НИП-5, в/ч 14071
м. Искуп Туруханского р-на Красноярского края.
 
 
Частью командовал
п-к  Лавровский Владимир Владимирович  1957 - 1958
 
By Елена Тростникова
 
В.М. Сербин.       Первые шаги - первые успехи.
 
Работы по созданию командно-измерительного комплекса - научные, технические, организационные, строительные были поручены Научно-исследовательскому институту Министерства обороны (НИИ 4 МО, г. Болшево).  К работам по созданию Командно-измерительного комплекса были привлечены молодые ученые, специалисты института - П.Э. Эльясберг,
П.А. Агаджанов, Г.И. Левин, Г.С. Нариманов и другие, всех не перечислить.
 
Ко времени первого запуска межконтинентальной ракеты были решены все основные вопросы организации Командно-измерительного комплекса. Намечено распределение выпускников высших и средних учебных заведений на работу в комплекс, выделены ассигнования на изготовление техники, приобретение материалов и оборудования, строительство на измерительных пунктах.
Начальником Командно-измерительного комплекса был назначен  генерал А.А. Витрук.
 
12 июля 1957 года был подписан приказ № 1 по «Центру комплекса измерительных средств, связи и единого времени» (так назывался тогда КИК).
 
Парторгом стал А.Н. Страшнов.
 
Научно-испытательную работу возглавил кандидат технических наук П.А.Агаджанов.
 
Руководство службами связи и единого времени было поручено опытному специалисту и прекрасному организатору Г.Н. Чегогидзе.
 
Особое внимание было уделено подбору кандидатов на должности начальников научно-измерительных пунктов.
 
На эти должности были назначены бывшие фронтовики, прошедшие через горнило войны, обладающие высокими организаторскими способностями, настойчивые при выполнении поставленных задач, внимательные к подчиненным  и владеющие опытом руководства личным составом в экстремальных условиях.
 
Вот их имена:
               Будиловский В.Я.
               Краснопер В.И.
               Постернак М.С.
               Лавровский В.В.
               Фадеев Н.Г.
               Бачурин  А.П. и другие.
 
Первые командиры НИПов и ведущие специалисты Центра КИК, участвовавшие в работе с первыми станциями "Луна" в 1959 г.
Сидят - В.В. Лавровский - НИП-5 п. Искуп;
               М.С. Постернак - НИП-6, п. Елизово;
               А.Н. Страшнов - зам. нач. КИК по политчасти;
               И.И. Спица - нач. отдела связи и  СЕВ Центра КИК;
               П.А. Агаджанов - зам. нач. КИК по измерениям и экспл. спецтехники;
               Б.А. Покровский - вед. специалист НИИ-4 по КИКу;
               Г.И. Блашкевич - вед. спец. КИК по автоматизации обработки ТМИ;
Стоят -  В.Я. Будиловский - НИП-2, п. Макат;
               М.А. Николенко - НИП-10, г. Симферополь;
               Н.Г. Лан - НИП-11, г. Тбилиси;
               Н.И. Бугаев  НИП-13, г. Улан-Уде;
               В.Д. Ястребов - вед. баллистик КВЦ;
               Б.Ч. Дроздов - НИП-14, п. Болшево, п. Щелково;
               В.И. Краснопер- НИП-3, п. Сары-Шаган;
               Н.Г. Фадеев - НИП-7, п. Ключи;
               И.Л. Геращенко - нач. отд. измерений Центра КИК.
 
Так как  создание Командно-измерительного комплекса и его  научно-измерительных пунктов (НИП) было поручено Министерству Обороны, то весь личный состав пунктов был укомплектован  офицерами, сержантами и рядовыми солдатами. Каждому НИПу был присвоен номер войсковой части.
 
Местом прибытия на службу вновь назначенным офицерам была определена знаменитая огромная комната 60 в административном здании НИИ-4 МО.
 
