КОСПАС
Система КОСПАС (Космическая система поиска аварийных судов) разрабатывалась для обнаружения судов и самолетов, терпящих бедствие в любой точке земного шара. Сигнал от аварийного радиобуя поступает в систему, которая с заданной точностью определяет координаты места бедствия судна. Цель системы КОСПАС — существенно (до 10 раз), по сравнению с традиционными методами, сократить время проведения поисковых операций.
 
Быстрое определение координат места бедствия повышает шансы на выживание потерпевших бедствие, значительно сокращает расходы на поисковые работы, а также снижает риск аварий для экипажей самих поисковых судов и самолетов. Для России, обладающей обширными малонаселенными территориями суши и большими площадями акваторий, создание эффективной системы поиска и спасания имеет огромное социальное и хозяйственное значение.
 
Система КОСПАС создавалась как самостоятельная система одновременно с аналогичной американо-канадо-французской системой SARSAT (Search And Rescue Satellite-Aided Tracking). В то же время обе системы разрабатывались как взаимодействующие по единым согласованным требованиям, что позволило обеспечить их полную техническую совместимость и в конечном счете создать единую глобальную международную систему КОСПАС-SARSAT.
 
Работы по проекту начались на основании Межправительственного соглашения между СССР и США, подписанного В Москве 24 мая 1977. 3атем к этой программе присоединились Франция и Канада. Летные испытания системы КОСПАС начались 30 июня 1982 года с запуска отечественного спутника "Надежда" №1/КОСПАС-1 (КОСМОС-1383). Уже 10 сентября 1982 года с его помощью был спасен экипаж канадского самолета. В 1984 году система КОСПАС была принята в опытную, а в 1987-м в штатную эксплуатацию в СССР.
 
В июле 1988 года было подписано новое, действующее и поныне, Межправительственное соглашение о сотрудничестве СССР, США, Канады и Франции и использовании системы КОСПАС-SARSAT в качестве международной в интересах всего мирового сообщества. В январе 1992 г. Российская Федерация заменила СССР как Сторону Соглашения.
 
Международные морская и авиационная организации (ИМО и ИКАО) приняли решение об обязательном использовании всеми судами с 1995 года и самолетами с 2005-го системы КОСПАС-SARSAT.
 
Основная кооперация участников разработки, внедрения и эксплуатации системы КОСПАС в целом возглавляется РНИИ КП, им же создавалась бортовая и наземная радиоаппаратура системы. Оператор системы — ГП «Морсвязьспутник».
 
Российские станции приема сигналов КА КОСПАС-SARSAT расположены в Москве, Архангельске, Находке, Новосибирске. Их аппаратура также создавалась в РНИИ КП, включая контрольную станцию.
 
Поскольку покрытие системы с низкоорбитальными спутниками КОСПАС-SARSAT не непрерывно, в 1998 году ретрансляторы сигналов аварийных радиобуев (АРБ) были установлены на трех геостационарных ИСЗ, что сократило время обнаружения аварийных сигналов до 5 минут на всей планете для широты 75°.
 
С 2000 года в России, США и Европе ведутся работы по размещению ретрансляторов сигналов АРБ на спутниках глобальных навигационных систем ГЛОНАСС, GPS и «Galileo». С вводом таких КА система КОСПАС-SARSAT получит возможность принимать аварийные сигналы с задержкой не более 5 минут и с повышенной точностью определения координат.
 
КА  "Надежда" и КА ГЛОНАСС в системе КОСПАС-САРСАТ
 
 
Состояние и перспективы развития спутниковой системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ
 
Одним из ярчайших примеров успешного международного сотрудничества по мирному освоению космоса, применению и развитию технологий ИСЗ является создание Международной низкоорбитальной спутниковой системы поиска и спасания (НССПС) КОСПАС-САРСАТ (аббревиатура русских и английских слов: космическая система поиска аварийных судов).
Система КОСПАС-САРСАТ стала разрабатываться согласно Меморандуму о взаимопонимании, подписанному в 1979 г. Советским Союзом, Канадой, США и Францией.
 
Спутник, запущенный Советским Союзом 30 июня 1982 г., стал первым элементом будущей международной спутниковой системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ. И уже 10 сентября 1982 г. новая космическая технология поиска и спасания была применена на практике и благодаря ей были спасены первые человеческие жизни.
 
