22 отдел командно-измерительных систем (контроля управления и траекторных измерений) предназначен для обеспечения выполнения задач по управлению орбитальной группировкой спутников Глобальной Навигационной Спутниковой Системы (ГЛОНАСС).
 
История отдела начиналась в 1967 году, когда была введена в эксплуатацию командно-программная траекторно-измерительная радиолиния (КПТРЛ) «База» главного конструктора Н.Е. Иванова для управления КА «Циклон»/ «Залив» (11Ф617) навигационно-связной системы «Циклон» для Военно-Морского Флота. Комплекс состоял из приёмно-передающей аппаратуры, командно-программной радиолинии, аппаратуры траекторных и телеметрических измерений, сверки и коррекции бортового и наземного времени, аппаратуры вычисления, формирования и закладки эфемеридной информации.
 
Для размещения аппаратурного комплекса в 1966-1967 годах на НИП-14 было построено техническое здание № 202. К концу 1967 года аппаратура радиолинии «База» была установлена, смонтирована, состыкована и проверена в автономном режиме. Первые работы по КА «Циклон» № 1 («Космос-192») КИС провела 27 ноября 1967 года. В апреле 1968 года в штат 1 отдела официально было введено отделение КИС «База» (начальник отделения майор Колчин А.Г.)
 
В марте 1969 года отделение было развёрнуто в
8 отдел командно-измерительной системы «База» в составе трёх отделений. Начальником отдела был назначен подполковник Колчин Анатолий Григорьевич, заместителем по технической части майор Кедесь Антон Леонтьевич, начальниками отделений Шадрин А.М., Куценко Г.Д., Рахманкулов. Большое внимание в отделе уделялось технической подготовке личного состава, особенно подготовке операторов, так как разовые команды выдавались оператором вручную путём нажатия соответствующей кнопки, причём после получения квитанции об исполнении предыдущей команды. В условиях дефицита времени на сеанс связи по вине операторов могли появляться ошибки, приводившие к невыполнению сеанса по управлению космическим аппаратом. Для повышения ответственности в работе оператора выдачи команд солдаты, назначавшиеся на эту должность, при отсутствии НСУ по истечении полугода работы поощрялись краткосрочным отпуском с выездом на родину.
 
В течение ряда лет личный состав 8 отдела успешно справлялся с управлением космическими аппаратами «Циклон»/«Залив», за что неоднократно поощрялся командованием части, Центра КИК и более высокими должностными лицами.
 
Для работы с КА геодезии и картографии, а также определения параметров орбит навигационных спутников на НИП-14 был сформирован астрономо-геодезический пункт, оснащённый дальномерно-запросной системой, квантово-оптическим дальномером и фотоастрономической установкой. Начальником АГП, организационно входившего в 8 отдел, был назначен майор Морев Борис Яковлевич. В 1971 году личный состав 8 отдела выполнил 1498 сеансов связи с КА, при этом все работы были выполнены с оценкой «отлично». В результате КИС «База» способствовала быстрейшему и успешному завершению отработки бортовых систем ИСЗ «Циклон»/«Залив» и «Сфера».
 
При управлении спутниками личный состав отдела так же, как и их товарищи из других отделов, проявляли всё своё умение. Так, 7 ноября 1972 года дежурная смена комплекса «База» (начальник дежурной смены майор Буркалёв В.И.) своими умелыми действиями вывела из аварийного состояния навигационный спутник «Циклон». За отличное выполнение задач управления, успехи в боевой и политической подготовке в ноябре 1970 года 8 отдел войсковой части 26178 был занесён в Книгу Почёта РВСН, по итогам работы в 1972 году был признан отличным и отмечен в Приказе Главнокомандующего РВСН № 35 от 21 февраля 1973 года (начальник отдела - подполковник Колчин А.Г., заместитель начальника отдела по политической части - майор Теньков В.Д.).
 
В начале 1980 года 8 отдел в связи с предстоящим списанием морально устаревшей аппаратуры «База» был расформирован. Личный состав и техника КПТРЛ были включены в
7 отдел под наименованием "18 отделение". 7 отдел траекторных измерений был образован в июне 1975 года. В его состав вошли две станции «Кама-А» с цифровыми машинами «Темп» и две станции «Краб». Первым начальником 7 отдела был назначен майор Клипп Сергей Павлович.
 
