Первые пилотируемые космические корабли "Восток", "Восход". Глава из книги "РКК ЭНЕРГИЯ".
 
Весной 1957 года в ОКБ-1 был организован проектный отдел 9 космических аппаратов, начальником которого назначили М.К. Тихонравова. В апреле того же 1957 года отдел подготовил план предстоящих проектных исследований по созданию пилотируемого корабля-спутника и автоматических аппаратов для исследования Луны, который базировался на использовании межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. К этому времени уже был создан значительный теоретический и практический задел, который позволял ускорить эти работы: выпущена проектно-конструкторская документация и проведена экспериментальная отработка первых ИСЗ (ПС-1, ПС-2, объект Д); накоплен опыт по разработке головных частей, завершена отработка их отделения от ракеты и входа в плотные слои атмосферы; уточнены методики расчетов тепловых потоков, воздействующих на головные части при входе их с гиперзвуковой скоростью в плотные слои атмосферы. По данным проектных проработок, выводимую на орбиту массу полезного груза ракетой-носителем Р-7 при введении в ее состав III ступени можно было увеличить до 5 т. Получены материалы отдела прикладной математики Академии наук СССР, согласно которым при достаточно пологом баллистическом спуске с орбиты ИСЗ перегрузки нарастают плавно и их максимум составит около 10.
 
С сентября 1957 года по январь 1958 года в ОКБ-1 проводились исследования по оценкам внешних тепловых потоков, температур наружных поверхностей, массе теплозащиты и максимальным перегрузкам для различных схем спускаемых с орбиты ИСЗ аппаратов в большом диапазоне значений аэродинамического качества (от нескольких единиц до нуля).
 
Параметры траекторий движения в атмосфере рассчитывались методом численного интегрирования первоначально на ручных электромеханических арифмометрах, а затем — на БЭСМ-1. Мгновенные значения внешних тепловых потоков и равновесных температур определялись по аналитическим методикам НИИ-1, а позже — по специально построенным на их основе номограммам как функции скорости полета и плотности атмосферы. Прогрев теплозащиты по толщине определялся численными методами.
Исследования показали, что равновесная температура поверхности даже для крылатого аппарата с высоким аэродинамическим качеством и низкой удельной массовой нагрузкой на несущую поверхность превышает уровень, допустимый для жаропрочных конструкционных сплавов.
 
Работы, проведенные в ОКБ-1, позволили установить:
 
- аэродинамическое качество спускаемого аппарата первого пилотируемого спутника Земли должно быть в диапазоне 0,5-0 и определяться допустимыми для человеческого организма перегрузками;
- предпочтительная форма СА — тупой конус со скругленным носом и сферическим днищем при максимальном диаметре около 2 м;
- наиболее приемлемый способ приземления — катапультирование пилота на высоте нескольких километров, при этом СА не спасается.
 
Выполненные работы, однако, не достигли этапа комплексной проектной разработки конкретного пилотируемого корабля-спутника. Встал вопрос о выборе конкретного направления для проведения проектной "завязки" орбитального пилотируемого корабля с аэродинамическим качеством в диапазоне 0,5-0.
 
В апреле 1958 года на совещании представителей авиационной медицины было сделано сообщение о допустимости для человека, при определенном положении тела, перегрузок порядка 10, что сняло основное принципиальное препятствие на пути выбора аппарата более простой баллистической схемы для первых орбитальных полетов человека. В качестве первоочередных были определены задачи: проведение комплексной проектной "завязки" конкретного аппарата для первого орбитального полета человека и подготовка проектных материалов в форме отчета — аванпроекта, обосновывающего возможность принятия решения о развертывании опытно-конструкторских работ. Детальная разработка состава, структуры, объема и формы материалов отчета позволила параллельно вести работы по всем основным направлениям в необходимом объеме, в результате чего сроки выпуска отчета сократились в два-три раза. Отчет завершили в середине августа 1958 года.
 
Одним из энтузиастов проекта, принимающим основные рабочие решения, был К.П. Феоктистов, который возглавлял сектор проектного отдела.
 
После принятия концепции баллистического спуска область выбора форм спускаемого аппарата сузилась до осесимметричных. Была принята сферическая форма СА, имеющая достоверные и стабильные аэродинамические характеристики во всех диапазонах углов атаки и на всех скоростях, обеспечивающая приемлемую массу тепловой защиты.
 
Перед проектантами установили обязательный "стратегический" принцип: надежность и безопасность полета человека должны быть обеспечены функциональным дублированием систем и агрегатов принципиально разными способами реализации полетных операций. Применение только простого, чисто количественного дублирования допускалось как исключение. Такой подход позволил избежать случайностей при создании летательного аппарата принципиально нового типа.
 
В отчете "Материалы предварительной проработки вопроса о создании спутника Земли с человеком на борту (объекта ОД-2)" были рассмотрены основные летные характеристики, компоновочная схема ОД-2, форма СА и вопросы устойчивости, состав оборудования, компоновка и система его приземления, тепловая защита СА, тепловой режим на орбите, система управления и ориентации, измерение и связь, программа экспериментальных работ и сделаны следующие выводы и рекомендации.
 
