«Луноход-2» проехал больше, чем думали
 
По сообщению журнала Nature, ученые России сделали полную переоценку пути, который сделал советский дистанционно управляемый аппарат «Луноход-2» на поверхности единственного естественного спутника Земли. «Луноход-2» был доставлен на Луну 16 января 1973 г. и за четыре лунных дня (до 22 апреля) прошел 36,2 км. Эти данные были сделаны на показаниях так называемого "девятого колеса" - одометра, который катился за Луноходом и отмерял  пройденный им путь (однако, по оценкам ученых, его погрешность составляла 10-15 %). «Луноход-2» передал 86 панорам лунной поверхности и свыше 80000 телевизионных снимков. В начале пятого лунного дня, 9 мая 1973 г., при выходе из кратера он зачерпнул грунт крышкой приборного отсека, что привело к снижению зарядного тока солнечной батарей и ухудшению работы системы терморегулирования. «Луноход-2» успел пройти за сеанс связи несколько сотен метров, но 10 мая не смог возобновить движение. С учетом этого последнего рывка пройденное расстояние было оценено в 37 км.
 
Команда ученых из Университета геодезии и картографии МИИГАиК (руководитель - Ирина Карачевцева) на основе лунных фотографий с Лунного орбитального зонда (LRO) NASA провели анализ пути. Данный аппарат делает фотографии поверхности нашего спутника с детализацией до 20 см на 1 пиксель, хотя большая часть фотографий сделана с детализацией 50 см на 1 пиксель. фактическя длина пройденного «Луноходом-2» пути определена Карачевцевой в 42,1-42,2 км. Что же касается первого «Лунохода», то оказалось, что он прошел не 10,54, а 9,93 км.
 
 
"Изучая фотографии LRO, ученые МИИГАиК пришли к выводу, что "Луноход-2" проехал не 37 км, как сообщалось раннее, а на 5 км больше, то есть теперь пробег "Лунохода-2" составляет приблизительно 42 км., а точнее - величину между 42,1 и 42,2 км (что почти точно соответвует современной олимпийской марафонской дистанции 42,195 км). Одновременно выяснилось, что "Луноход-1" "недотянул до десятки" - его результат снижен с 10.54 до 9.93 км."
Первоисточник: www.nature.com 
 
Указом Президента РФ №246 от 21 февраля 1996 года члены экипажа луноходов были награждены орденом Почета
(Почему в Интернете "гуляет" иной номер и дата Указа - непонятно...)
 
 
90-е годы. Экипажи луноходов в Краснознаменске с солдатами ВКС.
 
В первом ряду сидят:
О.Г. Ивановский (ГК по лунной тематике в 1970 г.),
Ю.П. Дельвин (ведущий конструктор в то время),
В.А. Коровкина (конструктор),
С.Д. Куликов (ГД НПО им. С.А.Лавочкина),
Г.Н. Роговский (ЗГД НПО).
Стоят:
В.М. Хапранов (оператор ОНА),
В.И. Чубукин (водитель),
Т.Н. Курышева (конструктор),
В.Н. Сморкалов (руководитель группы управления),
Н.Я. Козлитин (оператор ОНА),
В.Г. Самаль (штурман),
К.К. Давидовский (штурман),
В.П. Довгань (водитель),
А.П. Гончаров (руководитель группы управления).
Ветераны автоматического освоения Луны, 30 лет спустя.
 
В.П. Довгань
 
Ходовой макет №2
(он же "технологическая машина №108А"), после испытаний элементов лунохода, системы управления и тренировок экипажей был помещен в музей Краснознаменска.
 
 
 
 
 
Фото в музее Краснознаменска:
www.bogoslov-hram.ru
 
 
 
 
Медали для ветеранов
 
В феврале 2012 г. в гарнизонном Доме офицеров в Краснознаменске состоялся ставший уже традиционным  вечер вопросов и ответов под руководством  командующего войсками Космического командования  генерал-майора О.В. Майдановича и начальника Главного испытательного космического центра полковника А.В. Ильина.
...
Президиумом  Федерации космонавтики РФ  присвоено звание  «Заслуженный испытатель космической техники» члену экипажа «Луноход» подполковнику Валерию Михайловичу Сапранову, которому  в январе исполнилось 70 лет. Ему были вручены нагрудный знак, удостоверение, памятный адрес и подарок.
 
 
 
Более чем 40 лет назад: поселок Школьное, лунодром. В ожидании поездок по Луне...
 
