Конструкция космических кораблей "ВОСТОК"
 
Согласно проекту, космический корабль «Восток» выводился трёхступенчатой ракетой-носителем 8К72К «Восток» на низкую околоземную орбиту высотой 250…320 км, совершал орбитальный полёт, завершавшийся включением тормозной двигательной установки (ТДУ) со снижением высоты и скорости полёта, разделением отсеков и спуском спускаемого аппарата в атмосфере Земли.
 
Ракета-носитель 8К72К, позднее получившая название «Восток», имела стартовую массу 287 т, общую длину - 38,36 м, максимальный поперечный размер - 10,3 м. Двигатели первой ступени имели тягу 102 т (4 блока), второй - 96 т, третьей - 5,56 т.
 
Для ускорения отработки корабля «Восток» его проект был разделён на 3 стадии: «Восток-1П», «Восток-1», «Восток-3».
 
«Восток-1П» - 1КП - корабль для отработки основных систем, систем управления, ориентации и пр..
 
«Восток-1» - 1К (11Ф61) - предназначался для проверки СЖО, которая была рассчитана на полёт двух собак, а также других мелких биологических объектов: крыс, морских свинок, мышей и т.д., а также для отработки основных систем пилотируемого корабля («Восток-3») и спутника-фоторазведчика («Восток-2»).
 
«Восток-3» - 3К (11Ф63) - штатный корабль для полёта человека.
 
Обозначение «Восток-2» и «Восток-4» первоначально имели спутники-фоторазведчики, затем названные «Зенит».
 
Первоначально С.П. Королёв потребовал от проектантов установки на пилотируемый корабль дублирующей ТДУ. Поскольку для компенсации веса ТДУ требовалось снять часть бортовой аппаратуры, а также произвести переделку основной конструкции корабля и пересчитать его прочностные характеристики, то проектанты убедили Королёва в невыполнимости этого требования в установленные сроки. Пилотируемый корабль с недублированной ТДУ получил обозначение 3КА.
 
Восток 1К
 
«Восток-1» предназначался для беспилотной отработки бортовых систем пилотируемого корабля 3К и фоторазведывательного спутника 2К.
 
Если о наличии на борту фоторазведывательной аппаратуры (разработка КГБ, К.В. Булгаков, и Красногорский механический завод, Н.М. осмический корабль 3КА «Восток» имел стартовую массу (без головного обтекателя) 4,725 т, в т.ч.: СА - 2,46 т, приборный отсек - 2,265 т. Длина «Востока» по корпусу составляла 4,3 м, диаметр по корпусу - 2,5 м, диаметр СА - 2,3 м, свободный объём СА - 1,6 куб. м. Егоров) не сообщалось, то о наличии научной аппаратуры сообщалось подробно.
 
В корабле 1К был установлен катапультируемый контейнер, являвшийся одним из вариантов контейнера, разработанного для будущих полетов человека. В контейнере были расположены: кабина для животных с лотком, автоматом кормления, ассенизационным устройством, системой вентиляции и т.д.; катапультные и пиротехнические средства; радиопередатчики для пеленгации контейнера, телекамеры с системой подсветки и зеркал, блоки с ядерными фотоэмульсиями. Кабина животных была изготовлена из листового металла.
 
Впереди на спускаемом аппарате 1К, в отличие от 3К, размещались два полудиска экспериментальной солнечной батареи диаметром 1000 мм, ориентирующейся на Солнце с помощью специальной системы, независимо от положения корабля.
Максимальные перегрузки при спуске СА составляли 10 g. Катапультирование контейнера с животными происходило на высоте 7-8 км, а приземление со скоростью 6-8 м/с. СА приземлялся со скоростью 10 м/с.
 
Все беспилотные корабли оснащались системой автоматического подрыва (АПО) (НИИ-137, В.А.Костров).
 
Ведущим конструктором этих кораблей был Олег Генрихович Ивановский.
 
 1 - спускаемый аппарат;
 2 - катапультируемый контейнер с
       животными;
 3 - баллоны со сжатым газом системы
       ориентации;
 4 - приборный отсек;
 5 - антенны системы связи с Землей
       «Заря»;
 6 - тормозная двигательная установка;
 7 - антенны системы «Сигнал»;
 8 - антенны телеметрии;
 9 - жалюзи системы
      терморегулирования;
10 - солнечный датчик;
11 - антенны командной радиолинии;
12 - солнечная батарея.
 
 
Восток 3КА
 
Корабль состоял из двух отсеков: спускаемого аппарата (СА) и приборного отсека (ПО) с тормозной двигательной установкой ТДУ-1. Отсеки механически соединены между собой с помощью металлических лент и пиротехнических замков.
 