В те дни, 17 сентября 1982 г., одна из газет Канады Toronto Globe and Mailom писала: «Оттава (провинция Онтарио)  Три жителя провинции Онтарио, чей легкий самолет на прошлой неделе (10 сентября 1982 г.) потерпел аварию в провинции Британская Колумбия, похоже, своими жизнями обязаны советскому спутнику. Впервые аварийный сигнал от разбившегося самолета был передан через спутник, и далее аварийное сообщение было доставлено в канадскую службу поиска и спасания. Спасенными, с синяками, порезами и сломанными ребрами, стали пилот самолета и два пассажира».
 
По данным Секретариата КОСПАС-САРСАТ, за 20 лет эксплуатации Система помогла спасти более 15 000 человек, из них более 600 человек из бывшего СССР и России, при проведении более 4000 поисково-спасательных операций.
 
Система КОСПАС-САРСАТ открыта для всех стран на недискриминационной основе и бесплатна для конечного пользователя, попавшего в аварийную ситуацию. Страны или организации могут официально участвовать в управлении и эксплуатации Системы путем присоединения к Программе КОСПАС-САРСАТ. В настоящее время 36 стран и организаций официально присоединились к КОСПАС-САРСАТ, включая:
 - 4 стороны Соглашения о Международной программе КОСПАС-САРСАТ (Россия, Канада, США и Франция), обеспечивающие и эксплуатирующие средства Космического и Наземного сегментов;
 - 23 участника, обеспечивающих и эксплуатирующих наземные станции, включая Аргентину, которая официально присоединилась к Программе в феврале 2002 г.;
 - акже 9 дополнительных участников управления Системой.
 
Система КОСПАС-САРСАТ в режиме 406 МГц является составной частью Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ), учрежденной Международной морской организацией (ИМО), с 1 августа 1993 г. морские суда должны быть оснащены аварийными радиобуями 406 МГц.
 
Система КОСПАС-САРСАТ предназначена для обеспечения поисково-спасательных служб различных стран мира информацией о бедствии и местоположении морских, сухопутных и авиационных объектов.
 
За время своего существования система КОСПАС-САРСАТ постоянно развивалась и совершенствовалась. Участники КОСПАС-САРСАТ с 1996 г. начали проводить эксперименты по дополнению системы ретрансляторами 406 МГц на геостационарной орбите. В 1998 г. была завершена Фаза Демонстрации и Оценки (ФДО) геостационарной спутниковой ПС системы 406 МГц (ГССПС), а компоненты ГССПС были официально одобрены Советом КОСПАС-САРСАТ в октябре 1998 г. в качестве дополнения к системе НССПС.
 
Главным преимуществом системы НССПС является независимое доплеровское определение местоположения аварии с точностью порядка 5 км и обеспечение на 406 МГц глобальной зоны обслуживания. Зона обслуживания НССПС не постоянна, попавшим в бедствие пользователям приходится ждать, когда спутник войдет в радиовидимость с их радиобуем.
 
Геостационарные (ГЕО) спутники обеспечивают постоянную радиолинию, но их зона обслуживания ограничена широтами порядка 75°, а также не имеется средства независимого местоопреде-ления. Для полной реализации возможности аварийного оповещения через ГЕО спутники в реальном масштабе времени аварийные радиобуи должны передавать в аварийных сообщениях данные о местоположении, полученные от ГНСС ГЛОНАСС и GPS.
 
Система КОСПАС-САРСАТ включает наземный и космический сегмент: космический сегмент; группировка ИСЗ с ретрансляторами сигналов 121,5 МГц, процессорами обработки и ретрансляторами сигналов поиска и спасания 406 МГц. Зоны обслуживания существующих геостационарных спутников с ретрансляторами 406 МГц охватывают почти всю поверхность Земли.
 
 Наземный сегмент:
 -  41 станция приема и обработки информации (СПОИ), которые принимают сигналы 121,5 МГц и 406 МГц, переданные со спутников и обрабатывают их с целью определения географических координат места бедствия; для приема сигналов с геостационарных спутников СПОИ имеются в Великобритании, Индии, Испании, Канаде и Чили;
 - 4 Международных координационных вычислительных центра Системы (МКВЦ) для глобального обмена информацией о бедствии и его местоположении  собирают и сортируют полученную от СПОИ информацию и направляют аварийные данные в соответствующие поисково-спасательные службы;
 - аварийные радиобуи для установки на борту воздушных судов (АРМ: Аварийный передатчик-указатель положения), морских судов (АРБ: Аварийный радиобуй-указатель местоположения), индивидуального использования (ПРБ: Персональный радиобуй).
 