Лётчик-космонавт В Ф. Быковский с экипажем «Лунохода-1».
 Слева направо: стоят - Г. Латыпов, Н. Ерёменко, Л. Мосензов, В. Чубукин, В Быковский, А. Чвиков, В. Сапранов,
В. Пономаренко, В. Самаль, И. Фёдоров, А Романов, К. Давидовский, Н. Козлитин; сидят - А. Кожевников, В. Довгань.
 
 
 
 
 
 
 
Еще
один
вариант
этой
известной
фотографии
 
 
 
... и еще...
 
 
Члены Государственной комиссии с экипажем "Лунохода-1".
Симферопольский ЦДКС, 22.11.1970 года, на пятый день после начала поездок по Луне.
Слева направо: сидят - нач. НИП-10 п-к Н. Бугаев, п-к А. Романов, член ГОГУ от НПО им. Лавочкина В. Пантелеев,
п-к А. Большой,председатель ГК ген. л-т Г. Тюлин, ГК ОКБ НПО им. Лавочкина Г. Бабакин;
стоят - В. Довгань, А. Кожевников, В. Сапранов,  Н. Ерёменко, К. Давидовский, Л. Мосензов, Н. Козлитин, И.
Фёдоров, п/п-к А. Чвиков, В. Чубукин, Г. Латыпов, В. Самаль.
 
 
 
 
 
 
Первый в мире водитель
внеземного транспортного
средства Габдулхай
Гимадутинович Латыпов:
«Первая, вперёд!»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
На трассе лунодрома - макет "Лунохода-1"
 
 
На трассе лунодрома - макет "Лунохода-2",
созданый путем модернизации макета "Лунохода-1".
На "Луну" выпал снег... Январь 1973 г.
А настоящий "Луноход-2" только-что прибыл на Луну.
 
 
 
 
 
 
 
Фото: www.nasledie-sluck.by
 
Стоит - руководитель
оперативной научной группы ИКИ
Борис Викторович Непоклонов  >>>
 
 
 
 
Два прибора сверху -  самопишущие потенциометры типа ПС1-02 для документирования (токопотребления?)
 
Фото в Музей космонавтики и ракетной техники в Иоанновском равелине Петропавловской крепости, Санк-Петербург.
 
 
 
     1           2          3   4     5         6   7  8      9   10         11    12        13   14    15     16    17  18   19    20      21
НИП-10, в/ч 14109, осень 1968 г. или весна 1969 г. (?)
1   Васильев Юрий Федорович (экипаж, командир) (?)
2   Мосензов Леонид Яковлевич (экипаж, бортинженер)
3   Давидовский Константин Константинович (экипаж, штурман)
4   Непоклонов Борис Викторович (научн. рук., ИКИ АН)
5   Сологуб Павел Степенович (ВНИИТМ, рук. гр. шасси)
6   п-к Романов А.П.(32103, НО 25, зам. рук ГОГУ)
7   Сапранов Валерий Михайлович (экипаж, оператор ОНА)
8   Самаль Викентий Григорьевич (экипаж, штурман)
9   Довгань Вячеслав Георгиевич (экипаж, водитель)
10 Ерёменко Николай Михайлович (экипаж, водитель)
 
11 Шпак Феликс Павлович (ВНИИТМ, нач. расчетного сектора)
12 п/п-к Чвиков Алексей Кузьмич (32103, нач. 3-й лаб. 25-го отд - гр. упр)
13 Козлитин Николай Яковлевич (экипаж, оператор ОНА)
14 Черепанова Лидия И (ВНИИТМ, конструктор)
15 Поляков Лев Николаевич (идеология упр-я шасси, ВНИИТМ)
16 Петрига Владимир Николаевич (ВНИИТМ, гр. шасси)
17 Федоров Игорь Леонидович (экипаж, командир)
18 Кожевников Альберт Евстафиевич (экипаж, бортинженер)
19 Лубенко Борис Николаевич (ВНИИТМ)
20 Латыпов Габдулхай Гимадутинович (экипаж, водитель)
21 Чубукин Василий Иванович (экипаж, водитель, оператор ОНА)
 
В центре кадра: п-к Большой Амос Александрович,  ген. л-т Тюлин Георгий Александровичн, ГК Бабакин Георгий Николаевич.
(Работа с "Луной-16"?)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Председатель
Госкомиссии
ген. л-т
Г.А. Тюлин
и Главный
конструктор
ОКБ имени
Лавочкина
Г.Н. Бабакин.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Председатель
Госкомиссии
ген. л-т
Г.А. Тюлин
и начальник
НИП-10
полковник
Н.И. Бугаев
 
 
Симферопольский ЦДКС, ПУЛ , 17.11.1970 г
Слева направо: Н.М. Ерёменко, В.А. Коровкина,
В.П. Пантелеев, В.Г. Самаль, А.К. Чвиков, В.И. Чубукин.
 
