Авиация  ОНИС-43, в/ч 13641.
Командиры 28-й ОСАЭ:
 
1. К-н        Буренков Николай Григорьевич            15.01.1956-1959.
2. П/п-к     Уткин Михаил Дмитриевич                      1959-09.1966.
3. М-р       Пеховкин Виктор Фатеевич                    09.1966-25.8.1969.
 
Командиры 84-й ОСАП:
 
1. П/п-к     Касаткин Леонид Васильевич                25.8.1969-10.1973.
2. П/п-к     Доброхотов Владимир Андреевич       10.1973-1977.
3. П-к        Октябрьский Валентин Северович      1977-08.1982.
4. П/п-к     Мокеев Александр Петрович                08.1982-12.1987.
5. П/п-к     Разинов Николай Иванович                   12.1987-12.1989.
6. П-к        Лобасев Николай Викторович               12.1989-19.3.1993.
7. П-к        Казанцев Валерий Игоревич                 19.3.1993-08.1994.
8. П-к        Кизьяков Анатолий Иванович               11.1994-01.12.2001
 
Командиры 329-й ОСАЭ:
 
1. П-к        Кизьяков Анатолий Иванович                01.12.2001-12.2003.
2. М-р       Кизьяков Анатолий Анатольевич          12.2003-2014
3  П/п-к     Гусев В.Ю                                                    2014 - н/в
 
Из книги «АВИАЦИЯ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ»
 
От реки Ука до посёлка Ключи, расположенного на реке Камчатке, где и было определено место для размещения Камчатского ракетного полигона (это прямоугольник со сторонами, примерно, 250 и 200 километров), никаких путей сообщения не было вообще. Добраться до многих уголков данного района и квадрата падения головных частей ракет представлялось возможным лишь с помощью самолётов или вертолётов. Поначалу же это можно было сделать только вертолётами, так как аэродромы, где могли бы приземляться самолёты, практически везде, кроме посёлка Ука, находящегося на берегу Тихого океана, отсутствовали.
 
28-я ОТДЕЛЬНАЯ СМЕШАННАЯ АВИАЦИОННАЯ ЭСКАДРИЛЬЯ (ОСАЭ)
 
Авиация Камчатского ракетного полигона начиналась с 28-й ОСАЭ. В соответствии с требованиями директивы Генерального штаба ВС СССР от 31.10.1955 г. под командованием 29-й воздушной армии ВВС было начато формирование 28-й отдельной смешанной авиационной эскадрильи НИИП-5 МО.
 
Всего за два месяца (в течение ноября - декабря 1955 г.) на временном месте базирования (в 400 километрах к юго-западу от посёлка Ключи) - аэродроме Северные Коряки Елизовского района Камчатской области была создана 28-я ОСАЭ. Основой формирования эскадрильи послужил офицерский, сержантский и рядовой состав 16-ти авиационных частей. В неё влились представители лётных, а также инженерно-технических специальностей из частей, базировавшихся в то время в основном на дальневосточных аэродромах. Многие офицеры прошли Великую Отечественную войну. К тому же все они имели большой опыт лётной работы и эксплуатации авиационной техники в тяжёлых условиях Дальнего Востока, что стало основой боеспособности новой авиационной части. Большинство из них уже к тому времени были отмечены правительственными наградами.
 
Для обеспечения 28-й ОСАЭ Директивой Генштаба Вооруженных Сил СССР в декабре 1955 года была сформирована 24-я отдельная авиационная комендатура, командирами которой были майоры И.Б. Мороз, А.Д. Есин, Кольцов.
 
15 января 1956 г. приказом командующего 29-й воздушной армией были назначены капитан Николай Григорьевич Буренков (с июня 1957 года - майор) - командиром 28-й ОСАЭ; капитан Виктор Трифонович Вернидуб - начальником штаба; капитан Владимир Сергеевич Жильцов - заместителем командира по лётной подготовке; капитан Ростислав Борисович Ернин - заместителем по политической части; старший техник-лейтенант технической службы Леонид Алексеевич Подберёзкин (с декабря 1956 г. - капитан) - заместителем командира эскадрильи по эксплуатации (по инженерно-авиационной службе).
 
Для формирования эскадрильи привлекались офицеры, сержанты и рядовой состав шестнадцати авиационных частей преимущественно из Дальневосточного военного округа. Подавляющее большинство лётчиков являлись участниками Великой Отечественной войны.
 
Приказ № 1 командира в/ч 13641 от 25.01.1956 г. предписывал ОСАЭ-28, состоявшей их двух самолётов Ли-2, двух самолётов Ан-2 и шести вертолётов Ми-4, перебазироваться на постоянное место дислокации - аэродром посёлка Ключи Усть-Камчатского района Камчатской области и приступить к выполнению задач авиационного обеспечения 43 ОНИС.
 
25 января 1956 года 28-я ОСАЭ в составе двух самолётов Ли-2 и двух Ан-2, а также шести вертолётов Ми-4 была перебазирована на так называемый «большой аэродром», который находился прямо у подножья Ключевской сопки, и приступила к выполнению задач своего основного назначения по авиационному обеспечению работ Камчатского ракетного полигона.
 
«Большой аэродром» был грунтовым, имел прямоугольную форму размером 2000 на 300 метров. Находился он в долине реки Камчатки, на нём отсутствовали какие-либо здания и помещения. Построили его в 1943 году для обеспечения перегона советскими лётчиками американских боевых самолётов, поставлявшихся Советскому Союзу по лендлизу.
 
После Великой Отечественной войны он был законсервирован, но с началом стройки основной базы 43 ОНИС в посёлке Ключи аэродром было решено приспособить для нужд Камчатского ракетного полигона. В последующие годы до введения в эксплуатацию стационарного аэродромного комплекса, он стал основным взлётно-посадочным полем 43 ОНИС.
 
В то время район дислокации в/ч 25522 был малонаселённым и практически необжитым краем, без дорог и энергетических запасов. Но уже тогда здесь развернулись довольно масштабные работы по созданию базы приёма ГЧ ракет силами прибывшего сюда в сентябре 1955 года из Подмосковья личного состава только что сформированной 43 ОНИС под командованием её первого командира полковника Бориса Фёдоровича Козлова.
 
Именно государственной важностью была обусловлена переброска в столь отдалённую и необжитую местность некоторых воинских частей для постоянного их там дислоцирования. Все понимали, что поставленные правительством СССР задачи, с учётом особых условий Камчатки, было невозможно выполнить без применения военно-транспортной авиации. Поэтому-то её представители в лице 28-й ОСАЭ и прибыли в Ключи в самом начале 1958 года.
 