Каждому начальнику НИПа в этой комнате был выделен стол, сейф и несколько стульев. На каждом столе стояла бирка с номером войсковой части. С утра и до позднего вечера командиры принимали выпускников ВУЗов и училищ, знакомились с ними и немедленно давали неотложные и самые разнообразные поручения. Одних направляли на заводы изучать и принимать технику, других на склады для получения продовольствия, обмундирования, оружия, транспорта и разнообразного технического имущества. Получаемые техника и имущество складировались в огромные палатки, разбитые вдоль полотна железной дороги стации Пушкино Московской области. Автору этих строк выпало на долю принимать, учитывать, складировать и охранять  имущество войсковой части  14071, командиром которой был назначен  полковник Лавровский В.В.
 
Делалось это примитивно просто, без излишней бюрократии. Накладные подшивались  в отдельную папку, на каждом ящике писался его номер, а в отдельный журнал заносились данные - № ящика и что в нем находится. Эта работа дала свои плоды, когда часть прибыла на место дислокации. Все имущество было погружено и складировано огромными штабелями. Чтобы найти необходимый предмет, обращались к журналу, который заполнялся в Пушкино.
 
По мере укомплектования НИПов личным составом, техникой и имуществом они отправлялись к местам своей дислокации  расположенным по всей территории Советского Союза: на Кавказ, в северный и южный Казахстан, под Ленинград, на Камчатку, в Сибирь.
 
В середине августа 1957 года на пункты назначения были отправлены последние эшелоны. Пути дороги предстояли дальние, непростые, трудные особенно для эшелонов, следующих на Камчатку и  сибирские  пункты.
 
Наш эшелон прибыл в Красноярск, и в срочном порядке в речном порту была произведена перегрузка всей техники, имущества и личного состава на баржи. Караван барж отправился вниз по течению Енисея. В течение долгого пути, люди ранее не бывавшие в Сибири любовались дикими берегами, необычайными красотами, постоянно появляющимися из-за поворотов реки. Много говорили о предполагаемом месте остановки, строили планы на быстрое освоение нового места и ввода в строй техники. 
 
И вот, на конец конечная остановка. Баржи причалили по возможности ближе к берегу для облегчения разгрузки, так как ни о каких сооружениях или приспособлениях, куда можно было причалить, не могло быть и речи.
 
 Местом дислокации в/ч 14071 было местечко Искуп, что расположено на берегу Енисея,  на 300 км южнее Туруханска. Из соображений скрытности пункт был расположен на берегу Енисея, но от основного фарватера реки его загораживал остров. Небольшая полоска земли шириной порядка 300м вдоль обрывистого берега реки с одной стороны и болотистого леса с другой стороны, протяженностью порядка 3 км служила местом расположения пункта.
 
К моменту прибытия части строители сумели построить только три сборно-щитовых четырех-квартирных домика, барак для командного пункта и узла связи. В стадии строительства находились баня, казарма и дизельная.
 
Суровый необжитый край, тайга, ближайшее село Верхне-Имбатск - в 18 км севернее на правом берегу Енисея и на том же берегу напротив пункта за островом местечко Искуп, состоящее из трех ветхих домиков.
 
Вскоре, в конце сентября, закончилась навигация на реке Енисей. Полная оторванность от цивилизованного мира. Связь с Москвой - только по радио. В такой обстановке начал свою работу НИП по подготовке техники и личного состава к грядущим работам с искусственными спутниками Земли.
 
Командир части полковник Лавровский Владимир Владимирович умело организовал работу всего коллектива. Параллельно основной задаче - освоению и подготовке техники к предстоящим работам, он уделял большое внимание устройству быта офицеров, их семей и рядового состава.  Своим трудолюбием, внимательным отношением к людям, личным примером командир завоевал уважение всего личного состава части. Многие годы спустя большинство офицеров с благодарностью вспоминают своего командира и в работе используют опыт, приобретенный в этот трудный, первый год службы на НИПе. Нелегко пришлось первопроходцам пункта, которые, несмотря на великие трудности и лишения с честью выполнили возложенные на них обязанности и задачи.
 
