Валерий Куприянов
"АРКТУР": ЦВЕТ КОСМОСА
 
Не все знают, что эта система создана в городе Ленинграде в рекордно короткие сроки специалистами ВНИИ телевидения. В феврале 1973 года в Министерство радиопромышленности был вызван директор ВНИИ телевидения Игорь Росселевич. С ним был и Владимир Иванов, в то время начальник научного отдела. Приглашенным была поставлена задача - создать репортажную космическую систему цветного телевидения. Дата полета к этому моменту уже была определена - 15 июля 1975 года. Приказом Минрадиопрома главным конструктором системы, получившей наименование "Арктур", назначили Владимира Иванова.
 
Уже в марте-апреле 1973 года появилось техническое задание на разработку, к июню 1973 года были разработаны технические предложения для создания ТВ-камеры. В первой половине 1974 года производством ВНИИТа были разработаны, сконструированы и изготовлены опытные образцы цветных репортажных камер АР-71ЦТ
*. К работе привлекли и смежников: ГОИ - разработка светофильтров, ВНИИЭМ - разработка микроэлектродвигателя с блоком управления.
 
В июне 1974 года большинство оборудования Центральной технической аппаратной - из нее должно было вестись вещание в систему Центрального телевидения - было уже изготовлено, но не было готово помещение на Шаболовке. Установка многочисленного оборудования, реконструкция большого помещения были выполнены быстро - за 1,5-2 месяца. К ноябрю 1974 года все технические средства были установлены и настроены, проведены тренировки персонала. Уже в декабре, во время полета "Союза-16" с космонавтами Анатолием Филипченко и Николаем Рукавишниковым, проверили работу всей системы, передав цветные ТВ-репортажи с борта космического корабля на Землю с хорошим качеством.
 
В это же время совместно с американскими специалистами велась разработка программ проверки и испытаний ТВ и звукового оборудования, находящегося в космических кораблях "Союз" и "Аполлон". Программы составлялись с большой тщательностью.
Испытания на макетах и летных образцах кораблей проводились в июне 1974 года и в феврале-мае 1975 года. Светотехнические испытания проводились на макете "Аполлона" в Космическом центре им. Джонсона в Хьюстоне, а испытания на электромагнитную совместимость - на летном образце корабля в космическом центре им. Кеннеди на мысе Канаверал. Аналогичные испытания проводились на макете "Союза" в Звездном и на летном образце - на Байконуре.
 
Учитывая чисто кислородную атмосферу "Аполлона", американцы потребовали полную пожарную безопасность ТВ-камеры. Для этого в одной из камер сделали специальное устройство для поджигания. При испытании пламя из нее не выходило. Вместо окраски камеры применили металлизацию. Кожух изготовили из алюминиевого сплава, что утяжелило ее примерно на килограмм, но сделало более устойчивой в невесомости при ведении репортажной съемки.
 
С 15 по 21 июля 1975 года продолжался совместный полет "Союза-19" и "Аполлона". С орбиты велись регулярные телевизионные репортажи в цвете - советскими техническими средствами на СССР и американскими на США.
 
В начале полета на "Союзе-19" имела место нештатная ситуация: в ходе проверки перед пуском, примерно за три часа до старта, обнаружилось: нет сигнала, идут только одни синхроимпульсы. По-видимому, произошло нарушение связи между камерами и передатчиком, хотя при проверке за пару дней до пуска все было в норме. Имелся резервный вариант - пуск на другой день. Но было принято решение: пускать в намеченный срок, а в полете попытаться все поправить.
 
В условиях острого дефицита времени специалисты ВНИИТа и военные написали специальную программу действий и передали ее в Москву. Сам Владимир Иванов срочно вылетел в Подлипки, где был такой же комплект аппаратуры, и самое главное, точно такой же космический корабль, начиненный тем же, что и полетный корабль. В ту же ночь в Москве космонавт Владимир Джанибеков по разработанным рекомендациям проделал все необходимые операции в макете корабля. Оказалось, что произошло нарушение в блоке коммутации. Он находился под обшивкой, которую пришлось вскрывать. Трудность состояла еще в том, что все разъемы были "законтрены" эпоксидной смолой. Тем не менее их смогли развинтить. Операции по устранению неисправности космонавт провел за 40 минут.
 
На экстренном совещании специалистов ночью было принято окончательное решение о передаче рекомендаций на борт. Иванов вместе с директором ВНИИТа направились в ЦУП. Там космонавт Георгий Шонин передал все указания Алексею Леонову. Тот решительно вскрыл обшивку и все сделал до начала первой передачи по программе полета. План репортажей в цветном варианте, начиная с 19 часов 35 минут 16 июля, полностью выполнялся. В день пуска и у американцев тоже была неприятность. У них отказал переходный узел из "Аполлона" в "Союз-19", но они тоже к моменту выполнения перехода все устранили. В целом полет проходил нормально.
 
Интересно, что в этом полете посадка впервые и в цвете передавалась с вертолетов поисковой службы. Там было две камеры АР-71ЦТ, такие же как на борту "Союза-19". И они передавали всю картину посадки от момента обнаружения парашюта в воздухе до приземления спускаемого аппарата в степи. Это было довольно эффектно. У американцев при приводнении возникли проблемы, вызвавшие отравление экипажа продуктами работы двигателей ориентации командного модуля. Но все обошлось благодаря мужеству и находчивости командира экипажа КК "Аполлон" Стаффорда.
 