Первым командиром 28-й ОСАЭ был Николай Григорьевич Буренков. Родился он в селе Большое Мурашкино Нижегородской губернии в октябре 1923 года. Профессию военного лётчика получил в Молотовской военно-авиационной школе пилотов. С сентября 1942 по май 1945 года был лётчиком (затем командиром корабля) гвардейского бомбардировочного Белгородского Краснознамённого полка дальней авиации. Принимал участие в нанесении бомбовых ударов по гитлеровской группировке под Ленинградом, затем участвовал в освобождении Венгрии. После войны полк дислоцировался в Каунасе. С 1951 года летал в составе 29-й ВА на Дальнем Востоке. Награждён двумя орденами Красной Звезды, медалью «За оборону Ленинграда».
 
28-я ОСАЭ решала задачи перевозки личного состава 43 ОНИС и грузов, доставки поисковых групп на боевое поле приёма ГЧ, а также материалов произведённых измерений для их дальнейшей обработки. В сложной обстановке оказались тогда люди: суровая снежная зима и бездорожье, неустроенность быта, преимущественно ручной труд при возведении объектов всего измерительного комплекса, военного городка, аэродрома и других сооружений. Люди, лётчики в том числе, работали самоотверженно и почти без отдыха.
 
Ритм выполняемых заданий лётчиками был сверхнапряжённым. Они производили воздушную разведку и рекогносцировку местности, доставку почты, промышленных товаров и продовольствия. Совершали санитарные рейсы на измерительные пункты и в отдалённые гарнизоны. Участвовали в спасательных операциях при разливе рек и стихийных бедствиях. Это далеко не полный перечень дополнительных задач, которые приходилось решать личному составу 28-й ОСАЭ. Надо сказать, что решались они успешно. Люди (и лётчики, и технический состав) эскадрильи того времени были настоящими первопроходцами и, просто героями!
 
Судите сами. Местность с опасными для полётов в сложных метеорологических условиях рельефом (ночью), минимально или совсем не подготовленные посадочные площадки для самолётов и вертолётов, отсутствие надёжных наземных средств обеспечения полётов были повседневными спутниками авиаторов. Всё это приходилось преодолевать ценой огромного, почти нечеловеческого напряжения сил, как физических, так и психологических. Мужество и самоотверженность поколения наших людей, выросших во время военного лихолетья, высокое лётное мастерство, устремлённость к небу, готовность отстаивать честь Родины переросли затем в традиции 28-й ОСАЭ.
 
В 1959 году командиром эскадрильи был назначен опытный лётчик 1-го класса, участник Великой Отечественной войны подполковник Михаил Дмитриевич Уткин. В этот период 28-я ОСАЭ состояла из трёх звеньев: первое - 12 самолетов Ли-2; второе - девять Ан-2; третье - восемь Ми-4 и два Ми-6.
 
Удалённость «большого аэродрома» от основной базы в условиях практического бездорожья и суровых климатических условий не позволяла эффективно использовать авиацию для решения всех вопросов обеспечения специальных работ на боевом поле, поддерживать жизнь и быт личного состава на некоторых удалённых точках. В связи с этим командование 43 ОНИС приняло решение построить аэродром рядом с основной базой, на окраине посёлка Ключи.
 
"Большой аэродром"         WIKIMAPIA
Усилиями личного состава всех частей и подразделений 43 ОНИС под личным руководством её начальника полигона «Кура» полковника Н.Н. Карчевского в кратчайшие сроки были построены ВПП длиной 900 и шириной 80 метров со стоянками для самолётов и вертолётов.
 
Кроме этого, возвели и все необходимые аэродромно-технические сооружения. Это позволило наши самолёты и вертолёты перебазировать на новый аэродром и ограниченно выполнять с него требуемые полёты.
 
Эти ограничения объяснялись тем, что строительство взлётно-посадочной полосы всё ещё продолжалось, и когда её длину довели до 1200 метров, аэродром заработал на полную мощность с использованием всех имевшихся у нас в арсенале самолётов и вертолётов.
 
В сентябре 1966 года подполковник М.Д. Уткин был назначен на должность командира вновь формируемого 17-го отдельного смешанного авиационного
Аэродром Ключи 1966 год
 
полка (для авиаобеспечения северного полигона в Плесецке), а вместо него командиром 28-й ОСАЭ назначили военного лётчика 1-го класса майора Виктора Фатеевича Пеховкина, до того являвшегося заместителем подполковника М.Д. Уткина.
В.Ф. Пеховкин имел большой опыт полётов на вертолётах в условиях Камчатки. Его помощниками были начальник штаба майор Л.Н. Рыпалов, заместитель по ИАС капитан В.Я. Карликов, заместитель по политчасти военный штурман 1-го класса К.Г. Моисеенков. Командирами звеньев были опытные авиаторы капитаны: Сафулин, Г.И. Шиндяпин, Н.А. Рогачёв, Ш. Бикбоф, В.М. Белов, а командирами самолётов Ли-2 - капитаны В.С. Лаптев и Прокурнов. Командирами экипажей вертолётов Ми-4 были капитаны Кирпищиков, Харин и Жилин. За первые пять лет существования эскадрильи 4 человека были награждены орденами и 78 - медалями СССР.
 
Много славных и по-настоящему полезных дел было выполнено 28-й ОСАЭ, но самым памятным событием в её истории, вне всяких сомнений, явилось вручение эскадрилье Боевого Знамени, что произошло в апреле 1969 года, а 25 августа того же 1969 года 28-ю ОСАЭ переформировали в 84-й отдельный смешанный авиационный полк (ОСАП).
 
Самолет Ан-2
 
84-й ОТДЕЛЬНЫЙ СМЕШАННЫЙ
АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК (ОСАП)
 
Понятно, что 84-й ОСАП стал преемником Боевого Знамени, этого священного символа для каждой воинской части. Полк с честью пронёс его через все тернии камчатской службы.
 
Численностью в 289 человек, по штату 84-й ОСАП состоял из трёх авиационных эскадрилий (АЭ) и технико-эксплуатационной части (ТЭЧ). 1-я аэ имела на вооружении девять самолётов Ли-2; 2-я аэ - 12 самолётов Ан-2; 3-я (вертолётная)  восемь Ми-4 и два Ми-6.
 
Командиром 84-го ОСАП назначили командира 44-й ОСАЭ 50-й Смоленской ракетной армии, участника Великой Отечественной войны, военного лётчика 1-го класса подполковника (с 16 февраля 1970 года - полковник) Леонида Васильевича Касаткина.
Командование полка составили следующие офицеры:
майор Иннокентий Алексеевич Носков - начальник штаба полка; подполковник Константин Григорьевич Моисеенков - заместитель командира полка по политической части; подполковник Виктор Фантеевич Пеховкин - первый заместитель командира полка; инженер-подполковник Юрий Васильевич Кузнецов - заместитель командира полка по инженерно-авиационной службе; подполковник Александр Ефимович Дзема - заместитель командира полка по лётной подготовке.
 
Ан-2 над Камчаткой
 
Ли-2 - советский племянник заокеанского дядюшки DC-3
 
Командир
84-й ОСАП
полковник Касаткин
Леонид
Васильевич
 
 
 
 
 
 
Командирами эскадрилий стали: 1-й аэ - капитан Г.И. Шендяпин, 2-й аэ - майор В.М. Белов, 3-й аэ - майор Н.А. Рогачёв.
 