Вот их имена:
-полковник            Лавровский Владимир Владимирович - командир части ; 
-капитан                Сазонтов Валентин Иосифович - заместитель командира части;
-подполковник     Лосяков Петр Нилович - замполит части;
 
-ст. лейтенант      Сербин Виктор Мефодьевич - начальник группы;
-капитан                Меньшиков Арнольд Яковлевич - начальник группы;
-лейтенант            Кузнецов Никодим Васильевич - начальник штаба;
-ст. лейтенант      Заикин Петр Васильевич - интендант;
-ст. лейтенант      Якшин Анатолий Петрович - начальник автослужбы;
-ст. лейтенант      Михайлов Виталий Иванович - врач части;
 
-капитан                Шкреба Иван Емельянович - начальник узла связи;
-лейтенант            Капустин Сергей Васильевич - начальник станции СЕВ;
-ст.лейтенант       Камардин Николай Александрович-начальник телеграфа ЗАС;
-лейтенант            Райский Степан Афанасьевич - техник телеграфист и ЗАС;
-капитан                Корниенко Виктор Григорьевич - начальник радиостанции  Р-110;
-ст. лейтенант      Сенченко Георгий Николаевич - техник СЕВ;
-лейтенант            Кичкин Владимир Иванович - техник "Берилл";
-лейтенант            Емцов Ким - начальник радиостанции  Р-102;
-лейтенант            Балагуров Моисей Кузьмич - начальник приемного отделения радиостанции Р-110;
 
-лейтенант            Неронов Александр Николаевич - начальник станции П-30;
-ст. лейтенант      Назаров Анатолий Иванович - инженер станции П-30;
 
-лейтенант            Саркисян Григорий Савельевич - начальник станции "Бинокль";
-лейтенант            Грачев Юрий Иванович - старший инженер станции "Бинокль";
-лейтенант            Чистяков  Петр Петрович - инженер станции "Бинокль";
 
-лейтенант            Захаров Владимир Петрович - начальник станции "Иртыш";
-лейтенант            Виноградов Владимир Александрович - старший инженер станции "Иртыш";
-лейтенант            Росляков Евгений Алексеевич - инженер станции "Иртыш";
 
-лейтенант            Смирнов Юрий Викторович - начальник станции "РТС-8";
-лейтенант            Сывороткин Вячеслав Иванович - техник станции "РТС-8";
-лейтенант            Климанов Владимир Николаевич - техник станции "РТС-8";
 
-лейтенант            Горбач Анатолий Степанович - начальник станции "МРВ-2";
 
-лейтенант            Махорин Вячеслав Макарович - начальник ПОЗУ "Кварц";
-лейтенант            Журавлев Иван Афанасьевич - инженер ПОЗУ "Кварц";
-ст. лейтенант      Гордиенко Виктор Григорьевич - техник ПОЗУ "Кварц";
 
-лейтенант            Бондаренко Евгений Николаевич - начальник станции СОН-2.
 
Лавровский
Владимир Владимирович
 
Лосяков
Петр Нилович
 
Начались трудовые будни. Основной задачей личного состава части являлась подготовка техники к предстоящим работам. Подбирались и оборудовались площадки для установки радиотехнических средств, проводилась их геодезическая привязка. Проверялась работоспособность аппаратуры после длительной транспортировки и многих перегрузок. Регулярно проводились частные и комплексные тренировки всех средств пункта. Отрабатывалась система внутренней громкоговорящей связи. Регулярно проводились сеансы связи с Москвой с использованием имеющихся радиостанций Р-110 и Р-102.
 
