Структурная схема бортового радиокомплекса "Вымпел-К"
и наземного радиокомплекса "Вымпел-Н",
а также схема радиовзаимодействия ОК "Буран" и КИК в полете.
Комплекс "Вымпел" включает в себя:
 
 - радиотехническую систему навигации в составе трехкоординатной распределенной радиодальномерной системы, азимутально-дальномерного радиомаяка и соответствующего бортового оборудования, определяющих навигационные параметры на борту орбитального корабля при любых кренах и тангажах с точностными характеристиками, обеспечивающими выполнение маневра гашения энергии и вывода орбитального корабля в зону действия радиотехнической системы посадки;
 - всепогодную радиотехническую систему автоматической посадки в составе угломестных и азимутальных посадочных радиомаяков и радиодальномеров, обеспечивающих посадку орбитального корабля с двух направлений, и соответствующего бортового оборудования;
 - радиотехническую систему радиолокационного контроля траектории движения орбитального корабля и управления воздушным движением в составе: трассового радиолокационного комплекса и аэродромного обзорного радиолокатора, посадочного радиолокационного комплекса, бортового радиолокационного ответчика, системы командно-диспетчерских пунктов: управления воздушным движением в зоне аэродрома,  аэродрома посадки, управления полетом;
 - системы контроля технического состояния радиотехнических средств комплекса "Вымпел;
 
- комплекс технического управления и контроля наземных радиотехнических систем.
 
Основные характеристики системы навигации
 
1.    Зона действия
       по дальности - 400 км
       по азимуту -      360 градусов
       по высоте -       40 км
       по углу места :  РДС -     3...90 градусов
                                   РСБН -  3...45 градусов
2.   Погрешность измерения (3 сигма)
      дальность РДС:    
     флюктуационная составляющая -   65...105 м
      систематическая составляющая -  65...105 м
      дальности РСБН:   (150+0,09%Д) м (Д-длина ПП, м.)
      азимута РСБН:       0,375 градуса
3.   Диапазон частот
      приема-передачи -   726...1000,5 МГц
4.   Темп измерения
       РДС:       65 Гц
       РСБН:    1,66 Гц
5.    Глубина контроля
        бортового оборудования:   99%
        наземного оборудования:   100%
6.     Кратность резервирования
        бортовое оборудование РДС -       4
        бортовое оборудование РСБН -     1
        наземное оборудование РДС -        3
        наземное оборудование РСБН -     4
7.     Управление резервом  -   автоматическое
8.     Схема размещения наземного оборудования:
    РД: 2 шт. -    в 20 км от центра ПП,
            4 шт. -   в радиусе 50 км от центра ПП,
     Е-329 - 500 м на траверсе центра ПП,
     аппаратура технического управления
            и контроля -   в ОКДП
9.     Масса бортового оборудования
          РДС -     85,5 кг
          РСБН -  40,0 кг
10.    Электропотребление бортового оборудования
          РДС -     520 Вт
          РСБН -  200 Вт
11.   Элементная база 
         Интегральные микросхемы средней
         степени интеграции за исключением СВЧ
         транзисторов бортовых передающих
         устройств и электровакуумных приборов
         выходных каскадов наземных
         передающих устройств.
 
Радиотехническая система навигации
 
Система навигации предназначена для информационного обеспечения автоматического полета ОК с момента его выхода из зоны образования плазмы до входа в зону действия радиотехнической системы автоматической посадки. Определяемые системой навигационные параметры используются в бортовой цифровой вычислительной системе (БЦВС) для коррекции автономно счисленных координат ОК.
 
Система навигации состоит из высокоточных базово-радиодальномерных и азимутально-дальномерных систем и включает бортовое и наземное оборудование.
 
Бортовое оборудование 17М900 базово-радиодальномерной системы (РДС) представляет собой четыре взаимнорезервируемых однотипных комплектов измерителей дальности, каждый из которых одновременно измеряет дальности до трех наземных ретрансляторов-дальномеров (РД) методом "запрос-ответ". В районе аэродрома посадки установлено шесть РД, размещенных таким образом, чтобы обеспечить наибольшую точность определения трех координат ОК (навигационных параметров). Переключение бортового оборудования РДС на работу с оптимальной тройкой РД производится по ходу полета по командам БЦВС. На этапе посадки бортовое оборудование РДС измеряет дальность до посадочного радиодальномера ПРД, установленного в торце посадочной полосы.
 
