям. В плотных слоях атмосферы он заметно тормозился. По моим ощущениям, перегрузка была за 10 "жэ". Был такой момент, примерно секунды две-три, когда у меня начали расплываться показания на приборах. В глазах стало немного сереть. Снова поднатужился, поднапрягся. Это помогло, все как бы стало на свое место. Затем начался спад перегрузок. В шаре отчетливо можно было слышать, как он идет в плотных слоях атмосферы. Настроение было хорошее. Стало ясно, что сажусь не на Дальнем Востоке, а где-то здесь, вблизи расчетного района.
Хлопок - и крышка люка ушла. Произошло это быстро, хорошо, мягко. Ничем я не стукнулся, ничего не ушиб, все нормально. Вылетел я с креслом. На кресле сидел очень удобно, как на стуле. Я сразу увидел большую реку и подумал, что это Волга. Проходя парашютную подготовку, мы прыгали много раз вот над этим местом. Вниз я смотреть не мог, в скафандре этого сделать нельзя - жестко к спинке привязан.
Ветерок, как определил, был метров пять-семь. Только успел я это подумать, смотрю - земля. Ногами "тук". Приземление было очень мягким, земля еще не высохла. Я даже не почувствовал приземления.
...Подошла машина ЗИЛ-151. На в ней прибыл майор-артиллерист товарищ Галимов из дивизиона. Приехали в часть. Выставили часового у парашюта. Через командующего округом доложили в Москву. Поступила команда задержаться на месте приземления. К этому времени я уже снял оболочку скафандра. На мне была только голубая теплая одежда. Мне передали команду лететь в город Энгельс. Как только я вышел из вертолета, генерал Евграфов сразу же вручил мне телеграмму от Н.С. Хрущева. Я тут прослезился от наплыва чувств.
Вскоре нам позвонил Н.С.Хрущев. После этого генерал-полковником Агальцовым было принято решение лететь в Куйбышев. С трудом пробились через толпу, которая там образовалась. Всем хочется посмотреть. Добрались до машины. Прилетели. Ну, вот и все.
 
Результаты исследований: Самым главным результатом явилось то что человек способен работать в космосе. Космонавт принимал пищу и воду, поддерживал связь с землей, следил за влиянием невесомости на свой организм.
 
Читайте, смотрите и слушайте
Восток-2 (3КА №4)
 
Дата запуска - 06.08.1961 05:59:57 UTC (08:59:57 ДМВ)
Индекс - 1961-019A (1961-?1)
Каталог КК США - 00168
Космодром - Байконур (НИИП-5) Пл №1
Ракета-носитель - Восток (8K72K) E103-17
Посадка космонавта - 07.08.1961 в 07:18 UTC (10:18 ДМВ) в районе поселка Красный Кут Саратовской области
Пилот - ТИТОВ Герман Степанович, позывной "Орел"
Запасной пилот - Николаев Андриян Григорьевич
Длительность полета космонавта - 1 сут 1 час 11 мин (катапультирование); 1 сут 1 час 18 мин (приземление).
 
Назначение: Целью полета было исследование влияния на человеческий организм суточного полета по орбите, исследование работоспособности человека при длительном пребывании в условиях невесомости. Программа полета включала ручное управление кораблем, сон в условиях невесомости и т. д.
 
Конструкция: Масса космического корабля была 4731 кг. «Восток-2» имел некоторые отличия от первого «Востока-1». Была доработана радиосвязь, заменена телевизионная система. Телеметрию дополнила коротковолновая система «Сигнал», которая служила для пеленгации корабля и дублировала передачу основных медицинских параметров.
Хроника полета: 6 августа 1961 года с космодрома Байконур стартовал корабль Восток-2. В отличие от Ю.А.Гагарина период старта он воспринял спокойно.
 
Сообщение ТАСС о запуске передали лишь после того, как убедились: корабль на орбите, космонавт в полном порядке.
Состояние невесомости поначалу Г.С.Титов переносил хорошо, и опять же в начале этого состояния появилось ощущение полета в перевернутом положении.
 
Корабль был выведен на орбиту с высотой 178х257 км, наклоном 64°56' и периодом 88,6 минут.
При полете соблюдался обычный суточный цикл: трехразовое питание, сон и т.д.
 
Согласно программе полета Титов дважды (на 1-м и на 7-м витках) управлял кораблем вручную, выполнял его ориентацию и стабилизацию. В остальное время он был загружен проверкой бортовых систем и фотосъемкой Земли и космоса фотокамерой.
В начале 2-го витка Титов впервые провел киносъемку репортерской кинокамеры "Конвас" через иллюминатор и продолжал ею заниматься в течение всего полета короткими сеансами.
 
К четвертому витку вокруг Земли у космонавта появились явные признаки "морской" болезни: головокружение, поташнивание. Космонавту был предоставлен часовой отдых, но неприятные ощущения не проходили и резко усиливались при наблюдениях "бега Земли" в иллюминатор, при резких движениях головой. Однако, когда космонавт внутренне собирался смотрел прямо перед собой, недомогание исчезало. Волевой настрой помогал, Г.С.Титов сохранял хорошую работоспособность и старался делать все по программе. Он вел радиосвязь, ел и пил (хотя аппетита и небыло) специально приготовленную пищу. Вот меню его обеда: 150 г концентрата супа-пюре с хлебом, мясной и печеночный паштет в тубах, черносмородиновый сок.
 
Титов впервые в невесомости воспользовался ассенизационным устройством и даже выполнял физические упражнения (на 6-м витке).
 