Большинство офицеров были выпускниками военных училищ 1957 года. Благодаря правильной организации работ под непосредственным руководством командира части Лавровского В.В., его заместителя Сазонтова В.И. и начальника узла связи Шкреба И.Е., офицерский состав приобрел опыт работы на технике, глубоко изучил ее устройство и до автоматизма отработал все действия операторов во время проведения сеансов связи с объектом. Настойчивая, кропотливая работа командования, большой патриотический порыв личного состава, обусловленный причастностью к работам в совершенно неизведанной области, дали хороший результат. К моменту запуска третьего искусственного спутника Земли пункт был хорошо подготовлен к работам.
 
Подразделение связи НИПа.
 
Наряду с основной задачей личный состав пункта (121 человек офицеров, сержантов и солдат) решал массу запланированных и возникающих вновь задач чисто бытового плана. Организация питания превратилась в целую проблему. Весь запас продуктов, завезенный на пункт, состоял полностью из консервированной сухой продукции: мясные консервы, рыбные консервы, сухие картофель, морковь и т.д. Не было квалифицированных поваров и надо было научиться готовить пищу из сухих продуктов в полевых условиях. Столовая была введена в строй к ноябрю. Особое место занимал вопрос выпечки хлеба. Многие дни личный состав питался пробным, не доведенным до кондиции хлебом. Он был то недопеченным, то подгоревшим, и в ход шли запасы сухарей. Но и эта трудность была преодолена, наши смышленые, трудолюбивые солдаты научились готовить вкусные обеды и выпекать прекрасный хлеб. Кроме того, как добавка к рациону шла рыба и дичь, добываемая энтузиастами. Благо, в глухой  тайге и Енисее их было достаточно.
 
Остро стоял вопрос о помывке личного состава. Баня была введена в строй только в декабре 1957 года. До этого времени, используя фронтовой опыт командира, была организована помывка личного состава и их семей в крытом кузове одного из автомобилей. Процедура была крайне проста и примитивна. Вода грелась на кострах в огромных котлах. Кипяток и снег в тазиках подавались в кузов, где находилась партия моющихся из 6-8 человек. Вода самотеком выходила на улицу.
 
Женщины на пятом НИПе.
 
Отопление палаток, где размещались сержанты и солдаты, домиков офицерского состава, а в дальнейшем казармы и столовой, осуществлялась дровами. Заранее дрова не заготавливались. Имеющийся  в части бульдозер направлялся в тайгу и волоком к каждому домику и палаткам доставлял огромные деревья сухостоя. Далее дело зависело от потребителя, каждый пилил и колол столько дров, сколько требовалось для отопления. Но не всегда все получалось гладко. В декабре при очередном рейсе за дровами, бульдозер двигался по льду озера. Лед не выдержал, бульдозер ушел под воду, тракторист сумел выбраться из холодной воды. Много усилий было потрачено на извлечение бульдозера из воды. Многие добровольцы ныряли в холодную воду при 30-градусном морозе, чтобы зацепить тросом затонувшую машину. Их героические усилия увенчались успехом. Тяжелый артиллерийский тягач с трудом вытащил на берег "утопленника".
 
Для новоселов это была первая и, пожалуй, самая тяжелая зима. Сугробы намело под крыши домов. От лютых морозов, казалось, оцепенело все. Даже специальное арктическое топливо перед заправкой в баки двигателей приходилось разогревать, на морозе оно становилось как студень. Непроглядная тьма по 18-19 часов в сутки, метели и пронизывающие ветры - такова была зима 1957-1958 годов. И уже совсем некстати было получено сообщение гидрометслужбы о грозящем затоплении территории  пункта весенними водами. Пик паводка прогнозировался на вторую половину мая. А как раз на это время планировался запуск третьего спутника. Ценой неимоверных усилий к концу апреля, план противопаводковой комиссии был выполнен: построены высокие бревенчатые эстакады, намертво закреплена  на них колесная техника, дополнительными растяжками подстрахованы мачты на антенных полях, проложены резервные линии внутренней связи и энергоснабжения, крепко накрепко увязаны  и "пришиты" к земле тысячи бочек с горючим, чтобы не унесло их в реку. Организована спасательная группа, подготовлены лодки и катер. Да разве перечислить все, что было сделано.
 