- На орбиту ИСЗ с помощью доработанной трехступенчатой ракеты можно вывести космический аппарат массой 4500-5500 кг.
На космическом аппарате массой 4500-5500 кг можно разместить человека, необходимое служебное и научное оборудование.
- Для первых полетов человека целесообразно использовать баллистическую схему спуска с орбиты, обеспечивающую реализацию полета в наиболее сжатые сроки.
- При спуске космического аппарата с орбиты температура его поверхности достигает 2500-3500°С, а максимальные осевые перегрузки 8-9 (такие перегрузки допустимы при действии в направлении грудь-спина).
- Воздействие высоких температур требует тепловой защиты, масса которой составит 1300-1500 кг.
- Для первых полетов целесообразно выбрать круговую орбиту с минимально допустимой высотой 250 км.
- Основной параметр, определяющий характеристики спуска (угол вектора скорости входа в плотные слои атмосферы на высоте 100 км), целесообразно выбрать равным минус 2°.
- Тормозной импульс должен составить 65 000-85 000кгс-с.
- При использовании интегратора скорости отклонение точки приземления от расчетной не превысит (+175; -100) км.
- В качестве формы СА можно рекомендовать сферу.
- Для устойчивого движения СА в плотных слоях атмосферы и обеспечения низких знакопеременных нормальных перегрузок необходимы малые углы атаки и малые угловые скорости космического аппарата при входе в атмосферу.
- На космических аппаратах для первых полетов в космос человек во время полета может находиться в СА.
- Надежное приземление пилота обеспечивается программным катапультированием его на высоте 8-10 км.
- Необходимы меры для ограничения в кабине уровня шумов и вибраций.
- Космический аппарат должен иметь систему управления и ориентации, при этом в качестве исполнительных органов управления можно использовать вращающиеся массы и реактивные силы (рабочее тело — сжатый газ).
- Необходимы система контроля орбиты и выдачи команд с наземных пунктов управления, а также двусторонняя радиотелефонная связь.
- Оборудование для орбитального полета и тормозную двигательную установку целесообразно разместить в отдельном отсеке.
- Для обеспечения надежности необходимо провести экспериментальную отработку систем космического аппарата в стендовых условиях; систем катапультирования и приземления при бросковых испытаниях с самолетов и при пусках ракет Р-2 или Р-5 в условиях, близких к аварийным, для I ступени РН; тепловой защиты в натурных условиях в процессе пуска моделей по "пологой траектории", а также объекта с животными вместо пилота в суборбитальном полете и объекта по штатной программе с животными вместо пилота (один-два пуска).
 
При разработке отчета по космическому аппарату ОД-2 большое внимание уделялось функциональному дублированию в части катапультирования пилота и приземлению его в СА; системе обеспечения жизнедеятельности в кабине и в скафандре; ориентации по инфракрасной вертикали и ручной ориентации; процессу ввода парашюта по сигналам от бародатчиков и инерционных датчиков; разделению отсеков космического аппарата по команде от программно-временного устройства и от термодатчиков и т.д. Из-за массовых и компоновочных ограничений осталась незадублированной лишь тормозная двигательная установка.
 
В июне 1958 года принципиальные результаты проработок были одобрены С.П. Королевым, и с этого момента работы по пилотируемому кораблю находились под его постоянным контролем.
 
Оформление отчета, в основном, закончилось 15 августа 1958 года. В его разработке принимали участие К.П. Феоктистов, К.С. Шустин, О.В. Сургучев, М.С. Флорианский, Г.З. Давлетшин, В.П. Кураев, Е.Н. Ломоносова, В.Г. Вартанян, А.А. Алимов, Н.П. Береснев, Л.И. Дульнев, А.А. Кочкин, В.Е. Любинский, О.Г. Макаров, В.И. Петров, Н.М. Терешенкова, Д.М. Эго, Б.Г. Супрун, В.А. Яздовский, П.В. Флеров, Е.Н. Церерин. По указанию С.П. Королева с отчетом, на заключительной стадии его оформления, были ознакомлены все руководители и ведущие специалисты основных подразделений КБ. При рассмотрении отчета в отделе аэродинамики было высказано соображение о необходимости увеличить коэффициент запаса по теплозащите в два раза и учесть лучистый тепловой поток от плазмы за ударной волной. Однако проведенные дополнительные расчеты показали, что излучение составляет всего лишь несколько процентов от конвективных тепловых потоков и практически не влияет на выбор параметров тепловой защиты. Позже реальная толщина тепловой защиты несколько раз снижалась (примерно в два раза в итоге), что привело к некоторому изменению формы спускаемого аппарата. Однако аэродинамическая форма спускаемого аппарата "фара", позволяющая еще снизить расчетную массу теплозащиты, не была принята, так как определение ее аэродинамических характеристик потребовало бы длительных исследований.
 
Окончательно отчет С.П. Королев подписал 15 сентября 1958 года. Осенью 1958 года началась разработка конструкторской документации на корпусные детали и конструкцию отсеков корабля-спутника, а также выдача технических заданий на бортовые системы.
 
К.П. Феоктистов
Группа разработчиков отчета "Материалы предварительной проработки вопросов
о создании спутника Земли с человеком на борту (объекта ОД-2)", 1958 г.:
сидят О.В. Сургучев, Г.З. Давлетшин, Л.И. Дульнев, К.П. Феоктистов,
Е.Н. Ломоносова, В.И. Петров; стоят А.А. Алимов, В.А. Яздовский, Б.Г. Супрун,
Е.П. Белявский, В.Е. Любинский, К.С. Шустин, М.С. Флорианский, В.И. Фрумсон.
 
Постановлением Правительства от 22 мая 1959 года была поставлена задача по разработке экспериментального варианта корабля-спутника, который должен создать предпосылки для разработки спутника-разведчика и спутника для полета человека. В нем же были утверждены и основные исполнители:
 
- ОКБ-1 (головной исполнитель по кораблю) — конструкция корабля, система ориентации, система управления на участке работы ТДУ, система терморегулирования, система аварийного спасения, сборка и комплексные испытания на заводе и технической позиции;
- ОКБ-2 (A.M. Исаев) — тормозная двигательная установка;
- НИИ-88 (Г.А. Тюлин) — автономная система регистрации "Мир-2";
- ЦКБ-598 (Н.П. Виноградов) — оптический ориентатор "Взор" и фотоэлектрический датчик системы солнечной ориентации "Гриф";
- завод 918 (С.М. Алексеев) — скафандр с системой вентиляции и кислородного питания, кресло, носимый аварийный запас, ассенизационное устройство, манекен для беспилотного корабля;
- ЛИИ (Н.С. Строев) — пульт управления;
- ОКБ-124 (Г.И. Воронин) — система регенерации воздуха;
- НИИ-137 (В.А. Костров) — система аварийного подрыва (для беспилотного корабля);
- НИИ-695 (Л.И. Гусев) — радиотелеметрическая линия "Заря" (система связи и пеленгации СА);
- НИИ-648 (А.С. Мнацаканян) — командная радиолиния;
- ВНИИИТ (Н.С. Лидоренко) — источники тока;
- ОКБ МЭИ (А.Ф. Богомолов) — радиотелеметрическая система "Трал-П1", система радиоконтроля орбиты "Рубин";
- НИИ-380 (И.А. Росселевич) — телевизионная система "Топаз";
- ГНИИА и КМ (А.В. Покровский) совместно с СКТБ "Биофизприбор" (А.В. Самойлов), НИИ ЯФ МГУ (СН. Вернов), ИБФ Академии медицинских наук СССР (А.В. Лебединский) -медицинская и дозиметрическая аппаратура, питание и водоснабжение космонавта;
- НИЭИ ПДС (Ф.Д. Ткачев) — парашютная система СА;
- КГБ (К.В. Булгаков) и Красногорский механический завод (Н.М. Егоров) — кинофотоаппаратура.
 