Ему же первому удалось поспать в полете. Сначала сон не шел, почему-то мешали руки - их некуда было девать. В конце концов, подсунув их под ремни, космонавт уснул, сначала беспокойно, затем довольно крепко. Герман Титов не только первым спал в невесомости, но и первым... проспал время связи, чем вызвал большое беспокойство на Земле. Герман Титов вспоминал: «На корабле не было будильника, и «дежурная смена» моего мозга, настроенная на то, чтобы проснуться по программе в 2 часа ночи, сработала несколько раньше. Проснулся за 15 минут до назначенного времени. Решил быть пунктуальным и подремать эти 15 минут. Но когда открыл глаза второй раз, то увидел, что стрелка показывала 2 часа 35 минут! Проспал! Вот досада! Ведь на Земле могут подумать о каком-нибудь неблагополучии, могут всерьез забеспокоиться... Две минуты ушли на то, чтобы окончательно освободиться ото сна, и я приступил к работе».
 
Как нервничали на Земле эти 37 минут, остается только догадываться. Герман Степанович рассказывал, что вскоре после полета «появился анекдот: «Армянское радио спрашивают: почему Титов проспал в космосе? Радио отвечает: Титов проспал потому, что пользовался будильником Ереванского часового завода». На самом деле тогда никто космических часов еще не делал. Но к следующему полету промышленности была заказана разработка космического будильника».
 
После сна самочувствие несколько улучшилось, но недомогание все же не отпускало вплоть до появления первых перегрузок, когда уже исчезло состояние невесомости.
 
Обо всем происходящем Титов делал записи в бортжурнал и на бортовой магнитофон.
 
Титов проводил различные медицинские тесты, делал гимнастические упражнения (физзарядку). Были предусмотрены периоды отдыха, в течение которых Г.С.Титов мог пользоваться широковещательным приемником с плавной настройкой в КВ- и СВ-диапазонах. По своему усмотрению космонавт мог регулировать температуру в кабине корабля. В этом полете космонавт все еще не освобождался от ремней, которыми прижимался к креслу.
 
Приземление СА корабля «Восток-2» произошло не совсем штатно. После выключения тормозной двигательной установки СА и ПО разделились, но гермоплата электроразъема кабель-мачты не отстрелилась из-за ошибки в монтаже электроцепей. Отсеки оказались связанными кабелем, который отгорел только в плотных слоях атмосферы. Аналогичная ситуация была на 4-м и 5-м кораблях-спутниках, но тогда не хватило информации, чтобы разобраться в причинах.
 
Дальнейшее приземление СА и катапультировавшегося из него космонавта прошли штатно, но Титов сел в десяти метрах от железной дороги, по которой шел поезд. Для исключения подобных ситуаций в Госкомиссию хотели привлечь представителя Министерства путей сообщения, чтобы согласовать расписание поездов, но потом приняли решение перенести место посадки с Поволжья в Казахстан.
 
В период спуска, уже на участке парашютирования, частота сердечных сокращений у Г.С.Титова достигала 156 в минуту.
7 августа 1961 года после 25 часов 18 минут полета, совершив 17 витков, КК совершил посадку на землю.
Результаты полета: В этом полете был достигнут мировой рекорд продолжительности полета. Во время полета решением Президиума ЦК он был принят в члены КПСС. Г.С.Титов был и остается самым молодым космонавтом в истории. В день старта ему было 25 лет.
 
Этим полетом практически доказано, что человек может не только переносить длительное состояние невесомости, но и сохранять при этом работоспособность на должном уровне.
 
Во время полета осуществлялся непрерывный контроль за состоянием здоровья космонавта. Данные регистрировались специальными датчиками и с помощью телеметрической системы передавались на Землю. Кроме того, контроль за состоянием космонавта осуществлялся и с помощью двух телевизионных систем.
 
В этом полете космонавт впервые попробовал поесть, поспать. Впервые производилось фотографирование и киносъемка с борта корабля Земли и космоса. Впервые дала о себе знать "космическая болезнь движения", вызывающая головокружение и рвоту. Температура в кабине корабля опускалась до 4 градусов. Несмотря на все сложности, полет был успешно завершен посадкой корабля и космонавта вблизи Волги.
 
Восток-3 (Восток-3КА № 5)
 
Дата запуска - 11.08.1962 11:30 ДМВ (08:30 UTC)
Индекс - 1962-036A (1962-am1)
Каталог КК США - 00363
Космодром - полигон Тюратам (Байконур) (НИИП-5) СПл №1
Ракета-носитель - Восток (8K72K)
Посадка космонавта - 15.08.1962 09:52 ДМВ (06:52 UTC)
Место посадки: Южнее Караганды Казахской CСP (48°02' с.ш. 75°45' в. д.)
Продолжительность полета: 3 сут 22 час 09 мин 59 сек (катапультирование); 3 сут 22 час 22 мин (приземление)
Пилот - НИКОЛАЕВ Андриян Григорьевич, позывной "Сокол".
Запасные пилоты - БЫКОВСКИЙ Валерий Федорович, ВОЛЫНОВ Борис Валентинович.
 
Назначение: Получение опытных данных о возможности установления непосредственной связи между кораблями. Координированные действия пилотов-космонавтов двух кораблей. Проверка влияния одинаковых условий космического полета на человеческие организмы.
 
Было запланировано также проведение исследований и экспериментов, необходимых для решения ряда новых медико-биологических и технических проблем.
 
Первый в мире групповой полет двух кораблей. Установление мирового рекорда по продолжительности космического полета. Николаев впервые отвязался от кресла и свободно плавал в кабине корабля. Мировой рекорд продолжительности космического полета.
 