Наземная аппаратура потребителей спутниковой системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ
 
Опыт поисково-спасательных операций показывает, что время поиска является критическим фактором, влияющим на выживаемость потерпевших, эффективность и стоимость поисково-спасательных операций (ПСО).
 
Применение аварийных радиобуев системы КОСПАС-САРСАТ позволяет значительно сократить время поиска и спасания за счет глобального действия системы, своевременного обнаружения факта аварии или катастрофы, более точного определения района и места бедствия. При применении радиобуев последнего поколения типа 406 МГц, совмещенных или имеющих возможность получать информацию с навигационных приемников ГНСС ГЛОНАСС/GPS или систем управления, точность определения координат бедствия составляет 1015 м. Естественно, что время поиска в этом случае будет зависеть в основном от времени подготовки ПСО, которая снижается за счет использования в операции минимального количества техники и дежурных подразделений сил спасения и времени прибытия к месту бедствия, а стоимость такой операции минимальна.
В качестве примера эффективности работы системы КОСПАС-САРСАТ в гражданской авиации можно привести данные о работе спасателей Канады.
 
В Канаде с 1990 до 1994 гг. произошло 290 авиапроисшествий, из них 180 ПСО проводились с использованием радиобуев. В среднем продолжительность ПСО с использованием радиобуев составила 7,5 часа, а без применения радиобуев  115 часов, причем 45% потерпевших выжило из найденных в течение 8 часов и менее 20%  спустя 115 часов.
 
Процент спасенных в ПСО с использованием радиобуев составил 86%, а без  33% . Стоимость ПСО с использованием радиобуев составила 4,4 млн. долларов, а затраты на 110 ПСО без применения радиобуев составили 34,5 млн. долларов.
В связи с вышесказанным очевидно, что необходимо шире использовать возможности системы КОСПАС-САРСАТ при проведении ПСО, и естественно, что для этого необходимо иметь достаточный парк радиобуев различного назначения, обеспечить их производство и применение потребителем.
 
Аварийные радиобуи являются необходимой составляющей системы КОСПАС-САРСАТ. Они могут быть установлены на борту воздушных и морских судов, в том числе летательных аппаратов малой авиации, яхт и катеров, а также находиться у персональных пользователей и обеспечивать выдачу аварийного сигнала о бедствии на частоте 121,5 МГц и/или 406 МГц.
Нельзя не сказать, что технология поиска и спасания терпящих бедствие, основанная на радиобуях типа 121,5 МГц, уже исчерпала свои возможности и не может обеспечивать растущие требования потребителей, и прежде всего Международной морской организации (ИМО) и Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
 
Это связано с тем, что аварийные сигналы 121,5 МГц могут быть обнаружены системой КОСПАС-САРСАТ только при одновременной радиовидимости передающего радиобуя, спутника и приемной станции, что не дает возможность обеспечить глобальную зону обслуживания системы. Как результат аварийные радиобуи 121,5 МГц не были одобрены ИМО для использования в Глобальной морской системе связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ) в качестве спутниковых АРБ для подачи сигналов бедствия.
 
Кроме того, в ходе эксплуатации системы было отмечено большое количество ложных сигналов, а отсутствие средств их автоматического опознавания значительно увеличивало нагрузку на спасательно-координационные центры, что затрудняло работу системы и поисково-спасательных служб.
 
Принимая во внимание позицию ИМО и ИКАО, Советом КОСПАС-САРСАТ на своей 25-й сессии в октябре 2000 г. приняло решение об осуществлении планирования и подготовки к прекращению с 1 февраля 2009 г. спутниковой обработки сигналов 121,5 МГц.
 
Однако это касается только спутниковой обработки сигнала, сама частота будет использоваться в радиобуях в качестве привода поисково-спасательных средств и обеспечения безопасности коммерческой и общей авиации, а также для многочисленных частных воздушных и морских судов и рыболовного флота.
 
По данным секретариата КОСПАС-САРСАТа предварительная оценка пропускной способности системы показывает, что максимально возможное число радиобуев во всем мире для полосы 406.0 406.1 МГц при гарантии нормальной работы системы колеблется от 3 до 4 миллионов единиц. Имеющийся прогноз парка радиобуев 406 МГц, оценивающий их число не менее одного миллиона единиц в 2010 г., показывает, что система обладает достаточной пропускной способностью при существующей полосе частот.
 
