Первооткрыватели космоса
 
12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля. Ровно 108 минут длился этот самый первый полёт в околоземном космическом пространстве. Уже спустя год согласно указу Президиума Верховного Совета данная дата стала отмечаться как День космонавтики. В Украине 12 апреля отмечают двойной праздник, помимо Дня космонавтики, это еще и День работников ракетно-космической отрасли Украины — национальный профессиональный праздник, всех служащих и работников РКОУ.
 
Для Симферопольского района День космонавтики — не просто рядовая дата, есть среди жителей района и те, кто имеют непосредственное отношение к космической отрасли. Ведь это именно из нашего поселка Школьное управлялись все полеты космических аппаратов, запускаемых в военных целях, отсюда прошел первый сеанс космической связи со спутником и именно специалисты из Школьного первыми получили снимки с поверхности Луны и Венеры. Каждый год, 12 апреля все ветераны военно-космических сил СССР собираются в Гагаринском парке в Симферополе, чтобы встретиться, еще раз вспомнить прошлое и свою такую важную и интересную работу, связанную с космосом.
 
Гарнизон военно-космических сил СССР, а затем Украины, в котором дислоцировалось несколько воинских частей существовал в поселке Школьное вплоть до 1998 года. А начиналось здесь все еще даже до полета Гагарина, в далеком 1957 году, в этом году на месте будущего поселка был построен комплекс зданий и сооружений космической инфраструктуры под названием «Наземный измерительный пункт № 10» (НИП-10).
 
НИП-10 был важным звеном в развитии освоения космического пространства на территории СССР. Уже 4 октября 1957 года именно отсюда личным составом в / ч 14109 был проведён первый сеанс космической связи с первым в мире искусственным спутником Земли. Были здесь и интерферометрические установки по перехвату сигналов с американских ИСЗ и определению параметров их орбит, в том числе станция «Висла».
 
Работали в Школьном над освоением лунного пространства — по программе «Луна» и «Луноход»: здесь было принято первое изображение с поверхности Луны, переданные КА «Луна-9», был в поселке и единственный на территории СССР лунодром, на котором испытывался экземпляр № 1 шасси «Лунохода» и тренировались его экипажи и центр управления «Луноходами».
 
Из Школьного велось управление полётами космических аппаратов серии «Венера» и «Марс». Здесь были приняты первые изображения поверхности Венеры с КА «Венера-13». Именно из Центра управления полетами Школьного осуществлялось управление пилотируемыми космическими кораблями и станциями, в том числе «Союз — Аполлон».
 
Также на территории Школьного дислоцировались другие воинские части: в / ч 01084, в которой велась подготовка младших специалистов, и в / ч 52778, которая вела работы по космическому аппарату многоразового использования «Буран».
 
«В 1961 году я закончил академию связи. Нас отобрали с курса нескольких человек, сначала не говорили чем станем заниматься, все находилось в обстановке строжайшей секретности. — вспоминает ветеран ракетно-космических войск Евгений Тертычко, — Сначала работал начальником отделения по телеметрии, а потом был заместителем командира по наземно-космической связи. Мы измеряли орбиту всех орбитальных станций и передавали данные в Москву. Работать было очень интересно, хотя и тяжело, практически круглые сутки находились на посту, но тогда ведь все были молодые и делали лишь первые шаги в освоении космоса. Больше всего запомнился мне выход в открытый космос Алексея Леонова и конечно же, обслуживание и подготовка полетов «Союз — Аполлон», ведь именно за них я был награжден Орденом Красной Звезды. И мне жаль, что сегодня вся эта мощная система разрушена».
 
Много известных и именитых гостей в свое время посещали Школьное. Были здесь президент АН СССР М. В. Келдыш, академик С. П. Королёв, член-корреспондент Г. Н. Бабакин, и многие другие ведущие инженеры и конструкторы.
 
Из Школьного 11 августа 1962 года Председатель Совета Министров СССР Никита Хрущёв с территории НИП-10 вёл радиотелефонный разговор с космонавтами А. Николаевым и П. Поповичем, которые находились на борту космических кораблей Восток-3 и Восток-4. Побывали в поселке и настоящие космонавты — Герман Титов и сам Юрий Гарин.
 
От былой космической славы, к сожалению, сейчас мало что осталось. Гарнизон со всеми воинскими частями был расформирован в 1998 году, на территории части осталась антенна ТНА-400 по приёму сигналов в радиодиапазоне с диаметром фокусирующей тарелки32 метраи рядом зданий, некоторые из которых были в последствии разрушены. Но есть еще люди, не стареющие душой ветераны ракетно-космических войск, которые помнят и бережно хранят в своей памяти бесценные воспоминания о днях покорения космоса и надеются на то, что Украина в будущем еще сможет стать космической державой и снова отправлять своих посланников в бескрайние просторы Вселенной.
 
Первоисточник: Елена Андрющенко, www.seltru.crimea.ua, 2011 г.
Последние «лунатики» поселка Школьное
 
Сорок лет назад в Советском Союзе была подписана Лунная программа. Начиналась она в Крыму
 
Лунодром находится за двумя рядами колючей проволоки. Туда не пускают, но можно найти подходящую дыру, вспомнить школьные годы с курсом начальной военной подготовки — и ступить на «лунную» землю. Ну ладно если б лазили сюда только мальчишки — хотя, однажды преодолев «колючку», они вторично не пытаются за нее проникнуть.
 
Действительно — на что смотреть-то? Кусок степи с образчиками на редкость колючей флоры, развалины, ямы… Разве что тарелка огромной антенны-«четырехсотки» (радиус покрытия четыреста метров) внушает почтение. Тарелка нерабочая, ободранная и заброшенная.
 
Как-то Равиль Асанов, преподающий теперь в местной школе историю и военное дело, преодолел «колючку» вместе с учениками — собирался рассказать о временах, когда здесь трудились над программой «Луноход», показать место, построенное для испытаний модели аппарата. Отставного подполковника вместе с мальчишками охранник решительно попросил «на выход».
 