Всего в создании только корабля-спутника участвовало 123 организации, включая 36 заводов.
 
В апреле 1960 года в ОКБ-1 был разработан эскизный проект корабля-спутника "Восток-1" с изложением основных материалов по экспериментальному кораблю-спутнику "Восток-1" (1К), на котором должны отрабатываться основные системы и конструкция спутника-разведчика "Восток-2" (для маршрутной съемки и радиоразведки средств ПВО) и спутника "Восток-3" (для полета человека).
 
В разработке эскизного проекта корабля-спутника "Восток-1" (1К) и РН принимали участие К.Д. Бушуев, М.К. Тихонравов, Е.Ф. Рязанов, К.П. Феоктистов, И.В. Лавров, П.И. Ермолаев, В.В. Молодцов, А.В. Афанасьев, К.С. Шустин, Е.Н. Церерин, Л.Н. Солдатова, Б.Г. Супрун, В.Н. Дудников, Б.Н. Николаев, В.И. Бодриков, Б.П. Сотсков, В.И. Фрумсон, В.П. Кураев, В.А. Яздовский, О.Г. Макаров, В.Е. Любинский, Н.М. Терешенкова, Л.А. Волгин.
 
 
 
 
Первый экспериментальный
космический корабль-спутник
"Восток-1"
 
1. Баллоны со сжатым газом
    системы ориентации
2. Приборный отсек
3. Спускаемый аппарат
4. Жалюзи системы
     терморегулирования
5. Солнечная батарея
6. Тормозная двигательная
    установка
7. Антенны командной радиолинии
8. Антенны телеметрических систем
9. Кабина с двумя животными
    в катапультируемой капсуле
10. Научная аппаратура
11. Построитель вертикали
12. Датчик ориентации по Солнцу
 
Постановлением Правительства от 10 декабря 1959 года "О развитии исследования космического пространства" была определена задача по осуществлению первых полетов человека в космическое пространство,
 
Постановлением Правительства от 4 июня 1960 года "О плане освоения космического пространства" установлены сроки запуска кораблей-спутников: май 1960 года — двух спутников без теплозащиты и жизнеобеспечения (1КП), до августа 1960 года — трех спутников "Восток-1" (1К) для отработки систем корабля и аппаратуры фото— и радиоразведки и сентябрь-декабрь 1960 года — спутника "Восток-3" для отработки аппаратуры и системы жизнеобеспечения.
 
Постановлением Правительства от 11 октября 1960 года предписано осуществить подготовку и запуск космического корабля "Восток" (3КА) с человеком на борту в декабре 1960 года и считать это задачей особого значения.
 
Космический корабль "Восток" (3КА) так же, как и корабль "Восток-1" (1К), состоял из спускаемого аппарата массой 2,4 т и приборного отсека массой 2,3 т, в котором располагалась ТДУ с двигателем тягой 1600 кгс. Спускаемый аппарат крепился к приборному отсеку стяжными лентами, на которых располагалась часть антенн радиосистем. После полета по орбите СА космического корабля вместе с находящимся в нем оборудованием и космонавтом возвращался на Землю. Космонавт находился в специальном скафандре, обеспечивающем при необходимости пребывание его в разгерметизированной кабине корабля в течение 4 ч и защиту при катапультировании из гермокабины на высотах до 10 000 м.
 
Стартовая масса космического корабля "Восток" (3КА) распределялась следующим образом: конструкция — 20%, теплозащита — 17,7%, бортовые системы — 21,5%, бортовая кабельная сеть — 8,6%, система электропитания — 12,5%, ТДУ — 8,4%, средства приземления — 3,2%, кресло с космонавтом — 7,1%, заправка газами — 1%. В мае 1959 года был выпущен отчет с баллистическими расчетами вариантов спуска космического корабля с орбиты. Большое опасение вызывала ориентация космического корабля, являющаяся непременным условием выдачи тормозного импульса для спуска его с орбиты. Система управления космического корабля разрабатывалась под руководством заместителя главного конструктора Б.Е. Чертока.
Система ориентации корабля "Восток" разрабатывалась в отделе 27 (начальник отдела Б.В. Раушенбах), имела два независимых режима работы: с автоматической одноосной ориентацией на Солнце и ручным управлением. Ее исполнительными органами являлись два идентичных комплекта микрореактивных двигателей (по восемь двигателей в каждом), работающих на сжатом азоте. Запас рабочего тела составлял 10 кг.
 
В состав АСО входили блоки датчиков положения Солнца и датчиков угловой скорости и счетно-решающий блок. Датчик Солнца (прибор "Гриф") был выполнен по щелевой схеме на принципе перекрытия полей зрения трех фотоэлементов. Контрольный датчик сигнализировал о правильности ориентации перед включением ТДУ. Датчики угловой скорости (ДУС-Л2) представляли собой двухстепенные поплавковые гироскопы с механической обратной связью (датчики угловой скорости каждого канала были троированы). Счетно-решающий блок содержал элементы сравнения сигналов, поступающих от датчика Солнца и ДУС, и генератор импульсов постоянной длительности и частоты.
 
Логика управления, предложенная В.П. Легостаевым, могла реализовать как непрерывный режим работы исполнительных органов, так и импульсный, те, режимы поиска Солнца (как ориентира) и поддержания положения ориентации были объединены. Ручное управление включало оптический прибор для визуальных наблюдений, датчики угловой скорости, ручку ориентации, блок логики и формирования управляющих сигналов,
 
Оптический прибор (ориентатор "Взор"), установленный на иллюминаторе, имел кольцевую зеркальную зону и матовый экран для проектирования изображения. На экран были нанесены стрелки, указывающие направление бега подстилающей поверхности Земли при орбитальной ориентации "на торможение" перед спуском при торможении с помощью ТДУ. Зеркальное кольцо обеспечивало наблюдение горизонта Земли при высотах 150-350 км, Непосредственное наблюдение подстилающей поверхности через центр экрана давало возможность контролировать направление полета.
 