Слева направо: А.Е. Кожевников,  Л.Я.Мосензов.
 
WEEKLY SURVEYOR
8 March 1971
 
Soviet Lunokhod Control Crew Experiences Moon Orientation Problems: According to one of the commanders, crew control of Lunokhod 1 is difficult due to orientation problems. These problems arise because there is nothing on the moon to "fix" the eye on.  For example, one big stone was estimated at a distance of about 150 m from the vehicle. The crew was asked to steer the vehicle toward the stone. The vehicle tried to approach it but the stone “could not be seen” because it had, in reality, been lying next to the Lunokhod.  On the TV screen the stone appeared largo and not located close to the vehicle.
 
Comment: This indicates that Soviet earth crew members have moon orientation problems somewhat similar to those encountered by US astronauts walking on the moon. If this human orientation problem is not corrected the overall performance of the Lunokhod 1 could be severely limited, particularly if the vehicle encounters exceptionally hazardous terrain. Improvement of visual spatial discrimination is the objective of Soviet human factors research.  It is likely that "the Soviets will draw upon this research in order to improve the spatial discrimination of the Lunokhod earth crew member". This training should aid the crew members in more correctly estimating distances and sizes on the moon surface thereby ensuring a high reliability of this unique man-machine system.
 
ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ИНСПЕКТОР
8 марта 1971 года.
 
Советский экипаж управления Луноходом испытывает проблемы в ориентации на Луне: По словам одного из командиров экипажа, управление Луноходом-1 затруднено из-за проблем с ориентацией. Эти проблемы возникают потому, что на Луне нет ничего, чтобы проверить глазомер. Например, расстояние до одного большого камня было оценено приблизительно в 150 м от Лунохода. Экипажу было предложено приблизить свое транспортное средство к камню. Луноход пытался подойти к нему, но камень «не было видно», поскольку оказалось, что он в действительности лежал рядом с Луноходом. На экране телевизора появился большой камень и не определялся как находившийся вблизи транспортного средства.
 

Комментарий: Это означает, что на Земле советские члены экипажа имеют проблемы в ориентации на Луне, несколько аналогичные проблемам американских астронавтов, ходивших по Луне. Если эта проблема ориентации человека не будет исправлена, общая производительность Лунохода-1 может быть серьезно ограничена, особенно если транспортное средство сталкивается с этой проблемой на исключительно опасной местности. Нарушение визуального пространственного распознавания объектов является целью советских исследований человеческого фактора в управлении Луноходом. Вполне вероятно, что «Советы будет использовать это исследование для того, чтобы улучшить пространственную ориентацию членов экипажа Лунохода». Подготовка в этом плане должна помочь членам экипажа в более правильной оценке расстояний и размеров объектов на поверхности Луны, обеспечивая тем самым высокую надежность этой уникальной человеко-машинной системы.
 
 
 
 
 
Блогеры в музее 27.11.2013 г. :
 
 
 
 
 
 
Судьба членов экипажей луноходов
 
 
 
На Алтае живет водитель первого лунохода Андрей Калиниченко. Андрей Калиниченко родился 20 октября 1936 года в Барнауле. После окончания Новосибирского электротехнического института трудился инженером на приборостроительном заводе “Ротор” имени 50-летия СССР.
 
Когда ему было 26 лет, внезапно вызвали повесткой в Центральный райвоенкомат, а затем призвали в армию. Службу нёс начальником радиостанции космической связи в Красном Селе под Ленинградом. Там, имея позывной с космонавтами “Заря-8", он прикоснулся к космосу.
 
 
Из отобранных после суроваых испытаний 14 офицеров было сформировано 2 экипажа “водителей” лунохода из 11 человек.  Трое, в т.ч. Калиниченко А.И. по разным причинам покинули группу операторов.
 
Андрей Иванович так и не поучаствовал  в сеансах связи с луноходом - к этому времени  окончил военный институт  иностранных языков (ВИИЯ) и в канун высадки «Лунохода — 1» был переведён на службу в Главное разведывательное управление (ГРУ) Генштаба Советской Армии.
 