Американские шпионы
 
В поселке Школьное Симферопольского района немного осталось людей, служивших в войсковой части 14109 — отдельном научно-измерительном пункте №10. Космос Советского Союза не был мирным — почти все программы находились под контролем военных. Охраняли объекты Школьного по высшему разряду секретности. Равиль Андреевич вспоминает: отправляясь набирать новобранцев, командиры увозили с собой длинные списки не подлежащих набору в «космические» войска. Новобранец не должен был быть: евреем, поляком, немцем, китайцем, корейцем, чеченцем, ингушом — перечень включал в себя представителей самых разных народов. Зато непременно — комсомольцем, желательно со средним образованием.
 
Никто не помнит, чтобы за всю историю части здесь ловили шпионов, от которых так бдительно охраняли «секретные места». Но в том, что таковые были, сомнений у участников лунных проектов нет. И вот почему. 3 августа 1964 года Советский Союз подписал программу изучения Луны. Тогда решено было доставить на поверхность спутника Земли специальный аппарат.
Но предварительно нужно было его испытать. И в поселке Школьное начали строить лунодром. На небольшой участок завезли ракушечник, соорудили холмики, вырыли и выложили камнем впадины — «лунные кратеры». В ангаре уже стоял макет вездехода-лунника — на нем два экипажа из офицеров отрабатывали навыки управления. И чуть ли не сразу после начала испытаний фотография макета лунохода, за которым гуськом бежали солдатики… появилась в одном из американских журналов. Выяснить удалось только то, что снимок сделан из окна здания, стоящего недалеко от лунодрома. А если вспомнить, что в конце шестидесятых вряд ли можно было отснять объект на таком расстоянии обычной аппаратурой, приходится признать: шпион таки был.
 
Кстати, солдатики за луноходом бегали не ради собственного удовольствия. По Луне аппарат должен был передвигаться, питаясь от солнечных батарей. Но чтобы не тратить такую дорогостоящую энергию на испытания, решили: пусть макет «побегает» на электричестве. А кабель за ним приходилось таскать рядовым. Впрочем, набегавшись, они «отрывались» в обеденный перерыв, когда рядом не было начальства. Молодые ребята принимались… кататься на луноходе.
Аппарат, над которым работали лучшие конструкторы Союза, выглядел скромно: приборный отсек и восьмиколесное шасси. «Каждое колесо ведущее, в ступице — электродвигатель, — объясняет работавший на командной радиолинии Леонид Кошелев. — Теоретически не было рельефа, по которому не мог бы пройти луноход».
 
Два советских лунохода в 1970 и 1973 годах проехали по поверхности спутника нашей планеты 46740 метров. Каждое движение и каждый маневр были сотни раз выверены и отработаны здесь, на земле, в Школьном.
 
Гипертония — у всех
 
Тех, кто непосредственно участвовал в лунных проектах, здесь ласково называли «лунатиками» — не только намекая на работу. Трудиться им приходилось ночью и рано утром — пока в небе была видна Луна. Только двое из них остались сейчас в Школьном. Еще несколько ветеранов Школьного, служивших в части 14109, работали на радиолиниях, антенных станциях, носивших неожиданно красивые имена — «Коралл», «Подснежник»… Все они теперь — гипертоники, сердечники. «Неполадки со здоровьем мы относили на счет работы, тогда еще не было данных о влиянии СВЧ на организм. А приходилось трудиться и днем и ночью, без выходных, — рассказывает Георгий Правдин, бывший начальник станции антенных систем. — Смена — 10 — 12 витков в сутки. Виток — это полтора часа работы на станции. Отлучиться никуда нельзя. Обед нам знаете как подавали? Спустим мы веревку — к ней привязывают котелок. А в туалет если надо, а отлучиться нельзя? Выкручивались…»
 
Но какой бы тяжелой ни была их работа, все «лунатики» признавали: экипажам лунохода приходилось еще труднее.
Вы улыбнетесь, если я скажу, что все эти бывшие военные нет-нет да заглядывают на лунодром — тем же путем, что и мальчишки? Это очень тяжело — смотреть на развалины и вспоминать, что здесь было. Но у них есть общая мечта — сделать когда-нибудь здесь музей. Даже не сделать — восстановить. Может быть, у подножия той самой огромной антенны. Уже довольно долго рассматривается вопрос о возвращении этого участка земли поссовету. Последние «лунатики» Школьного надеются, что так и случится. Тогда в музее займут достойное место все фотографии и даже «лунные» байки.
 
«Лунные» байки
 
«Нет, почему байки? Вполне правдоподобная история, у меня даже фотография имеется!» — говорит Борис Сопрыкин. Это он о том, как 8 марта экипаж, управлявший настоящим уже луноходом, решил поздравить женщин с праздником — выписать «8 Марта» на поверхности Луны. Примерно стометровую восьмерку сделали, а на слово энергии не хватило. Зато начальство на «поздравления» не поскупилось — влетело не только тем, кто отмечал женский праздник, но и тем, кто об этом знал.
 
Владимир Пилипенко, начальник 76 станции, вспомнил, как группа управления луноходом прозевала лунное затмение. Оно как раз выпало на 10 февраля 1971 года, когда «Луноход-1» работал в Море Дождей. Связь с центром управления прервалась, и несколько минут там царила настоящая паника. Что случилось, почему вдруг экран стал темным и аппарат не реагирует на сигналы? Вдруг кто-то догадался: затмение, Земля закрыла Солнце, батареи не получают питания. Тогда луноход пережил нешуточное испытание: температура за час упала от плюс ста до минус ста. Конструкторы предусмотрели предохранение лунохода от мороза во время лунной ночи, но машина должна была заранее закрыть солнечную батарею, укрыться термоизоляцией. А лунное затмение застало врасплох. Три часа простоял «неутепленный» аппарат с открытой солнечной батареей на поверхности. Только когда солнечные лучи осветили Луну, можно было узнать, как он это перенес. Оказалось — хорошо. Поломок и повреждений не было. Зато в газетах эту историю подали как «смелый эксперимент», испытание лунохода на прочность. Действительно, не расписываться же в таком недочете…
 
В Школьном за двумя рядами колючей проволоки находится кусочек истории. Не российской, не украинской — общей. Право на существование которой отстаивают отставные офицеры части 14109. И почему-то в этом месте неубедительно звучат слова о большом космическом будущем страны.
 
