Авиационная комендатура, в/ч 32106
245-й ОТДЕЛЬНЫЙ БАТАЛЬОН АЭРОДРОМНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ (ОБАТО)
 
18 декабря 1958 года на основании Директивы Генштаба Вооруженных Сил СССР № 3/24330 от 18.09.1958 г. для обеспечения служебной деятельности авиационной эскадрильи была сформирована комендатура авиационного гарнизона - в/ч 32106 со следующими основными задачами:
 - обеспечение полётов и подготовка авиационной техники к вылету;
 - обеспечение автомобильных перевозок в интересах авиаэскадрильи;
 - охрана и оборона аэродрома, складов ГСМ и авиатехники;
 - обеспечение радиосвязью экипажей самолётов и вертолётов с наземными службами.
 
В 1961 году был введён в строй аэродром с взлётно-посадочной полосой из металлического покрытия.
 
В августе 1969 года одновременно с формированием 84-го ОСАП для обеспечения его жизнедеятельности и содержания в надлежащем порядке аэродрома на базе 24-й отдельной авиационной комендатуры создали 245-й отдельный батальон аэродромно-технического обеспечения. 245-й ОБАТО выполнял мероприятия по:
 
• непосредственной подготовке и обеспечению полётов самолётов и вертолётов;
• поддержанию аэродрома в постоянной или временной готовности;
• обеспечению полётов техническими средствами заправки и зарядки самолётов и вертолётов электроэнергией для запуска двигателей;
• соблюдению противопожарной безопасности полётов;
• снабжению лётно-технического имущества и обеспечению бесплатного питания для всего лётного и инженерно-технического состава;
• поставке запасных двигателей, агрегатов и запчастей самолётам и вертолётам части.
 
В 1981 году в эксплуатацию ввели новый аэродром с железобетонной ВПП, что позволило наряду с вертолётами и самолётами транспортной авиации принимать гражданскую авиатехнику.
 
Основной задачей в/ч 32106 являлось обеспечение безопасности полётов авиации Камчатского ракетного полигона.
 
1 декабря 1982 года из состава батальона была выведена рота связи, которая послужила основой для создания войсковой части 49507. (Позже, в 2001 году, в/ч 49507 опять влилась в в/ч 32106)
 
В этом перечне задач, которые был призван решать 245-й ОБАТО, неприметно и как-то легковесно звучит второй пункт, то есть поддержание аэродрома в постоянной или временной готовности. На самом же деле, в жизни, в условиях Камчатки, это выливалось в огромный труд всего личного состава, особенно в зимнее время. Диву приходилось даваться, как им всё же удавалось поддерживать аэродром в пригодном состоянии, в первую очередь ВПП, способную принять и вертолёты, и самолёты. Снежные заносы бывали настолько сильными, расчистить достаточной ширины полосу не всегда удавалось, и сесть большегрузным самолётам с большим размахом крыльев не представлялось возможным, так как они цепляли ими за снежные сугробы, то есть вероятность ЧП при посадке была очень высока. Снегоуборочная техника и люди с лопатами, казалось, находились на лётном поле круглые сутки. Низкий им поклон и большое спасибо и отлётного состава, и от инженерно-технического персонала, который обеспечивал приём ГЧ баллистических ракет в любое время дня и ночи и, разумеется, в любую погоду.
 
Очень высокую оценку заслуживают труженики авиационного тыла 245-го ОБАТО. Своевременно снабжать всем необходимым лётную часть в условиях Камчатки - это сложнейшая задача. И с ней тыловики 245-го отдельного батальона технического обеспечения справлялись с честью.
 
Первым командиром 245-го ОБАТО был назначен командир к тому времени расформированной 24-й отдельной авиационной комендатуры майор (с 1970 года - подполковник) Кольцов; начальником штаба - майор Царьков, начальником продовольственной службы - капитан Пеликанов.
 
В дальнейшем батальоном командовали подполковники Н.Н. Томилин (1970-1974 гг., впоследствии - полковник, заместитель начальника 43-ей ОНИС по тылу), А.В. Панфилкин (1975-1976 гг.), С.К. Оганов (впоследствии - начальник тыла Иркутского ВВИУ, ЗЦКП ВВС СССР), Е.С. Вершинин, В. Романов, В.Ф. Логинов (1993-1994 гг.), В.С. Степанов (1994-1995 гг.), П.Е. Бруев (1995-2000 гг.), В.В. Стойкий (2000-2001 гг.).
 
В декабре 2001 года в соответствии с Директивой Генштаба Вооруженных Сил РФ от 18.6.2001 г. была сформирована 432-я отдельная авиационная комендатура, которая объединила 245-й ОБАТО и 1173-й отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения. Её командиром назначили подполковника Александра Николаевича Петрова, который возглавлял комендатуру до 2008 года, когда был уволен в запас.
 
Завершая рассказ о 245-м ОБАТО, хочется назвать тех офицеров, которые на протяжении многих лет отдавал много сил, знаний и умения службе в этой части:
 
• заместитель командира капитан А.А. Соболев;
• начальник штаба батальона подполковник Н.В. Бочаров;
• заместитель командира по воспитательной работе, подполковник Березовский;
• заместитель командира по тылу майор Ю.В. Дьяков;
•  начальник автотракторной и электрогазовой службы, майор Князев;
• начальник строевой части капитан В. Скорюпин;
• начальник службы ГСМ капитан Абросимов;
•  командир аэродромно-эксплуатационной службы капитан Бугаев;
•   командиры рот капитаны И.В. Дюкарев, В.С. Гасыкин, В.В. Зотов.
 