В первый же год существования полка его личный состав добился хороших результатов в боевой и политической подготовке и выполнении специальных заданий. В августе 1970 года полк был награждён грамотой Главкома РВСН.
В период 1970-1972 годов личный состав 84-го ОСАП вместе с другими частями и подразделениями 43 ОНИС проделал большую работу по реконструкции аэродрома Ключи, расширяя и удлиняя ВПП, которая ограничивала интенсивность полётов и не позволяла принимать самолёты АН-12, необходимые для доставки крупногабаритных и тяжёлых грузов.
 
Благодаря личному активному участию в проведении реконструкции аэродрома начальника 43 ОНИС полковника Н.Н. Карчевского (с 1972 года - полковника В.К. Зотова), а также привлечению инженерной техники гражданских организаций, к началу 1974 года удалось удлинить ВПП до 2100 метров и принять первые самолёты АН-12 с необходимыми грузами для Камчатского ракетного полигона. В то же самое время так называемым «хозяйственным способом» было построено новое здание ТЭЧ, в котором разместились лаборатории всех групп. Это позволило личному составу ТЭЧ выполнять любые виды регламентных и ремонтных работ на авиационной технике с высоким качеством.
 
Одновременно с реконструкцией аэродрома полк наращивал объёмы специальных работ. Полёты не прерывались ни на один день.
 
В 1972-1973 годах началась замена устаревших вертолётов Ми-4 на современные турбовинтовые вертолёты Ми-8. Переучивание на новую технику экипажи полка прошли на авиационном заводе в Казани, где получили первые вертолёты Ми-8Т и перегнали их на аэродром Ключи. Первыми лётчиками полка, освоившими эти вертолёты, были подполковники В.Ф. Пеховкин, Н.А. Рогачёв, капитаны: В.Н. Власов, В.И. Ступников, В.И. Сорокин, Ю.С. Камышев, А.А. Сорока, Н.И. Глушенко.
 
В 1973 году 84-й ОСАП, как и вся 43 ОНИС, был выведен из штата НИИП-5, то есть космодрома Байконур, и переподчинён начальнику Главного управления ракетного вооружения (ГУРВО) Ракетных войск стратегического назначения.
 
В руководстве полка произошли изменения. Первый его командир полковник Л.В. Касаткин ушёл в запас. Вместо него в октябре 1973 года командиром 84-го ОСАП был назначен заместитель командира 158-го ОСАП по лётной подготовке, военный лётчик 1-го класса подполковник Владимир Андреевич Доброхотов. Его приход совпал с началом замены устаревших самолётов Ли-2 на современный турбовинтовой самолёт Ан-26.
 
Первый Ан-26 получил на Киевском авиационном заводе и перегнал его на аэродром Ключи командир 17-го ОСАП полковник Н.М. Сапай. Было это в 1974 году. Первыми же лётчиками в полку, освоившими этот самолёт, стали подполковник Е.И. Лебедев, майор В.Н. Васильев, капитан В.В. Коваленко.
 
В 1975 году на авиационных заводах МАП в Киеве и Запорожье переучивание для работы на самолёт Ан-26 прошла группа лётчиков и техников 84-го ОСАП во главе с его командиром полковником В.А. Доброхотовым. В этом же году в Киеве, были получены ещё два самолёта Ан-26. Все эти три самолёта были оборудованы бортовой аппаратурой специального контроля для определения точек падения принимаемых ГЧ ракет на боевом поле Камчатского ракетного полигона, что существенно облегчало работу наземных измерительных средств.
 
 
Ми-4
 
Ми-6
 
Ми-8
 
Ан-26
 
Командир 84-й ОСАП
полковник Доброхотов
Владимир Андреевич
 
Командир 84-й ОСАП
полковник Октябрьский
Валентин Северович
 
Аэродром "Ключи"        WIKIMAPIA
За успешное освоение новой военной техники 30 апреля 1975 года командира 84-го ОСАП полковника В.А. Доброхотова наградили орденом Красной Звезды.
 
Наличие в полку шести типов самолётов и вертолётов доставляло, много дополнительных трудностей руководящему инженерно-техническому составу и специалистам ТЭЧ. Несмотря на эти трудности, заместитель командира полка по инженерно-авиационной службе участник Великой Отечественной войны подполковник Ю.В. Кузнецов сумел так организовать работу подчинённых, что парк авиационной техники всегда находился в исправном состоянии.
 
Последний самолет Ли-2 84-го ОСАП поставлен на постамент
 
В период командования 84-м ОСАП (1973-1977 гг.) полковником В.А. Доброхотовым его ближайшими помощниками во всех начинаниях были первые заместители, военные лётчики 1-го класса подполковники В.Ф. Пеховкин и В.С. Октябрьский; заместитель по лётной подготовке, военный лётчик 1-го класса подполковник Е.И. Лебедев, начальник штаба подполковник К.Г. Моисеенков; заместители по ИАС подполковники Ю.В. Кузнецов и В.М. Суслов.
 
Именно первому заместителю подполковнику Валентину Северовичу Октябрьскому передал 84-й ОСАП полковник Владимир АндреевичДоброхотов, убывая в 1977 году на должность заместителя начальника авиационного отдела Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения.
 
Отметим, что в период командования 84-м ОСАП полковником Владимиром Андреевичем Доброхотовым в полку не было ни одного лётного происшествия.
 
28 февраля 1979 года 84-й ОСАП перешёл на новый штат: в 1-й эскадрилье не стало самолётов Ли-2, но ввели девять самолётов Ан-26; 2-ю эскадрилью составили восемь самолётов Ан-2; 3-я эскадрилья в себя включала 17 вертолётов Ми-8 и три вертолёта Ми-6.
 
На берегу Тихого океана. 1976 г. Слева направо:
майор Н.Ф. Королев, полковник В.А. Доброхотов,
старший лейтенант Сапожников
 
После очередного выхода из строя грунтового аэродрома Ключи, вызванного весенней распутицей (апрель 1980 года) все самолёты полка были временно перебазированы на запасной аэродром, в посёлок Ука, расположенный в 200 километрах к северо-востоку от основной базы. Аэродром в посёлке Ука имел ВПП, рулёжные дорожки и стоянки для самолётов, выложенные металлическими плитами, что давало возможность взлетать и садиться всем типам наших самолётов и вертолётов в любую слякоть. Такое перебазирование позволяло авиаторам 84-го ОСАП принимать участие в обеспечении спецработ 43 ОНИС круглогодично, ведь испытания ракетных комплексов велось вне зависимости от сезонных капризов погоды.
 