Уже в начале своей деятельности личный состав отдела проявил себя в лучшую сторону. Например, при управлении космическим кораблём «Союз-19» в рамках Экспериментального Полёта «Аполлон» - «Союз» (ЭПАС) радиоконтроль орбиты осуществлялся станциями «Кама-А» № 21 (капитан Леванов К.И.) с цифровой машиной «Темп» № 089 (капитан Трофимов В.А.) и «Кама» № 22 (капитан Касавченко В.И.) с машиной «Темп» № 057 (капитан Акимов Б.И.).
 
26 февраля 1977 года отдел проводил работы по спуску с орбиты капсулы специальной информации КСИ 11Ф76 с борта станции «Салют-5» («Алмаз-3»). В работе принимали участие 2 комплекта станций «Кама» и «Темп». Несмотря на сложные условия проведения сеанса (зона видимости объекта - 3 минуты, угол места - 5-6 градусов), расчёты станции «Кама» выполнили своевременное обнаружение, устойчивый захват и сопровождение объекта в автономном режиме, а цифровой машины «Темп» - качественную обработку полученной информации и выдачу ее в Центр. В этих работах особое старание проявил техник станции «Кама» прапорщик Чубинидзе А.А.
 
Радиотехническое отделение КРЛ «База» было расформировано с 1 сентября 1981 года. Личный состав отделения составил костяк нового радиотехнического отделения (средств синхронизации и траекторных измерений системы «Ураган»). Начальником отделения был назначен майор Китайчик О.М.. На вооружении отделения состояли комплекс СКФ (Система Контроля Фаз) и система АКНП (Аппаратура Контроля Навигационного Поля).
 
Эксплуатация навигационно-связной системы «Циклон», начавшаяся в 1967 году, и последовавших за ней систем «Парус» и «Цикада» показали важность и потребность космических средств определения навигационных параметров, а также необходимость повышения определения точности координат и полного охвата навигационной системой поверхности земного шара.
 
Решение о создании Глобальной Навигационной Спутниковой Системы (ГЛОНАСС) было принято в семидесятые годы. Её создание было обусловлено принятием на вооружение в эти годы высокоточных мобильных стратегических ракетных комплексов, атомных подводных лодок с баллистическими ракетами на борту, мобильных ракетных комплексов среднего радиуса действия, а также ракетных систем залпового огня и других видов высокоточного оружия. Космическая навигационная система ГЛОНАСС предназначена для непрерывного, оперативного, высокоточного навигационного обеспечения неограниченного числа сухопутных, морских, воздушных и космических потребителей, находящихся в любом районе земной поверхности, воздушного, околоземного космического пространства на высотах до 2000 км. Система позволяет определять местоположение потребителя с точностью 50…70 м и обеспечивает точность привязки эфемеридного времени к всемирному гринвичскому 1 мкс. Для управления космическими аппаратами орбитальной группировки ГЛОНАСС, получившими название «Ураган», в 1979 году на НИП-14 начался монтаж в техническом здании № 360 экспериментальной системы контроля фаз (СКФ) и аппаратуры контроля навигационного поля (АКНП).
 
Опытная эксплуатация СКФ и АКНП началась в конце 1981 года. Окончательный монтаж и пусконаладочные работы комплекса СКФ-ЦС-АКНП были завершены в 1982 году. Было завершено также строительство нового здания для размещения аппаратуры и вспомогательных систем комплекса - № 363. Уже в это время стало ясно, что СКФ по своим тактико-техническим характеристикам, в первую очередь по надёжности, не отвечает предъявляемым требованиям по многим параметрам, которые обеспечивали бы высокоэффективное применение вновь создаваемой системы ГЛОНАСС.
 