Для сохранения надежного радиоконтакта бортового и наземного оборудования РДС при сложных траекторных маневрах и любых кренах и тангажах ОК предусмотрена бортовая антенная система, имеющая близкую к сферической зону обзора и круговой тип поляризации, а РД оснащены антеннами горизонтальной и вертикальной поляризации.
 
Бортовое оборудование 17M902 азимутально-дальномерной системы является традиционным средством радионавигации летательных аппаратов и взаимодействует с наземным азимутально-дальномерным радиомаяком отечественной системы ближней навигации (РСБН). На аэродроме посадки установлен радиомаяк последней модификации Е-329.
 
РСБН введена в состав системы навигации в качестве резервного источника навигационной информации при посадке на основной аэродром, и в качестве основного источника при посадке на аварийные аэродромы, не оснащенные РД системы РДС.
 
Наземные средства навигации контролируются и управляются централизованно аппаратурой технического управления и контроля.
Основные характеристики системы посадки:
 
Диапазон частот угломерного оборудования -15,4...15,7 Гц
Погрешность измерения угловых координат -
0,21 град (3 сигма)
 
Азимутальный радиомаяк:
Сектор сканирования в горизонтальной плоскости
плюс/минус 30 град
Дальность действия - 25 км
Количество рабочих каналов - 20
Частота сканирования - 5 Гц
 
Угломестный радиомаяк
Сектор сканирования в вертикальной плоскости -
(0,5...30) град
Дальность действия - 25 км
Количество рабочих каналов - 20
Частота сканирования - 5 Гц
 
Бортовое оборудование
Масса - 34,5 кг.;   Электропотребление - 280 Вт
 
Ретранслятор дальномера
 Рабочий сектор в горизонтальной плоскости -
плюс/минус 30 град
 Дальность действия - 25 км
 Количество рабочих каналов - 176
 
Всепогодная радиотехническая система автоматической посадки
 
Всепогодная радиотехническая система автоматической посадки установлена около посадочной полосы и предназначена для информационного обеспечения автоматического вывода ОК на ось посадочной полосы с высоты 7000 м, снижения по оптимальной траектории, приземления и пробега до полной остановки.
 
Радиотехническая система автоматической посадки является основным источником навигационной информации на последнем этапе полета ОК.
 
Учитывая, что посадка ОК производится в бездвигательном режиме, успешное выполнение посадки без возможности ухода на второй круг в полной мере зависит от высокой надежности оборудования радиотехнической системы посадки, в связи с чем как наземное, так и бортовое оборудование имеют широко разветвленное резервирование.
 
Основная задача радиотехнической системы автоматической посадки - определение трех основных навигационных параметров: азимута относительно оси ВПП, угла места и дальности.
 
Указанными параметрами корректируются автономно счисленные в бортовой цифровой вычислительной системе (БЦВС) координаты информации, формируемой при заходе ОК на посадку.
В состав радиотехнической системы автоматической посадки "Вымпел" входит:
 - бортовое оборудование 17М901, включающее в свой состав три комплекта блоков и устройств, осуществляющих измерение азимута и угла места;
 - наземное оборудование 17Н843, включающее в свой состав два комплекта радиомаяков, обеспечивающих автоматическую посадку с двух направлений, в том числе: два азимутальных радиомаяка; два угломестных радиомаяка; два ретранслятора дальномера; аппаратура управления на ОКДП.
 
Каждый азимутальный и угломестный радиомаяки включают в свой состав два комплекта оборудования (основной и резервный комплекты) и ЗИП.
 
Ретранслятор дальномера включает в свой состав три комплекта оборудования. Один комплект работает с антенной вертикальной, второй - горизонтальной поляризации. Третий комплект является резервным.
 
Электрооборудование на каждом из радиомаяков имеет 100%-ный резерв и систему гарантированного электропитания.
 
В основу работы азимутального и угломестного радиомаяков положен принцип излучения высокочастотных сигналов при помощи узконаправленных сканирующих антенн. При сканировании антенн в излучаемых сигналах передается информация об угловом положении диаграммы направленности радиомаяка путем изменения временного интервала между кодированными импульсными посылками.
 
В бортовом оборудовании производится измерение периода, соответствующего середине принятой огибающей и определение углового положения ОК.
 
Измерение азимута и угла места происходит последовательно во времени. Угломерное оборудование работает в 2-х см диапазоне волн.
 