Как правило, в июне самолёты возвращались на аэродром Ключи, и продолжалось выполнение заданий командования 43 ОНИС в штатной обстановке.
Аэродром "Ука"        WIKIMAPIA
 
Эти перелёты доставляли массу неудобств и лётчикам, и испытателям-ракетчикам. Поэтому приняли решение строить на аэродроме посёлка Ключи бетонированные ВПП, рулёжные дорожки, места стоянок самолётов и вертолётов. А также были построены командно-диспетчерский пункт (КДП) и другие необходимые технические здания. Большая заслуга в этом аэродромном строительстве принадлежит начальнику 43 ОНИС генерал-майору М.П. Соловью, командиру 84-го ОСАП полковнику В.С. Октябрьскому и командиру ОБА-ТО (отдельный батальон обслуживания) подполковнику С.К. Оганову. Они лично посетили целый ряд инстанций, в том числе и Московский проектный НИИ, имея на руках предложения по скорейшей реконструкции аэродрома. Им очень активно помогал старший офицер инженерно-аэродромной службы аппарата авиации подполковник И.Х. Чудин.
 
К первому этапу реконструкции аэродрома приступили в 1979 году. На время ведения работ аэродром, конечно же, было необходимо освободить. Для временного базирования и производства полётов снова пришлось воспользоваться «большим аэродромом». Каждая эскадрилья собственными силами оборудовала для себя землянку. Рота связи ОБАТО установила приводные радиостанции, обеспечивавшие заходы самолётов на посадку в сложных метеоусловиях и ночью с двух направлений. Был также установлен радиолокатор и выносные стартовые командные пункты (ВСКП). Из посёлка Ука перегнали самолёты на «большой аэродром» и с него проводили полёты, выполняя специальные задания, одновременно совершенствуя боевую подготовку.
 
Работы по реконструкции аэродрома велись в высоком темпе, и к концу 1981 года первый этап, самый трудоёмкий, с огромным объёмом земляных работ, был завершён. Итогом явилась укладка бетонированной ВПП длиной 2000 метров и шириной 32 метра. На эту полосу пробную посадку произвёл на самолёте Ан-26, выполнив рулёжку и взлёт, командир первой эскадрильи военный лётчик 1-го класса подполковник В.И. Архипов. После облёта он доложил командиру полка о пригодности новой ВПП для использования её к полётам.
 
Однако ещё предстояли большие работы по доведению до ума всего аэродромного комплекса, и поэтому до конца 1982 года полк выполнял полёты с «большого аэродрома».
 
Реконструкция аэродрома Ключи, которую возглавлял командир 84-го ОСАП полковник В.С. Октябрьский, вылилась в огромный труд всего личного состава полка, да и всей 43 ОНИС. Времени и сил было затрачено немало, но овчинка в данном случае выделки стоила: теперь стало возможно выполнять полёты всем самолётам полка без каких-либо ограничений. Кроме того, появилась возможность принимать габаритные грузы, которые доставляли с материка на Камчатский ракетный полигон, минуя их демонтаж и перегрузку, что часто приходилось производить в аэропорту Елизово.
 
Все эти годы в ходе проведения реконструкции аэродрома Ключи полковнику В.С. Октябрьскому помогали все его подчинённые, ставшие его единомышленниками. Среди них особо хотелось бы отметить: первого заместителя командира полка, военного лётчика 1-го класса подполковника В.А. Шаповала; заместителей по лётной подготовке, военных лётчиков 1-го класса подполковников Е.И. Лебедева, В.А. Середина, и А.Д. Якуткина; заместителей по ИАС подполковников В.М. Суслова, Г.Я. Старкова; заместителя по политчасти, военного штурмана 1-го класса подполковника В.Г. Тетерина; начальника штаба подполковника Б.А. Матвеева; старшего штурмана полка, военного штурмана 1-го класса подполковника В.А. Давыдова; начальников ТЭЧ майоров Б.Ч. Тян и Ю.А. Евстифеева; командиров эскадрилий, военных лётчиков 1-го класса подполковников В.Н. Васильева, Ф.Ф. Скорикова, В.И. Архипова, Ю.А. Заварина, В.А. Замеркина, Г.П. Сизанова, В.Н. Власова, Н.А. Рогачёва, А.Ф. Господа; инженеров полка майоров В.Н. Головина, В.Н. Пашментова и многих других.
 
Между тем жизнь шла своим чередом. Одни уходили на заслуженный отдых  в отставку, другие, получая повышение, убывали на новое место службы, в полк прибывали другие офицеры и прапорщики.
 
В августе 1982 года к новому месту службы убыл командир 84-го ОСАП полковник Владимир Северович Октябрьский. Он был назначен на должность начальника Вязниковского учебного центра ДОСААФ, где занялся подготовкой молодых лётчиков.
Вместо полковника В.С. Октябрьского командиром 84-го ОСАП назначили начальника политотдела 81-го ВТАП военного лётчика 1-го класса подполковника Александра Петровича Мокеева.
 
В апреле 1983 года 84-й ОСАП перелетел на реконструированный аэродром. Кстати говоря, кое-какие работы на нём всё ещё продолжались, но полк уже никуда отсюда не уходил, и все полёты по обеспечению испытаний ракетных комплексов производил только с этого аэродрома Ключи. Пока не были построены рулёжные дорожки и места стоянок, самолёты располагались в конце ВПП. Это усложняло организацию полётов, но выполнялись они в требуемом для 43 ОНИС объёме, то есть со стороны командования нареканий в адрес полка не было.
 
В 1985 году новый аэродромный комплекс сдали в эксплуатацию полностью. Он был оснащён современными радиотехническими наземными системами, включая и радиоаппаратуру ближней навигации (РСБН).
 
В 1983 году для обеспечения безопасности полётов в посёлке Красный Яр установили обзорный радиолокатор с выносным экраном на стационарном КДП аэродрома.
 
Военный городок в Ключах. В этом доме жили лётчики.
 
 
Это позволило вести проводку всех самолётов и вертолётов, выполняющих полёты на аэродром Елизово и на боевое поле падения ГЧ. Большую работу по установке и наладке этого оборудования проделал личный состав вновь сформированного 1173-го отдельного батальона связи и радиотехнического обеспечения (ОБС и РТО). Особо нужно отметить профессионализм и организаторские способности его командира подполковника В.С. Гусева.
 
Полковник в отставке
Вячеслав Степанович Гусев
ОРЛ в п. Красный Яр      WIKIMAPIA
С 1 сентября 1985 года полк перешёл на изменённый штат: вместо трёх вертолётов Ми-6, которые отправили в Афганистан, сформировали отряд из трёх самолётов АН-12. Самолёты выделили из состава военной транспортной авиации (ВТА), а лётчики прибыли из 137-й ЭСАЭ 53-ей ракетной армии (г. Чита). Командиром отряда стал военный лётчик 1-го класса майор Ю.И. Корниенко. Командирами кораблей отряда являлись военные лётчики 1-го класса капитаны А.В. Денискин и Э.Г. Хайрулич.
 
С переходом на новую авиационную технику увеличился объём и качество выполнения спецзаданий.
 