Процесс управления ориентацией корабля условно можно разделить на три этапа:
 
- первый — гашение начальных возмущений;
- второй — поиск Солнца (при АСО) или Земли (при РУ);
 
Летом 1960 года успешно завершилась разработка и начались испытания всех основных систем и агрегатов корабля. Большую часть из них провели на экспериментальных установках, при этом крышки люка отстреливались 50 раз, головной обтекатель сбрасывался 5 раз, макет корабля отделялся от ракеты 15 раз, спускаемый аппарат и приборный отсек разделялись 5 раз, отрывная плата отстреливалась 16 раз и т.д.; много испытаний было проведено по отработке герметичности.
 
На макетах были отработаны тепловые процессы, проверена работа системы катапультирования (с вышки, самолета). Для отработки системы приземления изготовили пять спускаемых аппаратов, которые сбрасывались с самолетов Ан-12 с высот 9-12 км. Приземление экипажа в СА не отрабатывалось, катапультирование космонавта было обязательным. В термобарокамере и на самолете Ту-104 отрабатывалась система жизнедеятельности и изучалось влияние невесомости.
 
Корабль на космодром отправлялся по отсекам. На ТП он испытывался в объеме испытаний КИС завода, а также в собранном виде после сборки корабля (у заправленной ТДУ проверялось исходное состояние). По окончании испытаний на ТП проводились стыковка с РН и накатка головного обтекателя. Для летной отработки было выделено семь кораблей. На СП подготовка ракеты-носителя и корабля проводилась по специально разработанным графикам. Космонавт занимал место в космическом корабле только после окончания заправки РН, т.е. по готовности ее к пуску.
 
С.П. Королев предъявлял к материальной части пилотируемых космических кораблей особые требования: все комплектующие изделия и агрегаты маркировались клеймом "Годен для 3КА", причем за качество деталей с таким клеймом несли ответственность лично главные конструкторы смежных организаций — разработчиков бортовых систем. Положение запрещало вариантность 3КА, изменение технологии сборки, а также и их испытаний, применение деталей и узлов, имеющих отступление от технической документации. Корпуса кораблей-спутников (1К) и пилотируемых кораблей (3КА и далее 3КВ и 3КД) были однотипными по форме и размерам и отличались, в основном, составом оборудования и приборов.
 
Первый корабль изготовили в упрощенном варианте: без тепловой защиты, систем жизнеобеспечения и приземления. Запуск такого корабля (1КП) был осуществлен 15 мая 1960 года только для проверки его основных систем. Корабль массой 4540 кг был выведен на орбиту, близкую к круговой, высотой около 320 км и наклонением 65°. Руководство запуском кораблей на орбиту искусственного спутника Земли осуществлялось Государственной комиссией по летным испытаниям ракеты Р-7А (8К74), председателем которой был К.Н. Руднев.
 
СООБЩЕНИЕ ТАСС О ЗАПУСКЕ ПЕРВОГО СОВЕТСКОГО КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ-СПУТНИКА
 
В течение последних лет в Советском Союзе проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по подготовке полета человека в космическое пространство.
 
Достижения Советского Союза в создании искусственных спутников Земли больших весов и размеров, успешное проведение испытаний мощной ракеты-носителя, способной вывести на заданную орбиту спутник весом в несколько тонн, позволили приступить к созданию и началу испытаний космического корабля для длительных полетов человека в космическом пространстве.
 
15 мая 1960 года в Советском Союзе осуществлен запуск космического корабля на орбиту спутника Земли. По полученным данным, корабль-спутник в соответствии с расчетом был выведен на орбиту, близкую к круговой, с высотой около 320 километров от поверхности Земли, после чего отделился от последней ступени ракеты-носителя. Начальный период обращения корабля-спутника Земли составляет 91 минуту. Наклонение его орбиты к плоскости экватора равно 65 градусам. Вес корабля-спутника без последней ступени ракеты-носителя составляет 4 тонны 540 килограммов. На борту корабля-спутника установлена герметическая кабина с грузом, имитирующим вес человека, и со всем необходимым оборудованием для будущего полета человека и, кроме того, различная аппаратура, вес которой с источниками питания составляет 1477 килограммов.
 
Запуск предназначен для отработки и проверки систем корабля-спутника, обеспечивающих его безопасный полет и управление полетом, возвращение на Землю и необходимые условия для человека в полете. Этим пуском положено начало сложной работы по созданию надежных космических кораблей, обеспечивающих безопасный полет человека в космосе.
 
По получении с корабля-спутника необходимых данных будет осуществлено отделение от него герметической кабины весом около 2,5 тонны. В данном запуске возвращение на Землю герметической кабины не предусматривается, и кабина после проверки надежности ее функционирования и отделения от корабля-спутника, как и сам корабль-спутник, по команде с Земли начнут спуск и прекратят свое существование при вхождении в плотные слои атмосферы.
 
На корабле-спутнике установлен радиопередатчик "Сигнал", работающий на частоте 19,995 мегагерц как в телеграфном, так и в телефонном режимах передачи.
 
Помимо передатчика "Сигнал", на корабле-спутнике размещены специальные радиоустройства для передачи на Землю данных о работе установленных приборов и для точного измерения элементов орбиты. Питание научной и измерительной аппаратуры спутника осуществляется с помощью химических источников тока и солнечных батарей.
 
Обработка первых данных, полученных с корабля-спутника, показала, что установленная на нем аппаратура работает нормально. Наземные станции ведут регулярные наблюдения за кораблем-спутником.
 
В 6 часов 38 минут корабль-спутник прошел над Москвой.
 
В 7 часов 38 минут по московскому времени советский корабль-спутник прошел над Парижем. Над Ленинградом корабль-спутник прошел в 7 часов 43 минуты. В 10 часов 36 минут по московскому времени корабль-спутник пролетел над Нью-Йорком.
 
Визуально корабль-спутник можно будет наблюдать в районе города Владивостока 15 мая в 21 час 12 минут в направлении на юго-восток.
 
"Правда", 16 мая 1960 г.
 
В соответствии с программой 19 мая в 2 ч 52 мин для спуска корабля с орбиты была передана команда на включение ТДУ и отделение спускаемого аппарата. Однако в результате неисправности прибора системы ориентации направление тормозного импульса отклонилось от расчетного, скорость корабля увеличилась, и он перешел на более высокую орбиту, при этом произошло нормальное отделение СА.
 