Спускаемый аппарат
 
Масса СА - 2,46 т, диаметр - 2,3 м, объем - 5,2 куб. м, свободный объем - 1,6 куб. м - предназначен для размещения космонавта, в нем космонавт спускается до высоты 7 км. Герметичный корпус СА (алюминиевый сплав) имеет сферическую форму (диаметр 2,2 м). Снаружи корпус покрыт тепловой защитой с переменной толщиной (максимально - до 0,18 м в лобовой части; минимально - до 0,03 м в тыльной части СА). Наружные обводы СА, включая теплозащиту, имеют сферическую форму с диаметром 2,3 м. Форма СА и положение его центра масс обеспечивают аэродинамическую устойчивость СА, рассчитанного на спуск по баллистической траектории. В верхней части корпуса СА расположены три люка диаметром 1 м. Один из них, находящийся со стороны ног космонавта, - технологический, обеспечивающий проведение различных операций на Земле.
 
Через второй люк (напротив технологического) осуществляется посадка космонавта и катапультирование кресла с космонавтом при парашютировании СА на участке спуска в атмосфере или при аварии ракеты-носителя на начальном этапе выведения на орбиту. Через третий люк (расположенный между первыми двумя) выстреливается парашют, на котором спускается СА. Второй и третий люки закрыты отделяемыми (с помощью пиротехнического устройств) крышками.
 
СА имеет три иллюминатора, два из которых размещены на крышках люков. Внутри СА расположены: парашютный контейнер вместимостью 330 куб. дм (площадь основного купола - 574 кв. м, скорость приземления на основном парашюте - 10 м/с); катапультируемое кресло космонавта (с 2-мя твердотопливными ракетными двигателями) с основным и вспомогательным парашютами, аварийным запасом снаряжения и питания (включая средства пеленгации); приборы и оборудование основных и вспомогательных систем корабля (жизнеобеспечения, терморегулирования, электропитания, навигации и управления, телеметрии, пульт космонавта, оптический ориентатор, ручка управления, средства пеленгации, радиосвязи и т.д.). Внутри корпус и оборудование СА покрыты теплоизоляцией в сочетании с декоративной обшивкой. Снаружи СА находятся: атенны командной радиолинии (установлены на металлических лентах, крепящих СА к ПО), отделяемая часть платы кабель-мачты, связывающей СА с ПО, узел крепления лент, соединяющих СА и ПО.
 
 1 - ленточные антенны системы связи
      с Землей «Заря»;
 2 - приборный отсек;
 3 - жалюзи системы
       терморегулирования;
 4 - сопла ориентации ТДУ;
 5 - антенны связи системы «Сигнал»;
 6 - тормозная двигательная установка;
 7 - антенны телеметрии;
 8 - солнечный датчик;
 9 - космонавт в катапультируемом
       кресле;
10 - иллюминаторы;
11 - телекамера;
12 - ручка управления ориентацией;
13 - приборная доска;
14 - антенны командной радиолинии;
15 - спускаемый аппарат;
16 - баллоны со сжатым газом системы        ориентации;
17 - кожух электроразъемов;
18 - контейнер с пищей;
19 - стяжные ленты.
 
Для обеспечения безопасности космонавт на всех участках полета находился в скафандре СК-1, подключенном к бортовой системе жизнеобеспечения (СЖО). СК-1 имел возможность поддерживать пребывание космонавта в разгерметизированной кабине в течение 4-х часов и при катапультировании на высоте 10 км. На корабле «Восток-6» космонавт В.В.Терешкова выполнила полет в специальном женском скафандре СК-2. Скафандры СК-1 и СК-2 были разработаны и изготовлены на Машиностроительном заводе №918 (ныне - Научно-производственное предприятие «Звезда») под руководством С.М.Алексеева.
 
На участке спуска (высота 7 км) осуществлялось катапультирование космонавта с креслом и неприкосновенным запасом. После удаления кресла с космонавтом от СА на безопасное расстояние космонавт отделялся от кресла и спускался на парашюте (скорость приземления - 5 м/с); раскрытие парашюта СА происходило на высоте 4-х км.
 
Конструкции и системы были рассчитаны на возможность приземления СА с космонатом на борту без катапультирования. Во время полета на КК "Восток" была возможность наблюдать за космонавтом на орбите. Телевизионная аппаратура, используемая при пилотируемом полете, из-за ограниченной пропускной способности имеющихся каналов связи передавала изображение с малой четкостью - всего 100 строк в кадре при частоте 10 кадров в секунду. Для передачи сообщений космонавта на  Землю использовалась голосовая связь или аппарат Морзе.
 
Бортовая СЖО (ОКБ-124, Г.И.Воронин) поддерживала в СА нормальную атмосферу с давлением 755-775 мм рт.ст. В СА находились запасы воды, пищи и емкости для сбора отходов.
 
Космонавт имел возможность поддерживать двустороннюю радиосвязь с Землей по одной УКВ и по двум КВ-радиолиниям (система «Заря», разработка НИИ-695, Л.И.Гусев). КВ-передатчики системы «Сигнал» (19.995 МГц) предназначались для передачи данных о самочувствии космонавта. Дублированный комплект радиоаппаратуры «Рубин» (Отдельное конструкторское бюро Московского энергетического института - ОКБ МЭИ, А.Ф.Богомолов) обеспечивал траекторные измерения командно-измерительным комплексом. В ОКБ МЭИ также была разработана и радиотелеметрическая система «Трал П1».
 