В середине 1983 года начальником 7 отдела был назначен капитан Кораблев Е.В.. под его руководством личный состав отдела вместе с представителями предприятия-разработчика провели доработки комплекса СКФ-ЦС. В 1985 году начался монтаж новой системы управления, измерения и контроля (СУИК) комплекса управления системой ГЛОНАСС. Лётно-конструкторские испытания комплекса СУИК начались в 1986 году.
 
Вспоминает начальник 22 отдела в 1989-1995 годах полковник Сахаров Александр Иванович:
«Это был сложный этап в жизни офицерского состава 7 отдела, а затем уже отдельно сформировавшегося 22 отдела. Сложность заключалась в том, что организационно-штатная структура отдела, введённая для испытаний комплекса, не позволяла в полном объёме качественно и в срок выполнять поставленные на первоначальном этапе задачи. Выполнение сеансов управления осуществлялось сокращёнными боевыми расчётами. Смена заступала на дежурство в составе 7-9 офицеров, а требования руководящих документов диктовали - 14 офицеров.
 
Не было предусмотрено отдельного структурного подразделения, которое должно было заниматься ЗИПом, его своевременным списанием и пополнением. Необходимо было также производить ремонт и вести учёт всех неисправностей отдельных элементов, функциональных блоков, узлов, подсистем и комплекса в целом. На основе собранной статистики всех отказов наземной аппаратуры необходимо было проводить анализ и делать выводы о надёжности комплекса. Одновременно нужно было разрабатывать сотни различных инструкций и методик, документацию для начальников и номеров дежурных расчётов. Техническая документация на поставленные системы не всегда соответствовала техническим условиям.
 
Отдельно нужно сказать и о том, что системы комплекса разрабатывались и изготовлялись на различных предприятиях оборонной промышленности (города Москва, Ленинград, Ижевск, Красноярск и другие). На начальном этапе испытаний это также вносило свои сложности в работе офицерского состава отдела и представителей предприятий-изготовителей. Нужно было устанавливать тесное взаимодействие между всеми представителями промышленности различных организаций и ведомств.
 
На начальном этапе эксплуатации комплекса многие фактические показатели не соответствовали требованиям, заложенным в технические условия. К примеру, заложенный в тактико-технические характеристики комплекса основной показатель надёжности как вероятность работы безотказной работы ППДС должен был быть на уровне 0,96-0,98, а в реальности составлял всего лишь 0,23-0,24. Приведением комплекса до планируемых тактико-технических характеристик, другими серьёзными вопросами, связанными с вводом, эксплуатацией и анализом работы приходилось заниматься офицерскому составу 7 отдела.
 
Заслуживают самого глубокого уважения и высокой благодарности начальники отдела, которые смогли, несмотря ни на какие трудности, мобилизовать и сплотить весь офицерский состав для выполнения поставленных задач по монтажу, проведению автономных и начальному этапу комплексных испытаний наземного комплекса СУИК. Это подполковник Ярославцев Ю.А., майоры Кораблёв Е.В. и Китайчик О.М..»
 
Майор Китайчик Олег Моисеевич был назначен начальником 7 отдела в конце 1985 года. В апреле 1987 года для проведения зачетных испытаний комплекса СУИК сформированы нештатные расчеты из офицеров различных отделов части. В августе 1987 вместо 7 отдела траекторных измерений был сформирован 22 отдел Командно-Измерительных Систем (контроля управления и траекторных измерений), который вошёл в состав Центра командно-программных и траекторных радиолиний (1 Центра). Начальником 22 отдела был назначен подполковник Китайчик Олег Моисеевич.
 
В 1988 году СКФ был списан . Комплексные испытания комплекса СУИК - АКНП начались в апреле 1989 года. Опять предоставляем слово полковнику Сахарову А.И.:
«Я благодарен судьбе, что на протяжении более чем пяти лет (1989-1995 года) руководил этим замечательным коллективом. Это было самое сложное время - годы неудавшейся перестройки и развал Советского Союза. Предприятия промышленности финансировались государством уже не в полном объёме. Об изготовлении на предприятиях и внедрении на комплексе уже разработанных более современных систем не могло быть и речи.
 