28 июля 1960 года был осуществлен первый запуск корабля (1К) с подопытными животными — собаками Чайкой и Лисичкой на борту. Однако вследствие аварии ракеты-носителя (взрыв камеры сгорания двигателя блока Г на 28,5 с) вывод корабля на орбиту не состоялся.
 
19 августа 1960 года успешно прошел запуск корабля с подопытными животными — собаками Белкой и Стрелкой, которые 20 августа впервые были возвращены с орбиты на Землю. Основной задачей этого запуска являлись дальнейшие исследования действия фактов космического полета на биологические объекты с целью проверки систем обеспечения жизнедеятельности человека, а также средств безопасности его полета и возвращения на Землю. В катапультируемом контейнере кроме двух собак находились 12 мышей, насекомые, растения, грибковые культуры, семена кукурузы, пшеницы, гороха, мука, некоторые виды микробов и другие биологические объекты.
 
В опубликованном поздравлении 23 августа 1960 года отмечалось приближение этапа исследований с непосредственным участием человека.
 
Ученым, инженерам, техникам, рабочим, всему коллективу работников, участвовавших в создании,
запуске и возвращении на Землю космического корабля-спутника с живыми существами
 
Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза и Совет Министров СССР горячо поздравляют ученых, конструкторов, инженеров, техников, рабочих, весь коллектив работников, создавших мощный космический корабль и осуществивших впервые в истории полет и успешное возвращение на Землю этого корабля с живыми существами.
 
Для осуществления успешного полета огромного космического корабля весом 4600 килограммов с живыми существами и возвращения его на Землю потребовалось решение сложнейших научных и технических проблем, обеспечивших:
 
— управляемый полет космического корабля и спуск его на Землю с большой точностью в заданный пункт;
 
— условия нормальной жизнедеятельности живых существ в космическом полете;
 
— надежную радио— и телевизионную связь с космическим кораблем. Это выдающееся достижение является замечательным научным подвигом советских людей, триумфом нашей отечественной науки, техники и промышленности, великим вкладом в сокровищницу мировой науки и культуры, открывающим новую эру в освоении космоса. Теперь создается практическая возможность для полета человека в космическое пространство.
 
Дорогие товарищи! Вашими славными делами вы продемонстрировали еще раз всему миру силу и мощь научных и технических достижений страны социализма, неоспоримые преимущества социалистического строя, творческий гений великого советского народа. От всей души желаем вам новых выдающихся успехов.
 
Слава советским ученым, конструкторам, инженерам, техникам и рабочим, прославляющим своим трудом нашу великую социалистическую Родину, идущую под мудрым руководством Ленинской Коммунистической партии к новым победам в строительстве коммунизма!
Центральный Комитет КПСС    Совет Министров СССР
 
 
"Правда", 23 августа 1960 г.
 
С помощью биологических объектов, находившихся в космическом полете более 25 часов, получили уникальные научные данные о влиянии факторов космического полета на физиологические, генетические и цитологические системы живых организмов, которые убедили ученых в правильности выбранных направлений по подготовке полета человека в космическое пространство, и наметили конкретные пути осуществления подобного проекта.
 
1 декабря 1960 года был запущен четвертый корабль. Программу его орбитального полета выполнили, однако из-за отказа в системе управления работой ТДУ спуск произошел в нерасчетном районе и СА пришлось подорвать. На его борту находились собаки Пчелка и Мушка.
Схема посадки космического
корабля "Восток":
 
Корабль "Восток" на
тележке в цехе
 
Компоновка блока Е
с кораблем "Восток"
 
РН
"Восток"
 
 
1. Отстрел люка. Катапультирование пилота в кресле. Высота 7000 м. Скорость 225 м/с
2. Введение тормозного парашюта
3. Стабилизация и спуск на тормозном парашюте до высоты 4000 м
4. Введение основного парашюта. Отделение кресла. Высота 4000 м. Скорость 70 м/с
5. Отделение НАЗа. Автоматическое наполнение лодки. Высота 2000 м
6. Скорость приземления 6 м/с
7. Отстрел люка. Введение вытяжного парашюта. Введение тормозного парашюта. Высота 4000 м. Скорость 180 м/с
8. Спуск на тормозном парашюте до высоты 2000 м. Введение основного парашюта. Скорость 60 м/с
9. Скорость приземления 10 м/с
 
1 . Телевизионная камера
 2. Оборудование обеспечения
     жизнедеятельности
 3. Спускаемый аппарат
 4. Приборная доска
 5. Рукоятка управления ориентацией
 6. Антенны командной радиолинии
 7. Пилот в катапультируемом кресле 
 8. Баллоны системы ориентации и
     системы вентиляции скафандра
 9. Антенны переговорной радиолинии
     "Заря"
10. Антенны системы "Сигнал"
11. Тормозная двигательная установка
12. Антенны телеметрической системы
13. Жалюзи системы
      терморегулирования
14. Датчик ориентации по Солнцу
15. Система оптической
      ориентации "Взор"
 
Космический корабль "Восток" (3КА)
22 декабря 1960 года был проведен очередной запуск корабля, но при выведении его на орбиту произошла авария ракеты-носителя (разрушение газогенератора ДУ блока Е на 425-й секунде полета). Спускаемый аппарат корабля аварийно отделился и нормально приземлился, совершив суборбитальный полет. На его борту находились собаки Комета и Шутка, которые остались в СА из-за отказа катапульты, и это спасло их в суровых зимних условиях. Подробности.
 
К сожалению, сильно отстала разработка катапультируемого кресла с теплозащитным коконом, особенно его экспериментальная отработка в условиях, имитирующих спасение пилота при аварии ракеты-носителя в конце работы I ступени. В конце августа 1960 года проектный отдел 9 предложил упростить систему аварийного спасения: высоту аварийного катапультирования ограничили до 4 км, а в случае аварии I ступени РН на большой высоте выключались двигатели, сбрасывался головной обтекатель, раскрывались замки крепления СА, космонавт приземлялся по штатной схеме после "естественного" расхождения СА и ступеней РН. Эти предложения С.П. Королев одобрил с одним добавлением: задублировать ТДУ. Решение было найдено: использовать в качестве резервного средства спуска естественное торможение корабля земной атмосферой. Гарантированное время существования на орбите не менее двух и не более десяти суток обеспечивалось выбором эллиптической орбиты с низким перигеем и достаточно высоким апогеем. Для дополнительного внутреннего охлаждения СА предлагалось после отделения его от приборного отсека (по команде от термодатчиков) использовать специальную систему охлаждения с водой в качестве рабочего тела. После контрольных расчетов баллистиков этот вариант был представлен С.П. Королеву и одобрен им. Уточненные проектные материалы на доработку корабля для первого полета человека выпустили в середине октября 1960 года.
 