 
 Наталья Якимова, “Первая крымская” Информационно-аналитическая газета, 2004 г.
Заповедник космической эры
 
Осколок оборонного военно-космического щита бывшего СССР под Симферополем превратится в музей эпохи покорения космоса. История секретного объекта Научно-исследовательского пункта (НИП) №10 началась в далеком 1957 году. Тогда в космос стартовал первый искусственный спутник земли. С этого момента части и подразделения военно-космических сил СССР вписали немало славных страниц в эпоху покорения космического пространства.
 
Уровень секретности объекта был, что называется, на запредельной высоте. Во-первых, поселок нельзя было найти ни на одной топографической карте. Во-вторых, письма сюда шли только на один безликий адрес – Симферополь-28. При этом ветераны вспоминали, что им приходилось спать на соломе и работать на уникальном и чуть ли не самом дорогостоящем оборудовании в мире. И это не оттого, что страна была бедная, а наверное потому, что какой-то снабженец чего-то недоглядел, сказал один из них.
 
Уникальна в своем роде площадка, на которой испытывали первый в мире луноход. Создавалась она на основе снимков лунной поверхности из местного ракушечника. А в обеденный перерыв солдаты любили кататься верхом на лунном «коне». Такая картинка осталась в памяти старожилов да на черно-белых фотографиях того времени. Теперь лунодром порос травой и кустарником.
 
Именно отсюда, из Школьного, в начале 60-х годов 20 века тогдашний реформатор эпохи СССР, глава ЦК КПСС Никита Хрущев провел первый в мире радиосеанс связи главы государства с космонавтами на орбите, чем шокировал весь мир. Именно здесь бывали такие известные люди, как первый космонавт СССР Юрий Гагарин, конструктор ракетно-космических систем академик Мстислав Келдыш и многие другие. Здесь же велись работы по первому советскому космическому челноку многоразового использования «Буран». К слову, благодаря этой работе Симферопольский аэропорт получил возможность принимать тяжелые самолеты. Отсюда осуществлялось управление первым украинским спутником «Сич-1».
 
Чем же еще примечателен был комплекс в Школьном? С помощью его антенн осуществлялось слежение и управление аппаратами в дальнем и ближнем космосе, прием данных с разведспутников. Одна из антенн, ТНА-400, до сих пор сиротливо вглядывается в небо и словно ждет, что ей вернут вторую жизнь. Но, увы, многотонная старушка вышла на пенсию. И хотя, по словам бывших военных, она еще вполне пригодна для использования, похоже, антенне осталось претендовать разве что на роль музейного экспоната, рядом с которым явно не прочь были бы фотографироваться любопытные туристы.
 
За аренду космодрома Байконур Россия ежегодно платит Казахстану около 45 миллионов долларов год. При этом сотрудничеством довольны обе стороны: бюджет Казахстана и военно-космическая отрасль России. В Украине дело обстоит несколько по-иному. После развала СССР Россия и даже Англия и США предлагали взять на себя обязательств по финансированию комплекса в Школьном. Однако чиновники космических ведомств Украины решили проблему вполне по-земному: нет комплекса – нет проблемы.
 
В хорошие времена на комплексе работали более 100 офицеров. Фактически с 1991 по 1995 год многих обрекли на роль охранников ценного имущества. При этом ветераны с горечью говорят, что действия, именуемые на специфическом военном языке плановым демонтажом и консервацией, по их мнению, скорее напоминали бегство вражеской армии, вывозящей остатки военного имущества.
 
Около пяти лет назад автору этих строк довелось бывать в Школьном. Тогда невольно пришла в голову мысль: в 21 веке космос станет отраслью экономики, которая будет определять положение той или иной страны в мире. А что же останется нашему обществу? Неужели только музей под звездным небом да воспоминания тех, кто еще будет помнить, что в космосе мы когда-то были первыми? Спустя годы здесь мало что изменилось, лишь усилилось чувство запустения. И сейчас в Школьном планируется создание музея-заповедника космической эпохи. Инициаторы, ветераны и местные власти, надеются на помощь и поддержку всех, кому это не безразлично. И неважно, в какой форме придет помощь: то ли кто из бизнесменов тряхнет мошной, то ли просто принесут экспонат того времени. Привередничать не будут. Поселку хорошо: все ж доход от туризма – и людям радостно. Но главное – чтобы помнили!
 
Алексей Ермолин,  "From-UA Новости Украины", 2007 г.
 
Комментарии
 
 - Грустнаяч история любимого городка=(((. вернуть бы время когда космическая часть работала. Дос их пор пор здесь живу, и искрене радуюсь когда вспоминают про городок и пишут подобные статьи. спасибо
 
 - Как жаль, что сейчас наш поселок неуклонно превращается в забытую Богом и властями глубинку. Именно отсюда управляли знаменитыми "лунниками".Уменьшенная модель лунохода проходила испытания на полигоне в Школьном, где был в точности воспроизведен ландшафт загадочного спутника нашей планеты...
 
 - Я проходил службу в п. Школьном с 1969 по 1999г, от второго командира Бугаева Н.И. до последнего. Солому не помню (видимо писал охотник) а вот шинелка помогала. Мы делали свое дело и обидно, что в то время никто не знал о ВКС.
 
 - В 1983 году было принято решение создать музей части 14109 в п. Школьное. Общее руководство осуществлял нач.ПО п/п-к Девержиев С.Е. Я, ст.лейтенант Ермолаев В.Ю., в то время инженер 12 отдела, был приглашен в качестве нештатного начальника музея. Под моим началом находилось около десятка умельцев, бойцов собранных со свей части, и два прапорщика. Помещение выделили рядом с антенной ТНА-400. В здании имелось 3 больших зала. Вход представлял коридор, потолок которого был сделал из конусообразных выступов, покрытых темно-синей краской с изготовленными из 10 мм аллюминевой проволоки знаков зодиака со светящимися лампами в качестве звезд.
 