Конструкция: Масса космического корабля была 4722 кг. Обобщая результаты полетов Ю.А.Гагарина и Г.С.Титова, корабль был доработан. Доработки коснулись в основном скафандра космонавта. Надо было добиться, чтобы запасной парашют космонавта самопроизвольно не раскрывался и чтобы скафандр не мог заполниться водой при приводнении. Кроме того конструкторы устранили сбои в работе радиоаппаратуры и газоанализатора и другие замечания.
 
Для оперативного контроля за радиационной обстановкой в космическом пространстве на борту космических кораблей Восток-3 и Восток-4 была установлена специальная дозиметрическая аппаратура, показания которой автоматически передавались через радиотелеметрическую аппаратуру на наземные станции.
 
Хроника полета: 11 августа в 11 часов 30 минут московского времени с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель "Восток" с кораблем "Восток-3" который пилотировал Андриян Николаев. Корабль вышел на орбиту высотой 180,7х234,6 км наклонением 65° и периодом обращения 88,3 мин.
 
В первый день Андриян Николаев выполнил очень важный эксперимент: он отвязался от привязной системы и выплыл из катапультируемого кресла. Поплавав в кабине, он вернулся в кресло и пристегнулся к нему. Работать в корабле привязанным к креслу было очень неудобно, и отвязываться было нужно. Но тогда казалось, что такое «плавание» связано с большим риском. Если бы космонавт не смог вернуться в кресло и пристегнуться, тогда катапультирование при посадке было бы невозможным, и приземляться пришлось бы в спускаемом аппарате. В то время еще не было системы мягкой посадки, и космонавт подвергся бы серьезному риску при ударе о землю. Но эксперимент прошел хорошо. Андриян Николаев вспоминал:
 
«Наступил момент, когда по программе нужно было выйти из кресла. Я отвязал ремни и... поплыл к потолку. Чуть оттолкнулся пальцем от стенки кабины и, как мяч, отлетел к другой стене. Прямо как в сказке... Я стал легче пушинки! В течение часа работал в отвязанном состоянии. Перевернулся над креслом, ткнул пальцем в потолок кабины и очутился опять в кресле».
Николаев находился вне подвесной системы за четыре сеанса примерно 3,5 часа.
 
12 августа с космодрома "Байконур стартовал корабль "Восток-4" с Павлом Поповичем на борту.
 
Корабль «Восток-4» был выведен на орбиту так точно, что корабли оказались в непосредственной близости друг от друга. П.Попович вспоминает: «Вышел на орбиту, сразу его корабль увидел. Между нами было километра четыре (на самом деле минимальное расстояние составило около 6500 м). Андрей начал: «Беркут, Беркут, я - Сокол. Как меня слышите?» Я ему кричу: «Привет, Андрей! Я не только тебя слышу, я тебя вижу! Ты справа от меня летишь, как маленькая Луна». - «Ты чего, Беркут, - говорит Андрей, - нас же ругать будут» (за то, что общались открытым текстом, без позывных) Я: «Да брось ты! Пускай попробуют - доберутся до нас, чтобы нас ругать».
 
Высоты и периоды обращения кораблей, однако, отличались, и далее в течение трех суток «Востоки» удалялись друг от друга.
В течение всего полета космонавты выполняли технические эксперименты, вели кино- и фотосъемку Земли, ели, пили, спали, занимались физкультурой. Телевизионные изображения космонавтов, передававшиеся с борта кораблей, впервые транслировались по советской сети телевидения, а через систему «Интервидение» - в большинство стран Европы.
 
Вечером 13 августа Госкомиссия обсуждала возможность продления полета Николаева на четвертые сутки - аппетит приходит во время еды! Конструкторов беспокоило снижение температуры с 26°С после выведения до 13°С; правда, на последних семи витках эта температура стабилизировалась. Кроме того, в течение 10 ночных витков не работала телеметрическая аппаратура «Трал». Все главные конструкторы высказались за продление полета на сутки.
 
Решили поговорить по этому поводу с самим Николаевым, узнать его мнение. Николаев доложил: «Могу продолжить полет еще на одни сутки». 14 августа рано утром Госкомиссия приняла единогласное решение: завершать полет «Востока-3» на исходе 4-х суток - 15 августа.
 
15 августа в 9 часов 24 минуты по московскому времени была включена тормозная двигательная установка корабля "Восток-3". Совершив 64 витка вокруг Земли, корабль начал спуск в атмосфере. В 9 часов 39 мин произошло катапультирование Николаева из СА, в 9 часов 52 минуты, космонавт приземлился не далеко от спускаемого аппарата. «Восток-3» приземлился не на Волге, как предыдущие корабли, а в Казахстане южнее Караганды (48°02' с. ш. и 75°45' в. д.).
 
Результат полета: В результате успешного выполнения программы полета получен большой экспериментальный материал — записи на магнитофон, киноматериалы, радиотелеметрические записи, записи в бортовом журнале и т. д. Мощные ракеты-носители обеспечили выведение кораблей строго на заданные орбиты, что обеспечило наименьшее расстояние между кораблями — 6,5км.Запуск ракет при стартах осуществлялся с отклонениями меньше одной секунды от расчетного времени. Служба контроля за орбитами кораблей и координационно-вычислительный центр обеспечили высокую точность и быстроту анализа данных и прогнозирования движения кораблей.
 