Коллектив художественной  самодеятельности
 
Основными задачами НИПа по выполнению работ с ИСЗ являлись:
-измерение траектории полёта спутника, регистрация параметров траектории, предварительная дешифровка и передача результатов в вычислительный центр, расположенный в Москве;
-приём со спутника телеметрической информации, регистрация её на фотоплёнку и отправка плёнки в не проявленном виде в Центр;
-оперативная передача некоторых телеметрических параметров снимаемых операторами визуально с экранов  электроннолучевых трубок в Центр;
-выдача на борт спутника управляющих разовых команд по распоряжению из Центра;
-тщательная привязка ко времени всех параметров получаемых в процессе сеанса связи.
Для выполнения этих задач НИП был укомплектован:
-станциями для измерения траектории движения спутников «БИНОКЛЬ», «ИРТЫШ», «СОН-2»;
-станцией приёма телеметрической информации «РТС-8»;
-станцией для выдачи радиокоманд «МРВ-2М»;
-станцией единого времени «СЕВ»- для привязки измерений всех станций к единому времени;
-радиостанциями «Р-102» и «Р-110»;
-телеграфной аппаратурой «СТА»;
-аппаратурой засекречивания информации связи «ЗАС»;
-аппаратурой громкоговорящей связи «ДУМ-40» обеспечивающей связь между командным пунктом НИПа и станциями.
 
15 мая 1958 года новый  третий спутник был выведен на орбиту, и таежный пункт принял от него первые сигналы. Все шло по программе. Тем временем Енисей начал выходить из берегов, 21 мая на территорию хлынули потоки воды. Уровень ее быстро повышался. Через трое суток вода уже омывала колеса стоящих на эстакаде радиотехнических станций. Но работа шла строго по программе. Сотрудники узла связи перенесли аппаратуру на чердак и там продолжили вести свою необычную вахту.
 
День и ночь грохочущей лавиной мчалась в тайгу через территорию пункта вода, увлекая с собой ледяные глыбы. Чтобы они не повредили станцию обнаружения, стоящую на отдаленном пригорке, ее как верный рыцарь со щитом, оберегал бульдозер. Его стальной нож принимал на себя напор воды и удары льдин.
 
После каждого сеанса связи со спутником, пленки и ленты доставлялись на лодках с эстакады на узел связи для передачи данных в Центр.
 
Положение пункта оставалось угрожающим. Льдины повредили юстировочную  вышку и несколько матч антенного поля.
 
Из Центра поступило сообщение: "Если людям угрожает опасность, Вам разрешено выключить все средства, кроме связи с Центром и прекратить работу со спутником». Сообщение по громкой связи было передано на средства. Личный состав принял решение -  продолжать работу. На следующее утро вода пошла на убыль. Стихия отступала.
 
Таежный пункт не сорвал не одного сеанса связи со спутником. Более того, измерения, выполненные отважными испытателями в таких неимоверно трудных условиях, были признаны одними из лучших во всем комплексе. Закончилось наводнение. Работа средств со спутником продолжалась в соответствии с  планом центра.
 
 Появились новые заботы по ликвидации последствий наводнения. Восстанавливались мачты антенного поля,  поваленные стихией. Проводилась отбраковка замоченных и пришедших в негодность продуктов питания. Собирались и возвращались на склад ГСМ бочки с горючим разбросанные стихией по тайге. Восстанавливались выведенные из строя лини связи и электропитания. Аппаратура узла связи снова монтировалась на свои места. Постепенно жизнь пункта входила в нормальную колею.
 
Казарма во время наводнения.
 