Экспозиция первого зала была посвящена истории Советсткой Армии. Это отображалось на съемных щитах, расположенных по всему периметру зала в три ряда. Было изготовлено две небольших панорамки: "Подвиг А. Матросова" и "Оборона Брестской крепости".
 
Второй зал был посвящен истории отечественной космонавтики. По периметру шли репродукции 2х1 метра с полотен Леонова и Соколова. Был запланирован объемный стенд "Выход человека в космос". В распоряжении имелись уникальные экспонаты, фотодокументы, посвященные этой тематике.
 
Третий зал планировался для экспозиции непосредственно части. Макет части с движущимися моделями косм.кораблей. Работа была творческая, было много энтузиазма. Уволился я, как двухгодичник, в декабре 1984 года, Девержиева еще раньше перевели в Центр. Не знаю завершилась ли работа по созданию музея, но итог в результате один. Уничтожение. Очень жаль. Три года назад посетил Школьное. Слезы. Всем сослуживцам привет. Владимир Ермолаев.
Открыт закрытый прежде городок.
 
Но никому он не нужен. А прежде отсюда управляли спутниками и "луноходами".
 
История нашей воинской части 14109, имевшей еще наименование ОНИП-10 (отдельный научно-измерительный пункт), располагавшейся в 18 км от Симферополя в поселке Школьное, наверное, будет интересна читателям газеты. Во время существования части работы не предавались огласке, городок был закрытым. В настоящее время можно рассказать об этом, тем более что в некоторых средствах массовой информации подавались искаженные сведения о том, что  "Луноходами" управляли из-под Евпатории. На самом деле единственный пункт из двух десятков,существовавших в Союзе, который работал по "Луноходам", был наш ОНИП-10. Репортажи с лунной поверхности велись только нашим пунктом.
 
После принятия личным составом украинской присяги в 1991 году, часть была  немедленно выведена из контура управления космическими аппаратами и работала несколькими станциями по космическому аппарату украинского производства. В настоящее время все станции демонтированы, сданы в металлолом, технические здания разбираются.
 
На проблемы, возникшие при передаче поселка на баланс местных Советов, я через "Крымскую правду" в заметке "Прощай космос?" пытался обратить внимание властей.
 
Поселок Национальным космическим агентством Украины практически брошен в аварийном состоянии. 400 человек остались в квартирах, которые требуют капитального ремонта. В течение почти шести лет отсутствует отопление, газ, телефонная связь.
 
Как это было
 
В середине 50-х годов постановлением Совета Министров СССР для обеспечения работ по исследованию космического пространства в интересах повышения обороноспособности страны и развития народного хозяйства было принято решение о создании командно-измерительного комплекса (КИК). На основании решения Президиума Верховного Совета СССР и советского правительства началось формирование частей командно-измерительного комплекса, и среди них - в/ч 14109.
 
11 июня 1957 года приказом МО СССР первым командиром в/ч 14109 был назначен инженер-подполковник М. Николаенко. Значительный вклад в дело становления части и  развития ее инфраструктуры внес командир части полковник-инженер Н. Бугаев. В последующие годы частью командовали полковники А. Ясинский, А. Филиппов, В. Соловьев, С. Малевинский.
 
4 октября 1957 г. в Советском Союзе был осуществлен успешный запуск первого в мире искусственного спутника Земли, положившего начало новой космической эры, а вместе с ней и истории нашей части. В соответствии с приказом министра обороны СССР день 4 октября стал Днем командно-измерительного комплекса и всех входящих в него научно-измерительных пунктов.
 
18 января 1958 года приказом по в/ч 14109 личный состав был допущен к самостоятельным испытаниям измерительных  средств и подготовке станции к боевой работе.
 
15 мая 1958 года на орбиту был выведен третий советский искусственный спутник Земли, в управлении полетом которого личный состав части впервые участвовал самостоятельно. Офицеры, сержанты и солдаты успешно справились с этой задачей. За отличное выполнение спецработ группа  военнослужащих части была занесена на Доску Почета, среди них был и сержант В. Удоденко. В настоящее время ветеран части прапорщик в отставке В. Удоденко проживает в Школьном.
 
В 60-е годы на базе в/ч 14109 было сформировано подразделение по подготовке младших специалистов для КИК страны, которое возглавил подполковник Ф. Власов. В 1971 г. подразделение преобразовано в школу младших специалистов (в/ч 01084, командир - М. Калинкин).
 
4 октября 1959 года автоматическая межпланетная станция "Луна-3" произвела фотосъемку обратной стороны Луны. За успешное осуществление программы и умелую организацию связи с межпланетной станцией "Луна-3", принятие снимков обратной стороны Луны, заместитель командира части инженер-майор Г. Сыцко был удостоен Ленинской премии.
 
Человек в космосе!
 
Огромным событием в истории части была подготовка к осуществлению связи с первым кораблем-спутником с человеком на борту. 12 апреля 1961 года исторический полет Юрия Гагарина на корабле "Восток-1" открыл человечеству дорогу в Космос. За отличные действия в обеспечении этого полета, проявленную инициативу при выполнении боевой задачи, 62 военнослужащих нашей части были поощрены.
 
11 августа 1963 года нашу часть посетил и вел радиотелефонные переговоры с  находившимися на борту космических кораблей "Восток-3" и "Восток-4" космонавтами А. Николаевым и П. Поповичем первый секретарь ЦК КПСС, председатель СМ СССР Н. Хрущев. Часть неоднократно посещали президент Академии наук СССР М. Келдыш и генеральный конструктор ракетно-космических систем академик С. Королев, космонавты Ю. Гагарин, Г. Титов и другие.
 
Знаменательным событием  и незабываемым  днем в истории частистало 28 января 1965 года, когда в торжественной обстановке начальник ЦУКОС генерал-майор А. Карась вручил войсковой части 14109 Боевое Знамя.
 
30 октября 1967 года при непосредственном участии специалистов в/ч14109 впервые в мире осуществлена автоматическая стыковка космических аппаратов "Космос-186" и "Космос-188".
 