В конце 1960 года — начале 1961 года была изготовлена серия кораблей для летной отработки в беспилотном варианте. Для обеспечения надежности С.П. Королев запретил вносить изменения не только в техническую эксплуатационную документацию, но и в расчеты специалистов, подготавливающих корабли к полету.
 
Эскизный проект космического корабля-спутника 3КА для полета человека выпустили в конце июля 1961 года, уже после первого полета человека.
 
Первый запуск корабля 3КА № 1 был проведен 9 марта 1961 года. Корабль укомплектовали всеми бортовыми системами, собакой Чернушкой и манекеном человека, который в шутку разработчики назвали "Иваном Ивановичем". Внутри манекена (в грудной полости, полости живота и т.п.) разместили мышей, морских свинок, микробы и другие биологические объекты в целях изучения влияния радиационного излучения, а внутри спускаемого аппарата — семена растений, элементы крови человека и др. Программа полета была выполнена, аппаратура работала безотказно, СА с собакой нормально приземлился, а манекен катапультировался.
25 марта 1961 года осуществили запуск корабля 3КА № 2 в той же комплектации с собакой Звездочка. Программа полета корабля также была выполнена, СА с собакой нормально приземлился. Манекен штатно катапультировался.
 
Этот пуск завершил экспериментальную отработку пилотируемого космического корабля "Восток" (3КА) в летных условиях. К моменту окончания летной отработки космического корабля "Восток" (3КА) было произведено более 46 пусков ракеты-носителя Р-7 (I и II ступеней ракеты 8К71) и 16 запусков блока Е (III ступень) ракеты-носителя 8К72. Из 16 блоков Е шесть блоков не сработали из-за аварии РН и два блока — из-за аварий самого блока. Из семи кораблей "Восток" (1К и 3КА) два корабля не вышли на орбиту из-за аварий ракеты-носителя на активном участке траектории и два корабля не полностью выполнили задачи полета.
 
Опыт показал также, что полеты собак на кораблях "Восток" проходили с некоторыми сдвигами в их физиологическом состоянии. Симптомы стали проявляться после четвертого витка полета, Это заставило планировать первый предстоящий полет человека в космическое пространство продолжительностью не более одного витка с максимальной автоматизацией режимов управления.
Государственная комиссия под председательством К.Н. Руднева приняла решение о возможности полета человека в космос на корабле "Восток" (3КА). Программа пилотируемых космических кораблей "Восток" (3КА) включала запуск шести пилотируемых кораблей, в том числе полет первой женщины-космонавта и групповые полеты двух пар кораблей.
 
12 апреля 1961 года в 9 ч 06 мин 59,7 с стартовал космический корабль 3КА № 3 массой 4725 кг, получивший название в печати "Восток", с летчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным. Космический корабль был выведен ракетой-носителем 8К72 (впоследствии названной РН "Восток") со стартовой массой 287 т на орбиту с перигеем 181 км и апогеем 327 км. Пуском первого в мире космического пилотируемого корабля руководили С.П. Королев, А.С. Кириллов и Л.А. Воскресенский. Полет первого космонавта продолжался 108 мин. Приземление космонавта произошло в 10 ч 55 мин на мягкую пашню у берега Волги вблизи деревни Смеловка Терновского района Саратовской области. Это было, безусловно, выдающимся достижением. Успешный полет первого космонавта показал, что человек может осваивать космическое пространство. Создатели космического корабля "Восток" заслуженно принимали поздравления.
 
СЛАВА СОВЕТСКИМ УЧЕНЫМ, КОНСТРУКТОРАМ, ИНЖЕНЕРАМ,
ТЕХНИКАМ И РАБОЧИМ — ПОКОРИТЕЛЯМ КОСМОСА!
 
Всем ученым, инженерам, техникам, рабочим, всем коллективам
и организациям, участвовавшим в успешном осуществлении
первого в мире космического полета человека на корабле-спутнике "Восток".
Первому советскому космонавту товарищу Гагарину Юрию Алексеевичу,
 
Дорогие товарищи! Друзья-соотечественники!
 
Радостное, волнующее событие переживают народы нашей страны. 12 апреля 1961 года впервые в истории человечества наша Родина — Союз Советских Социалистических Республик — успешно осуществила полет человека на корабле-спутнике "Восток" в космическое пространство.
 
Полет советского человека в космос — величайшее достижение творческого гения нашего народа, результат свободного и вдохновенного труда советских людей — строителей коммунизма. То, о чем в прошлом мечтали выдающиеся представители русской и мировой науки и техники, чему посвятил свою жизнь гениальный сын нашего народа Константин Эдуардович Циолковский, превратилось сегодня в живую действительность, стало явью наших героических дней. Это великий выдающийся вклад советского народа в сокровищницу мировой науки и культуры. Эта неоценимая заслуга Советского Союза будет с благодарностью воспринята человечеством. Героическим полетом советского человека в космос открыта новая эра в истории Земли. Вековая мечта человечества сбылась,
 
Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза, Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР от имени нашей славной Коммунистической партии, Советского Правительства, всех народов Советского Союза горячо поздравляют с великой победой разума и труда всех ученых, конструкторов, техников, рабочих, все коллективы и организации, участвовавшие в успешном осуществлении первого в мире космического полета человека.
 
Сердечно приветствуем и поздравляем Вас, дорогой наш Юрий Алексеевич Гагарин, с величайшим подвигом — первым полетом в космос.
 
Наш свободный, талантливый и трудолюбивый народ, поднятый Партией коммунистов во главе с великим вождем и учителем трудящихся всего мира Владимиром Ильичем Лениным в Октябре 1917 года к сознательному историческому творчеству, показывает ныне всему миру величайшие преимущества нового, социалистического строя во всех областях жизни общества.
 
Космический полет человека — это результат успешного осуществления грандиозной программы развернутого коммунистического строительства, неустанной заботы Коммунистической партии, ленинского Центрального Комитета и Советского Правительства о непрерывном развитии науки, техники, культуры, о благе советского народа.
 
Менее четырех лет отделяют запуск первого в мире советского искусственного спутника Земли от успешного полета человека в космос.
 