Бортовое дальномерное оборудование при заходе на посадку, посадке и пробеге ОК по посадочной полосе настраивается командами из БЦВС на измерение дальности до посадочного РД всеми четырьмя бортовыми комплектами. При этом темп измерения дальности составляет 195 Гц, погрешность (как флюктуационная, так и систематическая составляющие) не превышает 65 м.
 
Основные характеристики системы контроля траектории движения ОК
 
Бортовой радиолокационный ответчик
     Объем передаваемой информации - номер ОК и
высота полета;
     Частота передачи - (1090 плюс/минус 3) МГц
     Частота приема -     (1030 плюс/минус 0,2) МГц
     Зона обзора АФУ:
 в горизонтальной плоскости - плюс/минус 150 град.
 в вертикально-продольной плоскости - плюс/минус 30 град.
 в вертикально-поперечной плоскости - плюс/минус 40 град.
     Дальность действия -  400 км
     Мощность, потребляемая по цепи питания 27 В - 160 Вт
     Масса - 29 кг
 
Трассовый радиолокационный комплекс
     Состав:       - 2 трассовых радиолокатора    
                           -  командно-диспетчерский пункт КДП-4    
     Дальность действия:    
          первичного канала -   400 км
          вторичного канала -    400 км
     Угол обзора в вертикальной плоскости -  45 град
     Погрешность определения координат после первичной обработки:    
          по азимуту -       18 мин
          по дальности-   300 м
     Период обновления информации - 10 с
 
Аэродромный обзорный радиолокационный комплекс
     Состав:    - 2 обзорных радиолокатора Е-511    
                        - аппаратура сопряжения с КДП - АСРЛ-О  
     Дальность действия:    
          первичного канала (на высотах 5...12 км) - 150 км
          вторичного канала -                                          200 км
     Угол обзора вертикальной плоскости -    40 град
     Период обновления информации -             6 с
     Разрешающая способность:    
          - первичного канала по дальности -    500 м
          - вторичного канала по дальности  -   900 м
          - первичного канала по азимуту -        2,5 град
          - вторичного канала по азимуту -        4,3 град
     Погрешность определения координат:    
          по азимуту -       12 мин
          по дальности -   240 м
 
Посадочный радиолокационный комплекс Е-516В
     Состав:     - 2 посадочных радиолокатора    
                        - аппаратура сопряжения с КДП - АСРЛ-П    
     Дальность действия:    
          первичного канала -   20 км
          вторичного канала -   40 км
     Частота излучения -   9030, 8910 МГц
     Углы обзора:    
          по азимуту -         от -17 до +17 град
          по углу места -    от -01 до +20 град
     Угол наклона поворотной платформы антенного поста     от -0,5 до +11,5 град
     Период обновления информации -   0,7 с
     Разрешающая способность:    
          первичного канала по дальности -   120 м
          вторичного канала по дальности -    200 м
          по азимуту -      1,2 град.
          по углу места -  0,6 град.
Радиотехническая система радиолокационного контроля траектории движения ОК
 
Система предназначена для определения текущего местоположения и параметров движения ОК в зоне радиусом 400 км и высотой 40 км и обеспечивает:
 - сбор информации от источников радиолокационной информации, ее вторичную обработку и автоматическое сопровождение ОК и самолетов оптико-телевизионного наблюдения;
 - передачу, обработку и отображение тех же данных на рабочих местах штурманов-операторов главной оперативной группе управления(ГОГУ) в ЦУПе;
 - отображение координат и параметров движения ОК, а также воздушной обстановки на этапе привода и посадки на рабочих местах штурманов-операторов региональной группы управления полетом (РГУП) в ОКДП;
 - формирование и выдачу данных оперативного целеуказания в виде экстраполированных координат ОК четырем системам приема телеметрии, телевидения и УКВ-радиосвязи.
 
Система состоит из сдвоенного комплекта бортовых радиолокационных ответчиков РО УВД и следующих наземных средств:
 - трассового радиолокационного комплекта ТРЛК-10К;
 - радиолокационного комплекса управления воздушным движением 17Н846 в составе: аэродромного обзорного радиолокационного комплекса, посадочного радиолокационного комплекса, системы командно-диспетчерских пунктов  управления воздушным движением в зоне аэродрома, аэродрома посадки, управления полетом.
 