"Луна" на территории части
 
В конце 60-х - начале 70-х годов личный состав части принимал непосредственно участие в подготовке и проведении работ по программе "Луноход-1" и "Луноход-2". Следует особо подчеркнуть, что управление движением аппаратов по лунной поверхности и обработка поступающей информации осуществлялись специалистами в/ч 14109. На этапе подготовки к работам по программе "Луноход", с целью отработки навыков управления движением макета вездехода-лунника, на территории части был сооружен "лунодром", а из состава офицеров части сформированы два экипажа. Под их  управлением "Луноходы" проехали по Луне 46740 метров ("Луноход-1" с 17 ноября 1970 г. по 4 октября 1971 г. - 10540 м, а "Луноход-2" с 16 января по 8 мая 1973 г. - 36200 м).
 
За успешное освоение программы "Луноход" командиру части полковнику А. Ясинскому присуждена Государственная премия СССР, а личному составу части за образцовое  выполнение задач по управлению, высокую боевую выучку, организованность и дисциплину объявлена благодарность ЦК КПСС, Верховного Совета и Совета Министров СССР.
 
В 1975 году за достигнутые высокие показатели в боевой и политической подготовке, успешное выполнение взятых социалистических обязательств и высокую боевую готовность приказом Главкома Ракетных войск часть награждена Переходящим Красным Знаменем Ракетных войск "Лучшей части - победителю в социалистическом соревновании". Этой высокой награды часть удостаивалась также в 1976 и 1977 гг. В 1978 году Переходящее Красное Знамя ВС Ракетных войск оставлено в части на вечное хранение за достижение наивысших показателей в течение трех лет подряд, а войсковая часть 14109 занесена в Книгу Почета Военного Совета Ракетных войск и награждена Почетной грамотой.
 
За время существования ОНИП-10 личный состав части принимал участие в работах по более чем 2000 космических аппаратов различного назначения,обеспечивал работы по исследованию Луны, Венеры, Марса.
 
Заслуги личного состава нашей части и всех частей КИКа в деле освоения космического пространства, укрепления обороноспособности страны, достигнутые высокие показатели в боевой и политической подготовке высоко оценены. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 августа 1977 года КИК награжден орденом Трудового Красного Знамени, а 10  декабря 1982 года - Орденом Октябрьской революции.
 
Родина высоко оценила ратный труд специалистов командно-измерительного комплекса. Более 1400 человек награждены орденами и медалями. 29 человек удостоены высоких званий лауреатов Ленинской и Государственной премий.
 
К глубокому сожалению, в связи с развалом Советского Союза, созданием независимого государства Украина и отсутствием интересов и возможностей Украины в области исследования космоса, несмотря на богатые традиции и опыт работы в составе КИКа Союза ССР, личный состав и уникальная техника ОНИП-10 не были востребованы и воинская часть 14109 прекратила свое существование.
 
Л. Кошелев, ветеран воинской части. "Крымская правда", 2003 г..
 
Мы «видели», как американцы садились на Луну...
 
Предлагаемая читателям статья участника событий 30-летней давности Е.П. Молотова проливает свет на неизвестные страницы «лунной гонки» и окончательно закрывает нелепый вопрос «Были ли американцы на Луне?»
 
Прошло более 30 лет с того времени, как была развернута самая дорогостоящая гонка между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки за первенство в высадке человека на Луне. Кто выиграл эту гонку престижа – известно. Много событий произошло за это время...
 
Сам процесс соревнования многократно описывался как американской, так и российской стороной. Нам представляется интересным рассказать об одном из его ранее не освещавшихся эпизодов.
 
Программы подготовки высадки человека на Луну в СССР (облет УР-500 – Л-1, посадка Н-1 – Л-3) и в США («Аполлон») велись параллельно, и первенство имело весомое политическое значение. Советское руководство уделяло большое внимание состоянию дел с реализацией лунной программы как в Советском Союзе, так и в Америке. Для объективного контроля за выполнением американской программы секретарь ЦК КПСС Д.Ф.Устинов, курировавший оборонную промышленность страны, в конце 1967 г. дал поручение главному конструктору РНИИ КП (в то время НИИ-885) М.С.Рязанскому разработать специальный контрольный радиотехнический комплекс, с помощью которого можно было бы принимать сигналы с американских космических кораблей программы «Аполлон», совершавших облет Луны и посадку на ее поверхность.
 
М.С. Рязанский в то время отвечал за создание бортовых и наземных радиотехнических средств управления космическими кораблями советской лунной программы. Под его руководством для управления советскими пилотируемыми и автоматическими космическими кораблями для исследования Луны был создан Наземный комплекс управления, включавший в себя два центра управления полетом, шесть наземных и три корабельных пункта управления, оснащенных соответствующими станциями слежения и расположенных на территории Советского Союза и в определенных точках Мирового океана. Однако эти средства не могли быть использованы для приема информации с кораблей «Аполлон», так как они работали в другом частотном диапазоне с сигналами, имеющими другую структуру. Поэтому необходимо было создать специальный контрольный комплекс, способный обеспечить прием данных с «Аполлонов». Предполагалось принимать с американских космических кораблей не только телефонную (голосовую) и телеметрическую, но и телевизионную информацию.
 
Было решено включить в контрольный комплекс антенну ТНА-400 с диаметром зеркала 32 м, которая размещалась в Крыму, вблизи г.Симферополя (рис. 1). Она же позднее использовалась в качестве приемной антенны радиотехнического комплекса «Сатурн-МС», обеспечивавшего управление советскими автоматическими космическими аппаратами для исследования Луны: «Луноходами», аппаратами для доставки лунного грунта на Землю, а также лунными спутниками.
 
Для работы в составе контрольного комплекса антенна ТНА-400 была оснащена малошумящим приемным устройством, работавшим в диапазоне 13 см (диапазон S, в котором работали передатчики лунных модулей программы «Аполлон»). Кроме того, в состав комплекса вошли: демодулятор передаваемого на несущей частоте группового сигнала и сигналов, передаваемых на поднесущих частотах, аппаратура выделения голосовой, телеметрической и телевизионной информации, а также аппаратура отображения и управления комплексом (рис. 2).
 