Одним из наиболее важных результатов являются данные о длительном пребывании космонавтов состоянии невесомости. Их самочувствие было отличным, они сохранили работоспособность и выполнили всю программу полета. Тем самым практически доказана возможность длительного пребывания, нормальной жизнедеятельности и сохранения работоспособности в условиях невесомости для физически здорового, прошедшего специальную подготовку человека. В этом смысле результаты, полученные в ходе осуществления группового полета, имеют исключительное значение; как и предыдущие полеты, они представляют собой промежуточный этап на пути к еще более длительным, еще более дальним полетам, на пути человека к другим небесным телам.
 
Восток-4 (Восток-3КА № 6)
 
Дата запуска - 12.08.1962 11:02 мск (08:02:17 UTC)
Индекс - 1962-037A (1962-an1)
Каталог КК США - 00365
Космодром - Байконур (НИИП-5) Пл №1
Ракета-носитель - Восток (8K72K)
Посадка космонавта - 15.08.1962 09:59 ДМВ (06:59 UTC)
Место посадки: Южнее Караганды Казахской CСP 48°10' с.ш. 71°51' в. д.
Продолжительность полета: 2 сут 22 час 44 мин (катапультирование) 2 сут 22 часа 57 минут (приземление)
Пилот - ПОПОВИЧ Павел Романович, позывной "Беркут".
Запасные пилоты - КОМАРОВ Владимир Михайлович, ВОЛЫНОВ Борис Валентинович.
 
Назначение: Получение опытных данных о возможности установления непосредственной связи между кораблями. Координированные действия пилотов-космонавтов двух кораблей. Проверка влияния одинаковых условий космического полета на человеческие организмы.
 
Было запланировано также проведение исследований и экспериментов, необходимых для решения ряда новых медико-биологических и технических проблем.
 
Конструкция: Масса космического корабля была 4728 кг. Обобщая результаты полетов Ю.А.Гагарина и Г.С.Титова, корабль был доработан. Доработки коснулись в основном скафандра космонавта. Надо было добиться, чтобы запасной парашют космонавта самопроизвольно не раскрывался и чтобы скафандр не мог заполниться водой при приводнении. Кроме того конструкторы устранили сбои в работе радиоаппаратуры и газоанализатора и другие замечания.
 
Для оперативного контроля за радиационной обстановкой в космическом пространстве на борту космических кораблей Восток-3 и Восток-4 была установлена специальная дозиметрическая аппаратура, показания которой автоматически передавались через радиотелеметрическую аппаратуру на наземные станции.
 
Хроника полета: 12 августа в 11 часов 2 минуты московского времени с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель "Восток" с кораблем "Восток-4" который пилотировал Павел Попович. Корабль вышел на орбиту высотой 179,8х236,7 км наклонением 65° и периодом обращения 88,39 мин.
 
Корабль «Восток-4» был выведен на орбиту так точно, что оказался в непосредственной близости от корабля "Восток-3". П.Попович вспоминает: «Вышел на орбиту, сразу его корабль увидел. Между нами было километра четыре (на самом деле минимальное расстояние составило около 6500 м). Андрей начал: «Беркут, Беркут, я -Сокол. Как меня слышите?» Я ему кричу: «Привет, Андрей! Я не только тебя слышу, я тебя вижу! Ты справа от меня летишь, как маленькая Луна». - «Ты чего, Беркут, - говорит Андрей, - нас же ругать будут» (за то, что общались открытым текстом, без позывных) Я: «Да брось ты! Пускай попробуют - доберутся до нас, чтобы нас ругать».
 
Высоты и периоды обращения кораблей, однако, отличались, и далее в течение трех суток «Востоки» удалялись друг от друга.
12 августа Павел Попович эксперимент по выходу из кресла должен был провести Павел Попович. Он вспоминает: «Я отвязался, но не всплыл. Оказалось - плотно зажат в ложемент. Андрей мне посоветовал: «Ты оттолкнись от него». Я по привычке, как на Земле, оттолкнулся и как... врезался головой в потолок! Правда, голова шлемом была защищена, так что ничего страшного не случилось. Но по этой причине впервые на орбите раздался хороший русский мат...»
 
Попович находился вне подвесной системы за три сеанса примерно 3 часа.
 
В течение всего полета космонавты выполняли технические эксперименты, вели кино- и фотосъемку Земли, ели, пили, спали, занимались физкультурой. Телевизионные изображения космонавтов, передававшиеся с борта кораблей, впервые транслировались по советской сети телевидения, а через систему «Интервидение» - в большинство стран Европы.
14 августа рано утром Госкомиссия приняла решение: завершать полет «Востока-3» на исходе 4-х суток - 15 августа. Вечером того же дня обсуждалась возможность продления до 4 суток и полета Поповича. Когда об этом спросили Поповича, он согласился летать еще сутки и садиться на 65-м витке. Казалось, все решено, но...
 
15 августа в 7 утра Госкомиссия вновь обсуждала этот вопрос, так как температура в кабине «Востока-4» снизилась до минимально допустимого значения -10°С. Влажность тоже упала, и стали опасаться кислородной недостаточности. На принятие решения оставалось мало времени, заканчивался 48-й виток (плановая посадка должна была быть на 49-м витке). И тут с орбиты последовало сообщение Павла Поповича: «Наблюдаю грозу».
 
Все переполошились, так как по условному коду это означало, что тошнота космонавта дошла до рвоты. Волнение было таким, что разговор о продлении полета на 4-е сутки прекратился сам собой. Вскоре Попович всех успокоил - он доложил, что самочувствие хорошее и что он «наблюдал метеорологическую грозу и молнию», но время принятия решения о продлении полета было упущено. Так Павел Попович непроизвольно лишил себя одного дня полета.
 