Военная служба в дальнейшем у Андрея Ивановича сложилась так, что 1970 – 1972 года он был референтом – переводчиком военного атташе советского посольства в ГДР.  Потом служба в Москве и киргизском городе Пржевальск (ныне — Каракол). После увольнения из армии  работал директором благотворительного фонда «Возрождение русской деревни». А в 1991 году вернулся в Барнаул. Женат, имеет сына. Является руководителем исполкома местного отделения партии «Единая Россия» Центрального района города Барнаула.
 
http://www.3.b-u-b-lic.com/nazemnyj-kosmonavt/
http://astronaut.ru/luna/bio/06.htm
 
Лунный штурман — Константин Константинович Давидовский.
Наш земляк родился 10 апреля 1937 года в деревне Избудище Слуцкого района. Окончив Весейскую среднюю школу, поступил в Тульское оружейное училище. После учёбы служил на космодроме Плесецк. Оттуда был направлен на учёбу в Ростовское артиллерийское училище. Окончив его, пробовал поступать в дипломатическую академию. В это время ему поступило предложение войти в состав экипажа «Лунохода-1».
Летом 1968 года Константин Давидовский успешно прошёл отбор. После обучения был назначен штурманом-навигатором первого экипажа «Лунохода». Из пункта управления под Симферополем разрабатывал маршрут  аппарата на лунной поверхности.
После завершения «лунной» программы трудился на Машиностроительном заводе имени С.А.Лавочкина, где разрабатывались межпланетные станции.
После выхода на пенсию работал консультантом НПО имени С.А.Лавочкина. Трагически погиб 5 ноября 2004 года на железнодорожном перегоне под Москвой.
 
http://kurjer.info/2013/02/28/imenami-sluchchan-nazvany-tri-kratera-na-lune/
http://astronaut.ru/luna/bio/02.htm
http://nasledie-sluck.by/ru/people/1273/1633/
 
 
Чубукин В.И. Василий Иванович Чубукин был военным пенсионером. Ветеран КИКа и управления СКИ, участник экспедиционных рейсов на НИС «Боровичи» и НИС «Космонавт Владислав Волков».
1 мая 2010 года ветеран МКФ и член Клуба отметил своё 80-летие.
На общем собрании членов Клуба в Москве, 5 ноября с.г., за заслуги перед космонавтикой Василий Иванович награждён медалью ФКР «Первый космонавт Земли Юрий Алексеевич Гагарин».14 сентября, в Москве, в госпитале имени Бурденко, на 82-ом году жизни после продолжительной болезни, скончался ветеран космического флота ЧУБУКИН Василий Иванович (Отдел кадров СКИ, «Боровичи», «Космонавт Владислав Волков»).    
http://www.ski-omer.ru/memory/obshii_spisok/ch/?id=439
 
Подполковник Сапранов Валерий Михайлович.
После окончания Воронежского Государственного университета и трёхлетней трудовой деятельности на должности радиоинженера В.М. Сапранов был призван в ряды Вооружённых Сил. С 1968 по 1993 он служил в Командно – измерительном комплексе на должностях от сменного инженера станции Щёлковского НИП до старшего инженера-испытателя в отделе по управлению космическими аппаратами народнохозяйственного назначения ГИЦИУ КС МО. В июне 1968 году был. зачислен в лабораторию лунных самоходных аппаратов отдела Научно-координационной вычислительной части. По результатам тренировок и сдачи экзаменов был включён в состав экипажа КА «Луноход-1» на должность оператора. В период испытаний он внёс значительный вклад в создание принципиально новой профессии оператора дистанционного управления  инопланетным транспортным средством. Им разработаны и применены методики расчётов по получению устойчивого сигнала с движущегося объекта, находящегося на расстоянии более 400 тыс. км от Земли, Кроме того, освоил обязанности водителя лунохода, обеспечивая возможную в необходимых случаях его замену. Имеет 4 авторских свидетельства, соавтор монографии «Автоматическая передвижная лаборатория на Луне». «Почётный радист СССР» и «Заслуженный испытатель космической техники». За непосредственное участие и большой личный вклад в работу по управлению полётом, мягкой посадкой и работой КА «Луноход-1» и «Луноход-2» награждён орденами Почёта и Трудового Красного Знамени. Также награждён медалью «За боевые заслуги» и другими государственными и ведомственными медалями и знаками.   
http://www.cosmosinter.ru/articles/art_toiler/detail.php?ID=2197