На сентябрь 2002 г. в составе системы используется около 600 тыс. аварийных радиобуев, работающих на частоте 121,5 МГц, установленных в основном на воздушных судах и малых морских судах, и более 284 тыс. аварийных радиобуев 406 МГц, установленных на морских судах (АРБ), воздушных судах (АРМ) или используемых в качестве персональных радиобуев (ПРБ).
По сведениям Секретариата КОСПАС-САРСАТ, более 80 фирм и предприятий 12 стран мира производят радиобуи различного назначения, среди них: Австралия, Болгария, Франция, Япония, Корея, Норвегия, Испания, Украина, Великобритания, США и Россия.
 
В соответствии с установленной процедурой Секретариатом КОСПАС-САРСАТ к сентябрю 2002 г. был выдан 131 сертификат одобрения типа на радиобуи 406 МГц. Часть из них, однако, относится к ранним моделям, которые уже более не изготавливаются. Из 131 сертификата одобрения типа 15 были выданы моделям (АРБ, АРМ и ПРБ), способным принимать данные о местоположении от встроенных или внешних навигационных приемников, в основном от приемников GPS.
В России производством радиобуев системы КОСПАС-САРСАТ занимаются два предприятия  Ярославский радиозавод (специализирующийся на выпуске морских радиобуев) и ФГУП НИИ КП (специализирующийся на серийном выпуске авиационных радиобуев типа АРМ-406АС1 и АРМ-406П).
 
Фактически толчком для начала разработки АРМ-406 в России и конкретно нашим предприятием послужили одобренные Советом ИКАО в 1999 г. поправки к приложениям Конвенции о Международной организации гражданской авиации с требованием, чтобы все новостроящиеся воздушные суда, начиная с 2002 г., а с 2005 г. все подпадающие под требования Конвенции ИКАО воздушные суда были оборудованы аварийными передатчиками-указателями положения (АРМ), работающими в диапазоне 406 МГц, а также на частоте 121,5 МГц в режиме привода.
 
Коллективом Федерального государственного унитарного предприятия «Научно-исследовательский институт космического приборостроения» в 2000 г. были разработаны и изготовлены опытные образцы трех типов аварийных радиомаяков (АРМ) системы КОСПАС-САРСАТ для установки на воздушных судах (ВС):
 аварийно-спасательный АРМ-406 АС1 (АРМ-8);
 автоматический переносной АРМ-406 П (АРМ-АР);
 автоматический стационарный АРМ-406 HI (АРМ-АР).
 
При разработке названных типов радиобуев конструкторы АРМ руководствовались требованиями спецификации КОСПАС-САРСАТ  C/S Т.001, квалификационными требованиями «Аварийно-спасательные радиомаяки, работающие в системе КОСПАС-САРСАТ» (КТ-23-01) и Приложения П.8.1.2 Норм летной годности самолетов (НЛГС-3), стандарту RTCA ДО-204.
 
К концу 2001 г. фактически всего за 2 года НИИ КП освоило серийное производство двух типов радиомаяков (АРМ-406АС1, АРМ-406П) и заключило первые контракты на их поставку авиапредприятиям России. В настоящее время с основными фирмами разработчиками самолетов гражданской авиации России и Украины согласованы вопросы применения АРМ, производства НИИ КП на различных типах ВС.
 
АРМ-406 АС1 представляет собой моноблок, состоящий из защитного кожуха, устанавливаемого в салоне ВС, и моноблока АС1 (моноблок АС1, собственно переносной радиомаяк, включающий передатчик (ПРД) 406,025МГц/121,5МГц, программно-временное устройство, блок управления и блок автономного питания (БАЛ), рассчитанный на работу ПРД 406 в течение 24 часов и ПРД 121 -48 ч).
 
Моноблок АС1 легко извлекается из кожуха при покидании аварийного ВС. Включение радиомаяка осуществляется вручную.
АРМ-406 АС1 имеет сертификат по одобрению типа Программы КОСПАС-САРСАТ от 30.03.2001г., № 125, и свидетельство о годности от 18.06.2001г. №СГКИ-023-79-АРМ-406АС1, выданное Авиарегистром МАК.
 