С 1985 по 1987 год 84-й ОСАП трижды завоёвывал переходящее Красное знамя военного совета РВСН «Лучшей части -  победителю в социалистическом соревновании». В соответствии с Положением «О переходящем Красном Знамени» оно оставлено в полку на вечное хранение.
 
В 1987 году 84-й ОСАП освоил боевое применение вертолётов Ми-8 МТ с использованием неуправляемых авиационных ракет (НАР) и авиабомб.
 
Эти успехи с командиром полка полковником А.П. Мокеевым по праву делили его активные помощники: первые заместители командира, военные лётчики 1-го класса подполковники В.А. Шаповал, Б.Н. Курылёнок; заместители по лётной подготовке военные лётчики 1-го класса подполковники В.А. Середин, О.А. Кожевников; начальники штаба подполковники П.И. Кривошеев, Е.П. Соколов-Карий; заместитель по политчасти, военный лётчик 1-го класса подполковник Д.И. Косолапов; заместитель по ИАС подполковник Ю.И. Евстифеев; старшие штурманы, военные штурманы 1-го класса подполковники В.М. Перминов,
 
Е.Б. Черняев; командиры эскадрилий, военные лётчики 1-го класса подполковники В.Н. Юденич, Г.П. Сизанов, Б.Н. Шишаков; командир 245-го ОБАТО подполковник Е.С. Вершинин; командир 1173-го ОБС и РТО подполковник В.С. Гусев.
 
В те годы (1982-1992 гг.) большую помощь командирам авиационных частей оказывал начальник штаба 43 ОНИС полковник Г.А. Кошель. Стиль его работы являл собой пример рационального планирования и использования самолётов и вертолётов полка для выполнения спецзаданий и своевременного обеспечения личного состава, а также семей офицеров и прапорщиков всем необходимым и на основной базе, и на удалённых объектах.
 
Заслуживает похвалы и деятельность старшего помощника начальника штаба 43 ОНИС по авиационному обеспечению подполковника Игоря Николаевича Лыги. Он очень умело строил работу по планированию и своевременной доставке на основную базу в Ключи техники и всевозможных грузов, а также пассажиров.
 
Подполковник
Игорь
Николаевич
Лыга
 
 
За успехи в боевой и политической подготовке командир 84 ОСАП полковник А.П. Мокеев был награждён орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах» 3-ей степени, а за освоение новой авиационной техники - орденом Красной Звезды.
 
Начальник штаба полка подполковник Е.П. Соколов-Карий был награждён орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах» 3-ей степени.
 
В декабре 1987 года полковник А.П. Мокеев убыл к новому месту службы, в подмосковный посёлок Власиха, в Главный штаб РВСН, где он получил назначение на должность старшего инспектора-лётчика отдела боевой подготовки в аппарате начальника авиации ракетных войск.
 
Командиром 84-го ОСАП назначили военного лётчика 1-го класса подполковника Н.И. Разинова, до того являвшегося первым заместителем командира ВТАП 7-й ВТАД и командиром советского авиаполка в Анголе. (1985-1986 гг. "Из огня да в полымя" - это как раз про такие случаи..)
 
Камчатка, август 1979 г.Слева направо:
п-к В.С. Октябрьский, п/п-к В.Н. Власов, пр-к Парфенов
 
Первым заместителем Н.И. Разинова стал военный лётчик 1-го класса Н.К. Болбашов; заместителем по лётной подготовке назначили военного лётчика 1-го класса подполковника А.И. Гончарова, начальником штаба полка - подполковника Н.А. Дронова; заместителем по политической части был назначен подполковник А.В. Горев. В ноябре 1989 года полковник Н.И. Разинов по состоянию здоровья был уволен в запас.
 
Командиром 84-го ОСАП в декабре 1989 года назначили старшего инспектора-лётчика аппарата начальника авиации Главного штаба РВСН, военного лётчика 1-го класса полковника Николая Викторовича Лобасева. Вместе с ним первым заместителем командира назначили военного лётчика 1-го класса подполковника К.В. Шрамко; заместителем по лётной подготовке - военного лётчика 1-го класса подполковника М.А. Шаболтаса; начальником штаба полка - подполковника А.А. Мисюру.
 
В марте 1993 года полковник Н.В. Лобасев уходит на повышение. Он вернулся в Главный штаб РВСН на должность заместителя начальника службы авиации ракетных войск.
 
Командиром 84-го ОСАП с 1993 года стал лётчик-снайпер полковник Валерий Игоревич Казанцев, ранее занимавшего должность начальника службы безопасности полётов в Главном штабе РВСН.
 
В.И. Казанцев командовал полком в течение одного года. В августе 1994 года он вернулся в службу авиации Главного штаба ракетных войск на должность начальника отдела боевой подготовки.
 
В августе же 1994 года произошли изменения в штатной структуре полка: была исключена 2-я авиационная эскадрилья самолётов Ан-2 в её полном составе. Таким образом, завершилась эксплуатация этого самолёта в авиации Ракетных войск стратегического назначения вообще, а 84-й ОСАП стал теперь состоять из двух авиационных эскадрилий и ТЭЧ.
 
В ноябре 1994 года командиром 84-го ОСАП был назначен старший инспектор-лётчик отдела боевой подготовки службы начальника авиации Главного штаба РВСН, военный лётчик-снайпер полковник Анатолий Иванович Кизьяков. За заслуги в освоении авиационной техники, подготовке лётных кадров и высокое личное профессиональное мастерство ему в 2000 году было присвоено почётное звание «Заслуженный военный лётчик Российской Федерации».
 
За годы существования 84-й ОСАП (1969 - 2000) 54 военнослужащих авиаполка были награждены высокими правительственными наградами, среди которых орденами:
 - Красного Знамени - 9 человек:
 - «Знак Почёта» - 2 человека;
 - «За службу Родине 3-ей степени» - 2 человека;
медалями:
 - «За боевые заслуги» - 4 человека;
 - «Воин-интернационалист» - 13 человек.
 
В 1970 году за большой вклад в обеспечение опытно-испытательных работ Камчатского ракетного полигона всему личному составу 84-й ОСАП Главком РВСН, Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза Н.И. Крылов объявил благодарность.
 
329-Я ОТДЕЛЬНАЯ СМЕШАННАЯ АВИАЦИОННАЯ ЭСКАДРИЛЬЯ (ОСАЭ)
 
В соответствии с Директивой Генерального штаба Вооружённых Сил РФ от 18 июня 2001 года 84-й ОСАП переформирован в 329-ю ОСАЭ с передачей Боевого Знамени и исторического формуляра, то есть полк был переведён на штат эскадрильи.
Другими словами, произошло понижение статуса воинской части.
 
По новой штатной структуре 329-я ОСАЭ стала состоять из одного отряда самолётов Ан-26, двух звеньев вертолётов Ми-8 и ТЭЧ, имея на вооружении по 3 самолёта АН-12 и Ан-26, а также 7 вертолётов Ми-8МТ.
 