Командный пункт, узел связи и станция «Бинокль»
во время наводнения
 
 
Возвращались и семьи из Верхне-Имбатска.  Примечательно то, что семейный коллектив за время наводнения увеличился на одного человека. В пик наводнения,  когда лейтенант Чистяков Петр Петрович обеспечивал работу станции "Бинокль" с третьим искусственным спутником Земли, его жена Арра Петровна на другом берегу Енисея в селе Верхне - Имбатске преподнесла ему подарок - родила дочь, которую назвали Ириной. Это событие было отмечено всем личным составом пункта. И Петр Петрович был счастлив, принимая поздравления сослуживцев.
 
 
 
 
 
 
 
Чистяков П.П.
 
с новорожденной
 
Ириночкой.
 
 
 
 
 
Незаметно пролетела бурная, короткая скоропостижная весна. Тайга и особенно прибрежные заросли и поляны зазеленели, заиграли всеми цветами радуги сибирских, полевых и лесных цветов. Казалось, что никогда не свирепствовала вьюга, не было снежных буранов и огромных сугробов, не было трескучих морозов. Наступило  не по сибирски  жаркое лето. Температура доходила до 28 - 30 градусов, хорошо бы искупаться в прохладных водах Енисея. Но совершенно неожиданно для новоселов возникла новая проблема. Тучи комаров не давали нормально жить и работать. И только после доставки на пункт накомарников и димитилфтолата стало сносно жить и работать. Все без исключения ходили в плотной одежде застегнутой на все пуговицы, в накомарниках и с руками смазанными димитилфтолатом. Меры принятые против комаров, обернулись другой стороной медали - жара,  а раздеться невозможно. В домах и казарме все окна были затянуты марлевыми занавесками, кровати накрывались марлевыми пологами,  и все же эти маленькие злодеи проникали через все заграждения и не давали спать ночью.
 
Интересно было наблюдать за процессом купания. Все дома были расположены на самом берегу Енисея. И вот из домика выходил человек в 30-ти градусную жару в сапогах, завернутый в плащ - накидку, с накомарником на голове и направлялся к берегу. На берегу все одеяние быстро снималось, и человек немедленно бросался в воду, спасаясь от туч  комаров. После купания процесс шел в обратном порядке.
 Дорогой читатель, казалось бы, что работники пункта,
 проживавшие ранее в различных точках Советского
 Союза, в основном молодые люди до 30 лет, попав в
 такую сложную, экстремальную житейскую ситуацию
 могли сломаться, пасть духом, потерять
 работоспособность - но этого не случилось.
 
 Благодаря большим усилиям, кропотливой работе,
 личному  примеру командира части Лавровского
 Владимира Владимировича и замполита подполковника
 Лосякова Петра Ниловича стремление преодолеть все
 трудности, выполнить поставленную задачу отлично, не
 унывать - были основными принципами жизни и работы
 работников пункта.
 
 В перерывах между работами, в часы отдыха,
 постепенно организовывался коллектив художественной
 самодеятельности, в который вошли офицеры, их жены,
 сержанты и солдаты. Репетиции кружка художественной
 самодеятельности сплотили коллектив, выявили многих
 талантливых исполнителей. Первый концерт был принят
 как подарок всему личному составу части. В дальнейшем
 коллектив выезжал на концерты в Верхне - Имбатск, где
 тепло встречался жителями этого сибирского села..
 
За молочком в Верхне-Имбатск.
 
Большое внимание уделялось физической подготовке и спорту. Регулярно проводились соревнования между подразделениями по футболу, волейболу, легкой атлетике, бегу на лыжах. Во всех соревнованиях самым активным участником  и их организатором  был командир - Лавровский В.В
 
Одновременно с запусками искусственных спутников Земли, их отработкой и усовершенствованием, велись работы по созданию ракеты - носителя, космического аппарата и наземного комплекса управления, предназначенных для полетов в сторону Луны.
 
Научные проработки показали, что для обеспечения полета к Луне требуется создание дополнительных пунктов, предназначенных для контроля и управления полетом ракеты - носителя на активном участке. На основании этого было принято решение создать пункт находящийся на трассе полета. Место его расположения было выбрано в Омской области близ станции Шипицыно.
 
