ТРАУРНАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИИ АВИАЦИИ КАМЧАТСКОГО РАКЕТНОГО ПОЛИГОНА
В истории части наряду со славными её страницами есть и трагические даты, которые напоминают о том, что в авиации мелочей не должно быть по определению. Жизнь предъявляет суровый счет и карает даже за малейшую оплошность. Наш пожизненный долг - помнить о безвременно погибших товарищах, ушедших в мир иной в результате авиационных катастроф.
 
В истории части - шесть катастроф, унесших жизни более 80 человек.
 
•  1958 г. - катастрофа вертолета Ми-4. Погиб экипаж заместителя командира эскадрильи по политчасти капитана Н.Р. Таланцева.
 
•  1973 г. - катастрофа самолёта Ан-2. Погиб экипаж командира капитана Чепурченко.
 
• 28.12.1979 (по другим данным - 30.12.1979 г.?) - катастрофа самолёта Ан-26. Погиб экипаж (6 человек) командира эскадрильи подполковника Ю.Н. Скорикова. При заходе на посадку из-за ошибки экипажа самолет упал в лес, не долетев до ВПП. Заход на посадку выполнялся со стороны Усть-Камчатска.
 
• 07.3.1981 г. - катастрофа самолёта Ан-2. Погиб экипаж заместителя командира эскадрильи майора Н.И. Варламова.
На борту этого самолёта находился и погиб начальник 43 ОНИС генерал-майор В. Г. Чернышев.
 
Самолет шел из Паланы (ГЧ не долетела до точки прицеливания ~ 200 км и угодила в предместья поселка, генерал летал туда для встречи с населением...) в паре с Ми-8. Переваливая через Камчатский Срединный хребет Ми-8 прошел нормально но передал ведомому что сильно болтает и командир экипажа Ан-2 решил не подниматься слишком высоко. Есть данные, что экипаж Ан-2 сообщил о перелете горы и начал снижаться, в то время как самолет до нее не долетел. В итоге врезались в западный склон хребта и упали в ущелье - из-за этого их искали очень долго. Экипаж и еще два человека погибли сразу, а Чернешев и еще несколько пассажиров - сильно травмировались. Они были живы двое суток, но пока искали - 3 человека скончались от травм и переохлаждения.
 
•  06.05.1983 г. - катастрофа самолёта Ан-26. Погибли 29 пассажиров (по др. данным - 25) и 6 членов экипажа самолёта капитана Макарова.
 
При заходе на посадку на аэродром в п. Ключи из-за ошибки экипажа самолет задел верхушки деревьев и разбился в условиях сильного снегопада. На борту находились новобранцы и сопровождающие, четверо из новобранцев выжили и трое из них впоследствии отслужили положенные 2 года... В самолете пилотом был отчим парнишки, родной отец которого разбился на МИГе в другом гарнизоне. Вот как бывает... 
Рассказ очевидца.
 
• 26.10.1989 г. - катастрофа самолёта Ан-26 бортовой номер "09". Погибли все 31 пассажир и 6 членов экипажа, командиром ВС был лётчик 1 класса подполковник В.Н. Юденич, штурманом - майор Виктор Самков.
 
Полет проходил на эшелоне 5400 метров, на подходе к аэропорту Елизово экипаж приступил к снижению. В районе аэропорта Елизово в это время была облачность, и дул сильный ветер. Из-за ошибки пилотов в процессе снижения самолет начал уклоняться влево. Экипаж получил разрешение снижаться по ПВП (правила визуальных полётов). Влетев в облака, экипаж не стал прерывать снижение, в результате чего в 14:58 толкнулся со склоном горы Ааг с уклоном 70 град. на высоте 1500 м в 35 км севернее Петропавловска-Камчатского. Высота горы - 2310 м. Пассажирами на борту были  военнослужащие и члены их семей (в т.ч.  семья Виктора Самкова). Это была страшная трагедия для небольших, в общем-то, Ключей...
Ссылка
 
Гора Ааг   WIKIMAPIA
 
"09" в полете
 
и на месте крушения.
 
 
 
Ежегодно (6 мая и 26 октября) весь личный состав части собирается у мемориального комплекса в поселке Ключи и поминает всех погибших в авиационных катастрофах здесь, на Камчатском ракетном полигоне.
Пусть земля им будет пухом. Наша скорбь - безгранична  а память о них - вечна.
 
 
А. П. Цыбов, 1989 год.       
 
В память о погибших товарищах
 
Все они остались с нами.
В памяти, не выжжешь и свинцом
Разными печальными чертами
Светлым, все еще живым лицом.
 
И память этих милых лиц,
Во время скорбного свиданья
Мы преклоним глаза и мысли ниц,
Почтим друзей минутою молчанья.
 
 
 
 
Из последних происшествий. Авария Ми-8МТ ВВС РВСН, 329 осаэ (Ключи) на Камчатке    
          
Дата:  07 сентября 2004 г. Время:  12:19. Место происшествия:  Камчатская область, Усть-Маимля
 
 Полет выполнялся днем в визуальных метеоусловиях с целью высадки личного состава выносных постов сопряженного наблюдения и перевозки груза для обеспечения опытно-испытательных работ 43 ОНИС с аэродрома Ключи-Камчатские на площадки боевого поля «Кура».
 
Взлет с аэродрома Ключи-Камчатские был произведен в 11ч 18 мин. Экипаж выполнил полет по установленному маршруту, заход и посадку на площадке «Усть-Маимля» в 12ч 05 мин. Экипаж доложил руководителю полетов аэродрома Ключи-Камчатские, под управлением которого осуществлялся полет, через ретранслятор 13-го опытно-измерительного пункта (г.Лызык) о выходе на связь в 12ч 30 мин.
 
После выгрузки 300 кг груза и загрузке 200 кг без выключения двигателей, командир экипажа в 12 ч 17 мин выполнил контрольное висение на высоте 6-8 метров, убедившись в нормальной работе силовой установки, центровки, перевел вертолет в разгон скорости с тангажом на пикирование 5-7 град. В процессе разгона скорости, на удалении 50-55 м от центра площадки (центр оврага: шириной 24 м, глубина 6-7 м, склоны оврага под углом до 45 град.) при достижении скорости около 30 км/ч экипаж ощутил рывок вертолета влево, с последующим вращением влево.
 
Летчик для парирования левого разворота отклонил правую педаль до упора, однако на эти действия вертолет не реагировал. В процессе вращения вертолета командир экипажа уменьшил общий шаг несущего винта на 1,5-2 град. Вращение вертолета кратковременно замедлилось, с последующим увеличением угловой скорости и увеличением угла тангажа на пикирование.
 
Выполнив несколько витков, вертолет, продолжая самопроизвольное левое вращение со снижением и смещением вдоль оврага, ударился передней и правой основной стойками шасси о склон оврага, зацепил лопастями НВ о землю, опрокинулся на правый борт. Экипаж и пассажиры покинули воздушное судно. Вертолет получил значительные повреждения и загорелся. На земле жертв и разрушений нет.
 
 
Выводы комиссии, расследовавшей АП:
 
1. Осмотр груза командиром экипажа в присутствии отправителя не организован, фактическое наличие груза с данными, указанными в описи груза не сверено.
 
2. Расчет загрузки и центровки не производился.
 
3. Перед полетом на площадку, ограниченных размеров вне аэродрома, контрольное висение вне зоны влияния воздушной подушки не выполнял.
 
4. Выгрузка опасного груза производилась при работающих двигателях.
 
По материалам www.airdisaster.ru, www.forumavia.ru.