После завершения программы исследования Луны луноходами  технологический образец лунохода (т.н. "машина 108А") был доставлен в г. Краснознаменск и экспонировался в музее
ГИЦИУ КС (ныне - ГИКЦ) им. Г.С. Титова:
 
Технологический образец лунохода был предназначен для тренировок членов экипажа на лунодроме на НИП-10 в п. Школьное под Симферополем.
 
1996 год, награждение членов экипажей луноходов в музее Краснознаменска.
 
Машина 108А представляет собой полномасштабный ходовой макет лунохода со штатным шасси, но без панели солнечной батареи, с телевизионными системами, с введённой в систему управления задержкой на несколько секунд, соответствующей времени распространения радиоволн от Земли до Луны и обратно. Управление машиной 108А осуществлялась не по радиоканалу, как в реальных условиях, а по 16-жильному электрокабелю.
 
Машина 108А на лунодроме на тренировках по управлению "Луноходом-1"
 
Три ипостаси ходового макета лунохода: реинкарнации машины 108А были связаны с доработками по усовершенствованию сначала на "Луноходе-2", на фотографиях это заметно по наличию новой фермы с высокорасположенной третьей камерой малокадровой телевизионной системы.
 
Машина 108А на лунодроме на тренировках по управлению "Луноходом-2"
 
... а еще позже макет был доработан и в соответствии с новациями на "Луноходе-3" - две телекамеры на уровне корпуса были перенесены на высокую ферму и расположены в одном блоке.
 
Машина 108А, предназначавшаяся для тренировок по управлению "Луноходом-3", на выставке "Патриот"
Интересная деталь - на приводе ОстроНаправленной Антенны (ОНА) расположен вот такой датчик из солнечных панелек -
он позволял операторам ОНА при тренировках на лунодроме упражняться в установлении направления на Солнце
(контролируя положение по наибольшему току, получаемому с такой солнечной батарейки - поэтому метод пригоден в безоблачную
 или наоборот, в полностью, без просветов, облачную погоду), для применения навыков в дальнейшем
- установлении ОНА в точное положение, соответствующее направлению с Луны на Землю.
 
 
 
 
На фотографии с лунодрома видно, что на эту конструкцию надевался цилиндр для исключения боковых засветок с матовым стеклом внутри, уменьшающим резкие броски тока и уменьшающим его динамический диапазон.
 
 
В музее в Краснознаменске также находится пульт водителя лунохода ДУ-001:
 
 
А вот и та самая ручка управления лунным аватаром.
 
Водитель луноходов Вячеслав Георгиевич Довгань -
начало 70-х (на НИП-10) и спустя 40 лет (в Краснознаменске)
 
 
 
 
 
 
 
 
Теперь подержаться за лунный  джойстик может любой посититель музея.
 
 
Вот надо бы на экране еще подлинные кадры панорам демонстрировать.
В.Г. Довгань: "Направление движения лунохода определялось наклоном рукоятки (штурвала) в одно из шести фиксированных положений. Изменение положения рукоятки было подготовкой к выполнению команды на исполнение, а сама радиокоманда уходила на борт лунохода лишь при нажатии кнопки, находящейся в торце рукоятки. Так, при установке рукоятки «от себя» в первое фиксированное положение («Вперёд-1») – луноход двигался вперёд на первой скорости (0,33 м/с), во второе («2-я скорость») – на второй скорости (0,66 м/c). При установке «на себя» в первое фиксированное положение («Назад») – движение назад на первой скорости. Поворот лунохода как на месте, так и во время движения достигался смещением рукоятки «Налево» или «Направо» из фиксированного положения, в котором она находилась. Для прекращения движения лунохода рукоятку нужно было вернуть из любого положения в нейтральное (исходное) – «Стоп».
 
На горизонтальной панели находились и две кнопки, которые служили только для фиксированного поворота лунохода на месте, – «Поворот 5» и «Поворот 20». Направление поворота зависело от положения рукоятки («Налево» или «Направо»). Также на этой панели располагались кнопки для выдачи команд в режиме движения лунохода в случае неисправности рукоятки. Кроме того, кнопка «9 колесо» предназначалась для выдачи команд «Поднять» и «Опустить» (это колесо) перед движением назад, поворотом на месте или перед началом движения вперёд, а кнопка «Проба грунта» – для определения физико-механических свойств реголита.
 
Стрелочные приборы обеспечивали оценку положения лунохода по крену и дифференту, направление его движения (курс) и пройденный путь.
 
Центральное место на пульте занимало ВКУ. Телевизионный экран водителя был покрыт прозрачной плёнкой, на которой были нарисованы две прямые, сходящиеся у линии горизонта. Они показывали, где пойдут колёса лунохода. Между ними – горизонтальные линии с метками 2, 4, 6, 8 м. До 8–9 м местность просматривалась хорошо, а дальше детали сливались.
 
Сопоставляя выводимое на ВКУ изображение участка поверхности с показаниями приборов, водитель оценивал расстояние до камней, кратеров, расщелин и других препятствий, их форму, размеры и принимал решение о своих дальнейших действиях."
 