Система
Участок
Средство
Описание
 
 
 
Радиотехническая
система
навигации
 
 
46
РД2
 
радиодальномеры-
ретрансляторы
системы
навигации
47
РД5
48
РД3
49
РД4
50
РД6
51
РД1
29
АДРМ1, ближний
азимутально-дальномерные
радиомаяки Е-329
АДРМ2, дальний
 
 
Система
автоматической
посадки
27
РДП1
радиодальномеры-ретрансляторы
системы посадки
28
РДП2
26
РМГ1
радиомаяки глиссадные системы посадки
(угломестные радиомаяки)
25
РМГ2
23
РМК1
радиомаяки курсовые системы посадки
(азимутальные радиомаяки)
24
РМК2
37
ПРЛ1, ближний
посадочные радиолокаторы
516В
ПРЛ2, дальний
Система
радиолокационного
контроля траектории
движения ОК и управления ВД
36
 
ОРЛ1, ближний
обзорные радиолокаторы
Е-511
ОРЛ2, дальний
42
ТРЛК1
трассовые радиолокационные комплексы
ТРЛК-10К
43
ТРЛК2
 
 
Источник: www.buran.ru
 
Необходимые примечания
:
1. Мифический "КИП ст. Джусалы" - это на самом деле часть комплекса измерительного пукта на пл.23 Байконура (известного как ИП №5 "Сатурн"). В своё время, при подготовке к советско-американскому полету по программе ЭПАС ("Союз" - "Аполлон") часть ИП "Сатурн", участвовшая в этой программе, была залегендирована (видимо, чтобы скрыть сам "Сатурн" ???) как "КИП ст. Джусалы". Кстати, заведовал тем самымым "КИПом ст. Джусалы" в то время ст. л-т Г.Д. Дмитриенко, будущий начальник всего измерительного комплекса космодрома Байконур (в/ч 68526) и будущий глава самого города Байконур.
2. Присутствие на схеме спутника "Экспресс" - ошибочно. Такие спутники стали запускаться значительно позже (первый запуск - 13 октября 1994 года, то есть через 6 лет после полета "Бурана"). Ниже приведено расписание работы радиовзаимодействия ОК "Буран" и КИК из штатной программы полета на
www.buran.ru/htm/program.htm. Из этого документа видно, корабельный пункт "Маршал Неделин" работал не с КА "Экпресс", а с КА "Грань", более известном как "Радуга".
Надписи в программе полета, обозначающие элементы схемы радиовзаимодействия соответствуют подписям на схеме:
 
СР - спутник ретранслятор:
 
М1 - "Молния-1";
"А" - "Альтаир", он же "Луч";
"ГРН" - "Грань", он же "Радуга"; вместо него ошибочно указан "Экспресс";
"Грз" - "Горизонт".
 
Командно-измерителиные пункты - НИПы и ИПы:
 
30 - НИП-10 Симферополь;
36 - НИП-16 Евпатория;
34 - НИП-14 Щелково;
25/84 - ИП-5 НИИП-5 на пл. 23;
21/71 - ИП-1 НИИП-5 на пл. 18;
23 - НИП-3 Сары-Шаган;
33 - НИП-13 Улан-Удэ;
35 - НИП-15 Уссурийск.
 
Корабельные пункты:
 
КВВ - "Космонавт Владислав Волков";
КПВ - "Космонавт Павел Беляев";
КГД - "Космонавт Георгий Добровольский";
КМН - "Маршал Неделин".
 
Источник: www.buran.ru
 
Необходимые примечания
:
1. Мифический "КИП ст. Джусалы" - это на самом деле часть комплекса измерительного пукта на пл.23 Байконура (известного как ИП №5 "Сатурн"). В своё время, при подготовке к советско-американскому полету по программе ЭПАС ("Союз" - "Аполлон") часть ИП "Сатурн", участвовшая в этой программе, была залегендирована (видимо, чтобы скрыть сам "Сатурн" ???) как "КИП ст. Джусалы". Кстати, заведовал тем самымым "КИПом ст. Джусалы" в то время ст. л-т Г.Д. Дмитриенко, будущий начальник всего измерительного комплекса космодрома Байконур (в/ч 68526) и будущий глава самого города Байконур.
2. Присутствие на схеме спутника "Экспресс" - ошибочно. Такие спутники стали запускаться значительно позже (первый запуск - 13 октября 1994 года, то есть через 6 лет после полета "Бурана"). Ниже приведено расписание работы радиовзаимодействия ОК "Буран" и КИК из штатной программы полета на
www.buran.ru/htm/program.htm. Из этого документа видно, корабельный пункт "Маршал Неделин" работал не с КА "Экпресс", а с КА "Грань", более известном как "Радуга".