Контрольный комплекс, созданный в короткие сроки РНИИ КП в кооперации с несколькими промышленными предприятиями, был готов к приему сигналов с космических кораблей программы «Аполлон» в ноябре 1968 г.
 
Для того чтобы отслеживать корабли при их полете по орбитам вокруг Луны и при посадке на ее поверхность, необходимо было иметь баллистические данные этих орбит для расчета целеуказаний антенне. Однако такие сведения американцами не публиковались. Поэтому данные по орбитам полета вычислялись баллистиками на основе времени старта и прибытия к Луне кораблей «Аполлон», которые сообщали по американскому радио. По этим данным рассчитывались целеуказания для наведения антенны, которые уточнялись по принимаемым контрольным комплексом сигналам с лунных кораблей.
 
Такой подход к расчету целеуказаний позволил достаточно надежно принимать сигналы с «Аполлонов». Задача поиска сигналов облегчалась тем, что диаграмма направленности антенны покрывала практически половину диска Луны.
 
Слежение велось за космическими кораблями экспедиций «Аполлон-8», «Аполлон-10», «Аполлон-11» и «Аполлон-12» с декабря 1968 г. по ноябрь 1969 г. Со всех этих кораблей принимались с хорошим качеством телефонные переговоры астронавтов с Землей и телеметрическая информация о состоянии бортовых систем. Принимаемый телевизионный сигнал имел низкое качество из-за недостаточного уровня энергетического потенциала радиолинии на базе 32-метровой антенны.
 
Следует отметить, что американская сеть слежения и управления обеспечивала практически круглосуточную связь с космическими кораблями «Аполлон», в то время как советский контрольный комплекс мог принимать сигналы только в той части своей зоны видимости, которая по времени совпадала с зоной видимости Мадридской станции слежения.
 
Лунная экспедиция под руководством Ф.Бормана на космическом корабле «Аполлон-8» в декабре 1968 г. осуществила первый пилотируемый полет к Луне, сделала 10 витков вокруг нее и, возвратившись на Землю со второй космической скоростью, произвела мягкую посадку в океане.
 
Этот полет послужил основанием для остановки работ по первому этапу советской программы Л-1, хотя вся техника и экипажи к пилотируемому облету Луны к тому времени были готовы.
 
Полет экипажа «Аполлон-11» с выходом на поверхность Луны 20 июля 1969 г. Н.Армстронга и Э.Олдрина окончательно остановил соревнование по высадке человека на Луну.
 
На рис. 3 представлены фотографии спектров сигналов, принятых контрольной станцией с космических кораблей «Аполлон», сделанные с экрана видеоконтрольного устройства.
 
На рис. 4 показано изображение восхода Земли над лунным горизонтом, принятое по телевизионному каналу с одного из кораблей «Аполлон».
 
Как известно, после этого Советский Союз направил свои усилия на исследование Луны автоматическими космическими аппаратами, в результате чего были получены впечатляющие результаты.
 
В заключение отметим, что сведения о создании и функционировании советского специального контрольного радиотехнического комплекса ранее не публиковались.
 
Рис.1. Антенна ТНА-400
 
Рис. 2. Структурная схема
контрольного комплекса
 
Рис. 3. Спектры сигналов, принятых с космических кораблей «Аполлон»
 
Рис. 4. Изображение Земли,
принятое по телевизионному
каналу с одного из «Аполлонов»
 
Е.Молотов, «Новости космонавтики», 2005 г.
"Школьники" на Луне
 
 
Два ряда "колючки" с сотнями разноцветных полиэтиленовых пакетов - это самый настоящий космический мусор. То, что за забором - тоже выброшено на свалку. Когда-то здесь был сверхсекретный военно-научный центр, теперь - большая свалка. Это поселок Школьное, в Симферопольском районе Крыма. Украине космонавты оказались не нужны, как и две с небольшим тысячи оставшихся в поселке жителей.
 
Поселок Школьное - очередной "город-призрак" на моем пути. Сколько же их всего, вроде бы еще живых, но уже мертвых? Думается мне, этот - не последний, о которых я буду писать. Десяток жилых девятиэтажек, еще столько же двух- и пяти, половина выселена. Школьному всего 54 года, но для него это очень глубокая старость.
 
 
Через несколько дней исполнится полвека первому полету человека в космос. Школьное сыграло свою роль в возможности этого полета, и в развитии космонавтики нашей страны в целом. В 1957 году здесь, в крымской степи, был построен комплекс зданий космической инфраструктуры и развернуто несколько воинских частей. "Почтовый ящик" под именем "Симферополь-28" был одним из десятка закрытых городов, попасть сюда было почти невозможно. Научный центр получил нзвание Наземный измерительный центр №10, НИП-10, как его ласково зовут старожилы.
 
 
Школьное знало много славных дел. Здесь велась работа по программе "Луна" и "Луноход": здесь было принято первое изображение с поверхности Луны. Отсюда велось управление полётами космических аппаратов серии "Венера" и "Марс".
 
 
Что случилось потом - вы знаете сами. Оборудование постепенно распродали, полигон по камням разобрали на сувениры местные жители. Осталось лишь ограждение. Засекреченные документы, фотографии, карты космического городка и даже кинопленка, на которой запечатлены первые испытания лунохода, оказались на местной свалке.
 
Ветераны ракетно-космических войск СССР хотели сохранить историю лунодрома. Десять лет они добивались права сделать в поселке Школьное музей. Однако в космическом агентстве Украины им отказали — из-за секретности объекта.
 
Все что осталось ветеранам - вспоминать. Один из них, Анатолий Саммай, написал стихотворение "Ветеранам НИП-10". Вот оно.
 
То была жизнь привычная,
Вспоминаешь ли ты?
Как всегда на “отлично”
Проводили борты.
 
А потом перестройка,
То базар, то галдеж,
Где кому неустойка
И начался дележ.
 
 
 
Поругались “в дымину”
Генералы опять.
Решено Украину
С управления снять.
 
Как-то враз “недостойны”,
Был получен приказ.
Россияне спокойно
Обходились без вас.
 
 
 
 
 
Как обычно зазнался
Брат “Российский орел”.
Борт у них “надорвался”
И “нештатно” пошел.
 