Фото: Калиновский А.Н.
Ан-12 "04 -  желтый" из состава 329 ОСАЭ авиации РВСН
 
 
Май 1997 года. Камчатка. Ключи. Нач.43 ОНИС
п-к Г.Л. Катович вручает орден
«За военные заслуги» командиру 84 ОСАП
полковнику А. И. Кизьякову
 
Командиром эскадрильи был назначен командир расформированного 84-го ОСАП - заслуженный военный лётчик Российской Федерации, лётчик-снайпер полковник А.И. Кизьяков. Одновременно с ним приступили к исполнению своих обязанностей в должностях заместителя командира подполковник И.С. Муравьёв, заместителя командира по воспитательной работе подполковник А.В. Арбузов, заместителя по инженерно-авиационной службе майор В.Н. Иванов, начальника штаба подполковник П.А. Логинов, штурмана эскадрильи подполковник А.А. Лисицын, начальника ТЭЧ майор А.Н. Григорьев.
 
Объём задач, прежде возлагавшихся на полк, не уменьшился, однако лётный и инженерно-технический состав эскадрильи с честью справлялся с заданиями, и качество их выполнения не ухудшилось. Продолжилась работа по повышению квалификационных категорий как лётного, так и аэродромного состава. Причём, надо сказать, всё это делалось в условиях нехватки топлива, запасных частей, отсутствия должного финансирования и неудовлетворительного обеспечения необходимым имуществом.
 
Полковник в отставке
Анатолий Иванович
Кизьяков
 
Полковник Александр
Владимирович Арбузов,
начальник службы
безопасности полетов
В декабре 2003 года на заслуженный отдых, уволившись из рядов Вооружённых Сил, ушёл в запас полковник А.И. Кизьяков, прослуживший на Камчатке более 15 лет.
 
Командиром 329-й ОСАЭ был назначен выпускник командного факультета ВВА им. Ю.А. Гагарина, военный лётчик 1-го класса
майор Анатолий Анатольевич Кизьяков, сын Анатолия Ивановича Кизьякова (с июня 2004 года - подполковник).
 
А.А. Кизьяков имеет общий налёт на вертолётах Ми-4 и Ми-8 более 1200 часов. За годы службы награждён медалями «За отличие в военной службе» 3-ей степени и «За воинскую доблесть» 2-й степени. Молодому командиру эскадрильи присущи такие черты характера, как целеустремлённость, разумный энтузиазм, решительность и упорство, отеческая забота о подчинённом ему личном составе. Но главное, конечно, это большая любовь к лётной работе.
 
Под его началом 329-я ОСАЭ с успехом выполняла и продолжает в полном объёме выполнять планы по налёту авиационного обеспечения спецзаданий командования 43 ОНИС и боевой подготовки. В период тяжёлого положения с деньгами в стране, усилиями инженерно-технического состава эскадрильи все помещения и здания, расположенные на аэродроме, содержались в надлежащем порядке.
 
Постоянно совершенствовалась учебно-материальная база. Особенно следует отметить энтузиазм и усердие начальника ТЭЧ майора Сергея Александровича Цыганова.
 
В мае 2005 года 329-я эскадрилья совместно с 432-й авиационной комендатурой провела показательную комплексную тренировку с лётным составом, группой руководства полётами (ГРП), поисково-спасательной наземной командой, спасательной парашютно-десантной группой (ПСДГ) и группой технической помощи по отработке практических действий по выживанию, организации и проведению поисково-спасательных работ, а также помощи экипажам, терпящим бедствие, особенно при аварийной посадке воздушного судна. В ходе проведения тренировки сняли учебный фильм. Всё это мероприятие прошло без ЧП и сбоев графика. Весь задействованный в комплексной тренировке личный состав был поощрён начальником 43 ОНИС.
 
Командир
329-й ОСАЭ
п/п-к А.А. Кизьяков
 
Сохраняя традиции 84-го ОСАП быть всегда и везде на передовых позициях, заместитель командира 329-й ОСАЭ по воспитательной работе подполковник В.Ю. Гусев и женсовет части приложили большие усилия, направленные на организацию активного отдыха личного состава и семей военнослужащих. В масштабе эскадрильи регулярно проводятся вечера отдыха и чествования лучших военнослужащих, спортивные состязания, торжественные мероприятия, концерты художественной самодеятельности.
 
Постоянно радовала своими достижениями волейбольная команда в составе командира ОСАЭ А.А. Кизьякова, начальника связи эскадрильи майора А.Ю. Малинова, командира звена подполковника Р.М. Бабакаева, инженера эскадрильи майора А.В. Слобженинова, командира вертолёта капитана Э.Ю. Никитина, бортового механика прапорщика А.И. Мажара, штурмана звена капитана И.И. Кизьякова, воздушного радиста прапорщика М.В. Кизьякова (двоюродный брат командира ОСАЭ), начальника склада парашютно-десантного имущества прапорщика С.Н. Семёнова, бортового авиационного техника майора О.Н. Юрина.
 
Гордостью части являлся мужской хор и весёлый самодеятельный коллектив «ТЭЧ-ББ» под руководством начальника ТЭЧ С.А. Цыганова.
 
Итогом работы командования и личного состава эскадрильи в канун празднования 50-летия образования части явилось завоевание переходящего кубка «Лучшей части полигона». Командир 329-й ОСАЭ подполковник А.А. Кизьяков, начальник штаба майор Ю.В. Аддашкин и заместитель командира эскадрильи подполковник И.С. Муравьёв признаны лучшими на полигоне в своих должностях, их наградили почётными грамотами за подписью начальника 43 ОНИС полковника П.А. Терехова.
 
За полвека своего существования авиационная часть, меняя штатную структуру: «28-я ОСАЭ - 84-й ОСАП - 329-я ОСАЭ», проделала большую работу, внеся тем самым ощутимую лепту в общее дело испытаний отечественных ракетных комплексов.
 
Вот в сжатом виде результаты этой работы:
 - общий налёт составил 218000 часов, из которых 147000 ушло на авиационное обеспечение спецзаданий командования полигона и 71000  на боевую подготовку;
 - самолётами и вертолётами части перевезено около 227 тысяч пассажиров и 80000 т груза;
 - обеспечено 2664 пуска баллистических ракет;
 выполнена геодезическая привязка 5614 боевых блоков, которые достигли поля падения полигона «Кура».
 
Март 2007 года. Камчатка, аэродром «Клочи».
Слева направо:
начальник службы безопасности полетов авиации РВСН
полковник А.В. Арбузов,
командир в/ч 13641
подполковник А.А. Кизьяков,
главный инженер авиации РВСН
полковник В.М. Ложкин
 
 
 
 
Командование ОСАЭ с Боевым Знаменем.
 