Хорошая погода-построение в шинелях.
 
После окончания работы с третьим искусственным спутником Земли, в июне 1958 года, было принято решение о расформировании северного пункта находящегося в поселке Искуп. Весь личный состав пункта направлялся на новое место дислокации - станция Шипицыно. Это был сплоченный, сработанный коллектив, получивший большой опыт работы по строительству, монтажу и вводу в строй аппаратуры и проведению сеансов связи с искусственным спутником Земли.
 
Перед пунктом была поставлена задача: демонтировать аппаратуру, подготовить ее к передислокации и передать ее часть на пункт расположенный близ города Енисейска. Остальное имущество и техника направлялись к новому месту дислокации.
 Начались горячие дни подготовки к переезду. Проведена огромная работа по проверке комплектности, консервации техники и подготовки ее к транспортировке. Особенно трудная задача выпала на долю интенданта Заикина Петра Васильевича, в ведении которого было все вещевое, продовольственное и другое имущество пункта. Последствия наводнения, отсутствие тары, малочисленный личный состав накладывали особый отпечаток на подготовку к передислокации. Все работы  необходимо было провести в кратчайшие сроки с тем, чтобы  успеть вывести личный состав, имущество и технику пункта в период навигации на реке Енисей. Дорога предстояла не ближняя - порядка тысячи километров на баржах вверх по течению Енисея, до города Красноярска, перегрузка на железную дорогу и движение по транссибирской магистрали  до Омска, а затем на юг в Барабо- Юдинские степи на станцию Шипицыно.
 
Требовалось тщательно упаковать, учесть и погрузить все имущество, разделив его по назначению, по срокам востребования на новом месте жизни. Кроме того, необходимо было подготовить продукты и походное кухонное хозяйство, для обеспечения нормальным питанием личного  состава пункта в дороге.
 
Отдельно комплектовалось имущество связи для обеспечения непрерывной связи в пути между баржами, во время передвижения по реке, и между вагонами, во время движения по железной дороге. Вот здесь и сказались опыт и знания,  приобретенные в Подмосковье,  во время организации пункта и движения его на место дислокации. Были учтены все ошибки и просчеты прошлого года.
 
Прекрасные организаторские способности  командира В.В. Лавровского,  начальника группы В.И. Сазонтова, замполита П.Н. Лосякова, начальника узла связи И.Е. Шкреба, интенданта П.В. Заикина, самоотверженный труд всего личного состава дали свои результаты. Работали все, без исключения не считаясь со званиями и должностями по 10 - 12 часов в сутки.
 
 И  вот все готово к отъезду. Несколько свободных дней ожидания барж, а с их прибытием несколько суток тяжелой изнурительной работы по погрузке и размещению техники на баржах. Наконец все погружено, проверено наличие личного состава.
 
Наступил волнующий момент прощания с этим отдаленным, суровым сибирским местом. Искуп многое  нам дал: закалил физически, научил преодолевать трудности и находить выходы из  трудных положений, которые казались тупиковыми, сплотил коллектив. Здесь мы познали цену дружбы и взаимной выручки. Мы полюбили этот суровый, но прекрасный край.
 
 
На работу - как на парад...
В центре - лейтенантРосляков Е.А.
 
Прощальные гудки буксиров! Буксиры и баржи медленно, как  бы неохотно, отходят от берега и берут курс на юг в Красноярск. Медленно за бортом проплывают знакомые столь родные берега нашего пункта. Прощай Искуп. Мы вечно будем тебе благодарны за то, что ты в этой отдаленной сибирской глуши приобщил нас к великому делу - делу освоения космического пространства.
 