После июля 1975 года система "Арктур" продолжала работать на протяжении более 15 лет, и все эти годы эксплуатацию ЦТА вел филиал лаборатории ВНИИТа.
 
 Валерий КУПРИЯНОВ. Прочитано в газете "Невское время", 22 июля 2005 г.
*
Сконструированы и изготовлены опытным производством ВНИИТ образцы цветных репортажных камер АР-71ЦТ (М.Н.Цаплин, В.П.Ерохин, Б.П.Щеголев, Ю.Н.Груздев, М.И.Мамырина, В.А.Соколов, Г.И.Власов, конструктор А.И.Некрасов, технолог П.П.Янюшкин, механики С.П.Лаврентьев, Ю.Н.Чеботарев).
 
Было решено – передачу цветных изображений вести по существующим каналам связи, что потребовало осуществлять последовательную передачу сигналов цветоделенных изображений - синих, красных, зеленых. При этом передается сигнал «как бы» черно-белого изображения, и заметных искажений цвета полноцветных изображений нет. Но появилась другая проблема – мелькание. Его устранили с помощью преобразователя последовательных сигналов в одновременные, который путем технических ухищрений формировал цветное изображение без мельканий. Это был механический дисковый трехканальный магнитофон с плавающими магнитными головками, который записывал, воспроизводил и стирал сигналы полей по определенной программе, в темпе приема. Он был создан В.И. Петровым - внесшим наибольший вклад, В.Л.Хавкиным, А.В. Нуждиной, конструктором В.Б.Фолькманом, в его состав  входила аппаратура компенсации временных искажений, разработанная А.И. Кулагиным.
 
Иванов Владимир Борисович, к.т.н., ученый секретарь ФГУП "НИИ Т", Главный конструктор первой отечественной космической системы цветного телевидения "Арктур", обеспечивавшей репортажи с бортов советского и американского космических кораблей "Союз-19" и "Аполлон" во время их совместного полета в июле 1975 года.
 
В руках - репортажная камера АР-71 ЦТ последовательной ТВ системы.
 
Музей телевидения ФГУП "НИИ Телевидения", Санкт-Петербург. Фото Куприянова В.Н., съемка 15.06.2005.
Фрагмент экспозиции музея ФГУП "НИИТ", посвященный первой отечественной космической системе цветного телевидения "Арктур", обеспечивающей репортажи с бортов советского и американского космических кораблей "Союз-19" и "Аполлон" во время их совместного полета в июле 1975 года.
 
Слева АР-201 - устройство обработки приходящих сигналов цветного телевидения - преобразователь последовательных сигналов в одновременные, над ним телевизионная черно-белая камера "Кречет" КР-75А с камерным блоком КР-713А2, бортовая (верхняя камера) и репортажная камера АР-71 ЦТ последовательной ТВ системы (с красной заглушкой на объективе), входившие в систему "Арктур", справа под рукой манекена индикаторы КР-73, предназначенные для визуального наблюдения на экране кинескопа изображения в двух режимах: телевизионного видеоконтрольного устройства и измерения параметров нерастровым методом для яркостных отметок, показывающих на шкале обрамления данные работы различных систем, на стене размещены блоки аппаратуры "Арктур"
 
Справа вверху бортовая черно-белая камера "Кречет" КР-75А с камерным блоком КР-713А2, ниже репортажная черно-белая камера "Кречет" АР-71 (с маленькой красной заглушкой).
 
Музей телевидения ФГУП "НИИ Телевидения", Санкт-Петербург. Фото Куприянова В.Н., съемка 15.06.2005.
Преобразователь последовательных сигналов цветного телевидения в одновременные АР-201, устройство первой отечественной космической системы цветного телевидения "Арктур", обеспечивавшей репортажи с бортов советского и американского космических кораблей "Союз-19" и "Аполлон" во время их совместного полета в июле 1975 года. Общий вид с открытой крышкой.
 
Музей телевидения ФГУП "НИИ Телевидения", Санкт-Петербург.
Фото Куприянова В.Н., съемка 15.06.2005.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Космонавты
Кубасов
 и Леонов
 в орбитальном
 модуле
 "Союза-19".
 Слева внизу
 - телекамера
 АР-71 ЦТ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Предшественники экипажа "Союз-19" - экипаж "Союза-16": командир Филипченко Анатолий Васильевич и
бортинженер  Рукавишников Николай Николаевич.
Тренировки по применению фото-видеотехники.
 
Подлинная схема организации телевизионной трансляции по проекту ЭПАС
 
Схема подарена автору сайта ветераном НИИП-5 п/п-ком Кудряшовым В.А.
 
Схема организации телекоммуникаций из американского пресс-кита:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Тренировка - космонавты Гермашевский и Климук (целится в нас камерой АР-71ЦТ)
На борту «Союза-19» находились четыре ТВ-камеры:
 
1.  Портативная цветная камера АР-71 ЦТ, смонтированная в орбитальном модуле (ТК-1);
2.  Черно-белая ТВ-камера смонтированная в  спускаемом аппарате (ТК-2);
3.  Ручная портативная цветная камера АР-71 ЦТ для репортажей из «Союза»  и «Аполлона» (ТК-3);
4.  Внешняя черно-белая ТВ-камера (ТК-4).
 
На видеоконтрольное устройстве «Союза» можно было выводить изображение со всех камер, кроме ТК-2 - изображение с неё можно было видеть только на Земле.
 
Для передачи на Землю было запланировано проведение 20 телерепортажей.