15 августа в 9 часов 30 минут по московскому времени была включена тормозная двигательная установка корабля "Восток-4". Совершив 48 витков вокруг Земли, корабль начал спуск в атмосфере.
 
В 9 часов 46 мин произошло катапультирование Николаева из СА, в 9 часов 59 минут, космонавт приземлился не далеко от спускаемого аппарата. «Восток-4» приземлился не на Волге, как предыдущие корабли, а в Казахстане южнее Караганды (48°10' с. ш. и 75°51' в. д.).
 
Вот как Павел Попович вспоминает ту посадку: «Я катапультировался нормально на высоте 8000 м, а на высоте 1500 м от кресла отделился носимый аварийный запас (НАЗ) и повис на длинном леере. Это я почувствовал «задним местом». И вдруг меня начало раскачивать, как маятник с НАЗом в противовесе. Ведь он же 40 кг весит! Парашют начал постепенно разворачиваться и примерно на высоте 1000 м ветер задул мне в лицо. «Ну, думаю, Паша, попался ты... Ведь разобьет о землю, и ничего не сделаешь...» Метров за 40 до земли раскачка прекратилась, так как НАЗ плюхнулся на землю и меня как бы заякорил. Но все равно я сгруппировался, насколько позволил скафандр, и меня как шарахнет! Я трахнулся ногами, потом встал на голову и быстро отстегнул парашют. Потом как хряпнулся! Не сдержался, проматерился - и легче стало... Пошевелил руками, ногами - ну вроде все нормально. Снял скафандр, начал курочить радиостанцию (ни основная, ни резервная не работали). Потом вижу - самолет появился. Я тогда начал пускать ракеты. Они увидели меня и начали снижаться, а я начал бегать туда-сюда, чтобы показать, что жив-здоров, у меня все нормально и прыгать не надо - помощь не нужна. В самолете бригада врачей, которые должны мне оказывать помощь, и я подумал, что они при таком ветре все перебьются, ведь у них всего по 4-5 прыжков. Но они все же прыгнули... Получилась занятная картина: тот, кого они должны спасать, носится по степи и гасит купола... Врач, подполковник, подбегает ко мне, а лицо у него разодрано. Я говорю: «Йод есть?» - «Есть». - «Давай, я тебе смажу лицо...» После того, как суета закончилась, я огляделся. Смотрю: ничего себе, в степи камни острые торчат и площадка где-то 10 на 10 метров, свободная от этих камней. И я именно на нее приземлился...»
 
Павел Попович отлетал плановые трое суток (точнее, 2 суток 22 часа 57 минут).
 
Результат полета: В результате успешного выполнения программы полета получен большой экспериментальный материал — записи на магнитофон, киноматериалы, радиотелеметрические записи, записи в бортовом журнале и т. д. Мощные ракеты-носители обеспечили выведение кораблей строго на заданные орбиты, что обеспечило наименьшее расстояние между кораблями — 6,5км.Запуск ракет при стартах осуществлялся с отклонениями меньше одной секунды от расчетного времени. Служба контроля за орбитами кораблей и координационно-вычислительный центр обеспечили высокую точность и быстроту анализа данных и прогнозирования движения кораблей.
 
Одним из наиболее важных результатов являются данные о длительном пребывании космонавтов состоянии невесомости. Их самочувствие было отличным, они сохранили работоспособность и выполнили всю программу полета. Тем самым практически доказана возможность длительного пребывания, нормальной жизнедеятельности и сохранения работоспособности в условиях невесомости для физически здорового, прошедшего специальную подготовку человека. В этом смысле результаты, полученные в ходе осуществления группового полета, имеют исключительное значение; как и предыдущие полеты, они представляют собой промежуточный этап на пути к еще более длительным, еще более дальним полетам, на пути человека к другим небесным телам.
 
 
Фильм Звездные братья. (1962)
 
Описание
 
 - Центр подготовки космонавтов.
 - Заседание комиссии.
- А. Николаев и П. Р. Попович на тренировках, в том числе в барокамере, на тренажерах.
 - Врачебный осмотр космонавтов.
 - Испытание снаряжения.
 - Учебные тренировочные полеты.
 - Прыжки с парашютом.
 - Космонавты в домашнем, семейном быту, на отдыхе, в том числе на пляже у Черного моря, в Московском зоопарке, парке культуры и отдыха имени Горького.
 - Космодром.
 - А. Николаев перед стартом космического корабля "Восток-3", П. Попович перед стартом космического корабля "Восток-4".
 - Старты кораблей.
 - А. Николаев в кабине корабля во время полета.
 - А. Николаев на экране телевизоров.
 - Приземление А. Николаева на парашюте.
 - Центр управления полетами, аппаратная московского телевидения.
 - Сотрудники у приборов.
 - Н. С. Хрущев и Л. И. Брежнев разговаривают по телефону с Николаевым и Поповичем.
 - Пресс-конференция Николаева и Поповича.
 - Торжественная встреча космонавтов на Внуковском аэродроме, проезд в автомобилях (с Н. С. Хрущевым) по г. Москве.
 - Демонстрация и митинг на Красной площади.
 - Выступают (синхронно): Хрущев, Попович, Николаев.
 - Вручение А. Николаеву и П. Поповичу Золотой Звезды Героя Советского Союза в Кремле Л. И. Брежневым.
 - Беседа космонавтов с Хрущевым.
 - Обсерватория в Западной Германии.
 - Астрофизический центр в Токио.
 - Продажа газет с фотографиями космонавтов в разных странах.
 - Хроника: Демонстрация на Красной площади 14 апреля 1961 г. в честь полета Ю. Гагарина.
 - Посещение Гагариным гг. Каира, Афин, Токио; Австрии.
 - Демонстрация на Красной площади 6 августа 1961 г. в честь полета Г. Титова.
 - Г. Титов в гг. Суродай (Индонезия), Нью-Йорке, Вашингтоне(США), Ханое(Вьетнам).
 - Вид земли из космоса.
 - Пейзажи Чувашии, реки Волги.
 - Митинги на промышленных предприятиях.
 