П/п-к А.А. Кизьяков. С 2014 года - командир
отдельного транспортного авиационного полка ЗВО,
в/ч 49719,.Левашово/Громово, Ленинградская область.
На основании приказа Главкома РВСН № 0100 от 15.11.1994 г. день 25 января объявлен годовым праздником в/ч 13641 - Днем части.
 
С 1 июня 2010 года «Снежная эскадрилья» была передана из состава Ракетных войск стратегического назначения в Военно-воздушные силы России и в настоящее время входит в состав Краснознаменного объединения Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Восточного военного округа.
 
В истории части наряду со славными её страницами есть и трагические даты, которые напоминают о том, что в авиации мелочей не должно быть по определению. Жизнь предъявляет суровый счет и карает даже за малейшую оплошность. Наш пожизненный долг  помнить о безвременно погибших товарищах, ушедших в мир иной в результате авиационных катастроф.
 
Источник: исторический очерк "АВИАЦИЯ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ"
Авторский коллектив: Доброхотов В.А.(основной разработчик), заслуженный военный лётчик СССР Архаров Б.К.,
заслуженный военный штурман СССР Тарасюк А.И., Литвинюк В.И., Риваненко В.К.
 
 
 
 
 
25 января 2011 года исполнилось 55 лет
отдельной смешанной авиационной эскадрилье в поселке Ключи-1.
 
Пилотам здесь приходится выполнять специфические функции. Они обслуживают полигон "Кура" - всероссийскую мишень для межконтинентальных ракет. Самолеты сопровождают ракеты (или по-военному - изделия), когда они подлетают к Камчатке, и получают от них определенную информацию. После того как изделие рухнет на полигон, в дело вступают вертолеты. Их задача - определить место падения и высадить рядом с ним группу специалистов. Хотя зимой сделать это непросто - приземляться порой приходится на многометровые сугробы.
 
Впрочем, занимаются авиаторы не только сопровождением и поиском ракет. В их задачу входят воздушная разведка, доставка товаров, почты, санитарные рейсы, участие в спасательных операциях и т. д.
 
Руководит эскадрильей 35-летний подполковник Анатолий КИЗЬЯКОВ, который в 2003 году сменил на посту командира своего отца - тоже Анатолия Кизьякова. Накануне юбилея части с Анатолием Анатольевичем встретился журналист "АиФ-Камчатка".
 
Не все сразу
 
- Скажите, сколько часов в год летчик должен налетать?
 
- В среднем - 70 часов.
 
- А реально сегодня сколько летают?
 
- Больше. У командиров уровнем до второго класса налет до 70 часов. Опытные командиры и инструкторы летают в среднем по 110-180 часов.
 
- К какому возрасту летчики обычно становятся опытными?
 
- В Советском Союзе в военно-транспортной авиации существовал негласный принцип: если летчик до 30 лет не стал командиром экипажа, он уже никогда им не станет...
 
Хотя можно сказать, что опытным летчик никогда не становится. Во-первых, потому что небо не любит авторитетов. А во-вторых, потому что в каждом полетном задании есть что-то новое.
 
- Авиационный парк в эскадрилье меняется?
 
- Пока нет.
 
- Когда вы получили последнюю машину?
 
- Крайнюю. В авиации нет слова "последняя"... В конце 80-х годов к нам пришли новые вертолеты Ми-8.
 
- А самолеты?
 
- Нашим самолетам за 40 лет.
 
- Обновление планируется?
 
- Думаю, в ходе реформирования авиации и к нам придет новая техника. Не все сразу... Сейчас, по крайней мере, исправно финансируются ремонтные мероприятия.
 
- Бюджет ВВС, как говорят, увеличивается, почему же авиационный парк не обновляют?
 
- Это больше политический вопрос. Но коль наши вертолеты и самолеты еще не выслужили свой ресурс, зачем государству нести финансовые потери. Специалисты регулярно проверяют авиационную технику. За те годы, что я возглавляю эскадрилью, еще ни один наш летательный аппарат не был отстранен. Металл находится в надлежащем состоянии, все системы способны выдержать нагрузки, на которые они рассчитаны.
 
- Ми-8, конечно, - хороший вертолет, но все-таки это вертолет ХХ века...
 
- У нас в стране все принято сравнивать с США. Так вот у них бомбардировщики Б-52, которые еще во Вьетнаме воевали, до сих пор на вооружении. Американцы продлевают срок эксплуатации своих летательных аппаратов до 60 лет и выше...
 
НЛО над Ключами
 
- Есть какой-нибудь зарубежный вертолет, которым вы хотели бы пополнить авиапарк эскадрильи?
 
- Я расскажу вам историю, которую мне когда-то рассказал мой инструктор. Он в свое время служил в Ираке. На вооружении иракских ВВС были вертолеты, произведенные в разных странах - СССР, Италии, Франции, Германии. Французские машины, например, доставляли в Ирак вместе с ангарами, в которых поддерживались соответствующие климатические условия. А наши вертолеты стояли в пустыне - опаленные солнцем, задуваемые песком. Как-то инструктор спросил иракского летчика: "Какие вертолеты тебе нравятся?" Тот ответил: "Немецкие". - "А на чем ты будешь летать?" - "На Ми-35..."
 
Может, наши летательные аппараты где-то и "топором" сделаны, но они очень надежны. Это и позволило нам выжить в 90-е годы. Финансирования практически не было, но техника продолжала летать.
 
- Какие сейчас зарплаты у летчиков?
 
- Командиры экипажей зарабатывают от 60 до 80 тысяч рублей в месяц - в зависимости от классности, от должности.
 
- Вы сменили на посту командира эскадрильи своего отца. Это довольно редкий случай. Кривотолков никаких не было?
 
- Были... Но, знаете, я же не склад с тушенкой принимал, а боевую часть. Моя должность предполагает высокую степень ответственности - за жизни пилотов, пассажиров. Это не то место, где можно ничего не делать и почивать на лаврах.
 
- И местные жители, и офицеры части говорят, что довольно часто видят в этих краях НЛО. По одной из версий, это американские беспилотники...
 
- Американские летательные аппараты в наше воздушное пространство зайти не могут, потому что оно контролируется противовоздушной обороной... Я думаю, люди видят спутники.
 
- В НЛО вы не верите?
 
- Я прожил определенный период жизни на полигоне в Плесецке. При запуске ракет там можно было увидеть различные явления. Например, свечение - и в виде сферы, и в виде спирали. И каждое утро после запусков в газетах появлялись заголовки - "НЛО над полигоном Плесецк".
 
Хотя случаи, конечно, бывают разные. Авиация неоднократно фиксировала неопознанные летающие объекты, которым и я не могу найти объяснение...
 
Прочитано в газете "Аргументы и Факты - Камчатка" № 4. 25/01/2011   
 
25 января 2016 года отдельная смешанная авиационная эскадрилья
 авиационного гарнизона «Ключи-Камчатские» празднует свой шестидесятый юбилей.
 
Это трудно представить, но это так – эскадрилья лишь на десять лет моложе Великой Победы, 70-летие которой вся страна праздновала в прошлом году.
 