После трудной, многодневной, забирающей последние силы работы по погрузке техники и имущества, наступил заслуженный долгожданный отдых. Баржи медленно шли вверх по течению Енисея. Перед взором открывались прекрасные пейзажи Енисейских берегов. За дни движения можно было прочувствовать слова "седой Енисей" - дальний берег даже в ясную солнечную погоду выглядел сумрачным в туманной дымке. На редких остановках ловили рыбу, варили уху, загорали и купались на чистейших пляжах.
На Енисее тоже бывают штормы...
 
 
Особое, неизгладимое впечатление оказало на путешественников прохождение Енисейских порогов "Каменные ворота". Могучий Енисей шириной порядка километра устремлял свои воды в узкий каменный проход шириной 150 - 200 метров. Стремительное течение, разговаривать невозможно из-за грохота воды. Буксиры не справляются с течением - им на помощь каждой барже придаются еще по два буксира для преодоления такой необузданной силы воды. И все же продвижение вперед идет, хотя и с черепашьей скоростью. Прохождение порогов длилось порядка двух часов.
 
После дикой пляски воды, бушующей стихии выход на ровный тихий фарватер оглушал своей тишиной и необъятными сибирскими просторами. Люди как завороженные смотрели на узкий проход, из которого они только - что вырвались.
 
Длительная остановка в Енисейске, передача техники пункту, расположенному в нескольких километрах от города, и снова  путь в сторону Красноярска.
 
Вот и Красноярск! Кончился водный путь. Снова перегрузка в железнодорожный эшелон и длинная дорога по транссибирской магистрали на запад,  к новому месту дислокации пункта. Прибыли на станцию Шипицыно в конце лета.
 
Речной вокзал города Красноярска
 
Слева направо - генерал-майор И.М. Мартынов (начальник политотдела КИК),
енерал-майор А.Г. Афанасьев (первый НШ КИК), полковник В.В. Лавровский (нач. НИП-5, НИП-14),
 генерал-майор Г.С. Титов (зам. нач. КИК по управлению КА воен. назн.)
1982 год, Голицыно-2.
 
 
 
Автор воспоминаний - Виктор Мефодьевич Сербин родился 29 июля 1929 года в г. Семипалатинске.
 
Высшее образование получил в Киевском высшем инженерно-авиационном училище. В Вооруженных силах с 1946 по 1979 год.
 
В Командно-измерительном комплексе СССР с начала его формирования – с 1957 по 2001 год.
 
Военную службу проходил на НИП-5 (Искуп), НИП-8 (Шипицыно), НИП-2 (Макат), НИП-15 (Уссурийск), Центр КИК (Москва), занимая должности старшего инженера испытателя, начальника группы станций, заместителя начальника НИПа, заместителя начальника отдела, начальника отдела, заместителя начальника управления, начальника управления в Центре КИК.
 
 
Виктор Мефодьевич был непосредственным участником всех значимых событий в космической жизни Советского Союза: запуск первого в мире искусственного спутника Земли, первого человека в космос, испытаний и эксплуатации орбитальных станций и многих других.
 
После демобилизации он продолжал работать в космической отрасли: в Конструкторском Бюро «Салют» (г.Москва), НИИ Радиотехнических измерений (г.Харьков), генеральным директором Совместного Росийско – Украинского предприятия «Западный ЦДКС», в Национальном Центре управления и испытаний космических средств Украины.
 
В 1982 году Виктор Мефодьевич стал основателем ветеранской организации г. Евпатории. Его беззаветный труд в космической отрасли отмечен орденами «Знак почёта», «Трудового Красного знамени» и пятнадцатью медалями Советского Союза.
 
Ушел из жизни Виктор Мефодьевич 7 июня 2011 года, на 82-м году. Полковник в отставке, ветеран ракетно-космической отрасли Украины, заслуженный испытатель космической техники, почётный радист СССР Виктор Мефодьевич Сербин похоронен в г. Евпатория.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
50 лет ЦДКС
12 апреля 2011 г.
Юбилейные торжества в
евпаторийском
 городском
театре.