Восток-5 (Восток-3КА № 7)
 
Дата запуска - 14.06.1963 14:58:59 ДМВ (11:58:59 UTC)
Индекс - 1963-020A
Каталог КК США - 00591
Ракета-носитель - Восток (8K72K)
Космодром - Байконур (НИИП-5) Ст.Пл. №1
Посадка космонавта - 19.06.1963 14:06 ДМВ (11:06 UTC)
Место посадки: 540 км северо-западнее г.Караганда Казахской ССР
Продолжительность полета: 4 сут 22 час 56 мин 41 сек (катапультирование); 4 сут 23 час 07 мин (приземление)
Пилот - Быковский Валерий Федорович, позывной: «Ястреб».
Запасные пилоты - Волынов Борис Валентинович, Леонов Алексей Архипович.
 
Особенности полета: Поставлен рекорд продолжительности полета. Во время полета решением Пленума ЦК Быковский был принят в члены КПСС.
 
Программа исследований: Во время полета космонавт выполнял большую программу работ по управлению различными системами корабля и контролю за ними. Космонавт поддержал радиосвязь с Землей и между кораблями. Кроме того, космонавт проводил и научные наблюдения - астрономические, геофизические и биологические.
 
Основные медико-биологические исследования при полете Быковского сводились к изучению: длительного влияния на человеческий организм всех факторов, связанных с космическим полетом; психофизиологических возможностей и работоспособности человека в условиях длительной (на тот период развития космонавтики) невесомости в сочетании с другими факторами полета; особенностей реакций организма женщины на воздействие условий космического полета; суточной периодики физиологических процессов человека в космическом полете; эффективности методов отбора и специальной подготовки космонавтов; работы системы медико-биологического контроля за состоянием космонавтов и микроклиматом кабины корабля; эффективности работы систем жизнеобеспечения и средств безопасности в космическом полете.
 
Особенности конструкции: При подготовке к полету кораблей «Восток-5» и «Восток-6» был преодолен ряд трудностей, связанных с обеспечением хорошего качества изображения. Так, например, была решена техническая задача равномерного освещения кабины с тем, чтобы освещенность не ухудшалась даже при покидании космонавтом кресла; достигнута автоматическая регулировка яркости изображения в случае изменения освещенности и разработана специальная светосильная оптика. Для сужения ширины спектра частот, занимаемого при передаче, была использована пониженная частота кадров. На Московском телецентре приходящие сигналы синхронизации регистрировались с целью уменьшения искажений, возникающих в линиях передачи.
 
Хроника полета: Старт «Востока-5» с Валерием Быковским на борту состоялся 14 июня около 17 часов местного времени, с задержкой на 3 часа.
 
Когда корабль вышел на орбиту (181x235 км, 65°, 88.4 мин), выяснилось, что ее высота значительно ниже расчетной. Гарантированное время существования корабля оказалось всего 10-11 суток, но это расчетное. Реально же могло оказаться, что уже на 8-е сутки корабль самопроизвольно «зароется» в атмосферу и совершит неуправляемый спуск. Появилась серьезная вероятность того, что полет на восемь суток окажется невозможен.
 
Между тем Валерий Быковский быстро адаптировался к невесомости. Он даже смог наблюдать третью ступень ракеты-носителя, летящую параллельным курсом. Но когда космонавт отвязался и подплыл к иллюминатору, то увидел антенны корабля и болтающийся кусок обшивки. Сообщение об этом вызвало некоторый переполох на Земле...
 
На 4-м витке, по уже сложившейся традиции, Быковский поговорил с руководителем СССР Н.С.Хрущевым, который сказал: «Поздравляю вас, Валерий Федорович, с успешным полетом. Мы уверены, что вы выполните программу полета. Мы ждем вас на нашей советской земле. Советский народ встретит вас как положено. До скорой встречи!»
 
Самочувствие космонавта в ходе всего полета оставалось хорошим. На пятом витке его можно было наблюдать по телевидению.
В ходе полета Быковский нормально пил, ел, спал и на третьи сутки полета после дозы слабительного воспользовался ассенизационным устройством (АСУ). Валерий Федорович вспоминает: «Я передал очередное сообщение, в котором сказал, что у меня был космический стул. Из-за помех радиосвязи радист на пункте управления принял вместо слова «стул» - «стук». На пункте управления поднялся переполох. Посыпались вопросы: «Что случилось с кораблем, что застучало, какой характер стука: скользящий, шипящий, скребущий и т.д.?» Пришлось разъяснять, что был космический стул, или, попросту говоря, я воспользовался ассенизационным устройством. В ответ я услышал дружный смех...»
 