Представители промышленности не получали положенную зарплату месяцами. Общая обстановка в стране не могла не сказаться самым негативным образом и на морально-психологическом состоянии офицеров. Но задачу принятия на вооружение всей системы ГЛОНАСС с повестки дня никто не снимал. Требования были очень жёсткие: довести в полном объёме наземный комплекс управления до заданных тактико-технических характеристик, по всем параметрам обеспечить соответствие его техническим условиям; реально выполнять задачи управления орбитальной группировкой. Вся ответственность за состояние, работоспособность наземной аппаратуры и надёжное управление КА было возложено на офицерский состав комплекса.
 
В начальный период под моим руководством по штату и в наличии в отделе было около 50 офицеров и 40 сержантов и солдат. Все понимали, что такой сложный комплекс должен эксплуатировать только технически грамотный, хорошо подготовленный офицерский состав. И тогда всеми правдами и неправдами нам удалось сократить весь рядовой и сержантский состав, а в штат отдела ввести дополнительно 19 офицерских должностей. Это в лучшую сторону подействовало на желание офицеров служить в 22 отделе.
 
Во-первых, дежурство на комплексе было организовано в полном соответствии с требованиями руководящих документов. Во-вторых, у офицеров появилась возможность более глубоко изучать и грамотно эксплуатировать технику. В-третьих, только офицеры, проходящие службу на СУИКе, могли себе позволить после дежурства отдыхать двое-трое суток. Иногда даже возникали вопросы у командования части, недоумевавшего, как это офицер столь продолжительное время может отсутствовать на службе.
 
Было создано отделение профилактики и ремонта, создана группа из наиболее подготовленных офицеров, которая непосредственно занималась сбором всей информации о работоспособности комплекса, отработкой всех методик, связанных с испытаниями комплекса, разработкой методик по устранению неисправностей и многим другим. За короткое время выросло целое поколение молодых офицеров, которые изучили и эксплуатировали технику намного лучше представителей промышленности.
 
Начиная с 1991 года, дежурство на комплексе осуществляют только офицеры, количество представителей промышленности было сокращено до минимума. Все предложения по всем вопросам обсуждались на совещаниях офицерского состава. В отделе был создан здоровый морально-психологический климат. Были также установлены очень тесные взаимоотношения с отделом эксплуатации систем и сектором управления ГНИИЦ КС. Костяк руководящего состава составляли очень порядочные и высокоподготовленные офицеры, имеющие за своими плечами большой практический опыт и руководства подчинёнными, и эксплуатации подобных командно-измерительных систем. Очень большой личный вклад в становление СУИКа внесли такие офицеры, как майор Чепелевский С.А., майор Хурсевич А.М., майор Лебедко Ю.И., майор Смирнов И.В., майор Свистунов А.Н., майор Кривов С.И., майор Медведев И.В., майор Балдин О.Г., капитаны Самохин В.В., Приходько А.Ю., Ермаков О.В., Картавенко О.А., Пробыловы Валерий и Вадим, Хаёров А.И. и многие, многие другие. Нельзя не упомянуть и о техниках комплекса. К лучшим из них относятся прапорщики Балашов Ю.В., Грачёв П.А., Малышев А.А.
 
Нужно сказать, что личный состав 22 отдела сам избавлялся от всех тех, кто нерадиво относился к выполнению служебных обязанностей. Отдел по своей численности был самым многочисленным офицерским подразделением в части, но это была одна сплочённая команда. Прошли многие годы, но до сих пор офицеры с гордостью вспоминают, что они проходили службу в 22 отделе. Я думаю, что причиной этого было то, что в отделе не было командиров, а были руководители и старшие товарищи. А руководить всегда тяжелее, чем просто отдавать команды. Была творческая атмосфера, без муштры, кичливости начальников и многое другое, что способствовало успешному решению всех поставленных задач. Можно бесконечно рассказывать о действиях личного состава при выполнении сеансов управления. Приведу пример.
 
Случилось это 19 ноября 1989 года. По ошибке офицеров сектора управления Центра на комплекс была выдана нарушенная технология сеанса управления. Офицеры дежурного расчёта ППДС выполнили сеанс управления в соответствии с предписанной технологией. В результате космический аппарат был утерян. Начались следственные действия по выявлению конкретных виновников случившегося. Только доскональное знание техники, эксплуатационной документации офицерским составом отдела нам удалось отстоять свою невиновность. В 1992 году вся система была принята на вооружение».
 