Советские ученые, инженеры, техники, рабочие своим упорным и самоотверженным трудом открыли путь человеческому гению в глубины мирового пространства. И они сделали это во имя мира на Земле, во имя счастья всех народов.
 
Первый полет человека в космос станет источником нового вдохновения и дерзаний для всех советских людей во имя дальнейшего прогресса и мира во всем мире.
 
Слава советским ученым, конструкторам, инженерам, техникам и рабочим — покорителям космоса!
 
Слава нашему народу — народу-творцу, народу-победителю, пролагающему под руководством Коммунистической партии путь к светлому будущему всего человечества -коммунизму!
 
Да здравствует славная Коммунистическая партия Советского Союза — великий вдохновитель и организатор всех побед советского народа! Да здравствует коммунизм!
 
Центральный Комитет
КПСС
    Президиум Верховного Совета
СССР    Совет Министров
СССР
 
"Правда", 13 апреля 1961 г.
 
Так началась эра полетов человека в космос, Теперь ежегодно в нашей стране 12 апреля отмечается как День космонавтики.
Полет корабля "Восток" с человеком на борту явился итогом напряженной работы советских ученых, инженеров, врачей и специалистов Министерства обороны и различных отраслей техники. Были использованы новейшие достижения физики, химии, биологии, радиоэлектроники, металлургии. Ведущую роль во всей этой гигантской работе сыграло ОКБ-1.
 
6 августа 1961 года был запущен корабль, получивший название "Восток-2", с летчиком-космонавтом Г.С. Титовым. Полет продолжался 25 часов. Орбитальный полет и спуск прошли нормально. На корабле "Восток-2" установили профессиональную репортажную кинокамеру "Конвас", доработанную для бортовых съемок. С помощью этой камеры была выполнена 10-минутная съемка Земли через иллюминатор корабля. Объекты съемки выбирал сам космонавт, стремясь получить материал, иллюстрирующий картины, наблюдаемые им во время полета. Полученная высококачественная съемка широко демонстрировалась на телевизионном и киноэкранах, была опубликована в центральных газетах и вызвала интерес научной общественности к изучению изображений Земли из космоса.
 
11 августа 1962 года был запущен корабль "Восток-3" с летчиком-космонавтом А.Г. Николаевым, а 12 августа 1962 года — корабль "Восток-4" с летчиком-космонавтом П.Р. Поповичем. Запуск двух ракетно-космических комплексов с одной стартовой площадки в течение двух суток потребовал очень четкой слаженной работы всех служб космодрома и в первую очередь испытательной бригады. Орбитальный полет и спуск кораблей "Восток-3" (94 ч полета) и "Восток-4" (71 ч полета) прошли нормально. В ходе полета космонавты вели киносъемку поверхности Земли, программа которой основывалась на анализе изображений, полученных при полете корабля "Восток-2". Так, А.Г. Николаев снимал поверхность Земли, а П.Р. Попович — линию горизонта и зону терминатора. Кроме того, на борту были установлены кинокамеры для регистрации действий космонавтов во время полета.
 
14 июня 1963 года стартовал корабль "Восток-5" с летчиком-космонавтом В.Ф. Быковским на борту (полет 120 ч), а 16 июня 1963 года — корабль "Восток-6" с первой женщиной-космонавтом В.В, Терешковой (полет 72 ч). Полет и спуск кораблей прошли нормально.
 
В этих полетах съемка велась не только на черно-белой, но и на обычной цветной пленке. Отснятые изображения горизонта Земли были подвергнуты фотометрической обработке с целью получения количественных значений яркости вертикального профиля атмосферы.
 
Надо сказать, что полеты пилотируемых кораблей вызвали необходимость создания службы обнаружения, технического обслуживания и эвакуации частей корабля и летчиков-космонавтов с места приземления, которая, в случае необходимости, действовала и при возникновении аварийных ситуаций, В составе службы создали подразделение технического обслуживания СА после приземления, которое комплектовалось специалистами ОКБ-1, При первых пусках это была группа (О.И. Козюпа и А, А. Лобнев), которую возглавлял А. В. Палло.
 
Запуск двигателей
 ракеты-носителя "Восток"
 
Первый подробный разговор
Ю.А. Гагарина с главным
 конструктором после полета
Ю.А. Гагарин и
Н.С. Хрущев на
трибуне Мавзолея
 
 
 
 
 
 
Начало свободного полета
 ракеты-носителя "Восток"
 
 
 
Опыт проектно-конструкторских работ по кораблям "Восток" использовали при создании трехместного корабля "Восход" (3КВ) и двухместного корабля "Восход-2" (3КД), которые изготавливались в соответствии с Постановлением Правительства от 13 апреля 1964 года. Предусматривалось изготовление и запуск пяти кораблей, летные испытания которых должны были быть проведены в два этапа: первый — с животными на борту и второй — с человеком на борту. На кораблях "Восход" внедрили ряд новых технических решений. Экипаж корабля размещался в СА без скафандров. От катапультирования, как способа приземления, отказались. Для посадки экипажа внутри СА был создан новый комплекс средств приземления. Он включал в себя парашютно-реактивную систему приземления с двумя основными куполами и пороховым двигателем в стропах, амортизационные кресла "Эльбрус" и дистанционное контактное устройство (щуп) для включения двигателя мягкой посадки. Для повышения безопасности полета на корабле установили дополнительную тормозную пороховую установку, дублирующую основную при спуске с орбиты. Все это было реализовано впервые в практике космических полетов. Кроме того, на корабле провели сопутствующие доработки систем и конструкции и отдельные изменения в системах в соответствии с задачами полетов.
 
Большой вклад в разработку проекта космического корабля "Восход" внесли В.В. Молодцов, О.Г. Макаров, Л.А. Волгин, Б.Г. Супрун, В.А. Тимченко, Б.Г. Мишин, В.Д. Благов и Ю.Г. Цыплаков.
 
6 октября 1964 года для проверки всех нововведений был запущен беспилотный корабль 3КВ ("Космос-47"). Вывод на орбиту этого и всех последующих кораблей (в связи с увеличением их масс) осуществлялся ракетой-носителем 11А57, которая в своем составе вместо блока Е (III ступень) имела блок И (III ступень ракеты-носителя 8К78), что позволило увеличить массу выводимого груза примерно на 1 т.
 