В течение всего полета В.Ф.Быковский вел наблюдения Земли, Солнца, звезд. Несколько раз брал управление кораблем на себя и успешно ориентировал «по-посадочному». Быковский проводил и научные эксперименты, в частности впервые вел наблюдение за ростом гороха, экспериментировал с пузырьком воздуха в пробирке с жидкостью. Проводил киносъемку Земли, Луны, горизонта на черно-белую пленку. К сожалению, кассеты в кинокамере заедало, а одна вообще оказалась незаряженной. Занимался Быковский и физкультурой, в т.ч. с резиновым жгутом. Регулярно проводил телевизионные сеансы связи.
 
16 июня на орбиту стартовал "Восток-6" с Валентиной Терешковой (позывной "Чайка").
 
18 июня в связи с резким снижением орбиты «Востока-5» ввиду солнечной активности Госкомиссия приняла решение: «Ястреба» сажать на 82-м витке, т.е. к исходу пятых суток; «Чайку» сажать на 49-м витке.
 
19 июня была выдана команда на посадку корабля «Восток-5». Все прошло штатно, двигатель отработал на торможение положенные 39 секунд. После этого и вплоть до разделения отсеков корабль беспорядочно вращался. Катапультирование прошло нормально. Быковский приземлился в казахстанской степи между двух деревень.
 
Вскоре к нему подъехал всадник, затем люди на машине. Пока он снимал скафандр, собралось более 100 человек. В небе появились поисковые самолеты Ан-2 и Ил-14, но связаться с ними Быковскому не удалось: мешали люди. Затем на «Волге» его отвезли к спускаемому аппарату, который приземлился в 1,5-2 км. Оттуда Быковского эвакуировали в Кустанай, где он и заночевал. Позже выяснилось, что и у него перелет расчетного места посадки составил около 2°.
 
Результаты полета: Успешное прогнозирование активности Солнца и постоянный контроль за ним, соответствующий выбор орбит и точное выведение кораблей на заданные орбиты наряду со специальными мерами защиты от воздействия радиации привели к тому, что суммарная доза радиации, полученная Быковским, равна 35— 40 миллирад.
 
Как предстартовый период, так и весь полет космонавты перенесли хорошо и выполнили запланированный объем работы. Частота пульса у Быковского колебалась в полете от 46 до 80 ударов в мин., частота дыхания — от 12 до 22 в мин.
Между кораблями и Землей поддерживалась устойчивая радиосвязь на коротких и ультракоротких волнах. Впервые была применена дуплексная связь на ультракоротких волнах; в бортовой аппаратуре были использованы фильтры, позволившие космонавтам принимать радиосигналы с Земли при одновременной работе своего бортового передатчика без помех от него.
 
Значительно была расширена наземная сеть радиосвязи, чем обеспечивалось качество связи и дальность передач. С кораблей принимались телевизионные передачи, которые передавались по наземным линиям связи на Московский телецентр и оттуда в телевизионную сеть СССР, а также в системы Интервидения и Евровидения.
 
Восток-6 (Восток-3КА № 8)
 
Дата запуска - 16.06.1963 12:29:51 ДМВ (09:29:52 UTC)
Индекс - 1963-023A
Каталог КК США - 00595
Космодром - Байконур (НИИП-5) Ст.Пл. № 1
Ракета-носитель - Восток (8K72K)
Посадка космонавта - 19.06.1963 11:20 ДМВ
Место посадки: 620 км северо-восточнее г.Караганда, Казахская ССР
Продолжительность полета: 2 сут 22 час 40 мин 48 сек (катапультирование); 2 сут 22 час 50 мин (приземление)
Пилот - Терешкова Валентина Владимировна, позывной «Чайка».
Запасные пилоты - Соловьева Ирина Баяновна, Пономарева Валентина Леонидовна
 
Особенности полета: В.В.Терешкова - первая в мире женщина, полетевшая в космос. До сих пор она является единственной женщиной, совершившей космический полет в одиночку (без экипажа).
 
Программа исследований: Во время полета Терешкова выполняла большую программу работ по управлению различными системами корабля и контролю за ними. Она поддерживала радиосвязь с Землей и между кораблями. Кроме того, Валентина проводила и научные наблюдения — астрономические, геофизические и биологические.
 
Основные медико-биологические исследования при полете Терешковой сводились к изучению: длительного влияния на человеческий организм всех факторов, связанных с космическим полетом; психофизиологических возможностей и работоспособности человека в условиях длительной (на тот период развития космонавтики) невесомости в сочетании с другими факторами полета; особенностей реакций организма женщины на воздействие условий космического полета; суточной периодики физиологических процессов человека в космическом полете; эффективности методов отбора и специальной подготовки космонавтов; работы системы медико-биологического контроля за состоянием космонавтов и микроклиматом кабины корабля; эффективности работы систем жизнеобеспечения и средств безопасности в космическом полете.
 
Особенности конструкции: При подготовке к полету кораблей «Восток-5» и «Восток-6» был преодолен ряд трудностей, связанных с обеспечением хорошего качества изображения. Так, например, была решена техническая задача равномерного освещения кабины с тем, чтобы освещенность не ухудшалась даже при покидании космонавтом кресла; достигнута автоматическая регулировка яркости изображения в случае изменения освещенности и разработана специальная светосильная оптика. Для сужения ширины спектра частот, занимаемого при передаче, была использована пониженная частота кадров. На Московском телецентре приходящие сигналы синхронизации регистрировались с целью уменьшения искажений, возникающих в линиях передачи.
 
Хроника полета: 16 июня в 12:30 ДМВ московского времени стартовал корабль "Восток-6" с Валентиной Терешковой на борту. Вся подготовка ракеты-носителя и космического корабля, а также старт «Востока-6», в отличие от «Востока-5», прошли без замечаний и каких-либо задержек.
 