АРМ-406 П представляет собой моноблок (моноблок «П»), состоящий из двойного защитного кожуха, с установленными в нем амортизаторами, датчиком перегрузки (ДП) и переносным моноблоком АС1, пульта дистанционного управления (ПДУ), устанавливаемого в кабине экипажа, и внешней антенны АНТ-406В, устанавливаемой на корпусе ВС. Аварийный режим работы моноблока АС1 включается от ПДУ или от ДП, а также вручную при извлечении его из защитного кожуха при покидании ВС.
 
АРМ-406 П имеет сертификат по одобрению типа Программы КОСПАС-САРСАТ от 28.02.2002 г. № 130. Закончены испытания и подготовлены документы для получения свидетельства о годности АРМ в Авиарегистре МАК. В АРМ-406 П предусмотрена функция получения навигационной информации с внешнего навигационного приемника или системы управления летательным аппаратом.
 
АРМ производства НИИ КП отмечены Золотой медалью и дипломом Всемирного салона изобретений, научных исследований и промышленных инвестиций «Брюссель-Эврика 2001», награждены дипломом I степени и Золотой медалью 30-го Международного салона изобретений, новой техники и товаров «Женева-2002», дипломом и Золотой медалью МЧС РФ за лучшие достижения, способствующие спасению людей и уменьшению последствий стихийных бедствий и технологических катастроф, дипломом Роспатента.
 
В настоящее время НИИ КП расширяет производство АРМ и работает над созданием новых, более совершенных типов радиомаяков, совмещенных с навигационными приемниками систем ГЛОНАСС/GPS, для авиации и персональных наземных потребителей.
Заключение
 
Программа и система КОСПАС-САРСАТ представляют собой великолепный пример долгосрочного международного сотрудничества в области мирного использования космического пространства и спутниковых технологий для спасения человеческих жизней на море и на земле.
 
Ю.Н. Королев, А. Г. Клементенок, В.Н. Лосев, Ю.С. Яскин
 
Источник: "Политехнические чтения", выпуск 3, "Начало космической эры", 2002 год.
 
С.Деревяшкин, И. Лисов      «Надежда-М» –  первая и единственная.
(Ред.: на самом деле, этот КА был обыкновенной - без "М" -
«Надеждой», поэтому текст, следовательно,
можно было бы озаглавить "Улетела последняя
«Надежда» ..."
 
26 сентября 2002 г. в 17:27:13.842 ДМВ (14:27:14 UTC) с 1-й ПУ 132-й площадки 1-го Государственного испытательного космодрома Плесецк боевыми расчетами Космических войск произведен успешный пуск РН «Космос-3М» (11К65М №65021706. – Ред.) с российским навигационным КА «Надежда-М» (17Ф118М №65006411. – Ред.), оснащенным аппаратурой международной системы поиска и спасения терпящих бедствие судов и самолетов КОСПАС-SARSAT.
 
Пуск прошел в штатном режиме. Как нам сообщили на командном пункте Космических войск, выведение КА на целевую орбиту проходило в соответствие с циклограммой полета ракеты-носителя. В 18:30:14.826 ДМВ (15:30:15 UTC) прошло отделение КА от 2-й ступени РН «Космос-3М» вне зоны радиовидимости с территории России. А в 19:03:24 ДМВ аппарат «Надежда-М» был взят на управление Главным центром испытаний и управления космическими средствами (ГИЦИУ КС) имени Г.С.Титова. С аппаратом была установлена и поддерживается устойчивая телеметрическая связь. Бортовые системы «Надежды-М» функционируют нормально.
 
Параметры орбиты КА составили (в скобках – расчетные значения и допустимые отклонения):
 
- наклонение орбиты – 82.94° (82.967° ± 0.0570.055);
 
- минимальная высота – 984.386 км (987.36 ± 34.044.5);
 
- максимальная высота – 1029.901 км (1022.16 ± 31.020.5);
 
- период обращения – 104.98 мин (104.970 ± 0.6750.658).
 
Заместитель командующего Космическими войсками по вооружению генерал-майор Олег Громов, возглавляющий Государственную комиссию по пуску, высоко оценил профессионализм и слаженность действий испытателей Плесецка. Он подчеркнул, что это был седьмой в 2002 г. пуск ракет космического назначения с северного космодрома (в то время как за весь 2001 г. состоялось шесть пусков, а за 2000 г. – четыре).
 
«Космический аппарат «Надежда-М», запущенный сегодня, должен пополнить семейство космических аппаратов подобного класса для работы в международной системе поиска и спасения терпящих бедствие судов КОСПАС-SARSAT, которая эффективно действует вот уже 20 лет, – отметил генерал. – Нам особенно приятно, что на запуске этого аппарата присутствовали дипломаты США, Канады и Франции, стран – активных участниц реализации этого проекта».
 