Стал “пошаливать” дюзом,
Помотал нервы всласть,
Прямо в лапы к Французам
С дуру мог бы упасть.
 
 
 
 
 
 
 
То была словно схватка
ЦУП гудел третью ночь.
Бог иль ваша десятка
Там успели б помочь.
 
Подняли по тревоге...
Вам приказ все же дан!
Вы успели, как Боги:
Борт упал в Океан.
 
Остались и воспоминания в прозе. Вот небольшая "лунная байка", рассказывает Владимир Пилипенко, бывший начальник станции.
 
Однажды наша группа управления луноходом прозевала лунное затмение. Оно как раз выпало на 10 февраля 1971 года, когда «Луноход-1» работал в Море Дождей. Связь с центром управления прервалась, и несколько минут там царила настоящая паника. Что случилось, почему вдруг экран стал темным и аппарат не реагирует на сигналы? Вдруг кто-то догадался: затмение, Земля закрыла Солнце, батареи не получают питания. Тогда луноход пережил нешуточное испытание: температура за час упала от плюс ста до минус ста. Конструкторы предусмотрели предохранение лунохода от мороза во время лунной ночи, но машина должна была заранее закрыть солнечную батарею, укрыться термоизоляцией. А лунное затмение застало врасплох. Три часа простоял «неутепленный» аппарат с открытой солнечной батареей на поверхности. Только когда солнечные лучи осветили Луну, можно было узнать, как он это перенес. Оказалось — хорошо. Поломок и повреждений не было. Зато в газетах эту историю подали как «смелый эксперимент», испытание лунохода на прочность. Действительно, не расписываться же в таком недочете…
 
Теперь здесь есть один детский сад, одна школа, одна котельная и целых два магазина, один из которых обустроили прямо в здании бывшего КПП на въезде в город. Еще есть церковь, построенная из бытовки. Это все, что есть в Школьном.
 
http://macos.livejournal.com, 2011 г.
 
 
Лето 2013 года, фото www.aquatek-filips.livejournal.com ^
 
 
"Ромашка"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
"Куб-
Контур"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ТНА-400
 
Военно-космическое истребление
 
Расположенный в 18 км от Симферополя поселок Школьное разделил печальную судьбу практически всех военных городков нашей страны: в советские времена он даже собственного почтового адреса не имел и значился как «Симферополь-28», а в годы независимости оказался никому не нужным — прежние жители разъехались кто куда, новые нашли работу в столице Крыма, куда ежедневно ездят на рейсовом автобусе.
 
Официальной датой рождения поселка считается 4 октября 1957 г., когда здесь появился секретный объект — наземный измерительный пункт №10 (НИП-10), входивший в состав военно-космических сил СССР.Он представлял собой комплекс служебных зданий, начиненных контрольно-измерительной аппаратурой, и различных антенн, с помощью которых осуществлялась связь с космическими спутниками. Для офицеров размещенной здесь в/ч14 109 и членов их семей были построены жилые пятиэтажки, магазин, школа, детсад и котельная.
 
— На территории Союза было создано 15 таких воинских частей, как наша, и объединялись они в командно-измерительный комплекс, руководство которого находилось в подмосковном Голицыно, сегодня это город Краснознаменск, — рассказывает подполковник в отставке Равиль Асанов, преподющий в местной школе историю. — Говоря армейским языком, в военно-космические силы тогда входили две армии: первая занималась запуском аппаратов и выведением их на орбиту (Байконур и Плесецк под Архангельском), а вторая с помощью приемо-передающих средств снимала с них информацию и управляла ими.
 
Когда я здесь служил, космическая группировка СССР насчитывала 180 объектов, а американская — 120. Они брали качеством, а мы количеством. Причем 98% советских спутников были военными. НИП-10 знаменит тем, что именно отсюда была осуществлена связь с первым в мире спутником, запущенным в СССР.
 
Станций у нас было много, и каждая выполняла конкретные задачи, главные из которых — фото и радиоразведка. Например, когда началась война во Вьетнаме, наш отдел осуществлял перехват переговоров флагмана американского флота с Пентагоном. Кроме того, мы работали по программе исследований Венеры и Марса, а также принимали информацию от космонавтов.
 
Сначала на довольствии в части состояли 800 солдат и 300 офицеров, а потом она стала расширяться, создали школу младших специалистов (операторов). Когда началось освоение Луны, управление луноходами возложили на нас. Нужно было подготовить операторов, но оказалось, что не так просто найти специалистов. Одним из категорических требований к ним было отсутствие любых навыков управления, человек не должен был уметь даже на велосипеде кататься. Попробуйте таких отыскать! Объясняется это тем, что управлять луноходом сложно, а любая случайная ошибка могла оказаться катастрофической, например, вспомнил оператор, как сидел за рулем, рука рефлекторно дернулась, и в космос ушла не та команда.
 
Кстати, тренировались они в Школьном. На территории части был построен специальный полигон, имитирующий лунную поверхность и кратеры. Сюда доставили рабочий макет лунохода. Операторы отрабатывали на нем передвижение по кратерам и учились действовать с учетом задержки сигнала — до Луны ведь 384 400 км, причем это расстояние надо умножить на два — сначала команда должна дойти до лунохода, он ее выполнит и даст ответный сигнал. Только в этом случае становилось ясно, правильно ли отреагировал аппарат.
 
Солнечные батареи стоили очень дорого, на нашем луноходе их не было, а ток подавали по кабелю от тракторных аккумуляторов. Их за аппаратом таскали бойцы, а когда офицеры уходили на обед, катались на нем, как на танке. Впрочем, легкомысленностью страдали не только солдаты, но и офицеры. Когда уже настоящий луноход ползал по Луне, один из операторов решил поздравить всех советских женщин с 8 Марта. Луноход по его команде «нарисовал» на пыльной поверхности восьмерку, за что впоследствии влетело по первое число не только оператору, но и его непосредственному начальству.
 