12 октября 1964 года был запущен трехместный пилотируемый корабль (3КВ), получивший название "Восход", с летчиками-космонавтами В.М. Комаровым, К.П. Феоктистовым (ученый), Б.Б. Егоровым (врач). Полет продолжался 24 часа. Программа полета была выполнена.
 
В результате этого полета был испытан новый многоместный пилотируемый космический корабль, проверены работоспособность и взаимодействие в полете космонавтов -специалистов в различных областях науки и техники, проведены научные физико-технические исследования в условиях космического полета, продолжено изучение влияния различных факторов космического полета на человеческий организм и выполнены расширенные медико-биологические исследования в условиях суточного полета. Полет положил начало новому этапу в развитии космической техники, в космических исследованиях, поскольку на многоместных кораблях появилась возможность проводить комплексные научно-технические и медико-биологические исследования.
 
При разработке конструкции корабля "Восход-2" были сделаны доработки, связанные с выходом космонавта в открытый космос: введена система шлюзования, исключено одно кресло космонавта и доработаны два других для размещения в них космонавтов в скафандрах. Доработка коснулась и самого корпуса СА: в средней части крышки одного из люков установили надувной шлюз (его схему предложил С.И. Александров — отдел 9, а разработку и изготовление выполнил завод 918), для входа в который в крышке люка был сделан лаз диаметром 700 мм. Шлюз имел наружный диаметр 1200 мм, внутренний диаметр 1000 мм, высоту 2500 мм (в сложенном состоянии 770 мм) и массу 250 кг. В процессе конструкторской разработки корабля "Восход-2" была проведена тщательная отработка всех новых систем в условиях, максимально приближенных к условиям эксплуатации. Ведущим конструктором первых космических кораблей "Восток" и "Восход" являлся О.Г. Ивановский.
 
С.П. Королев и A.M. Исаев
 
О.Г. Ивановский
 
Многоместный
космический
 корабль "Восход"
на подставке
 
С.П. Королев с первым отрядом космонавтов
 
Спускаемый аппарат
корабля "Восход",
оснащенный системой
мягкой посадки
Г.С. Титов (второй ряд — в центре), второй космонавт планеты Земля,
спустя 30 лет после полета среди группы сотрудников ОКБ-1 в музее РКК "Энергия"
2 февраля 1965 года был дан старт многоместному беспилотному кораблю типа "Восход" ("Космос-57"), а 18 марта 1965 года — кораблю "Восход-2" с летчиками-космонавтами П.И. Беляевым и А.А. Леоновым. Во время полета корабля "Восход-2" А.А. Леонов впервые в мире вышел в открытый космос. Время пребывания А.А. Леонова в открытом космосе составило 12 мин. Полет продолжался 26 ч. При спуске отказала автоматическая система ориентации и экипажу пришлось использовать ручную ориентацию и вручную запустить ТДУ. Посадка произошла в нерасчетном месте: в лесном массиве Пермской области. Последние обстоятельства вызвали беспокойство у всех участников этой работы. Но все обошлось благополучно. Экипаж эвакуировали с места посадки на третьи сутки.
 
22 февраля 1968 года был запущен корабль "Восход" ЗКВ № 5 ("Космос-110") с собаками Ветерок и Уголек для проверки работы бортовых систем при длительном орбитальном полете. Он летал на орбите 20 суток и полностью выполнил программу полета. Этим полетом завершилась программа космического корабля "Восход" и всех его модификаций. Нереализованными в программе остались длительный 20-суточный полет двух космонавтов на корабле ЗКВ № 6 и экспериментальный полет на корабле ЗКВ № 7 с созданием искусственной тяжести в системе космический корабль — блок И ракеты-носителя.
 
Корабль "Восход" со стороны
 основной тормозной
двигательной установки
(имеется резервная тормозная
двигательная установка на
твердом топливе)
 
Пристыковка космического корабля "Восход" к ракетному блоку И
 
 
Сборка ракеты-носителя для корабля "Восход"
 
Монтаж шлюза на корабле "Восход-2"
 
Заправка ракеты-носителя
с кораблем "Восход"
 
Подготовка корабля "Восход-2" к полету
 
 
Корабль "Восход-2" в МИКе
 
В экспериментальной и летной отработке кораблей "Восток" и "Восход" и ракеты-носителя принимали участие Е.А. Фролов, О.И. Козюпа, А.А. Лобнев, А.Н. Максименко, В.И. Бодриков, Ю.С. Карпов, В.Г. Беркут, И.А. Сосновик, Э.И. Григоров, B.C. Овчинников, В.А. Николаев, А.В. Пучинин, М.М. Тюлькин, М.Г. Чинаев, Е.А. Башкин, В.Н. Бранец, А.А. Лепский, Т.В. Батенчук-Туско, М.В. Брусков, А.Г. Решетин, В.П. Кураев, А.С. Кашо, Ю.П. Антонов, А.А. Северов, В.И. Рыжиков, А.А. Ржанов, Э.И. Щербаков, В.И. Осипов, А.В. Воротилин, В.Г. Михеев, А.Л. Судаченко, В.А. Овсянников, Б.А. Соколов, В.В. Воршев, Н.П. Голунский, А.И. Осташев, Ю.К. Семенов, Н.Н. Тупицын, В.М. Арсентьев, А.Н. Вольцифер, Н.Н. Ганин, С.В. Денисов, П.К. Сосулин, А.В. Иванов, Б.Ф. Рядинский, В.Е. Вишнеков, Ю.Л. Трещалин, В.В. Носов, К.П. Семагин, Б.А. Павин, В.Л. Николаев, А.С. Мазо, М.Д. Меди, В.В. Киренков, В.А. Наумов, А.Н. Андриканис, Ю.Д. Манько, О.И. Козлов, Д.А. Князев, М.В. Краюшкин.
 
 
 
 
 
Доклад А.А. Леонова о
результатах космического
полета.
 
Присутствуют К.А. Керимов,
С.П. Королев, Г.А. Тюлин,
М.В. Келдыш, С.И. Руденко,
Н.П. Каманин, А.Ю. Ишлинский
и др.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Беседа
главных
конструкторов
с первыми
космонавтами
на полигоне.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Встреча на территории
предприятия
ОКБ-1 и "завода 88"
космонавтов
B.M. Комарова,
К.П. Феоктистова и
Б.Б. Егорова
после возвращения
из полета.
 
 
 
 
 
Источник: "РКК ЭНЕРГИЯ"