Антенна приёмо-передающей дальномерной системы комплекса СУИК
 
В середине девяностых годов началась регулярная эксплуатация глобальной навигационной системы ГЛОНАСС. Комплекс СУИК Щёлковского НИПа, начиная с 1992 года, стал самым загруженным отделом в части. Суточный план работ составлял более 100 сеансов управления, что составляло около 30% всей загрузки части. Вспоминает полковник Сахаров А.И.: «Хотя наземный комплекс был полностью принят в эксплуатацию, но внештатные ситуации возникали практически ежедневно. Они были связаны с отказами как наземной, так и бортовой аппаратуры. Конечно, бывало, и личный состав допускал ошибки. Самыми ненадёжными подсистемами по-прежнему оставались передатчики, антенные системы и синтезаторы тактовых частот. Выходили из строя как отдельные блоки, так и полностью подсистемы, а иногда полностью обесточивался весь комплекс.
 
В таких критических ситуациях самым сложным в восстановлении работоспособности комплекса являлось приведение в исходное состояние наземной шкалы времени, а также проведение всех необходимых автономных и комплексных проверок. Сложность в эксплуатации ещё и в том, что плановое техническое обслуживание никогда не выполнялось в полном объёме. Причина была в том, что техническое обслуживание комплекса проводилось по полукомплектам, а отдельные подсистемы месяцами и даже годами работали, не выключаясь. Это было вызвано специфическими особенностями управления космическими аппаратами «Ураган».
 
Несмотря на трудности службы в начале девяностых, офицеры продолжали честно выполнять свои обязанности. Вспоминается такой случай: Выходит из строя антенно-поворотное устройство. Температура воздуха доходит до минус 30 градусов. Промышленники говорят, что для устранения неисправности потребуется месяц. Офицеры отдела под руководством начальника отделения майор Лебедко Ю.И. справились с заменой тяжёлого агрегата за 7 дней».
 
Дежурная смена комплекса СУИК проводит сеанс управления
 
Уникальный комплекс неоднократно посещали гости 14-го НИП. В сентябре 1993 года на СУИКе был первый заместитель Министра обороны Российской Федерации А. Кокошин. Посещал комплекс и первый Командующий Космическими войсками генерал-полковник Перминов А.Н.
 
В ходе подготовки решения Президента Российской Федерации о полномасштабном развёртывании системы ГЛОНАСС летом 2006 года на комплексе работала группа представителей Администрации Президента.
 
Начальниками 22 отдела в девяностых годах двадцатого века и начале двадцать первого были подполковник Орлов А.М., подполковник Коковихин В.А., майор Марков О.К.. В настоящее время (2007 год) отдел возглавляет подполковник Осипов Павел Николаевич.
 
Личный состав 22 отдела продолжает управление орбитальной группировкой навигационных спутников «Ураган». Значительный вклад в поддержание системы ГЛОНАСС в работоспособном состоянии внесли офицеры Титенков В.А., Котик И.Ф., Васильев С.А., Хаёров А.И., Сучилин М.А., Калинин Е.В., Моисеев С.Г., Хроменков С.Л., Пискарев Д.А., Желнов П.А; гражданский персонал Фролов М.И., Клипп С.П., Дмитренко В.У, Небогатиков В.В., Евенко Н.А., Марданова М.Г., Жагрина О.В., Назарова Е.И., а также представители РНИИ КП Бакин Ю.А, Окуньков А.Ф., Вардая С.Н., Богданьчиков А.П., Козына О.Б., Житник В.В., Снеговой Г.В., Дмитриев Г.В.
 
Техздание системы управления, измерения и контроля (СУИК) ГЛОНАСС
 
Личный состав 22 отдела (2007 год)
 
Источник: "Космос в ладонях антенн. История 14-го командно-измерительного пункта (г. Щёлково)"
Авторы: А.В. Ильин, А.Я. Каркач, М.В. Луканов