Заместитель министра обороны РФ генерал армии Александр Косован, генерал-майор Олег Громов и присутствовавшие на запуске представители дипломатического корпуса тепло поздравили боевые расчеты полковников Олега Майдановича, Николая Мещерякова и подполковника Андрея Матиоса, а также начальника космодрома Плесецк генерал-лейтенанта Геннадия Коваленко, возглавлявшего боевые расчеты пуска, с успешным его проведением.
 
26 сентября в 14:00 московского летнего времени, в соответствии с предварительной договоренностью и решением начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, в Плесецк прибыла группа военно-воздушных атташе и помощников атташе ряда посольств зарубежных государств, аккредитованных в Москве. В поездке их сопровождали представители МО РФ и Космических войск.
 
Среди зарубежных дипломатов около двадцати человек представляли европейские страны, по шесть дипломатов – из государств Азии и Латинской Америки, четверо атташе – из стран Африки. В состав делегации вошли также дипломаты стран, имеющих свою развитую ракетно-космическую промышленность и космодромы, тесно сотрудничающие с Россией и ее Космическими войсками в этой области. Среди них военно-воздушные атташе США, Великобритании, Франции, Германии, Индии и Японии.
Как заявил командующий Космическими войсками генерал-полковник Анатолий Перминов, «целью обзорного посещения военно-воздушными атташе Государственного испытательного космодрома Плесецк станет ознакомление с объектами, предназначенными для подготовки и проведения запусков космических аппаратов по международным космическим программам…»
 
В ходе однодневной поездки дипломаты совершили экскурсию по городу Мирный, ознакомились с его памятными местами и экспозицией музея истории космодрома, осмотрели технический комплекс и места подготовки РН «Космос-3М» и КА. Вечером военные дипломаты наблюдали за пуском РН «Космос-3М».
 
Космическому аппарату «Надежда-М» в каталоге Космического командования США были даны номер 27534, международное обозначение 2002-046A и наименование Nadezhda 7.
 
В нумерации, принятой в Секретариате системы КОСПАС-SARSAT, запущенный аппарат имеет номер КОСПАС-10. Это 10-й и последний аппарат системы, изготовленный на базе навигационного спутника «Цикада».
 
Разработчиком КА «Надежда-М» является ПО «Полет» (г.Омск) в части служебного борта и Российский НИИ космического приборостроения (г.Москва) в части модернизированного радиокомплекса поиска и спасания РК-СМ. Этот новый комплекс (см. НК №8, 1999) установлен на аппарате, изготовленном еще 30 июня 1994 г. и находившемся после этого на хранении. После необходимой доработки и установки РК-СМ спутник был доставлен на космодром Плесецк 24 августа 2002 г. 4 сентября он был выгружен из контейнера и установлен на рабочее место для предстартовых проверок.
 
РН «Космос-3М», разработанная в КБ прикладной механики Минобщемаша (г.Красноярск-26), была изготовлена омским ПО «Полет» 20 сентября 1993 г. и доставлена в Плесецк для подготовки к пуску 8 июля 2002 г. Ее подготовка к пуску началась 13 сентября.
 
История системы «Надежда» подробно освещалась в материале, посвященном предыдущему запуску (НК №8, 2000), и в недавней юбилейной заметке (НК №9, 2002). Важно отметить, что все «Надежды», за исключением одной, входили в состав системы «Цикада». Аппарат, запущенный 28 июня 2000 г., был в опытном порядке выведен на солнечно-синхронную орбиту (ССО), которую используют и американские аппараты NOAA системы КОСПАС-SARSAT, и потому не был оснащен навигационным оборудованием «Цикада».
 
«Надежда-М» выведена на традиционную для «Парусов» и «Цикад» орбиту с наклонением 82.95° и высотой около 1000 км, в орбитальную плоскость с условным номером 12, в которой с марта 1991 до сентября 2001 г. работал аппарат КОСПАС-6 (третий аппарат, получивший при запуске наименование «Надежда»).
 
Как известно, система «Цикада» использует четыре орбитальные плоскости, восходящие узлы которых удалены друг от друга на 45°. Их номера (от 11 до 14) входят в код радиосигнала спутника, и потому номер плоскости становится известен радиолюбителям как только удается принять сигнал от нового аппарата*.
 