На борту имелся широковещательный радиоприемник. Два комплекта приемных и дешифрирующих устройств командной радиолинии (НИИ-648, А.С.Мнацаканян) обеспечивали прием на корабле 63-х управляющих команд.
 
Для управления кораблем имелись система управления движением (по сути - ориентации и спуска) «Чайка» (ОКБ-1, Б.В.Раушенбах), оптический ориентир «Взор» (ЦКБ-598, Н.Г.Виноградов), приборная доска, пульт управления и ручка ориентации (ЛИИ, Н.С.Строев).
 
Приборный отсек
 
Масса ПО - 2,265 т, максимальный диаметр - 2,43 м, длина - 2,25 м, объем - 3 куб. м - предназначен для размещения аппаратуры и оборудования основных систем КК, обеспечивающих орбитальный полет.
 
Приборный отсек представлял собой два соединенных основаниями усеченных конуса, выполненных из алюминиевого сплава. Со стороны СА корпус представляет собой вогнутую сферическую оболочку, с противоположной стороны в корпусе имеется цилиндрическая ниша, в которой размещается ТДУ-1 (ОКБ-2, A.M.Исаев), тягой 1600 кгс. Резервной ТДУ на корабле не было, поэтому его планировалось выводить на низкую орбиту, с которой корабль сошел бы самостоятельно при аварии ТДУ за счет естественного торможения в атмосфере до того, как истекут ресурсы СЖО космонавта.
 
Внутри ПО размещаются: приборы системы ориентации и управления движением, командно-логического управления и электропитания; аппаратура и оборудование радиосвязи с Землей; приборы телеметрии; программно-временные устройства.
 
Снаружи ПО установлены шаровые баллоны с азотом системы ориентации КК с управляющими соплами (2 секции по 8 сопел в каждой с тягой одного сопла 14,7 Н), датчик солнечной ориентации, датчики системы телеметрии, радиационная поверхность системы терморегулирования с жалюзи и их приводами, баллоны с кислородом для системы жизнеобеспечения.
 
СА крепился к ПО металлическими лентами. Как и СА, ПО был сделан герметичным и перед полетом заполнялся азотом. Снаружи на ПО размещались два комплекта газовых ракетных двигателей (ГРД) системы ориентации КК, работавших на сжатом азоте, который поступал из сферических баллонов, также располагавшихся на ПО. В каждом комплекте было по 8 ГРД с тягой по 1.5 кгс. Кроме того, на ПО размещались сферические баллоны со сжатым воздухом для СЖО, 4 антенны переговорной радиолинии КВ-диапазона, 4 антенны радиоконтроля орбиты (РКО), антенна широковещательного приемника, 2 антенны системы «Сигнал», 4 антенны радиотелеметрической системы, жалюзи радиатора-излучателя системы терморегулирования, датчик солнечной ориентации.
 
В целом космический корабль 3КА «Восток» имел стартовую массу (без головного обтекателя) 4,725 т,
 
Электропитание систем корабля осуществлялось от серебряно-цинковых аккумуляторных батарей (ВНИИИТ, Н.С. Лидоренко). Основная батарея устанавливалась в ПО, дополнительная - в СА.
 
Всего в различных системах корабля были использованы: 421 электронная лампа, более 600 полупроводниковых транзисторов, 56 электродвигателей, около 800 реле и переключателей. Суммарная длина электрических кабелей составила около 15 км.
 
СА совершал посадку по баллистической траектории, при этом работал пеленг в КВ-диапазоне, а после приземления включался пеленг, работавший в УКВ-диапазоне.
 
Парашютная система СА (НИЭИ ПДС, Ф.Д.Ткачев) имела вытяжной парашют площадью 1.5 кв.м (вводится в действие на высоте около 7 км), тормозной парашют площадью 18 кв.м (вводится  в действие на высоте 4 км) и основной - площадью 574 кв.м (вводится в действие на высоте 2.5 км). Двигателей мягкой посадки СА не имел.
 
Космонавт совершал посадку отдельно от СА. Он катапультировался из СА вместе с креслом на высоте около 7 км со скоростью 20 м/с. Затем космонавт отделялся от кресла вместе с запасным парашютом и носимым аварийным запасом (НАЗ). Сначала вытягивался тормозной парашют площадью 2 кв.м и на высоте 4 км - основной, площадью 83.5 кв.м. Космонавт приземлялся со скоростью 5 м/с. Запасной парашют площадью 56 кв.м вводился в случае отказа основного.
 
Источник: www.spacenet.h1.ru
 
Подлинный спускаемый аппарат КК "Восток-5",
который  пилотировал космонавт В.Ф. Быковский
14-19 июня 1963 года, и макет КК "Восток"
в музее космонавтики в Калуге:
 
Вот так, по мнению американских журналистов, выглядел
"Восток" с Гагарином на борту..