Схема расположения элементов комплекса радиотехнических систем навигации,
посадки, контроля траектории и управления воздушным движением "ВЫМПЕЛ"
для ОК "Буран" вокруг восточного запасного аэродрома в Хороле.
 
Уастки 42 и 43 - места расположения трассовых радиолокационных комплексов ТРЛК-10. Их задача - обнаружение орбитального корабля на расстоянии ~ 500 км от места посадки. С высоты 20 км при удалении до 60 км до посадочной полосы начинался этап предпосадочного маневрирования. Здесь важно точно знать местоположение ОК в пространстве и динамику его движения. Решение этой задачи обеспечивала система измерения параметров движения, наземная часть которой состояла из 6 навигационных ретрансляторов-дальномеров РД. Два из них находились на участках 46 и 47, "недалеко" от посадочного комплекса ОК, в ~ 16 км вдоль оси ВПП с каждого направления, а остальные четыре расположились примерно по окружности радиусом около 50 км от аэродрома на участках 48...51. Эти участки с расположенными на них ТРЛК и РД составляли так называемую "дальнюю зону".
О разработке и производстве этих локаторов из книги "ЛЭМЗ: 70 лет биографии. История Лианозовского электормеханического завода"
 
В начале 1980-х годов ОКВ ЛЭМЗа приняло участие в уникальной советской программе космического челнока "Буран" Попасть в космическую программу для любого предприятия СССР тогда было очень престижно морально и экономически выгодно. Космические разработки поручались только научным и производственным коллективам, которые могли разрабатывать и выпускать технику высочайшего качества. По заданию Министерства обороны СССР ОКВ разработало для инструментальной посадки многоразового космического корабля "Буран" систему радиолокационного сопровождения, состоящую из двух РЛС, созданных на базе "Скалы-М", под названием ТРЛК 10К. Главным конструктором космической тематики ОКВ был назначен Вадим Бучко.
 
Лианозовцы создали три космические радиолокационные позиции. Первая с двумя станциями и диспетчерским пунктом находилась на Байконуре прямо на посадочной полосе космодрома. Две станции располагались в Крыму - одна за курортом Саки, другая в горах. "Буран" предполагалось посадить на военный аэродром в Крыму, только для этого надо было продлить посадочную полосу. Третий ТРЛК располагался на Дальнем Востоке. Эти станции вместо высоких капитальных сооружений устанавливались на сборные металлические цилиндры. Внутри цилиндров проходили все необходимые кабельные линии, которые шли в кирпичные здания для аппаратуры. Кроме того, в здании стояли запасные системы и дизельная электростанция.
 
Задача Бучко состояла в обнаружении "Бурана" на дальности до 400 км и высоте 20 тысяч метров. Потом эту информацию следовало передать на локаторы средней дальности обнаружения и посадочный комплекс, который управлял рулями "Бурана". Космический челнок "Буран" был благополучно посажен 15 ноября 1988 года. Лианозовские локаторы проявили себя с лучшей стороны. Главный конструктор изделия В.Ф. Бучко награжден орденом Трудового Красного Знамени.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Участок 42,
июнь 1996 г.
 
Станция ТРЛК-10.
 
11 км от города
 Спасск-Дальний
по дороге
на оз. Ханка.
 
 
Строения
и сами
участки со
 станциями
ТРЛК-10.
были унифицироваными
на всех
"Вымпелах".
 
Разной, в зависимости от окружающего рельефа, была высота вышки для антенны локатора.
 
Этот ТРЛК -
байконурский,
в районе
ст. Сарытугай.
 
Заключительную часть полета ОК и автоматическую посадку обеспечивали участки "ближней зоны", где в пределах летного поля ПК ОК расположились азимутальные, угломестные и дальномерные радиомаяки на оба направления посадки, обзорные и посадочные радиолокаторы.
 
Азимутально-дальномерные радиомаяки АДРМ представляют собой  радиотехническую систему ближней навигации (РСБН) -  основное средство (в то время) ближней навигации военной и гражданской авиации СССР. РСБН-7 для "Бурана" производства Челябинского радиозавода "Полет" представляет собой комплекс наземного (аппаратура Е-329)  и бортового  (аппаратура17M902) оборудования, обеспечивающий посадку ОК "Буран" в пилотируемом режиме на любой (теоритически) аэродром, оборудованный системой РБСН и имеющий достаточную протяженность, ширину и качество покрытия ВПП.
 
Система РБСН позволяет: определить место ОК в режиме "Навигация" по непрерывно измеряемым азимуту и наклонной дальности; обеспечивать полёт по заданному маршруту; выводить ОК в любую заданную точку в пределах дальности действия радиоканала; определять условные отклонения при посадке и их выдачу на навигационно-пилотажные и командно-пилотажные приборы; обеспечивать режим межсамолётной навигации («Встреча»); индицировать и опознавать ОК на экране наземной РЛС из состава РСБН; опознавать бортовыеи радиомаяки ОК.
 
Под ветрозащитным куполом - антенна азимутального канала,
вращающаяся со скоростью 100 оборотов в минуту для
обеспечения темпа сканирования азимута на ОК 1,66 гц.
Две "трубы" с "бумерангами" рядом - это приёмные антенны
дальномерного канала, та, что пониже - верхних углов,
та, что повыше - нижних углов.
 
Внутри КУНГа - аппаратура, обеспечивающая
алгоритм вычисления параметров
полета ОК и выдачи необходимых данных
для обеспечения захода на посадку
и выполнения посадки экипажем
ОК "Буран"
 
Радиомаяки системы посадки - глиссадные и курсовые задают за счет своих рупорных антенн трехмерный "коридор" снижения и посадки ОК. Вместе с ретрасляторами-дальномерами входят в аппаратуру 17Н843, взаимодействующую с бортовой аппаратурой 17М901 ОК "Буран".
 
Азимутальный радиомаяк. На штыре, уходящем вверх - ретранслятор дальномера.
 
На мачте закреплены два "ящика" - рупорные
антенны глиссадного радиомаяка.
 
 
 
Остатки радиотехнического оснащения аэропорта
Хороль справа и слева от ОКДП для обеспечения
посадки ОК с двух направлений.
 
 
 
Управление и контроль работы радиотехнического комплекса и управление воздушным движением в районе аэродрома
осуществлялось с объединенного командно-диспетчерского пукта (ОКДП), где устанавливалось необходимое оборудование.
 
 
 
 
 Рабочее место руководителя
 полетов и его помощника на
"вышке" здания ОКДП на ПК ОК
"Буран", пл.211, Байкоконур,
 аэродром "Юбилейный",
июнь 2010 г.
 
 Примерно также это выглядело
 в Хороле.
 
Источники: www.radioscanner.ru,
www.zahart.narod.ru,
www.avsim.su,
www.buran.starjet.ru
www.buran.ru