На территории части была гостиница, которую называли генеральским домиком. Когда ее увидите, то удивитесь — скромное одноэтажное здание из ракушечника, по сравнению с нынешними особняками это курятник. Именно в ней останавливались гости. Хрущев приезжал к нам в 1962 г., разговаривал с космонавтами Николаевым и Поповичем. Часто наведывался Королев.
 
Что касается космонавтов, то из первой десятки здесь все побывали, включая Гагарина и Титова. Главная задача, которая стояла перед ними, — психологическая поддержка находящихся на орбите коллег, порой они даже анекдоты в эфире рассказывали. Связано это было с тем, что когда начались первые орбитальные полеты, условия на борту кораблей были тяжелые. Знаете, почему первые космонавты перед тем как подняться на лифте в корабль, мочились под колеса автобуса? Скафандры тогда были несовершенными, и на орбите физиологические надобности приходилось делать под себя. Потом скафандры оснастили специальными системами, а традиция осталась. К слову, самая сложная — женская, первая такая называлась «Ромашка».
 
С космонавтами мы, конечно, не общались, но могу сказать, что это были очень простые и открытые люди, у них отсутствовали даже малейшие признаки звездной болезни. Помню, один солдат рассказывал, что их послали убрать территорию возле гостиницы. Из домика вышел мужчина в обычном полушерстяном спортивном костюме. «Здравствуйте, ребятки. Как служба?» — поинтересовался он. Они ответили, мол, ничего, грех жаловаться. Мужчина удалился, и только после этого до них дошло, что разговаривали с самим Гагариным. Жалели ребята, что даже автографа не взяли.
 
Жилье за 1,5—2 тыс. долларов
 
По словам Равиля Андреевича, развал в в/ч 14109 начался в сентябре 1991 г. До конца года она по инерции еще работала по космическим объектам, ежесуточно выполнялось до 50 сеансов связи. Затем военнослужащим предложили принять украинскую присягу, а часть вывели из контура управления космическими аппаратами, и работала она уже с несколькими станциями украинского производства. Офицеры, отказавшиеся присягнуть новому государству, паковали чемоданы и уезжали в российские космические части.
 
С 1991-го по 1995 г. оставшиеся в Школьном офицеры по сути превратились в охранников, которые с горечью наблюдали, как под видом планового демонтажа и консервации растаскивалось военное имущество и сдавалось на металлолом.
 
Когда в поселке не стало ни света, ни газа, ни тепла, ни телефонной связи, бегство из него приняло панический хаДо антенны ТНА-400 руки у ликвидаторов еще не дошлирактер. Люди распродавали квартиры по дешевке — за 1,5 — 2 тыс. долл. Из старослужащих остались только те, которые не успели получить квартиры в Симферополе. Дело в том, что до 91-го года в части существовало железное правило — отслужил 25 лет, получай ключи от квартиры в столице Крыма, и до свидания. На место ушедших в отставку прибывали молодые кадры. Разумеется, после 91-го квартиры никому не выделяли, и 30 офицеров были вынуждены остаться в вымирающем поселке. В результате поселок сегодня на 70% заселен пришлыми людьми, купившими здесь квартиры за смешные деньги.
 
Школьное, получившее статус поселка только в 2002 г., оказалось не нужным никому — ни военным, ни правительству. Бывший военный городок впал в разруху и нищету. От воинской части осталась только приемо-передающая антенна ТНА-400 с диаметром тарелки 32 м. От другой — точно такой же — осталось только бетонное основание.
 
— Антенну пока еще на металлолом не разобрали, но слухов ходит много, вроде бы какая-то телекомпания выкупить ее собирается, — говорит Равиль Асанов. — Она в рабочем состоянии, на нее только современную аппаратуру надо поставить.
 
Я поинтересовался, сказалась ли ликвидация воинской части в Школьном на российском космосе.
 
— Разумеется. Но за 5 последующих лет россияне эту «дырку» залатали. К этому времени появилась новая аппаратура, более мощная и совершенная. Например, в Колпашево в воинской части, аналогичной нашей, был единственный в космических частях отдел, передававший сигналы точного времени. В нем служили 50 солдат и 20 офицеров, а аппаратура занимала огромное здание. Сегодня эту задачу выполняют 5 человек, а блок управления не больше чемодана.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Равиль
Асанов
 
 
До антенны ТНА-400 руки у ликвидаторов еще не дошли
Руины вместо музея
 
 
По словам Равиля Андреевича, жизнь в поселке начала налаживаться только в последние годы. Сюда провели газ и подключили его к домам.
 
За счет спонсоров запустили котельную, и теперь люди зимой не мерзнут. Местные власти планируют построить автономную котельную, чтобы меньше платить за газ и экономить топливо. Документация уже готова, а проектировщики определились с местом, где начинать монтаж.
В поселке 400 человек проживают в квартирах, требующих капремонта, но пока что денег на это нет. Работает школа, в которой учатся 182 ученика. Надобности расширять ее нет, хотя в 91-м уже была разработана проектная документация на строительство нового здания на 880 мест. Местный детсад посещает 132 ребенка, причем очередь превышает 200 человек, так как сюда направляют детей из соседних сел. Эту проблему можно решить, если сделать капремонт трех помещений.
 
В ближайших планах поссовета — строительство спортивно-оздоровительного комплекса с тренажерным залом. Школьный спортзал уже отремонтировали, а заодно привели в порядок и футбольное поле. В поселке действует ФАП, в котором есть стоматологический кабинет.
 
— Самая большая наша проблема, которую вряд ли удастся разрешить в обозримом будущем, это тотальная безработица, — сетует Равиль Асанов. — Население поселка — чуть больше 2 тыс. человек, и свыше половины из них по утрам на автобусе ездят в Симферополь, где и зарабатывают на жизнь.
 
До сих пор душа болит за нашу часть. Зачем ее расформировали? Россия тому же Казахстану ежегодно платит за аренду Байконура 45 млн. долл. В крайнем случае можно было бы создать здесь музей. Уверен, что американцы так бы и поступили, и водили бы сюда за деньги туристов. В России ветераны военно-космических сил были, есть и будут, а мы вымрем, как мамонты.
 
Владимир СЕНЧИХИН, Александр СКИФСКИЙ, www.2000.ua, сент. 2013.