В московском мемориальном музее космонавтики есть второй пульт водителя лунохода - на нем видны те самые кнопки для выдачи команд в режиме движения лунохода в случае неисправности рукоятки - они справа от нее
(на пульте в музее Краснознаменка эти кнопки закрыты крышкой).
 
Пульт водителя лунохода ДУ-001 на фоне модели первого "Лунохода"
и водитель луноходов В.Г. Довгань на том же фоне.
Командир экипажа работал за пультом, похожим на водительский, только без рукоятки. В.Г. Довгань: "Пульт командира ДУ-003 обеспечивал восприятие и переработку информации, поступающей с борта лунохода. Командир (как и водитель) имел перед собой приборы, по которым он оценивал положение лунохода по крену и дифференту, направление его движения (курс) и пройденный путь, а по ВКУ опознавал препятствия и определял расстояния до них. На этом основании он принимал решение о дальнейших действиях водителя. Кнопкой «Стоп» командир мог в любой момент прекратить движение лунохода."
 
 
В.Г. Довгань: "По особой программе проходили подготовку операторы ОНА. Ведь от точности их действий зависело качество изображения «лунной» поверхности на телеэкране.
 
Оптимальное положение антенны обеспечивалось выдачей на борт лунохода команд с пульта ДУ-002 оператора ОНА: «Поворот 7,5», «Поворот 15», «Поворот 180», «Направо», «Налево», «Вверх», «Вниз» и «Стоп».
 
На этом пульте также было ВКУ, индикаторы уровня поля и система отображения углов поворота антенны."
 
 
 
 
 
Два прибора сверху -  самопишущие потенциометры типа ПС1-02 для документирования (токопотребления?)
 
 
Пульт оператора ОНА представлен только в Музее космонавтики и ракетной техники в Иоанновском равелине Петропавловской крепости, Санк-Петербург.
 
 
 
 
Пульт командира в экспозициях отсутствует.
 
 
В.Г. Довгань: "Моделирование процесса перемещения лунохода показало, что нельзя исключить случаи, когда при определённых углах крена и дифферента, поворотах на месте и в движении антенна может «потерять» Землю, и радиоканал борт–Земля на какое-то время может прерваться. Для обеспечения бесперебойной радиосвязи с луноходом был введён оператор по наведению остронаправленной антенны (ОНА). В его обязанности входило выдавать радиокоманды в соответствии с динамикой движения лунохода для корректировки пространственного положения антенны – строго на Землю.
 
На пульты водителя, оператора ОНА и командира выводилась чёрно-белая фотография («картинка»), которая «стояла» на экране ВКУ в зависимости от выбранного режима, 3,2;  5,7;  10,9  или  21,1 с.
 
Если луноход двигался, то за время такой задержки он мог пройти на первой скорости (0,33 м/с) расстояние от 2,3 до 8,3 м. Вот почему водитель обязан был доложить командиру (этот доклад слышали и все члены экипажа) информацию о появившихся препятствиях на трассе и предложить решение о выборе дальнейшего маршрута.
 
Приблизительно через 2 с борт лунохода принимал радиокоманду, о чём (ещё приблизительно через 2 с) поступала «квитанция» на пульты водителя, оператора ОНА и командира о принятии бортом и исполнении выданной радиокоманды.
 
Приобретённые навыки управления позволили водителям оперативно оценивать обстановку в секторе на расстоянии 3–9 м и принимать решение при задержке более 7 с."
 
 
 
Оценка состояния всех систем лунохода в режиме реального времени была поручена оператору-бортинженеру.
 
 
 
 
 
 
Пульт бортинженера также представлен только в Музее космонавтики и ракетной техники им. Глушко в Санкт-Петербурге.
 
 
 
 
 
На поверочных клеймах приборов виден год - 1978.
Видимо, тогда
еще была жива надежда, что третий луноход будет доставлен на Луну...
 
 
 
 
На этих фотографиях есть пульт, похожий на пульт командира, но без приборов на левой стойне, где есть только часы.
 
 
 
 
Позывные членов экипаже в системе внутреннгй связи:
 командир - «103»,
 водитель - «101»,
 оператор ОНА - «102»,
 бортинженер - «105» и
 штурман - «104».
Что касается собственно луноходов, то подлинный "Луноход-3", не полетевший на Луну в 1977 году, экспонируется на подлинной посадочной ступени АМС (которая могла бы стать "Луной-25") в музее НПО им. Лавочкина.
 
 
 
 
Существуют также полноразмерные модели "Лунохода-1" и "Лунохода-2", собранных в НПО им. Лавочкина и демонстрируемых на различных выставках.
 
Модель "Лунохода-2" в Государственном музее истории космонавтики имени Циолковского в Калуге.
 
Эта модель "Лунохода-1" - самая путешествующая модель луноходов, вот она на праздновании 60-тилетия космической эры в ГДО Краснознаменска (на втором этаже которого расположен и музей с настоящим пультом водителя настоящего лунохода). Подобную модель вы видели выше на фото из московского мемориального музея космонавтики.
 
 
 
 
 
На этой фотографии видно, что в НПО им. Лавочкина делают не только модели луноходов, но и модели их пультов управления, а также еще много интересного для своего музея.... 
 
Блогеры в музее НПО им. Лавочкина 27.11.2013 г. :