* После 14-й плоскости «Цикады» идет с интервалом в 30° 1-я плоскость навигационно-связной системы «Парус». Интервалы между шестью плоскостями «Паруса» составляют по 30°, так что после 6-й плоскости «Паруса» с интервалом 45° идет 11-я плоскость «Цикады».
 
Для определения положения плоскости орбиты нового КА можно использовать наборы двустрочных орбитальных элементов Космического командования США, но достаточно иметь лишь дату и время запуска каждого из аппаратов. В таблице приведено распределение по плоскостям 30 запущенных с 1976 г. аппаратов «Цикада» и «Надежда».
 
В электронном бюллетене Russian LEO Navsat Status от 3 октября сообщается, что в 11-й и 14-й плоскости активного навигационного спутника нет, в 12-й работает только что запущенная «Надежда-М», а в 13-й в августе был реактивирован «Космос-2123», причем в его радиосигнале содержится код не 13-й плоскости, а несуществующей 15-й.
 
Эти изменения произошли уже после подготовки материала «Российская орбитальная группировка» (НК №10, 2002): «Космос-2315» в 11-й плоскости был выведен из эксплуатации, а «Космос-2123» реактивирован вместо «Цикады» в 13-й плоскости. На первой «Надежде» в 11-й плоскости работает, по-видимому, только радиокомплекс поиска и спасания.
 
Одновременно появилось сообщение о прекращении работы радиолюбительских ретрансляторов RS-12 и RS-13 на «Космосе-2123» после 20 августа «в связи с повреждением аппаратуры мощными солнечными протонными вспышками в июле–августе 2002 г.» В действительности радиолюбительскую аппаратуру отключили для того, чтобы включить навигационную.
 
Подготовка пуска РН «Космос-ЗМ» (время летнее)
Ппан работ по первому стартовому дню (25.09.2002)
04.00-06.00
Транспортировна изделия
09.40-10.00
Построение боевого расчета
10.00-12.00
Установка изделия
12.00-13.30
Подготовка к автономным испытаниям
13.30-14.30
Автономные испытания
14.30-17.00
Заключительные операции
Ппан работ по второму стартовому дню (26.09.2002)
11.30-11.45
Построение боевого расчета
11.45-13.30
Подготовка к эаправке
13.30-16.00
Заправка
13.30-13.58
Заправка 1-й и 2-й ступеней и системы  малой тяги окислителем
13.58-14.01
Слив магистралей
1401-14.41
Работа смотровой группы
14.41-15.12 
Заправка горючим 1-й и 2-й ступени и системы малой тяги
15.12-15.15
Слив магистралей
15.15-16.00
Работа смотровой группы
17.15-17.40
Отвод башни обслуживания
18.11-18.27
Набор готовности
18.27.13
Запуск
18.37.00-20.37.00
Приведение в исходное состояние
 
Циклограмма этапов запуска КА «Надежда-7» 26 сентября 2002 г.
N
п/п
 
Параметры динамических операций
 
Обоэна-
чение
Расчетное  время прохождения от старта(сек) 
Фактическое время  прохождения (ДМВ)
1.
Команда «Пуск»
КП
00
17:27:13.0
2.
Предварительная команда на выключанне ДУ 1-й ступени
ПК
130.3
17:29:23.3
3. 
Главная команда на выключение ДУ 1-й ступени
ГК
130.7
17:29:23.7
4.
Команда на разделение ступеней
Р
131.7
17:29:24.7
5.
Команда насброс головного обтеателя
СО
146.6
17:29:39.6
6. 
Предварительная команда на первое выключение ДУ 2-й ступени
 ПК1
476.6
17:35:09.6
7.
Главная команда на первое выключение ДУ 2-й ступени
 ГК1
485.7
17:35:18.7
8. 
Команда на повторное включение ннтегратора продольных ускорений
ПВ
 3148.1
 18:19:41.1
9.
Команда на повторное включение ДУ 2-й ступени
ВК
 3747.6
 18:29:40.6
10.
Предварительная команда на второе выключение ДУ 2-й ступени
 ПК2
3752.5
 18:29:45.5
11.
Главная команда на второе выключение ДУ 2-й ступени
 ГК2
 3762.8
 18:29:55.8
12.
Команда на отделение КА
ОС
3782.8
18:30:14.8
 
Источник: www.novosti-kosmonavtiki.ru