1173-й ОТДЕЛЬНЫЙ БАТАЛЬОН СВЯЗИ И РАДИОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (ОБС И РТО) - В/Ч 49507
 
1 декабря 1982 года для лучшего обеспечения полётов авиаполка Камчатского ракетного полигона была образована в/ч 49507 - 1173-й отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения. На основании Директивы Главкома РВСН № 423/3/0030 от 25.05.1982 г. он формировался с использованием личного состава и техники роты связи 245-го отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения -в/ч 32106.
 
Первым командиром части стал подполковник Вячеслав Степанович Гусев, который до этого командовал аналогичной частью на ракетном полигоне Плесецк. В то время часть насчитывала 170 военнослужащих.
 
В управление батальона входили следующие офицеры:
 - майор Владимир Иванович Забавин - начальник штаба;
 - капитан Николай Николаевич Овчаренко - заместитель командира по политической части;
 - майор Вадим Александрович Степанов - заместитель командира по вооружению.
 
Задачи батальона (в/ч 49507):
 - управления летательными аппаратами авиаполка на земле, и в воздухе;
 - осуществление руководства непосредственно полётами;
 - ведение радиолокационного контроля воздушной обстановки;
 - обеспечение безопасности полётов.
 
Часть начинала свою деятельность, имея в своём распоряжении лишь примитивные сооружения полевого типа. В течение короткого времени батальон обустроил четыре приводных радиомаркерных пункта прямого и обратного курсов, кроме этого, в эксплуатацию были приняты радиотехническая система ближней навигации, дальняя радиолокационная группа, радиолокационная система посадки. Каждый введённый в строй объект являлся результатом большого труда всего личного состава части.
 
Формирование батальона проходило в нелёгких условиях непрекращающихся полётов 84-го ОСАП с двух аэродромов: находящегося в процессе строительства в Ключах и Большого, на которых отсутствовала стационарная электрическая сеть для средств радиотехнического, а также светотехнического обеспечения. На эти средства питание подавалось от дизельных электростанций. Эксплуатировать дизельные электростанции в условиях Камчатки (морозы, снежные заносы) было крайне неудобно из-за частых их отказов. Поэтому были приняты меры к укрытию дизельных агрегатов под навесы и в специальных сооружениях, а также прокладке стационарных кабельных линий к объектам связи и РТО.
 
Все работы проводились силами личного состава батальона связи, а технику предоставлял 245-й ОБАТО, командиром которого в то время был подполковник Е.С. Вершинин.
 
По выполнении этих работ отказы по вине подачи электропитания стали редкостью. Качество обеспечения полётов средствами связи и РТО улучшилось, что неоднократно, отмечал командир полка полковник А.П. Мокеев во время разбора полётов.
 
Для улучшения навигационной обстановки и контроля за полётами в условиях горной Камчатки был оборудован в долине реки Камчатка пункт Красный Яр, где установили приводную радиостанцию ПАР-10, командную УКВ радиостанцию Р-845 и радиолокационную станцию П-37с высотомером ПРВ-17 с дальностью действия до 400 километров.
 
На аэродроме Ключи на возвышенном месте тоже был установлен обзорный радиолокатор П-37 с радиовысотомером ПРВ-17, а кроме того, имелась и система слепой посадки СП-47.
 
На запасном аэродроме в посёлке Ука установили систему слепой посадки РСП-10.
 
Эти новшества стоили огромных усилий всего личного состава 43 ОНИС, и в первую очередь 1173-го батальона связи и радиотехнического обеспечения.
 
В те трудные годы для батальона его командиру подполковнику В.С. Гусеву плодотворно помогали начальник штаба майор В.И. Забавин и заместитель по политической части майор Н.Н. Овчаренко.
 
Впоследствии командиром  в/ч 32106 служил Легеза Р.Ю.
 
В декабре 2001 года в соответствии с Директивой Генштаба Вооруженных Сил РФ от 18.6.2001 г. была сформирована 432-я отдельная авиационная комендатура, которая объединила 245-й ОБАТО и 1173-й отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения, таким образом, в/ч 49507 прекратила свое существование, влившись в в/ч 32106, откуда 19 лет назад она и выделилась...
 
Годовой праздник войсковой части 49507  1 декабря.
 
 
Источник: "Полигон Кура: воспоминания, размышления, комментарии",
автор-составитель - Б.В. Юрьев 
 
Полковник в отставке Вячеслав Степанович Гусев
 
1955 - 1957 - курсант Даугавпилсского авиационного радиотехнического училища;
 
1957 - 1961 - техник 184-го полка дальней авиации (г. Прилуки);
 
1961 - 1966- слушатель ВИА им. А.Ф. Можайского (г. Ленинград);
 
1966 - 1969 - начальник группы регламентных работ по радиотехническому
оборудованию 17-й ОСАП (полигон Плесецк);
 
1969 - 1975 - инженер по радио и радиотехническому оборудованию
самолётов 17-й ОСАП (Плесецк);
 
1975 - 1982 - командир ОБС и РТО (полигон Плесецк);
 
1982 - 1984 - командир ОБС и РТО (Камчатка, Ключи);
 
1984 - 1986- старший офицер по связи и радиотехническому обеспечению
аппарата начальника авиации Главного штаба РВСН.