Корабль «Восток-6» вышел на расчетную орбиту (183x233 км, 65°, 88.3 мин). По докладам первой женщины-космонавта, самочувствие ее было хорошим, все системы корабля работали нормально. Радиосвязь как с Землей, так и с Валерием Быковским поддерживалась устойчиво. Вот только увидеть космонавтам друг друга не удалось... В ходе полета Валентина Терешкова вела киносъемку Земли и Луны. Биологические эксперименты она не проводила, так как не смогла достать объекты из укладки.
 
На вторые сутки, 17 июня, руководители полета обратили внимание на не всегда четкие, уклончивые ответы Терешковой на вопросы. Это насторожило и вызвало сомнение в ее бодрых докладах о хорошем самочувствии.
Впоследствии Валентина Владимировна в отчете Госкомиссии отмечала, что первые сутки она скафандр практически не ощущала. На вторые сутки появились ноющие боли в правой голени, которые не проходили до окончания полета. Гермошлем мешал и давил на плечо. Под датчиком на голове ощущался зуд и боль. Несмотря ни на что, по утверждению Терешковой, ее самочувствие было хорошим в течение всего полета, но однажды ее стошнило. Винила она в этом не вестибулярные расстройства, а плохое качество пищи. Бортовой журнал Терешкова не вела, так как оба карандаша сломались. Радиосвязь с «Ястребом» (Быковский на Восток-5) Терешкова поддерживала до вторых суток и даже пела ему песни. Затем из-за расхождения кораблей по орбитам радиосвязь между космонавтами отсутствовала.
 
18 июня в связи с резким снижением орбиты «Востока-5» ввиду солнечной активности Госкомиссия приняла решение: «Восток-5» сажать на 82-м витке, а «Чайку» сажать на 49-м витке. В этот день Терешкова должна была опробовать ручное управление, но с первого раза выполнить ориентацию корабля «по-посадочному» ей не удалось. Это вызвало большое напряжение на Земле, ведь если откажет автоматическая система, то возвращение корабля станет невозможным. Но на 45-м витке Б.В.Раушенбах и летавшие космонавты провели с Терешковой инструктаж - и утром 19 июня, за несколько часов до посадки, ручная ориентация корабля была все же выполнена. Космонавтка в течение 15 минут поддерживала необходимую ориентацию корабля, о чем радостно доложила на Землю. Свою неудачу Валентина объяснила тем, что было трудно работать с пультом. Она не дотягивалась до «Глобуса» и других приборов, и пришлось отвязываться от кресла.
 
Первым, как и планировалось, возвратили на Землю корабль «Восток-6». 19 июня в 09:39:40 ДМВ на борт была выдана команда на включение цикла автоматической посадки. Команда «прошла» - но доклада Терешковой об этом, а также о построении ориентации, о включении и выключении ТДУ и о других этапах спуска не последовало. На Земле поднялось нешуточное волнение - ведь никто не знал, что с кораблем и космонавтом...
 
Валентина Владимировна вспоминала, что когда покрытие СА горело, то мимо иллюминатора летели хлопья, а кабина наполнилась дымом. Катапультирование прошло мягко - и Терешкова опустилась на Землю в 400 м от СА. Из-за невозможности управлять парашютом Валентина приземлилась спиной и сильно ударилась лицом о шлем скафандра. В результате - разбитый нос и синяк под глазом. Прибежавшие люди помогли Терешковой снять скафандр, и она в знак благодарности подарила им образцы бортовой пищи. А они, в свою очередь, накормили ее картошкой с луком и напоили кумысом. Это было строжайше запрещено - но эйфория от возвращения из космоса заставила забыть инструкции.
 
А информации, что же происходит с «Востоком-6», так и не было! На Земле напряжение все возрастало. Только через два часа после посадки выяснилось, что Терешкова приземлилась нормально, но место посадки оказалось дальше расчетного на 2". Еще через час ее обнаружил самолет поисковой службы, откуда спустились два парашютиста. Через три часа В.Терешкова смогла доложить лично Н.С. Хрущеву об успешном окончании полета.
 
Как выяснилось позже, вместо устных докладов Терешкова передавала информацию об ориентации корабля, включении и выключении ДУ и ходе спуска по азбуке Морзе «на ключе», но эти сигналы никто не принимал. Все ждали устного доклада на других частотах.
 
Результаты полета: Успешное прогнозирование активности Солнца и постоянный контроль за ним, соответствующий выбор орбит и точное выведение кораблей на заданные орбиты наряду со специальными мерами защиты от воздействия радиации привели к тому, что суммарная доза радиации, полученная Терешковой очень невелики и равна  25 миллирад.
 
Как предстартовый период, так и весь полет космонавты перенесли хорошо и выполнили запланированный объем работы. Частота пульса у Терешковой колебалась от 58 до 84 ударов в мин., частота дыхания — от 16 до 22 в мин.
 
Между кораблями и Землей поддерживалась устойчивая радиосвязь на коротких и ультракоротких волнах. Впервые была применена дуплексная связь на ультракоротких волнах; в бортовой аппаратуре были использованы фильтры, позволившие космонавтам принимать радиосигналы с Земли при одновременной работе своего бортового передатчика без помех от него. Значительно была расширена наземная сеть радиосвязи, чем обеспечивалось качество связи и дальность передач. С кораблей принимались телевизионные передачи, которые передавались по наземным линиям связи на Московский телецентр и оттуда в телевизионную сеть СССР, а также в системы Интервидения и Евровидения.
 
Читайте также:
 
Источник: www.spacenet.h1.ru