|
|||||||||||||||||
Конструкция космических кораблей "ВОСХОД"
|
|||||||||||||||||
Восход ЗКВ
|
|||||||||||||||||
Корабли 3КВ предназначалась для полета экипажа из трех человек. Чтобы поместить трех космонавтов в одну кабину, пришлось отказаться не только от возможности их катапультирования, но и от спасательных скафандров. Космонавтов в спортивных костюмах удалось разместить только в индивидуальных креслах «Эльбрус» (разработка нового главного конструктора завода №918 Г.И. Северина, сменившего С.М. Алексеева) в очень неудобных позах -лежа на спине с подогнутыми к груди коленями. Да и кресла располагались ступеньками.
Чтобы смягчить удар о Землю при посадке, кресла «Эльбрус» снабжались дополнительными амортизаторами. Кроме того, была разработана система мягкой посадки с двумя куполами основных парашютов и пороховыми двигателями, расположенными на стропах. Для их включения было разработано дистанционное контактное устройство по типу "щупа". На корабле в верхней части СА установили дублирующий пороховой тормозной двигатель массой 145 кг. Корабль ЗКВ также оснащался дополнительной системой ориентации с ионными датчиками, усовершенствованной радио- и телевизионной аппаратурой. Вследствие этих доработок общая надежность корабля существенно снизилась: - во-первых, из-за отсутствия катапультных кресел космонавтов никак нельзя было эвакуировать из корабля при аварии РН на старте и в первые 27 секунд полета; - во-вторых, при полете без скафандров (корабль ЗКВ первой и третьей модификации) ничто не могло спасти экипаж при разгерметизации СА на орбите; - в-третьих, отсутствие запасного парашюта при отказе основных неминуемо привело бы к гибели экипажа. (На спускаемом аппарате корабля «Восток» тоже не было запасного парашюта, но он приземлялся без космонавта. Космонавт приземлялся отдельно, и у него был свой запасной парашют.) Эти доработки привели к увеличению массы «Восхода» (5.32 т) по сравнению с «Востоком» (4.73 т). Чтобы его запускать, понадобилось на ракете 8А92 заменить третью ступень (блок Е) на новую, более мощную (блок И). Получилась новая РН 11А57, впоследствии названная, как и корабль, «Восход». |
|||||||||||||||||
![]() |
1 - дублирующая пороховая ТДУ;
2 - антенны командной радиолинии; 3 - спускаемый аппарат; 4 - баллоны со сжатым газом системы ориентации; 5 - антенны системы связи с Землей «Заря»; 6 - приборный отсек; 7 - жалюзи системы терморегулирования; 8 - сопла управления ТДУ; 9 - камера сгорания ТДУ; 10 - антенна телеметрии; 11 - солнечный датчик; 12 - приборная доска. |
||||||||||||||||
Восход-2 3КД |
|||||||||||||||||
Корабль 3КД, в отличие от 3КВ, исполнен в двухместном варианте. Вместо трех установлено два кресла, которые были доработаны для нахождения в них космонавтов в скафандрах «Беркут» в течение всего полета. Чтобы не разгерметизировать весь корабль для выхода в открытый космос (как сделали американцы на КК «Джемини»), была разработана складная надувная шлюзовая камера (ШК) полумягкой конструкции с системой шлюзования (автор схемы - С.И.Алексеев из 9-го отдела ОКБ-1). Масса шлюза составила 250 кг, длина в развернутом состоянии - 2500 мм, внешний диаметр - 1200 мм, внутренний -1000 мм, диаметр наружного и внутреннего люков - 700 мм. Шлюз крепился снаружи к спускаемому аппарату в сложенном состоянии посредством шпангоута и после выведения корабля на орбиту наддувался по команде с пульта, смонтированного перед креслом командира. С этого пульта шло управление всеми операциями по шлюзованию. Для телевизионной трансляции всего процесса выхода в открытый космос в ленинградском НИИ-380 (директор - И.А. Росселевич) была разработана новая телевизионная система, передающая 100 строк (на «Востоке» - 10 строк) с частотой 10 кадров в секунду. Остальные системы были аналогичны системам корабля 3КВ. |
|||||||||||||||||
![]() |
1 - приборно-агрегатный отсек; 2 - спускаемый аппарат; 3 - шлюзовая камера в наддутом состоянии; 4 - камера для съемки выхода; 5 - пневмоарматура наддува шлюзовой камеры; 6 - дублирующая ТДУ. |
||||||||||||||||
Источник: www.spacenet.h1.ru |
|||||||||||||||||
Ссылки :
|
|||||||||||||||||