Войсковую часть 13641 и победу в Великой Отечественной войне объединяет не только это. В далёком 1956 году основу будущей части составили боевые лётчики, которые на своих крыльях принесли Победу нашей стране. Они были переведены на Камчатку из 16 авиационных частей Дальнего Востока. Их фронтовой опыт, мастерство и авторитет послужили цементирующей основой для создания нового авиационного подразделения – отдельной смешанной авиационной эскадрильи.
 
Многие из асов военного лихолетья обеспечивали воздушное прикрытие Курильской десантной операции, которая поставили точку во II мировой войне.
 
В 2015 году лётчики войсковой части 13641 приняли участие в совместной военно-исторической экспедиции  Министерства обороны и Российского географического общества на остров Шумшу, куда в память о героях Курильского десанта был доставлен и установлен мемориальный камень в память о советских воинах.
 
Вот так спустя 70 лет плотно переплелись история Великой Победы и история войсковой части 13641!
 
60 лет назад
 
А начиналось всё в 1956 году с грунтового аэродрома в 7 километрах от Ключей, двух самолётов Ли-2, двух самолётов Ан-2 и шести вертолётов Ми-4.
 
В августе 1957 года в сообщении ТАСС на весь мир прозвучала новость о первом в мире запуске в СССР межконтинентальной баллистической ракеты. Именно поиск места падения  «королёвской» ракеты и стал боевым крещением для лётчиков авиационной эскадрильи. Более 1.000 фрагментов ракеты 8К-71 удалось тогда обнаружить лётчикам  с воздуха, а затем самолётами доставить их в лаборатории 4 НИИ для проведения дальнейшего всестороннего анализа.
 
Росло количество пусков ракет по Камчатскому полигону «Кура», увеличивался и круг обязанностей военных лётчиков.  В 1969 году отдельная смешанная авиационная эскадрилья была реорганизована в отдельный смешанный авиационный полк. На смену заслуженной технике пришли новые самолёты Ан-12, Ан-26, вертолёты Ми-8. Некоторое время в состав полка входили даже самые большие в мире транспортные вертолёты Ми-6. С их помощью и была проведена грандиозная работа по оборудованию инфраструктуры боевого поля «Кура» и оснащению его современной измерительной аппаратурой.
 
В 2001 году авиационный полк был переформирован в отдельную смешанную авиационную эскадрилью – сказалось международное потепление после окончания «холодной войны», ведь США и СССР, а затем и Россия заметно снизили свои ядерные потенциалы. В знак признания заслуг лётчиков полигона «Кура» перед Отечеством войсковой части 13641 передали Боевое Знамя авиационного полка.
 
В 2010 году, выражаясь сухим армейским языком, «в целях совершенствования организационной структуры» эскадрилью передали в состав 3-го командования ВВС и ПВО. Объём выполняемых теперь уже войсковой частью 13641-2 задач отнюдь не уменьшился, а качество выполнения полётных заданий осталось по-прежнему на высоком уровне.
 
Достижения эскадрильи
 
По состоянию на 2015 год общий налёт лётчиков составил более 250.000 часов. За эти годы самолётами и вертолётами части было перевезено более 300 тысяч человек и около 100 тысяч тонн грузов. Почти весь лётный состав вертолётных звеньев прошёл сегодня переучивание на вертолёт новой модификации Ми-8 АМТШ, который в 2014 году  поступил на вооружение части. В 2016 году должно пройти полное перевооружение вертолётных подразделений на новый тип авиационной техники. Как и ветеранам Великой Отечественной войны, которые в 1956 году составили основу авиационной части, современным лётчикам тоже есть чем гордиться.
 
С 2010 года экипажи вертолётных звеньев демонстрируют свой высокий профессионализм, обеспечивая в ходе учений стратегических ядерных сил России под руководством президента Российской Федерации пуски крылатых ракет воздушного базирования воздушного стратегического комплекса Ту-95МС. 
 
В 2013 году экипажи самолётов Ан-12 и Ан-26 принимали участи в ликвидации масштабных разрушительных последствий затопления населённых пунктов в нескольких субъектах федерации на Дальнем Востоке, нанесённых вышедшим из берегов Амуром.
 
С 2014 года лётный состав части принимает участие в перевозке войск и грузов на военные аэродромы Анадыря, мыса Шмидта, остров Врангеля, внося свой весомый вклад в строительство и создание инфраструктуры новых российских военных баз в Арктике.
 
В ходе обеспечения широкомасштабных военных учений «Восток-2014» и «Центр-2015» лётчики самолётных подразделений части провели в небе не одну сотню часов, оттачивая своё воздушное мастерство в ходе реальных военных учений.
 
Эскадрилья сегодня
 
Сегодня лётчики, инженеры и наземные специалисты, как и 60 лет назад, проводят авиационное обеспечение испытаний ракетного оружия Российской Федерации. Эскадрилья выполняет поиск и привязку мест падения головных частей межконтинентальных баллистических ракет и крылатых ракет различного типа базирования, перевозку грузов и боевой техники, воздушную разведку и поисково-спасательное обеспечение.
 
С каждым годом Вооружённые силы России становятся сильней, мобильней и современней по своему боевому составу. В последние несколько лет с участием авиаторов войсковой части 13641-2 испытаны и приняты на вооружение Российской армии современные ракетные комплексы. Это ракета морского базирования четвёртого поколения 3М-30 «Булава», которой вооружены современные РПКСН, проекта «Борей». Это ракета РС-24, пришедшая на смену ракете подвижного грунтового ракетного комплекса «Тополь-М».
 
В праздничный день труд ветеранов войсковой части 13641-2 очередной раз отмечен главами администраций Усть-Камчатского муниципального района и Ключевского сельского поселения. Среди награждённых – ветераны части: генерал-майор Лобасёв Н. В., полковники Мокеев А. П., Кизьяков А. И. и Кизьяков А. А.
 
Среди награждённых и нынешние авиаторы: подполковник Жуковский А. Ю., майоры Абаляев А. А., Алдашкин Ю. В., Жданов А. Е., Легеза Р. Ю., Лежебоков В. Ю.,Прасолов П. В., Урайкин И. В.,  капитаны Кравцов Д. С., Пильщиков А. В., Чиченкова М. А., старший лейтенант Гусев А. А., лейтенант Мишанин С. М., прапорщик Ильдяев С. В., гражданский персонал Иванов И. В.
 
Прошедший парад на Красной площади в честь 70-летия Великой Победы продемонстрировал, что в России есть кому и есть чем защитить свою страну. Мимо Кремля прошли современные ракетные комплексы «Ярс», зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С», а в небе над Москвой в парадном строю пролетели носители крылатых ракет –  стратегические ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160. Испытывая уважение к этой современной российской военной техники, можно с гордостью сказать, что в ней есть частичка труда авиаторов войсковой части 13641-2.
 
Олег ТРУСОВ, www.ust-kam.ru